Мы всегда должны поучаться Божиим словам, которые предлагаются нам в Божественном Писании, особенно же евангельским и апостольским словам, читающимся каждый день в церкви на Божественной Литургии. Для того и читаются в церкви каждый раз Апостол и Евангелие, чтобы православный христианин, восприняв хотя бы одно слово из них, получил бы душевную пользу для своего спасения. Поэтому и мы поищем в нынешний день какой-либо пользы для нас в апостольском чтении.
Из апостольского Послания, писанного к колоссянам, проповеданного во вселенной и прочтенного в нынешний день на Божественной Литургии, мы предложим вам в научение следующие слова: Проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе (Кол.1:28).
Возлюбленный слушатель! Апостол всякому человеку желает быть совершенным. Но кто из людей может быть совершенным? Никто не благ, как только один Бог (Мк.10:18). Однако же христианин должен по силе своей заботиться, чтобы с Божией помощью день ото дня и час от часа приходить к совершенству в добрых делах.
Сам собою человек не может достигнуть добродетельного совершенства, с помощью же Божией может, ибо невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27). На это именно и указывает ныне апостол, говоря: Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Не своими усилиями представим совершенным, но во Христе Иисусе, то есть с помощью Иисуса Христа (Кол.1:28).
Поучимся же ныне немного, хотя бы отчасти, тому, как человек может достигнуть добродетельного совершенства.
Как по телесному возрасту человек не сразу после рождения делается совершенным, но, возрастая понемногу день ото дня, месяц от месяца и год от года, приходит в возраст совершенного мужа, так и по духовному возрасту, то есть по добродетельности, мы не сразу делаемся совершенными, но, как бы с младенчества, мы начинаем с доброго намерения, с доброго начала. Так поучает и святой апостол Петр: Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Петр.2:1-2).
Внемлем словам: Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко. Человек, начинающий отлагать всякую злобу, всякий грех, и приходящий в чувство и покаяние, есть как бы новорожденный младенец, которому не сразу предлагается твердая пища, но сначала молоко, то есть слово Божие предлагает ему понести бремя не сразу тяжелое и неудобное, но сначала легкое, чтобы, привыкнув к легким подвигам, он потом мог взяться и за более трудные.
Посмотрим же на самый возраст добродетельный, то есть на самое совершенство. Чтобы удобнее рассмотреть его, я предлагаю такой вопрос: что такое совершенство? Совершенство — это то, о чем нельзя сказать, что ему недостает чего-либо. Не может дом быть назван совершенным, если в нем недостает крова или если в нем будет не достроено что-либо иное. Не может город назваться совершенным городом, если в нем не будет крепких стен, башен, ворот, дневной и ночной стражи. Не может человек назваться совершенным, если ему недостает руки или ноги, или какого-либо иного члена тела. Вообще всякая вещь не может быть названа совершенной, если ей чего-либо недостает. Только то совершенно, что имеет довольство в самом себе, что лишено какого-либо недостатка, и что ни в чем не нуждается для своего совершенства.
Таким же должно быть и добродетельное совершенство в христианах. Необходимо, чтобы оно было полно и не имело никакого недостатка. Если кто соблюдает одну заповедь Господню, а другую преступает, он несовершенен. Кто постится, но гневается, тот не является совершенным постником. Кто дает милостыню, а чужое грабит, тот не совершенный милостивец. Кто примиряется с ближним, а сердцем помнит злобу, тот не совершенный друг. Кто молится устами, а умом не вникает, но мечтает о чем-либо ином, тот не совершенный молитвенник. Кто поставлен на правосудие, а судит несправедливо, тот не совершенный судья. Кто называется христианином, а живет не по-христиански, тот не совершенный христианин. Кто носит иноческое звание, а иноческих дел не совершает, тот не совершенный инок. Кто поставлен духовным пастырем для словесных овец, но не радеет не только о спасении их душ, но и о своей душе, тот не совершенный пастырь. Говоря же вкратце, всякий христианин, которому в соблюдении заповедей Господних недостает чего-либо из добрых дел, не может быть назван совершенным.
