Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник (Мф.21:33). |
Нынешняя евангельская притча, слушатель мой, ясно истолкована Святыми Отцами и толкователями Божественного Писания.
Хочу я прохладиться здесь, погулять среди тех таинственных виноградов, а с собой прошу и тебя, слушателя моего, ибо уже приближается время созревания винограда. Подошло уже время обрезать его, и какие гроздья соберем для нашей духовной пользы, то поделим пополам или съедим вместе.
Прежде всего войдем в древнейшие ветхозаветные виноградники. Страной ветхозаветной древности является Палестина, столицей же или царствующим градом — Иерусалим. Не минуем же его умом нашим, войдем туда и побеседуем с жителями иерусалимскими, да не с простыми жителями, но с пророками.
Святой пророк Исайя! Неужели ты, сообщая нам это, не знаешь, почему этот виноград Божий, так прекрасно устроенный, огражденный и насажденный, оказался бесплодным и родящим не гроздья, но тернии?
«Знаю, — говорит, — виновато место, место плохое, бесплодное, ибо очень высокое. Виноградник, — говорит, — на вершине утучненной горы (Ис.5:1), то есть на крайней высоте, даже под облаками. Высотой этой является высокоумие и гордость. Виноградник находится на холме, и поэтому он бесприбыльный и бесплодный: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч.16:5). Таковой породит не плод веселия, но терние скорби, ибо гордый, с одной стороны, других колет до слез или до крови, опечаливая, преследуя и мучая, с другой же стороны, сам скоро падает в терния бедствий и скорбей. Бог гордым противится (Иак.4:6), а где Господь, что там может устоять?
Скажите же, судьи иерусалимские, Богу: «Не удивляй нас, Господи, нельзя судить этого дела с Твоим виноградом, ибо место виновато, виноград стоит на холме, в гордости, в высокомерии. Перенеси и пересади его ниже, в долину, низложи сильных, смири возносящихся, тогда он станет лучше, ибо смиряемый научается и исправляется».
Минуем же и мы этот гордый виноград, поскольку мы не найдем в нем плода, но только терние, то есть не будем впадать в гордость, не будем возноситься и многословить пустым самовосхвалением, чтобы и над нами не потребовал Бог суда, говоря: Рассудите Меня с виноградником Моим. Пойдем дальше.
О пророк! Нет ли у Господа Бога какого-либо другого, лучшего виноградника, которым могли бы мы довольствоваться, найти в нем духовные гроздья и воспользоваться? «Есть, — говорит, — но не лучше первого». Где же он? Пророк говорит: на благом месте. У Возлюбленного моего был виноградник на месте благом (Ис.5:1). Если на благом месте, то можно, значит, надеяться на хорошие вещи? Нет, говорит, ибо это место только по имени, лицемерно называется благим и хорошим, на самом же деле оно злое; по имени только он слывет виноградом Божиим, на самом же деле это земля пустая, покрытая сорняками и рождающая только терния и волчцы (Быт.3:18).
Желая выразить именно это, как мне кажется, тот же пророк Исайя, когда имел нечто возвестить израильтянам от лица Божия, которые были виноградом Божиим, говорит им: Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля (Ис.48:1). Внемлем этим словам: Называющиеся именем Израиля. Не лучше ли было пророку просто сказать: «Слушай это, Израиль», нежели: Слушайте это, называющиеся именем Израиля? Нет, не лучше, ибо здесь пророк показывает то, что израильтяне, развратившись, далеко ушли своими злыми делами от прежних израильтян и, удалившись от Бога грехами, напрасно назывались израильтянами. Они только по имени, лицемерно, были израильтянами, как бы только написанием были израильтянами, а на самом деле были семенем ханаанским.
Израиль был праведен, а они полны беззаконий. Израиль почитал Истинного Бога, а они поклонились идолам. Израиль совершал добрые дела, а они умножили злые. «Потому-то вы не истинные израильтяне, — говорит пророк, — но только по имени». Рассуждая об этом, святой Кирилл говорит: «Имели его имя, а умом находились в пагубном состоянии». Они имели иные нравы, объяты иной мыслью, не тем обычаем, не тем умом, который был у самого древнего Израиля, но объяты только именем его. Как образ человеческий, написанный на доске, считается человеком, но не есть человек, ибо лицо, написанное на доске, во многом отличается от лица живого человека, так часто отличается и имя от жизни. На этот-то виноград и жалуется Бог: Ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. Рассудите Меня с виноградником Моим. Судьи же на это отвечают: «Не можем судить вещь неизвестную, покрытую лицемерием. Отними, Господи, от них покров лицемерия, обличи их неправду, и тогда всякому удобно будет судить!»
Минуем мы и этот злой виноград, ибо что может быть горше того, чтобы лицемерно, только по имени, слыть добрым человеком, а на самом деле пребывать в злобе; именем только быть христианином, а делами — нечистым; именем быть правоверным, а делами подражать зловерным; иметь образ благочестия, а делами отвергаться от него? Поэтому не будем входить в такой виноград, чтобы не сдружиться с лицемерными развратниками, ибо в них мы не найдем полезных гроздьев, но лишь вредные тернии. Если же что-либо притворно и покажется гроздьями, то вино их будет как яд змеиный. Господь жалуется: Вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:33).
Почему же так? А потому, что виноградник Божий близко придвинулся к иноплеменникам, то есть к иноплеменническим нравам. Смешались, — сказано, — с иноплеменными народами (1 Езд.9:2) и научились их делам, как и те, о которых Писание говорит: Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских, — то есть близ Содома и близ Гоморры жили Божии люди и от них научились греховному, развращенному и богопротивному нраву, потому-то вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Кого не развратит дружба со злыми? Со строптивым, — сказано, — развратишься (Пс.17:27). Минуем же этот строптивый, развращенный виноград, пойдем дальше.
Те пророческие слова: У Возлюбленного моего был виноградник на холме, месте благом, — другой перевод читает так: Виноград был у возлюбленного на роге сына елеа. Здесь толкователи под рогом подразумевают судьбу, счастье, благоденствие и богатство тех, рог которых на земле возносится в славе и могуществе. Под елеем разумеют плотоугодное сладострастие и греховное любосластие. На этаком прекрасном месте, на вознесенном, как рог, на умащенном и тучном, как елей, может ли родиться виноград Божий? Никак! И здесь Бог жалуется: Ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. Ведь откуда больше всего рождаются острые, богопротивные вещи, как не от плотского греховного сладострастия? Плотские помышления суть вражда против Бога, — говорит апостол (Рим.8:7). Не дивись же, Господи, что и этот Твой виноградник бесприбылен. Он вознесен на рог судьбы, суетного счастья, богатств и утучнен елеем плотоугодия и грехолюбия. Мы же, миновав и этот виноградник, пойдем дальше.
Кажется мне, что мы уже миновали все злые виноградники мира сего, лежащего во зле. Миновали виноградник гордости на холме. Миновали виноградник лицемерия и притворной доброты на благом месте. Миновали виноградник суетного счастья и плотского греховного вожделения на роге елея. Теперь нам следует войти в добрые виноградники и собирать в них вкусные и здоровые для душ наших гроздья.
Оставив ветхозаветные виноградники, войдем в новоблагодатные, и как там мы беседовали с первейшим пророком Исайей, так и здесь мы побеседуем со святым апостолом, с тем апостолом, который больше всех знал тайны Христовы.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов! Ты на последней Вечери Христовой почил на персях Его и потому познал непонятное. Скажи нам, о чем Христос беседовал с вами, Своими апостолами, идя на вольное страдание и смерть после того, как ушел от вас Иуда? Евангелист рассказывает, не столько говоря устами и языком, сколько с помощью пера и чернил в Евангелии, о том, что Господь, любезно и долго беседуя со Своими учениками накануне Своих страданий, назвал Себя виноградом, который возделан Отцом: Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь (Ин.15:1).
Войдем мы в этот виноград, здесь мы поистине найдем пользу, ибо здесь есть гроздья и вино веселия. Посмотрим же, почему Господь наш назвал Себя виноградом. Не потому ли, что в Святых Тайнах под видом вина верующие пьют Его Животворящую Кровь? Ведь Он сказал на вечери: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф.26:27-28). Назвал Он Себя виноградом для того, чтобы знали, что Кровь кто-либо может пить не иначе, как только под видом гроздной крови, то есть под видом вина, которое в Писании называется Кровью гроздною (Быт.49:11; Втор.32:14).
Не для того ли Он назвал Себя виноградом, чтобы показать, что как гроздь виноградная, пока не будет вложена в точило, не попрана и не раздавлена, до тех пор не даст из себя вина, которым «веселится сердце человеческое» (см. Пс.103:15), так и Ему, Господу нашему, подобало, как и грозди, быть попранным и раздавленным страданиями, чтобы источить Кровь, как вино, для радостного спасения всего рода человеческого. Восходя на Крест, Он назвал Себя Лозой виноградной, и как лоза, возросши на коле, рождает гроздья, так и Господь наш, вознесшийся на Кресте, принес пять чудных красных гроздьев, пять, говорю я, больших ран на руках, ногах и Пречистом Его боку. Посему-то Он и сказал: Я есмь Лоза. Соберем же от этой таинственной Лозы те пять гроздьев, пять ран Христовых, и будем во здравие вкушать все, духовные и мирские, великие и малые, старцы и юноши.
