Катакомбная Церковь: Тайные Соборы 1961-1981 гг.
Но приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога Живаго, Иеросалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Исусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева (Евр. 12:22-24). |
Как известно, в разнообразных статьях, более-менее касающихся бытия Катакомбной Церкви, сложилось странное представление, что церковная жизнь ИПХ с 1950-x (и даже ранее) приобрела неорганизованный, совершенно анархический характер, когда ставилось под сомнение существование какой-либо связанной между собой Иерархии и, тем паче, проведение ею тайных Соборов. Однако, мы разочаруем всех, кто подобное предполагает, ибо сие далеко не так.
НИКОЛЬСКИЙ СОБОР 1961 г.
Самым известным и авторитетным из всех тайных Соборов, созывавшихся после 1948, был, конечно, т.н. Никольский Собор 1961. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня не только неизвестен полный состав его документов, но даже пока-что мы не имеем на руках текста всех принятых на нем правил. Интересующие нас материалы, касающиеся Никольского Собора, находятся в 4-й папке (листы 505-984) 3-го Новоселовского Архива. Насколько нам известно, состояние гораздо большей половины бумаг очень плохое и они почти нечитаемы. Можно предполагать, что весь кодекс документов Никольского Собора состоит из:
- Предсоборной переписки архиереев и общин ИПХ по разным темам.
- Стенограмм заседаний Собора и
- Принятых им канонов.
Тайный Собор 1961 проходил в очень нехорошей обстановке хрущевской антирелигиозной кампании. Именно в сие время были приняты советские законодательные акты, направленные против ИПХ, согласно коим, в частности, катакомбники должны были подвергаться репрессиям за несоблюдение законодательства о культах, за незаконные (неразрешенные) богослужебные собрания, за отсутствие паспорта, за бродяжничество (паломничество и неимение прописки), за тунеядство (отказ работать на госучреждения, в т.ч. в колхозах); к тому же ИПХ собственно были включены в список запрещенных религиозных организаций[1]. Более того, известно, что Собор решили проводить еще в 1958, но никак не могли осуществить это намерение по разным причинам, — в первую очередь, из-за нежелания архиереев изменить хотя бы чуть-чуть условия собственной конспирации. Но два с половиной года шла активная переписка, из коей выяснились наиболее волнующие темы, не требующие более отлагательств. Наконец, было решено проводить Собор в январе 1961 в неизвестном месте[2]. Когда почти все архиереи дали согласие, Собор отменился, так как возникли сомнения в надежности места проведения. Весной, примерно в конце апреля — начале мая, Собор уже мог собраться, но вновь был отложен, так как на этот раз у бдительных катакомбников возникли (совершенно небезпочвенные) подозрения, что в среду организаторов Собора внедрен агент КГБ. Сие подтверждается в книге схимонаха Епифания (Чернова), которому было известно, что этот агент являлся инспектором по контролю над атеистической деятельностью духовенства СССР при ЦК КПСС, одновременно собиравшим разного рода оперативную информацию о ИПЦ. Звали его Евгений Николаевич Климов и служение свое он осуществлял под видом "священника". Согласно его данным, приводимым в книге о.Епифания, — «В "советскую" ходят пятьдесят два миллиона. А тайную или "Катакомбную Церковь" составляют сорок восемь миллионов человек. Как получены эти цифры и что подразумевается под "Катакомбной Церковью", он не пояснил...» Далее о.Епифаний передает следующие слова сего инспектора, сказанные им на закрытом собрании: "Говоря об этой Церкви, Е.Н.Климов упомянул о тайном Соборе катакомбников:
— Мы узнали заблаговременно о месте и времени Собора. Достали два билета на него. Приготовились! Но Собор по каким-то причинам был отложен... А потом узнаем, что он уже состоялся, но только в другом месте. А мы на него уже не смогли попасть!
ВРАГОМ НОМЕР ОДИН СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА назвал он Катакомбную Церковь!
— Мы чувствуем, — сказал он, — что в Катакомбной Церкви есть единое руководство. Но как оно организовано и где находится, как мы ни бьемся, понять не можем!"[3]
В ИПЦ тайный Собор 1961 принято называть Никольским — по названию места, где он проходил — в Свято-Никольском скиту в Башкирии. Срок проведения Собора мы можем установить достаточно точно и определенно: 9-21 июля (по ст.ст.) 1961. Так как нам в данный момент известны не все тексты документов сего Собора, мы не можем в достаточной мере судить о объеме его тем и, таким образом, сравнивать его с "Кочующим" или Чирчикским Соборами. Но в отношении представительства епископата на Соборе и его самосознании, кое-что известно: поставлено 18 подписей, и хотя сам Никольский Собор себя Поместным не называет, но явно на сие претендует.
В отличие от Чирчикского Собора, созыв сего Собора вела так наз. "рабочая группа", что очень сближает его с Собором "Кочующим". Опять-таки, сим делом занимался прот.П.Первушин, но основной костяк составляли "андреевцы", кои теперь, впрочем, проводили наиболее серьезную работу[4]. Известно, что только за 1961 (до начала Собора) было арестовано 8 связников, отказавшихся называть свои имена на допросах[5].
Процедура Собора 1961 по-прежнему оставалась неизменной, как на Соборах "Кочующем" и Чирчикском: по приезде участники целовали св.Крест и Евангелие с клятвою, что никому из внешних ничего не расскажут. Как всегда, на каждое правило любой участник мог внести свое особое мнение, о чем оставлялась пометка. По-видимому, все дебаты, беседы и мнения стенографировались. Подобно Чирчикскому Собору, обстановка на Соборе 1961 была весьма бурной, о чем сохранились воспоминания некоторых лиц[6]. Всего за 12 дней принято 23 правила, что указывает не столько на высокую эффективность разсуждений участников Собора, сколько на тщательную предсоборную подготовку, позволившую в столь сжатые сроки решить множество серьезных проблем.
Рассмотрим состав участников Собора 1961. Всего участвовало 22 человека: 12 епископов, 6 представителей епископов, лично не присутствовавших на Соборе, секретарь Собора о.П.Первушин, заместитель секретаря иерей Виктор[7], игумен Свято-Никольского скита о.Елпидифор (Гагин)[8] и скитский инок Димитрий[9], по-видимому, стенографировавший прения. В конце я перечислю всех поименно, а пока хотелось бы отметить, что с остальными истинно-православными архиереями по-прежнему не имелось прочной связи, хотя можно предположить, что к 1961 кое-кто находился в отделении от Собора, или предпочитал анархическое житие. Отказывался ли кто добровольно от участия в Соборе, нам неизвестно.
Перейдем к разсмотрению собственно канонов, принятых Никольским Собором. Ныне нам доступны тексты только 11 из 23, причем, без каких-либо пометок. Итак:
- Служителям антихриста — АНАФЕМА!
По мнению некоторых знатоков (к их мнению присоединяюсь и я), сей канон направлен против членов КПСС и ее вспомогательных организаций. В каком-то смысле сей канон является уточнением акта патр.Тихона от 19.1.1918 касательно безбожников и их анафематствования.
- Во веки проклятым еретиком сергияном со архиучителем безбожным Сергием, — АНАФЕМА!
Здесь фактический повтор 6 канона "Кочующего" Собора и, одновременно, аллюзия на 1 канон Чирчикского Собора.
- Лжепатриарху Алексию, сергиянскому богохульнику и любимцу диавола, — АНАФЕМА!
Здесь повтор 2 канона Чирчикского Собора. Очевидно, что проблема ложного "патриаршества" у сергиан волновала ИПХ и в 1960-х гг. Возможно, сие связано также с тем, что в концлагерях администрация пыталась оказывать давление на заключенных катакомбников, призывая их признать советского "патриарха" Алексия (Симанского).*
*) По свидетельству проф. И.Андреевского, наиболее тяжким испытаниям Катакомбная Церковь "подверглась после 4 февраля 1945, т.е. после дня интронизации Советского Патриарха Алексия, когда все духовенство, находившееся в лагерях, прошло специальную перерегистрацию, во время которой всех опрашивали: признают ли они нового Патриарха Алексия. Непризнававшие получали новые сроки наказания, а иногда и расстреливались". — Андреев И. проф. Положение Православной Церкви в Советском Союзе. Джорд. 1951, с 9-10. — Прим.ред. "РП".
- Аще кто из християн — освященных, монахов, или мирских — обличен в предательстве верных, то да будет совершенно отлучен и, покаявся, получит мир с Церковию при кончине.
