В Неделю святых жен мироносиц

Сказано 7 апреля в день памяти преподобного Георгия исп. митр.Митиленского

Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его нет здесь (Мк.16:6).

Эти слова — слова Ангела. Сказаны они были святым мироносицам изнутри гроба Христова и читаны были в Евангелии на Божественной Литургии.

Возлюбленные слушатели! Святым мироносицам, ищущим во гробе Христа, Ангел сказал, что нет Его среди мертвых: Он воскрес, Его нет здесь. «Не ищите, — говорит он, — во гробе Разрушившего гробы, Подателя жизни между мертвыми не испытывайте, не ищите Нетленного во тли, ибо не дал Бог Сыну Своему увидеть тление (Пс.15:10). Он воскрес, Его нет здесь.

Его нет здесь! Но где же Он? Кто нам скажет? В прошлую неделю святой Фома любопытствовал, желая нечто узнать и увериться в Воскресении Христовом, говорил: Если не увижу, если не вложу перста в раны от гвоздей, не поверю (Ин.20:25). В нынешнюю же неделю я, грешный, хочу любопытствовать, искать и узнать, где ныне Христос обретается после Своего Воскресения из гроба? На каком месте? Где может быть сказано о Нем, что здесь Он?

Кто-то скажет: Христос по Воскресении Своем вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Это истина. Однако же не ложны и те Его слова, в которых Он обещал, говоря: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Тогда где же Он с нами? На каком месте? Между какими лицами и чинами? По чему можно узнать Его присутствие? Кто может по правде сказать: здесь Он?

Хочу поискать Тебя, Господа моего: Тебе сказало сердце мое: взыскало Тебя лицо мое, лица Твоего, Господи, взыщу (Пс.26:8). Только Ты Сам помоги мне найти Тебя. Учитель, где живешь? (Ин.1:38). Скажи нам! Яви лицо Твое, и мы спасены будем. Любовь же ваша да поможет моему недостоинству искать Христа Богомысленным исканием.

Начиная искать, где ныне после Своего Воскресения обретается Христос Бог наш, прежде всего необходимо очень остерегаться того, чтобы где-нибудь не найти ложного, а не Истинного Христа, ибо Сам Истинный Христос Господь наш в святом Евангелии предостерегает нас, говоря: Тогда, если кто скажет вам: «Вот, здесь Христос, или там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я предсказал вам, что если скажут вам: «В пустыне Христос», то не идите к Нему; или: «В сокровенном месте Христос», — то не имейте веры (Мф.24:23-26).

Слышал я, что многие, оставив свой дом, имущество и родных, убежали в пустыню, Брынские леса, ища там Христа и правой веры, как будто бы в пустыне Христос. Будто Христос и правая вера в Него сидит где-либо в лесу за колодой. Не пойду я за ними. Я послушаюсь слов Самого Истинного Христа, Господа моего: Если скажут вам: «Вот, Он в пустыне», — не выходите.

Слышал я, что у раскольников тайно уже и христы имеются, но не верую я в тех христов: я слушаюсь слов Самого Истинного Христа, Господа моего: Если скажут вам: «Вот, здесь Христос», — не верьте. Я знаю, что это лжехристы или антихристы, как говорит св.Иоанн Богослов: Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (Ин.2:18). Пока сам антихрист придет, вот уже много наплодилось антихристов или, вернее говоря, предтечей антихристовых. Но нет среди них Истинного Христа: Его нет здесь.

Где обретается Христос после Своего Воскресения? Кто-либо по-богословски скажет: «Христос везде, ибо Он Бог — «везде сый и вся исполняяй», что говорила недавно и Церковь в одном тропаре: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог. В раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христос, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный».

Небеса не вмещают Христа, Бога нашего, вся поднебесная не объемлет Его, и все концы земные не ограничивают Его. Поэтому Псаломник говорит: Куда пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо — Ты там, если сойду во ад — Ты там. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя (Пс.138:7-10). Христос, Бог Всемогущий, Своей силой везде находится: на небесах соцарствует Отцу, в аду мучает бесов, в поднебесной соблюдает и устраивает жизнь человеческую. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян.17:28).

