В неделю восьмую по Пятидесятнице

Поучение первое

Возлюбленные слушатели! В эту неделю читается Евангелие о пяти хлебах, которыми наш Господь насытил пять тысяч народа. Эти пять хлебов, бывшие тогда в настоящем своем веществе и умножавшиеся чудесной силой и действием Божия благословения, были прообразом духовной, душепитательной пищи, преизобильно насыщающей всех желающих.

Духовые хлеболомители, разделяя ее на многие части, под пятью духовными хлебами разумеют различные вещи. Одни видят в них пять больших ран Христовых, полученных на Кресте, воспоминание о которых так питает душу, как это могут знать только те, которые всегда имеют перед своими очами распятого Господа. Другие пятью хлебами называют пять чувств, внимательное охранение которых от зла и склонение их к добру никогда не уморит души, алчущей добра. Иные же под пятью хлебами понимают пять апостольских слов, которые святой Павел хочет говорить умом, и рассуждают так: первый хлеб — истинная вера, второй — добрые дела, третий — уклонение от зла, четвертый — боязнь вечного огня, уготованного бесплодным деревьям, и пятый — ожидание за добрые дела вечного воздаяния в небесном царстве.

Творец душевного обеда сосчитал пять хлебов так: первый хлеб — это воздержание от телесной пищи, второй — покаяние, третий — Божественные Тайны Тела и Крови Христовой, четвертый хлеб — слово Божие, и пятый — вечное насыщение на небесах.

Вот как много уже нашлось хлебов, и неленивый может изобрести их еще больше, однако же, чтобы вкушением многих и различных хлебов не утомить вкуса (ибо обычно при множестве яств после вкусной пищи другая, хотя бы и не менее вкусная, все же может показаться невкусной), мы изберем для душевного насыщения какой-либо один хлеб, приличествующий настоящему времени, прочие же отложим до другого, будущего времени, чтобы и после мы имели чем питаться, беря в нужде по одному из них.

Который же хлеб мы ныне изберем для себя? Посмотрим на настоящее время. Нынешнее время — время постное, а в пост воздержные люди обыкновенно держат сухоядение. Предложим же и мы себе постное сухоядение.

В сухоядении предлагается сухой хлеб, а для питья дается вода. Как вы, слушатели, думаете, какой мысленный духовный хлеб может назваться сухим хлебом? По моему скудоумному мнению, следовало бы назвать сухим хлебом святое покаяние, ибо что может быть столь твердо, как жесткость покаяния, которого, как камня, не скоро может кто-либо вкусить? Оно иссушает восприимчивость и плоти, и духа, отолстевших в грехолюбии. Вкушая этот душевный хлеб, то есть, вкушая святое покаяние, святой Давид говорит: Иссохла, как черепок, сила моя, и кости мои, как сухое дерево, высохли (Пс.21:16; 101:4).

Этот хлеб вполне приличествует постному времени, ибо богобоязненные христиане, заботящиеся о своем спасении, особенно в пост исправляют свою жизнь покаянием. Итак, предложим себе для нашего духовного насыщения святое покаяние, как постный сухой хлеб, а для питья при нем поставим слезы, чтобы сухоядение сделалось совершенным.

Святое покаяние — это сухой хлеб, однако же подобает, чтобы хлеб этот был чист, бел и не имел никаких плевелов, это значит, что наше покаяние должно быть истинным, а не лицемерным. Истинное же покаяние есть то, которое совершается не только на словах, но и на самом деле, которое растворяется теплыми слезами и происходит из смиренного боголюбивого сердца.

Прежде всего нужно сказать, что хлеб покаяния может быть чистым только тогда, когда к словам исповедания и молитвы присоединяются дела и труды удовлетворения за грехи. Христос Господь, сказав в Божественном Евангелии, что как дерево, так и человек познается по плодам и, как дерево бесплодное, будет казнен посечением и сожжением, — присоединил еще и следующие слова: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в царство небесное (Мф.7:21).

Но, о Владыка Человеколюбец! Неужели Ты не милосерднее Твоего пророка Иоиля, который сказал: И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил.2:32)? Ты же, Господи и Владыко, и двоекратное призывание Твоего имени: Господи! Господи! — называешь недостаточным для нашего спасения: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в царство небесное. Но не будем дивиться этому разногласию между Христом и пророком, ибо пророк говорил о добродетельных и праведных, исполненных Духа Божия и Духа пророчества, что видно из его же книги: Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). Такие, поистине, если даже один раз воззовут ко Господу, говоря: «Господи», — тотчас будут услышаны Богом и спасутся. Воззвали праведные, и Господь услышал их (Пс.33:18), — ибо их молитве предшествовали праведные труды и добрые дела.

