Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил.2:28). Потом через пророка Исайю Он говорил израильтянам: Излию Дух Мой на племя твое (Ис.44:3). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами.
В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в Иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь (Мф.3:16).
Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: Облако светлое осенило их (Мф.17:5).
В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились (Деян.2:2).
В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго (Деян.2:3-4).
В настоящем поучении я хочу вашему благочестию предложить: почему Святой Дух показывался миру в разных видах: то в виде голубя, то в облаках то в ветре, то в огненных языках?
Прежде всего я молю Тебя, Дух Святой!
Я знаю, что Ты поистине добрый Учитель, ибо Сам Христос Спаситель возвестил о Тебе Своим ученикам, говоря: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин.14:26). Приди же ныне, Дух Святой, в мое сердце, попали невещественным огнем все мои грехи и научи меня невежду говорить истину, да и я поведаю имя Твое братии моей и посреди церкви воспою Тебя (Евр.12:12). Вас же, возлюбленные слушатели, я прошу о прилежном слушании.
Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому что святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди! (Песн.2:10,14); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести». Кроме того, Дух Святой явился в виде голубя потому, что через богомыслие мы взлетаем на высоту, как некогда воскликнул Псаломник: Кто даст мне крылья, как у голубя? И полечу, и успокоюсь (Пс.54:7).
Спрошу же я тебя, блаженный Давид! Скажи мне: куда ты хочешь лететь на этих голубиных крыльях? «В жилища небесны, — отвечает он, — с Богом вселиться» Об этих дворах тот же Давид в другом месте говорит: Сколь вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге Живом (Пс.83:2-3).
Наконец, Дух Святой явился в виде голубя еще и потому, что на Своих крыльях Он переносит тех, кто желает поселиться в небесных жилищах. Симеон Метафраст в житии святой мученицы Марии пишет так: «Когда она страдала за Христа, тогда показалась голубица с золотым венцом, летающая над ней». Значит, для того явился Дух Святой в виде голубя, чтобы всякому верующему дать венец вечной жизни, который обещал дать Христос всякому верующему, говоря: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10).
В облаке же на Фаворе Дух Святой явился потому, что и Сам Бог некогда в древности показался Моисею в облаке, как пишется об этом в Исходе: Сошел Господь в облаке (Исх.34:5), а Дух Святой и есть Тот же Бог, Который явился некогда и Моисею.
Перед кончиной света придут на землю Илия и Энох, антихрист убьет их, и после убиения тела их будут лежать непогребенными три дня, но потом Бог воскресит их, и они взойдут на небо облаком, как говорит о сем св.Иоанн Богослов в Апокалипсисе: Взошли на небо на облаке (Откр.11:12). Потому, значит, Дух Святой явился в облаке, чтобы мы на этом облаке могли взойти на небо.
Облако изливает из себя дождь и окропляет землю, ибо влажный пар, который поднимается на земле от воды, и вверху остается влажным и водяным облаком, о котором Псаломник говорит: Темна вода в облаках воздушных (Пс.17:12), — впоследствии эта вода превращается в дождь и падает на землю.
Подобно этому и Дух Святой явился в облаке, чтобы излить в наши сердца дождь благодати Своей, как говорит апостол Павел: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:5).
В облаке рождаются громы и молнии, ибо когда влажное и студеное облако объемлет сухой и теплый воздух, то последний ищет места, которым бы мог выйти из противного ему облака; он сражается с облаком, и оттого происходят громы. Потом же эта сухая пара зажигается, и оттого получаются молнии. Наконец, та же сухая пара, зажегшись, ниспадает из облака на землю, отчего происходит треск, стрелы молний и пожары.
В иносказательном же смысле громами и молнией называются церковные учителя, ибо как молния своим блеском прогоняет темноту и как гром устрашает людей, так и учителя церковные своей проповедью разгоняют тьму человеческих грехов и устрашают грешных людей, напоминая им вечное мучение, ожидающее грешников за их согрешения. Так, например, Псаломник называет учителей молнией, говоря: Осветили молнии Его вселенную (Пс.76:19), а в Апокалипсисе святой Иоанн Богослов называет учителей громом: Семь громов проговорили голосами своими (Откр.10:3), — ибо все пастыри и учители своим проклятием убивают злых и непослушных, подобно тому, как устрашает и убивает гром.
Таков был апостол Павел, когда сказал: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа (1 Кор.16:22). Потому и явился Дух Святой в облаке, ибо как облако производит гром и молнию, так и Дух Святой соделывает пастырей и учителей.
Показался Дух Святой еще в ветре, ибо ветер — это такое явление, которое развевает плевелы от чистой пшеницы. Плевелами называются грешники, а пшеницей и добрым семенем — все праведники, как в одном месте было сказано Христу: Господи! Не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? (Мф.13:27). Дух Святой разлучает плевелы от чистой пшеницы, то есть грешников от праведников.
Доброй пшеницей были Ной и жена его, ибо они жили благочестиво, прочие же все были плевелами, ибо жили беззаконно. Поэтому и разлучил Дух Святой плевелы от пшеницы, то есть Он спас Ноя, жену его, сыновей и жен сыновей его от потопа; прочие же все плевелы, то есть грешников, Он потопил всемирным потопом. Доброй пшеницей был Лот, жена его и две дочери его, жившие благочестиво, а все содомляне были плевелами, ибо не имели они в своих сердцах страха Божия. Поэтому Дух Святой и отлучил плевелы от доброго семени. Лота с женой и двумя дочерями Он вывел из Содома, а всех содомлян погубил смрадным огнем.
Возлюбленные слушатели! Вот вы видите, как за отеческое благочестие, то есть Ноево и Лотово, спаслись сыновья и дочери. И ныне, если кто почитает своих родителей, тот получает от Бога великие блага, а именно: изобилие в доме, а впоследствии и изобилие вечное, небесное, как говорит о том Иисус Сирахов: Уважающий мать свою — как приобретающий сокровища (Сир.3:4). Далее, такой человек будет иметь честь и от сыновей своих, согласно слову того же Сираха: Почитающий отца будет иметь радость от детей своих (Сир.3:5). Потом, если он о чем молится Богу, о здравии ли, или о счастье, молитвы его будут услышаны Богом, согласно этому: В день молитвы своей будет услышан. Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и будет долго жить, как говорит об этом заповедь Божия: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле, и еще: Уважающий отца будет долгоденствовать (Втор.5:16; Сир.3:6).
Такой будет еще и славен перед всеми и на земле, и на небе, согласно следующим словам: Слава человека — от чести отца его (Сир.3:11). Род его также будет долговечным, ибо благословение отца утверждает дома детей (Сир.3:9). Если он впадет и в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он быстро освободится от них, как говорит об этом Писание: Милосердие к отцу не будет забыто; и в день скорби твоей воспомянется о тебе (Сир.3:14-15). Он сподобится и очищения от грехов, ибо почитающий отца очистит грехи: Как лед от теплоты, разрешатся грехи твои (Сир.3:15). Наконец, он не только будет благословен Богом на земле, пока только живет, но и по смерти на Страшном Суде Христовом он услышит этот пресладкий глас: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34).
Но пора уже возвратиться снова к нашему положению.
Ветер еще имеет и ту силу, что не только развевает плевелы, но искореняет и высокие деревья: цветущие финики, благовонные кипарисы, вассанские дубы и ливанские кедры. Подобно этому и Дух Святой искореняет, ниспровергает напыщенных, гордых и думающих о себе высоко людей, которых пророк Давид уподобляет высокому дереву, говоря: Видел нечестивого превозносящегося и возвышающегося, как кедры Ливанские (Пс.36:35). Но это дерево Дух Святой тотчас исторгает с корнем, как там же Давид прибавляет: И прошел я мимо, и вот его нет, и искал его, и не нашлось место его (Пс.36:36).
Высоким деревом называл и пророк Даниил гордого царя вавилонского Навуходоносора, ибо говорит: Вот, среди земли дерево весьма высокое, и высота его достигала до неба. Но искоренил и это дерево Дух Святой: Он сказал: «Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его» (Дан.4:7-8,11).
Ветер разрушает и дома, как читаем мы об Иове. Подобно тому и всякий человек уподобляется дому, согласно словам блаженного Павла: Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор.5:1). Потому-то Дух Святой и показался в ветре, ибо Он разоряет хижины человеческие, и они умирают.
Псаломник говорит: Какой человек поживет и не увидит смерти? (Пс.88:49). Разрушает же Он эти хижины не одинаково. Если кто исполняет заповеди Божии, тот живет долго, как говорит Соломон: Чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни (Притч.9:18). Те же, которые живут беззаконно, исчезают, как трава, согласно словам Псалмопевца: Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут и как зеленый злак, скоро отпадут (Пс.36:1-2).
Наконец, ветер имеет еще и такую силу, что иногда сотрясает и землю, если зайдет в расселины и подземные пещеры. Если он не находит места, чтобы выйти оттуда вон, то ходит по пещерам с большой силой и от этих стремлений происходит сотрясение земли.
Смотри же на себя, всякий человек: не земля ли ты? Ибо так сказал Бог Адаму: Ты земля и в землю возвратишься. Когда Дух Святой приходит в человеческое сердце подобно ветру, врывающемуся в пещеру земную, и потрясает ту землю, то есть человека, то наставляет его к покаянию, сердечному сокрушению и ко всякому благочестию. Об этом и Псаломник молился Богу, говоря: Дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12).
Бог некогда поставил близ рая Херувима с пламенным оружием, чтобы он охранял путь к древу жизни. Раем же называется и Церковь, мать наша, ибо в книге Бытия мы читаем следующее: И насадил Бог рай на востоке (Быт.2:8). То же можно сказать и о святой истинной Восточной Церкви, которую Дух Святой охраняет так, как говорит Псаломник: Не воздремлет и не уснет хранящий Израиль (Пс.120:4).
В огненных языках Дух Святой сошел для того, чтобы дать апостолам огненную речь, поскольку слово Божие называется огнем, как пишется в Апокалипсисе об Энохе и Илии: Огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их (Откр.11:5). И когда Василий Великий проповедовал слово Божие, тогда святой Ефрем видел огонь, исходящий из уст святого Василия. Такими-то огненными словами и попаляется греховное терние. Называется огнем еще и любовь, ибо Господь наш есть Огонь поядающий, а огнь этот — любовь всесовершенная, согласно словам святого Иоанна Богослова: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (Евр.12:29; 1 Ин.4:16).
Сошел в огонь Дух Святой для того, чтобы утвердить святых апостолов в любви. Потому-то блаженный Павел и говорит всем нам: Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас (Еф.5:2).
В Ветхом Завете Бог часто показывался в огне: Моисею Он показался в купине огненной; Израиля ночью вывел из Египта в землю обетованную в виде столпа огненного; закон Израилю дал на горе Синайской в огне дымящемся; Даниилу Бог показался на престоле огненном. Поэтому и Дух Святой показался в виде огненных языков, ибо Он есть Тот же Бог, Который и в древности показывался в огне.
Напоследок можно сказать, что и Христос с огнем придет судить живых и мертвых, ибо Псаломник говорит: Огонь пред Ним возгорится, и вокруг Него сильная буря. Он призовет небо свыше и землю рассудить людей Своих (Пс.49:3-4). Пред пришествием Христовым вся вселенная будет испытана огнем, будут тогда гореть и небо, и земля, и все стихии, как говорит апостол Петр: Земля и все дела на ней сгорят; в другом же месте он говорит, что воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (2 Петр.3:10,12). И будет тогда земля чиста как стекло, воды как кристалл, а небеса будут тогда еще прекраснее и величественнее, чем ныне. Вот что говорит святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Откр.21:1). Потому и Дух Святой показался в огненных языках, как имеющий единое Божество со Христом, Сыном Божиим.
Возлюбленные слушатели! Вам еще необходимо знать и то, для чего это Мать наша, святая Церковь, не имеет обычая приносить в храмы зеленые деревья ни в какие другие праздники, кроме Сошествия Святого Духа. Этим она дает понять, что Святой Дух сходит только на тех, которые так же процветают в добродетели, как деревья в листьях, согласно словам Псаломника: Праведник как финик процветет (Пс.91:13). Сам Христос Спаситель наш увещевает нас, говоря: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). На того же, кто пребывает в грехах, не сходит Святой Дух, поскольку Самим Богом нам сказано: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6:3). В этом заключается первая причина.
Затем сие делается для того, чтобы показать, что никто не бывает достойным принятия благодати Божией, кроме тех, которые смирением уподобляют себя листьям, падающим с деревьев, почему Псаломник и говорит: Кто как Господь Бог наш? На высоте живущий и на смиренных взирающий (Пс.112:5-6).
Далее, сие делается для того, чтобы мы знали, что благодаря сошествию Святого Духа святая Церковь, Мать наша, подобно дереву расцвела различными листьями, то есть разными ликами праведников, как-то: девственниками, учителями, мучениками, исповедниками, преподобными и пустынниками, о чем уже давно пророчествовал Осия: Расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как ливанский кедр. Расширятся ветви, и будет красота ее, как маслины (Ос.14:6-7).
Когда святой апостол Петр проповедал слово к народам иерусалимским, то на всех слушающих его учение сошел Святой Дух, как читаем об этом в Деяниях Апостольских: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово (Деян.10:44).
О Христе, Боже наш! Подай и нам благодать Твою. Ниспошли ныне Духа Твоего Всесвятого на нас и на всех предстоящих людей Твоих, чтобы, восприняв Его в свои сердца, мы все единодушно воспели: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго», Которому с Отцом и Сыном подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.