Некоторый человек был богат, был также некоторый нищий, именем Лазарь (Лк.16:19-20). |
Два человека вспоминаются в нынешней евангельской притче — один богатый, а другой нищий. У обоих ясно изображена их жизнь, как настоящая, так и будущая, и ясно показано, что иное есть блаженство настоящей жизни, а иное — будущей; также и бедствование: иное есть настоящей жизни, иное же — будущей; и как блаженство настоящей жизни не превращается в блаженство будущей жизни, но изменяется в бедствование, так и бедствование настоящей жизни в будущей жизни уже не будет бедствованием, но изменится в блаженство. Говоря яснее, нынешнее богатство там будет нищетою, нынешняя же нищета там будет богатством.
Итак, посмотрим прежде на настоящую жизнь. В настоящей жизни, смотря на обоих тех людей, упомянутых в евангельской притче, на богатого и нищего, и рассматривая их жизнь, кто не предпочел бы богатого нищему? Кто не ублажил бы богатого и кто не обругал бы нищего? Богатый в прекрасных палатах, нищий же в грязи пред воротами. Богатый в порфире и виссоне, в драгоценных одеждах, а нищий в рубищах. Богатый на мягких постелях почивает, а нищий на гноище. Богатый всякий день светло радуется, нищий же всякий день горько плачет. Богатый ест обильную пищу из сладких кушаний, нищий же желает насытиться крупицами, падающими от трапезы богатого, да и то не дается ему. Богатый пьет и упивается прекрасными напитками, а больному нищему едва ли кто подаст ковш воды. Богатому предстоят множество слуг, а у нищего нет никого — все отвращаются от него. Богатого все утешают, нищего всякий опечаливает. На богатого все смотрят и кланяются ему, а на нищего никто и не взглянет. Если богатый заболеет хоть легко, тотчас призывают к нему искусных лекарей, и приятели посещают его, сочувствуют ему и скорбят о нем, а нищего больного кто лечит? Кто о нем скорбит? Кто придет навестить его? Никто: разве только собаки придут к нему: И псы, приходя, лизали струпья его (Лк.16:21). И во всей этой временной жизни богатый блаженен, а нищий окаянен и беден.
Богатые считаются в этой жизни блаженными еще и потому, что господствуют над убогими людьми и притесняют их. Святой апостол Иаков говорит: Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак.2:6-7). Здесь святой апостол ясно показал, каковы те богачи, которые насилуют убогих, влекут на судилища, хулят доброе имя: насилуют, отнимая, грабя и обижая; влекут на судилища, то есть ставят на правежах, месте пытки, бьют без пощады и отнюдь не милосердствуют; хулят доброе имя, укоряя, досаждая и оскорбляя скаредными словами. Вот каковы богатые по отношению к убогим людям. Богатые на земле блаженнее и счастливее убогих: богатые во всяком добре, нищие же во всякой беде.
Здесь я не говорю о богачах добродетельных, милосердных и богатеющих от своих праведных трудов, говорю же о злых, немилосердных и собирающих себе богатство не от своих трудов, но от чужих, и не от правды, но от неправды; о них-то мне и предстоит ныне слово.
Богач добродетельный, милосердный, покупает себе царство небесное, подавая милостыню, созидая храмы Божии и простирая руку помощи бедствующим: такой находит себе спасение, как написано: Избавление для мужа — его богатство (Притч.13:8). Немилосердный же и злой богач не радеет о своем спасении и пренебрегает небесным царством: лишь бы ему на земле было хорошо, а небесное царство он ставит ни во что. Он и о смерти не думает, ожидает прожить долгий век, как тот богач, у которого уродила нива и который говорил: Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк.12:18-19).
Вся мысль богатых направлена на то, чтобы есть, пить и веселиться долгие годы. Когда же он ест, то он поедает труды убогих, поедает людей, согласно словам Самого Бога, говорящего о богатых так: Поедающие народ Мой, как едят хлеб (Пс.13:4), а когда он пьет, то пьет кровь людскую, упивается слезами людскими, ибо от того богатства он ест и пьет, которое правежами на пытках выломано из ног людских.
Говоря вкратце, все блаженство на земле в этой жизни — это блаженство богатых, вся же беда в этой жизни — беда убогих.
Кто в почете? — Богатый. Кто бесчестен? — Убогий. Кто благороден? — Богатый. Кто худороден? — Убогий. Кто премудр? — Богатый. Кто глуп? — Убогий. |
Если бы богатый был и совсем глуп, но уже одно то, что он богат, делает его умным среди простых людей; все слушают его слова, как слова премудрого философа, и восхваляют его ум. Убогий же и нищий, хотя бы он был и очень умен, и настоящий философ, но все же он глуп, потому что беден.