Поистине, вкусны те гроздья для духовного насыщения и полезны для мысленного здравия, ибо имеют многую силу. Гроздь, или рана правой руки Господней имеет силу любить добрых, гроздь же левой руки, или рана на левой руке, имеет силу миловать грешных. Для того-то Он и пострадал правой и левой рукой, чтобы показать, что Он «праведных любяй, и грешныя милуяй». Гроздь, или рана правой ноги Господней имеет силу постановления нас на путь правый, гроздь же, или рана левой ноги Его имеет силу возбранения от злого пути нашим ногам. Наконец, гроздь, или рана Его пронзенного сердца имеет великую силу высочайшей любви, которой Он от всего сердца любит не только друзей, но и врагов: Отче! Прости им (Лк.23:34). Больше такой любви никто не имеет, чтобы положить душу свою не только за друзей (Ин.15:13), но и за недругов.
Вот видите, каким вкусом обладают те пять духовных гроздей. Будем же вкушать их во здравие, будем вкушать с желанием, и да уразумеем силу их: Вкусите, — сказано, — и увидите, как благ Господь (Пс.33:9). Но не оставим и всех прочих, хотя и меньших, гроздьев той лозы, не пренебрежем, скажу я, и всеми прочими ранами, бывшими на Теле Господнем, ибо все они имеют одну и ту же силу избавить и спасти нас от наших грехов. Апостол говорит: Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр.2:24).
Поищем еще и то, где любит насаждаться, расти и приносить плод тот прекрасный виноград, та лоза истинная, которая есть Христос. Мы знаем, что Он родился однажды прежде веков от Отца без матери. Знаем и то, что в последнее время Он родился, от Матери без отца, от Пречистой Девы Марии, и имеет Тело, как лозу виноградную, Божество же в теле, как виноградный сок в лозе и гроздьях. Где же ныне рождается сей прекрасный и прелюбезный наш виноград, где насаждается и растет, — это, я думаю, не всякий угадает.
Есть изыскание боговдохновенных музей о священномученике Игнатии Богоносце: почему он называется Богоносцем? Говорят, вот почему: когда Господь, ходя по земле и уча людей, говорит: Не препятствуйте детям приходить ко Мне (Мк.10:14), — тогда в народе случайно были родители Игнатия вместе с отроком Игнатием, который уже начинал ходить. Господь, призвав к Себе от них отрока Игнатия, поставил его посередине и, взяв на руки и обняв его, сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф.18:3).
Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками Бога воплощенного, а еще не меньше и потому был назван Богоносцем, что носил Бога в сердце своем. Когда он мучителями был брошен на съедение зверям за Христа, то был спрошен ими, почему он всегда на устах имеет Христово имя? Святой на это ответил: «Я имею Его имя написанным в сердце, ибо устами исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце».
После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению среди костей его сердце сохранилось целым, не съеденным зверями. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце посередине надвое, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самим делом оказался Богоносцем, поскольку Христа Бога носил в сердце своем.
Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная Лоза, Христос, — в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Посмотрим же в свое сердце каждый, найдем ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза — Христос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи (Мф.15:19)?
Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал бы крапиву или терние, и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю. Не разумным, но глупым считай и того, кто в сердце своем насаждает вместо лозы — Христа, хворост страстей и грехолюбия, и рождает вместо гроздьев терния.
Святой Амвросий называет безумным Ахава, царя израильского, а за что? За его безрассудное намерение и за глупые слова. Он говорит Навуфею: Отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад (3 Цар.21:2). Рассуждая об этом, тот учитель говорит: «В том заключалось все безумие (Ахава), в том вся ярость, что для худого зелья искался простор».
О глупый Ахав! Отнимаешь чужой, прекрасный, плодовитый виноград только для того, чтобы, искоренив лозу с гроздьями, насадить на том месте какое-то худое огородное зелье: лук, чеснок и прочее.
О глупый христианин! Ты в своем сердце вместо прекрасного, сладкого и радостотворного винограда — Христа, насаждаешь мерзость, горечь и многострадальную любовь к греховным похотям. Та лоза насаждается и тот духовный виноград рождается в сердце рабов Его, а не в сердце рабов греха.
Соделаемся же мы истинными рабами Христовыми, а не рабами греха, порабощенными сладострастными похотями. Но обратимся снова к нашей беседе о духовных виноградах.
Найдется ли какой-либо другой виноград, после избранного того винограда, Христа Господа нашего? Хотя и не такой, но зато подобный найдется. Где же он находится? Был прежде в Назарете, а ныне — в святой Церкви Господней.
Приблизился великий праздник Рождества Девы Богородицы от праведных родителей Иоакима и Анны: вот виноград Господа Саваофа, который из бесплодного корня произрастил нам сад живоносный — Матерь Свою. Святые, праведные родители — как бы избранная лоза виноградная, а родившаяся от них Богоотроковица есть как бы гроздь, приносящая вино веселия, ибо Она есть радость всех скорбящих. Итак, будем притекать и к сему винограду и будем принимать грозди Богородичной благодати для наслаждения и радости наших сердец. Аминь.