В период с 1970 по 1981 крупные Соборы Катакомбной Церковью не созывались (имеются в виду такие Соборы, на коих были бы представлены почти все истинные православные архиереи или же их представители). Однако, малые Соборы, т.н. Соборики, где обычно присутствовало 4-5 архиереев, имели место быть. Пока у нас нет на руках аутентичных документов сих Собориков, хотя кое-какие данные почерпнуты нами из рассказов очевидцев и знатоков, а также — на основании пересказов некоторых материалов, осмотренных еще еп.Евагрием в 1995-96. Итак:
Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, доподлинно неизвестен. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы Соборика находятся в папке 50 (листы 512-558) в 3-м Новоселовском Архиве. Можно предположить, что сохранность документов удовлетворительная. На Соборике присутствовало 4 архиерея: ВЛАДИМИР, ФЕОДОСИЙ[37], ГАВРИИЛ[38], и ИОАНН (через иерея Бориса)[39]. Такой состав участников подчеркнуто знаменателен: представлены не только "андреевцы", но и "иосифляне" и "даниловцы". Время проведения Соборика: июнь 1971. Место неизвестно, — предположительно Зап.Сибирь. На Соборике вновь подтверждена анафема сергианам, а также лично анафематствован новоизбранный советский "патриарх" Пимен (Извеков) (†1990), весь сергианский Поместный Собор (проходивший в Москве 28-31 мая 1971) и отдельно — т.н. "богословие революции". Доскональная проработка тем указывает на серьезную подготовку Соборика, а не на его антипатриархийную стихийность[40]. Возможно, что появившиеся в печати на Западе[41] два документа, приписываемые ИПЦ: "Россия и Церковь сегодня" и "Церковь и власть", если не являются фальшивкой, вышли из-под пера еп.Зарайского Иоанна (по мнению еп.Евагрия). Документы Соборика пересланы в Синод РПЦЗ летом же 1971. Интересна и очень характерна для того времени реакция на сии документы РПЦЗ: в Резолюции от 1(14) сент.1971 Архиерейского Собора РПЦЗ Катакомбная Церковь понимается как Мать-Церковь, а у ИПХ членам РПЦЗ следует учиться духовному опыту!
Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, известен весьма приблизительно. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы Соборика находятся в папке 50 (листы 560-626) в 3-м Новоселовском Архиве. Еп.Евагрий, в 1995 просматривавший материалы сего Соборика, утверждал, что их сохранность хорошая. Документы Соборика состоят из: 1) обширной предсоборной переписки, 2) стенограмм заседаний Соборика и 3) принятых им решений. На Соборике присутствовало 8 (!) архиереев: ВЛАДИМИР, ФЕОДОСИЙ, СЕРАФИМ, АФАНАСИЙ, СЫСОЙ, МИХАИЛ (через монаха Иннокентия[42] ДОМЕНТИАН (через мирянина Василия) и АВДИЙ (через монаха Григория). Удивительно, что при таком внушительном представительстве сей Соборик настоящим Собором не считался. Возможно, сие связано с раздорнической деятельностью еп.Модеста. Время проведения Соборика: 5 дней в конце октября 1974. Место: неизвестно, — предположительно, Башкирия. В некотором смысле, сей Соборик стал оппозиционным ІІІ Всезарубежному Собору РПЦЗ (проходил 8-20 сент.1974 в Свято-Троицком мон-ре в Джорданвилле; продолжился в виде Архиерейского Собора РПЦЗ 21-27 сент.1974 в Нью-Йорке), на коем так и не было зачитано Архиерейское Послание будущих участников Соборика, а само понятие — Катакомбная Церковь — представлялось баснословным. По некоторым данным, можно полагать, что какие-то предварительные (видимо, тематические) материалы Соборика были пересланы на Запад еще в 1972-73, так как уже тогда в среде РПЦЗ появилась определенная часть лиц, не желавших проведения подозрительного Всезарубежного Собора[43]. На Соборике, опять-таки, были анафематствованы сергиане и безбожники. Также впервые было постановлено: митр.Филарета (Вознесенского) (†1985), как первенствующего над ИПЦ, не поминать. "Евлогиане" и "Американская Автокефалия" осуждались, но в какой форме и по каким именно основаниям, — неизвестно[44]. Еп.Антонию (Голынскому-Михайловскому) вновь было отказано в общении, а о так наз. "епископе" Геннадии (Секаче) впервые определено: ни его самого, ни его последователей не принимать, так как все они обвинялись в провокаторстве.
Практически никаких данных о нем, кроме самого факта его проведения, у нас нет. Хотя его материалы находятся в той же 50-й папке (листы 627-657) в 3-м Новоселовском Архиве, — по словам еп.Евагрия, все они (за исключением 5-6 листов) настолько в плохом состоянии из-за разъевшей их воды, что вообще нечитаемы. Состав документов посему неизвестен, но, скорее всего, аналогичен составу документов других Собориков. Кто участвовал в Соборике, также неизвестно. По мнению еп.Евагрия, на нем председательствовал еп.ВЛАДИМИР. Из обсуждавшихся на Соборике тем и решений известны только две: отказ в перерукоположении 5 клириков умершего еп.Антония (Голынского-Михайловского) и анафематствование ереси экуменизма (текста, к сожалению, нет)[45].
Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, известен приблизительно. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы Соборика находятся в папке 50 (листы 658-720) в 3-м Новоселовском Архиве. Еп.Евагрий, в 1995 просматривавший материалы сего Соборика, утверждал, что сохранность их удовлетворительная, хотя в текстах имеется несколько серьезных лакун. Документы Соборика состоят из: 1) обширной предсоборной переписки, 2) т.н. "особых документов", 3) стенограмм заседаний Соборика и 4) принятых им решений. На Соборике присутствовало 5 архиереев: ВЛАДИМИР, МЕРКУРИЙ, ФЕОДОСИЙ (через диакона Мелетия), ПРОХОР (через послушника Алексия) и ИОСИЯ (через иером.Павла). Время проведения Соборика: 5 дней в начале октября 1978. Место проведения неизвестно. Важным поводом к созыву сего Соборика послужило Постановление Арх. Синода РПЦЗ от 24 ноября (7 дек.) 1977 о принятии клира еп.Антония (Голынского-Михайловского) под свою юрисдикцию и присылка весной 1978 Св.Даров и Св.Мvра т.н. "секачевцам" с разрешением возносить им за богослужением имя Первоиерарха РПЦЗ. Собориком в Синод РПЦЗ было направлено Послание с требованием объяснить свои поступки, а также — противоречивое отношение к МП (по-видимому, вопрос в данном случае ставился о полюбившихся РПЦЗ патриархийных "диссидентах", типа Дудко и Якунина). Документы Соборика вместе с Посланием переправлялись в Синод РПЦЗ через какую-то француженку. Также на Соборике изследовались т.н. "особые документы", — т.е. разнообразные материалы, представленные Геннадием (Секачем) и "секачевцами" о самих себе. Как и прежде, ответ был отрицательным. Однако, в отношении 6-7 клириков покойного еп.Антония (Голынского) было сделано снисхождение: их приняли через Мvропомазание[46]. По-видимому, как и ранее, были анафематствования против безбожников, сергиан и, судя по всему, экуменистов.
Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, известен приблизительно. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы сего Соборика находятся в папке 50 (листы 723-829) в 3-м Новоселовском Архиве. Еп.Евагрий, в 1995 просматривавший материалы сего Соборика, утверждал, что, за исключением последних 30-35 листов, сохранность их вполне удовлетворительная. Документы состоят из: 1) очень обширной предсоборной переписки, 2) "предметных документов", 3) стенограмм заседаний Соборика и 4) принятых на нем решений. На Соборике присутствовало 5 архиереев: ВЛАДИМИР, МЕРКУРИЙ, ФЕОДОСИЙ, АМФИЛОХИЙ и СЫСОЙ. Время проведения сего Соборика: 10 дней после Пасхи 1981. Место проведения: Башкирия (но не в Никольском скиту). Главнейшей функцией данного Соборика было предварительное рассмотрение дел Духовного Суда. В конце-концов, после 8-ми летней неопределенности, были составлены списки анархических архиереев и клириков, подлежащих за самоволие Духовному Суду. Мы имеем такой список анархических архиереев: СЕРАФИМ, НИКОЛА, ПРОХОР, ИОСИФ, ПРОКОПИЙ, АНТОНИЙ, ФИЛАРЕТ, ЛУКА[47]. На Соборике имели место быть анафематствования безбожников, сергиан, софиан[48], экуменистов, лично "патриарха" Пимена. Также на Соборике выработаны решения против "секачевцев" и "алфеевцев", и — отдельно — о Ф.И.Журбенко, с коим запрещено было вступать в любой контакт, так как он еще прежде многими был изобличен как агент КГБ и провокатор. Собственно, именно с сим связан особый пакет т.н. "предметных документов". В них, во-первых, содержится запрос секретаря канцелярии Синода РПЦЗ еп.Григория (Граббе) относительно разных лжекатакомбных образований, по всяким каналам выходивших на заграничный Синод. Отдельным листом его же запрос о Журбенко, коего группа советских религиозных "диссидентов"[49] и группировка архиеп.Антония (Бартошевича) весьма энергично проталкивали в архиереи. На Соборике таким притязаниям был дан полный отпор и поношение, но предложен другой кандидат — прот.Михаил Рождественский[50]. Особое негодование на Соборике вызвал документ — Указ № 648/81/2 от 5(18) янв.1981 архиеп.Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) о принятии Ф.И.Журбенко в состав клира Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Также на сем Соборике были приняты какие-то серьезные ограничительные решения в отношении РПЦЗ, — во-первых, в виду ее безцеремонного и разрушительного вмешательства в дела Катакомбной Церкви; во-вторых, из-за имевшейся уже тогда информации о ней — более чем тревожной. Однако, кроме последнего решения, все остальные документы были пересланы в Синод РПЦЗ еще до января 1981, что отчасти послужило позже несогласием митр.Филарета и ряда других архиереев на поставление Ф.И.Журбенко в епископы (его хиротония в епископы в 1982 была проведена без разрешения Синода РПЦЗ).
Что же было общего у всех сих Собориков? — Во-первых, все они проходили под председательством еп.Владимира, и тон на них явно задавали "андреевцы". Присутствие на Собориках 1971, 74 и 76 гг. прот.П.Первушина — общеизвестно. В некотором смысле, ему оказывалась не просто честь, а привлекался он как живой "реликт", специалист, хорошо помнивший все прежние Соборы и события[51]. Во-вторых, сии Соборики, кроме обсуждений, несли еще одну немаловажную функцию: на них поставляли новых архиереев на вдовствующие кафедры, чтобы хоть как-нибудь предотвратить анархические поставления в епископство[52]. С другой стороны, непонятно, почему известные нам катакомбные клирики (кое-кто — еще с 1961), значившиеся как кандидаты на епископство[53] так и не были хиротонисаны? Известно точно, что последняя общепризнанная хиротония в епископа (когда новопоставленный не сбегал куда-нибудь для анархического жития) была совершена в 1971[54]. В-третьих, принимаемые на Собориках решения не только конкретизировали или объясняли прежние правила, не только реагировали на сиюминутные (но очень важные) проблемы церковной жизни, но и поступательно отстаивали, в догматическом и каноническом смысле, Истинное Православие перед натиском всякой лжи и апостасии.
Каково же было мнение о решениях и авторитете данных Собориков? — Насколько нам известно из нескольких личных бесед с некоторыми участниками сих Собориков, их решения и правила практически никогда никем не нарушались, но ни один из Собориков не имел такого авторитета, подобно "Кочующему" или Чирчикскому Соборам, отчего проблема с анархическими действиями как архиереев, так и клириков постоянно возрастала, и сам сей процесс был практически неуправляемым. Даже предание Духовному Суду, по решению Соборика 1981, ничего не изменило. Т.е. существует некоторое противоречие между принятием догматических и канонических решений Собориков и постановкой их авторитета в отношении самих себя под сомнение.
Сделаем некоторые выводы:
7/20 ноября 1997 г.
Св. новомуч. Иосифа митр. Петроградского
Москва