Во всей вселенной Он все содержит и управляет всей тварью Своей, как видимой, так и невидимой. Если же Христос Бог наш и везде находится Своею всемогущей и всесодержащей силою, то благословением и благодатью Своею Он не везде присутствует: в одном месте есть, в другом совсем не бывает, а в ином был, но ушел, говоря: Вот оставляется дом ваш пуст (Мф.23:38). Он воскрес, Его нет здесь. Где же можно доподлинно узнать место обитания Его?

Псаломник говорит: Господь во храме святом Своем, — следовательно, Христос Господь наш по Воскресении Своем обитает во святых храмах, созидаемых в Его честь. На это можно было бы надеяться, но доподлинно это не известно, ибо святой первомученик Стефан говорит так: Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, — говорит Господь, — или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян.7:47-50).

Святой Стефан! Ты приводишь нас в смущение, когда говоришь, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Ведь люди благочестивые не станут и созидать храмов Богу, если Бог не обитает в них. Ведь в храмах-то святых только и жить Богу, как в истинных Своих домах. За святого Стефана толкователи отвечают так: Богу не неприятно созидание святых храмов и украшение их, ибо и Давид Духом Святым восхваляет их, говоря: Возлюбил я благолепие дома Твоего и место селения славы Твоей (Пс.25:8). Нельзя сказать и того, чтобы Господь не обитал в храмах Своих, ибо и пророк Иезекииль говорит: И вот, слава Господа наполнила весь храм (Иез.43:5).

Но почему же святой первомученик Стефан сказал эти слова: Всевышний не в рукотворенных храмах живет? Он сказал их по двум причинам. С одной стороны, он хотел поразить гордость иудеев, которые безмерно хвалились своим иерусалимским Соломоновым храмом и думали о нем так, будто Бог в нем живет больше, чем даже на небесах. С другой же стороны, он хотел показать, что Бог не так любит жить в рукотворенных храмах, созидаемых в Его честь, как любит и желает жить в храмах нерукотворенных. А говоря по Божией правде, иногда в рукотворенных храмах Бог и не желает обитать, если неблагоговейные и не имеющие страха люди Его превращают святой дом в вертеп разбойников, как и Сам Он говорит: Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф.21:13).

Соберутся люди в церковь как будто на молитву, а между собой говорят и празднословят о постороннем: то о купле или продаже, или о пиршествах, или о ссорах, то осуждают кого-либо или бранят и злословят, или разбивают добрую славу ближнего разными злыми словами, так что храм Божий является через это уже не храмом Божиим, а вертепом разбойников. Другие же, стоя во святом храме, как будто и молятся устами, но в уме своем они мечтают о домашнем: о жене, о детях, о богатстве, о сундуках, о деньгах или о другом чем-либо. Иной же, стоя, дремлет, а иной помышляет о скверном и злом: один о воровстве, другой — об убийстве, третий — о прелюбодеянии и любодействе, а четвертый мыслит в храме гнев и месть ближнему своему. Все они храм молитвы делают не храмом молитвы, но каким-то вертепом.

Иногда случается и то, что даже лица духовного сана, будучи пьяными, бранятся, сквернословят, дерутся, и при этом не только в храме, но и в святом алтаре. Тогда поистине храм Божий является уже не храмом Божиим, но вертепом разбойников. Тогда от святого места, оскверняемого бесчинием и скверными словами, отгоняется благодать Божия, подобно пчеле, прогоняемой дымом. Тогда можно сказать, что нет там Христа: Его нет здесь.

Было время, когда Господь наш сделал из веревок бич и изгнал всех продающих и покупающих в церкви. Что, если бы и ныне Он видимо пришел в Свой святой храм с тем бичом? Не изгнал ли бы Он всех вон, тех которые разговаривают, сквернословят, думают о скверном и не внимают чтению и пению? Но, о Господи, уже прошло то время, когда Ты изгонял бесчинствующих из святого Твоего храма. Ныне настало наше окаянное время. Ныне уже мы изгоняем Тебя, а храм Твой превращаем в вертеп разбойников. Теперь можно иногда сказать о храме Господнем: нет здесь Бога, был, да ушел прочь: Он воскрес, Его нет здесь.

Всевышний не в рукотворенных храмах живет, — говорит святой Стефан (Деян.7:48). Где же тогда нерукотворенный храм Всевышнего? Каждый человек, одухотворенный, вразумленный и просвещенный святым Крещением — вот храм Божий, как об этом свидетельствует и апостол: Храм Божий свят, а этот храм — вы (1 Кор.3:17). И еще: Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор.6:19). Если же каждый праведный человек — это храм Божий, то значит в каждом человеке можно искать Христа, обитающего после Воскресения, и тогда можно будет сказать: «Он здесь», — но и это под сомнением и не доподлинно известно.