Известно, что при арестах было много предательства. Судя по всему, сей канон касался очень многих. Например, таковым был монах Андроник (известный философ А.Ф.Лосев), многих предавший на следствии и получивший от Церкви такое наказание, но — что делает ему честь — подчинившийся сему отлучению. Несомненно, также, что сей канон основан на 73 главе Эльвирского Собора и 13 правиле Арелатского Собора[10].
- Всякий архиерей, дерзнувший приимати предателей и давати общение, лишается чести и подлежит архиерейскому суду.
По-видимому, сей канон направлен против еп.Иоанна Зарайского, коий неоднократно принимал в общение людей, известных своим предательством. Не исключено, что подобные проблемы могли касаться и других архиереев.
- Милость оказывати токмо тем из предателей, кто пал после пыток. Таковых, изследуя верность и дела, приимати по прошествии 7 лет.
Сей канон, несомненно, основан на мнении св.муч.Киприана Карфагенского, а также на правилах свв.Петра Александрийского[11], Григория Нисского[12] и Василия Великого[13].
- Аще антихристом воздвигнуто гонение жестокое, всех предавших и каявшихся за оное не приимати, доколе гонение не утихнет.
Текст ясен. Канон явно принимался с учетом практической обстановки, когда нестойкость падших разлагающе действовала на верных.
- Ради жестокаго и постояннаго предательства бывших сергиянских "священников" после долгаго испытания их более в священство не поставляти, бо суть непригодни.
Канон в общих чертах повторяет 9 канон Чирчикского Собора, в коем безусловно запрещалось рукополагать в священство бывших сергианских "священников".
- В священство поставляти из сергиан можно, после долгаго испытания, токмо мирских, монахов, иподиаконов и диаконов, аще окажутся пригодни.
Канон имеет некоторое смягчение но отношению к 9 канону Чирчикского Собора, где, правда, не говорилось о сергианском "клире" вообще, но лишь о их "священниках". Несомненно, основанием для сего канона служило, как и прежде, 19 правило I Вселенского Собора.
- Всякий архиерей, дерзнувший ставить в священство не так, как указано выше, — низлагается и запрещается.
Можно предположить, что подобные нарушения были после Чирчикского Собора, иначе вряд ли Никольский Собор вновь возвратился бы к сему вопросу.
- Всякий архиерей, поставивший в священство из сергиян, коий позже уже в истинном священстве отступил, — подлежит архиерейскому суду.
Текст ясен. Можно предположить, что были или нарушения, или болезненные тенденции, или предпосылки к нарушениям. Ответственность архиереев за своих ставленников действовала отрезвляюще и не давала повода принимать поспешные решения.
Таким образом, пока мы располагаем только вышеприведенными текстами из всех канонов Никольского Собора. Но мы знаем, что на Никольском Соборе принимались еще каноны, известные нам даже не в парафразах, но по их смыслу. Все неизвестные нам по тексту каноны, в основном, касаются принятия или непринятия в общение тех или иных архиереев, просивших о сем. Так как мы не знаем ни порядкового номера соответствующего канона, ни даже его парафраза, то обозначим каждую тему порядковой буквой. Итак:
А. О принятии епископа Брянского Антония.
Отказано вновь, как то было на Чирчикском Соборе и отражено в его 7-м каноне.
Б. О принятии епископа Смоленского Серафима[14].
Отказано. Речь идет о еп.Серафиме (Михаиле Александровиче Поздееве), чья биография до сего дня весьма запутана и противоречива. Одно только остается известным доподлинно: в 1946 он встречался с сергианским еп.Куйбышевским Мануилом (Лемешевским), коий разрешил ему служить в сергианских храмах от Бузулука до Оренбурга и получать жалование в Епархиальном Управлении. Также несомненно, что сей Серафим признавал "благодатность" сергиан.
В. О принятии епископа Симбирского Антония[15].
Отказано. Возможно, речь идет о некоем еп.Антонии (Лобове), чья биография нам практически неизвестна. Предпринятые разыскания ничего не давали, но имелось твердое предположение, что сей Антоний был рукоположен "григорианами" в конце 30-х в еп.Симбирского. Признавал ли он "благодатность" сергиан, выяснить не удалось, — скорее всего, что признавал, иначе его приняли бы в общение хотя бы через Миропомазание.
Г. О принятии епископа Тимона (или Тихона?)[16].