Все это блаженство неправедных богачей произошло от кровавых потов убогих людей. Богатый богатеет, а убогий нищает; богатый умножается, а убогий скудеет; богатый распространяется, а убогий стесняется; богатый жиреет и толстеет от многого питания и роскоши, а убогий сохнет от голода и печали; богатый хвалится, а убогий вздыхает. Но подождите немного, богатые, немилосердные, обидчики убогих людей, дайте срок: придет на вас смертный час, и в ту пору вы увидите, каково будет блаженство и счастье.
Навуходоносор, царь вавилонский, видел дивный сон на ложе своем: он видел дуб, стоящий среди земли; вершина его достигала небес, а корни его были в концах всей земли; листья его были прекрасны, и плодов много. Потом он видел кого-то, сходящего с неба и громогласно повелевающего: Посеките дуб, обрубите ветви его, оборвите листья его и рассыпьте плоды его (Дан.4). Когда никто не мог истолковать этот сон, призван был святой пророк Даниил, искусный толкователь сонных видений, который сказал царю: дуб великий, который ты видел, это ты, царь, ибо величество твое возвысилось и власть твоя распространилась в концы земные, но придет к тебе час суда Божия, и ты будешь изгнан от людей, и жизнь твоя будет среди диких зверей. Много можно было бы сказать, как там все происходило, но для нашей беседы нужен только один дуб тот, ибо он изображает собой настоящую жизнь людей, которые в этом мире велики своей славой и богатством. Богатый в мире этом — как бы некий великий дуб, высокий гордостью, широкий богатством, прекрасный честью, плодовитый прибылями. Но вот внезапно приходит суд Божий и посекает этот дуб смертной секирой, и в один час падает в гроб тот дуб, который рос долгое время. Изгоняется он от людей, от живущих на земле, и вселяется между мертвыми, как бы с дикими зверями; проходит жизнь его с червями, которые будут поедать тело его, питавшееся сластями. Скажи же, дуб, где высота гордости твоей, где пространность ветвей, имений твоих, где красота листьев твоих, славы твоей, где плоды прибылей и корыстей твоих? Не уничтожилось ли все это и пропало без вести? А Давидовы слова о ком говорят? Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские, и прошел я мимо, и вот его нет, и искал его, и не нашлось место его (Пс.36:35-36). Все пошло прочь, погибло с шумом, где же находится душа, это мы увидим после.
Вот мы видели настоящую жизнь, видели, как в ней блаженны богатые, убогие же нищи, окаянны, бедны и бездомны. Посмотрим же еще умными очами на будущую жизнь, но сначала послушаем следующие слова нынешней евангельской притчи: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои (Лк.16:22-23).
Видим изменение блаженства богатых и бедствования убогих нищих. Пришел час смерти к богатому, пришли и бесы и исторгли окаянную его душу из скверного тела с ужасной болью, ибо смерь грешников люта (Пс.33:22). Пришел час смерти к нищему, пришли и святые Ангелы, и взяли душу его из тела безболезненно, легко, честно, ибо честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс.115:6). Вспомним здесь немного из житий святых о смерти богатых и о смерти нищих.
О смерти некоего богача пишется в житии святого Андрея юродивого. Однажды святой Андрей встретил на пути какого-то боярина, шедшего мимо, и, проникнув в жизнь его, плюнул на него, говоря: «Лукавый блудник, кощунник! Не ты ли делаешь так, что, идя в церковь, говоришь: иду к утрене, а уходишь к сатане на скверные дела? Беззаконник, встающий в полночь и прогневляющий Бога! Вот уже приспело твое время, дабы ты принял по делам твоим. Или ты думаешь, что утаишься от страшного и всевидящего ока Божия, все испытующего?» Услышав это, боярин ударил коня и удалился, чтобы не быть посрамленным еще более.
Через несколько дней тот боярин разболелся злым недугом, и тело его стало мало-помалу сохнуть; близкие же его начали его носить от церкви к церкви и от врача к врачу, но пользы от этого ему никакой не было. Через некоторое время он истощенный ушел в муку вечную. Ибо в одну ночь святой увидел близ его двора пришедшего с запада Ангела Господня, который был как пламень огненный и держал великую огненную палицу. Когда же он пришел к больному, то услышал голос свыше, говорящий: бей поругателя сего, мерзкого содомлянина, и при этом говори так: “Ты все еще хочешь творить грехи и осквернять различных лиц? Или, притворяясь идущим к заутрене, ты, дьявол, хочешь идти на беззаконие?” Ангел начал бить его и говорить ему то, что было повелено, и был слышен голос говорящего, и удары палицы, а бьющего не было видно, и мучимый таким образом человек испустил дух. Вот какова смерть богатого!
Послушаем же теперь еще и о смерти нищего.
Преподобный Иоанн был прозван молчальником. Он сначала был епископом, но потом ради Бога оставил архиерейский сан и ушел в пустыню на безмолвие. Однажды у него появилось желание увидеть, как душа разлучается от тела. Когда он молился об этом Господу Богу, то был восхищен умом во святой Вифлеем и увидел при церкви, бывшей там, умирающего мужа странника, душа которого была взята Ангелами на небо со сладкопением. Блаженный Иоанн, увидев это умными очами, тотчас встал, пошел в Вифлеем и при церкви нашел тело скончавшегося мужа еще теплым и лежащим так, как видел он в своем видении, ибо тот скончался именно в тот час, в который Иоанн, сидя в кельи, видел душу его, взятую Ангелами с песнями на небо. Обняв же с любовью мощи его и поцеловав их, он достойно погреб их на том же месте и возвратился в свою келью.
Вот мы слышали о смертной кончине и богатых, и нищих. Все умирают, но не одинаково, как об этом мы слышали и в Евангелии: душа богатого оказалась в руках бесовских, душа же нищего оказалась в руках ангельских. Один был унесен в ад к сатане, начальнику бесовскому, а другой был унесен к святому Аврааму, начальнику святых праотцев. Один в аду возвел свои очи, будучи в муках, а другой увидел себя в покое праведных.
Какова же там их жизнь? Богатый в жизни этой был богат, а там в будущей жизни оказался нищим, согласно слову Псаломника: Погибнут и оставят чужим богатство свое, и гробы их — жилища их вовек (Пс.48:11). И еще: Заснули сном своим (то есть умерли), и все богатые мужи ничего не нашли в руках своих (Пс.75:6). Нищий Лазарь в этой жизни был нищим, а там стал богатым. Богатый в адской бездне, нищий в радости и веселии. Богатый в муках, а нищий во славе. Богатый наг, а нищий в порфире нетления и вечного прославления. Богатый жаждет капли воды на язык свой, а нищий пьет поток вечной сладости. Богатый вопиет: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк.16:24).
О окаянный! Ты много в жизни сей пил прекрасных напитков, ты упивался с друзьями твоими и днем, и ночью, а ныне на похмелье просишь каплю поды. Разве можешь ты одной каплей воды погасить целую геенну огненную? Все источники, реки и моря не могут погасить гееннского огня, а ты хочешь погасить одной каплей воды.
Суетна просьба твоя! Ты в жизни временной не слушал нищего, просившего у тебя малой крохи хлеба, и нищий в этой жизни не послушает тебя и не подаст тебе жаждущему капли воды. Пей после прекрасных напитков чашу смолы и горящей серы, чашу гнева Божия!
Вот как в притче нынешнего Евангелия представлена двоякая жизнь — настоящая и будущая, и изменения обеих этих жизней: как богатый, здесь бывший блаженным, там оказался окаянным и бедным, нищий же, бывший здесь худым и бедным, там оказался блаженным, богатым и славным. Посему-то святой апостол Иаков и вопиет к богатым: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь (Иак.5:1-3). О нищих же и убогих тот же апостол говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак.2:5)
Слыша сие, вы, убогие люди, нищие, бедные, скудные, притесняемые богатыми, благодарите Владыку Христа, приготовившего вам после кончины вашей лоно Авраамово — райские блага и царство небесное. Терпите же здесь с благодарностью всякие бедствия, всякие притеснения и обиды, ожидая получить от Господа милость в той жизни. Там нищета ваша превратится в богатство, воздыхание ваше в веселие, а слезы в радость вечную, и правежи (пытки с целью вымогательства налогов — прим.ред.), которые вы здесь терпите, там превратятся вам в венец мученический, и вы будете царствовать со Христом вечно.
Пусть будет известно и то, что не все богатые будут осуждены на мучения; также и не все убогие и нищие будут посланы в рай. Много и богатых окажется в царстве небесном, много и нищих будет в геенне огненной.
Те богатые, которые приобретают себе богатство от безгрешных промыслов, от своих собственных трудов, от справедливых сборов, которые, хроме того, милосердны и благоподатливы, — такие, как мы сказали раньше, покупают себе великое спасение. Не слышим ли мы, что многие, бывшие в жизни этой богатыми, ныне находятся в царстве небесном? Богат был царь Давид, не нищими были и святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, и все они спасены. Также и в новой благодати много было царей, вельмож, богатых и славных, о которых мы знаем, что они спасены, а некоторые из них даже в святцах считаются между святыми.
Нищие же, убогие, которые ленятся работать и трудиться, а питаются воровством, крадут или на разбой идут, или другое что-либо делают худое, или ищут пропитания только от милостыни, от подаяния людского, и лезут в глаза людям, точно смола, хотя иные могли бы и трудиться, и зарабатывать себе хлеб, — такие не только не получат себе в будущей жизни милости Божией и царства небесного, но будут посланы даже в муку вечную и будут мучиться с бесами вовеки.
Таким образом богачи праведные и добродетельные и в сей жизни богаты, и в будущей жизни наследуют богатство небесное.
Нищие же воры, лентяи и тунеядцы и здесь нищи, и там будут нищими, а сверх того они будут осуждены и на муку вечную, от чего да избавит нас Христос Бог Своим милосердием. Аминь.