Много есть просвещенных Крещением и правоверных, но мало тех, в которых обитал бы Христос, как в истинном Своем храме. Ведь и вор крещен, и разбойник, и прелюбодей; ведь каждый злодей просвещен верой. Но не спрашивай в них Христа: Его нет здесь. Разве давно когда-либо был, разве только тогда, когда вор имел еще младенческие годы. Когда же он пришел в возраст и стал воровать, тотчас отошел от него Христос: Он воскрес, Его нет здесь.

Иной с виду и кажется добродетельным, но Бог знает, что в его тайниках, ибо в одном месте апостол говорит: О том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф.5:12). Не скоро найдется Христос и в этих людях: Его нет здесь. Иной же считается верным рабом Божиим и истинным богопочитателем, но на деле он чтит Бога только устами, сердце же его далеко отстоит от Него (Ис.29:13; Мф.15:8). И в нем не спрашивай Христа: Его нет здесь.

Кто слывет богомольцем, кто подвижником, кто постником, кто нищелюбцем, а кто и иным каким-либо добрым делом известен. Но если они лицемерно все это творят, из тщеславия, напоказ людям, то и здесь не ищи Христа: Его нет здесь.

Бывает, что иной притворяется смиренным, а в уме гордится, притворяется целомудренным, а в мыслях сквернится, притворяется любящим, а в сердце злобствует, устами говорит мирное, лобзает, но в то же время коварствует и творит лесть, подобно Иуде. Не надейся и здесь найти Христа: Его нет здесь.

Нелегко найти драгоценный бисер в глубине моря, золото и серебро в недрах земных. Также трудно найти и Христа в людях, в которых бы Он мог обитать, ибо по словам Давида: Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни единого (Пс.13:3). Его нет здесь.

Псаломнические слова: Господь во храме святом Своем, — в старопечатной Псалтири, а также и в Киевской читается так: Господь в Церкви святей Своей, — и это гораздо правильнее, ибо иное есть храм, и иное — Церковь. Храм построен руками, имеет каменные или деревянные стены, он утвержден и создан стоящим на одном месте, как и этот святой каменный храм. Церковь же не руками сотворена, не имеет она и стен каменных, ибо Церковью считается собрание верующих, находящихся не на одном каком-либо месте, но по всей вселенной. Потому-то она и называется, и есть Церковь соборная, апостольская. Она простирается от начала до конца вселенной и есть во всяком народе и племени, какие только правоверно славят Христа Бога.

Основание этой Церкви — Сам Христос, стены — закон Божий, столпы — апостолы, евангелисты и учители; покров — Дух Святой. Об этой-то Церкви у апостола и пишется: Вы — храм Бога Живого, как сказал Бог: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор.6:16). Поэтому если псаломское слово говорит: Господь в Церкви святей Своей, — то нужно это понимать так, что Господь обитает во множестве Своих верующих, и если, по прежде сказанным словам святого Стефана, не в рукотворенных храмах живет, то, без сомнения, Он живет в нерукотворенной Своей Церкви, которую до конца возлюбил, которую искупил Своей Кровью и за которую Он положил душу Свою. Итак, в Церкви, в собрании верующих, нужно искать Христа, обитающего после Своего Воскресения, ибо Он им сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20).

Но, о как окаянны последние времена наши, ибо ныне эта святая Церковь крайне притесняется и умаляется: с одной стороны внешними гонителями, с другой же — внутренними раскольниками, которые, по апостолу, вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1 Ин.2:19). Они не сыны Церкви, но прелюбодеи, терзают внутренность Церкви, своей матери, хулят ее многими непотребными словами и, отторгшись от нее, увлекают за собой и многих других, толкая их к заблуждению и погибели.

Теперь уже так умалилась сама истинная соборная и апостольская Церковь, что едва можно где-либо найти истинного сына Церкви. Чуть ли не во всяком городе находится теперь какая-либо особая вера, и толкуют теперь о вере и простые мужики, и бабы, совершенно не знающие истинного пути; рассуждают о догматах, учат о сложении трех перстов и проповедуют новый неправильный крест. Стоят, окаянные, в своем упорстве, презирая и отвергая истинных учителей церковных. Иные же, хотя и находятся как будто внутри Церкви, но это — только коварство, ибо они только вид имеют благочестия, силы же его отметаются. В таких поистине нет Христа, нет в них Бога: Его нет здесь. Но оставлю ныне говорить о таковых подробно. Пойду лучше дальше в путь, желая найти Христа.

Я сказал, по Псалмопевцу, что Господь в Церкви святой Своей, в Церкви святой, апостольской, правоверной, простирающейся по всей вселенной, хотя и притесняемой, и терпящей зло, и терзаемой, однако побеждающей, которой даже и «адовы врата не могут одолеть» (см. Мф.16:18). Я сказал, что в ней Господь, потому и удаляющимся от нее нет спасения.

Но все-таки я поищу Христа и в другом месте, в особенности же в сынах Церкви, ибо многие и Православную истинную веру содержат, и внутри Церкви находятся, и как будто держатся своей Матери, и даже не помышляют отторгнуться от нее, а между тем они чужды Христа. Церковь святая, как нива пшеничная: она имеет и пшеницу, и плевелы, но и то, и другое — только до жатвы. В Церкви святой, значит, есть и добрые, и злые, есть и праведники, и грешные, есть и овцы, и козлы. Церковь, как мать: она питает и согревает не только своих добрых чад, но и злых, — добрых любя, а злых терпя и милосердствуя о них. Я же ищу Христа только в истинных чадах Церкви, где Он находится после Своего Воскресения, — где Он?

Снова я спрошу у Псаломника, где искать Господа нашего? Псаломник говорит: Господь вокруг людей Своих, и еще: Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром (Пс.124:2; 28:11). Но я и еще спрошу: кто же эти люди Христа, Бога нашего? Поистине всякий скажет, что люди Христовы — это христиане. Итак, будем искать Христа между христианами и скажем: Он здесь.

Но опять приходится болеть сердцем, ибо многие из нас только по имени христиане, а по делам хуже язычников, только имя христианское, жизнь же скотская, свинская. Мы ограждаемся крестом Христовым и вторично распинаем Христа, как богоубийцы, — распинаем Его скверными, мерзкими и нечистыми делами. Мы поклоняемся иконе Христовой, а Кровь Его драгоценнейшую, пролитую за нас, попираем ногами, соделывая бесцельным и недейственным Его вольное страдание за нас. Мы хвалимся именем христианским и это же самое Его святое имя, нам данное, мы делаем хульным. Будучи христианами, живем не по-христиански. Что же? Можно ли сказать, что здесь Христос? Никогда! Он воскрес, Его нет здесь!

При каждом таком христианине невидимо стоит Ангел-Хранитель и плачет, говоря: «Не ищи здесь Христа; когда-то был здесь, но давно уже отошел. Он воскрес, Его нет здесь».

Но не все христиане таковы. Есть злые, зато есть и добрые. Как посреди пшеницы есть плевелы, так и посреди плевел иногда бывает пшеница. Среди злых можно найти много и добрых, имеющих в себе Христа, и иногда можно будет сказать: вот, здесь Он. Итак, будем смотреть и искать.

Теперь нас устрашают слова Господа нашего, хотя и не нам сказанные, но достигающие и нас. Господь сказал: Будете искать Меня, и не найдете. Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти (Ин.7:34; 8:21). Но почему же, о Господь наш, мы не можем найти Тебя? Потому, говорит Он, что не даете Мне места, чтобы пребывать в вас, если и принимали Меня когда-либо вашим малым ко Мне обращением, зато вскоре же снова изгоняли Меня бесчестно, снова возвращались к вашим злым делам. Но все-таки мы будем искать Тебя, Господи.

Поищем Его в чине духовном. Ведь в нем и подобало бы Христу быть, как в Своих истинных служителях, носящих образ Христов. Но и в них редко найдешь Христа, ибо и из них каждый ищет своего, себе добра желает, а не людям, себя пасет, а не Христово стадо.

Что, если бы кто-либо, посмотрев прежде всего на самый высокий духовный чин, спросил бы кого (но только, чтобы он ответил по правде): «С каким намерением, с каким желанием ты пришел к высоте этого предостойнейшего духовного сана? Ради одной только славы Божией, или же ради своей чести и славы? Для приобретения ли спасения душам человеческим, или же для своего обогащения? Пасти ли овец Христовых, или же только для того, чтобы себя получше напитать?»

