Беседа пятая

На Евангелие от Матфея, 25:14-30

I

Смутное время переживала Палестина во дни явления на земле Господа нашего Иисуса Христа. Это время было богато надеждами, ожиданиями и запросами, но было бедно средствами удовлетворения духовных потребностей. Книга откровения хранила для иудеев дорогие заветы Божии и указывала им чистое учение веры и нравственности. Но при чтении этой боговдохновенной книги темное покрывало лежало на глазах Израиля. Он, видя и слыша, не разумел завещанного ему — а в его лице всему человечеству — откровения и не столько извлекал из него просветительные начала, сколько в него старался влагать свои плотские воззрения, наросшие на познания еврейского народа в течение длинной переменчивой его истории.

Из среды его возвышались особенные знатоки и толкователи закона и пророков. Но для верного толкования Божественного слова мало одного механического знания: для этого нужно живое действие духовного чувства, Божественной истины. А его-то и недоставало иудейским книжникам, считавшим буквы и слова и не умевшим уловить вложенную в них силу духа и истины.

Ожидание Мессии, обетованного Избавителя, было средоточием всех помыслов народа. Имя Его было на устах всех, и все с особенным вниманием следили за признаками времени, как бы допрашивали годы, месяцы и дни, скоро ли явится Тот, к Кому направлялись умы и сердца их отцов и дедов. Но этот ожидаемый Мессия в умах народа не был Тем, Кем его представляли пророки и воздвигаемые Богом ревнители духовного закона — по выражению пророка Иезекииля, «уста народных желаний». Задушевные желания порабощенного народа видели перед собой в будущем величественное царство, в котором каждый еврей будет себя чувствовать господином и властителем; ожидали, что явится Мессия и облагодетельствует евреев за то, что они потомки Авраама, Израиля и других патриархов; полагали, что в новом царстве они все будут блаженствовать без всякой с их стороны личной заслуги, по одному к ним благоволению Божию.

Однако такие мечты не находили себе основы в душах, ищущих правды. Блуждающие сердца, проводившие в томлении время, услышали могучее и кроткое слово, запечатленное достоинством внечеловеческим, от св.Иоанна, сына Захариина. Он, просвещенный Духом Божиим, указывает в новом ожидаемом царстве грозные судьбы, отвержение всех неправедных. Он говорит своим современникам, что они при своей нравственной косности не годятся в царство Божие, их не примут там, они подвергнутся жестокому осуждению, если не начнут новой жизни.

Но проповедь Иоанна о приближении царствия Божия была лишь сиянием денницы пред солнцем; свет же этой денницы — полумрак в сравнении с ярким светом наступившего за нею дня. Явился Спаситель мира. Лучи света Божия озарили пред уверовавшими в Него таинственную область будущего и давали им возможность видеть выдающиеся здесь звездные точки, как не мог их видеть доселе никто из рожденных женами, по Божественному слову Спасителя (Мф.11:11). Спаситель открыл апостолам, искренним слушателям Его Евангелия, и нам, меньшим членам царствия Божия, судьбы этого царства, а также благодатные, просвещающие и спасающие средства для его достижения — открыл яснее, нежели предлагала верующему вся ветхозаветная Церковь.

Проповедуя о царстве небесном — царстве правды и добродетели, об избрании в новое царство добрых, приготовленных к нему, и об отвержении глухих к словам истины, Господь наш Иисус Христос рассказал Своим ученикам и множеству народа, который сопровождал Его (всем питавшим ложную надежду на то, что Иисус, пришедши в Иерусалим, скоро, скоро откроет царство Божие), три притчи, имеющие, по толкованию и изъяснению св.учителей Церкви, один и тот же поучительнейший смысл. Эти притчи: первая — о десяти девах; вторая — о талантах и третья — о минах.

В настоящей духовной беседе я предлагаю братьям-христианам общее изъяснение притчи о талантах. Братское ваше внимание к слову истины служит мне ручательством надежды на то, что Божие слово озарит наши умы, что оно, святейшее слово, падет на наши сердца и в глубине их произведет действия, оплодотворяющие душу прекрасными мыслями, благородными чувствованиями и добрыми делами.

Один человек, отлучаясь из дома на долгое время, призвал своих рабов и раздал им свое имение, чтобы в его отсутствие они трудились и трудом, по возможности, умножили то, что было дано им. Двое в точности исполнили волю своего господина. Но один из рабов, по лености, совсем не исполнил. Ленясь трудиться, он закопал в землю данную ему сумму, провел все время в праздности, и когда воротился господин, он отдал ему эту сумму в том виде, как она ему была дана. Зато нельзя довольно представить себе гнева, в который пришел господин его, и наказания, которому он подверг нерадивого раба. «А негодного раба, — сказал он, — выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30).

Вот и значение притчи.

У всех нас есть Владыка, Который каждого из нас наделил различными талантами для того, чтобы добросовестным трудом и подвигами мы усовершили их, возрастили, умножили. Кто Владыка Этот? Бог. Что за таланты, данные нам? Это, во-первых, различные дары природы — высокие способности души и тела, которых так много каждому из нас дано от Господа. Это, во-вторых, дары благодати, которые получаем в христианских Таинствах. Это, в-третьих, многие другие, более случайные пособия к нравственному и умственному нашему совершенству, как-то: доброе воспитание, известное положение в обществе, определенное происхождением, способностями, вещественными средствами и проч. Припомним некоторые из этих даров и талантов.

Во-первых, благочестивые слушатели, жизнь есть первый наш талант от Господа Бога. Высокопреосвященный Филарет в одном поэтически-вдохновенном послании выразил простыми, внятными душе каждого из нас, незабвенными словами:

Жизнь не случайно, не напрасно,
Но от Бога нам дана...

Жизнь — талант от Господа. Другой учитель Церкви нам говорит: «Жизнь — это что-то находящееся во мне, мое, и вместе с тем — нечто, постоянно от меня ускользающее. Тайна ее от меня сокрыта, и я сознаю лишь, что она не от меня и не в моей власти». Да, жизнь — талант, дарованный от Господа.

Третий мыслитель приглашает ум наш погрузиться в тот же предмет.

О, какой трудный предмет для мысли, желаний и забот! Когда я начинаю размышлять о жизни, какая это загадка! У меня самые различные суждения о ней, о жизни, самые противоречивые. Я считаю ее и хорошей, и дурной; я ценю ее и презираю; я стараюсь сохранить ее как что-то ценное и дорогое, и в то же время расточаю как нечто, ни на что негодное. То для меня нет ничего более великого и высокого, чем жизнь; то ничего более жалкого, гадкого и дурного. То я утомлен ею и чувствую к ней отвращение, то она влечет меня к себе, и я ею наслаждаюсь. Я стремлюсь к жизни, люблю жизнь и хочу жить.

Мы не знаем, что думать о ней, так как смотрим на нее с весьма различных сторон и даже с противоположных точек зрения. Да, это загадка; мы хотим ее разгадать и не можем. Это практическое дело, которое нам нужно вести, — предстоящая битва. Нам нужен лозунг. Где нам его найти? Нам открывает слово Божие всю тайну жизни. Жизнь есть первый талант, данный нам от Бога.

Без воли Божией мы не можем ни на волос прибавить себе жизни, но зато, при помощи Божией, сколько доброго, высокого, благородного мы можем сделать из этого дара Божия, сколько сокровищ духовных можем приобрести! Вспомните, что приобрели жизнью святые Божии, на какую взошли они высоту добродетели. Чем достигли они ее? Тем, что, живя, никогда не теряли из виду цели жизни, ревностно прославляли Бога исполнением Его святых заповедей.

Истинное познание Бога необходимо выражается исполнением заповедей Божиих. Только такое познание — спасительное познание, оправдывающее цель жизни, оправдывающее доверие Господа, одарившего нас драгоценным талантом разумного существования. О таком познании и Христос Спаситель говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога (Ин.17:3).

Это знание доставляет человеку счастье — по словам Иисуса Христа: если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:17). О том, как ценит Иисус Христос доверие к Нему в исполнении заповеданного им, Он Сам говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин.14:21). Иоанн Богослов тужил о тех, которые легкомысленно относятся к жизни, превратно понимая цель своего существования. В первом Послании своем к христианам он писал:

Кто говорит, «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжей, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась (1 Ин.2:4-5).

Святые Божии люди отличались в своей земной жизни тем, что каждую ее минуту считали драгоценной и, не тратя времени на занятия пустые и ничтожные, скорбели, если леность тела и суета мирская отнимали иногда у них час один на какие-либо потребности или слабости нашей грехом зараженной человеческой природы. Работы много для истинного христианина. Волей Господней вручен каждому из нас талант жизни. Владыка Господь щедр, многомилостив, но строг, как сама справедливость. Чтобы талант жизни не был закопан в землю, он должен быть в живом обращении, озаряемом любовью к подобным нам. Мы должны делать для них все то, чего желали бы мы самим себе, и особенно, по примеру св.угодников Божиих, заботиться о том, чтобы предстать пред Раздаятелем талантов непостыдно, не подобно нерадивому рабу.

II

Во времена Петра I жил Киевский митрополит Феофан. В одной из своих проповедей, разъясняя притчу о талантах, он говорил:

Чтобы талант жизни усугубить, вот как поступи, кто бы ты ни был — стоишь ли на высоте, или на средине, или внизу на ступенях жизни. Видишь невежество ближнего — наставь его; видишь брата или сестру, претыкающихся или падающих в грех — поддержи их, отведи от греха; видишь изнемогающего от малодушия или уныния — утешь его. Увидишь труженика, твердо и благоуспешно работающего в своем звании — сорадуйся ему. Видишь слабых, вдов, девиц, одиноких, всеми забытых, всеми оставленных, отверженных — прими их к своему сердцу, прими скорби и неудачи братьев и сестер твоих и усердно моли Бога о помощи бедствующим.

Так и мы должны жить, благочестивые слушатели. Жить и просто, и искренне никому не обидно; только нам тяжело, но ведь без труда можно сделать лишь одни гадости. Будем же жить так, чтобы наша жизнь не была во зло себе самим, чтобы нам не походить на ленивого раба, о котором говорит притча Господа.

Душа наша, ее высокие силы и способности — другой талант. Нет нужды говорить, как бесценен талант этот. В целом мире ничего нет выше и драгоценнее человеческой души, особенно после того, как ее искупил Господь наш Иисус Христос. Для нее, для ее спасения Он, Сын Божий, нисходил на землю, страдал на Кресте, умер и Сам сказал в Евангелии, что ничего нет в мире дороже души нашей. Как страшно такой бесценный дар оставлять в небрежении, не раскрывать способностей ума, не заботиться о добром расположении воли, о чистоте сердца! Святой апостол Павел в одном из наставлений, преподанных ефесским христианам, писал: Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф.5:17).

Многие из нас не приложат к себе этих поучений апостола. Могут сказать: «Ужели я несмыслен? Я веду свои дела как нельзя лучше. Покупаю, продаю. Умею соблюсти выгоды, умею начертить планы для будущего. Умею приказать, и мои приказания исполнят. Умею словами и положением своим общественным одолеть многих».

Но апостолы не говорили неправды: их устами вещал Дух Божий. Многие люди успокаиваются на вышеприведенном рассуждении и оканчивают тем же, чем нерадивый раб пред господином, возвращая ему данный талант. Они как бы говорят Жизнодавцу: «Ты дал мне жизнь. Бери ее, а я поживу для своего удовольствия». Такие люди не знают воли Божией о себе.

Для чего человек на земле? Христианское дитя, обученное родителями двум-трем молитвословиям, ответит на этот вопрос удовлетворительно, если скажет: «Для того, чтобы человек прославлял своего Творца и Спасителя исполнением Его Божественной воли: разум свой просвещал, волю укреплял, сердце имел в себе чистое, милое, доброе, нелживое». В этих преимущественных качествах, отличающих человека от неразумных тварей, начертан образ Божий. Ими человек постепенно все более и более совершенствуется и уподобляется своему первообразу — Богу.

В этом и состоит благоразумное распоряжение данным нам талантом — жизнью. Вне этого условия человек, на какую бы высокую ступень общественных удач ни добрался — ползком ли, как пресмыкающаяся амфибия, или же нахальством, — он не будет обладать истинным благоразумием человеческим. Пусть он много знает, но не знает того, без чего все другие знания бесполезны. Пусть он много и делает — целые сутки у иного человека употреблены на счеты и расчеты человекоугождения, — но он не делает того, для чего создан он и в чем состоит его истинное назначение.

Спаситель учит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.16:26). То же можно сказать о человеческих делах: какая польза человеку, если бы он все знал в мире, но не знает необходимого ему? Какая польза человеку, если бы он все умел делать, да не делает того, что поручено ему Господом Богом, что необходимо для его спасения? На что походит человек, когда он, сумев подняться над другими внешним своим положением, делает все это по личным, земным побуждениям, забывая о Талантораздаятеле, Господе Спасителе?

Святитель Василий Великий нашел верное сравнение. Такого человека можно уподобить картине, на которой было прекрасное изображение, но потом слиняло и едва-едва сохранило прежние свои черты, а кто-то, не знающий правил художества, думая поправить картину, без мысли глубокой набросал на нее разные краски, нимало не соглашаясь со значением картины. Что же из этого вышло? Картина не только не улучшилась, но обезобразилась.

То же бывает и с человеком, когда он свои познания и дела направляет к себялюбивым целям. Тогда его жизнь, одаренная талантом сердца, ума, чувств, воображения, представляет собой линючий ситец: ведь и он бывает очень часто красив; но прикоснитесь к нему ближе — он замарает вам руки и даже лицо.

Нам столько дано и дается еще талантов, что в короткое время нельзя даже обозреть их все. Едва мы вступили в жизнь, как освящены были Крещением, в котором приняли дары возрождающей благодати Духа Святого. Во Христа крестились, чрез это во Христа облеклись, т.е. чрез Крещение, по вере в Иисуса Христа, усвояем Его богочеловеческие заслуги, которые приобретают нам право быть чадами Божиими (Ин.1:12). Вот драгоценное и необходимое наше украшение, о приобретении которого мы более всего должны заботиться.

Мы все приняты в лоно Христовой Церкви, в живые члены ее. И это дар, талант неизреченного милосердия. Нужно вести себя, как прилично членам Церкви, сыновьям и дочерям ее, оказывая во всем ей послушание.

Для очищения вольных и невольных грехов наших Церковь предлагала и всегда предлагает нам Таинство покаяния. И это талант, дар, после которого нам каждый раз должно делаться лучшими и приобретать долю чистоты и святости. Надобно внимать себе, чтобы не подвергнуться крушению среди моря житейской суеты и соблазнов. Надобно развивать в себе дух терпения, постоянства в добродетели: в счастье не забываться, а в несчастии не малодушествовать; не внимать людским мнениям, не увлекаться худыми примерами. Надо беречь время. Оно, как вода в реке, быстро утекает и не возвращается.

В Таинстве Св.Причащения мы принимаем самое Пречистое Тело и самую Пречистую Кровь нашего Спасителя и вступаем с Ним в самое тесное таинственное общение. Это такой дар, какого не дано и самим Ангелам. Причащаясь Св.Тайн, мы вкушаем Пищу нетленную, небесную, превышеангельскую и соединяемся со Христом Богом. Не видят этого наши чувственные взоры, но внятнее громогласной трубы Сам Господь возвещает и повторяет нам эту тайну: Ядущий Мою Плоть и пиюший Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).

С нами Бог, и мы с Богом! В нас Господь, и мы в Господе! Кто благоговейно созерцает в себе Господа, тот имеет в своей душе любовь, радость и мир во Святом Духе. Это приумноженный талант.

Для возбуждения в нас духа молитвы Церковь установила благолепное служение в храмах. Нужно пользоваться этим учреждением для назидания и возвышения наших душ. Без сомнения, есть между нами такие, для которых эти и другие дары Божии не остаются без пользы. Но, истинно, велика скорбь, если между нами окажутся и такие, которые, получив таланты от Господа, не радят о них и живут так, как будто вовсе не получали от Бога ни души богоподобной, ни Божией благодати.

Нам всем, благочестивые слушатели, по особенной милости Божией, выпал на долю еще особенный талант, который не всякому дается. Талант этот — быть воспитанными в православном христианском вероисповедании, жить в сердце Русской земли, в городе, славном историей добрых дел, — Москве, под покровом св.угодников Божиих, просветителей всей земли нашей, ходатаев, заступников всех православных христиан.

Помыслите, где вы теперь, в этот час, предстоите в молитвенном настроении души! Кругом вас — гробы благочестивых Царей и Великих Князей, исповедовавших нашу православную веру, устроителей нашей великой страны [в Московском Архангельском соборе погребены Великие Князья Московского княжества и Цари Московские]. Вы — те растения, которым посвящен особенный уход; тот евангельский виноградник, на который обращена вся заботливость. Вам дают в руководство вашего поведения и благоговейное богослужение, и урок проповеди, чтобы вы возрастали в спасении, приобретали прочную основу жизни, усваивали доброе направление: труд, трезвость, чистоту плотскую и духовную и иные благостыни благочестия.

Что же, если бы семена добра, столь обильно сеемые, в ком-либо из нас не принесли соответственных ожидаемых плодов своих? Если бы ни духовные заботы о вас, ни уроки собеседований церковных, ни отрадное церковное пение, ни благоговейное богослужение не произвели в вас истинно доброго настроения, которое одно может составить ваше временное и вечное спасение? Какой отчет дал бы такой человек из вас пред Богом за время, проведенное в праздности, за труды ваших духовных отцов и священнослужителей, учителей, обращенные вами в прах; за их надежды, вами уничтоженные, за их любовь, бескорыстность и доброжелательность, вами отвергнутые?

О, такой человек должен быть назван нерадивым рабом! О, такой христианин — не христианин, а непотребный раб. Ему уже и приговор готов. Откройте Евангелие, 25 главу от Матфея, и прочтите от 14 до 30 стиха, и там найдете грозные слова: «И непотребного раба сего, — сказал Мировладыка, — ввергните во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов».

Не должно оставлять в небрежении даров, данных и неукоснительно подаваемых Божией благостью. Мы теперь живем на земле, а потом — или похвала, или осуждение, награда или наказание, небо или ад! Станем же жить так, чтобы получить небо, а не ад. У нас одна душа, а погубив одну, другой души не получим. Будем же хранить нашу душу, будем в целомудрии хранить и тело, чтобы блюсти их от всего, что может погубить или даже запятнать их. Нам дано пользоваться благодетельными средствами церковных Таинств только до тех пор, пока живем на земле. Вообще будем чаще припоминать притчу о талантах и стараться употреблять на пользу все блага, которые даровал или еще дарует Всемилостивый Спаситель для нашего временного и вечного спасения.

Слава Богу! Ночь прошла, а день приблизился. «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Свет Христов просвещает всех. Аминь.

Март 1900 г.

Беседа четвертаяСодержаниеБеседа шестая
Hosted by uCoz