О молитве в неделю четвертую по Пятидесятнице

Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф.8:11-12).

Возлюбленные слушатели! Говорить ли или молча рыдать сердцем об изгнании сынов царства во тьму кромешную?

Молчать боязно, ибо апостол говорит: Горе мне, если не благовествую (1 Кор.9:16), — а говорить об этом больно, ибо кто не поболит сердцем, слыша, что сыны царства и отчества их бесчестно изгоняются от наследия, от царства, люто влекутся и повергаются во тьму кромешную, а на их место возводятся и венчаются какие-то неведомые, чуждые лица, собранные из далеких стран востока и запада.

Молчать страшно, ибо Богом повелено: Взывай громко, возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему (Ис.58:1). Говорить же ужасно, ибо кто не ужаснется, видя сынов царства связанными по рукам и ногам, а мрачную темницу — открытой, наполненной неизреченными ужасами и горькими муками, принимающей внутрь ввергаемых узников, и закрывающей их в бездонной пропасти на бесконечные веки.

Молчать о муках, приготовленных для нераскаянных грешников, весьма не полезно, ибо всякому Писание говорит: Помни о конце твоем (Сир.7:39). Говорить же о тьме кромешной, о вечной смертной казни — горько, как свидетельствует об этом Сирах: О, смерть! Как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях.

О тьма кромешная! Как горько вспоминать о тебе грешнику, пребывающему во грехах своих без покаяния! Но все же лучше я буду говорить, хотя бы и с болью в сердце. Буду говорить, во-первых, для устрашения моей окаянной и ожесточенной души, а во-вторых, для увещания прочих, подобных мне, грешников. Говорить же я буду, рассуждая о следующем.

Кто будет изгнан? За что будет изгнан? Откуда и куда будет изгнан?

Прежде всего рассмотрим нашим умом, кто будет изгнан. Сыны царства извержены будут. В Ветхом Завете сынами царства были израильтяне, происшедшие от Авраама, Исаака и Иакова. За то, что они не уверовали во Христа, их изгнали и лишили обетованных им благ, а вместо их приведена была Церковь из язычников, собранная от востока и запада. Но я оставлю ветхозаветных сынов царства и поищу таких же сынов царства в новой благодати.

Кто же эти сыны царства в новой благодати? Это те, которые в святом Крещении отмечены для воцарения вместе со Христом в Его вечном царстве, для которых Богом приготовлены неизреченные блага, которым сплетены венцы нетленные, которых призывает рай, которым отверзается небо, которых радостно ожидают лики бесплотных духов и души праведных, — вот кто сыны царствия. Но, о ужас! Эти-то сыны царства, уже имеющие у себя обетованное Богом царство, уже держащие его как бы в руках своих, они внезапно лишаются его, отпадают и изгоняются вон.

Сынами царства часто считаются еще и те, которые за свою достойную жизнь, видимую для человеческих очей, и сами считают себя великими святыми и праведниками, и люди их считают такими же. Пред очами же Божиими они ничто, согласно слову апостольскому: Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал.6:3). Говоря короче и яснее, считающий себя чем-либо есть на самом деле ничто. Эти мнимые сыны царства поистине будут изгнаны вон. Доказательств этого в Божественном Писании можно найти очень много.

Не велико ли, например, и не свято ли для людей девство? Не считают и себя наследниками небесного царства те, кто хранит его? А между тем даже и чистым девам отказывают у дверей чертога небесного: Не знаю вас (Мф.25:12), — и на их место вводят в царствие блудниц, пришедших в покаяние, как бы от запада, от своего греховного падения, о чем Сам Господь говорит в Евангелии: Мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие (Мф.21:31). Не прелюбодейка ли была та грешница, которая плакала у ног Христовых, а ведь она получила царство небесное, ибо Господь сказал ей: Прощаются тебе грехи (Лк.7:48). Кто ожидал, что блудница войдет в чертоги царства небесного, и кто ожидал, что другие пять евангельских дев не войдут в чертоги царства небесного? А между тем девы не вошли, блудница же вошла. Тех возненавидел Жених Небесный, а эту возлюбил; те отвергнуты были, а эта принята.

Не великим ли считается у людей быть кому-либо постником, как, например, говорил и фарисей: Пощусь два раза в неделю (Лк.18:12). Не велико ли быть кому-либо воздержником, не есть в пост рыбы или не только не есть рыбы в пост, но даже и в скоромные дни мяса, и не пить вина? Не считаются ли такие сынами небесного царствия? Однако же и им иногда Господь с гневом отказывает: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис.58:5).

Не велико ли давать милостыню, как делал это и упомянутый прежде фарисей, который говорит: Даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк.18:12)? Не считаются ли такие сынами царства небесного, о чем в Евангелии свидетельствует даже Сам Господь: Продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф.19:21)?

Слышите слово Господне? Подающим милостыню обещается место на небесах. Однако же иногда и милостыня не получает царства небесного. Не фарисей ли со своей милостыней был отвергнут Богом, а мытарь, бывший лихоимцем, оказался лучшим? Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (Лк.18:14). Недаром апостол говорит: Если я раздам все имение мое, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13:3).

Не великим ли считается быть богомольным и непрестанно проводить время в молитвах? Не считается ли такой наследником царства небесного? Но и о таком Псаломник в одном месте говорит так: Молитва его да будет в грех (Пс.108:7). О окаянная твоя молитва, если она больше грех, нежели молитва, если она не умоляет, но подвигает Бога на гнев.

Не велико ли иметь дар пророчества, предвидеть будущее и предсказывать? Не все ли считают такого святым? Не называют ли его сыном и наследником небесного царствия? Однако же Господь в Евангелии говорит: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф.7:22-23). Кроме того, и апостол говорит: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, — я ничто (2 Кор.13:2).

Не великим ли считается у людей то, если кто-либо изгоняет бесов? Не называем ли мы такого святым? Не считаем ли его сыном царствия? А между тем в Евангелии и о них пишется: Господи! Господи! Не Твоим ли именем бесов изгоняли? (Мф.7:22). Он же скажет: Не знаю вас.

Не великим ли считается у людей быть чудотворцем, переставлять горы и творить иные знамения и чудеса? Не таких ли следовало бы назвать сынами царства небесного? Однако же и о них пишется в Евангелии, что они будут говорить: Господи, Господи! Не Твоим ли именем многие чудеса творили? Но Господь ответит им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня. Но вот еще и апостол говорит: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять, — я ничто (1 Кор.13:2).

Не знаю, кто такие еще и те люди, которым в благовестии святого Луки говорится следующее: Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». Но Он скажет вам в ответ: «Не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:25-27). По нашему мнению, казалось бы, что им-то следует быть в царстве небесном. Ведь они на земле были знакомыми Христа, ели и пили с Ним в одной компании и слушали Его учение. Однако же суд Христов не таков: Никогда не знал вас, — говорит Он, — отойдите от Меня, не знаю вас.

Не следует ли бояться того же самого и нам, православным христианам, нам, которые в этой жизни были как бы знакомцами Христа на земле, крестились во имя Его, носили на себе Его святое имя, ели и пили Пречистые Божественные Тайны Тела и Крови Его и слушали Его учение от книг и от учителей? Поистине нужно бояться, чтобы и нам не сказал того же: Не знаю вас, никогда не знал вас, отойдите от Меня! Такой пример уже был. Когда возлюбленный Им Израиль прогневал Его своими грехами, то Он, разгневанный, сказал им: Вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом (Ос.1:9). Прежде Бог говорил: Слушайте, люди Мои, и засвидетельствую вам, Израиль. Я есмь Господь Бог твой, Который вывел тебя от земли Египетской, — а после, разгневанный, говорит иное: Вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом. Что же думать нам христианам, всегда прогневляющим его своими грехами? Не скажет ли и нам того же: Вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом?