В Евангелии же Господь говорит о бесплодных деревьях: у них добрых дел не видать ни до молитвы, ни после молитвы. Такие, если и дважды воззовут: Господи! Господи! — все же не войдут в царство небесное.

Но кто же войдет туда? Исполняющий волю Отца Моего Небесного, — говорит Господь (Мф.7:21). Этим Он сказал как бы следующее: «Тот войдет в царство небесное, который к двум Господи! Господи! — присоединит и третье Господи! — то есть исполнение воли Господней. Не достаточно одного Господи, которое означает веру в Господа. Не достаточно и другого Господи, означающего молитву. Необходимо и третье Господи, то есть необходимо трудиться в исполнении воли Господней, необходимо чтобы говорили: Господи! Господи! Господи! — то есть, чтобы были вера, молитва и праведные труды.

Господи! Я твердо верую в Тебя. Господи! Я с надеждой молюсь Тебе. Господи! Я усердно служу Тебе. Ты видишь все мои труды покаяния в удовлетворение за грех, видишь мое смирение и мой труд, отпусти же все грехи мои (Пс.25:18)!

Молитва же и покаяние без трудов — это хлеб нечистый, полный плевелов. Он не вносится в небесную житницу, не входит в царство небесное, но выметается вон, выбрасывается и попирается ногами.

Вот что мы читаем в книгах Царств. Некогда согрешили перед Господом Богом два израильских монарха: царь Саул и царь Давид, каждый в свое время, и оба покаялись. Саул возносит свою покаянную молитву к Богу пред лицом пророка Самуила, говоря: Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. И отвечал Самуил Саулу: «Не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» (1 Цар.15:24-26). Кается и Давид, говоря пророку Нафану: Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: «И Господь снял с тебя грех твой» (2 Цар.12:13).

Рассмотрим же оба эти покаяния. Вот кается Саул: он совершает долгую молитву и умножает слова перед Самуилом, однако же не сподобляется прощения, но даже осуждается на уничтожение: Господь отверг тебя. Кается же и Давид. Немного, только два слова произносит: Согрешил пред Господом, — но тотчас Господь прощает его согрешение. Что это значит? Какова тайна этого? Оба согрешили, оба каются, но только у одного Давида покаяние принимается, Саулово же покаяние отвергается.

Если желаем узнать причину этого, то прочтем в Писании о жизни обоих — Давида и Саула. Давид после грехопадения облекся во вретище, Саул же гордится мягкими царскими одеждами. Давид постом смиряет свою душу, ест пепел, как хлеб, и питье свое растворяет плачем (Пс.34:13; 101:10), а Саул ест от многоценных трапез, пьет и веселится. Давид в полночь встает для молитвы, а Саул, упившись, спит на мягкой постели. Давид рыдает о грехе своем, а Саул пренебрегает им. Давид трудится, а Саул ленится. Не дивись же ты, Саул, что твое покаяние не приятно Богу и молитва твоя отвергнута, ибо ты не проявил трудов и подвигов. Не дивись и ты, Давид, будучи прощенным, ибо ты явил многие подвиги в своем покаянии: Господь снял с тебя грех твой.

Итак, мы видим и понимаем теперь, что покаяние без трудов отвергается, как хлеб из плевелов, оно не принимается, но выметается вон на попрание.

Но, быть может, кто-либо скажет: недолго плакала у ног Христовых грешная жена, но прощены были ее многие грехи; и мытарь оправдался только сердечным воздыханием; и разбойник вошел в рай, произнеся на кресте только немногие слова; и апостол Петр, поплакав немного, получил первую Христову милость.

О человек! Можешь ли ты быть уверен, что получишь такое же милосердие Божие, какое получили они, если не имеешь такого же сердечного сокрушения, какое проявили они? Посмотри на последующие их дела. Не грешница ли была названа равноапостольной, ибо она впоследствии понесла равноапостольные труды, обходя многие страны и проповедуя о Христе? Не о мытаре ли говорит Евангелие, что он половину имения своего отдал нищим, и если кого обидел чем-либо, то возвратил вчетверо? Не на кресте ли разбойник окончил жизнь свою? А разве не знаешь, как святой Петр потом потрудился и что выстрадал? А что такое ты показал, каясь в своих грехах? Не будем же льстить себе, грешник, не будем льстить, ибо если труды нашего покаяния не сравниваются с величиной наших грехов, то мы не можем быть уверены в нашем спасении.

