Примечания 3
- Дата указана по новому стилю.
- За Христа пострадавшие, с.5б8.
- Деяние 140 // Деяния... Т.8, с.182.
- Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М. 1917, с.9-11.
- Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 // История Русской Церкви. М. 1996. Т.VIII. Ч.1, с.776-781.
- В 1917 еп.Григорий (Яцковский) был назначен еп.Екатеринбургским и Ирбитским.
- Смолич И.К. Указ.соч., с.779,752.
- Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М.: Русские огни, 1994. Т.1, с.53.
- Егоров В., свящ. Указ.соч., с.22-23.
- Голубцов Г., прот. Поездка на Всероссийский Церковный Собор: Дневник (29 января 18 апреля 1918 г.) // Российская Церковь в годы революции. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995, с.224.
- Шавельский Г., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. (Репринт). — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996. Т.1, с.377.
- Там же, с.377.
- Мейендорф И. Прот. о.Георгий Шавельский. «Воспоминания» // Вестник РСХД. 1955. № 36, с.39-40.
- Голубцов Г., прот. Указ.соч., с.242-243.
- Цит. по: Письма священномучеников — архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси. / Публ. прот.В.Воробьева // Богословский сборник. Вып.6. М.: ПСТБИ. 2000, с.7-15.
- Митр.Кирилл указывает дату по ст.ст., следовательно, дата прибытия его в Баку 6 (19) мая 1918.
- Прот.Александр Иоаннович Юницкий служил в кафедральном храме Баку, член Поместного Собора (участвовал в работе третьей сессии, замещая выбывшего из числа членов Собора еп.Григория (Яцковского).
- Письма священномучеников — архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону... с.7-8.
- Азербайджанская Советская Социалистическая Республика // БСЭ. М. Изд-во «Советская энциклопедия». 1972. Т.1, с.253-254.
- Письма священномучеников... с.8.
- Там же, с.8-9.
- Позднее, в связи с невозможностью восстановить церковное общение с Грузинской Церковью, организованный митр.Кириллом «исполнительный аппарат» в Баку будет способствовать осуществлению проекта по учреждению самостоятельной Бакинской епархии.
- Имеется в виду послание патр.Тихона от 29 декабря 1917.
- Епископы из числа природных грузин, провозгласившие автокефалию Грузинской Церкви: епископ бывший Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили), Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), Имеретинский Георгий (Аладашвили), Горийский Антоний (Георгадзе), Алавердский Пирр (Окропиридзе). Именно к ним было обращено послание патр.Тихона от 29 декабря 1917.
- Архиеп.Астраханский и Енотаевский Митрофан (Краснопольский) (22.10.1869 — 06.07.1919).
- В «Богословском сборнике» название Муганской степи ошибочно приводится как Мучанская // Письма священномучеников... с.10.
- Муганская степь (Муганская равнина), участок Кура-Араксинской низменности к югу от места слияния рек Куры и Аракса, находится на территории современного Азербайджана. Юго-западная часть Муганской равнины принадлежит Ирану.
- Уезд с центром в г.Куба, расположенном на реке Кудиалчай, впадающей в Каспийское море. Город Куба основан в XV в., в 1744-1789 — столица кубинских ханов, в 1806 занят русскими войсками и по Гюлистанскому мирному договору 1813 оставлен за Россией. С учреждением Дербентской губернии становится уездным городом, с 1859 входит в состав Бакинской губернии. Расположен в северной прикаспийской части современного Азербайджана.
- Ленкорань — один из древнейших городов Азербайджана, расположен на Ленкоранской низменности, на р.Ленкораньчай, при впадении ее в Каспийское море, с 1846 — уездный город.
- Письма священномучеников... с.9-11.
- Там же, с.11.
- БСЭ. Т.7, с.368.
- Владикавказ — в настоящее время столица Северной Осетии. Основан в 18б3 как русская крепость близ осетинского селения Дзауджикау, обеспечивал сообщение с Грузией по Военно-Грузинской дороге.
- Моздок — в настоящее время районный центр Северной Осетии, находящийся в 92 км к северу от Владикавказа.
- Кизляр — в настоящее время районный центр в Дагестане, расположенный в 170 км к северо-западу от Махачкалы. С 1860-х центр Кизлярского округа (с 1905 — отдела) Терской области.
