А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный (Мф.14:24). |
В нынешнем Евангелии, читавшемся на Божественной Литургии, мы слышали о волнующемся море, о ветре противном, о корабле, покрывавшемся волнами, об утопавшем Петре и об учениках, возопивших от страха. Все это, возлюбленные слушатели, недобрые события. Случайно ли все это произошло, или по нарочитому Промыслу и устроению Божию, — вот что я спрашиваю. Предположим, что случайно. Почему же тогда Господь, предвидя, что все это произойдет, и советуя не подвергать самих себя бедствиям, почему Он понудил (как говорит Евангелие) учеников Своих войти в корабль как будто именно для того, чтобы они претерпели такой страх и такое бедствие от волнения? Не лучше ли было бы, если бы Он, как желающий всем добра, а не зла, тишины, а не волнения и бед, запретил им это плавание в корабле? Если же это произошло по нарочитому Божию Промыслу и устроению, как думают об этом и толкователи Божественного Писания, то по какой причине попустил или, лучше сказать, нарочно поднял и навел на Своих учеников такое бедствие в море, такой страх, чтобы ученики бедствовали в корабле от волнения и бури, отчаивались в своем спасении и от страха вопили и кричали?
Среди учителей есть такие, которые говорят о следующих причинах такого Божия Промысла и устроения: Христос Господь устроил, чтобы на море были ветры и волнения, и корабль апостольский бедствовал от напора волн для того, чтобы показать Себя Господом и Владыкой всего, обладающим небом и землей, морем и ветрами: И ветры и море повинуются Ему (Мф.8:27; Мк.4:41). С одной стороны, Он хотел наказать маловерие и сомнение Своих учеников: И говорит им: «Что вы так боязливы, маловерные?» И Петру: Маловерный! Зачем ты усомнился? (Мф.14:31) — хотел научить их надеяться на Бога во всяких бедствиях, ибо говорит: Ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф.14:27), — выражая этим как бы следующее: «Я с вами везде, на всяком месте, в добре, во зле, всюду присутствую с вами и помогаю, избавляя вас от бедствий: дерзайте, не бойтесь!» С другой стороны, Он хотел уверить их в Своем Божестве, ибо при наступившей тишине они поклонились Ему говоря: Истинно Ты Сын Божий (Мф.8:26; 14:31,27,33).
Впрочем, медиоланский епископ и не меньший учитель церковный, святой Амвросий, находит другую причину морского волнения и бедствия корабля. Причина эта в следующем: так как в корабле вместе со святыми апостолами был и Иуда-предатель, то поэтому и поднялся на море противный ветер, и корабль бросало волнами. Вот как говорит этот учитель: «Хотя в корабле там плыли и многие добрые дела учеников Христовых, однако же неверие предателя смущало корабль волнами, то есть из-за неверующего Иуды возмутилось море, не терпя его видеть плывущим по себе. Если Иуда еще не имел тогда намерения предать Христа, зато он уже имел общий ковчежец, носил то, что клали в него, и крал. Из-за кого потом возмутится вся трапеза Христова на Тайной вечери, из-за того и ныне возмутилось море, и корабль бросало волнами».
Мы же приступим здесь к толкованию Евангелия.
Море — мир сей. Корабль — это Церковь Христова или все христианское Отечество, как, например, говоря вообще, Российское Царство. В частности же кораблем является всякий человек в мире. Жизнь наша — это плавание в море мира. Пловцы в общем корабле Церкви и царства — это верующие люди, великие и малые, сановитые и простонародные. В каждом же корабле всякого человека, то есть в теле, пловцами являются душа с товарищами, каковые есть память, разум и воля. Ветры противные, бури, волны — это многоразличные и многообразные бедствия в мире, которыми то море волнуется, смущается, сотрясается и многих погубляет: одних потопляет, других держит около потопления, третьих в смущении и страхе великом, иных же доводит до отчаяния.
В настоящее время, как мы сами ясно видим, в особенности восстали и восстают по Божиему попущению многие волны на весь корабль Церкви Христовой и всего Отечества христианского: то голод, то огненные наказания, сожжение прекрасных домов, городов и храмов Господних, то непрестанные войны и восстания иноплеменников. Как много христиан жестоко поглотил в эти плачевные годы меч врагов и рука вражеская увела в плен, не говоря уже о внутренних междоусобных восстаниях, обо всех гонящих друг друга и друг друга поедающих и погубляющих! Все это волнения и бури моря мира сего, так что корабль наш покрывается волнами и разбивается на части, ослабевает в своих силах от напора волн, и отовсюду веет на нас противный ветер.
Поищем же причину, по которой Господь попускает на нас такую бурю и волнение. За что Он так наказывает нас, почему оставляет нас бедствовать среди таких зол? У святого Амвросия мы позаимствовали одну причину, по которой Господь попустил, чтобы волны бросали апостольский корабль, а именно ту, что в корабле между апостолами был Иуда. Кто же является Иудой в корабле Отечества христианского? Поистине, всякий нераскаянный грешник — это Иуда, потому-то и восстают на нас волны таких бедствий.
Иуда был вор и предатель, льстец и самоубийца: Пошел и удавился (Мф.27:5). Грешный же, нераскаянный человек во всем подобен Иуде. Он вор, ибо думает со своими грехами утаиться от всевидящего ока Божия: Не увидит Господь и не уразумеет Бог Иакова (Пс.93:7). Время, данное ему для покаяния, он крадет для своих беззаконий. Он и предатель, ибо, предпочитая временное вечному, он за малую сладость внизу предает великую сладость вверху. Он за краткое земное веселие предает бесконечную небесную радость, за повседневное насыщение своего чрева предает то душевное насыщение, о котором говорит св.Давид: Когда явится мне слава Твоя (Пс.16:15). За греховное сладострастие предает прославление своей плоти, которое должно совершиться у праведных в общее воскресение: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:53). За свою гордость предает возвеличение, приготовленное Богом для смиренных. За гнев, ярость и ненависть к ближним предает общение любви с Ангелами и всеми святыми. Одним словом, за грех предает Бога и является Иудой-предателем. Он также и льстец, ибо иногда приходит как будто к покаянию, исповедует устами свои грехи, на деле же творить плоды, достойные покаяния, и не думает. Он молится устами, сердце же его далеко отстоит от Бога (Ис.29:13). Скверными своими устами он лобзает Христа, недостойно причащаясь Пречистых Тайн, а потом снова возвращается к своим греховным делам. Он только льстит, говоря: «каюсь», он только обещается быть добрым, но неисправимым пребывает «Иуда, раб и льстец», и потом отчаянием убивает свою душу.
Итак, грешник такой во всем подобен Иуде, и он есть второй Иуда. И как много таких Иуд среди христиан! Если из-за одного Иуды волны бросали апостольский корабль, то как не будет бедствовать в волнениях корабль Отечества христианского из-за такого множества Иуд, существующих среди нас?!
В житии святого Порфирия, епископа Газского, мы читаем, что когда этот святой возвращался водным путем вместе с другим святым, блаженным Иеронимом, и находился вблизи острова Родоса, то на море поднялась буря и волнение, и все находились в большом страхе, боясь потопления. Так было весь день и всю ночь, когда же взошла утренняя заря, святой Порфирий задремал немного и увидел преподобного Прокопия-пустынника, извещавшего его, что среди них на корабле есть один тайный еретик Ариева заблуждения, что из-за этого еретика волнуется море и что оно не утихнет, пока он не будет склонен к Православию.
Так и оказалось: начальником корабля был тайный еретик, и как только он исповедал православную веру, тотчас прекратилась буря, и наступила тишина на море. Вот мы видим, что из-за одного тайного еретика и святые бедствовали в море. Что же нам думать? Как много среди нас находится волков в овечьей одежде, которые под именем православного христианина совершают бесславные дела, которыми превосходят нечестивых язычников! И как корабль Церкви Христовой и всего Отечества не будет бросаем волнами великих бедствий, попускаемых на нас Богом по праведному Его суду?!
Посмотрим в древность. Прекрасен был корабль израильского народа, прошедший посуху Чермное море и наследовавший святую гору Иерусалима: И было в мире место его, и жилище его в Сионе (Пс.75:3). Когда же умножились среди них беззакония и они преогорчили Бога Всевышнего и уставов Его не сохранили (Пс.77:56), когда превратились в лук развращенный, тогда Бог, разгневанный их злыми делами, тяжело наказал Израиля. О том же, как именно наказал, мы слышим следующее: Отдал в плен крепость их и красу их в руки врагов, и предал мечу народ Свой, и достояние Свое презрел. Юношей их поел огонь, и девицы их не осетованы были, священники их пали от меча, и вдовы их не оплаканы были (Пс.77:61-64).
Прекрасен был во всей поднебесной корабль самодержавия греческого христианства: он всех монархов превосходил великолепием и достоинством. А как пострадал он за умножение грехов? Как разбился? Кто не видит, что даже до сих пор он не может получить умиротворения?
Господь Бог, беседуя некогда со Своим рабом, пророком Иезекиилем, о Самарии и Иерусалиме притчей о двух сестрах Оголи и Оголиве и говоря, что Самария за умножившиеся в ней грехи ассириянами опустошена огнем и мечом, которые навела на них мстительная рука Божия, повелевает пророку увещевать Иерусалим, чтобы и он не пострадал так же. Поэтому пророк и говорит иерусалимлянам: Смотрите на сестру вашу Самарию, как опустела он. Самария же и половину твоих грехов не совершила, ты же умножил беззакония свои больше ее. Итак, — говорит Адонаи Господь, — чашу сестры твоей изопьешь глубокую и широкую (Иез.16:51), то есть чашу наказания Божия чашу, — говорит, — истребления и погубления.
Что же нам думать, возлюбленные?! Не сравнялись ли беззакония нашей страны с беззакониями тех самарян, иерусалимлян и, кроме того, греков? Не приготовлена ли и нам та чаша отмщения Божия, о которой св.Давид говорит: Чаша в руке Господней с вином нерастворенным, но наполненная раствором, и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются: выпьют все грешники земли (Пс.74:9).
О, ужасное несчастье и злополучие наше! Ведь за умножение тяжких беззаконий нераскаянных грешников корабль Церкви и всего христианского Отечества страдает в море мира сего от волн бедствий, и, день изо дня изнемогая в своих силах, он уже близок к сокрушению и потоплению; разве только Сам Господь, ходящий по морю, придет на помощь, запретит ветрам и морю и сотворит тишину, ибо Он обнадежил Церковь Свою святую в том, что врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Он есть наш Помощник в скорбях, объявших нас (Пс.45:2), ибо когда человеческая сила совершенно изнемогает, тогда внезапно появляется помощь Божия.
Сохранил от заколения Бог Исаака, сына Авраамова, не прежде, чем уже вынул Авраам нож свой, чтобы заколоть сына, а Сусанну избавил от смерти, послав Даниила, только в тот момент, когда она уже была выведена для побиения камнями. Даниила Он спас уже между голодными и раскрывшими пасти львами. Трех отроков сохранил уже вверженных в горящую печь. Петру уже утопавшему Он простер руку помощи и его же вывел из темницы уже брошенного туда на смерть. Когда апостольский корабль уже покрывался волнами, Он явился ходящим по морю и запретил ветрам. В такой нужде благовременная помощь Божия обычно спешит для прославления имени Его святого, она же сильна поспешить и для спасения нашего корабля, подверженного буре.
Все это говорилось вообще обо всем корабле Церкви и Отечества правоверных. В частности же, беседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский, и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда — наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани.
Вспомним пророка Иону. Он был муж праведный перед Господом, был святой пророк, а кто не знает, что он пострадал в море только за один грех ослушания? Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу (Ион.1:4-5).
О как много тяжких смертных грехов среди нас! Как же мы хотим иметь тишину?
Великие грехи низложили сильных с престолов, разрушили царства, разорили города, рассеяли великие полки, опустошили страны, и пощадили ли они хоть одного злого человека? Мерзкие грехи навели потоп на людей прежнего мира (см. Быт. гл.7), пролили огонь на города Содомские (см. Быт.19:24), превратили у египтян реки в кровь (см. Исх. гл.7) и их же потопили в Чермном море (см. Исх.14:27). Кого же из нас они могут спасти?
Тяжкий грех проломил небо под Люцифером и до ада разверз землю под Дафаном и Авионом (см. Числ.26:10), утвердил великую пропасть между богатым и Лазарем (см. Лк.16:19-26), ангелов, не сохранивших своего достоинства, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6), людей превратил в скотов, как Навуходоносора, и в бесчувственные столпы, как жену Лотову (см. Быт.19:26), и никогда никого не пощадил. Какого же добра мы можем ожидать от наших злых дел? Пока тот Иуда, то есть грех, грех привычный, будет находиться на корабле нашей жизни, до тех пор мы не будем иметь никакого добра, до тех пор мы будем обуреваемы волнами бедствий и зол.
Мы удивляемся, что иногда бывают засуха, бездождие, неплодородие земли и следующие за ними гниение и голод. А что приводит ко всему этому? Кто виновен в таком зле? Грех наш. Вот мы слышим, как говорит Бог: Огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поедает землю и произрастания ее, и попаляет основания гор; соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои: будут истощены голодом (Втор.32:22-24). За что же, Господи, Ты так ужасно гневаешься на возлюбленных людей Своих? За грехи, — говорит, — их, ибо прогневали Меня и в мерзостях своих огорчили Меня.
Мы удивляемся, что иногда неожиданно случается пожар и сжигаются многие жилища и имения. А что соделывает это? Кто виновен? Грех наш! Низведет Он, — сказано, — на грешников сети, огонь, и серу, и дух бурный (Пс.10:6).
Дивимся мы беспрестанным войнам, битвам и множеству павших от меча. А что приводит к этому? Поистине, не что иное виновно в таком зле, как только грехи наши, согласно словам Бога в пророчестве: Если же будете упорствовать (то есть, если не покаетесь в грехах), то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис.1:20).
О как жестоко бьют нас отовсюду волны! Причина же всех этих бедствий — это Иуда в корабле, грех в членах наших, которому мы поработили себя. Изгоним же его из себя покаянием, а пока мы не изгоним его, до тех пор не перестанем бедствовать и не избавимся от таких наших многочисленных бедствий.
Вот, слушатель мой, мы узнали причину волнения кораблей: как вещественного, апостольского, так и мысленных — Церкви, христианского Отечества и каждого отдельного человека. В волнении апостольского корабля виновен Иуда. В бедствиях церковного и всенародного корабля виновны злобные, ожесточенные, нераскаянные, многочисленные иудообразные грешники. В треволнениях же мысленного корабля — каждого в отдельности человека — виновен личный грех каждого, от которого каждый хочет отстать и в нем раскаяться.
Что же нам делать, чтобы прекратилось волнение на великом и пространном море мира сего и корабли наши пребывали бы в тихом и безбедственном плавании? Вот что мы сделаем: мы воззовем ко Господу со святым Петром: Господи! Спаси нас, погибаем (Мф.8:25).
Господи! Иудообразных грешников среди нас и грехи наши претвори всесильным Твоим милосердием в праведников и в оправдания. Господи! Сам приблизься к нам, ходя по морю, запрети ветрам и буре и преврати волнения наши в тишину. Господи! Скажи присутствием Твоим то, что Ты сказал Своим апостолам: Ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф.14:27).
Мы же, грешные и несчастные, измученные волнами, возрадуемся о Тебе, Боге нашем, и вместе с поклонившимися в корабле поклонимся Тебе, говоря: Истинно Ты Сын Божий (Мф.14:33). Аминь.