В Неделю пятую по Пятидесятнице

Поучение первое

Весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф.8:34).

Неразумен тот народ, который изгоняет от себя Господа Иисуса. Неразумны те люди, которые не рады приходящему к Ним Иисусу Христу и молят Его, чтобы Он ушел от них: Просили, чтобы Он отошел от пределов их. Глупы и преглупы люди, которые не желают видеть у себя Бога.

Вы слышали, любовь ваша, историю ныне читаемого на Литургии Евангелия, как Господь наш, придя в некую Гергесинскую или Гадаринскую страну, исцелил двух бесноватых людей, таких бесноватых, которые докучали всей той стране. Будучи крайне злыми, они селились среди гробов, бегали по горам, по пустыням, по дорогам, и разбойнически нападали на встречавшихся им людей, так что из страха уже никто не мог идти тем путем (Мф.8:28).

Милосердный же Господь, придя туда, изгнал бесов из этих людей и освободил всю страну от таких страшилищ бесовских, а изгнанным бесам не возбранил войти в свиней, ибо сами бесы молили Господа, говоря: Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф.8:31). И не возбранил им Господь войти, с одной стороны, показывая то, что бесы даже и над свиньями не могут иметь власти, если это не будет им разрешено Богом, а с другой стороны, обнаруживая их жестокость и мучительство, ибо они не щадят того, над кем возымеют власть. Бесы же, войдя в свиней, потопили их в море, а люди той страны вместо того, чтобы радоваться о пришествии к ним Господа и об изгнании от них многовредного бесовского легиона, запечалились о своих свиньях и стали молить Господа Иисуса, чтобы Он не оставался у них: «Не живи среди нас, не гони от нас бесов, не топи наших свиней; уйди от нас прочь!» Просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф.8:34).

О глупые! О безумные люди! Неужели бесы для вас лучше, чем Бог? Неужели свиньи для вас дороже Христа? Неужели для вас лучше видеть своих людей беснующимися, чем здоровыми? О гадаряне, несмысленные больше галатов (ср. Гал.3:1)! О неведующие, что вреднее и что полезнее, и погибающие в своем неведении!

По этому-то поводу я и решил побеседовать с вами, любовь ваша, о том, как велико несчастье — лишиться присутствия Божия, не иметь Бога пред своими очами, отгонять Его от себя, не желать его и не смотреть на Него.

О как велико безумие и пагубность этого! Вы же, любовь ваша, со вниманием склоните ухо ваше к словами уст моих.

Где есть Бог, там все доброе, а где нет Бога, там все злое. Тот человек, в котором есть Бог, делает все доброе, и с ним все делается доброе, а тот, который не имеет в себе Бога, делает только одно зло, и с ним происходит только злое. Если Бог за нас, кто против нас? (Рим.8:31), если же Бога нет с нами, то все враги наши нападают на нас и одолевают нас. Если Бог с нами, то и паутина для нас будет каменной стеной, если же Бога нет с нами, то и твердые каменные стены будут паутиной и не защитят нас. Хорошо тому, с кем Бог, а кто без Бога, тому худо.

Итак, с кем же Бог, а с кем нет Бога? Очень легко всякий отвечает на этот вопрос: кто добродетелен, богоугоден, в том пребывает Бог, а кто делает злое, кто прогневляет Бога, при том нет Бога. Бог только с добрым человеком, со злым же нет Его.