Отказано. О ком идет речь, нам неизвестно.
Д. О принятии епископа Филарета[17].
Отказано. О ком идет речь, нам также неизвестно.
Е. О принятии епископа Александра.
Отказано. Возможно, речь идет о епископе Пружанском Александре[18], судя по всему, поставленном иерархами т.н. Белорусской Автономной Церкви во время ІІ-й Мировой Войны. Позже сей Александр развернул весьма бурную деятельность, при коей "благодатность" сергиан признавалась. Возможно последнее и явилось главнейшей причиной его неприятия.
Ж. О принятии епископа Пинского Феодосия[19].
Утверждено. Речь идет о епископе Феодосии (Феодоре Андреевиче Бахметьеве), чья биография также довольно смутна. Например, известно, что в Пинске он служил открыто в храме после прихода Красной Армии и т.п. С канонической точки зрения его поставление сомнительно. Однако, он однозначно не признавал "благодатность" сергиан, что и послужило поводом к его принятию. Был ли он принят предварительно или в полное общение, неизвестно. Может быть к нему проявили снисхождение. За него лично ходатайствовал епископ Чимкентский Гавриил.
З. О принятии епископа Евлогия.
Утверждено. О ком идет речь, нам неизвестно.
И. О принятии епископа Авдия.
Утверждено. Речь идет о "иосифлянском" ставленнике 1930. Известно, что резко против его принятия протестовал еп.Модест (Васильков), но еп.Роман (Руперт) придерживался противоположного взгляда. По воспоминаниям современников, вопрос о еп.Авдии на Соборе ставился оттого, что он обвинялся в предательстве на следствии. По-видимому, обвинения не подтвердились, но вне общения к тому времени еп.Авдий пробыл года четыре.
Возвратимся, наконец, к вопросу, кто же именно подписал каноны Никольского Собора 1961? — То были следующие архиереи:
- Епископ ВЛАДИМИР (барон фон Штромберг)
- Епископ МЕРКУРИЙ (Котлов)
- Епископ ЛЕОНТИЙ (Керженцов)[20]
- Епископ РОМАН (Руперт)
- Епископ МОДЕСТ (Васильков)
- Епископ ГАВРИИЛ (?)[21]
- Епископ ДОМЕНТИАН (Локотков?)
- Схиепископ ФЕОДОСИЙ (Р)[22]
- Епископ АМФИЛОХИЙ (ІІІибанов)
- Епископ АФАНАСИЙ (Вырыпаев)[23]
- Епископ ИЛЬЯ (?)[24]
- Епископ СЫСОЙ (Макаров)[25]
- За Епископа ИОАННА (?) иерей Борис[26]
- За Епископа МИХАИЛА (Ершова?)[27] инок Иоанн[28]
- За Епископа ВАРСОНОФИЯ (?)[29] иеромонах Варсонофий
- За Епископа ИОНУ (?) иерей Александр
- За Епископа МАРКЕЛЛА (?)[30] мирянин Олег
- За Епископа ОНИСИМА (м.б. ОНИСИФОРА?) (?)[31] мирянин Владимир.
Интересно, что вышеперечисленные — участники Собора. Однако, помимо них (и т.н. "секретариата"), на Соборе находились какие-то присутствующие. Несомненно, ими являлись насельники скита и, по-видимому, представители крупных безепископских объединений общин ИПХ[32]. Также на Соборе присутствовало несколько лиц, являвшихся кандидатами в архиерейство[33]. Известно, что новые хиротонии (всего три)[34] проводились на Никольском Соборе тотчас же после его закрытия.
Каково же было мнение о канонах и авторитете тайного Никольского Собора 1961 после? — Хотя, на сегодняшний день мы еще не располагаем всеми его документами, нам все-таки известно, что никто из подписавших каноны их не нарушил (впрочем, сие мнение основано на устном предании, но так ли сие документально, нам неясно). Таким образом, авторитет Собора был весьма высок.
Сделаем некоторые выводы:
- Самосознание Никольского Собора 1961 более приближено к самосознанию "Кочующего" Собора 1928, нежели Чирчикского 1948, — т.е., хотя нигде открыто сие не заявлялось, тайный Никольский Собор мыслился де-факто Поместным.
- Несомненно, что, подобно канонам тайного Собора 1948, установленные Собором 1961 каноны были приняты к исполнению тотчас по их подписании. По нашему мнению, они вели к еще большему оздоровлению ИПЦ, — тем более, при серьезных преследованиях, развернутых в рамках хрущевской антирелигиозной борьбы. По своей сути, каноны Собора 1961, нам сейчас известные, хорошо дополняют и конкретизируют каноны предыдущих тайных Соборов.
- По нашим данным, каноны Никольского Собора 1961, через какие-то "диссидентские" круги в Москве, были пересланы в Нью-Йорк в Синод РПЦЗ в 1964[35]. Повторно их (и еще другие бумаги) отослали в Синод РПЦЗ в 1971, опять-таки через некие "диссидентские" круги в Москве[36]. Известно, что непосредственным адресатом, как и в прошлые разы, являлся архиеп.Никон (Рклицкий).
- Каноны тайного Никольского Собора 1961, кои приведены выше, являются актуальными и по сей день. Однако, их знание в парафразах (или только по общему смыслу) среди мирян ИПЦ распространено и известно меньше, нежели парафразы предыдущих тайных Соборов. Знакомство же с парафразами канонов сего Собора среди клира ИПЦ гораздо выше, что указывает на принципиальное их распространение с самого начала исключительно в среде клира.
Примечания
- См. § 23 Инструкции по применению "Законодательства о культах". Утверждена Постановлением Совета по делам религиозных культов при Совмин СССР и Постановлением Совета по делам РПЦ от 16.3.1961.
- См. Окружное Рождественское Послание еп.Владимира (Штромберг) 1960. — 3 Н.А. п.4, л.511.
- Епифаний (Чернов), схимонах. Церковь Катакомбная на земле Российской. Машинопись. Мэйфорд. 1981, с.33.
- Большое влияние на всех оказал А.С.Шульц, в фев.1961 вышедший из концлагеря (всего в концлагерях он провел 40 лет). До своего переезда в Москву он очень помог в подготовке тайного Собора и являлся одним из самых лучших связников. Скончался в дек.1982 в Москве. Я знал его лично.
- Их имена: монахи Евсевий, Павел, Савватий, Донат, послушники Алексий и Владимир, миряне Владимир и Леонид. Они поминались в церкви. Судьба их неизвестна. По словам о.Петра (Эфендиева), еще в 1980 монаха Доната видели в психиатрической спецтюрьме в Татарии.
- О событиях на тайном Соборе 1961 мне в 1979 рассказывал о.П.Первушин, а в 1981 — еп.Меркурий.
- Иерей Виктор. М.б. Путинцев? Род. ок.1910 в Самарской губ. Рукоположен в 1937 еп.Кононом. В 1945-53 отбывал срок в ИТЛ. Скончался до 1971.
- Игумен Елпидифор. В миру Гагин Елисей Иванович, род. в 1888 в Тверской губ. в старообрядческой семье. В 1921 в Подмосковье принял постриг и уехал на Урал. В нач.1923 рукоположен в иеродиакона архиеп.Андреем, в 1928 — в иеромонаха еп.Руфином. С 1923 — насельник Никольского скита, с 1938 — настоятель скита. Скончался 11/24.12.1988 в скиту.
- Инок Димитрий. В миру Лукьянов Семен Александрович, род. ок.1940 в Сибири в семье ИПХ С сер.1950-x — в Никольском скиту. Пострижен Вел.постом 1959 в иночество еп.Меркурием. Скончался в августе 1995 в скиту. Я знал его лично.
- 73 глава Эльвирского Собора 313: "Если кто верный был доносчиком, и через его донос кто-либо подвергся преследованию или был убит, угодно, чтобы он не получал причастия, кроме как при кончине. Если дело было легче, через пятилетие он может получить причастие. Если он был оглашенным, по пятилетнем времени допускается ко крещению". 13-й канон Арелатского Собора 314: "О тех, о ком говорят, что они выдавали свящ.Писания, или Господни сосуды, или имена своих братьев; угодно было нам, чтобы всякий из них, кто будет обличен из общественных актов, а не нагими словами, был удален из чина клира. А если будет обнаружено, что они кого-либо рукоположили, и о тех, кого они рукоположили, дело прекращено, да не вредит им рукоположение". — Тексты см.: Acta Conciliorum, tomus I, Parisiis, 1715.
- Правило 1-е св.Петра Александрийского: "Поелику приближается уже четвертая Пасха после гонения, то довлеет время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокия мучения и несносныя раны, и многия иныя тяжкия угнетения, и которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были прияты в Церковь, по причине последовавшаго тягчайшаго падения; но поелику они много подвизались и долго противоборствовали (поелику они дошли до преступления не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показуют на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год), то к сей епитимии да присовокупятся им еще четыредесять дней, по припамятованию, когда они приступили к Церкви..."
- Правило 2-е св.Григория Нисского: "...А те, которые муками и жестокими истязаниями вынуждены, подвергаются епитимии на определенное время. Ибо святыя Отцы таковое человеколюбие оказали им потому, что не душа их подверглась падению, но немощь телесная не могла противостояти мучениям. Посему за насильственное и мучением вынужденное отступление, по обращении, мера епитимии определяется по примеру согрешивших любодеянием" (т.е. 7 лет по 59-му правилу св.Василия Великого).
- Правило 81-е св.Василия Великого: "...Те, которые претерпев тяжкое изнурение мучениями, и не вытерпев страдания, доведены были до отречения от Христа, три лета да будут непринятыми в Церковь, по истечении коих, два лета да слушают Писания, три да припадают, и тогда могут приняты быти к общению..."
- СЕРАФИМ, епископ Смоленский. В миру Поздеев Михаил Александрович, род. в 1885 в Подмосковье. В 1919 принял монашество в г.Арзамас и там же рукоположен в иеромонаха. В 1922-25 — настоятель мон-ря под г.Кашира. Весной 1925 Патр.Тихоном и еще кем-то хиротонисан в Москве в викария Смоленской епархии. В мае 1925 арестован и выслан в Сибирь. Проживал в Новосибирске. Отношения к Декларации митр.Сергия не выявил. В 1932 принял Декларацию и вновь служил в Московской обл. В 1937-44 в заключении. — 3 Н.А. п.40, л.1-97. Однако, по др.данным, он — Поздеев Михаил Алексеевич, род. в 1887 в пос.Дебессы Дебесского района Удмуртской АССР. В 1904-09 жил в монастыре у г.Оса. С 1909 служил псаломщиком при часовне в д.Посад Пермской обл. Осенью 1928 в г.Кунгуре арест, срок 5 лет ИТЛ. В 1932-36 — помощник архимандрита (?) в г.Кашира. В 1936 арест, срок 3 г. ИТЛ. В 1939-40 служил чтецом в Покровском соборе Киева. В 1940 арест, срок 8 лет. В 1944 проживал в пос.Луговском Джамбульской обл., затем — в г.Соль-Илецк. В 1952 в г.Бузулуке арест, срок 2 г. ИТЛ. — См.: Ответ нач.подразд. УМБ РФ по Оренбургской обл. В.Г.Крюкова на запрос Манько А.К. № М-105 от 16.04.93. По заключению еп.Серафим был знаком с еп.Гавриилом Чимкентским. Принял схиму с именем Антоний. В 1965 вместе с еп.Александром Пружанским хиротонисал во епископа некоего Алфея, от которого и пошла ветвь "алфеевцев". Геннадия (Секача) не рукополагал (см. показания от 24.02.97 В.Калюжной — единственной оставшейся ныне в живых свидетельницы их встречи). Умер 3.5.1971 в Бузулуке. Известно, что почти все катакомбные общины его не признавали. Высказывалось предположение, что се есть два разных лица, причем, второй — засланный агент КГБ. — См. также вполне легендарные данные о нем в: Мосс В. Современные епископы-исповедники Истинной Православной Церкви России. Мэйфорд. 1993, с.6-12; Еп.Иоанн, иг.Илья. Тайный схимитрополит. М.1991 и др.
- АНТОНИЙ, епископ Симбирский. — Его фамилия Лобов, род. в 1890-х. Скончался в 1977 в Татарской АССР. — 3 Н.А. п.41, л.329-332.
- Епископ ТИМОН. Возможно, Тихон. Никаких данных о нем нет. — 3 Н.А. п.41, л.335-336.
