Алексей Петрович Лебедев

А.П.ЛебедевЛебедев Алексей Петрович — известный историк Церкви (1845-1908), профессор Московской духовной академии и Московского университета, составитель курса истории Восточной церкви и автор многих других трудов. Среди прочих публикуем его исследование: Братья Господни (1 Кор.9:5. Гал.1:19): Обзор и разбор древних и новых мнений по вопросу. Историко-критическое исслед. — М.: Унив.типография. 1905. — Отт. из: Душеполезное чтение (1904-1905).

Братья Господни

Глава вступительная: новозаветные известия о братьях Господних и пояснение их
Обзор и разбор древних мнений по вопросу:
  1. Мнение св.Епифания Кипрского.
  2. Мнения Гельвидия и бл.Иеронима Стридонского.
Обзор и разбор новых мнений по тому же вопросу:
  1. Мнение «нового Епифания» (т.е. Йозефа Ляйтфута) из Кембриджа и «нового Гельвидия» (т.е. Теодора Цана) из Эрлангена.
  2. Мнение «нового Иеронима» (т.е. К.Эндеманна) из Берлина.
  3. Попытка решить вопрос о братьях Господних на основании евангельских свидетельств и церковного Предания.

Другие произведения

От редакции: Из многих произведений А.П.Лебедева мы выбрали изданную в 2004 г. в Петербурге в изд-ве Олега Абышко (Библиотека христианской мысли) книгу, названную «Братья Господни». Нам представляется данная тема актуальной, поскольку сейчас, после пережитых катастрофических потрясений и разочарований, некоторые православные христиане стали искать причины постигших нас бедствий в византийском периоде развития Церкви, когда наряду с определённым положительным воздействием государства как покровительствующей силы стали накапливаться и отрицательные черты, в частности, выразившиеся и в виде некоего догматического своеволия. В богословской практике начали развиваться и укореняться, хотя и благочестивые по видимости, но всё же вымыслы и наслоения. В качестве примера можно привести новоизмышленный догмат о рождестве Спасителя, якобы, из ребра Девы Марии. Как будто тот путь, которым рождаются обыкновенные человеки, является каким-то нечистым и постыдным. Вопрос о Приснодевстве также представляется во многом надуманным и неудобопонятным и, при всём уважении к святым отцам Церкви, отстаивавшим это учение, а также к автору данного труда, никто из них так и не привёл убедительных аргументов в его необходимости. Хотя сам А.П.Лебедев пишет, что «по части евангельской и апостольской истории почти ничего нельзя принимать такого, что заимствуется из Предания и не подтверждается хотя бы косвенно Св.Писанием», в доказательство истинности утвердившейся по данному вопросу теории он почти ничего не приводит. Свт.Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» (4:17) по поводу возможности произвольного установления догматов говорит более определённо:

Сие учение напечатлевай в мысли твоей непрестанно: теперь оно изложено тебе сокращённо, если же позволит Господь, то по возможности изложено будет с доказательствами из Священного Писания. Ибо никакая Божественная и святая тайна веры никак не должна быть сообщена без Божественного Писания, и не основываема на одном вероятии и отобранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нём, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.

Публикации