Катакомбная Церковь: Тайный Собор 1948 г.

Бяху же свещы многи в горнице,
идеже бехом собрани
(Деян. 20:8).

Как ни мало имелось данных о тайном "Кочующем" Соборе 1928, о тайном Соборе 1948 сведений еще меньше, хотя, казалось бы, должно быть наоборот, так как времени после него прошло менее. Однако, факт остается фактом: материалов о Соборе 1948 весьма немного и всеми более-менее точными данными о нем мы располагаем исключительно благодаря еп.Евагрию (Дрентельн) (†1997), в 1995-96 досконально разбиравшему архивы ИПЦ.

Подобно документам "Кочующего" Собора 1928, документы тайного Собора 1948, помимо чисто исторического интереса, представляют собой и непосредственно церковно-канонический, ибо содержат правила, принятые на сем Соборе и весьма актуальные для Катакомбной Церкви поныне.

Интересующие нас документы, относящиеся к тайному Собору 1948, имеют очень плохую сохранность (3/4 из них почти не читаемы). Находятся они в 3-м Новоселовском Архиве в 4-й Папке (листы 332-503) и пока известны только в одном списке. Весь кодекс документов сего Собора состоит из:

  1. Предварительных документов архиереев и акефальных групп ИПХ.
  2. Переписки архиереев.
  3. Докладов на Соборе и сопутствующих документов.
  4. Стенограмм заседаний Собора.
  5. Принятых им канонов и
  6. Дополнительных решений.

Тайный Собор 1948 проходил в еще более изощренно-конспиративных условиях, нежели даже предыдущий "Кочующий" Собор. Сие вполне понятно: само время было гораздо более сурово и опасно. Сохранившиеся документы позволяют нам понять не только условия, в коих проходил Собор, но и принципы, по коим его подготовляли и проводили. Для начала укажем условия 1948.

Уже в 1944 прошли массовые репрессии против ИПХ (особенно в Европ.части СССР)[1], большое количество их было депортировано в суровые края, а часть активистов — разстреляны или заключены на большие сроки в концлагеря. С другой стороны, некоторая часть ИПХ ушла с отступающими немецкими войсками на Запад. Таким образом, складывалась совершенно новая ситуация: связи нарушены, люди переселены, активисты уничтожены, — т.е. произошел фактический разгром ИПЦ.

Фактически, началом подготовки тайного Собора следует считать именно 1944[2], хотя более конкретные активные связи начались летом 1945[3], а пик активности пришелся на зиму 1947-48, когда удалось установить более-менее постоянную связь между архиереями.

Собственно позиции архиереев по тому или иному вопросу выяснялись из их переписки. Среди их документов интерес представляли собой правила тайного Усть-Кутского Собора 1937[4]. Еще одной из самых важных причин к созыву Собора являлась разлагающая деятельность еп.Афанасия (Сахарова)[5] и еп.Гавриила (Абалымова)[6] — иерархов, прежде не подписавших каноны "Кочующего" Собора и соблазнявших людей в МП, куда оба перешли еще в 1945. Стоит также указать, что репрессии 1944-53 оказались настолько сильными, что некоторые катакомбные общины именно с того времени потеряли связь с епископами ИПЦ, и только в 1980-90-е кое-кто смог сию связь возстановить. Уже на то время сильно нарушился территориальный принцип епархий, — епархией стали собственно люди, зачастую разметанные по всей стране. И хотя сам территориальный принцип не исчез, лишь ослабился, теперь все же главную роль играли прямые связи, через кои удерживалась та или иная епархия.

После 2-й Мировой войны еще сохранялись "даниловские", "иосифлянские" и "андреевские" епископы, причем последние явно доминировали количественно. В разных частях СССР положение ИПХ было разным: кое-где катакомбные архиереи смогли и прежде съехаться[7] для решений вопросов, где-то сие было затруднено, а где-то — просто невозможно. Акефальные общины выявили свои позиции через Послания[8], однако неизвестно чтобы одна община собиралась на Собор с другой, — по-видимому здесь сыграла свою роль необходимая конспирация.

В ИПЦ тайный Собор 1948 обычно назывался Ташкентским[9]. Еп.Евагрий, разбиравший документы Собора, о сем сделал свою пометку: "Указано, что Собор проходил в Ташкенте осенью 1948, но скорее всего все же не в самом Ташкенте, а под Ташкентом — в г.Чирчик, как видно из других бумаг". Более конкретные даты проведения Собора установить все-таки можно: 10-ые числа ноября; продолжительность 10 дней. Из рассказов людей понятно, отчего Собор называли то Ташкентским, то Чирчикским. Дело в том, что связники привезли всех участников в Ташкент (в какой-то дом на его окраине[10], где первоначально и предполагалось проводить заседания Собора. Однако, бдительные катакомбники заметили неожиданное увеличение милиции и МГБэшников в Ташкенте, что явно предвещало грядущие облавы. Именно тогда и решили все перенести в запасное место — в г.Чирчик. Выбор последнего некоторое время оставался для меня непонятным, и только в процессе бесед с жившими в то время в Средней Азии ИПХ, я понял резон такого решения. Чирчик — в то время являлся бурноразвивающимся городом-заводом, к тому же в нем скопилась огромная масса военных беженцев из Европ.части СССР, — т.е. се было место, где появление новых незнакомых лиц не вызвало бы сильного подозрения. Также представляется совершенно невероятным, чтобы участники Собора одновременно съехались бы в Ташкент, а затем в Чирчик, особенно учитывая условия передвижения на транспорте при Сталине. По-видимому, их продвижение к Ташкенту заняло около 2-x месяцев, — т.е. они постепенно переезжали с места на место, ближе к Ташкенту, останавливаясь в известных связникам точках ИПХ. Исключение, может быть, представляли только те участники Собора, кто в то время проживал в самой Средней Азии.

Конечно, сей Собор весьма отличался от Собора "Кочующего" и по объему тем, и по представительству, и по самосознанию (неизвестно, чтобы его кто-либо называл Поместным). Исходя из сего, по-другому строилась и его работа. Нет данных, что существовала какая-либо рабочая группа, — ее деятельность заменила собой предварительная переписка между участниками Собора. Также не вполне ясно, кто именно являлся инициатором созыва Собора. Лишь по кое-каким намекам можно предположить, что таковым являлся протоиерей о.Петр Первушин (из Москвы) и "андреевцы". Процедура Собора 1948 оставалась той же, что и на "Кочующем"' по приезду участники целовали Св.Крест и Евангелие, клянясь, что никому из внешних ничего не расскажут о Соборе; на каждое принимаемое правило любой участник мог внести свое особое мнение, о чем оставлялась пометка (к сожалению все пометки нечитаемы). Почти все обсуждения проходили весьма бурно, и вообще обстановка на Соборе 1948 была более неспокойной, нежели на "Кочующем". Дебаты, беседы и мнения стенографировались (к сожалению, стенограммы на 90% также нечитаемы). Однако, всего за 10 дней Собором было принято 11 канонов, что указывает на очень высокую продуктивность соборян.

Рассмотрим теперь состав участников Собора 1948. Всего участвовало 15 человек: 8 епископов и 5 представителей епископов, которые сами лично не смогли прибыть на Собор, а также секретарь Собора о.П.Первушин и о.Власий, стенографировавший прения. В конце я перечислю всех поименно, а пока хотелось бы отметить, что на Соборе не были представлены все в то время живые истинно-православные архиереи. Маловероятно, что они отказались вообще участвовать в Соборе, — по-видимому с ними просто отсутствовала связь по разным причинам: кто-то сидел в заключении, кто-то тщательно скрывался, боясь репрессий, или же ранее утратил контакты с другими епископами.

Перейдем к рассмотрению собственно канонов, принятых Собором 1948. Итак:

  1. Да проклянутся во веки веком[11] еретики сергиане со своим архиучителем Сергием Страгородским, — да будут анафема!

Пометка еп.Евагрия: "Голосование единогласное. Говорил еп.Владимир". По-видимому, Собор открывал еп.Владимир (фон Штромберг), хотя еп.Евагрий допускал, что это мог сделать и о.Петр Первушин.

Само начало Собора с анафематствования сергиан также символично, т.к. Собор сим сразу засвидетельствовал свою безкомпромиссность по отношению к МП. Понятно, почему именно так начался Собор — тема ереси сергианства актуальна как необходимое свидетельство собственно авторитета самого Собора перед ИПХ, кои могли весьма засомневаться[12], если бы анафематизм шел не на первом месте.

На сем заседании Собора еп.Владимиром был зачитан большой доклад о ереси сергианства[13] и произнесена формулировка анафематизма сергианам, принятая на "Кочующем" Соборе в 6-м каноне.

  1. Безбожный Алексий Симанский, бывший еп.Тихвинский[14], называющий себя "Патриархом всея Руси", как нынешний глава еретиков сергиан и сам верный помощник антихристова митр.Сергия, — да будет анафема!

Пометка еп.Евагрия: "Очень всех волновал вопрос о объявлении себя "патриархом" Алексием I. Голосование единогласное. Говорили прот.Пётр (видимо, Первушин) из Москвы, монах Адриан (Григарович?) и еп.Петр (Ладыгин)".

Сие волнение понятно, т.к. именно в 1945 началось вредное учение, кое-кого соблазнившее из ИПХ, что митр.Сергий Страгородский был незаконный, а Алексий Симанский, наоборот, законный "патриарх". Одним из главных проповедников сего учения, как мы указывали выше, являлся еп.Афанасий (Сахаров). Вот, например, что он писал к катакомбникам через 7 лет по окончании Собора: "В настоящее время положение церковных дел совершенно непохоже на то, что было при митр.Сергии. Митрополита Петра, конечно, нет в живых. Помимо Первоиерарха Поместной Русской Церкви, никто из нас, ни миряне, ни священники, ни епископы, не можем быть в общении со Вселенской Церковью. Не признавшие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь! Иного Первоиерарха, кроме патр.Алексия, в Русской Церкви нет. Его признали таковым все Восточные Патриархи. Его признали все(?) русские иерарxи... Никакой высшей законной властью патр.Алексий не осужден... Поэтому, когда в 1945 г., будучи в заключении, я и бывшие со мной иереи, не поминавшие митр.Сергия, узнали об избрании и настоловании патр.Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что т.к. кроме патр.Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного Первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно возносить в наших молитвах имя патр.Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня"[15]. Подобные послания он начал разсылать с 1946[16], где аргументы излагались одни и те же. Посему текст 2-го канона Собора 1948 понятен, — он отвечает на униональную доктрину еп.Афанасия.

  1. Безбожный Собор, который выдумали безбожники во главе со Сталиным и еретики сергиане и который они придумывают объявлять чуть ли не "Всеправославным" — есть разбойничий Собор, т.е. лжесобор, — и да будет анафема!

Пометка еп.Евагрия: "Также очень волновал т.н. Всеправославный Собор, который усиленно рекламировала МП в своих журналах. Еп.Меркурий сказал, что это, наверное, 8-й Вселенский Собор, где должен открыться антихрист. Говорили прот.Петр и еп.Владимир. Единогласно".

Участники тайного Собора 1948 оказались весьма проницательными: сей "Всеправославный" Собор воистину готовил Сталин для своих политических целей. Официально "Всеправославный" Собор назывался "Церковное Совещание Глав и Представителей Православныx Автокефальныx Церквей" и проxодил в Москве как раз в том же 1948[17]. Однако, размах его был с претензией стать Вселенским Собором, причем на нем подчеркивалось исключительное место МП[18] и делалась попытка понизить статус Константинопольской Патриархии посредством перехода титула Вселенского Патриарха к Московскому[19], а Москва вновь объявлялась бы Третьим Римом, но уже с явно мессианской окраской (кстати и "Всеправославный" Собор был специально приурочен к празднованию 800-летия Москвы, кое в МП трактовалось как "церковное торжество"[20]!

Еще одна из причин анафематствования "Всеправославного" Собора, — дабы в корне пресечь все попытки ссылок на авторитет Поместных Церквей, ибо становилось ясно, что они все впали в отступление и ересь, а посему их мнения для ИПЦ не имели ни какого значения.

  1. Да никто, никогда и нигде не признает за главарями безбожных сергиан чести и достоинства Патриарха, потому что они — самозванцы, лжецы, служители антихриста и человекоубийцы.

К канону дано примечание Собора: Последний Русский Патриарх был Тихон. Вечная ему память.

Пометка еп.Евагрия: "Голосование единогласное. Все запели "вечную память" патр.Тихону, поэтому внесено примечание".

Канон очень точно определяет, кто есть те, ныне называемые в МП "патриархами". Если рассмотреть первое определение, то, несомненно, МП полностью погрязла в самозванстве. Известно, что ИПХ презирали появление каждого нового сергианского "патриарха", но особенное отвращение вызывало "патриаршество" Сергия, коего 12.09.1943 сделали "патриархом", по словам Сталина, "большевицкими темпами", — даже без всякой видимой канонической процедуры. Интересно, что на такое безобразие откликнулась и РПЦЗ, собрав в Вене Совещание Епископов и в Определении от 3/16 окт. 1943 заявив. "Избрание митр.Сергия на Престол Патриарха Московского и всея Руси является актом не только не каноничным, но и нецерковным, политическим, вызванным интересами советской партийной коммунистической власти и ее возглавителя диктатора Сталина, переживающих тяжелый кризис во время войны..."[21]

  1. Да проклянутся во веки веком все те, кто учит или разделяет мнение, что сын антихриста людоед безбожный Сталин есть "Богом данный вождь народа", "покровитель Церкви" и "новый Константин" и что ему следует служить как православному царю, прославлять, молиться за него и даже покланяться, — все такие да будут анафема.

Пометка еп.Евагрия "Большой доклад прот.Петра, потом мон.Адриана (оба из Москвы); они зачитывали из ЖМП. Принято единогласно".

Нам известны названия докладов: у о.П.Первушина — "Идолопоклонство в МП", у мон.Адриана — "Культ Сталина, как возрождение языческого культа цезарей". Сходные тексты с "Богом данный вождь народа" имеются, например: "Богом данный Верховный Вождь"[22], "мудрый Богопоставленный Вождь народов нашего великого Союза"[23], "Верховный Вождь русского народа"[24], "гениальный Вождь"[25] и т.п.; Алексий I также призывал "всех православных русских христиан... превыше всего благодарить Бога за то, что Он... возглавил её (советскую страну — Е.А.) избранным Им Гениальным Вождем"[26]. Остальные эпитеты и понятия канона (в применении к Сталину) обнаружить в официальных изданиях МП нам пока не удалось. Однако, по рассказам современников "Новым Константином — покровителем Церкви" его постоянно называли почти во всех проповедях. Также с 1941 усиленно стала распространяться концепция, что Сталин — как бы некоронованный православный царь, коему следует служить, как настоящему царю. Прославление Сталина в МП перешло всякие вообразимые рамки еще во время ІІ-й Мировой войны, а моление лично за него установилось еще в 1928[27]. Интерес вызывает пункт о "поклонении Сталину", т.е. по сути — идолопоклонстве, — но сие в сталинскую эпоху было обыкновенным явлением: покланялись его статуям и портретам почти все жители СССР, а служители МП в сем весьма преуспели[28]. Не стоит забывать, что 1948-50 — пик культа Сталина.

  1. Мы знаем, что повсюду предали Православную Церковь, только осталась Русская Заграничная Церковь, не подчинившаяся слугам антихриста. Поэтому отныне в гонимой тайной Церкви в земле Российской пусть поминается имя, как нашего всеобщего главы, Великого Господина и Отца нашего митрополита Анастасия. Кто так не поступит, то да будет отлучен.

Пометка еп.Евагрия: "Говорил монах (иеромонах?) Власий[29], вышедший с "зоны", где виделся с еп.Вениамином(?); там же сидели эмигранты, которые рассказали о РПЦЗ и митр.Анастасии. Сомневался иерей Василий. Остальные — единогласно".

Подтверждением того, что все Поместные Церкви отступили и предали Православие, для ИПХ было участие тех в нечестивыx "Собораx" совместно с МП и т.п. Почитание же РПЦЗ в катакомбах имелось и до войны, но после нее явно усилилось, видимо, как по причине общения с эмигрантами в лагерях и спецпоселениях, так и в силу личного опыта контактов с "зарубежниками" теx ИПХ, кому удалось во время войны побывать на Западе и вернуться в виде "беженцев". Однако, сомнение иерея Василия интересно для нас тем, что по-видимому он был лучше знаком с церковной жизнью РПЦЗ и имел к ней скептическое отношение (вполне оправданное). Не исключено, что сей иерей Василий был "зарубежным" клириком, каким-то образом попавшим в СССР[30].

С поминовением митр.Анастасия дело обстояло следующим образом. На тайном Соборе 1948 решили почтить схиеп.Петра (Ладыгина) титулом архиепископа, с предоставлением ему первенства. Титул он принял, но заметил что уже 20 лет в схиме, отчего правящим архиереем быть не может. Сам он предложил признать власть еп.Владимира (фон Штромберг), чью власть еще в 1946 признали над собою два архиерея: Амфилохий и Феодор. На Соборе мнения разделились. Тогда сам еп.Владимир напомнил, что следует возносить имя старейшего по хиротонии русского иерарха[31], оставшегося верным Истинному Православию. Таковым в 1948 и являлся митр.Анастасий (Грибановский), поставленный еще в 1906 в еп.Серпуховского. Себя еп.Владимир предложил считать как бы Экзархом митр.Анастасия, но не в прямом, а более теоретическом смысле. Собор такое решение устроило, тем более, что митр.Анастасий был недосягаем и даже при всем желании не смог бы влиять на решения катакомбных архиереев. Другой причиной признания митр.Анастасия как Кириерарха, являлось то, что поминовение его, как находящегося в недосягаемости, ник чему не обязывало, кроме как к единству, что полностью прекращало всякие раздоры, периодически возникавшие в "катакомбах".

  1. Мы воздерживаемся от общения с епископом Брянским Антонием, во-первых, потому что сомневаемся в искренности его обращения; во-вторых, потому что его собственная паства не принимает его и требует суда над ним. Кто вступит с вышереченным Антонием в общение, то да будет отлучен.

Пометка еп.Евагрия: "В 1947 г. Антоний Галынский пытался через кого-то вступить в общение, но многие помнили его предательства. Воздержались: монах Адриан, еп.Роман".

Викарный епископ Брянской епархии Антоний (Галынский-Михайловский)[32] был очень темной личностью, неоднократно отпадал в обновленчество и сергианство. Имелись сведения, что он побывал и у григориан. Также его обвиняли в отречении от монашества и снятии сана. Обвинения в предательствах были еще более сильными, — почти все из его собственной паствы в 1946, когда он вышел из лагеря, не только не приняли его, но объявили его предателем. В 1946-48 он разсылал свои письма[33], показывая чистоту своего исповедания, но люди остались непреклонными. В 1947 он попытался вступить в общение с еп.Зарайским Иоанном, коий к нему относился очень благосклонно и ходатайствовал за него перед Собором. Еп.Роман лично проводил расследование по поводу обвинений на еп.Антония и оправдывал его, однако апелляция его силы не возымела.

  1. Мы предупреждаем верных истинных православных христиан, что антихристова власть постоянно засылает своих агентов к нам, чтобы погубить Церковь Христову, — поэтому пусть каждая община будет бдительной и очень осторожной, когда к ним некто приходит.

Пометка еп.Евагрия: "Было много провокаторов, время арестов. Голосование единогласно".

Сей канон вызван не только внешними условиями, но и тем, что ЧКистские агенты, чтобы внедриться в общины ИПХ, любили обличать тех в духе сектантства и замкнутости, — однако, едва таких слушались, то провал был неизбежен, или даже хуже: арестовывалась целая "цепочка" общин.

  1. Мы принимали бывших сергианских "священников" и на основании 19-го правила Никейского Собора[34] даже некоторых из них рукополагали истинным рукоположением. Но теперь мы видим, что они все оказывались агентами антихристовой власти или предателями и погубили множество христиан. Отныне мы запрещаем так делать; кто дерзнет нарушить наше решение, — да будет отлучен.

Пометка еп.Евагрия: "Против монах Адриан. Воздержались еп.Доментиан, еп.Роман. Все остальные — за".

Сказанное в 9-м каноне вполне отражало сложившуюся реальность: фактически все перерукоположенные в ИПЦ бывшие сергианские "священники" оказывались или предателями, или провокаторами. Посему понятно, отчего на Соборе 1948 приняли такой строгий канон. 2-й, 3-й и 4-й каноны "Кочующего" Собора были гораздо мягче, но и они не всеми исполнялись в 1930-x, что и привело к серьезному разгрому Катакомбной Церкви в то время. Интересно, что такая строгая практика после Собора 1948 весьма утвердилась в ИПЦ и лишь небольшое смягчение было сделано на тайном Никольском Соборе в 1961[35].

  1. Кто считает, что служить в Красной Армии, состоять в партии, комсомоле, пионерах, профсоюзах, колхозах, иметь советский паспорт допустимо и это не является грехом, — тот да будет анафема.

