Дух Святой, Дух Благой, Источник всякой милости, единый по существу с Богом Отцом и Сыном, — как Он посылается твари от Отца и Сына, если только исходит Он предвечно от Отца? Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным апостолам: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин.14:24). Посылает Его и Сын, согласно обещанию: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26). Потому и эту молитву: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву, — мы должны воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, чтобы от Обоих истекал на нас один источник благодати, подобно тому, как святой Иоанн Богослов в откровении видел его истекающим из Престола Божия и от Агнца, когда говорит так: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от Престола Бога и Агнца (Откр.22:1).
Именуется же Дух Святой Духом Благим не только потому, что Он по естеству Своему Благ, как Бог, согласно написанному: Никто не благ, как только один Бог (Мф.19:17), — но еще и потому, что Его Божественной Ипостаси в особенности присваивается благость, как Отчей — всемогущество, а Сыновней — мудрость, ибо Он есть Причина всей милости, Источник любви, и от Него происходят нам всякие дарования. От Него все дары, сияющие и в Церкви, и в пророках, и в мучениках, и во всех прочих членах. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судьях, Дух крепости в Иисусе Навине, Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненном Симеоне, ибо все дары благодати происходят от Него.
Почему же Он, Дух Благой, называется еще и Духом правым, и Духом владычествующим?
Им управляется и наставляется Церковь, и при этом не только для того, чтобы апостолы и мученики могли дать ответ, согласно такому Господню обещанию: Когда же приведут вас в синагоги, к начальством и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить, — но также и для всякого дела благого, согласно такому неложному слову: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин.14:26). Для того именно Он и посылается, чтобы наставить нас на путь вечности, научить нас оправданиям Своим (Пс.118:135) и привести нас к лучшей участи. Без Его Божественного наставления человеческий дух не умеет ходить правым путем и вводить нас в землю правды, ибо человеческий дух суетен, непостоянен и немощен, а часто мы даже и не знаем, какого мы духа. Мы увлекаемся то духом суетности, то духом нетерпения, то духом гордости, то духом сребролюбия, то духом властолюбия, и водимые через различные стремнины погибели, мы и не знаем лукавого вождя. Имея в пути нашем такие и подобные им пакости, которыми лукавый демон многократно прельщает нас под видом благости, мы всячески будем просить, чтобы Дух Благой наставил нас и помог нам, согласно сказанному апостолом: Дух подкрепляет нас в немощах наших (Рим.8:26).
Он является нашим милосердным Помощником, и помогает нам самыми разнообразными способами. Во-первых, Он помогает в нашей слабости, когда делает так, что мы с благодарностью принимаем из рук Божиих всякие душевные и телесные скорби и за них прославляем Бога нашего. Помогает Он нам и тем, что отгоняет от разума невежество и научает, что нужно делать и чего нужно избегать. Кроме того, Он укрепляет нашу волю любить благое, постоянное и вечное и пренебрегать тленным, настоящим, которое принуждает и прельщает чувства, а душу никогда в достаточной степени не насыщает усладой. Он оказывает еще и помощь памяти, чтобы ею мы содержали все Божии благотворения с благодарностью, чтобы помнили Его заповеди, не преступали их и сокрушались бы в сердце о грехах наших, чтобы не забывали мы праведного и грозного суда Божия, творящего благое возмездие праведникам, и приносящего достойное наказание лукавым. Наконец, Он подает руку помощи нашему духу против плотских похотей, дает силу для начинания божественных дел и утверждает нас в том, чтобы мы всегда пребывали в служении Богу, в ревности и благодати.
Дух Святой помогает нам во всяком состоянии, пребываем ли мы в благодати, или в грехах: если в благодати, то помогает, чтобы не пострадали вследствие отпадения от нее; исходящим от греха подает утверждение, чтобы снова не отпали от нее. Он ведет нас от силы в силу добродетелей, пока не увидим Бога богов в Сионе (Пс.83:8). Пребывающим в грехах Он дает помощь для того, чтобы встать, чтобы они не погибли от них, но ушли бы из их власти, согласно словам Псаломника: Если бы Господь не помог бы мне, вскоре вселилась бы во ад душа моя (Пс.93:17).
Для того Дух Святой был послан на святых апостолов и прочих верующих людей, чтобы без соблазнов руководил ими в настоящем пути, пути скользком и имеющем скрытые демонские сети, согласно словам царя Давида: На пути, по которому я ходил, скрыли сеть мне (Пс.141:4), — чтобы милостиво наставил их в нем, являя Себя в печалях Утешителем, во тьме светом, в несчастиях Покровителем, в бедах Освободителем, в сомнениях Советником, в горестях усладой, в трудах отдыхом, в изнеможении укреплением, в заблуждении Исправителем, в невежестве Наставником. Все эти благодеяния Святой Дух милостиво творил верующим, каждому по нужде, не перестает творить и доныне, если только сосуды наших душ мы постараемся омыть от греховных скверн источником слез.
Пример такой благодати Святого Духа мы имеем в божественных апостолах, которые прежде были невеждами, но когда были посланы по вселенной с благовестием, то исполнились разума, красноречия и мудрости. Учением своим они всех, как рыб, уловили Христу, и сбылось на них Исайино пророчество: И все сыновья твои будут научены Господом (Ис.54:11,13).