Справедливо то, что Бог Своей всемогущей, все содержащей и всем управляющей силой находится при всяком человеке, при злом и при добром, как «везде сый и вся исполняяй». Как Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), так содержит и жизнь всех: добрых и злых, праведных и грешных. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян.17:28). Но особенною Своею благодатью, милосердной, спасающей, помогающей, покрывающей и сохраняющей, Он находится не при всяком человеке, а только с тем, который, обратив к Нему со страхом и сердечной любовью свои очи, всегда видит Его присутствующим около себя, согласно слову св.Давида: Всегда я видел, — сказано, — Господа пред собою (Пс.15:8), и все, что ради Его присутствия, страха и любви к Нему он делает или говорит, или думает, — все то он совершает богоугодно, говорит честно, думает о полезном и всю жизнь свою, находящуюся как бы перед очами Бога, он проводит добродетельно и душеспасительно, часто повторяя в себе со страхом следующие слова святого пророка Илии и Елисея: Жив Господь, пред Которым я стою (3 Цар.17:1), — или же, говоря это пространнее: «Жив Господь, пред всевидящими очами Которого я хожу, стою, сижу, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю и все, что совершаю, я совершаю для Него, Смотрящего на меня, и даже не смею перед очами Его, смотрящими на меня, сделать что-либо худое, или же сказать, или подумать, дабы Он, будучи прогневан на меня, не поразил меня внезапно за мои беззакония. Если человек именно так смотрит на Бога своими умными очами, тогда Бог присутствует при нем, ибо Он приближается к приближающимся к Нему, присутствует с присутствующими около Него и смотрит на смотрящих на Него».

Он есть как бы зеркало. Если кто смотрит в зеркало, то смотрит и на лицо, видимое в зеркале, а если кто отворачивается от зеркала, то отворачивается и лицо, видимое в зеркале. Подобно этому и Господь Бог наш обращается к тем, кто обращается к Нему и смотрит на тех, кто смотрит на Него. Отвращает же лицо Свое Он от тех, кто отвращается от Него, и не смотрит на тех, кто не смотрит на Него, и не хочет видеть Его присутствия в себе. Но пора уже рассмотреть, насколько велико зло и несчастье в том, чтобы быть лишенным присутствия Божия.

Гергесинская, или Гадаринская страна, пока не имела в себе Христа, пришедшего туда, была богата одними только бесами.и свиньями, ибо в одном бесноватом находился целый легион бесов. Что же такое легион? Киево-Печерский лексикон исчисляет его в 5 000, а толкователи Евангелия исчисляют по разному: одни в 6 666, иные же в 12 000, но лучше всего сказать просто, что легион содержит в себе бесконечно большое число. Мы же здесь помыслим вот о чем. Если один бес может (по Божьему попущению) наделать очень много зла, то чего только не может сделать такое бесчисленное их множество? Поистине, горе было той стране от множества бесов.

Как же велико было там стадо свиное? Некоторые достойные доверия повествователи рассказывают, что там было всего 2 000 свиней, которых бесы утопили в водах. Немало было свиней, а бесов было еще больше, и если в легионе было 12 000 бесов, то на каждую свинью приходилось по 6 бесов. Если же и в другом бесноватом был легион бесов, то в двух легионах всего было 24 000 бесов, и тогда на каждую свинью приходилось по 12 бесов. Ведь и один бес мог потопить все свиное стадо, а что могло бы наделать такое множество бесов, если бы им было попущено Богом?

Теперь, возвращаясь своим рассуждением к намеченной цели нашей беседы, скажем: где нет присутствия Господня, где люди не имеют пред своими очами Бога, где не смотрят на Бога, там не что иное может умножаться, разве только бесы да свиньи, то есть бесовская злоба и свинская жизнь; там люди не как люди, но как бесы и бесноватые свиньи, утопающие в пучине погибели.

Потерял Иуда присутствие Господне в себе, истребил в сердце любовь свою к Нему, не стало пред его очами Бога. Хотя простыми, плотскими очами он и смотрел на Христа, но умные его очи уже отвернулись от Христа, стали уже смотреть на сонмище иудейское и о цене совещаться: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф.26:15). Он совсем перестал смотреть на Бога и бояться Его. И что же случилось с Иудой? Вошел в него сатана, и стал Иуда как бес, ибо как соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор.6:17), так и прилепляющийся к бесу имеет один дух с бесом. Злой человек есть то же, что и бес, ибо, прилепившись к бесу, он имеет один дух с ним.

