Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления свт.Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого.
С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре вл.Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания свт.Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосв.Кирилла.
В мае 1912 ходатайство вл.Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении свт.Питирима Тамбовского принесло первые свои результаты. Святейший Синод, «рассмотрев означенное ходатайство, поручил преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода».1 Можно предполагать, что благоприятному решению этого вопроса способствовало то обстоятельство, что в январе 1912 еп.Кирилл был вызван в Петербург для присутствия в Синоде2 и, оставаясь там до 17 апреля 1912, имел возможность лично участвовать в продвижении этого вопроса.
14 января 1913, как сообщили «Тамбовские епархиальные ведомости», состоялось восьмое и последнее заседание особой комиссии (под председательством преосв.Кирилла) по обследованию чудотворений, совершившихся по вере в молитвенное предстательство пред Богом свт.Питирима, на котором было завершено рассмотрение чудес святителя, произошедших в прежнее время.3 После этого владыка направил результаты деятельности комиссии (засвидетельствованные описания 54 чудотворений, совершившихся по молитвам свт.Питирима) в Святейший Синод.4
В январе 1914, вл.Кириллом было получено Деяние Святейшего Синода от 25 января 1914, в котором среди прочего говорилось:
Ныне, по получении от Преосвященного тамбовского подлинных достоверных свидетельств о чудесных действиях, совершившихся благодатным предстательством епископа Питирима, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства важного дела, Святейший Синод нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам епископа Питирима, обследованные надлежащим образом, не оставляют никакого сомнения в своей достоверности... По сему Святейший Синод, в полном убеждении в достоверности таковых чудес, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом прославлении Российской Державе, благоволившему явить нового светильника Церкви Российской как новое и великое знамение Своих благодеяний православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в коем полагал: 1) во блаженной памяти почившего Питирима, епископа Тамбовского, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения; 2) торжественное прославление святителя Питирима совершить 28 июля 1914 года, в день памяти его; 3) службу святителю Питириму составить особую, а до времени составления таковой, после дня празднования прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать в день преставления и прославления его, 28 июля и 4) объявить о сем во всенародное известие от Святейшем го Синода.5
Этому синодальному документу предшествовал доклад Святейшего Синода, представленный обер-прокурором на Высочайшее рассмотрение Его Императорского величества. На этом докладе государь император Николай II 28 июня 1913 собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».6 Тогда на очередном своем заседании Святейший Синод определением от 1-13 июля 1913 постановил поручить митр.Санкт-Петербургскому совместно с Преосвященным Тамбовским и другими иерархами, которые прибудут в Тамбов, совершить 28 июля 1914 торжественное прославление свт.Питирима, еп.Тамбовского.
Кроме того, Святейший Синод определил:
Благословить совершить во всех православных храмах империи 27 июля 1914 года, накануне дня прославления святителя Питирима, всенощное бдение новопрославленному угоднику Божию, а где не принято совершать таковых бдений, то в самый день прославления, то есть 28 июля 1914 года, утренние богослужения по общему чинопоследованию службы святителям и затем в тот же день 28 июля Божественные литургии, а по окончанию их молебствия; поручить Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде сделать распоряжение о том, чтобы в издаваемые по духовному ведомству святцы была внесена память преставления и церковного прославления святителя Питирима (28 июля).7
Указ о грядущей канонизации свт.Питирима был напечатан в «Епархиальных ведомостях» вместе с воззванием архиеп.Кирилла:
Призываю сопастырей моих, иереев Божиих с сослужителями их, честными диаконами и клириками, всех в иноческом чине подвизающихся и всех состояний и возрастов православных людей, в мирском житии свое спасение содевающих, объединиться в благоговейной Господу благодарности и смиренной готовности послужить всемерно молитвою, и личным трудом, и от избытка имений своих достойному устроению и радостному совершению великого торжества Святой Церкви Православной в предстоящем прославлении как Божиего угодника святителя Тамбовского Питирима.8
Обращение вл.Кирилла возымело свое действие, и весьма скоро на его имя стали поступать средства от храмов и монастырей епархии на должное устроение предстоящих торжеств (к декабрю 1913 эта сумма составляла более 15 тысяч рублей).9
Царская Семья не оставляла своим вниманием предстоящее прославление Тамбовского святителя. Вскоре после указа о канонизации государыня императрица Мария Феодоровна пожертвовала три тысячи рублей на постройку часовни над колодцем свт.Питирима, а в.к.Елисавета Феодоровна — 100 рублей.10 В марте 1914 императрица пожертвовала 500 рублей на устроение сени над вышеупомянутым колодцем святителя, а в.к.Михаил Александрович — 300 рублей.11
В мае 1914 года из Святейшего Правительствующего Синода был получен указ Его Императорского Величества о разрешении архиеп.Кириллу, в соответствии с его ходатайством, «при предстоящем прославлении святителя Питирима, изнести честные его останки и положить их в особый фоб и раку, для благоговейного поклонения верующих».12
По получении известия о предстоящей канонизации свт.Питирима в Тамбов стали прибывать паломники и богомольцы из разных мест Российской империи. 30 мая 1914 поклониться гробу угодника Божия прибыло 2,5 тысячи оренбуржцев вместе со своим духовенством. Они прибыли в двух специальных поездах. Вл.Кирилл совершил в этот день панихиду, с общенародным пением, по еще не канонизированному свт.Питириму, которая продолжалась с 13 до 16 часов 30 минут. Архиепископ не покинул нижнего храма кафедрального собора до тех пор, пока последний паломник не приложился ко гробу Тамбовского святителя и к кресту, с которым стоял сам вл.Кирилл.13
Подготовка к прославлению свт.Питирима проходила с большим воодушевлением. По мысли архиеп.Кирилла, для большей торжественности и величественности такого события следовало организовать грандиозный большой мужской хор, состоящий исключительно из клириков Тамбовской епархии. Причем песнопения всенощного бдения, литургии, панихиды и парастаса должны были исполняться знаменным распевом. Поначалу подобная идея Преосвященного вызвала скептическое недоверие у специалистов: знаменным распевом литургии и всенощные бдения не исполнялись в России с давних пор, и требовалось большое мужество и дарование, чтобы взяться за подбор достойных певчих и организацию из них благозвучного хора. Однако и здесь вл.Кирилл все предусмотрел. Регент Михаил Степанович Покровский сумел создать замечательный хор из 160 священников, диаконов и псаломщиков.14
Торжество прославления свт.Питирима готовилось тщательно и масштабно. В начале мая, за три месяца до канонизации, уже был произведен ремонт нижнего храма, где почивали мощи свт.Питирима, замощена и частью заасфальтирована соборная площадь. К колодцу свт.Питирима устроена широкая гранитная лестница, начат капитальный ремонт верхнего храма кафедрального собора и соборной колокольни.15 Для торжественных служб на средства кавалерственной статс-дамы А.Н.Нарышкиной для всего духовенства, какое предполагало участвовать в торжествах, изготовлялись новые, праздничные облачения.16 Ко времени Питиримовских торжеств был издан план г.Тамбова с обозначением платных квартир, зданий и помещений бесплатного размещения паломников, медицинских пунктов, больниц и пр. Для организованного проведения торжеств было создано несколько губернских комиссий: квартирная, медико-санитарная и барачная (занимавшаяся бесплатным размещением богомольцев в загородных палатках, коих предполагалось устроить около 2,5 тысяч, и строительством двух бараков на 500-400 человек для наиболее немощных паломников).17
Хотя предстоящие торжества были несколько омрачены известием о начале войны с Германией, тем не менее для Тамбовской епархии лето 1914 выдалось богатым и на радостные события. Так, 19 июня в Шацке состоялась торжественная закладка нового здания епархиального женского училища. Своим участием это торжество освятил и вл.Кирилл. Стоит ли говорить, какое значение имело это событие для приходского духовенства.
Само прославление святителя Питирима состоялось 28 июля 1914, в понедельник. Сохранились воспоминания одного из очевидцев этого события, — события знаменательного не для одной только Тамбовской епархии, но и для всей Русской Церкви.18 Вот что пишет упомянутый очевидец:
К совершению незабвенного торжества предстояли большие подготовительные работы. На средства А.Н.Нарышкиной Спасо-Преображенский кафедральный собор был капитально отремонтирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделаны под мрамор, так что в вечернее время зажженные свечи и лампады красиво отражались. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница. Для предстоящих торжеств заготовлено роскошное парчовое облачение: розово-голубое, с золотистым отливом, архиепископом Кириллом были выписаны из патриаршего архива ноты XVII века — времен святителя Питирима и устроен хор из диаконов и псаломщиков епархии, в его составе было более 200 человек. Хор размещался в духовной семинарии, где проводились спевки в течение всего лета.
На торжества прибыли следующие архипастыри, уроженцы Тамбовской епархии: высокопреосвященный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; преосвященные: Василий, епископ Черниговский и Нежинский; Тихон, епископ Уральский; Амвросий, епископ Михайловский, викарий Пензенской епархии; Варлаам, епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии,19 а также настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей, настоятель Вышенского монастыря архимандрит Ипатий, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря (основанного святителем Питиримом) архимандрит Иринарх и многие другие настоятели монастырей Тамбовской епархии. В торжестве принимали участие и все настоятели приходских церквей города Тамбова, а также много архимандритов, игумены, иеромонахи, протоиереи и священники из других епархий, причем некоторые прибыли с крестными ходами, с хоругвеносцами, одетыми в темно-синие кафтаны с золотыми галунами (принеся в дар собору ценные хоругви). Ввиду начавшейся Первой мировой войны некоторые крестные ходы были отменены.
В последние дни перед торжеством ежедневно совершались всенощные, литургии и панихиды по святителю Питириму при участии множества народа. Торжества начались 27 июля (по старому стилю) совершением заупокойной всенощной, за которой помянуты были в последний раз святитель Питирим, а также его родители, сестра — игумения Екатерина, патриарх Иоаким и другие.
Всенощные бдения и литургии совершали: в нижнем, Благовещенском храме, у гробницы святителя — архиепископ Кирилл; в верхнем, Спасо-Преображенском,— епископ Гомельский Варлаам; на площади, во временном храме,— епископ Козловский Зиновий, с участием большого количества прибывших паломников.
После литургии в нижнем соборном храме архиепископом Кириллом был совершен крестный ход к колодцу святителя Питирима для освящения новой часовни и воды при большом стечении богомольцев. После возглашения многолетий крестный ход по набережной реки Цны и по Питиримовской улице возвратился в собор при колокольном звоне.
В тот же день вечером начались торжества прославления и открытия мощей святителя Питирима. К 6 часам вечера в собор прибыли митрополит Владимир, архиепископ Кирилл, епископы, которых встречали со славой. Гроб с мощами святителя Питирима был установлен перед архиерейской кафедрой. Началось всенощное бдение. Торжественно пел замечательный хор по старинным нотам времен святителя Питирима. Литию совершил архиепископ Кирилл со многими священнослужителями. Наконец наступили торжественные минуты полиелея. К мощам святителя Питирима вышли из алтаря митрополит Владимир, архиепископ Кирилл и другие архиереи со множеством архимандритов, игуменов, протоиереев и священников. Раздалось мощное пение древним распевом «Хвалите имя Господне», шесть архимандритов сняли крышку с гроба, которая была отнесена в алтарь. Митрополит совершил троекратное каждение вокруг святых мощей, после чего святые мощи были подняты архимандритами и протоиереями и изнесены из храма наружу, где поставлены на специально приготовленные носилки. Начался крестный ход вокруг храма. Духовенство, хор и все верующие впервые запели: «Величаем Тя, святителю отче наш Питириме». Пение было подхвачено многочисленными голосами стоящих вне собора. По звону соборного колокола начался звон во всех приходских и монастырских церквах города, в том числе «тысячных» колоколов Казанского монастыря (1 096 пудов) и Христо-Рождественского собора (1 200 пудов).
Народ заполнил соборную площадь, крыши и заборы ближайших зданий. Все желали хотя бы издали видеть святые мощи и поклониться им. Слышались возгласы: «Батюшка Питирим, помоги нам, спасай нас твоими молитвами!»
Крестный ход возвратился в собор, святые мощи были поставлены на прежнее место, и продолжилось всенощное бдение. По прочтении митрополитом Владимиром Евангелия краткое слово о святителе Питириме произнес епископ Черниговский Василий, а затем началось чтение канона Божией Матери и святителю Питириму. Верующие подходили ко святым мощам, где их помазывали святым елеем два архиерея. Каждый получал освященный хлебец с изображением святителя Питирима. Всенощная закончилась во втором часу ночи. Паломники всю ночь подходили ко святым мощам, около которых служили молебны святителю Питириму.
В 3 часа ночи началась литургия для причастников в Смоленском приделе собора. В 6 часов утра началась вторая литургия, которую совершили епископ Козловский Зиновий и епископ Михайловский Амвросий. По окончании литургии гроб с мощами святителя Питирима был поднят в верхний храм и поставлен на уготованном месте перед архиерейской кафедрой.
К 10 часам в собор прибыли митрополит Владимир, архиепископ Кирилл и епископы Василий, Тихон и Варлаам. Они прошли в мантиях к мощам святителя Питирима, совершили поклонение и целование. Затем началась литургия. Она совершалась особенно торжественно, с большим подъемом и сопровождалась замечательным пением хора в 200 человек. Во время малого входа со Святым Евангелием фоб с мощами святителя Питирима священнослужителями торжественно был внесен в алтарь царскими вратами и поставлен на горнем месте, лицом к святому престолу. У гроба встали четыре диакона с рипидами так, как бы святитель Питирим сам возглавлял служение литургии.
Евангелие было прочитано протодиаконом Исаакиевского собора, а апостольское чтение — протодиаконом тамбовского собора, замечательным баритоном Косьмой Стельмахом. После чтения Евангелия митрополит Владимир произнес поучение, в котором отметил, что на горизонте Русской Церкви зажглась новая звезда, у Престола Божия предстал святитель Питирим, и ныне вся Русская Церковь молится ему Она просит, чтобы по молитвам его Господь остановил вражеские полчища, вторгшиеся в нашу землю, и даровал бы нам мир и безмятежие.
По окончании литургии был совершен молебен святителю Питириму, и по прочтении Евангелия гроб с мощами святителя, поставленный на носилки, в преднесении святых, Тамбовской и Девпетерувской икон Божией Матери, осеняемых рипидами, обнесен вокруг храма под звон колоколов всех церквей города Тамбова. По окончании крестного хода фоб святителя Питирима был внесен в нижний храм и поставлен у южной стены, на месте погребения святителя. Затем паломники были допущены ко святым мощам, где совершались непрестанные молебны святителю. Богомольцы подходили в течение всего дня, до позднего вечера, а в городе совершался целодневный звон до вечерни. В ограде собора паломникам был устроен обед.
На третий день архиепископ Кирилл в верхнем храме собора освятил престол в честь святителя Питирима и совершил литургию.
Так завершились Питиримовские торжества. В них приняло участие до 50 тысяч человек, а если бы не война — ожидалось до 100 тысяч. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и на его колодце. Вскоре после торжеств над мощами святителя Питирима была сооружена мраморная сень с золотым верхом, по углам которой изображены Ангелы со скрещенными рипидами. Рака установлена под аркой между Благовещенским и Никольским приделами, и сюда перенесены мощи святителя Питирима.20
В эти же святые и памятные для всей Русской Церкви дни от императора Николая II пришла телеграмма на имя митр.Владимира: «Сердечно благодарю Вас, Владыко, и всех помолившихся за меня у святых мощей угодника Божия Питирима. Николай».21
Со дня прославления Тамбовского святителя архиеп.Кирилл еженедельно по понедельникам совершал в кафедральном соборе молебен с чтением акафиста свт.Питириму. Одним из следствий прославления свт.Питирима стало определение Святейшего Синода о присвоении Липецкому духовному училищу, в молитвенную память о новопрославленном предстателе земли Тамбовской, наименования «Питиримовское».22
В июне 1914, как раз в дни торжеств по прославлению свт.Питирима Тамбовского, в Петербурге стали упорно распространяться слухи о возможном скором назначении архиеп.Кирилла на кафедру экзарха Грузии. В «Церковно-общественном вестнике» от 12 июня появилась следующая заметка:
По полученным в Петербурге сведениям, наместник на Кавказе граф Воронцов-Дашков выдвигает на пост экзарха Грузии епископа Кирилла Тамбовского. Преосвященный до назначения на Тамбовскую кафедру состоял первым викарием Петербургской епархии и пользовался покровительством покойного митрополита Антония, под руководством которого начал свою пастырскую деятельность.23
Однако архиеп.Кириллу был предпочтен архиеп.Владикавказский Питирим (Окнов). Личность для многих — одиозная и сомнительная. Некогда любимец и выдвиженец Саблера, после неудачно проведенных торжеств по прославлению свт.Иоасафа Белгородского, архиеп.Питирим быстро утратил милость своего высокого покровителя и был «сослан» с богатой Курской кафедры на Владикавказскую. Однако обретя нового влиятельного «друга» в лице Распутина, архиеп.Питирим в 1913 был переведен в Самару, а вскоре на экзаршую кафедру в Грузии. Поскольку последняя считалась четвертой кафедрой в России после трех митрополичьих (Петербургской, Киевской и Московской), то архиеп.Питириму оставался лишь один шаг до митрополитства, каковой он успешно совершит после фактической «ссылки» митр.Владимира (Богоявленского) с Петербургской кафедры на Киевскую (за оппозицию Распутину).
Впрочем, как покажет история, и вл.Кирилл не избежит назначения на экзаршую кафедру в Грузии, но это уже будет при святителе патр.Тихоне.
Среди особых памятных событий 1914 года, конечно, было и посещение Тамбова 7 декабря государем императором Николаем II, направлявшимся в Москву после длительной инспекционной поездки (Царское Село император покинул еще 18 ноября). Государь помнил, конечно, вл.Кирилла и по урмийским делам, и по гдовскому служению, и вот теперь имел возможность встретиться с ним еще и на тамбовской земле, после состоявшейся летом канонизации свт.Питирима. Эта встреча, видимо, произвела на императора самое благоприятное впечатление, что и было им отмечено в своем дневнике:
7-го декабря. Воскресенье.В 10 ч. прибыли в Тамбов. После встречи поехали в собор, знакомый мне по 1904 году. Владыко Кирилл отлично и скоро отслужил литургию. Приложились к мощам святителя Питирима и пошли к его колодцу. Заехали в военный лазарет и в поезд к завтраку. После завтрака посетили еще три лазарета и под конец заехали на полчаса к А.Н.Нарышкиной. Она нездорова и не могла выехать из дома. Уехали из Тамбова под отличным впечатлением всего виденного.24
Само по себе отрадное событие — посещение государем императором Тамбова — омрачалось сознанием того, что причиной его инспекционной поездки стали военные обстоятельства 1914 года.
А к счастливым обстоятельствам этого года очень скоро стала примешиваться горечь первых военных утрат.