На евангельское чтение: Ин. 20:1-10

Слово Еп.Варнавы в субботу за всенощным бдением 25.12.1921

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 1-10. Во едину же от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, тече Мария Магдалина ко гробу, где похоронен был Иисус. Ещё совсем рано, сущей тме, когда весь Иерусалим спал, утомлённый праздничными пиршествами (у евреев была Пасха), она уже была на ногах, готовая бежать ко гробу. Она эту ночь не ходила даже ночевать домой, чтоб не уходить далеко, да и настроение окружающих резко различалось с её состоянием духа: все были веселы, праздничны, а она проплакала всю неделю, неделю страданий Христа. Что же она так спешит, куда рвётся, не дожидаясь рассвета? Я знаю, сейчас же многие закидают грязью её белый, нежный хитон, связав её имя с именем Иисуса Христа, нашего Первоучителя христианства. Но эта клевета позднейшего происхождения, потому что в первые века христианства живо было ещё среди людей воспоминание об абсолютной безгрешности Христа, так как при жизни Господь часто предлагал фарисеям и старейшинам найти хоть одно пятнышко греха или какого-либо порока в Его жизни. И, конечно, никто ни в чём не мог Его упрекнуть. В том-то и есть слава Божия, что Он по плоти сделался обыкновенным человеком со всеми качествами, кроме греха. И вообще Христос не пренебрегал помощью женщин, окружавших Его своими заботами и услугами в благодарность за сделанное над ними то или иное чудо (из Марии Магдалины Господь изгнал бесов). Его ученики — апостолы — не все уже пользовались услугами женщин, не желая смущать ближних и вводить в грех осуждения, потому что хотя они и получили все дары Святого Духа, но всё-таки они были «люди» и не могли иметь такую же кристально чистую жизнь, как у Иисуса Христа; к тому же и жизнь их была, как, например, у апостола Павла, в гонениях от язычников, в тюрьмах. Два раза его побивали камнями чуть не до смерти; вот он и говорит: «Кифа и другие водят за собой женщин, разве я не могу тоже водить жену или сестру? Могу», а дальше следуют его знаменитые слова, сохраненные нам Иеронимом Стридонским: «Нет воина, который, идя на войну, брал бы с собой свою невесту».

И вот Мария Магдалина, дойдя до гроба, нашла только пелены лежащие, а тело Христа исчезло. Испуганная новым несчастьем, в страшном горе, бросилась она бежать к ближайшим ученикам Его Симону — Петру и Иоанну, егоже любляше Господь. Вбегает и ничего не может сказать, кроме: украли, унесли, взяли, нет тела Христа, и не вем, где положиша Его. Её дело, как женщины, сделано, она встала рано, сбегала ко гробу, узнала, что тело Христа исчезло, а дальше что делать, должны подумать мужчины. И вот Пётр и Иоанн тоже поспешили ко гробу, чтобы самим узнать: в чём же тут дело? Но Иоанн, как более молодой (18-20-летний юноша), нежный, любящий, с чуткой душой, прибежал скорее и, увидя пелены, приник к ним, не смея войти в пещеру, несмотря на то что он был всех ближе к Христу. Ревностный же, порывистый Пётр, которому Господь дал право вязать и решать грехи на земле и вручил ключи Царствия Небесного, вбежал во гроб и увидел в одной стороне пелены, в другой — на особом месте убрус, которым было закрыто лицо Христа; этот порядок как бы нарочно разложенных вещей сразу ему показал, что не воры это сделали, не могли воры разложить вещи в таком порядке, тем более что ученики тщательно и крепко завязали Христа пеленами при погребении и не так-то легко было развязать все узлы. Вот теперь только Пётр и Иоанн вспомнили слова Христа о Его Воскресении; значит, даже этим, самым близким, ученикам не был известен догмат о воскресении Христовом. И вот до сего момента они не понимали Священного Писания, не убо ведяху Писания, и в этот миг в их уме промелькнули все места Писания, имеющие пророчества о Воскресении Христа.

Что Христос не пренебрегал женщинами, ясно вот ещё почему. Первое Его явление по Воскресении было Марии Магдалине и второе — другим женам; следовательно, Господь распределяет Свою Божественную благодать независимо от пола и возраста, каждому по-разному, каждому в свою меру, никого не обходя, будь то женщина, или мужчина, или младенец. Так что каждому человеку нужно стремиться к спасению, независимо от пола и возраста, не отговариваясь тем, что я женщина или я ещё молода, поживу, покаяться успею на старости лет. Никому не известно, сколько лет человеку определено жить, и всегда нужно быть готовым уйти в другую жизнь, Вечную, Чистую, Божественную, но заработать её ещё здесь на земле. И я благодарю матерей, приведших сегодня в храм детей, которым простоять длинную службу, конечно, составляет труд, но Господь не оставит их Своей благодатью; да кто же знает, каждый из нас может быть апостолом, только нужно сильно этого желать и стремиться к этому.

Аминь.

О Вифлеемской звезде

За поздней литургией 26.12.1921

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Что такое Вифлеемская звезда? Много людей задумывалось над этим вопросом. Маловерующие люди и некоторые астрономы старались её явление объяснить как естественное, то есть будто бы в это время две планеты соединились в одну и дали такой необыкновенно сильный свет; другие предполагали нарождение новой звезды, что иногда наблюдается на небосклоне: вдруг появляется новый сильный свет от неведомого светила, некоторое время горит и так же быстро потухает и исчезает в необъятную вечность. Все эти рассуждения вымышленные. Нечего подыскивать объяснения, а надо согласиться, что Вифлеемская звезда — это умная Сила, то есть Ангел, воплотившийся в вещественный свет. Об этой звезде знали волхвы давно, получив свою мудрую науку от первого астронома, пророка Даниила, который задолго <до Рождества Христова> говорил о звезде, которая своим появлением возвестит миру о рождении Иисуса Христа, обещанного Мессии, Искупителя греховного человечества; возвестит радость о воплощении Божества в человека, когда небеса преклонятся к земле и Божественный Учитель сойдёт на грешную землю и примет на ней страшную крестную смерть за наши грехи. И как нужно благодарить Бога, что Он нас сподобил дожить до этого светлого Праздника. Ведь Вифлеемская звезда имеет огромное значение и до сих пор, и для нас, потому что и мы должны заботиться зажечь в своей душе такую же звезду, тот Божественный Свет, который очищает душу от греховной скверны и приближает человека к Богу, когда никакая скорбь, никакое несчастье не могут поколебать веры в Промысл Божий и Его святую волю (которая, безусловно, всегда ведёт к спасению); не унывать и не переставать чувствовать присутствие Духа Божия, находясь и в самом тяжёлом, плачевном состоянии. Взять в пример хотя бы ветхозаветного многострадального Иова. Какие страдания могут ещё сравниться со страданиями, причиненными ему диаволом по попущению Божию для доказательства верности и непоколебимости в подчинении Иова Богу. Он сразу потерял богатство, славу, почести, впал в крайнюю бедность, потом сразу лишился всех детей, которые сгорели в доме во время пира, каждый день слышал он плач и упрёки жены, что по его вине они обеднели до такой степени, что ей приходится ходить на работу по домам, как последней служанке, когда она не может забыть, как все вставали из уважения со своих мест при появлении Иова. Надо сказать, что тяжёлый удар нанесли ему его друзья, которые обвинили его в лицемерии, потому что, если бы он искренно служил Богу, Он бы его никогда не наказал такими страшными несчастиями и особенно последней, мучительной болезнью — проказой; и вот, презираемый всеми, он был выброшен за город и лежал там на гноище. Но даже в таком состоянии он говорил, что есть Бог, и ничем его в этом нельзя было разубедить, ибо дыхание Его он чувствовал в ноздрех своих. Вот он, Божественный Свет, который спас его от отчаяния. Об этом Свете говорит и псалмопевец Давид в одном из псалмов...

И мы должны добиваться этого Света в своей душе, а достигается это деланием заповедей Божиих, воплощаемых всей своей жизнью. Твёрдо, не оглядываясь, нужно идти по тернистому пути на Голгофу за Христом, чтобы страданиями за Него приобщиться к Его Воскресению из мертвых.

Аминь.
Октябрь 1921СодержаниеЯнварь 1922
Hosted by uCoz