В Неделю седьмую по Пасхе

Поучение второе

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога (Ин.17:3).

Это слова Христа Спасителя нашего Богу Отцу, читаемые в нынешнем Евангелии.

Православный слушатель! Знать Бога — вот все счастье христианина, все духовное утешение, вся надежда на спасение и даже само спасение. Это есть «чаяние вечной жизни» и даже сама вечная жизнь! Пусть всякий, как хочет, изобретает способы к достижению утешения и вечных небесных богатств, но лучшего и совершеннейшего он не найдет, кроме того, чтобы знать Бога: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога (Ин.17:3). О как несчастен тот, который своего Бога, своего Творца, своего Спасителя или мало знает, или совсем не знает, или же не старается Его познать.

Но вы скажете: мы, православные христиане, знаем Бога, веруем в Него и поклоняемся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Единому в Троице Богу. Я хвалю это ваше христианское и благочестивое знание Бога, веру и почитание Бога, тем не менее безошибочно скажу, что не все мы хорошо знаем Бога. Среди нас есть многие, которые только считают себя знающими Бога, на самом же деле совершенно не знают Его.

Для пояснения этих слов я в настоящей беседе предлагаю два положения. Первое — то, что не каждый хорошо знает Бога, кто знает Его только через веру, и потому не каждый верующий христианин достигает вечной жизни. А второе — то, что хорошо знает Бога только тот, кто при вере в Него и любит Его, при этом любит истинно, — такой только и достигает вечной жизни. Напоследок же я разберу истинные признаки настоящей любви Божией. Послушать это я прошу вашу любовь с открытыми ушами, — я же начну мою беседу при Господнем содействии и подкреплении слова (Мк.16:20).

Существуют два способа познания Бога, православные слушатели! Это вера и любовь. Верою Бог познается по апостолу: Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим (Евр.11:3), а Златоуст, толкуя это, говорит: «Дело веры — познание. Вера состоит в познании Бога, в познании того, что Его всемогущей силой и веки сотворены». Познается Бог еще и любовью, как об этом говорит в Евангелии Сам Господь: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21). «Кто, — говорит Он здесь, — любит Меня, тому Я Сам покажу Себя, чтобы он хорошо знал Меня: Явлюсь ему Сам».

Оба эти способа познания Бога и достижения вечной жизни очень хороши, но в то время, как первый способ, то есть вера, является то совершенным, то несовершенным, второй способ, то есть любовь, — всецело совершенен. Вера есть истинный способ, ибо без веры угодить Богу невозможно (Евр.11:6) и спастись: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк.16:16). Верою человек оправдается (Рим.3:28); не истинным же способом она является потому, что и бесы веруют, но по-прежнему остаются бесами, хотя веруют и трепещут (Иак.2:19). Много нас, верующих христиан, в этом святом храме, но набожны только избранные, и Бог знает, кто из нас достигнет вечной жизни: очень мало спасающихся. Любовь же поистине есть правильный способ, ибо любовь никогда не перестает — говорит апостол (1 Кор.13:8). Вера знает Бога, знает, что есть на небе Бог, что вся земля наполнена Им: «Везде сый и вся исполняяй». Подобно тому и бесы веруют: они знают, что есть над ними Бог, казнящий их вечной казнью. Любовь же не только знает, что Бог есть, но и то еще хорошо знает, каков Бог: Сколь благ Бог Израилев (Пс.72:1).

Приступая к объяснению первого моего положения, именно того, что не каждый хорошо знает Бога, кто знает Его через веру, я приведу здесь из Ветхого Завета историю об исходе Израилевом из Египта.

Господь Бог, изводя народ Свой из неволи египетской, изволил дважды показаться в пламени: первый раз в купине под горой Хорив, а во второй наверху Синайской горы. В купине Он показался только одному Моисею, а на горе — всему израильскому народу, чтобы все люди знали Его. Оба эти явления Бог совершил не с иной какой-либо целью, как только для того, чтобы сделать Себя известным для народа Своего, чтобы ведом был Бог во Израили (Пс.75:2).

Если мы всмотримся внимательным рассуждением в оба эти явления, то увидим великую и дивную разницу. Как Бог явился Моисею в купине? История пишет: Увидел он, что терновый куст (купина) горит огнем, но не сгорает (Исх.3:2). А как Он явился всему народу на Синае? Об этом та же книга Исхода пишет: Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И вострепетал весь народ (Исх.19:16-18).

Здесь обратим внимание на то, что в купине был только один огонь, без дыма, на горе же было больше дыма, чем огня: Гора вся дымилась. Дыму скорее подобало быть в купине, где был хворост, солома и сено, чем на той горе, где на безмерной высоте и каменистой, твердой почве не могло быть даже никакого стебля. Между тем Божественный огонь проявляется наоборот: в хворосте — пламя без малейшего дыма, а на голой, каменной жесткости — дым, как из печи. Для чего так? Что за причина этого?

Кто будет рассуждать с естественной точки зрения, тот скажет: «Дым всегда там, где огонь что-либо сжигает, где же огонь не жжет и ничего не сжигает, там не может быть и дыма». Божественный огонь не сжигал Моисеевой купины: Купина горела и не сгорала. Здесь Божественный огонь только освещал купину, но не сжигал ее, поэтому и огонь там был без дыма.

На Синае же Божественный огонь был жгучим, палящим. Горела там гора от лица Божия, согласно написанному у св.Давида: Пламя, пожигающее горы (Пс.82:15), — что видно еще из Послания апостола Павла к евреям. Описывая то сошествие Божие в огонь на Синае, он заканчивает такими словами: Бог наш есть Огонь поедающий (Евр.12:29). Там огонь поедал и палил, поедал и камень, и гору, как хворост и солому; там был огонь поедающий, потому там и должно было оказаться много дыма: Восходил дым, как дым из печи.

Такое доказательство хорошо для естественного рассуждения. Но кто будет рассуждать духовно, тот скажет так: в обоих тех явлениях Своих Господь Бог хотел приравняться и быть сходным с теми лицами, которым был намерен явиться. Хотел Он явиться Моисею. И вот Он смотрит на него и видит, что он человек добрый, кроткий, незлобивый, имеющий чистое сердце и правильное рассуждение. Тогда сказал Себе Бог так: «Явлюсь Я Моисею кротко, дружески, приятельски, и побеседую с ним лицом к лицу, как говорит кто-либо со своим другом», — и явился Моисею в огне, не опалявшем купины, чтобы в то время, когда Моисей приступит к Нему, дым не попадал ему в очи и не мешал разговору. Потому-то огонь в купине и был без дыма.

Захотел также Бог явиться и всему народу еврейскому на Синайской горе. Смотрит Он на тот народ и видит в нем беспорядок от мятежей. Одни ропщут на Моисея, другие помышляют о вдовах, иные же вспоминают свиное мясо и египетские кушанья, варившиеся в котлах, и хотят даже возвратиться назад в Египет. Кроме того, Бог предвидит и их будущую злобу, предвидит, что будут избивать пророков, детей своих принесут в жертву бесам и восстанут против Моисея. Тогда Бог сказал Себе так: «Злы эти люди — явлюсь Я им грозно, чтобы они знали Меня, знали, что не потерплю Я всего этого». Вот почему явился им Бог в огне поедающем и сжигающем.

Теперь я приступаю ко второму положению, а именно, к тому, что хорошо Бога знает только тот, кто при вере в Него и любит Его, любит же искренно, а не фальшиво; и подобно тому, как поступал я в первом случае, я и здесь для пояснения приведу историю из Евангелия. Святой Матфей пишет следующее. В одно время, когда завистливое еврейство, некие саддукеи и фарисеи приступили к Господу нашему со своими хитрыми вопросами, вызывая Его на словопрение, то приступили они все сразу. Фарисеи, услышав, что Иисус посрамил саддукеев, собрались вместе, должно быть, для того, чтобы в случае, если где не смогут аргументом, там заглушить криком. В то время один из них, законник, спросил Господа, искушая Его и говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:36-38).

Если бы я, грешный, был в то время и стоял бы там, слушая этот спор, то упал бы к ногам Господа моего и молил: Господи, это безумное еврейство Ты научи прежде познанию Тебя, чтобы сначала познали Тебя, Господа своего, и уверовали в Тебя, а потом уже Ты будешь учить их любви Божией, чтобы, познав Тебя, Господа своего, и уверовав, полюбили Тебя. Кто когда мог любить неизвестную вещь? Каждая добрая вещь сначала познается как добрая, а потом уже делается любимой, а кто чего не знает, тот и не желает того. Скажи им, Господи, что первая заповедь в том, чтобы знать Господа Бога, а потом и любить Его.

Но не склонился бы Господь к моей малоумной просьбе, ибо хорошо Он знает, что первая заповедь есть не иная, как только та, чтобы любить Бога. Я же, удивляясь тому, что Господь ничего не упоминает иудеям о познании Бога, но прежде всего предлагает им наставление в любви Божией, говорю себе: быть может, иудеи уже знали Бога и только любви им недоставало, и поэтому Господь, не упоминая о познании Бога, учит их прежде всего любви? Но апостол говорит: Если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1 Кор.2:8). А в другом месте Сам Господь жалуется: Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис.1:3).

Почему же Господь не говорит им: «Первая заповедь — знать Бога, а потом любить»?

Пойду я для научения в этом к великому церковному учителю, святому Иоанну Златоусту, который учит так: «Не сказал Христос: познай Бога твоего, но — возлюби Его, ибо всякому любящему Бога от всего сердца своего невозможно не прийти к познанию Его Сына. Сама любовь божественная, живущая в нем, просвещает его». За это учение благодарим тебя, святой Златоустый учитель. Теперь мы знаем, почему первой заповедью является заповедь о любви, почему любовь по сравнению с познанием является первейшей и совершеннейшей для спасения. Причина в том, что за любовью скорее следует познание Бога, чем за познанием любовь. Знало еврейство Бога: Ведом во Иудее Бог, во Израиле велико имя Его (Пс.75:2), но они не любили Его и поэтому как бы не знали: Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.

Здесь я вспомню еще и св.Давида. Этот боголюбец, желая некогда дать людям познание Бога и привлечь их к Нему Его особенными совершенствами, говорит: Вкусите и увидите, как Благ Господь (Пс.33:9). «Отведайте, — говорит он, — и тогда узнаете, как Благ Господь». По видимости можно было бы поспорить с Давидом, предостерегая его, что он говорит неправильно. Он не говорит: «Сначала увидите, а потом вкусите», но вкусите и увидите. Но здесь за него заступается один из великих церковных учителей, говоря: «Перестань укорять Давида за эти слова, он хорошо говорит, ибо пристойнее сказать сначала вкусите, а потом и увидите, — вкусите любовью и увидите познанием. Если прежде не вкусите Его любовью, то не сможете прийти к познанию Его, ибо никто не познавал Бога, прежде чем не вкусит Его». Потому-то и ясно для нас, что только тот хорошо знает Бога, кто любит Его.

Я думаю, что здесь не один из верующих христиан хоть в мыслях своих отзовется, говоря: «Я люблю Господа Бога моего. Сохрани Бог, чтоб было иначе!» Если бы я и каждого в отдельности спросил: любишь ли ты Бога? — то, несомненно, каждый скажет: «Люблю». Но я и на это без всяких опасений скажу: не всякий любит Бога, кто отзывается, что любит, но только тот любит Бога, кто на самом деле истинно любит Его.

По чему же можно узнать, истинно или неистинно кто любит Бога? Истинный признак настоящей любви описал возлюбленный ученик Господа, святой Иоанн Богослов, который говорит: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин.4:20).

Но я в настоящее время оставлю в покое этот признак и, не распространяясь о нем, буду говорить только о том, как приложить его к любви к ближнему — и по причине краткости времени, и по причине неверности его, ибо в любовь к ближнему часто закрадывается любовь непорядочная, или лицемерная, или притворная, или любовь ради какой-либо прибыли. Оставив в покое этот признак, я нахожу другой.

Неправедная любовь христианина к Богу видна там, где тварь уравнивается с Творцом или даже тварь почитается больше, чем Творец. Праведная же любовь является там, где любят и предпочитают только одного Создателя выше всякого создания.

Этот истинный признак тоже описал вышеупомянутый святой Богослов, говоря: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин.2:15). «Если, — говорит он, — кто утопил свое сердце в этом прельстительном свете и его роскоши, в том не ищи любви Божией, хотя бы он был и христианин: В том нет любви Отчей».

Любовь Божия весьма ревнива, она не терпит, чтобы чье-либо сердце любило Бога и мир, разделяя пополам и Создателя, и создание. Поставили филистимляне Ковчег завета Господня в одном храме вместе с идолом Дагоном и, придя на другой день, увидели, что Дагон сокрушенный лежит на пороге: видно, бежал бес от благодати Божией, которая была в Ковчеге, а бежав, споткнулся и сломал себе шею. Но если бы Дагон не сокрушился и не тронулся со своего места, то что бы тогда было? Тогда бы случилось то, что Ковчег Божий, подвинувшись сам собой, вышел бы вон из того храма.

Подобно этому поступает и любовь Божия. Если она поселится в чьем-либо сердце, то или изгонит идолов и суетные мирские пристрастия, или уйдет прочь сама, говоря: Вот, оставляется дом ваш пуст (Лк.23:38). Для этой цели и некто из богодухновенных мужей убеждает христианина, говоря: «Убегай от создания, если хочешь иметь Создателя». Пусть всякое создание станет хуже для тебя, если хочешь, чтобы в твоем сердце усладился Создатель.

Не любит любовь быть разделенной надвое. Не любит она, чтобы кто-либо одной половиной своего сердца любил Бога, а другой любил светскую суету: Не можете служить Богу и мамоне (Мф.6:24). Требует же любовь Божия цельного сердца человеческого: Сын Мой! Отдай сердце твое Мне (Притч.23:26), чтобы любил Меня всем сердцем.

Поистине, премудро такое изречение: любовь не разделяется, и не может она разделяться. Те же, которые разделяют ее и раздробляют, мне, Господи, кажутся хуже, чем даже воины, распявшие Тебя, которые не хотели разодрать Твоего хитона. Любовь Божия настолько ревнива, что даже, терпя Крест и распятие, если видит кого-либо раздирающего ее надвое или надесятеро и притягивающего ее к сотворенной вещи, все-таки желает быть в сердце человеческом единственной, хочет господствовать и царствовать в нем без всякого товарища.

Вот в этом и заключается истинный признак настоящей любви. Поэтому истинно любит Бога только тот, который или мало, или же совсем не имеет пристрастия к временным мирским роскошествам и не услаждается в распутном плотоугодии, пользуется же миром не для услады, но из необходимости сохранить временную жизнь, и всему предпочитает единого Бога, говоря с Давидом: Что для меня (существует) на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? (Пс.72:25). Святой Амвросий, изъясняя эти слова, говорит: «Боже, Свидетель сокровенного! Ты знаешь, что Ты для меня дороже, любезнее и желаннее, чем не только земля и все, что на ней, но даже и небо, и все, что на нем. Люблю Тебя больше неба и земли, и всего, что есть на них».

Истинным признаком истинной любви Божией является еще и то, что Бога следует любить только ради Самого Бога, а не ради себя, то есть не ради своей личности, своей прибыли, и не ради того воздаяния, которое описал апостол, говоря: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2:9).

Я не порицаю и той любви, когда кто любит Бога ради вечного воздаяния, однако же я не могу назвать эту любовь истинной и совершенной. Ведь и наемник не служил бы господину, если бы не надеялся получить от него плату. Подобно тому и человек такой не любил бы Бога, если бы не ожидал воздаяния. Истинная любовь та, которая, по апостолу, не ищет своего (1 Кор.13:5), не заботится ни о какой награде и желает только того, чтобы усладиться в Божественной любви.

Вспомним здесь двух грешниц, описанных в Священном Писании: первую — Раав в Иерихоне, а вторую — в Вифании, в доме Симона прокаженного. Обе они обратились к Богу, и обе познали Его любовью. Первая старается и заботится о целости своего дома, она просит и обязуется клятвой израильских соглядатаев: Поклянитесь мне Господом Богом вашим, что как я вам оказываю милость, так и вы сделаете милость дому отца моего (Нав.2:12). Другая же, узнав, что Спаситель находится в доме Симона на пиршестве, входит туда и падает к ногам Его. Она умывает слезами Его Пречистые ноги, утирает их волосами своими, но не говорит ни слова, не заботится ни о чем, не просит ничего и даже не молит о прощении своих грехов (см. Мф.26:6-7).

О, как неравна у обеих теплота и усердие к Богу!

Первая заботилась о своей собственности, о том, чтобы сохранились в целости семейство и имущество, а вторая желает только усладить свое сердце Божественной любовью, ибо возлюбила много (Лк.7:47). Эта-то любовь и есть истинная. Она любит не для себя, то есть не из какой-либо своей выгоды или прибыли, но исключительно ради Самого Бога и для услаждения сердца его Божественной любовью.

Господь Бог совершил разделение Своих благ для верных Своих слуг. Нищим Он дал царство небесное, плачущим назначил особенную утеху, кротким обещал наследование земли, алчущим приготовил богатый обед в царстве небесном, ибо они насытятся (Мф.5:6), прочим же назначил разные другие истинные воздаяния, каждому по его достоинствам. Что же Он предназначил любящим Его? Ничего иного, как только такое: Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Не говорит: дам любящим Меня царство, посажу их на престоле, дам в руки их скипетр, возложу на главу корону, приготовлю для них пир небесный, — ничего такого Он не предлагает Своему любезному любителю. Но что же? Только то и обещает, что придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Этим Он показывает нам, чтобы мы знали, что кто имеет истинную любовь к Богу, тот, кроме Самого Бога, не желает ничего: ни неба, ни венцов небесных, ни сладостей райских. Он только одного Бога и желает, причем желает больше неба и больше всех райских роскошей.

Итак, пусть каждый ищет у Бога, чего хочет. Любовь же ищет только Самого Бога, ищет больше всех, хотя бы и вечных, благ, и больше всякого создания: Мне соединяться с Богом — благо (Пс.72:28).

Напоследок я укажу еще и такой истинный признак истинной любви Божией: любящий Бога для своего любимого Господа всеми силами остерегается впасть в какой-либо смертный грех. Остерегается, как бы ничем и ни в чем не прогневать Того, Которого любит, и усердно старается исполнить во всем Его волю и Его повеление, как говорит об этом Сам Господь: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин.14:23-24).

И вот, когда кто имеет в своем сердце истинную любовь к Богу, тот поистине хорошо знает Бога, тот вкушает Его любовью и по сердечной сладости знает, как Благ Господь.

Такой, без сомнения, достигнет вечной жизни, достигнет ее через познание Бога, согласно слову Христову: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога (Ин.17:3). Аминь.

В Неделю седьмуюСодержаниеВ день Святой Троицы
Hosted by uCoz