Благочестивый слушатель! В настоящую неделю Всех Святых Мать наша, святая Церковь, исчисляя лики всех святых и празднуя их память, призывает нас, своих чад, к духовной радости, воспевая: «Приидите вси духовне возвеселимся о памяти святых».
Есть чему радоваться и веселиться верным христианам о памяти святых, ибо в лице их они имеют многих защитников, помощников, покровителей и ходатаев к Богу. Грешным же людям, из которых я первый (1 Тим.1:15), мне кажется, не может быть в этом большой радости, ибо они лишены общения со святыми. Грешные от радости святых еще больше заскорбят своими сердцами, когда увидят их на небесах увенчанных вечным царством, а себя отверженных от них, как говорит Господь устами Своего пророка Исайи: Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа (Ис.65:13-14).
Дерзну же я сказать, что и для святых Божиих ныне не совершенно радование как потому, что их святые души еще не соединились с честными их мощами, так и потому, что видят нас, грешных, самовольно лишающимися их общества, их ликов, их вечной радости из-за малой и суетной греховной сладости, существующей в этом мире. Ибо и святым Божиим вместе с Ангелами Божиими как бывает радость на небесах о всяком кающемся грешнике (см. Лк.15:7), так существует и печаль о всяком нераскаянном грешнике, а через это и как бы некое препятствие к их радости.
Что же нам нужно сделать, чтобы и святые могли совершенно возрадоваться о нас, как и мы о святых? Сделаем вот что: обратимся к Богу с истинным покаянием, чтобы нашими добрыми делами мы приготовили себе места в лике святых, в которые мы могли бы переселиться после временной жизни. Этим мы доставим и себе, и святым совершенную радость.
Кто из грешников внимает сказанному, кто слышит это, кто желает и святых возвеселить своим покаянием, и самому быть святым, начни отселе истинное покаяние. Я же, недостойный, начну приписывать кающихся грешников к ликам святых и называть их новыми святыми. Начну же это не от себя, не из своего худоумия, но из Божественного Писания, при Господнем содействии и подкреплении слова (Мк.16:20).
Но прежде чем начну намеченное дело, прежде чем стану приписывать грешников к лику святых, я сначала предложу самому себе такой вопрос: можно ли грешному тотчас сделаться святым и иметь место со святыми? Ведь Давид говорит: Далеко от грешников спасение (Пс.118:155)?
Пока я буду искать ответа на этот вопрос, предложу я здесь вашей любви послание апостола Павла к евреям. Он, изливая в главе одиннадцатой все свое богодухновенное и благоразумное добровещание на восхвалении святой веры, называет ее прежде всего священником, иереем, ибо ради нее Бог принял Авелевы жертвы.
Вера — это молодость без старости, ибо Енох, восхищенный ей, до сих пор живет и не состарился.
Вера — это ковчег, в котором спасся Ной.
Вера — это материнство чадородное, ибо верою Сарра родила Исаака.
Вера — это и живая, бескровная жертва, ибо верою Авраам принес сына своего Исаака в жертву живую, не пролив его крови, и была для него вера ножнами для ножа, которым он хотел заколоть своего сына.
Вера — это умное око, ибо знает, как нужно благословить Иакова, и как Исава.
Вера — пророк, ибо ею Иосиф предсказал освобождение израильтян из Египта. В Моисее вера была страхом и бичом на фараона и весь Египет.
Вера — дно морское, проведшее Израиля посуху. В Иисусе Навине вера — штурм, ломающий стены Иерихонские.
О как много великих похвал святой вере написал апостол! Посмотрим же еще со вниманием, как апостол заканчивает свои похвалы: Верою Раав-блудница не погибла (Евр.11:31). Вера, говорит он, единственное спасение грешнику или грешнице: Верою Раав блудница не погибла.
Кто-нибудь здесь мог бы сказать святому Павлу: «Святой Павел! Не изнемог ли ты, писав похвалу вере? Посмотри, хорошо ли ты пишешь и говоришь, когда окаянную нечистую жену-блудницу приравнял к верному Авелю, к чистому Эноху, к богоугодному Ною, к достойным патриархам Аврааму, Исааку и Иакову и к прочим святым праотцам? Неужели ты не мог пропустить ее, не вспоминать, не сравнивать с такими великими святыми, и не ставить в один лик, в одно число блудницу и Божиих угодников?