- Епископ ФИЛАРЕТ. М.б. речь идет о некоем Х.Т.Волокитине, судимом за к/р деятельность, бежавшем из к/л, в 1941 высланном из Москвы. В 1943 действовал в Пензенской обл. якобы от имени митр.Сергия. Кем поставлен, неизвестно, — возможно, "григорианами". — См.: Спецсообщение УНКГБ по Пензенской обл. 1943. // "Родина". 1992. № 1, с.89; также — 3 Н.А. п.41, л.338.
- АЛЕКСАНДР, епископ Пружанский. Возможно, его фамилия — Гайновский, род. ок.1905 в Польше. В янв.1944 хиротонисан в Гродно в еп.Пружанского. В 1947 арест. Освобожден в 1953. Сергианские "таинства" признавал, служил по-белорусски. Еще в 1980 был жив. — 3 Н.А. п.40, л.100-116.
- ФЕОДОСИЙ, епископ Пинский. В миру Бахметьев Феодор Андреевич, род. в 1894 в Черниговской губ. (по др.данным — род. в 1902 в Киевской губ.). В 1916 ушел в Киево-Печерскую Лавру. До 1918 — смотритель Ближних пещер. Ок.1920 пострижен в мантию с именем Феодосий и рукоположен в иеромонаха. Охранитель раки преп.Феодосия Печерского. В 1922 арест за сопротивление вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей. В 1928 арест, Белбалтлаг. В 1941 — настоятель Бельчанского мон-ря. В 1943 (по др.данным — в 1942) хиротонисан в еп.Пинского в пещерах Киево-Печерской Лавры схиархиеп.Антонием (кн.Абашидзе), архиеп.Пантелеймоном (Рудык), грузинским еп.Илией и неким еп.Макарием. В 1946 арест. В 1951 арест, срок 8 лет ИТЛ. В 1960 поселен в г.Енисейск. Скончался (умер от побоев) в с.Тошнаево 28.3.1986. Наименование его митрополитом или архиепископом — неправильно. — 3 Н.А. п.41, л.266-328.
- ЛЕОНТИЙ, епископ Кяхтинский. В миру Керженцов Лавр Васильевич, род. ок.1891 в семье "часовенных" в Забайкалье. В 1906 ушел в скит. В 1910 пострижен в мантию. В 1921 перебрался под Кяхту, так как его скит был разгромлен красноармейцами. В 1925 в Ср.Азии рукоположен в иеромонаха архиеп.Андреем. В 1936 хиротонисан еп.Руфином и еп.Климентом (Логгиновым) в еп.Кяхтинского. Умер в 1967. Однако, в 1979 прошел слух, что он жив, — слух не подтвердился. — 3 Н.А. п.8, л.702; п.23, л.216-255.
- ГАВРИИЛ, епископ Чимкентский. В миру Иоанн, фамилия неизвестна, род. ок.1885. Монашество и священство принял до 1914. Был фронтовым священником. В 1917-23 проживал в Оптиной пустыне. В 1923 выслан в Ср.Азию. В 1932 митр.Иосифом и еще кем-то хиротонисан в еп.Чимкентского. В 1937 арест, срок 10 лет ИТЛ. В 1947 арест, срок 10 лет ИТЛ. В 1947 арест, срок 10 лет ИТЛ. С 1954 проживал на Сев.Кавказе и в Ср.Азии. Скончался летом 1971 в г.Кропоткин Краснодарского края. — 2 Н.А. п.12, л.362; 3 Н.А. п.39, л.221-274.
- ФЕОДОСИЙ, схиепископ Абаканский. Фамилия неизвестна, род. ок.1895 под Абаканом в семье "часовенных". С 1917 проживал в скиту. В 1926 переехал в Башкирию, принял постриг с именем Феодор от еп.Аввакума (Боровкова). В 1928 еп.Аввакумом рукоположен в иеродиакона, еп.Иовом (Гречишкиным) — в иеромонаха. В 1930 еп.Владимиром, еп.Симоном (Рахмановым) и еп.Руфином хиротонисан в еп.Абаканского. Схиму с именем Феодосий принял в 1958, но по просьбе других архиереев от управления епархией не отошел. Друг еп.Меркурия. Скончался 19.3.1984 в Хакассии. — 3 Н.А. п.3, л.486-491; п.22, л.1-108. Я знал его лично.
