Беседа шестая

На Евангелие от Марка 1:21-28 и Евангелие от Матфея 15:21-28, 17:14-21

В настоящей воскресной беседе, при наступлении третьей недели Великого поста мы собрались воспомянуть о словах и действиях нашего Спасителя Господа, в которых Божественное человеколюбие передало Своим последователям заветы Своей промыслительной благодати. Много знаменательных наставлений, утешений и обетовании заключают в себе они для верных последователей Христа, Учителя любви.

Из призываемых к свету Божественной мудростью и во дни тяжелых испытаний, так часто посещающих нас, десятки поколений и в них тысячи страдальцев черпали в евангельском повествовании о чудесах, совершенных Иисусом Христом, неизъяснимую силу оживления и ободрения для своей изнемогшей души, ищущей примирения с Богом, и с самим собою, и с ближними нашими. Поистине земная жизнь Иисуса Христа, Его учение и общественное Его служение, по изречению св.Иоанна Богослова, были свет человеков (Ин.1:4).

I

Открываю указанное в нашем собеседовании евангельское повествование об исцелении бесноватого в капернаумской синагоге. Об этом чудотворении благовествуют ап.Марк в 1 главе, а ап.Лука — в 4 главе своих славных Евангелий. «И приходит Иисус в Капернаум» (Мк.1:21). Он прибыл сюда, окруженный четырьмя Своими учениками (Мф.4:13, 8:14-17, Мк.1:21-39, Лк.4:31).

Капернаум — маленький город, расположенный у берегов Галилейского озера, с двумя или тремя тысячами жителей. Как большая часть восточных древних городов, Капернаум был огорожен каменной стеной. По крутому берегу раскинуты были незатейливые постройки из черной лавы — дома обитателей; улицы обсажены плодоносными деревьями. Все пространство, занимаемое городом, представляло из себя как бы долгий зеленый сад.

Иисус Христос в Капернауме остановился в доме Своего ученика Петра, пригласившего Учителя воспользоваться гостеприимным кровом. День был пятница — как указывает евангельское слово, «вскоре перед субботой» (Мк.1:21), — по свидетельству христианского ученого-историка. Вечер. По установленному обычаю, когда стало заходить солнце, с кровли капернаумской синагоги раздался условный троекратный громкий, подобно колоколу, трубный звук, означающий, что рабочие люди должны окончить свой недельный поденный труд. При втором звуке купцы закрывали свои лавки, прекращая куплю и продажу. Третий трубный звук — иудеи должны были в своих домах возжечь лампаду — так называемый субботний светильник, который не гасили до вечера субботнего дня.

Настала ночь. Иисус Христос, Который вчера, и сегодня, и во веки Тот же (Евр.13:8), провел часы на уединенной горе, оставаясь там наедине — по выражению св.Златоуста — со Своим Небесным Отцом. На уединенных высотах, у развесистых пальм, до Спасителя не достигал шум людской молвы и суетной деятельности, и Он мог найти Себе здесь успокоение после дневных Своих трудов. Обширная панорама суши и воды Галилейского озера при лунном освещении расстилалась пред Ним, Сыном Божиим, со всех сторон.

Мы можем вообразить, как Он распростирал Свои руки, как будто все желал прижать к Своему сердцу, и затем преклонялся пред Господом, ходатайствуя за грешников. Как во время этого благоговейного преклонения Он касался Своим челом, молясь за людей, которых Он называл друзьями, чадами и братьями, произнося слова, исполненные бесконечной и самой нежной любви к человечеству. Его молитва охватывала весь мир и представляла его Небесному Отцу. Его молитва была святым взаимным общением, беседой с Богом Отцом. Так протекали часы ночи для Иисуса Жизнодавца в Капернауме.