Павел же святой, изрекший, что верою Раав блудница не погибла, то как бы удивляясь, то радуясь и торжествуя о спасении грешницы, присоединяет и такие слова: И что еще скажу? (Евр.11:32), — то есть, что можно сказать больше? Что может быть удивительнее и славнее того, что и блудница среди святых, нечистая причтена к чистым, враждебная Богу — в числе угодников Божиих? Рассуждая об этом, блж.Феодорит говорит: «Поистине удивительно это апостольское слово, которым он иноплеменную блудную жену присоединил к Моисею, Аврааму и прочим святым, чтобы показать силу веры. Весьма дивно, что блудница имеет равную похвалу со святыми».
Слушай же это, всякий грешник, и уповай! Вот твердая надежда на милость Божию для грешника, восстающего от грехов! Тотчас отбрось грех, сломай твой злой обычай, оплюй греховные страсти, попри их ногами, восстань покаянием, обратись к Богу, начни каяться, начни же тотчас, не откладывая, и скажи: Сказал я: «Ныне я начал» (Пс.76:11). Тогда сам апостол Павел поставит тебя наравне с великими святыми, как блудницу Раав поставил с Моисеем, Авраамом и прочими.
Вот, слушатель мой, я уже ответил и отвечаю на предложенный вопрос: можно ли грешнику быть святым и иметь место со святыми? Далеко от грешников спасение, но только от грешников не кающихся, а от тех, которые истинно каются, от них спасение близко: Близок Господь ко всем призывающим Его (Пс.144:18), всем призывающим истинно, Таких мы дерзновенно можем написать между святыми и назвать их новыми святыми.
Существует два вида грешников. Одни скоро обращаются к покаянию, снова падают и снова встают. Другие же не скоро и не легко встают после падения, хотя и желают покаяния. Здесь я пропускаю третьих грешников, которые совершенно отчаялись, окаменели своими сердцами и, оставив Бога, предались врагу, а через это уже записали себя в книге погибели, осужденных в ад. Буду же говорить только тех ныне, которые уже каются или хотят покаяться.
Что нам думать о первых грешниках, которые часто падают и после каждого падения тотчас встают с сокрушенным сердцем и многими слезами? Где их записать? Записать их между совершенными грешниками нельзя, ибо они имеют свою защиту в следующих словах: «Сколько раз падешь, столько восстань, и спасешься». Если же для них спасение не потеряно, если они могут ожидать и надеяться на него, то, несомненно, их нужно приписать к лику спасенных и поместить между святыми.
К какому же лику я припишу их? Припишу я их к лику праведных; припишу же не от своего домысливания, но на основании Святого Писания. Дух Святой у Приточника говорит: Семь раз падет праведник (Притч.24:16). Здесь всякий внимай и удивляйся тому, что семь раз впавший в грех остался праведным: Семь раз падет праведник. Святой Григорий это место в другом переводе читает так: «Семь раз в день падает праведный». Это еще удивительнее, ибо достаточно было праведнику пасть и семь раз за всю жизнь, а он подвергается греховному падению семь раз в каждый день. Если же он падает, и притом так часто, семь раз в день, то какой же он праведник? О мудрый Приточник, запиши его грешником, а не праведником, ибо семь раз в день падает грешник, а не праведник. Если же он праведник, то как он падает? Ведь праведнику подобает стоять, а не падать?
На это святой Григорий отвечает так: «Иногда и праведникам попускается падать, чтобы научились крепче стоять. Попускается им и уклоняться ко злу, чтобы не впали когда-либо в гордость и не погубили бы великие дарования добродетелей».
Прекрасно ты, святой Григорий, объяснил причину падений, случающихся со святыми. Вот, именно для того и попускаются праведным грехопадения, чтобы они не возгордились и не погубили своих добродетелей, своих заслуг перед Богом. Но все же я еще не удовлетворяюсь этим твоим толкованием, ибо я хочу знать, почему Писание не грешным, но именно праведным называет согрешающего человека, и притом согрешающего так часто: семь раз в день? Если праведник падает семь раз в день, то каким образом своими частыми падениями он не губит своей праведности?
Нет нужды спрашивать об этом святого Григория. Прочтем дальнейшие строки у Приточника, и тогда мы поймем то, что хотим понять: Семь раз в день падает праведник и встает.
Слово: и встает, — ясно показывает нам, почему праведник, падая не погубляет своей праведности, потому, оказывается, что встает. Это подтверждает и блаженный Иероним, который говорит: «Праведник, согрешая, не губит своего праведнического имени, ибо всегда скоро встает покаянием».
Итак, если кто согрешил и сейчас же искренно покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он — праведник, ибо встает, встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает, и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя. Об этом и святой Златоуст говорит: «Если грех придет к твоей душе, то да будет он гостем у тебя, а не жителем». Такой грешник, который после падения тотчас встает покаянием, уже не грешник, но праведник, если бы даже ему случилось и часто падать. На таком сбываются слова Давида: Когда падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его (Пс.36:24).
Да будем же и мы все скорыми во вставании от грехов и приписанными к праведникам!
О других грешниках, о тех, которые не скоро и не легко встают, что о них можно сказать? Прежде всего узнаем, кто эти грешники? Это те, которые подпали греховным привычкам, которые совершенно запутались в сетях плотских деяний и о которых апостол говорит: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство и прочее (Гал.5:19). Запутавшиеся во всех этих плотских страстях и греховных сластях не скоро встают, если даже имеют мысль и намерение покаяться, если даже говорят с Давидом: Чтобы исправились пути наши! (Пс.118:5). Уже привычка у них превратилась во вторую природу и даже необходимость; они уже которого хотят, не делают, а которого не хотят, делают, не они, но живущий в них грех, царствующий в их членах (Рим.7:19-20).
А то, как нескоро и нелегко такие встают, то можно видеть в примере Давида. Знаете ли вы, как согрешил пред Богом Давид во дни своего царствования? Вспомните прекрасноликую Вирсавию и ее мужа Урию. Запутался Давид прелюбодейственно в плотской греховной сласти и уже так свыкся с ней, что не мог отстать от нее. Снедаемый совестью за совершаемый грех, помышляя о покаянии и воздыхая к Богу, он говорит: Путь неправды отставь от меня, и законом Твоим помилуй меня (Пс.118:29).
Святой Давид! Так ли ты плакал о грехе твоем, что едва не пришел в исступление ума? Знаешь ли, что ты говоришь? Не хорошо ты говоришь — осудят тебя люди. Вот тебя судит и святой Амвросий, говоря: «Не говорит Давид: “Отставь меня от пути неправды”, но говорит: Путь неправды отставь от меня. Исправься же, святой Давид, и скажи: “Господи, отставь меня от пути неправды!” Но Давид не слушает нас. Вздохнув, он говорит Богу свои прежние слова: Путь неправды отставь от меня».
Святой Давид! Куда идет всякий разумный человек, если узнает, что на каком-то пути великий разбой? Ведь он минует его и далеко обходит его, а не о том просит, чтобы тот путь с разбойниками был перенесен на другое место. А пойдет ли кто тем путем, на котором, как он знает, есть разбойники? Не безумен ли он тогда будет? Не сам ли он будет виновен в своей беде? Естественный разум учит человека: не ходи путем неправды, не ходи; если же пойдешь, поступишь неразумно, ибо ты попадешь в руки разбойников.
Но Давид, не обходя и не минуя злого пути, вопиет к Богу: не меня от пути неправды, но путь неправды отставь от меня. Рассуди же, святой Давид! Что лучше: путь ли злой обойти подальше, или же просить, чтобы этот путь вместе с разбойниками был перенесен на другое место? Поистине ведь лучше миновать злое место. Но Давид говорит прежнее: Путь неправды отставь от меня. Этим он как бы дает нам понять следующее: «Уже я, Господи, не могу отстать от пути неправды, не могу изменить своего злого, греховного обычая, ставшего второй природой; лучше Ты Сам, Господи, не меня, но тот злой путь каким-либо образом отставь от меня и воздвигни меня к покаянию». Здесь святой Давид выражает ту мысль, что как нелегко путь перенести на другое место, так и человека, впавшего в плотские и греховные сласти, трудно изменить и исправить, о чем некто говорит: «Удобнее кажется путь отставить (то есть перенести на иное место), нежели изменить обыкновенную человеческую страсть».
Что если такой грешник, хотя и не скоро, но придет в чувство и с помощью Божией совершит истинное покаяние, если греховный свой обычай, однажды сломав, повергнет и оплюет и после того никогда не возвратится к нему, но совершенно исправится для того, чтобы покаянием очистить себя от всякой скверны плоти и духа, и до самой кончины поживет в чистоте, приобретенной покаянием? Какого места в лике святых будет достоин такой грешник?
Пусть судит, кто как хочет, — я не стыжусь поставить его в лике девственников и написать его с девствующими, ибо имею поддерживающего и наставляющего мою руку святого пророка Иеремию, в книге которого я читаю следующее: Избрал Себе Бог Израиля, как муж невесту, любовью вечной (Иер.31:3). Однако Израиль, не долго прожив в единомыслии с Богом, развратился, прелюбодействовал и поклонился языческим богам. Бог же увещевает Израиля, а вместе с тем и всякого нынешнего грешника, такими словами: У тебя было лицо блудницы, ты отбросила стыд (Иер.3:3).
Здесь обратим внимание на то, что одно и то же грешное лицо называется и блудницей, и девицей. У тебя было лицо блудницы — это блудница. Не домом ли ты меня назвала, и отцом, и вождем девства моего — это девица. Сначала блудница, потом девица. Почему так? А потому, что через истинное и долгое покаяние обновляется достоинство девства. Если желаете яснее познать это, то слушайте.
Знаете ли вы, кто ближе всех следует за Христом, Господом нашим? Ближе всех следуют за Христом или апостолы, или девственники. Сначала идут за Христом апостолы, которым Он сказал: Идите за Мною, — далее идут позади Христа девственники, как их видел святой девственник Иоанн Богослов, который говорит: Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр.14:4). Итак, позади Христа находится апостольское и девственническое место. Вспомним же здесь и жену-грешницу в Евангелии, которая, став позади ног Христа, начала обливать ноги Его слезами (Лк.7:38).
Святой и верховный апостол Петр! Теплый ревнитель Христов! Оттолкни от ног Христовых блудную жену, оттолкни ее от того места, на котором стоите вы, последователи Христовы, оттолкни греховный смрад от Источника чистоты! Но не возбраняет ей святой Петр стоять на апостольском месте и прикасаться к ногам Христовым.
Святой Иоанн Богослов, девственник! Хотя бы ты прогнал блудницу с девственнического места, позади Христа. Пусть не стоит скверная там, где стоят ноги девствующих! Но и святой Богослов уступает ей свое девственническое место.
Долго я удивлялся этому и недоумевал, почему грешнице дозволено безбоязненно стоять на апостольском и девственническом месте, даже дерзновенно стоять и касаться ног Христовых, пока, наконец, не узнал причину этого от святого Иоанна Златоуста, говорящего о той жене так: «Прежде жена была блудницей, а ныне она девица, сестра Христова, невеста Слову».
Стой же, о жена, кающаяся истинно, стой дерзновенно на апостольском и девственническом месте, ибо ты после долгой нечистой жизни через внезапную твою перемену и истинное покаяние стала девицей, сестрой Христовой, невестой Слову.
Значит и вы все, другие грешники, хотя и не скоро, однако же искренно и бесповоротно обратившиеся к покаянию, значит и вы, говорю я, будете в лике девствующих с самими святыми апостолами.
Что же мне после этого еще сказать? Что я могу сказать более дивное, высокое и преславное, чем то, что грешники через истинное покаяние вчиняются в ликах святых? Да радуются же святые, ибо грешники причисляются к ним, и восполняется недостаток в их ликах! Да радуются и грешники, ибо им находится место между святыми!
Вы же, православные слушатели, внимая сказанному, разумейте, что все это сказано для вашего духовного утешения. Не отчаивайтесь в своем спасении, если даже и многие грехи будут соделаны вами. Воспряньте же духом скоро, как бы от сна, от грехов ваших, и, покаявшись истинно, вы сподобитесь общества со всеми святыми, что да получим и мы все. Аминь.