Не велико ли быть праведником? Не тем ли уготовано царство небесное, которые являются праведниками? Не о них ли пишется: Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф.13:43)? А между тем и из них не все получают спасение и наследие небесного царства, ибо Господь говорит: Когда изберу время, Я рассужу по правоте (Пс.74:3). Не дивно, что Господь придет судить грешников, но то дивно и страшно, что Он хочет судить и праведных, как об этом говорит и апостол: Мы будем судить Ангелов (1 Кор.6:3), — Ангелов не только отпадших, бесплотных, но и во плоти сущих, мнящих, что имеют ангельское житие, и их, говорит он, будем судить.

Не велико ли быть овцой Христовой? Не им ли приготовлена на Суде Христовом правая сторона? Поставит, — сказано, — овец по правую сторону. Не им ли сказано: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:33-34)? Однако же и овцы не все попадут за небесную ограду, ибо св.Давид говорит, что и в аду будут некоторые овцы: Как овцы, в аду они положены, смерть будет пасти их (Пс.48:15). Не удивительно, что в аду будут козлы, которым там и место приготовлено, но то удивительно и страшно, что в аду будут и овцы: Овцы, в аду они положены, смерть будет пасти их. Недаром Господь говорит в пророчествах: Если поставишь престол твой посреди звезд небесных, и оттуда свергну тебя (Ис.14:13), — то есть, если ты будешь жить так свято, что будешь думать, что уже сидишь на небесах и там уже имеешь готовое место, то и оттуда свергну тебя, и свергну при этом в ад: Овцы во аде.

Вот каких и как много мы вспомнили сынов царства, из которых многие или, лучше сказать, весьма многие погибнут, а спасутся очень немногие. Будут изгнаны от наследия небесного очень многие из тех, которым бы следовало царствовать на небесах, наследовать небесные блага, водвориться с Ангелами, бесконечно веселиться с ликами святых, сиять славой небесного царствия и вечно называться сынами царствия. Все они со стыдом будут изгнаны, согласно слову Господню: Сыны царства извержены будут.

О суета! О несчастье! О вечное рыдание сынов царствия, изгнанных от своего наследия!

За что же изгнаны будут?

Не удивительно было бы, если бы изгонялись за зло и беззаконную жизнь, как те, которых изгоняет Иоаннов Апокалипсис, говоря: Вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр.22:15). Не удивительно было бы, говорю, если бы изгонялись за собачью жизнь, за чародейство, за прелюбодейство, за убийство, за идолопоклонничество и за всякую ложь и неправду, но то дивно, страшно, ужасно и исполнено многих слез и рыданий, что изгоняются за добродетельную жизнь. Почему же? А потому, что творили свою добродетель или лицемерно, или высокоумно и гордо. Итак, будут изгнаны или за лицемерие, или за высокоумие.

За лицемерие будут изгнаны те, которые совершают добродетель по-фарисейски, чтобы людям показаться добродетельными, чистыми и непорочно живущими, творящими милостыню, богомольными, святыми, праведными и преподобными, овцами, а не козлами, сынами и наследниками небесного царствия. Вот за что будут изгнаны: за лицемерное показывание своей добродетели перед людьми.

Если мы и должны быть добродетельными, быть светом миру и примером для других, чтобы через нас прославлялся Отец Небесный, однако же делать добро подобает не с тем намерением, чтобы только показаться людям, чтобы нас хвалили, и приобрести этим некую суетную славу, подобно лицемерным фарисеям, но исключительно из любви к Богу и для спасения своей души. Если же Бог Сам изволяет сделать нашу добродетель известной для всех, то это только для того, чтобы прославлялось Его Пресвятое имя, и была бы польза для других, но совсем не для нашего прославления: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс.113:9), — ибо без Тебя мы ничего не можем сделать доброго.

За высокоумие же будут изгнаны те сыны царства, которые, хотя и не для того делают добро, чтобы показаться людям, хотя и втайне совершают свою добродетель и только один Бог знает о ней, но в уме своем они гордятся, считают себя святыми, совершенными, добродетельными и праведными; немощных, то есть грешников, они осуждают, а себя, считая добрыми, мнят уже сынами царствия. Итак, за что будут изгнаны они? Только за высокое мнение о себе.

Вспомним теперь и других, которых мы прежде называли сынами царствия. Рассмотрим их небогоугодные добродетели, за которые они будут изгнаны.

Изгнаны будут девственники или снова избравшие чистое житие после лишения девства. Будут изгнаны за то, что при телесной своей чистоте они не приобрели чистоты душевной, за то, что хотя тело и соблюли чистым, но душу свою осквернили грязными помыслами, в которых они с охотою услаждались и которых они не считали даже за грех, за то, что возгордились своей чистотой, а над жизнью других смеялись, осуждали ее, даже не зная хорошо, кто каков есть, но просто потому, что им кто-либо показался грешником. Чистота таких людей в Судный день окажется нечистой и недостойной небесного царствия. Прекрасно говорит об этом блаженный Иероним: «О как много девствующих, у которых кажущаяся чистота обесчестится в день Судный! Но как много и таких, у которых мнимая нечистота будет венчана Богом, Праведным Судией!» Внемлем здесь тому, что мнимая чистота одних Праведным Судией будет бесчестно осуждена, как нечистота, а мнимая нечистота других славою прославится в царствии небесном, как истинная чистота.

Будут изгнаны и постники (я говорю это не обо всех постниках, но только о тех, которые окажутся неугодными Богу). За что же они будут изгнаны? За то, что или по-фарисейски постились, напоказ людям, или хотя и не по-фарисейски постились, но в уме своем возгордились тем, что совершали добродетель. Святой Златоуст, рассуждая о таких постниках, в «Маргарите», в слове 12 на листе 151 говорит так: «Если кто не пьет вина и не ест мяса, то пусть не гордится этим, ибо он совершил этим не больше скота. Ведь и скот всякий, и вол, и осел, и овца — не едят мяса и не пьют вина».

Иной же, хотя и не по-фарисейски постится, хотя и в уме своем не возгордится о посте своем, зато он имеет какие-либо другие неугодные Богу дела, вспоминаемые Самим Богом в Исаиином пророчестве: В день, — говорит, — поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других (мучаете, гневаетесь, памятозлобствуете, в судах и сварах поститесь). — Таков ли тот пост, который Я избрал? — говорит Господь (Ис.58:3-5). Святой же Златоуст рассуждает так: «Если воздержусь от хлеба, но не удержусь от гнева, то я уже не человек, а зверь, ибо зверь не ест хлеба, но ест тело». И еще: «Не то хорошо и похвально, чтобы не есть хлеба и не пить вина, но чтобы не иметь злобы на ближних».

Итак, теперь ясно, что и постник, если он или лицемерен, или горд, или имеет злобу на ближнего, будет изгнан из небесного царствия.

Будут изгнаны еще и некоторые из тех, которые творят милостыню, созидают святые храмы и украшают их всяким благолепием. Будут они изгнаны потому, что делают это из тщеславия, или же потому, что дают нищим милостыню, обижая ближних, грабя и похищая, или, наконец, потому, что строят храмы и украшают их из неправедных богатств, из слез и крови человеческой, а не от собственных праведных трудов. Милостыня того, кто у одного отнимает насильно, а другому подает, уже не милостыня, но разбой. Создай храм Богу, а ближнего разори вконец, — это будет разбой. Заставь нескольких нищих и церковников молиться за тебя, а бесчисленные будут плакать из-за тебя, — это будет разбой, а не милостыня. Подобные люди прочь будут изгнаны из царствия небесного.

Но вы же слушатели мои, внимая сказанному, разумейте, что все это сказано для вашего духовного утешения; сказано для того, чтобы вы, находясь во многих ваших грехах, не отчаивались в своем спасении, но чтобы скоро воспрянули, как бы от сна, от ваших грехов. Покаявшись истинно, вы сподобитесь получить небесное царство, которое да получим и мы все. Аминь.

В Неделю вторую по ПятидесятницеСодержаниеДалее
Hosted by uCoz