- Епископ АФАНАСИЙ. Его фамилия — Вырыпаев, по некоторым данным — Авксентий Парфеньевич, род. ок.1900. Где и когда пострижен в монашество, неизвестно. В 1928 в Белорецке рукоположен в иеродиакона еп.Владимиром. В 1934 в Башкирии рукоположен в иеромонаха, но кем — неизвестно, — предположительно, еп.Руфином. В 1937 еп.Руфином, еп.Владимиром и еп.Кононом хиротонисан в архиерея. Долгое время скрывался в Волгоградской и Куйбышевской облл. Скончался в 1980. — 3 Н.А. п.8, л.714; п.23, л.181-215.
- Епископ ИЛЬЯ. Никаких данных нет. Предположительно, он — с Сев.Урала. Мнение, что он идентичен еп.Илие, коий в 1943 был в Киеве, представляется нам необоснованным, так как упоминалось, что тот еп.Илия был грузин.
- Епископ СЫСОЙ. В миру Макаров Семен Антонович, род. в 1914 в Приамурье. В 1934 в Сатке принял монашество от еп.Руфина. В 1935 рукоположен еп.Владимиром в иеродиакона, в 1936 еп.Кононом — в иеромонаха. В 1937 еп.Конон хиротонисал его в хорепископа. С 1940 переехал в Приамурье. Вновь нашел общение с другими архиереями в 1953. В 1982 с ним прервалась всякая связь, — предполагалось, что он скончался. Однако, в ок.1997 появились авторитетные данные, что он жив. — 3 Н.А. п.23, л.89-120.
- Иерей Борис. Предположительно, его фамилия — Троицкий, род. ок.1910. Рукоположен ок.1950 еп.Зарайским Иоанном. Проживал в Москве и Подмосковье. В 1971, после смерти еп.Иоанна, откололся. Скончался в авг.1987 в Подмосковье. — 3 Н.А. п.48, л.160-199.
- По-видимому, здесь имеется ввиду еп.Чистопольский МИХАИЛ, поставленный в к/л. М.б. то был М.Ершов. — Более подробно о нем см. "Русское Православие". 1997. № 5(9), с.27.
- Инок Иоанн. Постоянный связник еп.Михаила. По сообщению монаха Викентия (Зорина) (†1996), инок Иоанн погиб, попав под поезд возле Бугульмы, в 1973. Других данных нет.
- Епископ ВАРСОНОФИЙ. Тот же, коий участвовал и в тайном Соборе 1948.
- Епископ МАРКЕЛЛ. Фамилия неизвестна. Умер до 1971. Других данных нет.
- Епископ ОНИСИМ. М.б. правильно — Онисифор, так как в тексте оригинала дыра. Умер до 1971. Других данных нет.
- Еп.Паисий (Рогожин), тогда еще скитский инок, приходил на Собор 1961 по просьбе иг.Елпидифора. Также приезжали: настоятель Преображенского скита иеросхимонах Василий (фон Рённе) (†1986), иг.Василий (Бережко) (†1973) из Донецка и др.
- Таковыми кандидатами являлись: иг.Парфений, иером.Аарон, иером Петр (Эфендиев), иеросхим.Никифор (фон Рихтер-Меллин), вдовый иерей Иоанн Бальков, вдовый иерей Сергий Моно (Moneau) и др.
- Поставлены в архиереи некие: Серафим (см. прим.47), Иосия и Мефодий. — См. 3 Н.А. п.4, л.982. Оба последние скончались первый до 1980, второй — в нач.1970-х.
- Документы были пересланы в Синод РПЦЗ через каких-то репатриировавшихся в ФРГ немцев, кто был лично хорошо известен ИПХ (сообщил о.П.Первушин Е.П.Дрентельну в 1980). Не исключено, что именно сии полученные документы подвигли митр.Филарета (Вознесенского) в своем известном Послании 1965 уделить много места ИПХ (см. "Православную Русь", 1965, № 22). Интересно, что еп.Евагрий предполагал, что автором известного письма "неизвестного катакомбного архиерея" от 1962 (его текст см. в книге Л.Регельсона: Трагедия Русской Церкви. Париж. 1977, с.187-193) являлся один из непринятых в общение Никольским Собором архиереев.
- В 1971 документы были пересланы в Синод РПЦЗ при помощи А.Краснова-Левитина, коего знали по к/л (сообщил о.П.Первушин Е.П.Дрентельну в 1980).
Вестник “Русское Православие”, № 1 (10), 1998, с.23-32.