- Письма священномучеников... с.11-12.
- Там же, с.12.
- Там же, с.11-13.
- Там же, с.14.
- Протокол Частного Совещания членов Собора 19 июня (2 июля) 1918 г. // Деяния... Т.9, с.144.
- Письма священномучеников... с.14.
- Митр.Ярославский Агафангел (Преображенский) (27.09.1854, с.Могилы Веневского у. Тульской губ. — 16.10.1928. Ярославль), исповедник. С 6 марта 1918 являлся членом Высшего Церковного Совета при патр.Тихоне и участвовал в рассмотрении, в том числе, и вопросов церковных наград.
- Письма священномучеников... с.14-15.
- Там же, с.14-15.
- РГИА.ф.831, оп.1, д.46, л.16.
- Там же, л.17-18об. Список кандидатов был таков: 1) Лаврентий, еп.Балахнинский; 2) Евлогий, архиеп.Вольский (в документе ошибка, в действительности — архиеп.Волынский — А.Ж); 3) Геннадий, еп.Нарвский; 4) Макарий, б. еп.Орловский; 5) Серафим, архиеп.Тверской; 6) Иоаким, б. архиеп.Нижегородский; 7) Анастасий, архиеп.Кишиневский; 8) Василий, б. архиеп.Черниговский; 9) Шавельский Георгий, протопресвитер; 10) Иоанн, еп.Новгород-Северский, вик.Черниговской епархии; 11) Фаддей, еп.Владимиро-Волынский; 12) Кудрявцев Михаил, протоиерей Нижнего Новгорода, вдовый; 13) Евдоким, архиеп.Американский; 14) Сергий, митр.Владимирский; 15) Варнава, б. архиеп.Тобольский; 1б) Андрей, еп.Уфимский (в протоколе ошибочно указана фамилия, а не кафедра — Ухтомский); 17) Корнилий, еп.Рыбнинский; 18) Кирилл, экзарх Грузии; 19) Иосиф, еп.Угличский; 20) Алексий, еп.Сарапульский; 21) Вениамин, архимандрит, ректор Тверской духовной семинарии; 22) Владимирский Феодор, протоиерей г.Арзамаса, вдовый; 23) Цветаев Николай, протоиерей г.Нижнего Новгорода, вдовый; 24) Нестор, еп.Камчатский; 25) Серафим, еп.Челябинский; 26) Арсений, митр.Новгородский; 27) Назарий, б. архиеп.Одесский, а ранее Нижегородский; 28) Виссарион (Зорнин), архимандрит; 29) Тополев Петр, преподаватель Нижегородского духовного училища, холост.
- Здесь ошибка. вл.Евлогий был архиеп.Волынским (с 14.05.1914), а не Вольским викарием Саратовской епархии.
- РГИА, ф.831, оп. 1, д. 46, л.15. Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 8 (21) июня 1918 г. за № 431.
- Там же, л.22.
- Там же, л.23-23об.
- Там же, л.23об.-24об.
- Там же, л.10.
- Там же, л.13.
- Там же, л.21. Постановление Св.Патриарха Тихона и Св.Синода Православной Российской Церкви от 8 (21) октября 1918 г. за № 874.
- Священный Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия / Сост. А.Г.Кравецкий, Г.Шульц. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 2000. С.46.
- Таким образом, первое заседание третьей сессии Собора соответствовало 130 Деянию Поместного Собора от 6 (19) июля 1918.
- Деяние 130 // Деяния... Т.9, с.155.
- Там же, с.157.
- Деяние 144 // Деяния... Т.10, с.12б.
- Священный Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия / Сост. А.Г.Кравецкий, Г.Шульц.- М.: Крутицкое патриаршее подворье. 2000, с.188-189.
- Заместителями избраны: митр.Тифлисский Кирилл, еп.Охтенский Симон, прот.П.А.Миртов, прот.П.Н.Лахостский, Н.Д.Кузнецов и С.А.Котляревский. — см. Деяние 144 // Деяния... Т.10, с.153.
- Священный Собор... с.207.
- Там же, с.2б8, 370.
- «Предрешение Государственной комиссии по народному просвещению закрытия всех духовно-учебных заведений поставляет в положение заштатных всех начальствующих, преподавателей, преподавательниц, воспитателей, воспитательниц, числящихся на службе в духовно-учебных заведениях, содержание коих во многих епархиях принято на общеепархиальные средства. Необходимо указать епархиям и епархиальным начальствам, что оказывающиеся с закрытием духовно-учебных заведений за штатом начальствующие и преподаватели сих заведений, где окажется возможным, должны быть использованы на дело внешкольного просвещения в епархии и во всяком случае получать содержание из епархиальных сумм впредь до приискания себе места, но не более полугода» // Там же, с.237.
- В другом месте говорится о 82-х членах Собора, подписавших это заявление. — Ср. Священный Собор... с.275 и с.316.
- Там же, с.275.
- Там же, с.318.
- Там же, с.303.
- Там же, с.327.
- Там же, с.290-291.
- Там же, с.351-352.
- Там же, с.353.
- Там же, с.353-354.
- Там же, с.360.
- Там же, с.361.
- Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О церковных округах»: «Имея в виду, что потребность образования округов в Русской Церкви признана Соборами 1666 и 1681-82 гг. и последующим церковным сознанием, и принимая во внимание нынешнее количество епархий Российской Церкви, Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Управлению» // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. — Вып.4, с.14.
- Священный Собор... с.3б3-3б4.
- Митр.Арсений считал, что предлагаемый проект несколько противоречит посланию от 27 декабря 1917 патр.Тихона грузинским иерархам, поскольку в послании содержится призыв принести покаяние и вместе с кириархальной Церковью обсудить вопрос об автокефалии. Проект же о создании митрополичьего округа и Бакинской епархии исходил из того, что большая часть грузинских приходов уже не принадлежит Русской Церкви.
- Священный Собор... с.571.
- Там же, с.372.
- Там же, с.35-36.
- Окунев Н.П. Дневник москвича (1917-1924). — Paris: YMCA-PRESS. 1990, с.221.
- Следственное дело Патриарха Тихона, с.84.
- Там же, с.93.
- Там же, с.84.
- Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455. л.9.
- За Христа пострадавшие... с.661.
- Следственное дело Патриарха Тихона, с.86-91.
- За Христа пострадавшие... с.512.
- Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. № 5. 31 янв., с.22.
- Вострышев М. Указ.соч., с.22.
- Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.65.
- Архив КГБ РТ, д.9867.
- Там же. Журнал № 7 Собрания Совета КазДА от 6 марта/21 февраля 1921.
- Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.64-65.
- Там же, с.65.
- У Бога все живы: Воспоминания о даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). — М.: Даниловский благовестник. 1996, с.18.
- Православная жизнь. 1995. № 9, с.21-22.
- Там же, с.22.
- Окунев П.П. Указ.соч., с.440-441.
- Тогда верующие были не только среди заключенных, но и среди стражников. Троцкий в апреле 1922 в своей секретной депеше в Политбюро писал о необходимости срочного развертывания массовой антирелигиозной агитации, приводя «печальный» пример того, как глубоки в народе «культовые предрассудки»: «Против моего окна церковь. Из десяти прохожих (считая всех, в том числе детей) по крайней мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи» // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М. ББИ.1996, с.105.
- Трубецкой С.Е. Минувшее. — Paris: YMCA-PRESS.1989, с.270.
- Православная жизнь. 1995. № 9, с.23.
- Трубецкой С.Е. Указ.соч., с.284.
- Там же, с.283-284.
- Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.б5.
- Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.9.
- НАРТ, ф.1172, оп.3, д.32.
- Послание Святейшего Патриарха от 6/19 февраля 1922.
- Цит. по: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г.Штриккер. М.: «Пропилеи». 1995. Кн.1, с.148.
- Там же, с.149-150.
- Федорова П., Абрамов Л. Голод 1921-1922 годов и казанское духовенство // Эхо веков. 1998. № 3 /4, с.92.
- Вострышев М. Указ.соч., с.22.
- Имена этих осведомителей известны, большинство из них составит костяк обновленческого движения в Казани и даже войдет позднее в состав обновленческого КЕУ (Казанского епархиального управления).
- Это было сознательной позицией митр.Кирилла, следовавшего решениям Поместного Собора, запрещавшего добровольно выдавать описи светским властям.
- Федорова Я., Абрамов Л. Указ.соч., с.91-92.
- Архив УФСБ РФ по Кировской обл., д.СУ-11404, т.1, л.169. Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. Н.Кривошеевой, А.Мазырина // Богословский сборник. Вып.VIII. М. 2001, с.330.
- Православный церковный вестник. № 4.1925, с.23.
- Воззвание гласило: «Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Временного Церковного Управления, считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви как вверенных нам, так и других епархий».
- Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской Православной Церкви. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970, с.101.
- Православный церковный вестник. 1925. № 4, с.23.
- Цит. по «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. Н.Кривошеевой, А.Мазырина // Богословский сборник. Вып.VIII. М. 2001, с.330-331.
- Стенограмма (в расшифровке АЖ) собрания в Богоявленском соборе приводится по записной книжке архим.Варсонофия (Лузина) (архив автора). Обилие мест, не поддающихся расшифровке, обусловлено плохой сохранностью оригинала.
- Митр.Кирилл говорит о Православном богословском институте, правопреемнике Казанской Духовной академии, возникшем в ноябре 1921. — см.: Журавский А.В. Казанская Духовная академия в последний период ее существования // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции, 17-19 октября 1995. — Казань, 1996, с.95-102, а также: Журавский А.В. Казанская Духовная академия на переломе эпох (1884-1921): Дисс.... канд. ист.наук. — М.: ИРИ РАН, 1999.
- Православный церковный вестник. № 4.1925, с.23-24.
- НАРТ, ф.1172-Р, оп.3, д.33, л.1.
- Там же, д.29, л.1.
- В прежнее Казанское епархиальное управление (в период с 1 апреля по август 1922) входили: митр.Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), Председатель Управления; еп.Иоасаф (Удалов); еп.Афанасий (Малинин); еп.Андроник (Богословский); свящ.Александр Лебедев; прот.Петр Грачев, секретарь; прот.Иоанн Тобурдановский, казначей; свящ.Сергий Покровский, личный секретарь; прот.Михаил Софотеров, делопроизводитель; диак.Владимир Петров, делопроизводитель; профессор Михаил Васильевский; проф.Павел Пономарев; Александр Михайлович Покровский, делопроизводитель; Елизавета Александровна Васильева, машинистка; Нина Ефимовна Милова, помощник делопроизводителя; Александр Иванович Померанцев, регистратор. После ареста митр.Кирилла уполномоченному ВЦУ прот.Черкасову поручалось принять все епархиальные дела и сформировать новое Епархиальное управление. 26 сентября состав нового управления был утвержден. В него вошли казанские деятели обновленчества: прот.Павел Руфимский; прот.Порфирий Руфимский; прот.Степан Спирин; свящ.Евгений Сосунцов; свящ.Василий Ивановский; прот.Порфирий Черкасов, уполномоченный ВЦУ по Казанской епархии; диак.Владимир Баталев. Еще некоторое время в состав управления входили три викария, поскольку еп.Иоасаф являлся временным управляющим Казанской епархией. Но с назначением на Казанскую кафедру обновленческого архиеп.Алексия, все три викария, а также православные священники вышли из состава КЕУ.
- Фудель С.И. Собр.соч. Т.1, с.99-100.
- Там же, с.101.
- Там же, с.101-102.
- Там же, с.102.
- Вестник РСХД, 1973, № 107, с.187. Автор статьи «Крестный путь преосвященного Афанасия Сахарова (1887-1962)» утверждает, что эта история с вл.Кириллом произошла после разговора с Тучковым в вятской тюрьме в 1927. Однако в верховьях реки Вычегды, т.е. в коми-зырянской ссылке, митр.Кирилл пребывал именно с 1925 (и находился там не позднее, чем до конца 1926); из вятской тюрьмы митр.Кирилл был направлен в ссылку в Туруханский край. Поэтому описанная история могла произойти; либо в 1923, либо после собеседования с Тучковым в Москве в июне 1924, после чего митр.Кирилл вновь был сослан в Коми-Зырянский край; либо в мае 1925, когда после своего прибытия в Усть-Сысольск митр.Кирилл без суда был сослан в Переволок Усть-Ухтинской волости Ижемского уезда Зырянского края.
- Усть-Сысольск город в бывшей Вологодской губернии, расположенный на берегу рек Сысола и Вычегда; с 1921 центр АО Коми (Зырян), с 1930 носит название Сыктывкар. С 1936 Сыктывкар — столица Коми АССР, с 1991 — Республики Коми.
- Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.8б8.
- Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Б.г., б.г., с.55.
- Фудель С.И. Указ.соч., с.101.
- Еп.Афанасий передал доставшиеся ему в 50-х годах рукописи архим.Неофита в Московскую Патриархию, но их затеряли. Вл.Афанасий по этому поводу писал даже письмо архиеп.Пимену (Извекову), будущему патриарху. В архиве ПСТБИ имеется один машинописный труд архим.Неофита.
- Мощи еп.Василия (Преображенского) были обретены 5 (18) октября 1985 и перенесены в Москву, а в 1993 мощи владыки были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь г.Иванова. В августе 1993 еп.Василий был причислен к лику местночтимых святых. Еп.Василий был в числе тех, кто был канонизирован РПЦЗ в 1981 (его имя надписано на полях иконы Собора святых новомучеников Российских, от безбожников избиенных).
- Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского // Василий (Преображенский), свт. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996, с.18.
- Там же, с.13.
- Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. д.П-17429, л.32-42. Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее» // Богословский сборник. Вып.VIII. М. ПСТБИ. 2001, с.335.
- Вестник РСХД. 1973, № 107, с.186. См. также Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996, с.359-361.
- «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее» // Богословский сборник. Вып.VIII. М.: ПСТБИ. 2001, с.337.
- Среди духовенства и мирян бытовало мнение о насильственной смерти патр.Тихона. Однако неопровержимых доказательств этого не имеется.
- Послание от 50.03(12.04).1925 Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) о вступлении своем в управление Православной Русской Церковью // Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.413.
- Завещательное распоряжение патр.Тихона, на случай своей кончины о преемстве Высшей Церковной Власти // Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.340-344.
- Послание от 30.03 (12.04).1925 Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) о вступлении своем в управление Православной Русской Церковью // Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.413.
- Это было в период 27-30 апреля 1925.
- Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди, с.79.
- Там же, с.79.
- Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномучеников местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского). — [Софрино]: Синод.комис. РПЦ по канонизации святых.1997, с.6.
- Не случайно еп.Дамаскин, в бытность еще свою иеромонахом, приехал в 1919 именно в Киев, где был зачислен митр.Антонием (Храповицким) в число братии Михайловского монастыря.
- Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномучеников, с.8.
- Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.421-422.
- Там же, с.422.
- 12 декабря 1927 состоялась беседа представителей Ленинградской епархии еп.Гдовского Димитрия (Любимова), прот.Василия Верюжского, прот.Викторина Добронравова и мирянина Алексеева с митр.Сергием. На вопрос делегатов: «А скажите, владыко, имя митрополита Петра предполагается отменить?», митр.Сергий отвечал: «Если власти прикажут, так что же будешь делать? И сам Святейший Патриарх Тихон разрешил под давлением властей не поминать его». Тогда прот.Василий Верюжский заметил: «Но Святейший Патриарх Тихон мог разрешить не поминать себя, а вы отменить имени митрополита Петра не можете!» На это замечание ответа митр.Сергия не последовало.
- Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.65-66.
- Там же, с.66.
- Вестник РСХД. № 107, с.186.
- События сбора подписей под документом о выборе Всероссийским патриархом митр.Казанского Кирилла были изложены в периодическом органе русских католиков «Благовест», 1931, № 4, сентябрь-октябрь. См. также «Акты...» с.776-778.
- 4-е правило I Вселенского Собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». 4 правило Седьмого Вселенского Собора в интересующей нас части повторяет формулировку 4 правила Первого Вселенского Собора.
- Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. — Тверь: Булат. 1996. Кн.2, с.497.
- Возможно, была иная форма сбора подписей, когда через доверенных лиц ссыльные епископы присылали пакеты с именем избранника в патриархи — митр.Кирилла. — См. статью: Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. 1992. № 5. 31 янв., с.22.
- За Христа пострадавшие... с.570.
- Если сообщению о трех кандидатах можно верить, вторым мог быть указан митр.Агафангел (Преображенский). Это естественным образом вытекало из завещания патр.Тихона. Впрочем, не исключено, что вторым был указан все же митр.Петр, как уже вступивший в права патриаршего местоблюстителя. Если это так, то подобное решение могло бы устранить ту нравственную неловкость, какую, несомненно, должны были бы испытывать устроители выборов перед неизвещенным о предпринятой акции митр.Петром.
- Митр.Елевферий (Богоявленский). Неделя в Патриархии. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995, с.265-266. Митр.Елевферий в качестве движущего фактора оппозиции митр.Кирилла в 1928 митр.Сергию выдвигает личную обиду, будто бы поселившуюся в сердце Казанского владыки после того, как «некоторые чрезмерные церковные ревнители, не могущие разбираться в окружающей их атмосфере, пустили в ход агитацию за избрание в патриарха м.Кирилла»; власти же, узнав об этом, сослали уже бывшего на свободе митр.Кирилла «в отдаленный край Сибири». «Старцу-узнику, — продолжает митр.Елевферий, — естественно было подумать, как это м.Сергий допустил такую неразумную агитацию, подвергшую его суровой опале?» Митр.Елевферий, ополчаясь против «чрезмерных церковных ревнителей», видимо, не знал, что среди инициаторов сбора подписей находился и митр.Сергий. Трактовка же последующей оппозиции митр.Кирилла митр.Сергию, как следствие личной обиды Казанского владыки, показывает, что митр.Елевферий не только не разобрался в сути происходивших в России событий (впрочем, это чрезвычайно трудно осуществить и на рубеже XX-XXI вв., даже обладая теми материалами по истории Русской Церкви XX века, которых был лишен митр.Елевферий), но и искажал позицию митр.Кирилла, никогда не привносившего в дела церковные личных мотивов.
- Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.777-778. Как говорится в статье из парижского «Благовеста»: «Люди, посвященные в суть дела, именовали его впоследствии интригующим эпитетом «Павлин в клетке». Цит. по: «Акты...» с.776.
- Естественно, что интронизация (настолование) избранного патриарха последовала бы в свое время, о ней вопрос не ставился, речь шла только о выборах.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.66.
- Там же, л.57.
- Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.413-417.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.66.
- Архиеп.Фаддей (Успенский) канонизирован в лике новомучеников Российских Архиерейским Собором РПЦ МП.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.57.
- Там же, л.84об.
- Там же, л.66.
- Там же, л.67.
- Вероятно, это был еп.Колпинский Серафим (Протопопов), вик.Ленинградской епархии, действительно бывший до 1926 в ссылке на Соловках, а затем проживавший в Ленинграде (о епископах, проживавших в эти годы в Петербурге — см. Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945. СПб. 1995, с.119).
- Вероятно, имеется в виду еп.Бутульминский Митрофан (Поликарпов).
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.67.
- Там же, л.43.
- Еп.Павлин называет этот документ «документом двадцати четырех». См.: Архив ФСБ РФ, д.601064, л.71.
- Это, хотя и не вполне уверенно, утверждал митр.Сергий. См.: Архив ФСБ РФ, д.601064, л.57.
- Там же, л.59.
- Вероятно, еп.Колпинского Серафима (Протопопова).
- Возможно, что к этой соловецкой инициативе имел непосредственное отношение архиеп.Иларион (Троицкий). В этом случае становится понятно, откуда взялось предание о том, что именно свщмч.Иларион являлся инициатором «тайных выборов» патриархом митр.Кирилла.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.82.
- Там же, л.81.
- Там же, л.67.
- Там же, л.81.
- Sine qua non — лат., дословно: «без всяких нет», беспрекословно; conditio sine qua non — непременное условие.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.59.
- Там же, л.71.
- Их страданиями очистится Русь. М.: Изд-во им. свт.Игнатия Ставропольского. 1996, с.198.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.92.
- Имеется в виду св.Максимиан, патр.Константинопольский (431-434), поставленный на Цареградскую патриаршую кафедру после ссылки Нестория, который до своего осуждения на III Вселенском Соборе занимал эту кафедру.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.92.
- Там же, л.71.
- Там же, л.104.
- Там же, л.27-27об.
- Там же, л.28.
- Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.489.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.94.
- За Христа пострадавшие, с.520.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.44.
- Там же, л.58.
- Там же, л.34-34об.
- Там же, л.69-70.
- Там же, л.91.
- Там же, л.92.
- Там же, л.58.
- Там же, л.20об.
- Там же, л.84об.
- Там же, л.86.
- Там же, л.74.
- Там же, л.8?.
- Там же, л.73.
- Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.973.
- Там же, с.989.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.64.
- Владыка указал прежнее название улицы — Б. Ильинская, тогда как к тому времени она уже была переименована в ул.Герцена.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.11об.
- Параман (параманд) — часть монашеского облачения; небольшой четырехугольный плат с изображением Страстей Господних, который носится под одеждой и крепится с помощью двойных перевязей, крестообразно обвязываемых вокруг тела. Обозначает крест, который берет на себя монах; сораспятие Христу. Иначе называется аналав.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.12об.
- Там же, л.17.
- Там же, л.75об.-76.
- Там же, л.78-79.
- Смирнов Иван Яковлевич, диакон. Родился в 1872 , из мещан г.Москвы, диакон Даниловского монастыря с 1918.
- Архив ФСБ РФ, д.601064, л.89.
- Там же, л.88.
- Там же, л.80.
- Там же, л.48.
- Там же, л.54.
- Там же, л.107.
- За Христа пострадавшие. Кн.1, с.337.
- Там же, с.619.
- Там же, с.121.
- Здесь очевидная ошибка следователя: патриаршим местоблюстителем оставался по-прежнему митр.Петр Крутицкий. Однако ошибка характерная, показывающая, что митр.Сергий воспринимался ГПУ как фактический глава Русской Церкви.
- Вострышев М. Указ.соч., с.22.
- За Христа пострадавшие. М.: Изд-во ПСТБИ.1997, с.568.
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997, с.151.
- Характерно, что когда в 1931 уполномоченный ОГПУ Полянский предложил митр.Петру сложить с себя полномочия местоблюстителя, свщмч.Петр отказался, мотивируя это в своем мартовском письме к Менжинскому необходимостью оставаться в своей должности до созыва Поместного Собора: «Собор, созванный без санкции местоблюстителя, будет считаться неканоническим и постановления его недействительными» (Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Указ.соч. Кн.2, с.361). А поскольку Собор созывался прежде всего для избрания патриарха, то можно предположить, что избрание патриарха без санкции местоблюстителя патриаршего престола и без Собора не могли быть признаны митр.Петром каноническими.
- Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996, с.413., см. также Вестник РСХД, 1973, № 107, с. 187; А.Левитин-Краснов и В.Шавров указывают на священника Николая Пульхеридова, который был близок митр.Кириллу и сам рассказал об этом знаменательном разговоре вл.Кирилла и Е.А.Тучкова. — См. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996, с.454.
- Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл., д.П-17429, л.42-42об.
- Архив УФСБ РФ по Брянской обл., д.П-8979, л.2.
- Цыпин В, прот. Русская Православная Церковь. 1925-1938. М. 1999, с.93.
- Там же, с.100.
- Удивительная осведомленность обновленцев! Действительно, подписей было собрано 45 «документ двадцати пяти» + 20 запечатанных пакетов с мнениями епископов), причем эта цифра, ставшая нам известной только сейчас из архивно-следственного дела, лидерам обновленчества оказалась известной уже тогда. Удивляет даже не «доступ» к секретной информации (то, что обновленческое ВЦУ действовало в тесной связи с ГПУ — не новость), а то, что эта информация соответствует действительности. Знаменательно, что, как и в наших рассуждениях, всплывает цифра 60 — число иерархов, подписавших акт о вступлении митр.Петра в права патриаршего местоблюстителя. Все это еще одно подтверждение правильности нашего счета участвовавших в «тайных выборах» иерархов. Дамаскин (Орловский), утверждая, что результатом выборов стали мнения 20 иерархов, проголосовавших за митр.Кирилла, не учитывает «документа 25-ти» и, тем более, мнения епископов-соловчан, что, как показано выше, не правомерно.
- Православный церковный вестник. 1928. № 1-2, с.7.