И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк.16:19). |
Возлюбленные мои слушатели! Не знаю, как назвать нынешний праздник Вознесения Господня: радостным ли праздником, или плачевным?
Назвал бы его радостным праздником, но вот я вижу святых апостолов плачущими и сетующими, о чем свидетельствует и Церковь, воспевая в стихирах на «Господи, воззвах» следующее: «Господи, апостоли яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми, рыдаюше, глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси, рабы Твоя». Назвал бы я его праздником печальным, но вижу тех же апостолов радующимися, о чем свидетельствует нынешний тропарь, говоря: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа».
Назвал бы я его радостным праздником, но вижу Пречистую и Преблагословенную Деву Богородицу, источающую из очей Своих многие и теплейшие слезы о Своем разлучении с прелюбезным Сыном и говорящую: «Не оставляй Меня, Сын Мой!» Назвал бы я его печальным праздником, но вижу ту же Пречистую Богородицу Деву премного радующейся о таком Божественном прославлении Своего Сына и Бога, о чем свидетельствует песнопение на «Славу», воспевая: «Ученики и рождшую Тя Богородицу радости безчисленныя исполнивый во Твое Вознесение».
Назвал бы я этот праздник радостным, но какая может быть для детей радость в том, что их оставляет отец, какое утешение овцам, когда уходит от них пастырь; в чем может быть веселие и невесты — Церкви, — когда Жених ее, Христос, отлучается от нее, хотя и не навсегда, ибо говорит: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20), — но все же после этого Он будет уже невидимым, ибо плотские очи уже не увидят Его, но только умные очи. Назвал бы я его печальным праздником, но вот я вижу Господа моего светлым, радостным, идущим с веселием к Отцу, вижу и все Небесные Силы неизреченно ликующими. Слышу я еще и Церковь, призывающую к веселию всех живущих на земле и говорящую: «Вси языцы, восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее».
Поистине это радость совершенная, это цельная радость для Небесных Сил, нам же, земным, это радость с плачем, веселие со слезами, утешение с сетованием. Вы, два святых Ангела, утешители наши, представшие апостолам на горе Елеонской в светлых одеждах, утешьте сетующих, обрадуйте плачущих, скажите что-либо радостное. И вот они говорят: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11). Благодарим вас за радостную весть, но только для нас, грешных, это не радость, а большая печаль, ибо вы напоминаете нам второе, страшное Христово пришествие, в которое Он будет судить и наказывать грешных. Не довольно ли с нас сетовать о том, что ушел от нас Господь?
А вы еще ужасаете нас Страшным Судом и к прежней печали присоединяете новую печаль.
Поищем же мы сами, возлюбленные слушатели мои, какого-либо утешения во Святом Писании, и мы найдем его, если рассмотрим некоторые радостные причины, из-за которых Господь наш вознесся от нас на небо.
Господь наш вознесся от нас на небо не для того, чтобы Своим отшествием опечалить нас, но для того, чтобы нам сделать полезнейшее. Ведь вся Его жизнь, все деяния Его были устремлены к нашей пользе, значит, и Вознесение Его совершилось для нашего блага. Как, любя нас, Он сошел с неба, пожил среди людей и душу Свою положил на Кресте: Так возлюбил Бог мир, — так, любя нас и благодетельствуя нам, Он и на небо вознесся, ибо сказал Своим ученикам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.16:7). Он этим сказал как бы следующее: «Внимайте разумно, о любезные Мои ученики! Каждому из вас предстоит особый путь для того, чтобы выйти на проповедь слова Божия всему миру, а в мире будете иметь скорбь, вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете (Ин.16:20,33). В той скорби, в тех печалях и рыданиях вам надо будет, чтобы кто-нибудь утешил, укрепил и утвердил вас, — и вот Я иду к Отцу и пошлю вам Утешителя, Духа Святого, от Отца исходящего, чтобы Он утешил вас во всех ваших скорбях и печалях. Потому-то для вас и лучше, чтобы Я пошел (Ин.16:7).
Поведут тебя, Петр, даже если не хочешь (Ин.21:18), посадят тебя в темницу и четырем четверицам воинов (Деян.12:4) поручат стеречь тебя, а в Риме уже и дерево для креста Твоего готово. И ты, Иаков, первый увидишь над твоей шеей меч за имя Мое. Тебя, Иоанн, сошлют в изгнание, в дальние страны, на остров Патмос. Тебя, Андрей, ждет крест в Ахаии, а тебя, Филипп, — в Иераполе. Тебе же, Варфоломей, суждено быть распятым в Армении, где и кожу сдерут с тебя. Фоме суждено в Индии быть исколотым копьями. Матфея ждет с муками Эфиопия, а других — иные страны, ибо каждому готова своя чаша страданий. Во всех этих страданиях и горестях вам необходима некая отрада, услаждение и утешение. Итак, Я пойду к Отцу и пошлю вам Утешителя, Духа Святого, Который, присутствуя с вами, сделает вас безбоязненными и радостно терпящими всякие мучения и даже смерть. Поэтому лучше для вас, чтобы Я пошел.
После вас многие другие подобно вам должны будут претерпеть многоразличные муки и смерть за Мое имя: будут побиваемы камнями, посекаемы мечом, пожигаемы огнем, бросаемы зверям на съедение и раздробляемы на части. Иные же не без мук окажутся добровольными мучениками за Мое имя из любви ко Мне, презирая мир и все сладости его, отвергшись от себя и умерщвляя тело свое со страстями и похотями (Гал.5:24).
Одни пойдут в пустыни, другие в затворы монастырские — для страданий и подвигов, все они тоже будут нуждаться в Божественной помощи и утешении.
Итак, пойду к Отцу и пошлю им Утешителя, ибо без этого Он не придет, а потому лучше, чтобы Я пошел. Многие верующие в Меня и желающие жить благочестиво гонимы будут (2 Тим.3:12). Многие неповинные люди будут страдать, многие праведники будут терпеть напасти и озлобления. Многие рабы Мои подвергнутся ужасным бедствиям: голоду, жажде, стуже, наготе, узам, темницам, ранам и смерти. Всех их нужно будет утешить в их гонениях, страданиях, терпении зла и бедствиях. Итак, Я пойду к Отцу и пошлю им Утешителя от Отца. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16:7), поэтому лучше, чтобы Я пошел.
О сколь благословенна причина Вознесения Господнего от нас на небо: причина радостотворная, обнадеживающая нас радостным упованием, извещающая о пришествии к нам Утешителя. Гряди же, Господи, гряди и пошли нам Утешителя!
Господь наш вознесся от нас на небо для того, чтобы смотреть на нас с высоты, как отец на чад, как пастырь на овец, как орел на птенцов, как воевода на воинов своих, — чтобы каждого видеть, чтобы знать нужду и требование каждого и чтобы каждому подать помощь. Как какой-либо царь, собрав множество своих воинов на рать и желая видеть все свои полки, восходит на высокое место, на гору или какое-либо здание, чтобы с высоты все увидеть и устроить, так и Господь наш, Царь царей, собирает воинствующую на земле Церковь, в которой сколько чинов, столько и полков, и вознесся в горние небеса, чтобы с высоты видеть подвиги каждого.
Хорошо подвизающимся Он сплетает венцы, изнемогающим простирает руку Своей помощи, падающих поднимает и делает их более сильными для борьбы с супостатом, а гонящим нас полагает препятствия. Подвизается, например, в страдальческом подвиге святой первомученик Стефан, иудеями побиваемый камнями, а Господь наш с высоты славы Своей, отверзши небо, смотрит на него, так что страдалец взывает: Вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:56).
Вот и Савл, дыша угрозой и убийством, спешит в Дамаск, чтобы преследовать Церковь Божию, а Господь, видя это с высоты небесной, полагает ему препятствие, озарив его небесным светом, ослепив его плотские очи и устрашив голосом: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян.9:4).
Уже не один из страстотерпцев в своих ужасных страданиях то изнемогал, то совсем падал, будучи побежден ими, как, например, св.Иаков Персянин, Господь же, увидев изнемогших, подкрепил их, падших поднял, так что сбылось Писание, которое говорит: Когда падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его (Пс.36:24). Подобно этому, смотря с высоты небесной, Он помогает и нам, Своим рабам.
Вознесся от нас Господь наш на небо для того, чтобы подобно солнцу сиять на всех нас Своею благодатью с высоты небесной. Когда солнце после своего захода где-то медлит, то вся поднебесная покрывается тьмой, когда же взойдет и начнет возноситься в высь, тогда ночная темнота убегает прочь со всей поднебесной, а солнечные лучи освещают всю вселенную. Пока и мысленное наше Солнце Христос пребывал, как на западе, на земле, не являя Себя людям, и потемнен был вольным страданием, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога. Когда же Он, восстав от запада гробного, взошел на небо, тотчас осветила молния Его вселенную, тотчас от восток солнца до запад стало прославляться имя Господне (Пс.76:19; 112:3) и земля наполнилась познанием славы Господа (Авв.2:14).
Солнце восходит над злыми и добрыми (Мф.5:45). Подобно этому и Господь наш взошел на небеса, дабы с небесной высоты взирать на праведных и грешников: «Праведныя любяй и грешныя милуяй». Солнце с небес своими лучами растапливает зиму и лед, согревает землю и делает ее плодоносной. Подобно этому и Господь наш взошел на небо, чтобы оттуда лучами Своей благодати растопить лед наших замерзших душ, согреть наши сердца и сделать их плодоносными, подобно земле, чтобы мы оказались пред Ним не бесплодными, но произрастили бы в себе духовные плоды.
Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на небо и быть нашим Путеводителем в горние страны. До Вознесения Господня на небо никто из людей не имел пути к небу: Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только Сшедший с небес (Ин.3:13). Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес (Еф.4:10).
Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной, праведны были Авраам, Исаак, Иаков, о которых говорится, что они были праведны пред Богом, как взывает к Богу царь Манассия: Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе (2 Пар.36). Непорочен и целомудрен был Иосиф Прекрасный и Моисей, проведший Израиль через Чермное море посуху. Свят был и Иисус Навин, удержавший солнце от движения. Не несвятыми были и прочие угодники Божии в Ветхом Завете, как, например, Даниил, муж духовных желаний (Дан.10:11), заградивший уста львов, три отрока, угасившие молитвой печь вавилонскую, и прочие великие пророки. Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо, и никто даже не слышал, есть ли, или будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом выведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им.
Вознесся Господь наш от нас на небо для того, чтобы открыть нам двери небесные и чтобы мы невозбранно входили в небо. Праотец наш Адам затворил райскую дверь для всего человеческого рода, сделал ее непроходимой для всех земнородных, и Херувим с пламенным оружием стал у дверей райских (см. Быт.3:24). Затворил Адам рай и путь к жизни, а отворил только входы к смерти и аду. Господь же наш сделал противоположное: затворил входы к смерти и аду, а отверз рай: сначала разбойнику, которому сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43), — а потом и всем после Своего Вознесения отверз само небо.
Я сказал, что Господь наш затворил входы к смерти и аду, а отворил двери небесные. Что касается того, что Вознесением Господним на небо были отверсты двери небесные, то сему вы, любовь ваша, веруете, ибо при Вознесении Господнем предшествующие Ему Ангелы взывали Небесным Ангельским Чинам: Князья, возьмите врата ваши, и возьмитесь, врата вечные, и войдет Царь славы (Пс.23:9). Что же касается того, что затворены были входы к аду и смерти, то вы, мне кажется, сомневаетесь, поэтому я в подтверждение приведу слова Апокалипсиса св.Иоанна.
В одно время Господь наш явился Своему возлюбленному ученику Иоанну и сказал: Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и имею ключи ада и смерти (Откр.1:17-18). Здесь особенного рассуждения заслуживает следующая вещь. Почему Христос Господь не Сам носит ключи вечной жизни и царства небесного, но отдал их святому Петру: Дам тебе ключи царства небесного (Мф.16:19); — те же ключи, которыми отверзаются и затворяются ад и смерть, Он стал носить Сам: Имею, — сказал Он, — ключи ада и смерти?
Неужели Господь наш настолько жесток и немилосерден, что скорее готов погубить человека, нежели спасти, скорее готов отворять для людей врата ада и смерти, нежели жизни и царства? Но такого нельзя о Нем не только сказать, но и помыслить, ибо Он — Прещедрый и Премилосердный Создатель наш: Ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс.117:2). Он исключительно хочет, чтобы все спаслись (1 Тим.2:4), смерти же Он не желает ни одному грешнику, ибо говорит: Разве Я хочу смерти грешника? Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? (Иез.18:23). Почему же не говорит Господь: «Имею ключи жизни и царства небесного», но: Имею ключи ада и смерти?
Господь наш благоволил так сделать потому же, почему так поступают и некоторые хозяева. Если какой-либо господин видит, что его казначей слишком расточителен, что он слишком часто открывает двери его хранилищ и истощает его казну, тогда он берет от него ключи и держит их у себя. Подобно этому и Господь наш знал нрав человеческий, знал, что люди очень скоры на то, чтобы отверзать смерть и ад, как для себя, так и друг для друга. Себе они отверзают смерть и ад частыми грехопадениями, к которым очень склонны, ибо ни к чему так легко не склоняется человек, как к греху, к которому уже давно привык. Друг другу же люди отверзают двери смерти и ада гневом, яростью и злопамятством, ибо каждый, если что-либо разгневает его, настолько разъяряется в гневе, что бывает готов послать другого и в ад, и на смерть. Разве это не правда?
