Беседа седьмая

О проклятой смоковнице

На Евангелие от Марка, 11:12-23

В настоящий раз моему смиренному слову уделена возможность сказать об одном из дивных чудес, совершенных нашим Спасителем. С благоговейным страхом приступаю к исполнению этой дорогой моему сердцу обязанности. Призывая имя Господне, говорить буду о проклятой смоковнице — великом чуде, о котором повествуют два евангелиста, свв. Марк и Иоанн.

Буду говорить, где, в какой стране, в какой местности совершилось это чудо; в чем оно состояло; при каких обстоятельствах оно совершилось; кто были его свидетели. Бессмертное назидание, какое дает история этого чуда во все времена христианам всякого возраста, пола и языка, — всем стремящимся на пути спасения достигнуть совершенства. От всего сердца произношу молитвенные слова о всех нас: пусть свет Христов просвещает всех. Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс.50:17).

1. Это чудо было совершено Господом нашим Иисусом Христом в стране, где Он благоволил родиться, жить, учить и пострадать «нас ради человек и нашего ради спасения». Страна эта у римлян носила название Палестины — название, заимствованное от народа филистимлян и оставшееся доселе как географический термин. В боговдохновенных книгах Св.Библии она носит разнообразные и незабвенные имена, вызывающие в уме, сердце и чувствах верующего человека воспоминание об отеческом промысле Божием, попечение о его спасении и Спасителе.

Эта страна в Библии называется отчизной патриархов, истинных пророков, благочестивых Царей, богомудрых апостолов и равноапостольных женщин. Эта страна, расположенная на дальнем от нас Востоке, с незапамятных времен была, по выражению слова Божия, «отрадным чаянием народов — языков».

Истинный Израиль представлял ее землей, текущей медом и молоком. Занимала она ограниченное пространство земли. Ее размер в длину и ширину, в окружности всех частей не превышал пространства, занимаемого в настоящее время тремя губерниями нашего Отечества, но почти вся ее местность оправдывала собою библейское название «обетованной земли». Горы и долины, берега тихо струящегося Иордана, вершины и низменности, города и селения — в совокупности это представляло собою во все времена года приятный сад. Оттого и самое название местностей в Палестине свидетельствует о неувядаемой жизни.

Эти названия отождествляются именами: «город благоуханных цветов», «город роз», «город свежего потока» — здоровой купели, «гора Спасения» — Сион, «долина Пророков», «город Святой» — Иерусалим; «окруженный садом масличных, смоковичьих деревьев» — Вифания, «плодородными лугами» — Вифлеем, «неисчерпаемо глубокими колодцами здоровой воды» — Гефсимания и т.д.

В беспрерывных трудах Учителя, Утешителя, Спасителя протекли три года для Иисуса Христа. Своими Божественными стопами Он многократно исходил все пределы Иудейской страны, везде, подобно доброму сеятелю сказанной Им притчи, распространяя начала жизни в духе истинной веры и бессмертного разума.

Теперь Он окончил торжественный вход как Истинный Царь вселенной в святой город Иерусалим. Заветный, любимый гимн верующего Израиля: Осанна Сыну Давидову! (Мф.21:9) — из тысяч голосов слышался в честь Иисуса. Народная масса восторженно и с изумлением вторила благодарным похвалам, произносимым Иисусу от бесчисленного множества облагодетельствованных им страдальцев. Здесь хромые проявляли пред глазами всех крепость своей здоровой походки, слепые похвалялись быстротою своего зрения, расслабленные, разбитые параличом показывали свою мощь, немые пели славу Спасителя. А Он смиренно продолжал Свое любвеобильное труженичество.

2. Весенним утром, в ранний час, в день десятого нисана, соответствующий дню предпасхального нашего понедельника, Спаситель со Своими учениками из Вифании, из дома Своих бедных друзей, пеший направлялся к Иерусалиму. Его путь лежал чрез уступы Елеонской горы, Гефсиманию, чрез предместье Виффагии. Весь Его путь лежал по дороге, обсаженной виноградными плантациями, миндальными, пальмовыми и смоковичьими деревьями.

В Палестине на смоковичьих деревьях дозревают плоды в разное время года. Ранней весною на таких деревах, окутанных густою листвой, иногда можно найти сохранившийся в целости плод смоквы. Наш Спаситель, выступив из Вифании, на пути в Иерусалим шествовал по смоковичьей аллее.

Взалкав, Он подошел к одному из смоковичьих деревьев. Оно было многоветвистое, рослое и отличалось множеством больших и широких листьев. Унизанное внешней красотой, это дерево словно призывало прохожих путников снять с него как бы в подарок и на память зрелую, сладкую, вкусную смокву. В действительности это цветущее, красивое дерево на этот раз было совершенно бесплодно.

Наш Спаситель, не найдя на нем ни одного плода, оглядев его со всех сторон, сверху и снизу, сказал своим спутникам: Да не будет же впредь от тебя плода вовек (Мф.21:19). Приговор дереву Иисусом Христом произнесен был спокойно. Спаситель и ученики Его пошли прямой дорогой в направлении к Иерусалиму. Быть может, они недоумевали, за что бездушное дерево получило из уст их Учителя такое беспримерное осуждение.

Недоумение людей истинно добрых и благочестивых всегда приводит к спасительным размышлениям и благоговейному отношению к Божественному слову. Строгие слова Жизнодавца, обращенные к смоковнице, стоящей на большой проезжей дороге, вызывали у спутников Его светоносные думы. Прежде всего они видели в своем Учителе Иисусе Истинного Мессию, возвещенного издавна боговдохновенными пророками и ожидаемого от начала мира благоговейными людьми. В Иисусе из Назарета они видели Повелителя мира, имеющего власть на небе и на земле, дарующего жизнь человеку и окружающей его природе, обладающего словом со властию (Лк.4:32). Пред этим словом утихало бурное, волнующееся море; по Его слову слепые презирали, немые говорили, больные исцелялись и т.д.

В памяти учеников в должной полноте и ясности возник образ смоковницы, о которой Иисус Христос говорил в одной из Своих назидательных притчей. Эта притча записана св.евангелистом Лукою в 13 главе его Евангелия.

3. Ученики Господа нашего Иисуса Христа знали, что слово проклятия, постигшее смоковницу, не было мелочною местью бездушному дереву. Не дерево, а человек виною того, что оно бесплодно. На первой странице Св.Библии, в книге Бытия, читаем чудное описание земного рая, где блаженствовали безгрешные прародители, где деревья производили здоровые, красивые плоды. Тогда лев и тигр паслись вместе с кроткими агнцами, тогда все существовавшее — разумное и неразумное, духовное и вещественное, Ангелы и безгрешная чета людей — жило в счастье и довольстве.

Но вот прозвучал страшный час, и сказал Господь первому грешнику: Проклята земля за тебя (Быт.3:17). Божие слово было приговором человеческому роду. Все изменилось. Увяли цветы в Эдеме. Холод, голод, болезни, нужда, печали, ссоры и все ужасы греховного бесплодия обнаружились безысходно.

Увы! Нет рая на земле. Слава и благодарение Господу, что Он, по Своей благости, не отнял у человека надежды видеть рай, жить в раю, в вечности — за границами нашей могилы и узкого гроба.

4. Верующие, искренние, чистые сердцем, нищие духом, то есть смиренные, рыбари и богословы, спутники Иисуса Христа, идучи по дороге, ведущей к Иерусалиму, столице Иудеи, не могли спокойно в это время думать о народе Израиля. С вершин холмов Елеонской горы перед их глазами вид Иерусалима отражал как в зеркале все печальные стороны нравственности современных израильтян.

В утро этого дня совершалось приготовление жертв, пасхального агнца. Ближайшие окрестности священного города, и в особенности улиц, прилежащих к храму Соломона, были полны народом. Эта масса двигалась по направлению к так называемому притвору храма и обратно, к домам городских улиц.

Оживленный вид столицы, однако, не вызывал в Иисусе Христе, ни в Его учениках торжественных соответственно празднику чувствований. Религиозное состояние иудеев этого времени было в высшей степени печально. Исчезла в этом народе благочестивая простота нравов патриархальных — Авраама, Исаака, Иакова и других. Поблекли наставления и умосозерцание мудрых Соломона, сына Сирахова, Ездры и Неемии. Умолк голос витийствующих пророков, поднимавших дух счастливых надежд Израиля. Вдохновенные песнопения псалтири и гуслей Давида как бы перестали вызывать восторг и восхищение в сердцах народа, на который легло тяжелое иго римского деспотизма.

Библейская проповедь о вере и нравственности, о плодах молитвы и покаяния распалась на части сектантством. Книжники, фарисеи, саддукеи, назореи и иессеи объясняли Божий закон и его правила более по личным воззрениям, нежели по боговдохновенности его содержания. Правда, и в недавнее время слышалась звучная заветная проповедь сына праведных Захарии и Елизаветы, Иоанна, на песчаных берегах тихо струившихся вод Иордана. Но эта проповедь умолкла: проповедник мечом государственного палача был лишен своей честнейшей главы.

В это печальное время даже женщины высшего сословия уже не представляли из себя образа и подобия доброй Ревекки, нежной любящей Рахили, благородной подвижницы Руфи и других ревностных тружениц в жизни домашней и общественной. Ужасом бессердечности и безнравственности поражает душу каждого разумного нравственного человека нераскаянная беспутность и озлобленность Иродиады и ее жаждавшей крови и мщения дочери.

Такая общественная нечистоплотность народной нравственности, очевидно, была известна Иисусу Христу и Его апостолам. Вся страна Иудейская — от одного края до другого — являла собою образ смоковницы, встреченной на пути из Вифании Спасителем и проклятой за ее обманчивый внешний вид и бесплодность.

Иисус Христос и товарищи Его пути достигли иерусалимского храма. Они с большим трудом проникли в притвор храма, носивший имя притвора Соломонова. Здесь охватили их впечатления невероятного беспорядка. Притвор шириной и длиной напоминал собою тесную улицу восточных городов Азии. Он был переполнен людьми, вещами, птицами и даже животными. Люди, здесь сновавшие из конца в конец, были покупатели и продавцы. Здесь шла шумная, буйно говорливая торговля печеным хлебом и так называемой «пасхальной мукой», миндалем и всякими пряностями, живыми голубями, ароматными веществами, живыми тельцами, козлами, агнцами и проч., и проч.

Здесь слышались наречия инородцев: греков, римлян, персов, вавилонян. Это были пришельцы, отчасти заразившиеся многобожием язычников, отчасти люди, наскучившие многобожием и искавшие знакомства с религией Израиля, поучавшей своих последователей поклоняться Истинному Богу, Вседержителю мира, видимого и невидимого.

И вот здесь Господь наш Иисус Христос проявил Свое могущество кротким обличением беззакония, допущенного начальствующими лицами, «блюстителями» храма. Иисус Христос вслух присутствующих произнес незабвенные слова, предвозвещенные пророком Иеремией: «Неужели вы не знаете слов Господа Саваофа: “Храм — Мой дом”? Он называется домом молитвы, а вы из него сделали вертеп разбойников» (Мф.21:13, Мк.11:17, Иер.7:11), — то есть притон людей наживы, прибытка, барыша, по лицемерной мысли которых цель освящает средства.

На другой день после этого чудесного подвига из благодатных уст нашего Спасителя было произнесено несравненно высокое и назидательное учение о вере и делах, обязательных как для частных лиц, так и для целых народов. Божественными устами Спасителя было произнесено дивное слово, которому внимало небо. Слово, составляющее красоту евангельского благовествования. Слово, пронесенное апостолами во все концы вселенной, и где до сих пор оно возвещается на всяком месте истинными богословами и проповедниками Божественного домостроительства. Слово, ведущее людей всякого состояния, звания, пола и возраста к познанию Животворящей Истины:

Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет (Мк.11:23).

Эта богооткровенная истина была провозвещена при таких обстоятельствах. Иисус и Его апостолы труженически возвращались из Иерусалима в Вифанию тою же дорогой, какой они только вчера пешими шли в Иерусалим. Подошли к месту аллеи, где накануне они стояли у дерева, ища на нем вкусных плодов смоквы. Это дерево сегодня имело вид печальный. На нем не было ни одного свежего, зеленого листа. Широкие ветви опустились, сделались тонкими как лучина. От корня до самого верха оно было сухо и безжизненно. Эта смоковница уже не была способна, подобно той смоковнице, о которой говорил Иисус Христос в притче, упоминаемой евангелистом Лукой, принять жизнь от забот и трудов садовника.

Ученики Христа были удивлены случившеюся с деревом переменою. Они молчали. Только один из них, Петр, отличавшийся подвижным, живым характером, обратившись к Иисусу Христу с любящею простотою, сказал: Равви, смоковница засохла (Мк.11:21).

Иисус Христос эти минуты нашел благоприятными для преподания ученикам вечных истин о значении истинной веры, о тесной связи ее с молитвою и о любви между людьми, составляющей непреткновенный камень житейского благополучия, и о заслуженных правах на блаженную вечность.

Слова апостола Петра и молчаливое удивление прочих спутников к совершившемуся чуду были как бы повторением боговдохновенного песнопения: Как величественны дела Твои, Господи, все премудро Ты сотворил (Пс.103:24). Иисусу Христу было отрадно такое искренне любящее доверие к Его словам и делам. И вот Он в этот знаменательный день, приближающий последние часы Его земной жизни, как Учитель истины произнес: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет (Мк.11:23).

Эти слова с тех пор составляют фундамент целого здания истинной, непреложной религии нашей. Без веры разумная душа жить не может, потому что, как учит св.апостол Павел, без веры угодить Богу невозможно (Евр.11:6). Без истинной веры человек не в состоянии выполнить своего назначения на земле: подобно, как учил св.Кирилл Иерусалимский, земледелец не может собрать плодов на песчаной каменистой почве.

Святые Отцы и учители Церкви на семи Вселенских Соборах истинную нашу веру обнесли крепкой, несокрушимой оградой боговдохновенного библейского слова. По милости Божией, в настоящее время каждый член Православной Церкви с самого раннего возраста жизни укреплен в сознании необходимости веры. Все мы, здесь присутствующие, в состоянии открыто исповедовать перед всем обществом верующих Символ веры с такою же точностью, как он был произнесен нашими восприемниками у св.купели нашего Крещения.

Нет ни одного богослужения в Православной Церкви, при котором бы она с материнской заботливостью не внушала каждому из нас убедительного совета «иметь веру Божию». Все проповеди, произносимые с церковных амвонов, внушают один совет: «Благочестивые христиане, имейте веру Божию». И я сегодня, вспоминая чудные слова Господа, нашего Спасителя, скажу вам и повторю: братие и сестры, имейте веру Божию.

Печально звучат слова Евангелия: «Горе миру от соблазна и тем, через кого он приходит» (Мф.18:7). Соблазн искажает, увечит веру Божию. Безотрадно, но необходимо признаться, что и среди членов христианской Церкви часто вера Божия колеблется в умах, убеждениях и взглядах на судьбу мира и человека. Кому из нас не известно, что многие охвачены суеверием: одни верят, например, в случай; другие — в рок и судьбу; иные игральным картам приписывают возможность отгадывать будущность человека. Иные веруют в гадателей, предсказателей, знахарей с большею преданностью, нежели слову библейскому или евангельскому. Очевидно, у таких верующих нет признаков Божией веры.

Не утомляя вашего внимания, я не буду говорить о прискорбных явлениях, какие производят в наше время так называемые «ученые» сектанты. Не стану упоминать даже о так называемом «индифферентизме духовном», то есть равнодушии к Божественному слову, к истории Церкви, к богослужениям ее, общественным и домашним; равнодушии к семейным обязанностям отцов, матерей, супругов, сыновей, дочерей, господ и слуг. Всею этой религиозно-нравственной беспорядочностью завладел соблазн, стремящийся обнищать истинную веру в единого Бога Отца, Сына и Св.Духа, во единое Крещение и прочие Таинства, в бессмертие души и вечную жизнь. Горе миру от соблазна!

Уклонитесь же, православные и правоверующие читатели, от увлекающих вас если не словом, то примером отступления от учения нашей святой веры. Имейте веру Божию. Тот, кто ее имеет, может, по словам Спасителя, творить великие дела; может даже гору передвинуть с занимаемого ею места; может совершить великие чудеса. Если потребуете от меня доказательств и примеров, то я сошлюсь на Св.Библию, даже ближе — на историю нашего русского народа, даже еще ближе — на святой наш Кремль, созданный крепкою рукою людей, имевших веру Божию.

Дерзаю указать еще на более поразительный пример, находящийся у нас всех перед глазами. Вот они, безмолвные могилы, памятники и гробницы почивающих здесь Царей, Князей. Из них, как видите, здесь три святых мученика*, своею кровию, имуществом и жизнью доказавших, что они имели веру Божию, за что при них и оставлена дивная сила быть незабвенными в памяти русского народа и всего православного человечества. Имейте же веру, веру Божию!

* В Московском Архангельском соборе покоятся мощи св.Царевича Димитрия, св.князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.

Указав значение, достоинство и необходимость для каждого человека истинной веры, Господь наш Иисус Христос при этом повторил пред Своими верными последователями учение о молитве. Он сказал: Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк.11:24).

По наставлению Св.Отцов Церкви, молитва есть беседа человеческой души с Богом. По бесконечному Своему милосердию Господь Бог даровал человеку возможность приближаться к Нему посредством благоговейной молитвы. В молитве человек является пред Господом Богом в качестве любящего сына, покорного слуги, разумного смертного создания. Господу Богу он выражает свои мысли, свои чувствования и желания. Пред Ним, Невидимым, как бы Видимым, он излагает свои думы, надежды, упования, печали и радости, благодарность и восторг.

Выразительнейшим примером истинной молитвы в действиях человека является смирение. Человек убежден всецело в том, что Господу Богу все возможно, что от Него зависит судьба всего существующего в мире, внешнем и духовном. Осененный этим убеждением, он просит у Господа указания на жизненном пути, какой определено ему пройти во все время земного существования.

Такой молитве, по выражению св.Иоанна Златоуста, «небо открывает свои двери, свет Христов просвещает землю». Без молитвы человеческая жизнь есть тревожный долгий сон. Душа человеческая без молитвы, по учению глубоких знатоков человеческой души, есть то же самое, что дерево без корня, тело без головы, грудь без дыханья.

Всегда должно помнить, однако же, что молитва истинного христианина проникнута всецело уверенностью в возможности ее исполнения. А потому молитва должна быть чужда в нашей душе небрежности, рассеянности и невнимания. Молитва, произносимая только устами, а не сердцем, — обидная для истины формальность, бесполезная трата труда и досуга. Сам Иисус Христос сказал, подтверждая учение пророков: «Эти люди (то есть фарисеи и книжники) устами своими чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня: тщетно же они чтут Меня» (Ис.29:13, Мф.15:8, Мк.7:6).

Молитва может быть на всяком месте, во всякое время дня и ночи, потому что, как выражается псалмопевец, «на всяком месте владычество Его» (Пс.102:22). Святая Мать наша Церковь, помогая нам в стремлении спасти наши души, указала нам время для молитвословия. Даже более: она составила для нас много томов, вмещающих в себя премудрость молитвенного возношения к Богу человеком его чувствований и желаний. Теперь, братие и сестры, обратимся к собственной совести, допросим ее беспристрастно, какова наша молитва.

Знаменитые учители нашей Православной Церкви Феофан Прокопович и Феофилакт Лапотинский болезненно сокрушались о том, что в нашей Православной Церкви многие уподобляются книжникам и фарисеям, совершая свои молитвословия при общественных богослужениях. Один из них в своей проповеди, напечатанной для назидания всех русских христиан, обращаясь к священнослужителям, печально взывал: «Вы напоминаете своим пением и чтением бездушным крылья ветряных мельниц».

А другой проповедник, обратившись к слушателям с кафедры в храме, архиерейскими устами произнес: «Общественная молитва изображает собою светлые воды безбрежного моря с крутыми плодоносными берегами, на которых живет и веселится всякое Божие создание. А неблагоговейно молящиеся в храме, священнослужители и миряне, изображают собою гнилое болото, в котором мутная вода способствует произрастанию трав и мха, негодных ни для человека, ни для животных, ни для птиц. Это обитание для зловещих сов, плотоядных коршунов, пресмыкающихся лягушек, мышей, крыс и разных нечистоплотных насекомых.

Известно, что голос совы, крик хищных птиц, болтливое, бездушное щебетание и утомляющий визг сорок, гнусливый крик лягушек возбуждает в каждом из нас отвращение». Будем же наблюдать за собою, чтобы наша молитва напоминала собою блаженный Эдем, а не трущобу, из которой исходят вредоносные для душевной жизни миазмы и испарения.

В этот же светоносный день ученики Господа нашего Иисуса Христа услышали из Его уст незабвенные слова, переданные евангелистами для исполнения всем православно верующим во Христа и Его Церковь. Вот эти слова:

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк.11:25-26).

Высокую истину Своего Божественного изречения Он, Богочеловек, подтвердил Своим примером, умирая, распинаемый иудеями на Кресте. Он молился за Своих врагов, взывая во всеуслышание присутствовавших при Его казни: Отче, — говорил Он, — прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34).

Такое всепрощение, дарованное устами Христа, служит примером истинного человеколюбия. Подражая Ему, молящиеся обнаруживают тайны своего любящего сердца. Это Божии дети. Они стоят в благоговейной кроткой беседе со своим Утешителем-Отцом. Это люди, обладающие чистым сердцем. В часы своей молитвы они зрят Бога, согласно слову Благостнейшего Законодателя: Чистые сердцем Бога узрят (Мф.5:8). И понятно, потому что, по выражению св.Иоанна Богослова, Бог есть любовь (1 Ин.4:8). Беседа с Богом, то есть молитва, употребляя выражение святителя Тихона, Задонского чудотворца, есть «одно из самых существенных отличий разумного существа от неразумных животных и немой, бездушной природы».

В житиях святых мучеников и благочестивых христиан вы, братие и сестры, без труда найдете образцы добродушия, великодушия, смирения, беззаветной покорности Божиему промыслу и всепрощения миру и людям. Если мы внимательно вслушиваемся в ектении (слово «ектения» значит «молитвенное прошение»), произносимые на всех богослужениях, то чувствуем, что попечения Матери нашей Церкви направлены к одному: чтобы мы возлюбили друг друга и единомыслием исповедовали Триипостасного Вседержителя.

Свидетельствовали бы клятвенно, что прощаем всякие обиды ближним своим, нас не любящим и ненавидящим; что мы желаем видеть только свои согрешения и не осуждать никого. «Даруй же мне, Господи, зрети мои согрешения и не осуждати брата моего». Да будет же наша молитва, частная и общественная, домашняя и церковная, одинокая и семейная, — да будет она «милостью мира и жертвой хваления».

Читатели! Вспомним последние дни земной жизни нашего Спасителя. Благочестиво вообразим себе Его путешествие из Вифании в Иерусалим и возвращение из Иерусалима в Вифанию. Представим своему уму и сердцу Иисуса Христа обратившим Свои светозарные очи на смоковичье дерево, стоявшее на Его пути. Наш Спаситель взалкал. Он, подающий всем жизнь и радость, искал зрелого плода на внешне красивом дереве — и не нашел.

И теперь, и всегда, и ныне и присно наш Спаситель алчет правды, добра, истины и духовной красоты. Он зрит и на нас, грешных. Он, Сердцеведец, и в каждом из нас, сугубо одаренных силами и способностями духа, ищет плодов. Имеющим эти плоды веры Он обещает величайшую награду. И теперь, как некогда в Нагорной проповеди, Он говорит с небес нашей совести: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф.5:6,3).

И те из нас, которые возрастили в себе под влиянием благодати Божией плоды веры, надежды и любви христианской, да будут блаженны. Святая Мать наша Церковь им благовествует: «Радуйтесь и веселитесь: вас ожидает счастие в будущей жизни, за гробом, на небесах».

Но где же эти многоплодные, достойные блаженной вечности создания? Среди нас воцаряется в ответ на этот вопрос общее молчание. И я, многогрешный, смиренно и стыдливо умолкаю. С благоговением к Господу Богу я дерзаю произнести краткую молитву, которую вы будете слушать многократно сегодня после моей краткой, но сердечной беседы с вами: «Иисусе Сладчайший, спаси мя! Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! Аллилуиа!»* Аминь.

* После чтения духовной беседы, за вечерней, обыкновенно читался акафист Иисусу Сладчайшему.

31 марта 1902 г.

Беседа шестаяСодержаниеО крестоношении
Hosted by uCoz