В субботу вошел Он в синагогу и учил (Мк.1:21). Утреннее богослужение в синагоге у евреев Палестины повсеместно начиналось в девять часов. К этому времени двигались толпы людей к месту молитвы. Согласно обычаю, женщины-израильтянки всех возрастов шли в синагогу задними улицами, а мужчины — лицевыми, направляясь в синагогу медленными, так называемыми «субботними», праздничными шагами. Внутри синагоги каждый иудей занимал предварительно указанное старейшинами место.

Началось субботнее богослужение. Оно состояло из чтения избранных молитвословий, заимствованных, по уставу старейшин, из псалмов и пророческих книг. Молитвословий полагалось на субботней службе восемнадцать. Они были произносимы внятно, неспешно чтецом, обладавшим громким приятным голосом. Прочитав молитву, чтец останавливался, а народ произносил громогласно: «Аминь» («Истинно! Да будет!»).

Молитвословие окончено. Начиналось песнословие, соответствующее субботнему дню. Каждый иудей имел при себе свиток песнопений. Чтец громко произносил один стих из закона. Богомольцы, присутствующие в синагоге, хором оглашали прочитанный стих. По окончании молитвословия и песнопений главный из старейшин возглашал слова: «Равви, научи». Тогда восходил раввин, или учитель закона, на указанное место синагоги и проповедовал.

В этот незабвенный день субботы в капернаумской синагоге присутствовал в числе молящихся Иисус, наш Спаситель. Старейшины предложили Ему как лицу, имевшему учеников, как раввину объяснить текст Св.Писания народу.

Иисус принял приглашение. Божественные уста открылись. Его речь обладала живостью, новизной и увлекательностью. Христос в этой местной синагоге говорил о царствии Божием и об условиях, какие требовались для вступления в него людей, которые должны были оказывать взаимно живое, сердечное влияние друг на друга.

И дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники, — замечает к нашему вниманию евангелист Марк (Мк.1:22). Слова Иисуса Христа глубоко трогали сердце. Присутствующие в синагоге говорили один другому: «Учение Его со властью, не как учение других книжников». Учение этих последних состояло из утомительных повторений раввинских правил о том, например, какой походкой нужно идти в синагогу и выходить из нее в субботу, причесывать или не причесывать волосы на голове, мясо каких птиц можно употреблять в пищу, грех ли употреблять в пищу кровь и свиное мясо и т.д.

Наш Спаситель учил со властию (Лк.4:32), по боговдохновенному изречению евангелиста. Он резко выдвинул Себя между всеми учителями, фарисеями и книжниками: учил самостоятельно, говорил Божественно, к Себе применяя речи пророков. Убедительность и сила Его слова были таковы, что все окружающие, эти рабы формализма, не могли устоять пред обаянием, проникавшим все Его существо. «Новое учение, — говорили они, — со властию» (Мк.1:27).

Но если они удивлялись учению Христа, то еще более необычайным, дивным показалось могущество, обнаруженное Им в связи со Своим учением. Здесь проявилась благодетельная власть слова и дела.

Среди людей, прибывших в капернаумскую синагогу в этот день, находился один поистине несчастный человек. То был человек, имевший в себе, — свидетельствует евангелист Лука, — нечистого духа бесовского (Лк.4:33). Во время проповеди Иисуса Христа с несчастным случился припадок. Восстав, он дико завыл, охваченный демоническим безумием. Ужасный стон леденил испугом всех присутствующих.

Читаю из евангелиста Марка:

Человек, одержимый духом нечистым, вскричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!» (Мк.1:23-24).

Из множества народа, присутствующего в синагоге, Иисус Христос один оставался спокойным. Он не хотел быть признанным Мессией из такого нечистого источника.

Замолчи, — сказал Иисус с презрением, — выйди из него (Мк.1:25). И злой дух понял, что эти слова были сказаны со властию и им следовало повиноваться. Читаю:

Тогда дух нечистый, сотрясши больного и вскричав (т.е. с диким воем), вышел из него. И все ужаснулись так, что друг друга спрашивали: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее (Мк.1:26-28).