Пометок еп.Евагрия нет. Собственно в каноне перечислены почти все виды соглашательств с советской властью. Так, например, обладание советским паспортом (у селян особой справкой) трактовалось, как получение libbelli pacis и таким образом, обладатели сих документов являлись либеллатиками[36]: все остальные категории — более серьезно падшими. Именно с сего времени окончательно была установлена кодефикация сих групп, а ИПХ, принадлежавшие к таковым категориям, стали поминаться в молитвах отдельно от остальных верных[37]. Известно, что еще до Собора 1948 возникла острая полемика в отношении вышеуказанной темы: что это такое — ересь, грех или не грех[38]? Собственно, в конце концов восторжествовало мнение, что хотя се есть не ересь, но однако же очень серьезный грех.

  1. Кто уклоняется от взаимного общения не по причине сомнения в вере, добродетели или опасаясь провокатора, а просто в силу самоволия, — да осудится нашим Собором.

Пометка еп.Евагрия: "Голосование единогласно. Очень много самовольников было и тогда, и потом".

Сей канон принят как некая обратная сторона 8-го канона, ибо бдительность к новоприходящим и вынужденная самоизоляция, конечно, усиливали анархистские тенденции в клире и народе. На сем фоне стали (правда, очень редко) развиваться и специфические секты[39], с чем позже пришлось бороться Отцам. Другая причина принятия сего правила заключалась в канонических безобразиях некоторых катакомбных клириков, вызываемых на разбирательства, кои, конечно, предпочитали сим манкировать, ссылаясь на недоверие и т.п. Сия проблема, даже после принятия сего канона, в ИПЦ так никогда до конца и не была решена. Даже в 1980-х архиереи ИПЦ составляли списки самовольных клириков[40], должных отвечать пред Духовным Судом.

Т.н. "дополнительные решения" были приняты участниками Собора тотчас после подписания канонов. Посему сии решения не остались как правила, даже текстуально сформулированными, хотя и были приняты к исполнению. Собственно сии решения явились формальным продолжением очень бурной, почти скандальной полемики, возникшей при обсуждении 6-го канона. Дело в том, что все равно оставался неясным статус каждого архиерея и объем его полномочий. После взаимных оскорблений, чуть ли не до драки, еп.Владимир смог утвердить свою юрисдикцию как правящего архиерея почти над всеми епископами, кои сию юрисдикцию признали. Безусловной его власть была в Уфимской епархии, где он занял главную кафедру, — таким образом, здесь его объем власти стал архиепископской, хотя до самой своей смерти он продолжал именовать себя только епископом. В общесоветском масштабе его власть была явно выше, чем митрополичья, но несомненно ниже власти патриарха-первоиерарха, — т.е. объем его власти по всему СССР соответствовал примерно экстерриториальной власти Экзарха, хотя сие последнее сильно оспаривалось. Относительную самостоятельность сохранили: схиеп.Петр (Ладыгин), с условием, что после его смерти его епархия перейдет под омофор еп.Владимира; еп.Вениамин — на тех же условиях, что и схиеп.Петр; и еп.Иоанн — полную самостоятельность. В отношении епископов Петра и Вениамина — понятно, ибо они оба принадлежали к Уфимской епархии и сохраняли свой высокий статус более по чести, но лично, а не благодаря своим викарным кафедрам. С их смертью их епархиальная власть, основанная на личной чести, заканчивалась. С еп.Иоанном положение было в корне иным и, конечно, в московских пределах еп.Владимиру было невозможно властвовать, как у себя на Урале и в Сибири. Однако, либеральная настроенность еп.Иоанна настораживала и пугала "андреевцев", отчего еп.Владимир с течением времени все-таки распространил свою власть и сюда[41]. Сопротивление оказали епископы Модест и Иона. Позже они согласились. В отношении последнего все остается неясным, но первый согласился лишь благодаря еп.Роману[42]. Однако, после его смерти в 1964, еп.Модест вновь объявил себя совсем самостоятельным и периодически даже прерывал общение с еп.Владимиром[43]. Все остальные — приняли безоговорочно, причем некоторые общины в разных частях СССР также вошли в прямую юрисдикцию еп.Владимира. Согласно "дополнительным решениям", еп.Владимир занял Уфимскую кафедру, еп.Меркурий получил особый статус викария еп.Владимира для окормления единоверцев по всему СССР, еп.Амфилохию соборно подтверждена Томская кафедра, еп.Феодору — Абаканская, еп.Модест получил смену кафедры — вместо Вытегорского он стал Маловишерским (чего весьма добивался после гибели схиеп.Макария в 1944).

Возвратимся, наконец, к тому, кто же именно подписал каноны Собора 1948. То были следующие иерархи:

  1. Схиархиепископ ПЕТР[44], пометка еп.Евагрия: "Ладыгин, Нижегородский".
  2. Епископ ДОМЕНТИАН[45], пометка еп.Евагрия: "? м.б. Локотков, но был еще один".
  3. Епископ РОМАН[46], пометка еп.Евагрия: "Руперт, Ингерманнландский".
  4. Епископ МОДЕСТ[47], пометка еп.Евагрия: "Васильков, Маловишерский".
  5. Епископ ВЛАДИМИР[48], пометка еп.Евагрия: "б.ф. Штромберг, Белорецкий".
  6. Епископ НИКИТА[49], пометка еп.Евагрия: "? из Ср.Азии? поставлен в 1931)".
  7. Епископ АМФИЛОХИЙ[50], пометка еп.Евагрия: "Шибанов, Томский".
  8. Епископ МЕРКУРИЙ[51], пометка еп.Евагрия. "Котлов, Белебеевский".
  9. За Епископа ВАРСОНОФИЯ[52] иерей Василий[53], пометка еп.Евагрия: "Варсонофий из Сибири?"
  10. За Епископа ИОНУ[54] иеромонах Макарий[55], пометка еп.Евагрия: "??"
  11. За Епископа ИОАННА[56] монахАдриан[57], пометка еп.Евагрия: "Иоанн поставлен в 1929 в Подмосковье "даниловцами", Друг Новоселова. Адриан (Григарович?) из новоселовских общин".
  12. За Епископа ВЕНИАМИНА[58] иерей Иоанн[59], пометка еп.Евагрия: "Троицкий. Иерей Иоанн Бальков, якут, †1986".
  13. За Епископа ГЕРМАНА[60] иеромонах Петр[61], пометка еп.Евагрия: "Тенешев, Мамадышский, татарин. Иером.Петр (Эфендиев), татарин, †1987".

Также еп.Евагрий оставил еще пометку: "Еще был о.Петр Первушин, †1980. Живых участников, кто лично был на "Кочующем" Соборе в 1928 — два человека: о.Петр Первушин и еще кто-то".

В целом расшифровка имен лиц, предпринятая еп.Евагрием, мне представляется правильной, хотя кое в чем я с ним не согласен. Если вспомнить участников "Кочующего" Собора, то становится очевидным, что лично на нем присутствовал (из участников Собора 1948), кроме о.Петра Первушина, только схиеп.Петр (Ладыгин). Если говорить о прот. П.Первушине, то легко заметить его некий особый статус на Соборе 1948, — фактически, он его проводит. Хотя из имеющихся документов не очень ясно, но можно предположить с большой долей уверенности, что именно он являлся не только инициатором, но и организатором Собора. И такое отношение к нему со стороны других участников Собора ощущается, что также вполне объяснимо: о.П.Первушин обладал всей полнотой информации и по церковному "закулисью" 1917-1927 гг. и по деяниям "Кочующего" Собора. Известно, что он поминал еп.Иоанна, но на Соборе 1948 выступал не как представитель того, а совершенно самостоятельно — еще один штрих к его положению среди остальных.