Дивно то, что восходят на небо к Богу не только добрые дела, но и грехи человеческие. Неудивительно, что восходят добрые дела, возносимые Ангелами, но удивительно то, что восходят и злые дела, которых никто не может вознести на небо, ибо Ангел не понесет на небо наше злое дело, а дьявол не дерзнет. Восходят на небо добрые дела, согласно словам Ангела Корнилию: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян.10:4). И Товии Ангел говорит: Когда молился ты, и когда ты хоронил мертвых, я возносил память молитвы вашей пред Святым (Тов.12:12). Восходят же и злые дела. Вот, например, говорит Бог, посылая Своего пророка Иону в Ниневию на проповедь: Злодеяния ее (Ниневеи) дошли до Меня (Ион.1:2). Еще и Аврааму Он говорил: Вопль Содомский и Гоморрский восходит ко Мне (Быт.18:20-21). Давид же вещает: Положил Ты беззакония наши пред Собою (Пс.89:8).

Если бы я, грешный, имел дерзновение перед Господом Богом моим, то я сказал бы Ему: «Господи! Ты приставил Херувима с огненным оружием охранять райские Едемские врата, чтобы не входил туда никто. Почему же Ты не поставил хотя бы какого-либо меньшего Ангела у дверей небесных, чтобы туда не входили к Тебе наши злые дела?» Сказал бы я и святым: «Святой Петр, имеющий ключи царствия небесного! Неужели тебе повелено Богом пускать на небо все то зло, которое творится на земле? О святой Богослов, говоривший о небесном Иерусалиме: И не войдет в него ничто нечистое (Откр.21:26), — почему ты, когда грехи наши восходят туда, ставишь их у дверей небесных, а не взываешь громко: Вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр.22:15)?»

Но не слушают святые меня, грешного, и попускают моим грехам появляться пред Богом. Вопль моей злобы восходит к Нему, ибо как невозможно магниту потерять силу, влекущую к себе железо, так невозможно лишить и всевидящее око Божие способности видеть все дела человеческие, согласно слову Сираха: Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир.23:27-28). Все, что совершается во вселенной, хотя бы даже в глубочайших пропастях земных, все для Него столь явно, как будто совершается перед Его лицом. Потому-то и говорится, что наши злые дела восходят на небо к Богу.

Что же делают добрые и злые человеческие дела, взойдя на небо? А вот что: добрые ходатайствуют тому, кто их совершает, все благое от Господа, злые же подвигают Его на гнев и мщение. Добрые дела заступаются за того, кто их совершает, говоря: «Господи, прости ему!» Злые же жалуются на того, кто их совершает, говоря: «Господи, отомсти Ему!»

Итак, после каждого грехопадения необходимо очищать грехи истинным, нелицемерным покаянием, чтобы они, умножившись и дойдя до Бога, не подвигли Бога на такой великий гнев, что мы не будем иметь возможности получить уже и времени для покаяния. Долготерпелив Бог, но если после Своего долготерпения Он разгневается на человека за непокаяние, то не жди уже, человек, времени для покаяния, как говорит апостол об Исаве: Был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами (Евр.12:17).

Вот, слушатель мой, какой хлеб, один из пяти хлебов, мы предлагаем в нашей беседе, хлеб, приличествующий постному времени, хлеб святого, многотрудного покаяния, ибо хлеб не соделовается без труда. Я знаю, что не всякому этот хлеб сладок, — иному он и горек. Но это неудивительно, ибо погрузившиеся в суетные сладости этого мира не понимают сладости манны небесной. Если кто хочет принять этот хлеб без горечи, то пусть присоединит сладкий мед божественной любви: Любящему Бога все содействует ко благу (Рим.8:28), для него и тяжкое будет легким, и горькое сладким.

Ты же, Сладчайший Иисусе, весь желание, весь радость, весь сладость, — услади сердца наши желанием Твоим, хлеб наш насущный подай нам (Мф.6:11) и насыщай нас повседневным покаянием! После же хлеба сего напои нас потоком сладости во царствии Твоем, где бы мы вовеки насыщались славою Твоею со всеми святыми, благоугодившими Тебе покаянием. Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz