В неделю тринадцатую по Пятидесятнице

Поучение первое

Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник (Мф.21:33).

Благодать и мир от Господа нашего Иисуса Христа всем нам да будет.

Прелюбезный мой слушатель! Я гость в этом богоспасаемом царствующем граде, а гостю подобает приходить к достойным лицам не без гостинца, ибо написано: Пусть не являются пред лицом Господа с пустыми руками (Исх.23:15). Значит, и мне не следует являться перед лицом любви вашей с пустыми руками. Но что я принесу? Какой гостинец, какой дар предложу, когда я сам нищ и духом, и на самом деле? Золота и серебра я не имею и не хочу иметь. Принесу то, что я по милости Божией, хотя и не богато, имею, — предложу я любви вашей слово Божие. Этот гостинец, этот дар дороже тысяч золота и серебра (Пс.118:72). Этим многие себе купили жизнь вечную: Исследуйте, — сказано, — Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин.5:39).

Итак, сие слово Божие да будет даром и гостинцем для вас от ничтожества нашего, а любовь ваша пусть не отвергает, ибо слова Божии хотя и предлагаются просто, не украшенные витийством, но все же они слова Господни, слова чистые, серебро расплавленное (Пс.11:7), исполненные достоинства и пользы. Итак, я начинаю во имя Господне.

Нынешняя евангельская притча о насаждении винограда и об убиении наследника ясно истолкована, прелюбезные слушатели, Святыми Отцами и толкователями Божественного Писания. В Ветхом Завете виноградом назывался народ израильский, выведенный из Египта, о котором Псаломник говорит: Виноград из Египта принес Ты (Пс.79:9). И пророк Исайя говорит: Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис.5:7).

Оплотом того винограда был закон, данный на Синае Моисею от Бога. Точило — это алтарь ветхозаветных жертв, на котором текла кровь животных. Башня — это храм Соломона. Работники — законоучители, книжники и князья, архисинагогисты. Избитые рабы — это пророки, наследник же, выведенный вон и убитый, — Мессия, Христос.

В новой благодати виноградом является Церковь Христова, перенесенная от Израиля к язычникам. Оплот ее — тот же закон Божий, точило — слово Божие, башня — твердая вера, работники — пастыри, архиереи и иереи; рабы — носящие послушание; овцы словесные — люди благочестивые; наследник и Глава Церкви — Христос. Так говорится вообще. В частности же виноградом является всякая христианская душа правоверного и благочестивого человека. Оплот его — страх Божий, точило — сердце, источающее умиление; башня — это крест и всегдашнее памятование о страданиях Христовых; работники — душевные силы: память, разум и воля; рабы — чувства; наследник же сего винограда один и то же — Христос.

Виноград ветхозаветный, или дом Израилев, опустел, виноград же новоблагодатный, т.е. Церковь Христова, процветает, хотя и находится посреди терний. Особенный, душевный виноград каждый день требует насаждения и возделывания. Я иду мимо ветхозаветного и давно уже опустевшего винограда, не буду говорить ныне и о новоблагодатном церковном винограде, но побеседуем о мысленном, душевном винограде и о его духовных насаждениях.

Итак, ныне я с Божией помощью хочу быть хозяином дома, хочу сажать виноград, и виноград духовный. Для насаждения же его я поищу места в двух странах: в пределах мира сего и вне пределов мира сего. В пределах мира сего — в создании, а вне пределов мира сего — в Самом Создателе. Вы же, любовь ваша, да поможете мне в намеченном моем деле любовным и внимательным вашим слушанием, и где найдем хорошее место, там и начнем насаждать наш виноград.

Духовным виноградом является наша душа, насажденная в нашей плоти как бы в земле, но живущая больше там, где что любит, нежели там, где существует. Существует она в плоти, а все ее желания там, где она что-либо любит: Где сокровище, там и сердце (Мф.6:21); где любимая кем вещь, там и душа его. Корень этого духовного винограда души, углубляясь умом в то, о чем он мечтает непрестанно, и, обходя дольнее и горнее, там и насаждается, углубляясь своими помышлениями, где ему понравится, независимо от того, доброе это место или худое.

Пройдем же умным хождением прежде всего пределы мира сего и поищем хорошее место для насаждения нашего винограда.

В мире сем есть три вещи, как бы три места, в которые человек, влекомый к ним самим естеством, обычно углубляется своим умом, всей душой наслаждается и вкореняется. Первое место — это честь, другое — корысть, а третье — наслаждение, ибо каждый по природе желает чести, ищет корысти и любит наслаждения, что ясно изобразил апостол, говоря: Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин.2:16).

В гордости житейской желают чести, в похоти очей ищут корысти, увлекаются собиранием имущества, в похоти плотской — ищут наслаждений плотской любовью. Вот все пределы мира сего, это все, что есть в мире.

Эти три вещи — как бы три места для насаждения нравственного винограда: гордость, желающая чести, увлечение, ищущее корыстничать богатствами, и сладострастие, наслаждающееся плотской любовью. Все люди мира сего, как виноградники, на этих местах насадились и насаждаются, углубились и углубляются. Ведь кто в своей гордости не желает чести? Кто в своем увлечении не ищет богатства и прибыли? Кто в своем сладострастии не порабощается плотской любовью? Эти три места еще в древности были изображены в древнем винограде Божием, что мы сейчас и увидим.

Было некогда такое время, когда Господь Бог послал к израильским судьям Своего посланника, пророка Исайю, с делом, а дело было такое. Бог приносил израильским судьям жалобу и ярость, Он жаловался на некий Свой виноград и просил суда над ним, а слова в жалобе Божией были такие: И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим (Ис.5:3).

Дивная вещь — Бога судить с Его виноградом! Господи! Не Ты ли Судия над живыми и мертвыми? Неужели Ты не можешь Сам судить виноград Твой? «Нет, — говорит, — вы люди, судьи иерусалимские, судите Меня и виноград Мой: Судите Меня с виноградником Моим». В чем же судить? Вот в чем: Я обнес его оградою, — говорит Бог, — и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди него, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды (Ис.5:3).

Внемлем, в чем Бог ищет суда над Своим виноградом? «Я оградил его, — говорит Он, — воткнул колья, по которым следует расти винограду, насадил избранную лозу и сделал все подобающее, приложив много забот, стараний и труда, и когда надеялся уже на плоды, на утешение и прибыль и готовился уже вкусить желанных сладких гроздьев, Мой виноградник вместо плодов, напротив, породил терние, вместо утешения — скорбь, вместо радости — печаль, вместо прибыли — лишение, вместо прекрасного вкуса — горечь: Ягоды их — ягоды ядовитые, гроздья их горькие; вино их — яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:32-33). Руки нельзя протянуть к винограду Моему, где должны быть гроздья, там родился терн: Ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды (Ис.5:4). Итак, рассудите Меня с виноградником Моим», — говорит Господь Вседержитель.

Посмотрим же, почему виноград Божий, хорошо посаженный, огражденный и возделанный, породил не гроздья, а терние? Не место ли виновато? Бывает так, что и добрый сад, но посаженный на плохом месте, бывает бесплодным. Итак, посмотрим место. Место, на котором Бог насадил было виноград Свой, в славянских Библиях называется холмом и местом благим: У Возлюбленного моего был виноградник на холме, месте благом (Ис.5:1), а халдейский перевод читает: на холме, на месте тучном. Эти места считаются хорошими, но не пошли они на пользу для виноградника Божия. Разберем же эти три наименования: «холм», «место благое» и «место тучное».

Буквальное толкование по написанному таково: виноград Господа Саваофа — это, как мы сказали раньше, дом Израилев, принесенный из Египта в Палестину; холм — Палестинская страна, лежащая высоко, на горах и холмах, так, например, Иерусалим находится на горе Мориа, на горе Сионе, окрестности же его — на горе Елеонской, Фаворской и других. Место было благим потому, что страна эта была тучна, плодородна и изобиловала хлебом, овощами, золотом, серебром и всякими благами. Место было тучно, ибо было богато деревянным маслом, имея массу масличных садов, почему в Иеронимовом переводе Иерусалим назван «сыном елея», то есть масла.

Еще и потому страна эта называлась местом тучным, что она изобиловала медом и молоком. Медом потому, что там везде родилось множество пчелиных роев не только на деревьях, но и в горах между камнями, и в земных расселинах. Молоком же изобиловала потому, что в ней для скота были прекрасные пастбища, отчего там было великое множество стад молочного скота. Таким образом, страна эта была очень богата как елеем (деревянным маслом), так и коровьим маслом. На таких-то высоких и плодородных местах, богатых медом, молоком и елеем, был насажден виноград, принесенный из Египта, — народ иудейский, как о нем пишется в псалмах: Ты посадил корни его, и он наполнил землю. Тень его покрыла горы, и ветви его закрыли кедры Божия; простер он ветви свои до моря и лозы свои до рек (Пс.79:10-12).

Однако же этот народ, названный Божиим виноградом, оказавшись неблагодарным за такие Божии благодеяния, породил не гроздья, но терние, то есть творил дела не богоугодные, но прогневляющие Бога. Разбогатев на благом месте, он прежде всего возгордился, и как жил он на холме, на местах высоких, так возносился он и нравом, был высокомерен, хвалясь высоким происхождением и свободой: Мы семя Авраамово и не были рабами никому (Ин.1:33). Потом, растолстев и ожирев (Втор.32:15), забыл Бога, спасавшего его, и поклонился идолам. Это являлось для Бога не гроздьями, но тернием. Своих дочерей и сыновей они приносили в жертву бесам, — и это терние. Смешавшись с язычниками и научившись их делам, они склонились к плотским нечистотам и невоздержанию, и прелюбодействовали с иноплеменными, — и это тоже терние. Потому-то Господь Бог и искал суда на них, говоря: Рассудите Меня с виноградником Моим. Это толкование буквально, по написанному.

Духовное же толкование заключается в том, «что Божиим виноградом, который Бог хочет, как бы из Египта, из этой плачевной юдоли перенести в обетованное нам небо, называют душу каждого христианина. Под теми вышеуказанными местами — холмом, местом благим и местом тучным — мы будем разуметь те вышеуказанные три страсти мира сего, в которые обыкновенно углубляется человеческий ум, а именно: похоть плотскую, похоть очей и гордость житейскую.

Холм — это гордость житейская, которая высоко о себе мнит, восходит на гору высокомерия и возносится над другими. Место благое — это пристрастие к имениям и богатствам, ибо они обычно называются благами, как говорил, например, и евангельский богач: Душа, много добра лежит у тебя на многие годы (Лк.12:19). Место тучное — это сладострастное плотоугодие, похотливое невоздержание.

Вот как в том древнем Божием винограде, перенесенном из Египта в Палестину, изображены три естественные в мире страсти, о которых мы беседуем.

Станем же, слушатели, своим рассуждением при тех местах и посмотрим, полезно ли насаждать духовный виноград души на этих местах? Поистине, виноград, насажденный на тех местах, породит не гроздья богоугодных дел, но тернии прогневления Бога. Бог говорит: Ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды (Ис.5:4), терния же, колющие и Бога, и ближнего, и самого себя.

Виноград, насажденный на холме, то есть человек, возвышающийся гордостью, ищущий почестей мира сего, породит не сладкую для вкушения гроздь, но острое, колючее терние, которым он прежде всего колет Бога, ибо не мил Богу горделивый, не люб Ему высокомерный, как глазу терние, почему Писание и говорит: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч.16:5).

Колет он ближнего, ибо гордый презирает ближнего своего, унижает и досаждает ему, а иногда бьет и убивает. Откуда рождаются войны и многие кровопролития? Не из житейской ли гордости тех, которые ищут для себя славы и желают властвовать над другими? Почему восстают народ на народ и царство на царство? Не из-за того ли, чтобы быть выше, прославленнее и достойнее один другого? Не живут ли ссоры в высокородных домах, среди князей и бояр, препирающихся о своем благородстве и говорящих: «Я достойнее его, я благороднее его?» А от споров происходят уже гнев и вражда. Вот как мысленный виноград рождает не гроздья, но терния.

Колет то терние и само себя, ибо гордость скоро падает и низлагается с престолов, так как Господь гордым противится (Иак.4:6). Не был ли низложен со своего престола гордый Навуходоносор? Когда он гордился величием своей славы и могущества, еще слова его не успели выйти из уст, как он внезапно превратился в скота, был изгнан из среды людей и питался травой (см. Дан.4:30). Вот как неполезно духовному винограду, то есть человеку, насаждаться на холме гордости. Минуем же это плохое, неполезное место, и поищем иного.

Виноград, насажденный на благом месте, то есть человек, служащий похоти своих очей, побежденный привлекательностью земных благ и безмерно и ненасытно ищущий богатств, что породит: гроздья или терние? Поистине, не гроздья, но острые терния, колющие Бога, ближнего и самого его. Колет Бога, ибо и прикасается к святым вещам, и Божие присваивает, и слово Божие, павшее в его тернии, он подавляет, как говорит об этом святое Евангелие в притче о посеянном семени: Иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его (Лк.8:7), — толкование чему находится там же: А упавшее в терние — это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк.8:14).

Колет он и ближнего, согласно словам святого апостола Иакова: Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак.2:6-7). Ведь ненасытно обогащающиеся грабят чужое, похищают, отнимают неправедным судом, а иногда и истребляют из среды живущих на земле тех, у кого хотят что-либо отнять. Не погубил ли Ахав, царь израильский, неповинного израильтянина Навуфея из-за виноградника, который ему захотелось отнять у него? Желающий может прочесть об этом в третьей книге Царств, в главе 21.

Колет он и самого себя, ибо, по словом апостола Павла: Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим.6:9-10). Посему и святой апостол Иаков вопиет: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело (Иак.5:1-3). Итак, не полезно мысленному винограду — человеку насаждаться на благом месте, то есть углублять сердце свое и ум свой в ненасытные поиски земных благ и имений, богатств и лакомств. А раз не полезно, то минуем и это плохое место.

Виноград, насаждающийся на месте тучном, то есть человек, служащий плотским похотям, побежденный сладострастием и валяющийся невоздержанно в тине греховных плотских дел что породит: гроздья или терния? Поистине, не гроздья, но терния: Дела плоти известны, — говорит апостол, — они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство и прочее (Гал.5:19). Все это острые терния, колющие Бога, ближнего и самого себя.

Колет это терние Бога, ибо изгоняет Духа Святого из членов человеческих, члены Христовы делает членами блудническими (1 Кор.6:15). Колет ближнего, причиняя обиду законному супружеству. Не укололо ли даже до смерти Урию терние прелюбодеяния Давида с Вирсавией? Не от того ли самого терния, то есть от прелюбодеяния Иродова, пострадал святой Иоанн, Предтеча Христов, который обличал его? Колет то терние и самого похотливца, уменьшая телесные силы, сокращая эту временную жизнь, истощая имущество блудной жизнью, обесславливая его имя, позоря его честь и, наконец, возжигая неугасимый адский огнь, умножая пламя геенское для его вечной муки.

Итак, не полезно мысленному винограду — человеку насаждаться и на тучном месте, в греховном плотоугодии.

Вот, возлюбленный мой слушатель, мы в пределах этого мира увидели три места нравственного винограда — человека. Увидели почести, корысть, сладость, гордость — словом, все лакомое и сладострастное, что апостол называет гордостью житейской, похотью очей и похотью плотской, и не нашли на тех местах пользы, не нашли сладких гроздьев, но лишь терние колющие и болезненно уязвляющее. Пойдем же мимо этих неполезных мест, пройдем пределы мира сего, лежащего во зле (см. 1 Ин.5:19), выйдем из его пределов, поищем доброго места, которое мы тотчас же найдем, если рассмотрим силу нынешнего Евангелия.

Нынешняя евангельская притча о насаждении винограда и убиении наследника изображает нам страдание Господа нашего Иисуса Христа. Как те виноградари, схватив наследника, вывели его из виноградника и убили, так и иудеи, выведя Христа из Иерусалима, умертвили Его крестной смертью. Пойдем же на то место, где был убит Наследник, Господь наш Иисус Христос, Который и призывает к Себе, говоря: Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор.6:17). И апостол советует: Иисус, дабы освятить людей Кровью Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан (то есть вне мира сего), нося Его поругание (Евр.13:12-13).

Когда мы, оставив вне стана или вне пределов мира сего всякую житейскую заботу, начнем выходить из него умом нашим, мы тотчас увидим Господа нашего Иисуса Христа, распятого на Кресте. Прекрасен этот виноград, Тело Христово, которое, как лоза виноградная, привязано к колу крестному пригвождением гвоздями. Он Своей истинной плотью, орошенный истекшей из ребер водой и Кровью, показывает нам пять больших ран, как пять больших прекрасных гроздьев, на руках, на ногах и на пречистых ребрах. Этот Виноград на холме, но не на холме гордости, а на холме крайнего смирения, на Голгофе, где Он смирился не только до образа раба (Флп.2:7), но и до образа грешника. На этом холме Он был осужден как грешник, к злодеям причтен (Мк.15:28; Лк.22:37) и распят посреди двух разбойников.

Этот виноград — на благом месте. Ведь там воплощенный Бог явил нам такое благодеяние, которое никто и никогда не может явить: Искуплены мы драгоценною Кровью Христа. Благое то место, на котором Господь наш молился о врагах Своих, убивающих Его: Отче! Прости им (Лк.23:34), на котором Он обещал разбойнику открыть рай: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43), на котором Он открыл нам и высыпал все Свои сокровища, когда пролил за нас всю Свою Пречистую Кровь до последней капли.

Место это тучно, ибо Кровью Христовой было напоено и утучнено. О, как прекрасно процвели в обителях Бога нашего разбойник и Магдалина, насадившись именно на этом месте! Но вот и Пречистая Дева Богородица со святым Иоанном стоят на том месте, как прекрасный виноград, источая вино слез, которые превратились потом в великую радость.

Итак, на этом месте, возлюбленные слушатели, будем насаждать и мы духовный виноград нашей души, здесь будем углублять наш ум, здесь будем вкоренять свои желания, как корни, на холме Голгофском, на земле, напоенной Христовой Кровью, на благом месте, на котором совершено наше спасение.

Апостол советует: Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор.2:2). Как же видеть? Не достаточно видеть только плотскими нашими очами распятие Господне, изображенное иконописцами на образе крестном, но необходимо и духовными очами взирать на Него, как бы на страдающего ныне, ибо и ныне Он страдает, хотя и не телом, однако же, рассуждая духовно, страдает, по апостольскому изъяснению, вторично распинаемый грешниками.

Примером того, как можно видеть духовными очами Христа распятого, пусть будет преподобный Стефан, о котором в Лимонаре пишется следующее. Три старца пришли к авве Стефану, и, когда они говорили о пользе души, старец молчал. Те сказали ему: «Неужели ничего не ответишь нам, отче? Ведь мы пришли к тебе ради пользы». Тогда он сказан им: «Простите мне, братья! Я еще до сих пор не понял, что вы говорите, однако же то, что имею, я скажу вам. Я и днем, и ночью ничего другого не вижу своим умом, как только Господа нашего Иисуса Христа, висящего на Кресте» (Лимонар. 64). О как дивно богомыслие того отца! Он сидит среди братьев, среди человеческих бесед, а умом своим предстоит на Голгофе Христу распятому, Христа видит, Христу внимает.

Подобно тому и преподобный Пимен, когда пришел к нему авва Исаак, сидел в молчании и как бы находился в исступлении. Подождав довольно долгое время и увидев, что тот пришел в себя, авва молил его, говоря: «Скажи мне, отец, где ты был умом твоим?» Тот же, вынужденный мольбой, ответил: «Ум мой был там, где плакала, стоя при Кресте, Пречистая Дева Мария Богородица».

О прекрасный образ умозрения! О прекрасное созерцание распятого Христа! Эти Святые Отцы насаждали духовный виноград своей души на холме Голгофском, на месте тучном, на котором пролилась Кровь Христова, на месте благом, на котором совершилось дело нашего спасения.

Станем же и мы, грешные, умом нашим на Голгофе и будем смотреть на Того, Кто как бы ныне пригвожден ко Кресту, изранен, окровавлен, висит мертвый, склонив голову, и будем видеть Его неизреченную любовь к нам: Так возлюбил Бог мир (Ин.3:16), что пострадал за нас столь ужасно. Кто когда возлюбил кого-либо так, как Он нас? Кто когда возлюбил так отца, или мать, или сына, или дочь, или друга, чтобы столько выстрадать за них, сколько пострадал за нас Он?

Так возлюбил Бог мир (Ин.3:16). Может ли где-либо найтись любовь больше, чем Его любовь к нам? Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Когда бы еще за друзей, не так это было бы дивно, как то, что за врагов Своих, за грешников положил Господь наш душу Свою, как возвещает апостол: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим.5:8). Вот как возлюбил Бог мир, вот как возлюбил! О неизреченная любовь Твоя, Человеколюбец!

Почему же Господь наш так возлюбил нас? Неужели мы достойны такой Его любви и пролитой за нас Его Крови? Нет! Как мы можем быть достойными, будучи Его врагами? Как будем достойны, всегда прогневляя Его? Как будем достойны, попирая злыми делами Его драгоценнейшую Кровь, пролитую за нас? Как будем достойны, постоянно досаждая Ему? Почему же нас таких Он так возлюбил? По Своей благости, милости, неизреченному милосердию. Это совершил Тот, Кто возлюбил нас еще прежде, чем создал нас. Предвидя наше падение, Он приготовил нам спасение. О неизреченное Твое милосердие и человеколюбие!

Что же Он за это требует от нас? Богатств ли наших, серебра или золота? Ничего: Ты — Господь мой, не требуешь моих благ (Пс.15:2). Но что же Он требует? Он требует от нас одной только любви, говоря: «Я возлюбил тебя, возлюби и ты Меня. Я за тебя был избит, оплеван, по ланите ударен, ты же только возлюби Меня за это. Я за тебя был увенчан тернием, бит тростью по голове и осужден на смерть, ты же за это возлюби Меня. Я за тебя был на Кресте пригвожден, пронзен копьем, ты же за это возлюби Меня. За пролитие Крови Моей за тебя Я от тебя не требую ничего, кроме твоего любящего сердца. Сын Мой, дай Мне сердце твое (Притч.23:26), возлюби Меня сердцем твоим».

О прелюбезный Владыка мой! Готово сердце мое к Тебе, Боже, готово сердце мое (Пс.56:8). Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя (Пс.17:2), только Ты мне даруй то, что желаешь, и повели то, что угодно Тебе. Даруй мне, чтобы я возлюбил Тебя, и Ты возлюбишь меня. Возлюблю Тебя, Господи, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz