19/4 III получил письмо Ваше и перевод на 10 р. Спаси Вас, Господи, за попечение о моих нуждах, только смотрите, чтобы это не было самому себе в обиду или чего-нибудь необходимого.
По поводу Ваших недоумений относительно сергианства могу сказать, что те же самые вопросы и в такой же почти форме были обращены ко мне из Казани десять лет тому назад, и тогда я отвечал на них утвердительно, потому что считал все сделанное м.Сергием ошибкой, которую он сам осознает и пожелает исправить. К тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся в происшедшем, и нельзя было требовать от них решительного и деятельного суждения о событиях. С тех пор много воды утекло. Ожидания, что м.Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных верующих членов Церкви было довольно времени, побуждений и возможности разобраться в происходящем, и оч[ень] многие разобрались и поняли, что м.С-ий отходит от той Православной Церкви, какую завещал нам хранить Св.Патриарх Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу сергианства. Спасутся ли пребывающие в сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать духовного руководства удовлетворения духовных своих нужд потребностей с совестию, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения. Все, что не от веры, — грех. Ложь нельзя исправлять ложью и никоим образом, стало быть, нельзя предпочитать григорьевство сергианству.
С митрополитом Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи м.Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности. С правосл. предстоятелями у предстоятелей этой епархии искали и находили руководство по смерти епископа Виктора послушные ему верующие Вятской епархии. Правда, среди них проявляются иногда крайности в отношениях к сергианству (напр., перекрещивание крещенных), но эта ревность не по разуму представляется мне не как принятое у викторовцев исповедание, а как печальная случайность, порожденная личным темпераментом отдельных неразумных ревнителей сей епархии Церкви находился в постоянном общении еп.Виктор при своей жизни; у них же после его смерти искали и находили руководство послушные ему после смерти еп.Виктора послушные ему верующие Вят[ской] епархии.
Милость Господня да будет с Вами, дорогая Надежда Васильевна! Получил и две открытки Ваши и письмо и сегодня от имени Аненьки 50 р. За все сердечно благодарю Вас, но с присланными деньгами для меня создалось моральное затруднение. Я об этом писал уже Аненьке. Дело в том, что вручивший Вам эти деньги неведом мне лично, но имя его мне известно с довольно разноречивой характеристикой. Из всего, что слышал, вывожу заключение, что это человек несколько экзальтированный и увлекающийся, ревностный и прямолинейный, что мешает ему учитывать обстановку жизненную, в которой он действует. Ваш дорогой брат, по моему мнению, пережил последнюю неприятность в значительной мере потому, что имел исполнителем своих советов этого своего друга, не проявившего достаточной осторожности и терпеливости. (Я не осуждаю его за этот недостаток, быть может, и не существующий в действительности, а только мною заподозреваемый, но) Становиться с ним в отношения, создающие некоторую зависимость, не могу и потому не могу принять от него материальную помощь. (Пусть огорчается на это и простит меня за эту осторожность, приобретенную во всяком случае горьким опытом. За молитвы и привет благодарю его и о нем имею молитвенную память). Вас приветствую с грядущими днями Страстной седмицы и от души желаю с радостью встретить Св.Пасху. М.Е. благодарит Вас за память и вас приветствует. Всегда Ваш М.К.