Поистине, найдется не один, который пришел не столько ради славы и чести Божией, сколько ради своего прославления и чести, не столько ради пользы людей принял тот сан, сколько из-за своей собственной корысти. Такой пришел не для того, чтобы послужить спасению душ человеческих, но чтобы его власти послужили все подначальные. Он пришел быть не отцом и пастырем, но господином и владыкой.

Простите мне, высочайшие духовные власти, говорящему это. Я говорю не обо всех, но только о некоторых, и в их числе, быть может, обретаюсь и я, грешный. Я знаю, что лица высочайшего духовного сана являются Ангелами во плоти, как пишется об этом в Апокалипсисе: Ангелу Ефесской Церкви напиши… Ангелу Смирнской Церкви напиши… Ангелу Пергамской Церкви напиши, и прочее (Откр.2:1,8,12). Однако же между теми Ангелами может находиться и человек, подверженный немощам. Для Ангелов беспорочных Пастыреначальник блюдет честь и венец, а опороченным ангелам (как и мне, грешному), подпадшим немощи человеческой, Господь говорит одному так: Имею немного против тебя, другому так: Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв, иному же вот что: Ты ни холоден, ни горяч, извергну тебя из уст Моих (Откр.2:14; 3:1,15-16).

Посмотрим теперь на следующий духовный чин, то есть на мирских иереев и диаконов, и поищем в них Христа, поистине обитающего здесь. Что если бы также каждого из них отдельно спросить: «Что привело тебя к священному сану? То ли, чтобы спасти себя и других?» — что каждый ответит? «Нет, не для этого, но чтобы прокормить жену, детей и домашних». Действительно, служащие алтарю должны и питаться от алтаря, однако же, если они идут в этот сан скорее ради самого пропитания, чем для славы Божьей или для своего спасения и спасения душ человеческих, то в них трудно найти Христа.

Рассмотри себя, всякий освященный человек! Что ты думал, когда пришел к духовному сану? Для спасения ли ты пришел, или ради корма, которым насыщаешь тело? Ты «поискал Иисуса не для Иисуса, но для хлеба куса». Иной служит не только не для созидания овец Христовых, но даже и себе не на пользу, а лишь людям на соблазн и на свою собственную погибель. Иной, взяв ключ разумения, сам не входит и входящим возбраняет (см. Лк.11:52). Иной же даже и ключа разумения не имеет, в своем звании пребывает недеятельным и не только вверенных ему овец не приводит ко спасению, но даже и сам не знает пути спасения. Здесь слепец водит слепцов, потому вместе они и в яму упадут. Не скоро и в них мы найдет Христа: Его нет здесь.

Пошли мы было искать Христа в монастыри, но и в них все ныне испортилось, ничего нет, и порядка нет, едва и Христос остался; теперь только хлопоты да ропот, печаль и вздохи. В крайней нищете и скудости, пожалуй, и нашелся бы Христос, если бы только эта нищета и скудость переносились с благодарностью. Но всякий ли может свою беду терпеть с благодарностью? Разум советует великодушествовать, а немощь человеческая малодушествуя, ропщет.

Разве поискать Христа в народе? Но где есть больше воровства, как не в народе? Там воровство, там убийства, там шум и мятежи. Не напрасно говорит Писание: Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому (2 Кор.6:17). Если же где-либо и были в народе богобоязненные и добрые люди, то в настоящее время и те за своими делами и неприятностями и Бога забыли, и от молитвы отстали.

Быть может, найдем Христа среди великих людей, среди бояр и судей, поставленных для соблюдения правды? Ведь они поставлены смотреть за справедливостью и делать правду. Пошли мы было и к ним искать Христа, но они недоступны. Нам сказали: «Не время, приди в другой раз». Но и незачем ходить к ним, ибо Писание говорит: Беззаконие вышло от старейшин-судей (Деян.13:5). Среди них едва ли и был когда Христос, ибо в нынешнее злое время и они сделались злыми, правда в них скудна, а милосердия и совсем нет. А где нет правды и милосердия, там не ищи Христа: Его нет здесь.

Впрочем, не обо всех судьях и правителях я говорю так: не о тех, которые боятся Бога и творят правду, и хранят похвальную милость на судах, а о тех я говорю, к которым взывал и пророк Михей, обличая обиды, которые они делали убогим людям, обличая их неправды, хищения и оскорбления. Слушайте, — говорит он, — главы Иакова и князья дома Израилева, не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть — как бы в котел. Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! (Мих.3:1-3,9-10). Нет, не найти Христа в таких судьях и правителях: Его нет здесь.

Где же тогда можно найти Его, Бог знает. Разве только и остается, что сетовать с Марией Магдалиной, говорящей: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин.20:13). Грехи наши взяли от нас Господа нашего, и не знаем, где теперь можно искать Его. Кто-либо скажет в уме своем: «Господь мой со мной, и я с Ним, ибо я верую в Него, молюсь Ему и поклоняюсь Ему». О, если бы дал Бог, чтоб так это и было! О, если бы Господь наш был со всяким христианином, верующим в Него, молящимся Ему и поклоняющимся Ему! Но еще неизвестно, со всяким ли Он христианином, ибо для спасения человеку недостаточно только веровать во Христа, ибо, согласно словам святого апостола Иакова, и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19), однако же они — бесы.

Какая польза христианину только веровать во Христа, а дел христианских не иметь? Какая польза только молиться Христу, а заповеди Его преступать? Какое добро в том, чтобы кланяться Христу Богу и в то же время опечаливать Его беззаконными делами подобно тем, которые во время Его вольного страдания, сгибая колени, поклонялись Ему и в то же время, взяв трость, били Его по голове? Кланяешься, человек, Христу, но в то же время ты бьешь Христа, озлобляя и мучая ближнего своего, насилуя и грабя его, и несправедливо отнимая его собственность. Ты молишься Христу, а в лицо Ему плюешь, испуская сквернословие из уст твоих, укоряя и осуждая ближнего твоего. Ты веруешь во Христа, а делами твоими богопротивными ты отметаешься от Него.

Если ты говоришь, что Христос с тобою, а ты с Христом, то покажи мне это на жизни твоей, как говорит и апостол: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак.2:18). Покажи мне знак, по которому я могу узнать, что Христос обитает в тебе, и сказать: «Он здесь». Не скорее ли я покажу в тебе то, из чего будет ясно видно, что нет в тебе Христа, и можно будет тогда сказать: Его нет здесь. Послушай же, как и что я покажу.

Знаете ли вы, память какого святого празднуется Церковью в нынешний седьмой день апреля? Почитается память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, епископа города Мелетина, что на острове Лезвии. Что написано в житии этого преподобного? Вспомни, кто читал. Если же кто не читал и не знает, что там написано, то я скажу. Когда за грехи человеческие должна была отняться милость Божия, когда прогневался Господь Бог, то Церковь Божию готовы были постигнуть бедствия и гонения.

Незадолго до того времени были показаны в Мелетинской Церкви такие знамения.

Во время вечернего пения, когда народ пел «Кирие, элейсон!» (Господи, помилуй!), — святой крест, бывший на божественном престоле, внезапно какой-то силой был с великим шумом выхвачен из своего места, поднялся вверх под стропила и потом, склонив верх свой вниз, упал на землю. Народ, видевший это, был объят великим страхом и ужасом; подняв вверх свои руки, он громко долгое время взывал: «Кирие, элейсон!».

Вторым знамением грядущих бедствий было следующее. Через несколько дней после описанного, когда церковные двери случайно были не заперты, какой-то огромный вепрь, страшный и смрадный (не привидение, но на самом деле вепрь), с отрезанными ушами и хвостом, вошел в церковь, потом в алтарь, и лег на Горнем месте. Слуги церковные, тотчас увидев это, начали изгонять вепря, но не могли его изгнать, ибо он был очень свиреп и бросался на всех, и прогонял всех, кто хотел изгнать его из алтаря. Тогда они принесли большие дубины, долгое время били его до крови и, утомившись, с большим трудом смогли, наконец, изгнать его.

В это время там был некий прозорливый старец, именем Симеон, который с плачем говорил народу, что знамение это не к добру. «Верьте мне, дети, — говорил он, — падение креста предзнаменует, что придет какая-то крестоборная ересь и гонение на Церковь Божию, а смрадный вепрь предзнаменует то, что этот престол примет по попущению Божию какой-то епископ, имеющий свинский нрав и житие».

Это вскоре и сбылось. Лев Армянин, получив греческое царство, восстановил иконоборческую ересь и поднял великое гонение на Церковь. В то время от царя Льва Армянина и от лжепатриарха Феодота, называемого Касситером, — от этих еретиков был послан на остров Лезвийский, в город Мелетин, единомысленный с ними еретик. Он, подобно вепрю, вышедшему из степей, пожрал и испачкал виноград Христов, попирая и сокрушая святые иконы и зверски смущая словесных овец.

Оба эти знамения, бывшие в те времена, вспоминая по случаю памяти празднуемого ныне святого, я прилагаю к настоящей нашей беседе и снова говорю с апостолом: Вы храм Бога Живаго (2 Кор.6:16).

Всякий благочестивый христианин — это церковь Христа Бога нашего. В этой церкви есть и крест — как всегдашнее памятование о страданиях Христовых, согласно словам апостола Павла: Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор.2:2), — так и повседневное умерщвление своих греховных страстей, а также и терпеливое перенесение всего скорбного, случающегося по Божию попущению. Горнее же место в этой духовной церкви, то есть в христианине, это сердце, в котором любит почивать Архиерей грядущих благ, Христос, говорящий человеку: Сын Мой! Отдай сердце Мне твое (Притч.23:26).

Внемли здесь и рассмотри в себе самом, христианин, по апостолу, храм Бога Живаго: не упал ли в тебе крест, не возлегли на Горнем месте твоего сердца вепрь и свинья? Если ты оставил всегдашнее воспоминание о страданиях Христовых, если прекратил повседневное умерщвление твоих греховных страстей, если не имеешь благодарного терпения в случающихся с тобой скорбях, то знай: это есть верный признак того, что нет в тебе Христа. Его нет здесь.

Если в сердце твоем вместо любимого Христа лежит вепрь или свинья, любовь к какому-либо лицу, валяющемуся в блуде, если нрав твой как у вепря и жизнь твоя свинская, то знай: это есть верный признак того, что нет в тебе Христа. Его нет здесь.

Если ты мне покажешь, что ты сораспят с Христом в умерщвлении твоих страстей, если явишь мне не свинское, но святое и праведное житие, то я без всяких сомнений скажу, что в тебе обитает Христос, скажу: здесь Он. Но пока я вижу, что ты, как свинья в грязи, валяешься в греховных страстях и сластях, до тех пор я без сомнений буду говорить: нет Христа в нас, нераскаянных грешниках. Его нет здесь.

Итак, где же мы найдем Господа нашего? Теперь я еще вспомню тех бедных людей, о которых когда-то говорил и святой пророк Михей, кожа которых ободрана неправедными судьями, кости истолчены и тело раздроблено, как съедобное мясо (см. Мих.3:2-3).

О люди, страдающие в подобных бедствиях! В вас ныне обитает Христос, как в Своих членах, если только вы терпите с благодарением. Вы — новые мученики последних времен. Так страдал и святой великомученик Георгий, который был нечестивым царем убит за Христа. Вам сплетаются венцы небесные, только не изнемогайте в терпении, но взирайте на страдания Господа своего, пострадавшего за нас еще больше, благодарите Его за все и положитесь во всем на Его святую волю, говоря: «Да будет воля Твоя, Господи», — а Господь со Своей любовью, хотя и невидимо, но всегда будет среди вас. Итак, вот где Он.

Господь любит плачущих — вы же всегда в слезах. Итак, в вас Он живет: здесь Он.

Любит Господь алчущих и жаждущих, а у вас и питья, и еды мало, а у иных нет и половины хлеба; значит, Он в вас обитает. Здесь Он.

Любит Господь и невинно страдающих, а ваши страдания и исчислить трудно: одни избиты до крови, другие расправой измучены так, что в ином уже едва и душа в теле держится. Значит, в вас вселяется Господь. Он, видя страдание ваше, готовит за них радость вечную. Здесь Он.

О новые страдальцы, страстотерпцы и мученики! Мало вас и увещеваю, не изнемогайте в терпении, но благодарите Христа своего. Он же придет по воскресении Своем в гости к вам, и не только в гости, но даже в неразлучное пребывание с вами, ибо о каждом из вас говорится в Евангелии: Мы (Я и Отец) придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). В вас Христос и есть, и будет, а вы скажите: Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz