А.В.Журавский
Во имя правды и достоинства Церкви
Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского

Обложка книги

Книга вышла в Москве в Изд. Сретенского мон-ря в 2004 г., как сказано — к 10-летию возрождения сего монастыря.

При публикации нами использованы общепринятые сокращения. Опускаются пространные цитаты из публикуемых здесь же документов. Хульные выпады по адресу Истинно-Православной Церкви также будут удаляться, хотя их замечено не так много, как это обычно бывает у патриархийных историков. Наш текст — жирным шрифтом.

Сам А.В.Журавский, признавая некоторую противоречивость взглядов Митр.Кирилла на деятельность митр.Сергия, говорит в одной из своих статей (они здесь также не приводятся, т.к. не представляют научно-исторической ценности), что это, тем не менее, “позволяет вести диалог о преодолении разделений”. По-видимому, здесь в первую очередь подразумевается Зарубежная Церковь, с которой МП и пытается в последнее время “договориться”.

Не согласны мы и с позицией (ругательной) автора по отношению к Григорию Распутину, и также внесли здесь кое-какие коррективы.

Глава 1. Пастырская и архипастырская деятельность митр.Кирилла до первой мировой войны

Глава 2. Служение митр.Кирилла в период Первой мировой войны и двух революций

Глава 3. Деятельность митр.Кирилла в Советской России до Декларации 1927 года

Глава 4. Последний период жизни митрополита Кирилла

Приложения

  1. Историографический и источниковедческий обзор
  2. Отзыв экстраординарного профессора Н.И.Барсова. О сочинении студента Смирнова Константина: «Никифор Феотокий и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы»
  3. Письма архимандрита Кирилла начальника Урмийской Миссии:
  4. Записка архим.Кирилла По вопросу принадлежности Урмийский храмов Православной Духовной Миссии
  5. Избранные слова, проповеди и поучения владыки Кирилла (Смирнова)
  6. Сообщение Архиепископа Тамбовского Кирилла о посещении делегацией Поместного Собора министра-председателя Временного Правительства А.Ф.Керенского
  7. Расшифровка стенограммы заседания, состоявшегося в Богоявленском соборе Казани
  8. Протокол допроса Сахарова Афанасия Григорьевича
  9. Переписка священномученика Кирилла и заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия
  10. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода Об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром»
  11. Письма Митрополита Кирилла священнику Евлампию Едемскому-Своеземцеву
  12. Показания Митрополита Казанского и Свияжского Кирилла
  13. Письма Митрополита Кирилла по вопросу местоблюстительства
  14. Материалы по Гжатскому Делу
  15. Письма Митрополита Кирилла из поселка Яны-Курган
  16. Материалы по Чимкентскому Делу

Следуя новой политике МП, направленной на согласование двух непримиримых позиций, т.е. истинно-православной и сергианской, автор, не отличая исповедничество от малодушия, приводит нам далее в качестве примера такого согласования жизнеописания двух современников и, в некотором смысле, соратников митр.Кирилла. Он как бы говорит читателю: «Вот смотрите: был последователь и духовный сын, и ничто не воспрепятствовало ему подчиниться официальной Церкви. Почему бы и вам не последовать этому примеру?!» Это, если говорить о личности архим.Александра. Относительно же Еп.Иоасафа автор тоже ведёт себя подобным образом, стараясь представить нам прежде всего те документы, которые доказывали бы правоту их лукавой политики. В предисловии к данной третьей части книги (вторая — составляет приложения) автор пишет:

Последователями и духовными чадами митр.Кирилла были еп.Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), еп.Ковровский Афанасий (Сахаров), еп.Чистопольский Иоасаф (Удалов), еп.Кинешемский Василий (Преображенский), еп.Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), еп.Дамаскин (Цедрик), еп.Гавриил (Абалымов), архим.Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова), Василия (Преображенского).

В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митр.Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митр.Кириллам в июле 1920, когда вл.Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй — еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Еп.Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архим.Александр после ссылок и концлагерей поселился в с.Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архим.Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских.

Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архим.Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архим.Александра (Уродова).

Публикации