Христос, Спаситель наш, сказав о Себе Своим ученикам, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить, присоединил еще и следующее: Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона (Мф.5:17-18). Иота — это греческая буква, по нашему «i» десятеричное. Здесь можно подумать, для чего Христос, Спаситель наш, одной буквой завершил весь закон, буквой же не иной какой-либо, ни «А», ни «Б», ни другой какой-либо, но именно иотою, то есть «i» десятеричным.
Причины того имеются две. Первая причина в том, что во всей азбуке нет буквы меньше иоты, только одна иота есть самая малая из всех букв. Она представляет собой одну малую, немного протянутую палочку. Она мала, но совершенна и не имеет никакого недостатка. Вспомнил же Господь эту самую малую, но совершенную букву, желая научить нас тому, чтобы мы знали, что если в исполнении заповедей Господних мы нарушим что-либо малое, то мы уже не совершенны, и только тогда мы окажемся совершенными, если малое исполним наравне с великим.
Вторая причина заключается в том, что если над буквой «i» будет написана одна черта, называемая титлом, то получится число десять — завершение всего закона. Господь наш буквой «i» десятеричным с одной чертой ясно указывает на Ветхий и Новый завет. На Ветхий Завет указывает буковой «i» десятеричным, обозначая десять заповедей, данных в ветхом завете на Моисеевых скрижалях. Одной же чертой над «i», то есть титлом, Он указал на Новый Завет, на святое Евангелие, которое является завершением ветхого завета подобно титлу у десятеричного «i». Одной этой буквой с титлом Господь нас научил тому, чтобы мы знали, что если не соблюдем всех десяти заповедей Божиих, а сверх того не сохраним еще евангельских велений и советов, то не можем быть совершенными.
Духовная невеста Христова, душа человеческая, достигшая добродетельного совершенства, говорит в Песни Песней своему возлюбленному Жениху Христу так: Всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для Тебя (Песн.7:14). Какие это плоды, новые и ветхие, соблюла та духовная невеста своему Жениху? Это объясняет Феодорит, говоря от ее лица так: «Заповеди Ветхого Завета и веления Нового Завета, которые получила от благодати Духа Святого, я соблюла для Тебя и сохранила в целости, как вверенное мне сокровище». Нам же отсюда можно видеть, что для совершенства недостаточно соблюсти ветхие плоды (разумею заповеди Божии) без новых, и новые без ветхих. Необходимо сохранить то и другое вместе, — в этом и будет заключаться совершенство.
Кроме того, ветхие и новые плоды мы можем понимать еще и так: ветхие плоды — это те добрые дела, которые повелены нам законом Божиим и которые мы всячески должны исполнять; новые же плоды — это те добрые дела, которые мы совершаем по нашему произволению сверх того, что повелено, как например, закон повелевает не желать никакой вещи своего ближнего, не отнимать и не похищать, а истинный христианин не жалеет для ближнего и своего собственного, проявляет щедрость и все дает; закон повелевает не воздавать злом за зло, а истинный раб Божий еще и благодетельствует своему врагу; закон повелевает вести чистую жизнь, а истинный христианин не позволит даже и мысли нечистой быть в своем уме и прочее. Кроме того, повелено, например, кому-либо духовным отцом поститься в среду и пятницу, а он присоединяет сверх того пост и в понедельник; повелено ему в какие-либо дни слушать святую Литургию, а он еще и молебен поет; повелено будет положить сто поклонов в день, а он сверх того присоединяет и другие сто. Разные подвиги и дела, совершаемые сверх должного из усердия к Богу, — это новые плоды, соблюдаемые со старыми, о которых говорит невеста Христова: Всякие плоды, новые и старые: это сберегла я для Тебя.
Спасение наше в Писании названо чашей: Чашу, — сказано, — спасения прииму. Потому чаша эта должна быть не до половины, но полной, то есть спасение наше должно быть не скудным, но совершенным. Не полную ли чашу мы имеем обыкновение пить во время бесед за здоровье друг друга? Неужели же до половины будем пить чашу спасения за вечное здоровье душ наших? Неужели мы не будем заботиться о совершенстве в добрых делах? Да будет известно нам, что эта чаша нашего спасения должна быть не только полной, но даже избыточествовать, как и та мера или чаша, о которой пишется в Евангелии: Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше (Лк.6:38).