Иисус Христос вышел из синагоги со Своими четырьмя учениками и остальными собравшимися в синагогу людьми. Но Его дела милосердия в этот день только что начались. Иисус Христос прибыл в дом Своего ученика Петра. Можно думать, что болезней даже и в немноголюдном Капернауме было много. Там были одержимые горячкой, судорогами, удушьем, чахоткой, водянкой, параличом; глухие, немые, страдавшие поражением мозга и, кроме того, бесноватые.

Вид несчастных, желавших помощи, вызвал сострадание у Целителя душ и телес. Он появился у открытых дверей пред ожидавшими Его страдальцами. Вскоре Он всем сказал какие-нибудь милостивые чудотворные слова. Слепцам Он возвратил зрение; пораженные горячкой чувствовали, как возвратились их силы; одержимые бесами славословили благодарностью Бога за свое выздоровление. Немой говорил громко и пел хвалу Господу Всемогущему, Вечному, Всеблагому. Нисколько не удивительно, что, по мнению евангелиста, в этот вечер исполнились слова пророка Исайи: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:4).

К слову присоединяем современное сведение русских паломников о Капернауме. От города теперь ничего не осталось, кроме развалин, покрывающих поверхность на целую версту. Самое имя исчезло. Капернаум евангельский теперь называется Тенд-Хум. От синагоги осталась лишь груда камней, но крепкие устои из полированного известняка, а также четыре ряда колонн остались. Дом ап.Петра, где Иисус Христос совершил много чудес, обращен был в церковь, но и она разрушена мусульманами. Капернаум исчез; только озеро Галилейское, природа и небо не изменились...

II

На Евангелие от Мк.7:24-30 и соответствие содержания 7 главы Евангелия от Мк. Евангелию от Мф.15:21-28

Иисус встал и отправился в Финикию, в пределы Тирские и Сидонские. «Неизвестно, — говорит церковный историк, — какими путями шествовал Иисус к этой стране, сколько времени продолжалось Его странствование и в каких пределах и селениях Он останавливался». Одна только подробность, указанная евангелистом Марком, доказывает, что желанием Господа в последнее пребывание Его в Галилее было «удалиться от шума толпы и успокоить охватившее ее возбуждение» (подлинные слова истолкователя Евангелия) (Мк.7:24). И вот Иисус Христос с двенадцатью учениками прибыл в пределы Тирские и Сидонские. Пред Ним была исполненная торговой деятельности страна.

Стеклянные мастерские Сидона, красильные фабрики Тира, амбары, переполненные товарами всего мира; гавани, переполненные судами, лодками. Пределы Сидона и Тира — край, заселенный надменными хананеями, суеверными поклонниками идолов всякого рода, жадными приверженцами чувственного распутства, выраженного в поклонении богине Астарте, и ненасытно корыстолюбивых стяжаний под изображением гнусного Ваала.

В пределах этой страны среди деятельных финикийских торговцев проживало множество иудеев в качестве захудалого, полупрезираемого рабочего люда, с течением годов оттесняемого от морского берега. Израиль — здешний поселенец — в чувстве ненависти считал поклонников Ваала и Астарты противными для себя, сравнивал их с нечистыми псами, а финикияне горделиво отвращали свое повелительное лицо от Израиля, считая его чужестранным пришельцем.

«Вступив в пределы Тирские и Сидонские и войдя в дом, Иисус не хотел, чтобы кто узнал, но не мог утаиться» — слова Евангелия (Мк.7:24). Одна местная жительница, по языку — гречанка, по рождению — хананеянка, по вере — язычница (текст Евангелия: женщина та была язычница, родом сирофиникиянка (Мк.7:26)), услышав о чудесных исцелениях, совершенных Иисусом, под влиянием глубокой скорби и тяжкого испытания пришла к Иисусу. Любящая мать громко и слезно умоляла Господа. Слух о том, что Иисус был обетованный и ожидаемый Мессия, достиг даже Тира и был принят просительницей как истинная вера, хотя эта женщина не умела правильно представить себе правил и заповедей этой веры.