Прежде они были боязливыми, Дух же Святой облек их силой свыше и укрепил на всякие бедствия, согласно следующим словам: Я утвердил столпы ее. Были они прежде худородными и не пользовались честью, Дух же Святой, наделив их силой чудотворения, сделал их дивными для всего мира: Господь сделал дивными преподобных Своих (Пс.4:4). Раньше они были едва теплыми, когда же Дух Святой сошел на них в виде огненных языков, возгорелись они любовью и были облечены ревностью, так что могли говорить с пророком Иеремией: Свыше послал Он огонь в кости наши, и он овладел ими (Плач.1:13). Потому-то и слова их, как огненные, могли проникать и в окаменелые сердца. Потому-то и верховный апостол, святой Петр, одним поучением обратил к Господу три тысячи душ, а в другой день еще пять тысяч. Будучи прежде немощными, они столь укрепились Святым Духом, что ни мучения, ни томления, никакая адова сила не могла сокрушить их сердце. Напротив, они сами привели под иго Христово всю вселенную, упразднили идолов и даже князя мира, и всю вселенную они подчинили и покорили Распятому. Вот какова была сила Духа Святого, наставившего их и помогающего нам в немощах наших.
Тем же Духом Святым и святые мученики были укрепляемы на разные мучения. Дети и юные девицы, которых было очень много, когда сокрушали их ребра, поджигали бока, обрезали груди, готовили им мучительские колеса и кипящие котлы, наполненные смолой и серой, раскаляли сковороды, — все это они принимати как какую-либо сладость и утешение, мудростью побеждали самих мучителей и укоряли их буйство.
Так наставлялись они Духом Святым на землю правды, в которой все праведно и ничего нет противного: нет искушений, нет греха, нет бедствий, нет болезней, печали и воздыхания, но всегда веселие, радость, здравие, безбедность, благодать и слава.
Как народ израильский был приведен в обетованную землю столпом огненным, освещавшим путь ночью, и облаком, осенявшим их днем, так и мы водимся Духом Святым, Который Своим светом освещает тьму бедствий и Своей прохладой покрывает нас в день благополучия. Он не оставляет нас во все время нашего путешествия, пока не войдем мы в землю обетованную, в землю правды. Благодать Духа Святого для нас — то огонь светящий, то облако прохлаждающее. Своей предваряющей благодатью Он наводит на благой путь, сопутствующей — доводит, даром терпения вводит и введенных венчает совершенной благодатью.
Итак, никто не может войти в землю правды без помощи и предводительства Святого Духа, ибо как корабль на море, если и имеет готовым все, что нужно для плавания, но лишен только необходимого ветра, то не может благополучно переплыть пучины морской, — так и нам, плывущим к вечности через море мира сего, нужен ветер Святого Духа, без которого все наше старание, все приготовления — все напрасно и бездейственно. Поэтому нам подобает воссылать прилежные молитвы с теплыми слезами к Богу Отцу и к Богу Сыну, и непрестанно взывать вместе с Псаломником: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Дух Твой, Боже Отче Единосущный, Дух Твой, Боже Сыне соприсносущный, Дух Твой, Отче, от Тебя исходящий предвечно, Дух Твой, Сыне, от Тебя подаваемый миру временно, Дух Ваш, Отче и Сыне Единосущный, Единосильный и Единочестный, Дух Ваш Благий да ублажит и удобрит души наши! Злых из-за преумножения беззаконий да сотворит Он благими, не изменяя их естества, но обновляя ветхого человека от злобного качества в доброе. Ты, Боже, да пошлешь Духа Твоего, и созиждутся души наши, и обновишь лицо земли (Пс.103:30), той земли, которая некогда услышала: Земля ты и в землю возвратишься (Быт.3:19); лицо этой земли да обновит Дух Святой Своею благодатью, чтобы она сделалась жилищем для Вас Самих, а не для лукавого.
Равным образом необходимо воссылать прилежные и теплые молитвы и Богу Духу Святому и вместе с Матерью нашей Церковью беспрестанно воспевать: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Очисти нас, как огонь очищает золото и серебро.
Ты — Огонь невещественный, согласно словам Писания: Бог наш есть Огонь поядающий (Евр.12:29).
Ты — Огонь усовершающий, а не сокрушающий.
Ты — Огонь, превращающий человека не в пепел, но в бога.
Ты — Огонь, попаляющий греховные терния и просвещающий наши души.
Ты — Огонь, очищающий сосуды наших душ от богомерзких скверн и приготовляющий их для почестей.
Распали души и тела наши, чтобы горели мы неопально. Распали нас ныне Тобой, Огнем небесным, чтобы избежали мы огня геенского и опадения вечного! Тобою — Огнем — пусть горят светильники душ наших, чтобы мы вместе с мудрыми девами были впущены в чертоги Небесного Жениха.
О Огонь Святой! Как сладко Ты горишь! Как таинственно светишь! Как желанно твое жжение! Горе тем, которые не горят Тобою и не светятся Тобою! Они впоследствии будут объяты беспросветным мраком и ввергнуты в огонь вечного мучения.
Дух Святой, Дух Пребожественный, Дух Животворящий! Сожги же сильным пламенем Твоего Божества все тернии и плевелы грехов наших, отсеки всякую бесполезную ветку, прорастающую внутри нас, истреби ветви сухие и не приносящие плодов, совершенно искорени из нив сердец наших всякое семя злобы, чтобы никто из нас не был сожжен в вечном огне!
О Живоначальная и Пребожественная Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Единый Истинный Боже! Отче Превечный, сотворивший нас, Сыне Сопревечный, искупивший нас, Дух Святой, Единосущный Отцу и Сыну, освятивший нас благодатью Твоею, — расширь Православную веру, соблюди Церковь от ересей, утверди благочестивого Царя, укрепи державу его, умножь людей Твоих, создай обилие плодов земных, устрой мир желаемый, насади повсюду благочестие, водрузи надежду в сердцах наших, разожги пламень любви, устрой добронравие, и по окончании жизни временной даруй нам жизнь вечную, как единый совершенный Человеколюбец! Аминь.