Кто же не участвовал в Соборе 1948? — Как мы указали выше, кто-то сидел в лагере, кто-то остался без связи, кто-то просто никого не смог прислать, кто-то не доверял Собору. Не исключено, что кое-кто, не обозначившись, действовал через присутствовавших. Нам известно, что в 1948 на свободе или в лагерях были живы, например, следующие архиереи: Авдий (†1978) из-под СП6, Гавриил (†1971) Чимкентский, Сергий (Кудрявцев, †1952) Краснохолмский, Михаил (†1954), Феодор (в схиме Феодосий, †1984) Абаканский, Доментиан († после 1961), Леонтий (Керженцов, †1967) Кяхтинский, Афанасий (Вырыпаев, †1980), Василий (†ок.1963) Гуслицкий, Михаил (Ершов?, †1974) Чистопольский[62], Варнава (Беляев, †1963) Васильсурский, Феодосий (Бахметьев, †1986) Пинский и все "климентовцы".

Каково же было мнение о канонах и авторитете тайного Собора 1948 после? — Нам неизвестно, чтобы кто-либо из подписавших каноны, нарушил их (некоторое исключение составлял еп.Зарайский Иоанн, отличавшийся либерализмом[63], т.е. авторитет Собора среди ИПХ оказался весьма высок.

Сделаем некоторые выводы:

  1. В отличие от "Кочующего" Собора 1928, самосознание тайного Собора 1948 было несколько иным, — т.е. если первый старался подчеркнуть свое значение как Поместного, второго сей вопрос не волновал вообще, хотя по своей значимости его вполне можно признать за Поместный Собор.
  2. Несомненно, что в отличие от прежнего "Кочующего" Собора, установленные Собором 1948 каноны всеми были приняты к исполнению тотчас по их подписании. По нашему мнению, именно сие обстоятельство послужило поводом к общему оздоровлению ИПЦ и стабилизировало ее положение на десятилетия. По своей сути, каноны Собора 1948 лишь конкретизировали и разъяснили отдельные моменты, уже изложенные в канонах "Кочующего" Собора.
  3. В 1957 каноны тайного Собора 1948 вместе с другими документами ИПХ были пересланы в Архиерейский Синод РПЦЗ[64], точнее, лично архиеп.Никону (Рклицкому)[65], другая копия этих документов была отправлена, через какую-то женщину, имевшую родственников в Нью-Йорке, проф. И.М.Андрееву[66].
         Установившееся поминовение митр.Анастасия в Катакомбной Церкви не имело абсолютного смысла, — сам он, как старейший Иерарх, еще являлся неким гарантом единства, но сменивший его на посту Первоиерарха РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) таковым уже не был. Хотя практика возношения имени Первоиерарха РПЦЗ сохранялась в "катакомбах" до 1990, все-таки она стала постепенно отмирать еще с 1964; данный процесс еще более усилился с 1974, а с 1986 стал необратимым. Очень высокий авторитет Синода РПЦЗ никогда не был выше авторитета местных российских архиереев ИПЦ, а ІІІ Всезарубежный Собор 1974, на коем Соборное Послание Иерархов ИПЦ не было зачитано, вызвал в "катакомбах" не только большие подозрения, но и панику. Также прием в общение в 1977 клира архиеп.Антония (Галынского-Михайловского) под омофор митр.Филарета[67], присылка Св.Мира в 1978 лже-катакомбникам "секачевцам"[68], покровительство провокатору Ф.Журбенко[69] и поставление его в 1982 во епископа Тамбовского, — все вышеперечисленные деяния РПЦЗ практически свели на нет дружественное отношение к РПЦЗ; негативная реакция выразилась в том, что с 1982 Первоиерарх РПЦЗ в Катакомбной Церкви почти не поминался, т.к. клир и народ ее требовали разъяснений сложившегося положения.
  4. Каноны тайного Собора 1948, кои все приведены выше, являются актуальными и по сей день, причем их знание в парафразах среди ИПХ гораздо лучше сохранилось и более распространено, нежели даже парафразы канонов "Кочующего" Собора.

Примечания

  1. См. Письмо Л.П.Берия И.В.Сталину от 7 июля 1944; об исполнении — письмо М.Кузнецова и В.Чернышева в НКВД СССР Л.Берии (в документах речь идет только об Орловской, Воронежской и Рязанской облл., о 1673 чел.).
  2. См. "Письмо верным о теперешних гонениях от антихриста", ноябрь 1944. — 3 Н.А. п.4, л.341-344.
  3. 3 Н.А. п.4, л.349-3бЗ.
  4. 3 Н.А. п.4, л. 330-331, 377-380.
  5. АФАНАСИЙ (Сахаров), еп.Ковровский. Род. 2.7.1887 в с.Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губ. 1896-1902. — Шуйское дух.училище. 1902-1908 — Владимирская ДС. 1908-11 гг. — МДА, со степенью канд.богословия. 1912 — препод. Полтавской ДС. 12.11.1912 — постриг в мантию. 17.11.1912 рукоп. в иеромонаха. Член Собора 1917-18. 1920-21 — наместник Владимирского Рождеств. мон-ря. 20.7.1920 — архимандрит. 17.6.1921 — еп.Ковровский. 1922-23 — арест, ссылка в Коми. 1923-24 — арест. Сергия не признал, но каноны "Кочующего" Собора не подписал. 1927-30 арест, СЛОН, до 1933 — ссылка в Красноярск. 1936-42 — арест. 1942-48 — арест. Алексия I признал, с 1945 — в МП. Умер в 1962. — Митр.Мануил (Лемешевский). Русские православные Иерархи 1893-1965 гг. Т.І. Эрланген. 1985, с.415-424; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж. 1977, с.568-574; 2 Н.А. п..., л...
  6. ГАВРИИЛ (Абалымов), еп.Осташковский. Род.18.11.1881 в д.Окснары Канашского уезда Казанской губ. Окончил Чебокс. Дух. Училище. В 1908 окончил Казанскую ДА со степенью канд. богословия. В 1905 постриг в монашество и рукоположение в иеромонаха. 1908-11 — преподаватель и 1911-14 — смотритель Симфероп. ДС. 1914-17 — смотритель Владимирской ДС, с 1914 — архимандрит. 1918 — наст. Ниловой пустыни. 26.5.1920 — еп.Осташковский. 1923-26 — арест, СЛОН. Сергия не признал, но "Кочующий" Собор отверг. 1929 — арест, ссылка до 1943. Вошел в МП в 1944. В 1950 переехал в Одесскую обл. С 1954 наст. Балтского Феодосиевского мон-ря. Умер 31.7.1958. — "ЖМП". № 9. 1958. М.Мануил. Цит.соч. Т.2, с.262-263; Регельсон Л. Цит.соч., с.567; 2 Н.А. п..., л...
  7. Съезжались "андреевцы" в 1938, 45, 46 гг. в Башкирии и Сибири. — 3 Н.А. п.4, л.334-340.
  8. 3 Н.А. п.4, л.357-361.
  9. Общепринятое название во всеx документаx ИПЦ.
  10. Частное сообщение монаxини Анны Семенковой (†1997) еп.Евагрию 6.7.1995.
  11. Старообрядческая форма указывает на сильное влияние на составляемые тексты "андреевцев".
  12. В первую очередь, сие касалось паствы "андреевцев" и остатков "буевцев" (от свящмуч. еп.Алексия (Буй)).
  13. Доклад так и назывался — "О ереси сергианства".
  14. Интересно, что именование Алексия Симанского еп.Тихвинским, а не Ямбургским и не Хутынским, еще раз подчеркивает отношение к нему ИПЦ, как к обновленцу.
  15. Письмо еп.Афанасия (Сахарова) "К тем, которые соблазняются". 1955. — "Надежда". 1991. № 15, с.342-343.
  16. Его же "Письмо моей пастве" от 1946; также письма от 9.12.1947 и мая 1948. — 2 Н.А. п..., л...
  17. "Совещание Глав и Представителей Поместных Автокефальных Церквей". — Спецвыпуск "ЖМП" 1948.
  18. МП — "величайшая Церковь Православия" ("ЖМП". 1948. № 11, с.53), "очаг православия" ("ЖМП". 1948. № 8, с.33), чрез кую "возвеличивается весь православный мир и умиротворяется человечество(!)" ("ЖМП". 1948. № 8, с.17).
  19. См. статью проф. Троицкого в "ЖМП", № 12, 1947.
  20. См. "Патриаршее Послание по случаю церковного празднования 800-летия Москвы".
  21. Цит. по: "Церковная жизнь". 1984. № 7-8, с.152.
  22. "Известия" от 24.10.1944.
  23. Письмо патр.Алексия (Симанского) И.В.Сталину. — "Патриарх Сергий и его духовное наследство". М. 1947, с.135.
  24. "ЖМП". 1947. № 7, с.21.
  25. "Известия" от 12.5.1945.
  26. Там же.
  27. Частное сообщение о.П.Первушина Е.П.Дрентельну в 1980.
  28. Часто в МП были проповеди, где в место "Слава Отцу и Сыну и Св.Духу" говорилось — "Слава Великому Сталину"(!!), причем сие характерно именно для МП, а не для обновленцев.
  29. Монах Власий. По-видимому, в 1948 все-таки уже иеромонах. Род. ок.1899 в Ниж.Новгороде. Пострижен в мантию в 1926 еп.Вениамином (Фроловым). 1931-48 — арест. Умер в Голгофском скиту 4.11.1969.
  30. Еп.Евагрий не исключал, что о.Василий мог быть как клириком РПЦЗ, арестованным в Германии или Австрии, так и "евлогианином" (т.н. Парижский Экзархат). Известно, что кое-кто из "евлогиан" резко переосмысливали свой опыт, попав в лагеря и познакомившись там с ИПХ.
  31. Нечто подобное предусматривалось в Указе № 362 Патр.Тихона, где в частности предписывается организация высшей церковной власти, что "составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея".
  32. Епископ АНТОНИЙ. По одним данным, в миру Тихон Иванович Галынский-Михайловский, по др. - Иван Ильич Михайловский. Род. ок.1890. До революции работал преподавателем. Рукоположен в иерея ок.1916. В 1918, видимо, снял с себя сан и работал в секретариате Ленина до 1921. В 1923 хиротонисан в викарного еп. Брянской епархии архиепископами Ювеналием (Масловским), Вассианом (Пятницким) и Агафангелом (Садковским) в Орле. Отпал в обновленчество, покаялся ок.1925, выслан в Вятку. Сергия не признал. В дек.1927 принят в общение архиеп.Виктором (Островидовым). В 1928 отпал в сергианство, выслан в Красноярск. Покаялся, принят в общение еп.Амфилохием (Скворцовым) (о чем сохранился документ). В 1932 отпал в григорианство. В 1933 снял сан. 1938 — арест. Его версия, что в 1937 его поставили сергиане — ложь. Освободился в 1946. Обвинялся, что он — подложное лицо, т.к. его не опознали. По свидетельствам, Антоний обладал справкой от МП, кою предъявлял МВД и КГБ. Умер в 1976. — Жизнеописание архиеп.Антония (Галынского-Михайловского). Машинопись. 1989; Осипова И. Хотелось бы всех поименно назвать... М. 1992, с.161,193; 3 Н.А. п.41, л.39-269.
  33. Известны как "Письма катакомбного епископа А. к Ф.М." (10 писем). Первые 4 письма опубликованы в №№ 1-4 Вестника "Русское Православие". 1995-96.
  34. "О бывших павлианами, но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещивании, да будут рукоположени епископом Кафолическия Церкве. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству, надлежит им изверженными быти из священнаго чина..."
  35. Канон 18-й: "Ради жестокаго и постояннаго предательства бывших сергианских "священников", их более в священство не поставлять, бо суть непригодни"; канон 19-й "В священство поставлять из сергиан можно, после долгого испытания, только мирских, монахов, и подиаконов и диаконов, аще окажутся пригодни".
  36. По древним правилам либеллатики отлучались на 10-12 лет, впрочем, им оказывалось снисхождение.
  37. На сей почве в 1960-x были конфликты в общинах ИПХ.
  38. "Ответы на вопросы паствы еп.Илариона Котельнического". 1936. — 2 Н.А. п..., л...
  39. Самые известные: Апокалипсисты (вышедшие из паствы еп.Уара Шамарина) и Михайловцы (из паствы еп.Михаила Ершова).
  40. Ок.1981, перед своей смертью, подобный список составил еп.Владимир.
  41. К 1980 в Москве 3 общины ИПХ поминали еп.Владимира, 4 общины не поминали, но после смерти их священников также стали поминать. В последних общинах дольше держалось поминовение Первоиерарха РПЦЗ.
  42. Частное сообщение еп.Меркурия (Котлова) Е.П.Дрентельну в 1982.
  43. Иеромонах Никифор (Рихтер-Меллин). Неправда смуты. Спб. 1970. Машинопись.
  44. ПЕТР, схиепископ Нижегородский. В миру Потапий Трофимович Ладыгин. Род 1.12.1861 (по др.данным — в 1866 в г.Глазове. После прохождения воинской службы уехал на Афон и поступил в Андреевский мон-рь, где в 1880-x принял постриг в мантию с именем Питирим. В 1889 хиротонисан греч. архиереем в иеромонаха. В 1910 командирован в Одессу настоятелем Андреевского подворья. Участник разбирательства с "имяславием". В 1920 — арест. В 1923 выслан из Одессы после закрытия подворья. Переехал в Уфимские леса, где основал скит. 8.6.1925 хиротонисан в еп.Нижегородского. 21.4.1927 принял сxиму с именем Петр. Дек. 1928 — арест, к/л до 1930. 1931-33 — в заключении. 1934-37 скрывался в Глазове, 1937-40 — в Калуге, 1940-45 — в Белорецке. В 1945 выслан в Ср.Азию, скрывался в горах до 1949. 1949-51 скрывался в Белоруссии и на Кубани. Умер в 1957 в Глазове. — См.: Краткое описание жизни мене недостойнаго схиепископа Петра Ладыгина. Машинопись 1948. // "Церковная жизнь". 1984. №№ 5-12; 1985. №№ 1-8; М.Мануил. Цит.соч. Т.5, с.438-442; Схим.Епифаний (Чернов). Церковь Катакомбная на земле Российской. Машинопись. Мэйфорд. 1981, с.55-58; 3 Н.А. п.7, л...
  45. Епископ ДОМЕНТИАН. Если имеется в виду Локотков, то се есть епископ единоверческий Тюменский Димитрий (в сxиме Доментиан). Поставлен в 1918. В 1923 — арест. В 1927 принял схиму. Умер в 1970-x. — См. 3 Н.А. п..., л... Еще известен еп.Доментиан, поставленный в Уфе в 1927 архиеп. Андреем Уфимским. — См. 3 Н.А. п..., л...
  46. РОМАН, епископ Ингерманнландский. В миру Райнгольд-Иероним Руперт. Род. ок.1895 в Австро-Венгрии в католической семье. В 1915 попал в русский плен. В 1917 принял православие и остался в России. С 1919 насельник Макарьевской пустыни. В 1923 пострижен в мантию с именем Роман и рукоположен в иеродиакона Вл.Макарием (Васильевым). В 1924 рукоположен в иеромонаха. В нач.1928 тайно поставлен в еп.Ингерманнландского еп.Григорием (Лебедевым), еп.Стефаном (Бех) и схиеп.Макарием. Скрывался всегда в деревнях, но очень часто переезжал, окормляя многочисленную паству. Обладал обширными гуманитарными и техническими знаниями. Умер в сент. 1964 в Гатчине. — Личный Архив о.Никифора (Риxтер-Меллин), п. 5, л.64-74, п.19, л.115-198.
  47. МОДЕСТ, епископ Маловишерский. В миру Матвей Васильков. Род. ок.1895-96 в Псковской губ. в семье священника. Являлся родственником архиеп.Сергия Новосибирского (Василькова, †1937). С детства ушел в Макарьевскую пустынь. В 1914 пострижен в мантию с именем Модест. В 1923 рукоположен Вл.Макарием в иеромонаха. В конце августа 1928 хиротонисан тайно в еп.Вытегорского еп.Василием (Дохторовым), еп.Стефаном (Бех) и схиеп.Макарием (Васильевым). После ареста еп.Василия и еп.Алексия (Буй) окормлял их паству (у последнего, частично, собственно "буевцев"). После смерти еп.Романа, с клиром и народом последнего, которых стал окормлять еп.Модест, возник конфликт, неразрешившийся, несмотря на их уход к иному архипастырю, почти до самой его смерти. Имел вспыльчивый характер. Перед смертью принял схиму с именем Макарий и примирился с разделенными. Умер 5.7.1971 — Личный Архив о.Никифора, п.19, л.1-114.
  48. ВЛАДИМИР, епископ Белорецкий. В миру Сергей Иванович(?) барон фон Штромберг. Род. в 1896 в Италии(?). Родственник известного КДетского деятеля А.А.Штромберга, откуда знакомство с архиеп.Андреем Уфимским. С 1916 прапорщик. В 1920 ушел в Макарьевскую пустынь, где в 1923 пострижен в мантию с именем Владимир Вл.Макарием. В кон.1923 переехал в Уфимскую губ., проживал близ келлии схиеп.Петра Ладыгина). В 1924 рукоположен в Ср.Азии в иеромонаха Вл.Андреем. В мае 1927 — архимандрит. В сент.1927 хиротонисан в еп.Белорецкого тайно в Кзыл-Орде архиеп.Андреем, еп.Иовом (Гречишкиным) еп.Симоном (Рахмановым?). Служил всегда тайно. Некоторое время в 1930-40-x работал в глухой деревне учителем химии. Соблюдая полную конспирацию, служил нелегально, паспорта никогда не имел. Умер 23.10.1961 в Башкирии. — 3 Н.А. п.20, л...
  49. Епископ НИКИТА. Фамилия неизвестна. Род. ок.1888 в семье уральских казаков. Еп.Евагрий, видимо, ошибается, указывая его поставление под 1931, — в списках ставленников архиеп.Андрея он значится под 1932 в Алма-Ате; точно такое же время и место значится в списке "иосифлянских" ставленников, что вполне согласуется с данными о примирении архиеп.Андрея с митр.Иосифом, когда они виделись в Алма-Ате и поставили совместно епископа. Титул кафедры точно неизвестен, — м.б. Кзыл-Ординская, т.к. до своей смерти в 1960, по рассказам очевидцев, он проживал там. — 2 Н.А. п.12, л.362; 3 Н.А. п.1, л.818; п.2, л.649; п.34, л.1-19.
  50. АМФИЛОХИЙ, епископ Томский. В миру Анфим Филаретович Шибанов. Род.20.12.1897 в Тобольской губ. в единоверческой семье. В 1910-17 жительствовал и нес послушания в единоверческих скитах на Урале и в Зап.Сибири. 1919 — чтец, 1920 — иподиакон, обе хиротессии в Омске — архиеп.Андреем. В 1921 постриг в мантию еп.Симоном (Шлеевым) в единоверческом мон-ре г.Сатка. 1922 - иеродиакон, рукоп. еп.Аввакумом (Боровковым). Весна 1923 — иеромонах, рукоп. архиеп.Андреем. 1924-28 служил в лесном скиту в Тюменском уезде. В 1928 ездил с депутацией от Тобольской епархии к митр.Агафангелу Ярославскому; в конце того же года — хиротония в еп.Тюменского тайно, в деревне под Уфой, еп.Аввакумом, еп.Руфином (Бреховым) и еп.Иовом (Гречишкиным). С 1932 — настоятель Св.-Ильинского скита в Томской обл.; титул еп.Томский подтвержден архиеп.Андреем в 1933. Умер 17/30.7.1994 в Башкирии. — 3 Н.А. п.3, л.440-441, п.23, л.121-157.
  51. МЕРКУРИЙ, епископ Саткинский. В миру Мартемьян Нилыч Котлов. Род. 5.9.1897 в Уфимской губ. в единоверческой семье. В 1909 ушел в Никольский скит. В 1921 пострижен в мантию лично еп.Симоном (Шлеевым). Рукоположен в иеромонаха в 1925 еп.Руфином (Бреховым). В 1930 в Сатке, тайно, поставлен в еп.Белебеевского единоверческого еп.Руфином, еп.Владимиром и еще одним архиереем. В 1938 — арест, бежал. С 1939 - еп.Саткинский; титул и права подтверждены в "дополнительных решениях" тайного Собора 1948. С 1984 — правящий архиерей. Умер в 1984 в Башкирии. — 3 Н.А. п.3, л.442-451; п.21, л...
  52. Епископ ВАРСОНОФИЙ. Фамилия неизвестна, данных нет. С таким именем известны: епископ с Украины, епископ - ставленник в 1926 Архиеп.Андрея, епископ-"андреевец" с 1933, епископ-"климентовец" с 1936. Все четверо — разные лица, но каждый из них мог быть жив в 1948. Известно, что участник Собора 1948 почти всегда служил по старому обряду, а его возможное расположение в Сибири объясняется тем, что именно он явился распространителем канонов Усть-Кутского Собора 1937. В 1961 он был еще жив.
  53. Иерей Василий. Фамилия неизвестна, данных нет. Род. ок.1900. Возможно - из эмигрантов. В 1940-х сидел в к/л. По некоторым данным, арестован в Иркутске в 1952 и пропал в лагерях.
  54. Епископ ИОНА. Фамилия неизвестна, данных нет. Род. ок.1885. Его имя ни в каких списках ставленников до 1937, известных нам, нет. Участник тайного Собора 1961. Умер до 1970.
  55. Иеромонах Макарий. Новосильцев? Данных нет.
  56. ИОАНН, епископ Зарайский. Фамилия неизвестна. Род. ок.1899 в Москве в семье, близкой к М.А.Новоселову. В 1919 пострижен в мантию еп.Арсением (Жадановским). Рукоположен в иеродиакона в 1923 еп. Серафимом (Звездинским). Кем и когда рукоположен в иеромонаха — неизвестно. В 1929 xиротонисан в еп.Зарайского еп.Арсением, еп.Марком (Новоселовым) и еще одним "даниловцем". В 1936-45 проживал в Ср.Азии. Умер ок.1970. — 2 Н.А. п.7, л.490-492; 3 Н.А. п.40, л.219-235. По рассказам А.А.Тахо-Годи, именно он окормлял монаxа Андроника (А.Лосева) и монаxиню Афанасию (Н.Лосеву).
  57. Монах Адриан. М.б. Андрей Петрович Григарович. Род. ок.1910. Родственник известного старца Пантелеймона. Пострижен в мантию старцем Львом на Кавказе в 1938.Связник еп.Иоанна. Арестован в 1953 и, видимо, казнен.
  58. Епископ ВЕНИАМИН. Вряд ли речь идет о А.В.Троицком, род. в 1896 в Тверской губ., поставленном архиеп.Андреем в еп.Байкинского 5.11.1922. Более вероятно, что речь идет о Фролове, род. в 1897 в Пермской губ., поставленном архиеп.Андреем в еп.Аскинского 15.10.1923. Еп.Вениамин Байкинский, судя по всему, расстрелян в Мелекессе в 1937, а еп.Вениамин Аскинский провел много лет в к/л. На 1948 он еще в к/л, хотя какая-то связь с волей налажена. По некоторым данным, в 1949 он освободился и поселен в Якутске, где и скончался в 1959. — 3 Н.А. п.9, л.1-341 (о Троицком), л.504-592 (о Фролове); п.34, л.21-111 (в Якутске).
  59. Иерей Иоанн. Иоанн Иоаннович Бальков. Род. ок.1900, якут. Рукоположен в 1922. Участник возстания якутов против соввласти. С 1928 скрывался, семья расстреляна. Никогда не был арестован, однако он, а не о.Власий, является представителем еп.Вениамина на Соборе, что предполагает их знакомство до 1937 (м.б. еп.Вениамин тогда жил в Якутии?). С 1961 кандидат на епископство. Умер 6.1.1987. — 3 Н.А. п.34, л.112-127; п.48, л.202-239. Я знал его лично.
  60. ГЕРМАН, епископ Мамадышский. В миру Гарун Солтанович князь Тенешев. Род. ок.1899 в Татарии. Из мусульман. Крестился в Уфе в дек.1917 от еп.Андрея Уфимского с именем Гурий. Служил в Сибирской Армии Колчака. В 1924 принял монашество с именем Герман в татарском мон-ре. В окт.1930 — арест, бежал. В 1932 рукоположен в иеромонаха еп.Львом (Черепановым). В 1937 хиротонисан в еп.Мамадышского еп.Иоасафом (Удаловым) и еп.Руфином (Бреховым). В 1958 — арест. На следствии себя не назвал. Убит или умер летом 1959 в спецтюрьме. — 3 Н.А. п.38, л.1-274.
  61. Иеромонах Петр. В миру Симеон Моисеевич Эфендиев. Род. ок.1904 в Казанской губ. в семье знатных крещан (татар-христиан). Крещен в Казани лично архиеп.Андреем (тогда арxимандритом) в 1904. Никогда, по наказу своего отца, не пил вина. В 1921 ушел в татарский мон-рь, где в 1923 принял постриг. В 1927 рукоположен в иеродиакона архиеп.Андреем, в 1930 — в иеромонаха еп.Нектарием (Трезвинским). Благочинный крещанских приходов. С 1961 — кандидат на епископство. Умер 22.10.1987 под Буинском. — 3 Н.А. п.38, л.275-316, п.48, л.411-529. Я знал его лично.
  62. МИХАИЛ, епископ Чистопольский. Фамилия неизвестна, данных нет. Значится, как поставленный в епископа Чистопольского в лагере. — 3 Н.А. п.34, л.20. Не исключено, что речь идет о Михаиле Васильевиче Ершове, коего часто называли в к/л "владыкой". Сам он не отрицал и не подтверждал сего. Его данные: род.17.9.1911 в с.Мамыково Казанской губ. в крестьянской семье. Постриг в мантию в 1927. В 1928 рукоположен в иеродиакона, в 1930 — в иеромонаха еп.Нектарием в Казани. 3.3.1931 — арест, срок 8 лет. 12.12.1943 — арест, 18.8.1944 приговорен к высшей мере наказания, замена 9.11.1944 на 15 лет каторги. В 1958 — срок 25 лет к/л. Умер 4.6.1974 в тюремной спецбольнице. — См.: Епифаний (Чернов), схимонах. Цит.соч., с.101; "Русское Возрождение". 1978. № 4, с.39-42. Секта Ершовцев-Михайловцев, почитавшая его за Михаила Архангела, возникла вопреки его поучениям, и повода к их деятельности он не давал.
  63. Еп.Зарайский Иоанн нарушал соборные решения. Так он принимал в общение (вопреки запрету Соборов 1948 и 1961 еп.Антония Галынского), еп.Серафима (Поздеева) и монаха Андроника (Лосева).
  64. Все бумаги были пересланы через баптистов во время Молодежного Фестиваля 1957. — См. Письмо еп.Владимира еп.Роману (на нем. яз.) 1960. — 3 Н.А. п.20, л.833.
  65. Сообщено о.П.Первушиным в 1980 группе молодежи в Москве (записал Л.Епанчин).
  66. Сообщено о.П.Первушиным в 1980 Е.П.Дрентельну; то же подтвердил, сославшись на каких-то людей в США, схимонах Епифаний (Чернов) при встрече с братьями Дрентельн в 1991.
  67. Постановление Арх. Синода РПЦЗ от 24.11/7.12.1977.
  68. ...................
  69. В частности, сие покровительство выразилось в принятии Ф.И.Журбенко в составе клира Западно-Европейской Епархии архиеп.Антонием (Бартошевичем). — Его Указ № 648/81/2 от 5/18.1.1981.

15/28мая 1997 г.

АМВРОСИЙ Епископ Готфский ИПХ
Вестник “Русское Православие”, № 5 (9), 1997, с.12-27.
Усть-Кутский СоборСодержаниеНикольский Собор
Hosted by uCoz