Если Господь хочет платить нам, Своим рабам, от прещедрого Своего милосердия выше нашего достоинства со многой прибавкой, поскольку все страдания этого века не стоят Его славы, то и мы должны трудиться больше, чем нам повелено, чтобы наша чаша была не только полна, но и утрясена и переполнена, чтобы спасение наше было не только совершенным, но и пресовершенным, как увещевает и апостол, говоря: За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше (1 Фес.4:1-3).
Святой Иоанн Златоуст, в своем толковании на это апостольское Послание к Фессалоникийцам, говорит: «Преуспеяние состоит в том, чтобы заповеди и завещания превосходить не по принуждению учителей, но по своему произволению». Как земля возвращает сеющему не только те семена, которые принимает в себя, но с умножением и вместо одного зерна — многие зерна, так и душе нашей подобает не только стоять в том, что заповедано, но и превосходить заповеданное, — это и называется добродетельным совершенством. Ведь одно соблюдение заповедей не есть совершенство, достойное похвалы от Бога, но только рабский долг, как говорит Христос: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10). Такие свободны от долга, но не славны заслугами, ибо они избежали мук, но не получили венцов. Если ты не убил, не украл, не лжесвидетельствовал, не прелюбодействовал, не пожелал чужого, то этим не сплел еще венца для себя, но только освободился от долга и избавился от мук. Венцы же откладываются для совершенных, которые потрудились сверх заповедей.
О как стыдно теперь и будет стыдно в день и час смертный христианину, который не только не превзошел заповеданного, но не прошел и половины заповеданного и соблюл едва одну какую-либо заповедь. Если кто исполнит все заповеди и, погрешив в одной, оказывается виновным во всем, то тем более будет виноват тот, кто исполнил только одну заповедь, а прочие все презрел. О как далеко стоит он от совершенства!
О как пуста чаша нашего спасения! О как скудны наши плоды! Все это из-за нашей небрежности, все оттого, что мы не радеем о спасении наших душ.
Существуют еще и иные признаки совершенства, как например, любовь к врагам, согласно слову Господню: Любите врагов ваших; и: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:44,48). Но об этом не будем говорить теперь.
Скажем же еще и то, что достойная смерть добродетельного мужа, умирающего в Господе, является совершенством, ибо в Отечниках обычно о кончине блаженных Отцов говорится, что такой-то «совершился», то есть преставился ко Господу.
Ныне мы совершаем воспоминание блаженной памяти скончавшегося раба Божия Евсигния, мужа, который и годами, и разумом, и заслугами перед Богом и людьми был совершенным, поэтому без сомнений можем сказать о нем, что он скончался блаженной кончиной.
Некоему юноше Господь в Евангелии сказал: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф.19:21). Поминаемый ныне муж, послушавшись совета Господа, раздал свое имущество нищим, следовательно, он явился совершенным пред Господом и получил сокровище на небе, ибо верен Господь всем словам Своим и слово Его неложно. Господь похвалил вдовицу, которая все свое богатство (две лепты) вложила в церковное хранилище (см. Мк.12:42; Лк.21:2).
Немалую похвалу у Господа своего имеет и раб Божий Евсигний, который все свое богатство растратил на строение и украшение храмов Божиих, как и этот святой храм он создал и украсил во славу Божию подобно небу земному. За это он теперь имеет на небе храм для упокоения праведной своей души, согласно апостольскому слову: Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор.5:1).
Святой Давид, прося у Бога спасения душе своей, как бы вместо предисловия к своей молитве совершил воспоминание своего усердия к дому Божию, говоря: Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место селения славы Твоей. Потом же говорит, как бы ища некоего долга от Бога: Да не погубишь с нечестивыми душу мою, и с кровожадными жизнь мою (Пс.25:8-9). «Поскольку, — говорит он, — я возлюбил благолепие дома Твоего, то и Ты, Господи, не погуби души моей, но спаси».
Любил благолепие дома Господня — что, очевидно — и преставившийся муж Евсигний, он украсил дом Господень, как невесту прекрасную. Поэтому мы твердо веруем, что Праведный Господь не погубил его души с нечестивыми, грешными и лишенными спасения, но водворил его в райских селениях с праведными, где да будет ему вечное наслаждение от премилосердной благодати Божией, вечное упокоение со святыми, на земле же среди людей вечная память. Аминь.