Господь наш, видя такой недобрый человеческий нрав, берет ключи смерти и ада Себе, Сам их носит и потому-то и говорит: Имею ключи ада и смерти. Этими словами Он говорит как бы следующее: «Грешный человек! По жестокости твоей и непокаянному твоему сердцу ты давно уже собрал гнев на день гнева, уже над шеей твоей смертная коса, уже ад отверзает уста свои, чтобы пожрать тебя, однако Я еще жду твоего обращения и покаяния, не попускаю смерти внезапно умертвить тебя и аду пожрать тебя: ад Я держу заключенным, чтобы не похитил он тебя, чтобы не пожрал тебя: Имею ключи ада и смерти.
О человек! Я вижу еще, что ты враждуешь с ближним твоим и желаешь ему зла, а не добра, ты желал бы его тотчас предать смерти и аду, ты проклинаешь его, предаешь анафеме, однако не имеешь такой власти над ним: не даны тебе на то ключи, и не дам Я их тебе. Сам их ношу и никому не даю: Имею ключи ада и смерти».
Благодарим Тебя, Владыка наш, за такое Твое Промышление, за то, что Ты не дал нам тех ключей, как ножа малому дитяти. О если бы мы имели эти ключи, ключи смерти и ада! Уже давно мы и ближних своих погубили бы, предав их смерти и аду, и сами бы погибли, будучи пожраны смертью и адом.
Рассмотрим теперь подробнее, почему Господь носит ключи смерти и ада, но не носит ключей жизни и царства.
Раньше мы вспомнили об Ангелах, которые при вознесении Господа на небо предшествовали Ему и взывали к Небесным Ангельским Чинам так: Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь славы (Пс.23:9). Теперь же обратим внимание на то, почему Ангелы, предшествующие Господу, не говорят Небесным Ангелам: «Князья, откройте врата ваши», но говорят: Поднимите ворота ваши, — то есть отставьте совсем прочь, совсем сломайте: Поднимите. Разве не достаточно было для пришествия Господня открыть врата, а непременно нужно было совсем прочь выломать их, оставить и взять прочь? Какова же причина этого? Святой Иоанн Златоуст, размышляя о причине этого, говорит так: «Ангелы видели, что небеса никогда уже не будут затворенными и что не нужны уже будут врата для небесного града, потому-то они и не говорят: «Отверзите врата», но: Поднимите.
Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей царства и жизни подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат, там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем прочь взяты и уже никогда не будут после затворены, как пишется об этом в Откровении: Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет (Откр.21:25). Потому-то и ключи там не нужны.
Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны, вы их носите, и уже без труда открывайте открытое, отверзайте незатворенное, отмыкайте незаключенное. Если только кто сам своей волей заградит себе небесный вход, тому вы можете помочь теми ключами, следующим же за Мной свободен вход и без ключа, ибо врата для них не закрыты и, как взятые прочь, не могут затвориться».
О как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас небесные двери, отставить их прочь для нашего невозбранного вхождения на небо. «Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»
Вознесся Господь наш от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас перед Богом Отцом. Вот что говорит Богослов: Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть Умилостивление за грехи наши (1 Ин.2:1-2). Апостол же Павел говорит в Послании к евреям: Христос вошел не в рукотворенное святилище, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр.9:24), а в Послании к римлянам так: Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим.8:34).
Итак, не будем страшиться и мы, грешные люди, не будем отчаиваться о нашем спасении, но будем иметь благую надежду, ибо имеем доброго Заступника пред Богом-Отцом — Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, показывая Ему принятые за нас раны; лишь бы только мы не поленились воссылать вместе с Ним теплые молитвы к Отцу, чтобы Господь и Бог Христос ходатайствовал перед Отцом, показывая Ему Свои раны и умилостивляя ими, как молитвенными устами.
Но о ком же Христос ходатайствует? О грешниках. А о каких грешниках? О кающихся. О них Он умилостивляет Своего Отца, о некающихся же грешниках не умилостивляет. Убедительное доказательство этого можно видеть в самом страдании Господнем. Будучи пригвожден ко Кресту, Господь наш молился к Богу Отцу Своему о Своих убийцах, говоря: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Этой Своей молитвой, творимой в горьких муках, умолил ли Он Отца об убийцах Своих? Отпустил ли Отец грехи злобным архиерею Анне, Каиафе, Пилату и прочим книжникам, саддукеям и фарисеям, предавшим Иисуса на смерть? Нет. Только о тех Он умолил, о которых Он, как Всеведущий, предвидел, что они покаются и обратятся к Нему. О непокаявшихся же грешниках, распявших Его, Он не только не умолил, но даже подвиг Отца к мести, чтобы Кровь Его Он выместил на распинателях, что и совершено было рукой римлян, разоривших Иерусалим.
Грешный человек вторично распинает Христа Сына Божия своими тяжкими грехами. Он, пребывая в нерадении, непокаянии и прилагая грехи к грехам, попирает своей нераскаянностью Кровь Сына Божия, пролитую за нас. Молится ли Сын Божий к Отцу о таком грешнике и умилостивит ли Он Отца Своим ходатайством? Не скорее ли Он подвигнет Отца ко гневу и мщению, чтобы отомстил Он за Кровь Сына Своего? Поистине, так и есть. Бойся же, грешник, пребывающий в своей нераскаянности, чтобы не постигла тебя внезапно Божия месть, и ты не был бы истреблен из числа живущих на земле и осужден вместе с убийцами, распявшими Сына Божия.
Но об этом оставлю говорить ныне и снова посмотрю на вознесшегося Господа.
Вознесся Господь наш от нас на небо для того, чтобы на небесах приготовить нам место, где бы мы могли вечно жить и соцарствовать с Ним, Господом нашим. Он Сам говорит: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин.14:2-3). Добра и полна радости сия причина. Господь вознесся от нас на небо, чтобы каждому приготовить на небесах место: людям, любящим Бога, место между Серафимами; богомудрым — между Херувимами; богоносным — между Богоносными Престолами; добрым господам — среди Господствий; храбрым воинам, подвизавшимся за Отечество, — между Силами; разным властям — между Властями; всяким начальникам, управляющим своей областью по-Божески, — место среди Начал; тем, которые друзей и нищих утешают и помогают им в бедствиях и напастях, — им место среди Архангелов; наконец, живущим во плоти на земле по-ангельски — место на небесах вместе с Ангелами.
Господи! Где же нам, грешным, Ты приготовил место? Будет ли для нас на небе хотя бы малое местечко? Нас страшит Твой возлюбленный ученик Иоанн Богослов, говоря: И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге жизни (Откр.21:27). Он не только грозит нам, но уже изгоняет нас. Мы еще и не вошли, а он уже грозно гонит нас, говоря: Вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр.22:15).
Неужели нет и нам места на небесах? Неужели нас и не пустят туда, и изгонят оттуда вон? Но вот Господь наш, со светлым и милосердным лицом обратившись к нам, говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников (Мф.9:13), только покайтесь, и тогда вы сподобитесь равной чести со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся от Меня и потом горько плакавшему? Где место жене-блуднице, плакавшей у Моих ног, где ей место в царствии Моем? Где блудному сыну, где мытарю, где разбойнику? Вот там будет и ваше место, — только поплачьте о грехах ваших горько, как Петр, припадите к Моим ногам с покаянием, как блудница, обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, сораспнитесь со Мною, как благоразумный разбойник. Только покайтесь — и вы спасетесь. Место для вас у Меня уже готово на небесах, не будет тесно, и вы вместитесь в лоно Моего милосердия.
О Божественный, о любезный, о сладчайший Иисусе! Ты нам, грешным, Господи, неложно обещаешь царствие Твое, лишь бы только мы покаялись!
Вознесся Господь наш на небо, дабы и нас привлечь туда с Собой. Когда Я, — говорит Он, — вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32). Мы же прежде всего направим наш ум и сердце так, чтобы помышлять о горнем и искать вышних, где у Бога нашего сокрыта и жизнь наша: Он есть Сокровище наше, да будет же там и сердце наше (Мф.6:21).
Рассмотрев все эти радостные причины Вознесения Господня от нас на небо, всякий богомыслящий может извлечь себе достаточное утешение, радоваться духом о Господе Боге своем, вознесшемся на небо ради нашего общего блага, и назвать этот праздник радостным праздником, а не печальным.
Да сподобит же Господь наш всех нас быть сообщниками того празднества, о котором предсказал св.Давид: Пройду к месту дивного селения, до дома Божия, при гласе радования и исповедания Бога, при праздничном восклицании (Пс.41:5). Аминь.