Женщина-мать стала просить Иисуса: Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется! (Мф.15:22). Болезнь ее дочери стала как бы собственной ее болезнью. Но Господь не отвечал ей. Он показывал вид, что не заметил ее молитв. Она же не хотела уйти и продолжала плакать и рыдать.

Двенадцать учеников не понимали смысла молчания Своего Учителя. Они были недовольны настойчивостью просительницы и стали просить Его, говоря: Отпусти ее, потому что она кричит за нами (Мф.15:23). Ученикам, еще не вполне созревшим в усвоении духа наставлений Спасителя, казалось невозможным, чтобы могли участвовать в милостях Божиих нечистые хананеи, «исчадия ада», «люди, проклятые во чреве матери» и т.д. Такими понятиями было наполнено их знание из проповедей книжников и фарисеев.

Но Он не отвечал ей ни слова, — говорит Евангелие (Мф.15:23). О, как должно было быть тяжело, мучительно это молчание для любящей матери, которая мечтала тотчас видеть свою дочь исцеленной и которая не слышит даже одного слова на свои стенания! Почему же Иисус Христос показал такое равнодушие?

Святой Златоуст отвечает на этот вопрос такими словами: «Сердце Иисуса, без сомнения, было исполнено сострадания к этой несчастной матери. Но Он молчал и удерживался на минуту от излияния Своего сострадания для того, чтобы потом дать полноту Своей благодатной, животворящей доброты, благости». Так поступает наш Спаситель и в отношении ко всем верующим душам. Он слышит все молитвы и вздохи их печали, но часто «не отвечает ни слова». Под именем молчания Иисусова мы разумеем остановку, прекращение утешительных чувствований благодати.

Ответы Спасителя — это сладостные чувства надежды, которые Он дает испытывать душе, выражающей пред Ним свои нужды, свое горе. В безмолвных ответах — например, в глубоко внимательной молитве — заключается всегда нечто трогательное и живое, нечто такое, что разливается по всему существу человека, что успокаивает душу, веселит ее и дает мужество и бодрость во всяких лишениях и искушениях. Но когда такие приятные ощущения ослабевают, тогда душе кажется, что Спаситель молчит, что Он не внемлет ее стонам, что Он холодно относится к ее горю и слезам.

В таком состоянии видим мы Давида в 21-ом псалме. Тоскливо, с рыданием взывал он ко Господу:

Боже, Боже мой, вонми мне! Для чего Ты оставил меня? Удаляют меня от спасения слова грехопадений моих. Боже мой! Взываю днем и ночью, и не слышишь, хотя это и не было безумием мне. Не отступай от меня, ибо скорбь близка, а помощника у меня нет.

Жена хананейская испытала более нежели молчание со стороны Иисуса Христа. Она слышит отказ в своей мольбе: Он отказывает, объявляя, что Он послан не для язычников, к которым принадлежала хананеянка, которые всегда находятся пред идолами; но послан к сынам Израилевым, которые поклоняются и служат истинному Богу. Как прискорбно слышать такой отказ бедной суеверной язычнице!

Однако же и вполне безукоризненные люди испытывают отказы подобного рода. Верующей душе часто кажется, что Спаситель не хочет допустить ее к престолу благодати. Часто она бывает в таком положении оттого, что она слишком погрузилась в идолопоклонство, слишком нечиста пред Богом, чтобы могла быть удостоена Его милости.

Будучи занята этими печальными мыслями, бедная душа думает, что между Спасителем и ею стала стена разделения. В этом жалком, недалеком от отчаяния состоянии она принуждена стонать словами 87 -го псалма:

Господи Боже спасения моего! Днем и ночью взывал я пред Тобою. Глаза мои изнемогли от страдания: взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. Для чего. Господи, отвергаешь душу мою, отворачиваешь Лицо Твое от меня? Я нищ, и в трудах с юности моей; поднявшись, смирился и изнемог. Ты удалил от меня друга, и ближнего, и знаемых моих — от страданий моих.

Отказ Господа нашего Иисуса Христа не лишил сирофиникиянку надежды и не поверг в отчаяние.

Вместо того, чтобы оставить Иисуса, увидеть в Его отказе несочувствие, презрение к ней или предаться совершенно чувству своей скорби, хананеянка приступила ближе к Спасителю, поверглась к ногам Его и снова начала умолять еще с большим уничижением и упованием. Она, — говорит Евангелие, — кланялась Ему (Мф.15:25). Она говорила одно и то же, говорила только: Господи! Помоги мне (там же).

Так должна поступать и действительно поступает всякая душа, оживленная духом истинной веры и молитвы. Чем более встречает она препятствий на жизненном пути, тем более делается равнодушной к ложным утешениям от мира и пособиям от людей, в мире властью пользующихся; тем больше усиливается желание приблизиться к Спасителю. Вопль бедной странницы и пришелицы на земле — не к людям: «Помогите, поддержите, исцелите, спасите!» — а к Нему, у Которого всякое даяние благое и все дары совершенные: Господи, помоги мне!

Люди, не имеющие искренней веры и молитвы, не выдерживают испытаний, каким подвергает их Господь. Мнимые отказы, испытываемые, по-видимому, со стороны Господа, выводят их из терпения и заставляют оставлять благочестивые подвиги и упражнения. Когда они не получают тотчас от Иисуса того, что просили и что думали непременно получить, то снова возвращаются к миру и его ложным богам, чтобы искать в них своей отрады. Но истинный христианин желает лучше умереть у ног Спасителя, поклоняясь Ему и изливаясь пред Ним в искренних молитвах и пламенных прошениях, нежели искать себе помощи и исцеления от душевных болезней и зол в ином месте.

Обратим, читатели, свое внимание на хананеянку. Вслушаемся, что сказал ей Господь тогда, как она, повергшись к Его стопам, умоляла Его о помощи и слезно говорила: Господи, помоги мне! (Мф.15:25).Чудное дело! Господь и теперь не преклонился на милость к несчастной, горестью уязвленной женщине. Вместо того, чтобы сказать ей желанное слово, Он — Сам Спаситель — упрекает женщину ее же недостоинством. Он сравнивает ее с псами по отношению к детям Израиля и говорит ей, что несправедливо было бы отнять хлеб у голодных детей и бросить его псам.

Бедное существо, угнетенное со всех сторон беспокойством и грозными муками! Сатана против нее, знакомые осуждают ее, отворачиваются от нее, совесть зазорно обвиняет ее, приводя на память то ее грехи, то дурной характер в общежитии, то ее привычки, равносильные пороку. Что же она должна чувствовать, когда видит, что и Сам любвеобильный Спаситель из посредника между Богом и ею обращается в ее обвинителя! Поистине одно представление об этом может лишить ее всякой надежды. Остается перед ней пропасть совершенного отчаяния.

В подобном безутешном состоянии находился Иов Многострадальный. Он в тоске изрекал вопли души в таких словах:

О, если бы верно взвешены были вопли мои и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно, верно бы, перетянуло песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня (Иов.6:2-4).

Угадаете ли причину, почему Всеблагий Человеколюбец, наш Спаситель поступил так строго с верующей душой? Ответ на этот вопрос дают нам благоугодные Господу Св.Отцы и учители Церкви. Божия премудрость находит нужным подвергать людей такой строгости, чтобы смирить их сердца, открыть пятна в их нраве и характере. Сердце человеческое справедливо называют океан-морем.

Человек добрый, внимательный глядит в свое сердце как в зеркало, а рассеянный, легкомысленный не усматривает бездны своего повреждения и личной распущенности. Поэтому Бог Своими упреками и обличениями открывает ему то, что он носит сам в себе. Когда всматривается человек в себя, то он смиряется, делается благодарным, благородным и правдивым. В бедной хижине часто мы видим чудное явление: семья полуголодная, полураздетая одиноко молится, слезы льет, а потом спокойно исполняет назначенный долею житейский труд.

Ни молчание, ни упреки Иисуса не заставили хананеянку удалиться от Него. Она признала свое недостоинство, не огорчилась сравнением с псом, но охотно подтвердила приговор, дополнив просьбой: Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф.15:27).

Когда хананейская женщина бодро выдержала испытание, которому Господь счел нужным ее подвергнуть, тогда вера ее, по учению св.Златоуста, сделалась чистейшей золота, седмерицей очищенного в горниле, так что своим блеском удивила Самого Спасителя, Который сказал: О, женщина, велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему (Мф.15:28). Вот как торжествует в истинно честных душах живая вера и неуклонная молитва, смирение и кротость! Хананеянка вернулась в свое жилище. Она нашла, что дочь ее более не бесновалась и совершенно выздоровела.

Событие великое, единственное, простое, но оно было в высшей степени знаменательным и поучительным. В исцелении язычницы, во-первых, двенадцать апостолов получили урок, что иноверцы, которых называли евреи, а вместе с ними и они «языческими псами», не отсылались Иисусом, не получив Божественной помощи. Во-вторых, в этом простом событии выразилось попечение промысла Божия о спасении мира: им явлено, что имя Иисуса Христа будет принесено к язычникам, что во всех странах услышат люди, как Христос пришел к ним для их спасения и исцеления.

Отныне люди, живущие в разных концах света, не будут уже уподоблены животному, собирающему крохи со стола истинных израильтян, но вера и благодать Божия даруют Божеское усыновление всем чадам Адама — от севера до юга, от востока до запада. В этом событии — предвещание, что между иудеями и неиудеями, эллинами и неэллинами вера и благодать образуют один народ Божий и настают светлые дни, когда будет одно стадо и один Пастырь (Ин.10:16).

Чудо, совершенное Человеколюбцем в пределах Тира и Сидона над дочерью сирофиникиянки, упоминается во многих молитвах, принятых уставом Православной христианской Церкви. Между другими я приведу одну, прославляющую Господа Спасителя. В молитве каждый из нас печальнее и грешнее представляется, нежели хананеянка.

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти, яко Хананеа: Иисусе, помилуй мя: не дщерь бо, но плоть имам, страстьми люте бесящуюся, и яростью палимую, и исцеление даждь, вопиющу Ти: Аллилуиа».

Акафист Иисусу Сладчайшему.

III

Исцеление бесноватого в новолуние (Мф.17:14-21, Мк.9:14-29, Лк.9:37)

Три святых евангелиста, Матфей, Марк и Лука, благовествуют еще о чуде, совершенном среди многочисленных благодеяний Иисусом Христом: об исцелении бесноватого в новолуние. Это событие совершилось в последний год земного служения Спасителя, на другой день после преславной ночи, после Преображения на горе Фавор в присутствии искреннего Петра и сыновей Зеведеевых, в часы, когда другие ученики оставались у подножия горы.

Ученики были теперь с Небесным Учителем в течение двух лет, неразлучно и возвысились до истинного понимания Его достоинства. Для их верующих душ ощутительно было, что царство Христово будет распространяться более и более в течение беспредельного будущего. Мир и блаженство, возвещенные пророками, вступали в мир. Восходила над ним заря спасения.

Благодатная ночь с ее удивительными видениями на Фаворе миновала. Иисус возвращался к Своему малочисленному обществу учеников, ожидавших Его у подножия Фавора. Эта местность обозначается в книгах Св.Писания Кесарией Финикийской. Иудейское население Кесарии, услышав о прибытии Христа в это место, собралось увидеть и послушать Его. Поэтому как только народ увидал, что Он сходит с Фавора, то двинулся к Нему встретить Его. Он сохранял еще, по изъяснению св.Иоанна Златоуста, вокруг Своего чела отблеск небесной славы. Все подошли к Нему и поклонились.

Появление Иисуса было благовременно. Произошло событие, возбудившее немало острых, задевающих самолюбие споров и пререканий между некоторыми из надменных книжников и учениками Спасителя. О чем вы спорите с ними? — спросил наш Господь (Мк.9:16). «Учитель, — отвечал Ему один из иудеев, преклонив свои колена, — я привел к Тебе сына моего. Он тяжко страдает, одержимый духом немым. Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк.9:17-18).

Это бессилие учеников вызвало насмешки и нападение фарисеев, находившихся в толпе. Иисус был печально затронут общим неверием. В этот смутный час никто не имел веры: ни отец бесноватого, ни книжники, ни народ, ни даже — о страх искушения! — даже ученики.

Иисус воскликнул, негодуя: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф.17:17). Но при одном только виде скорби, требующей исцеления, или утешения, или облегчения, сострадание побороло в Человеколюбце всякое другое чувство. Приведите его ко Мне сюда, — сказал Он (Мф.17:17).

Как скоро бесноватый увидел Иисуса, дух сотряс его: он упал на землю в страшных конвульсиях и с пеною у рта. Этот безумный, немой и корчащийся на земле человек представлял страшное зрелище. Было желательно, чтобы все это событие запечатлелось в душах людей, находившихся в толпе. Нужно было также и для несчастного отца, чтобы укрепилась его вера. И спросил Иисус отца его: Как давно это сделалось с ним? (Мк.9:21). С детства; и многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк.9:21-22).

Эти слова отца — если что можешь — не обнаруживали в нем веры. Если сколько-нибудь можешь веровать, — отвечал Христос, повторяя его слова с кротким упреком, — все возможно верующему (Мк.9:23). Напряженное чувство отца не могло больше сдерживаться. Исцеление его сына зависит от его веры в Целителя, но хотя эта вера и была искренна, но все-таки не была настолько глубока, чтобы обеспечить получение невыразимо желательной помощи. Сокрушенный горем отец отрока издал жалобный вопль. Он воскликнул со слезами: Верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк.9:24). Святой Иоанн Златоуст передает парафразом это восклицание отца: «Да, я верую; помоги моему неверию, если вера моя слишком слаба!»

Толпа народа увеличивалась, теснилась со всех сторон около Иисуса Христа. Он запретил нечистому духу: Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25). Последовал дикий вопль и страшное сотрясение всего тела. Отрок упал недвижим. Он умер, — говорили свидетели этого чуда, но Иисус «взял его за руку» (Мк.9:26-27) и, подняв его, отдал юношу его отцу среди громкого благоговейного удивления толпы по поводу обнаружения столь могущественной силы Божией.

К этой истории, возвещенной миру тремя евангелистами, святитель нашей Православной Церкви Филарет обращает такое слово как толкование:

Вся тайна влияния Иисуса на человечество, порабощенное силами ада, обнаруживается в этом событии. Только благодаря этому влиянию оно, получив свободу, повинуется гласу Божию, славословит Его и вместе со свободой вновь обретает покой, не смущенный уже никакими переменами.

Народ дивился всемогуществу Божию, книжники были поражены смущением, а Иисус удалился в один из домов вместе со Своими учениками. Только что совершенное исцеление казалось им тем более чудесным, что оно вполне обнаружило их бессилие, обличило и разъяснило их самообольщение. Они приблизились к своему Господу наедине, воспользовавшись первым случаем спросить у Него: Почему мы не могли изгнать демона? (Мф.17:19). По неверию вашему, — отвечал Он им, — ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно — такую же скромную, но и такую сильную, как оно, — и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет и ничего не будет невозможного для вас (Мф.17:20).

Во всем учении Иисуса, благочестивые читатели, вера действительно делает нас причастными Самому Богу и Его могуществу. Знайте, что не человек действует в верующем, а Сам Господь Бог.

Потом Иисус Христос сказал: «Сей же род демонский, плотский и закоренелый, изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17:21). Эти слова выражают все, чем должна быть вера. Постом она освобождает нас от чувственной, грязной и тленной силы; молитвой соединяет нас с Божиим существом. Молитва вносит во все наше существо свет, любовь к Богу, любовь к ближним. Существо человеческое под влиянием молитвы принимает уже другой образ. Оно уже не имеет корней в земном мире, блеск которого угасает, как лампада без масла. Источник жизни человека — в мире Божественном.

Проследите жизнеописание святых — от малого до великого, от апостола, святителя до худородного нищего, — увенчанных бессмертной славой и явленных нам для подражания. Вы увидите, что люди спасаются лишь той двоякой силой, которую открыл Спаситель Своим ученикам: молитвой и постом. Если человек великодушно не отречется от чувственности, не пожертвует человеческим, земным, преходящим — честолюбием, себялюбием, корыстолюбием и другими страстями; если он не откроет в молитве сердца своего любви Божией — источнику всякой земной силы, — то он может приложить к себе слова незабвенные, страшные: земля ты и в землю возвратишься (Быт.3:19). Он не сделается — увы! — уже участником жизни во Святом Духе.

Размышление свое о молитве окончим словами 140-го псалма, «которые почти все знают, — говорил св.Златоуст о христианах своего времени, — все поют его часто от юности и до глубокой старости»: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня (Пс.140:1).

Молитва — воззвание. Это не устный крик, как бы он ни был громок и силен, — замечает св.Иоанн Златоуст, — но крепкий вопль сокрушенного сердца, умиленный голос души, которая вся обращается в единую пламенную молитву и всеми силами вопиет к Спасителю: внемли гласу моления моего (Пс.140:1). Поспеши, Спаситель, ко мне на помощь! Не дай погибнуть самой молитве моей! Да возносится молитва моя, как фимиам, пред лицом Твоим! (Пс.140:2).

Искренней нашей молитве пусть да будет другом пост, ибо сей же род демонский изгоняется только молитвой и постом. Да послужит он врачевством к исцелению собственной нашей души от язвы греховной. И он послужит, если будем благоразумно употреблять это врачевство. Благоразумно, говорю: не должно скрывать, что врачевство святого поста, как и всякое лекарство, может быть употребляемо неправильно и, употребленное таким образом, может, подобно всякому лекарству, не принести пользы, даже обратиться во вред.

Увы! Пост и постящиеся представляют собою явление печальное. Один, предавшись посту, думает неядением яств вознаградить свою ложь и свои грехи пред Божией правдой и позволяет себе презирать, как грешников, всех, кто не постится, подобно ему. У этих «постников» и руки, и уста нечистые: они неискренние, неверные чада Православной Церкви.

Другой в жару благочестия, по необдуманной ревности, вдруг предается посту до того, что делает себя неспособным к исправлению дел своего звания. И эти «постники» темнят христианский пост. А вот и третий, ограничивающий пост телом, не думает о духовном пощении, о воздержании от страстей, о делах любви и благочестия. И этот «постник» односторонне понимает говение и пощение.

Плодоносный пост требует внутреннего самоотвержения, соединенного с делами веры и любви. Просим вас размыслить о слышанном. Слышанное не мне принадлежит, а заимствовано из святоотеческих книг и назидательных опытов. Начните поверять указанное, сколько можно, собственным опытом. Он откроет вам гораздо более яснее, вразумительнее, душеспасительнее, нежели сколько я, ограниченный в разумении слова Божия, успел вам сказать с этого священного места.

Теперь вознесем смиренную, задушевную молитву к Иисусу Сладчайшему и «с миром изыдем». Аминь.

25 февраля 1901 г.

Беседа пятаяСодержаниеБеседа седьмая
Hosted by uCoz