Есть что-то особенно обаятельное, братие, в святой личности празднуемого ныне святителя Христова Николая. Сознаёт это и чувствует весь христианский мир, православный и инославный, христиане всех национальностей и исповеданий, где, конечно, есть хотя бы искра религиозной жизни. Чувствует и сознаёт это особенно наш православный русский народ, душу жизни которого всегда составляло начало религиозное и святое. Ибо к кому же этот наш православный и благочестивый народ возносит столько молений, прошений, столько вздохов и слёз, как не к Матери Божией и святителю Николаю. Знают святителя Николая и чувствуют обаяние его и неверные, и они обращаются к нему за помощью в нуждах. А между тем, быть может, ничья жизнь земная, ничьи подвиги не сокрыты так от нашего взора, как именно жизнь этого святителя; мы знаем его, правда, как поборника веры и обличителя ереси Ария, но знает это, пожалуй, только учёная история. И не это, конечно, привлекает к нему сердца верных и неверных, а что-то другое, известное не книжной только истории Церкви, а живому сознанию и благородному чувству любви верных и неверных. А это сознание народное и это благодарное чувство знают св.Николая, как неиссякаемое сокровище любви и неистощимое море милостей к грешному миру. Ибо ведь св.Николай объял как бы своей любовью весь грешный мир, заключил как бы его в своё любящее сердце и болеет, и скорбит теми же скорбями, которыми скорбит этот грешный мир, и не только скорбит он этими же скорбями, но и облегчает их всякому и утешает всякого, призывающего его. А что же может быть для человека грешного и подавленного скорбями утешительнее и радостнее, как не сознание того, что море страданий человеческих может ещё раствориться в море любви и можно ещё иметь помощь и утешение.
Таков, братие, нравственный облик св.Николая: ибо он воплощает в себе в полноте дух любви Христовой и изливает его на грешную землю; он воплощает в себе лик Христа кроткого и смиренного и сияет этим небесным светом на верных и неверных, путеводя их к истине. Это-то и чувствует в нём мир, чувствует в нём живую нравственно-добрую силу; это-то и делает имя его известным и обаятельным, ибо ведь ни в чём другом не проявляется так сила истины Христовой и ни на что другое душа даже неверного не может откликнуться, как на любовь.
Откликнемся же и мы, братие, на эту любовь святителя к нам и помолимся ему. Помолимся ему усердно особенно теперь, ибо если и всякое дело доброе требует помощи Божией, то тем более то дело, которое предстоит вам, дело духовной мудрости и просвещения; а для вас теперь в этом деле настала самая трудная пора. Не думайте, братие, что в этом деле, которое предстоит вам, господствует слепой случай, не думайте, что к этой области не приложима нравственная оценка и это дело находится вне пределов нравственного миропорядка жизни. Где действует живая воля Божия и разум, там нет и не может быть случайностей вообще, а у нас христиан, верующих, что всё в мире устрояется Богом, не может быть ни в чём случайностей. А где действует у нас разум и воля, там не может не быть нравственной оценки, и опять, где дело идёт об употреблении духовных дарований и о взаимоотношении личностей, там не может не быть нравственной оценки. Итак, знайте, что и в этом, по-видимому, деле слепого случая и каких-то непонятных обстоятельств действует одна и та же рука и воля Божия, и эта рука Божия может по законам нравственной оценки и воздаяния наказывать и жестокость сердца, и презирающего слёзы и скорби родителей о детях, может эта воля Божия наказывать и нерадивое употребление духовного таланта, и употребление его во зло, может эта воля Божия этим именно путём и в этом предстоящем вам деле смирять гордость и возносить смирение, посрамлять самонадеяние и являть благо упования на Бога и вести тем или иным путём к нашему же благу.
Итак, братие, будем знать и помнить, что случайностей для нас, христиан, не может быть, и не ослабнем в молитве, а напротив усилим её и попросим св.Николая, чтобы он помогал нам и покрывал нас своей любовью.