Если человек перестанет смотреть на Бога, перестанет бояться Бога, и даже не будет мыслить о Боге в уме своем, как будто Его и совсем не существует, то он начинает жить безбожно. Забыв страх Божий, пойдет на неправедный промысел и за неправедной прибылью, протянет руку на чужое и на святое, протянет ее на хищение и грабеж, посягнет на ближнего своего и начнет искать головы его. В то время такой человек ничто иное, как бес, ибо в него, как в Иуду, входит сатана, и он имеет после этого один дух с сатаной. О как велико зло в том, чтобы не иметь пред своими очами Бога!

Отлучился блудный сын от отца, ушел далеко от очей его, и что же он получил? Он попал к свиньям, он пас свиней и питался свинской пищей, он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк.15:16). Подобно тому и всякий человек, если начнет отлучаться от Бога своими злыми делами, начнет отлучать свой ум от присутствия Божия, начнет удаляться от него на греховную страну, если, говорю, начнет приобретать свинский нрав и блудническое имя, то делается ничем иным, как только свиньей, валяющейся в смрадном болоте скверных дел, свиньей бесноватой, произвольно устремляющейся к вечной погибели и погибающей. Итак, я повторяю: где нет присутствующего Господа, где люди не имеют перед своими очами Господа, — там только свиньи да бесы, там свинская да бесовская жизнь, конец которой — потопление, и потопление не в простых водах, но в огненной реке.

Взбесился фараон, не желая слушать Бога, подобно бесу, не захотел отпустить Израиля. И какой конец постиг фараона? Он телом своим потонул со всей силой своей в Чермном море, а душой в аду. Предались содомляне свинской жизни, бесновались они в неистовстве скверных плотских грехов, — и что постигло их? Их постигло потопление, как и гергесинских свиней, но потопление более ужасное, ибо они и душой, и телом утонули в пламени, ниспосланном на них с неба.

А какая была причина такой погибели фараона и содомлян? Поистине, только та, что они не имели присутствия Божия, то есть не имели Бога пред своими очами, не смотрели на Него и не боялись Его. Фараон говорил: Не знаю Господа и Израиля не отпущу (Исх.5:2). Он был слеп и безумен. Бога он не видел пред собой и не знал Его над собой. Содомляне тоже не имели страха Божия. Они не ждали суда Божия и грозного отмщения. Их ум, затуманенный греховными страстями, не видел Бога, что явствует из слов Самого Бога, говорившего Аврааму так: Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю (Быт.18:20-21).

Внемлем, что говорит Бог: Сойду и посмотрю, — как будто бы Он, Всевидец, никогда их не видел. Своими всевидящими очами Он видел их и прежде, и всегда, ибо пред Ним ничто не сокрыто, сказал же так для того, чтобы показать их вину, показать причину их погибели, которая заключалась в том, что они не смотрели на Бога, не имели перед очами своими Бога, чужды были присутствия Божия. Потому-то Бог, как бы никогда не видевший их, и говорит: Сойду и посмотрю, — и этим Он сказал как бы следующее: содомляне не помнили обо Мне, не хотели знать Меня и бояться Меня, за это ныне познают Меня и увидят Меня: познают ужасную Божью казнь, если не хотели видеть и знать милосердия Божия. До сих пор Я долготерпел, теперь же начну казнить их. Пусть возвратятся в ад грешники и все забывающие Бога. О как велико зло и несчастье в том, чтобы не иметь пред очами Бога!

Неизвестно, о каком именно грешнике Давид говорит: Нет Бога пред ним. Оскверняются пути его всегда (Пс.9:25-26), — известно только то, почему пути грешного человека оскверняются всегда. Потому оскверняются, что Бога нет пред ним.

Почему человек преступает добрые, святые и душеспасительные заповеди Божии? Потому, что Бога нет пред ним. Почему кто-либо дерзает обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, оскорблять? Потому, что Бога нет пред ним. Почему вор крадет и разбойник убивает? Потому, что Бога нет пред ними. Почему бесстыдник сквернословит, лжец обманывает, клятвопреступник нарушает клятву и клянется, и обидчик досаждает? Почему человек, сам будучи весь в грехах, осуждает других? Потому, что нет Бога пред ними. Почему мздоимный судья неправедно судит, лживый свидетель лжесвидетельствует и злобный коварствует? Потому, что Бога нет пред ними. Почему пьяница пьянствует, грехолюбец любодействует и прелюбодействует, не довольствуется законным супружеством, оскверняет многих и оскверняется со многими? Потому, что нет Бога пред ними, нет страха Божия, не имеют Бога пред очами, не помнят о Боге, не боятся Его, не страшатся вечных мук и не ожидают небесного царствия: Нет Бога пред ним.

О, если бы Бог был перед очами грешника, если бы он помнил о будущем Суде и наказании, тогда бы он не дерзнул согрешать и прогневлять Бога, своего Судью и Мздовоздаятеля.

Помните ли, любовь ваша, историю о целомудренной Сусанне и о двух беззаконных старцах, судьях израилевых, хотевших в Вавилоне насильно осквернить чистую женщину? Что толкнуло их на такое скверное дело и что избавило праведную Сусанну от скверного беззакония? Беззаконных старцев толкнуло на грех только то одно, что они не имели пред своими очами Бога, ибо говорили: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит (Дан.13:20). Смотрите, что они говорят: Никто нас не видит. О беззаконные судьи! О блудливые старики! Что вы говорите: Никто нас не видит? А Бог разве не видит вас?

От человеческих очей вы укрылись, но можете ли вы укрыться от очей Божиих? От людей вы закрылись дверьми, а чем вы закроетесь от Бога? Какие сады, какие многолиственные деревья, какие густые леса, пустыни, дебри, вертепы и пропасти земные укроют вас от Всевидящего Бога? Разве вы не знаете, что говорит Писание? Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир.23:27-28). И еще: Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его (Сир.39:25). А вы окаянные говорите: Никто нас не видит. Вот что, значит, толкнуло их на грех. У них не было присутствия Божия пред их умными очами. Они не имели Бога пред своими очами. Они говорили: Никто нас не видит.

Что же избавило целомудренную Сусанну от соизволения им и от грехопадения? Только то одно, что она имела пред своими очами Бога. Послушайте, что она сказала тем скверным старцам: Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом. О прекрасная жена! Но ведь Бог высоко. Ты не видишь Его чувственными очами. Почему же боишься Его? Почему ты думаешь, что согрешишь перед Его очами? Ты говоришь: Согрешить пред Господом (Дан.13:23). Потому, отвечает, что я помню слово пророка и царя Давида, который говорит: Всегда я видел, — сказано, — Господа пред собою, ибо Он одесную меня, дабы не поколебаться мне (Пс.15:8). Если я не вижу Его плотскими очами, зато вижу Его внутренними, душевными, сердечными очами, вижу Его стоящим предо мною и боюсь Его, ибо все мои дела, все слова и помышления Он видит, знает, испытывает и судит. Потому для меня лучше, не совершив греха, попасть в руки неправедных судей, совещавшихся убить меня, нежели согрешить пред Богом.

О прекрасный образ всегдашнего богозрения! О добрая причина всегдашней безопасности от грехов! Поистине, кто так имеет при себе всегда присутствующего Бога, кто всегда так видит Господа своего пред собою, тот не споткнется вовек и никогда не прогневает Бога. Если же он, как человек, и споткнется в чем-либо, то тотчас, имея Бога пред очами, он встанет, исправится, и сбудется на нем слово псаломское: Когда падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его (Пс.36:24).

Но обратимся снова к тем, которые не имеют пред своими очами Бога.

Просили (гергесеяне Иисуса), чтобы Он отошел от пределов их. Гергесеяне были еще не совсем злыми людьми, ибо, не желая видеть у себя Христа Господа, они молением просили Его, чтобы Он ушел от них, а не принуждением, не бесчестно прогнали Его от себя. А мы, окаянные грешники, делаем несравненно хуже: мы принуждаем и бесчестно прогоняем от себя Христа Господа нашего.

Быть может, кто-либо скажет: я никогда не гнал от себя Христа, Света моего, и не бесчещу Его. Хотящему так сказать я отвечу: ты всячески гонишь Его и бесчестишь, ибо гонишь в ближнем своем и бесчестишь в себе самом.

Как же ты гонишь Христа твоего в ближнем твоем? Послушай. Ведь всякая вещь, добрая или злая, хотя делается ближнему, но изливается на Самого Христа, как об этом говорит Он Сам в Евангелии: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:40). Если ты дал милостыню нищему, то ты дал ее и Христу, а если не дал нищему, то не дал и Христу: Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф.25:45). Если ты благодетельствовал ближнему, то благодетельствовал и Христу, а если не благодетельствовал ближнему, то не благодетельствовал и Христу.

Вспомни, человек, как часто ты не только не благодетельствовал, но даже озлоблял, обижал твоего ближнего. Не только сам ты не подаешь милостыни, но и другим запрещаешь подавать ее. Не только сам не милосерден, но и других побуждаешь к немилосердию. Все те немилосердные и жестокие дела, которые ты творишь ближнему, не Самому ли Христу творишь?

Сколько раз ты преследовал и обижал невинного, столько раз ты преследовал и обижал Самого Христа. Сколько раз ты досадил ближнему и обругал его, столько раз ты досадил и обругал Самого Христа. Сколько зла ты сделал ближнему своему, столько зла ты сделал и Самому Христу, согласно Его же слову: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Вот как ты гонишь Христа в ближнем своем, человек!

Как же ты бесчестишь Христа в себе самом? Послушай! Помнишь ли, что написал апостол в Послании к коринфянам? Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Неужели я, получив члены Христовы, сделаю их членами блудническими (1 Кор.6:15)? Да не будет того!

Разумеешь ли, человек, сказанное?

Твои члены уже не твои, но Христовы, ибо Им они созданы, оживотворены и искуплены Его святой Кровью; и сколько раз ты осквернил члены свои нечистым плотским грехом, столько раз ты обесчестил Христа, делая члены Христовы членами блудническими.

Подумай, человек, как часто ты осквернил себя любодеянием, прелюбодеянием и иными мерзкими, скверными и богомерзкими блудными делами, так же часто ты обесчестил Христа, блудническую скверну навел на Христа и члены Христовы сделал членами блудника. Но не хочу я многословить об этом, я стыжусь не только говорить, но и думать. Я предоставлю все твоей собственной совести, ибо каждый лучше знает самого себя. Теперь же удовольствуйся тем убедительным примером, что ты поступаешь относительно Христа хуже гергесеян, или гадарян. Те молили, чтобы Он ушел от них, а ты принуждением и насилием бесчестно гонишь от себя Христа твоего в ближних твоих, оскорбляя Его в тебе же самом и обесчещивая Его твоими скверными делами.

Знаете ли вы, что за это случилось впоследствии и с гадарянами? Думаю, что не знаете. Послушайте же!

Когда Христос воскрес и вознесся на небо, то вскоре после этого иерусалимляне изменили римскому кесарю, которому были подчинены; царствовал же в это время Нерон. Изменив и взбунтовавшись, они сначала напали с вооруженной силой на эту Гергесин-скую, или Гадаринскую страну, в которой жило много римлян, и побили большое множество гергесеян. Это тебе, Гергесинская страна, возмездие за то, что ты прогнала от себя Христа, не захотев дать Ему у себя приюта. Но и этого отмщения было недостаточно. Вскоре постигло и другое. Военачальник кесаря Веспасиана, воцарившегося после Нерона, по имени Анний, намереваясь усмирить бунтовщиков, пришел с войском в Иудею и прежде всего напал на Гергесинскую страну, где довершил те убийства, которых не совершили иерусалимляне, ибо там посек мечом тысячу избраннейших юношей, прочее же все он отдал своему воинству на пленение и разграбление и, опустошив огнем и мечом город и всю страну, ушел домой. После того страна эта была пуста до 1100 года. Это было второе отмщение гергесеянам.

После же 1100 года сарацинский царь из Дамаска, имевший под своей властью все Палестинские страны, обновил город гергесинский, окружив его крепкими каменными стенами и населив всю страну людьми. Но через несколько времени Балдуин, знаменитый полководец, придя в Палестинские страны из западных стран с большими силами западного христианства, победив и прогнав сарацинскую силу, взяв Иерусалим и сделавшись иерусалимским царем, снова разорил до основания гергесинский город, перебил в нем всех сарацин и вконец опустошил всю ту страну, так что она и доныне пуста, разве только турки отчасти населили ее в последнее время. Это третье отмщение Гергесинской стране. А не будет ли еще и четвертого в последний Судный день?

Вот вы слышали, сколько раз и как было отмщено. Гергесеянам было сие только за то, что выжили от себя Христа, мольбами упросили Его, чтобы Он ушел от них. Мы же принуждением и бесчестно гоним от себя Христа. На что же можно надеяться нам после этого? Каких ждать отмщений? Посудите сами!

Вначале я сказал, что где Бог, там все добро, а где нет Бога, там все зло. По чему же мы можем узнать, живет ли в нас Бог? Об этом неложно говорят святые книги: где любовь, там и Бог; где милосердие, там и Бог; где чистое, целомудренное, святое и трезвое житие, там и Бог; где страх Божий, там и Бог. Говоря же вкратце, где находится вера правая вместе с добрыми делами, там поселяется и Бог. Посмотрим же, не изгнали ли мы от себя всего этого, а вместе с тем и Бога?

Любви истинной, христианской нет в нас, но есть только лицемерная любовь. В глаза друг другу льстим, а в сердце — злоба и коварство. Сбывается ныне на нас древнее пророчество: По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф.24:12). Иссякла уже у нас истинная любовь. Изгнали мы от себя любовь, изгнали, значит, от себя и Самого Христа Бога.

Не спрашивай ныне правды. Теперь такие делаются неправды и обиды, что и сказать о них нельзя. Изгнали мы от себя правду, изгнали, значит, и Бога. Милосердия ныне и не вспоминай. Уже люди и забыли, что такое милосердие. Среди господ всюду творятся немилосердные и бесчеловечные обиды. Изгнали мы от себя милосердие, изгнали, значит, и Бога. О чистом, целомудренном и трезвом житии и не думай, мало чем не уподобились мы в этом Содому и Гоморре, а пьянству вашему и конца нет. А где ныне найдешь в нас страх Божий? Все мы изгнали от себя, изгнали, значит, и Бога. О вере, приводящей к разногласиям, не смею что-либо говорить, разве только вспомню одно евангельское изречение, написанное у святого Луки: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8). О добрых же делах можно не опасаясь сказать, что мы их изгнали от себя, а вместе с ними изгнали и Бога. Будучи же без Бога, без Его благости и милосердия, без Его покрова и защиты, на что мы можем надеяться? Угадайте сами!

Я же, приведя в пример гергесеян, в заключение скажу, о как велико зло в том, чтобы лишаться присутствия Божия, не иметь Бога пред своими очами и изгонять от себя Бога злыми, безбожными и бесчеловечными делами! Это крайняя глупость, это крайнее безумие, от которого да избавит нас Сам Христос, Господь наш! Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz