Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, и говорит им: «Идите за Мною». Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, и призвал их (Мф.4:18-21). |
Благочестивые слушатели! Христос Господь наш не одних апостолов, но вместе с ними и всех людей призывает к Себе, чтобы весь мир последовал за Ним. В нынешнем Евангелии Господь призвал четырех апостолов, а вместе с ними и все четыре части вселенной. В апостоле Андрее Он призвал восток, ибо святой Андрей впоследствии проповедовал на востоке. В апостоле Петре Он призвал запад, ибо святой Петр потом трудился на западе. В апостоле Иоанне призвал юг, ибо святой Иоанн потом благовествовал на юге. В апостоле Иакове призвал север, ибо он потом просветил святой верой северные страны.
Итак, Господь, призывая ныне в Евангелии Андрея, Петра, Иоанна и Иакова, призывает восток, запад, юг и север. Призывая апостолов, Он как бы говорит: «Идите за Мной и вы, кто на востоке, и вы, кто на западе, и вы, кто на юге, и вы, кто на севере, — все идите за Мной».
Быть может, кто-либо из здесь стоящих подумает и скажет себе так: «Этот призыв не к нам, мирским людям, но к духовным чинам, которым повелено оставить все, взять свой крест и идти по следам Христа (см. Мф.16:24), и которые сделаны ловцами человеков (Мф.4:19).
Такому я отвечу посредством такого вопроса: христианин ли ты, человек?
Ты мне отвечаешь: «Я христианин благодатью Христовой». Почему же ты христианин? «Потому, — говоришь, — что верую в Него и являюсь рабом Его». Если же ты веруешь в Него и являешься рабом Его, то должен всячески и последовать за Ним, как раб за своим господином, ибо Господь в Евангелии говорит: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин.12:26). Если же ты не последуешь за Ним, то какой же ты будешь раб Его? Напрасно ты носишь имя христианина. Послушай, что говорит западный учитель Церкви, блаженный Августин: «Напрасно называется христианином тот, кто не следует за Христом».
Итак, всякий христианин должен идти за Христом, идти хотя и тернистым путем, как идут отвергшиеся от мира, но в то же время и легким, отрадным, как подобает истинному христианину. Должен именно идти, и при этом без всякого лукавства, не отказываясь и не уклоняясь ни от чего, ибо апостол пишет: Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин.2:6).
Какими же путями мы пойдем за Христом Господом нашим? Об этом мы посоветуемся в нынешней моей беседе при Господнем содействии.
Идите за Мною. Многие и различные бывают пути, которые ведут ко Христу и за Христом. И как исчесть их невозможно, так и идти сразу всеми ими тоже невозможно. Мы же, сосчитав две двоицы призванных ныне Христом апостолов, будем изобретать правые пути на основании числа и смотря на имена апостолов.
Первая двоица призванных ныне апостолов — Петр и Андрей, брат его. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его. Петр в переводе означает «камень», а Андрей — «крепчайший». Петр называется камнем веры, а Андрей, если называется крепчайшим, то это значит, что он был крепчайшим в любви к Богу, которую засвидетельствовал своей смертью за Христа. Скверно рассудили три стольника царя Дария, когда размышляли о том, что или кто самый сильный и самый крепкий во всей поднебесной. Один из них считал самым сильным царя, другой — вино, а третий — женщину. Я же с Соломоном или, лучше сказать, с Духом Святым, вещавшим Соломоновыми устами, говорю, что выше всего — любовь, а любовь Божественная есть и самая сильная, и самая прочная, крепкая, ибо он в Песни Песней говорит: Крепка, как смерть, любовь. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее (Песн.8:6-7). Тверд камень веры, на котором основана Церковь Христова, но не некрепок и покров любви, которым покрывается Церковь, любовь ведь покрывает все множество грехов.
Свой крест был у Петра, свой крест и у Андрея. И вера с любовью тоже имеют свои кресты, на которых распинаются со Христом и верующие в Него, и любящие Его всеми силами души. Апостолы Петр и Андрей были родными братьями — сестрами считаем мы и веру с любовью. Вот род ищущих Господа (Пс.23:6), вот пути, ведущие за Христом: это вера твердая, как св.Петр, и любовь крепчайшая, как св.Андрей, — это первая двоица братьев, вместе идущих за Христом.
Итак, прежде всего верою и любовью, как правыми путями, все мы, христиане, пойдем за Христом, пойдем верою, и при этом с добрыми делами.
Где-то о вере рассказывается такая история. Некогда все добродетели собрались в одно место и составили совет, как бы разделить между собой доброго человека, подобно некоему богатству, чтобы каждая добродетель имела в человеке особую часть и место, в котором бы она сидела, как в своем собственном доме. Благоразумие и мудрость взяли себе голову и сели в мозгу. Богоугодное молчание село в устах: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс.140:3). Покаяние взяло себе волосы, чтобы ими вместе с Марией Магдалиной отирать ноги Христовы. Послушанию достались ноги, а терпению дан был хребет. Пост сел в желудке, а воздыхание к Богу село в груди. Честности было дано место в лице человеческом, а целомудренному стыду — в очах. Любовь божественная объяла сердце: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мк.12:30), а вера святая, как первейшая добродетель, взяла для себя в человеке две части: уши и руки. Уши взяла для того, чтобы была слышима, руки же для того, чтобы была исполняема и совершаема. Место веры в слухе, согласно словам апостола Павла, который говорит: Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Как веровать в Того, о Ком не слыхали? (Рим.10:14,17). А то, что место веры еще и в руках, сие означает, что она проявляется в делах: Покажи мне, — сказано, — веру твою без дел твоих, ибо вера без дел мертва (Иак.2:18,20).
Итак, верой, как первейшей добродетелью и первейшим путем, мы и пойдем за Христом вместе с добрыми делами.
Назвав святую веру первейшей добродетелью и первейшим путем, я немного усомнился, ибо у Святых Отцов существует некоторое сомнение относительно Петра и Андрея. Иные считают Андрея старшим братом, Петр же будто бы родился после Андрея, так как первозванным был назван Андрей, а не Петр. Потому-то и я, грешный, недоумеваю, какой путь самый первый, какая добродетель первейшая: вера или любовь? Ведь как без веры, так и без любви спастись невозможно, ибо и любовь имеет свою все превосходящую высоту, согласно написанному: Любовь больше всех (1 Кор.13:13).
Другая двоица призванных Христом апостолов — это Иаков и Иоанн: Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, и призвал их. Иаков переводится как «борец», а Иоанн — «благодать Божия». Отсюда всякий, кто хочет идти за Христом, пусть научится тому, что для этого необходимо быть борцом и иметь при себе Божию благодать, необходимо сильно бороться, а это возможно при помощи Божией благодати.
С кем же предстоит бороться и на каком месте? Прежде чем мы узнаем, где и с кем бороться, посмотрим на себя: на каком пути мы теперь находимся? Говорю же я это не праведным, но грешникам, из которых я первый. Мне кажется, что мало кто из нас похвалится путем своей праведности, скорее всякий будет болеть сердцем о пути греховности своей, согласно написанному: Господь с неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, — то есть все пошли грешным, развратным путем (Пс.13:2-3), а Моисей говорит в книге Божией: Всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт.6:12). Поэтому Господь, милосердствуя о нас, пришел к нам и указал нам путь покаяния.
Перед началом нынешнего Евангелия Матфей в главе четвертой пишет: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, и прочее. Для того Он показал сначала путь покаяния, а потом призвал: Идите за Мною, — чтобы мы шли за Ним путем покаяния. На пути же этом нужно быть борцом, как Иаков, и иметь Божию благодать, как Иоанн, чтобы можно было неуклонно и непобедимо шествовать путем покаяния.
С кем же нужно бороться на этом пути покаяния? Со страстями и похотями (Гал.5:24), ибо лютыми разбойниками на нем являются как бесы, так и свои собственные страсти и похоти, согласно написанному: Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:14). Но самый лютый разбойник на этом пути — греховные привычки. Побороть и одолеть его можно не скоро, не легко, а только с великим трудом, ибо если греховные привычки в ком-либо вкоренятся, то превращаются как бы во вторую природу и даже необходимость; тогда человек которого хочет, не делает, а которого не хочет, делает. Если же делает то, чего не хочет, уже не он делает то, но живущий в нем грех.
Тому, кто шествует за Христом путем покаяния и крепко борется с разбойниками, то есть со своими страстями и греховными вожделениями, необходима помощь Божией благодати, без которой мы ничего обыкновенно не можем сделать. Человеку она должна быть присуща, чтобы, покаявшись, он не возвратился к своим прежним грехам.
О том, как нужно держаться присутствия Божественной благодати и как она помогает человеку, обо всем этом нужно было бы беседовать и поучаться очень долго. Но чтобы не затянуть слишком мою беседу и не обременить слушающих, я закончу мое слово.
Итак, слушатель, мы нашли хорошие пути, ведущие ко Христу и за Христом, нашли их по числу двух двоиц апостольских, призванных ныне Христом. Шествуем же верою и любовью, покаянием же крепким и истинным, мы будем придерживаться Божией благодати. А Сам Христос, Господь наш, Который есть Путь, Истина и Жизнь (Ин.14:6), да приведет Он нас к истинной и вечной жизни в Его вечном царстве. Аминь.