По милости Божией провели мы уже целых четыре недели поста. Стоим уже за чертой его преполовения. «Еще и еще немного усилий, три недели, двадцать одни сутки — и ваша цель достигнута», — утешает, воодушевляет и ободряет Мать наша Церковь, сопровождающая нас во все святые сорок семь дней.
Но утомленные пловцы соскучились в своем путешествии. Они стремятся скорее выйти на берег; им дни кажутся неделями. Нетерпение вызывает ропот. Ропот рождает зависть. К кому? К непостящимся. Те, как и были, остаются при своих привычках; у них дни идут поочередно. Солнце встает и заходит, находя их телесно насыщенными, в чувствах не возбужденными. А постящиеся раздражены: оглядываются на пройденное поприще поста, сомневаются, возражают.
Неоднократно даже мы слышали из нескольких уст то жалобы, то рассуждения, то любопытные вопросы в таком роде: «Зачем вообще посты? Зачем пред светлым днем великой радости Воскресения Христова установлен такой длинный, суровый и строжайший пост? В праздник Воскресения Христова Церковь не только благословляет и разрешает, но повелевает радоваться. Великопостное же долгое сетование и говение может нас даже отучить от жизнерадостности, а воздержание — истощить наши телесные силы, омрачить наше чело и, может быть, великопостная печаль обратится в привычку...» Вот какое оружие выставляют люди, раздраженные воздержанием, пощением и говением во дни св.Четыредесятницы. Отвечаем на возражения о значении Великого поста к общему успокоению, назиданию и ободрению в вере.
Пост пред Пасхой — самый древний в нашей Церкви. Его учредили апостолы, наши первые наставники и учителя. Раз, при жизни Спасителя, они слышали от Него беседу с фарисеями, которые укоряли Его тем, что ученики Его не постятся. Спаситель в этой беседе доказал, что для учеников Его не настало время поста: «Когда отнимется от них Жених, тогда они будут и должны поститься» (Мк.2:20, Лк.5:35). И вот ужасное это время настало. Пред самой Пасхой у них отнят был Жених, утешение и отрада их душ. Ученики вспомнили о заповеди Спасителя, а затем, по пламенно любящему чувству своего сердца, наложили на себя пост и заповедали всем христианам всех веков и народов в это время поститься.
Этот пост не был только одним воздержанием в яствах и питиях. Он был соединен с покаянием. Апостолы не желали позабыть о том, как во время страданий Господа все они оставили Его, а старейший из них даже троекратно отрекся от Него... Живое воспоминание страданий и крестной смерти Сына Божия вызывало у них грусть, страх и ужас.
Если Страсти Христовы у апостолов вызывали чувства скорби и сокрушения, то тем более должны быть эти чувства у нас, грешных. Раскроем свою совесть, вспомним свою жизнь. О, как мы оскорбили Господа, как мы Его прогневали! У апостолов отняли Спасителя, а мы сами Его отринули своей неподобной жизнью, нехристианской, своими грубыми пороками, своими бесстыдными сомнениями, своей неверностью.
Вспомним, что мы все заповеди Божии нарушили. И как нарушили? Нарушили гордо, беззаботно, самоуверенно. Если в ком не оскудели, не иссякли чувства благодарности и понимания, тому ясно, что нам нужен пост более, нежели был он нужен апостолам и другим угодникам Божиим. Апостолы были только раз или несколько раз прегрешившие; мы же грешим изо дня в день, в течение многих и долгих лет.
Для чего же Церковь установила сорокадневный пост, продолжающийся от понедельника первой седмицы до субботы Лазаревой? Сорокадневный пост напоминает нам о посте Спасителя в пустыне. Занимает он время перед Пасхой потому, что пост Спасителя был вскоре после Крещения Господня. Это во-первых; а во-вторых, потому, что Церковь длинным постом старается подготовить христиан к торжеству праздника Светлого Воскресения.
Как Господь наш Иисус Христос вошел в Свою славу долгим путем смирения, нужды и подвигов, так и христиане как Его ученики должны пройти подобный путь. Как Господь наш начал Свое служение постом в пустыне и кончил его крестными страданиями, так и мы должны пройти за Иисусом Христом весь Его путь, по Его заповеди: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24, Мк.8:34, Лк.9:23). Как Господь сорокадневным постом победил врага-искусителя, так и мы, подражая Ему, можем научиться побеждать свои дурные наклонности, свои вредные страсти.
Есть предание, что наши прародители пробыли в раю до своего падения сорок дней. В это время враг-искуситель соблазнил их на непослушание, лишил их заповеданного воздержания. Они пали, но мы, по благодати Божией, не только можем, но и обязаны победить диавола. Наша победа не может быть иначе, как под единственным условием: если мы сораспнемся Христу. Если мы духовно умрем со Христом, то с Ним и воскреснем: с Ним, — говорит апостол Павел, — страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:17); если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим.2:11-12). Итак, вот причины, почему Церковь установила сорокадневный пост.
Уяснив два вопроса, отвечаем коротко и на третий. Длинный пост и долгое воздержание не отучают нас радоваться Воскресению Христову, но научат благоразумно пользоваться дарами Божьими. Пост научит нас не ко злу, а к добру направлять наши чувства, во всем наблюдать меру, не забывать о том, чего нам стоило покаяние и великопостное говение. Мы знаем по своему горькому опыту: если хорошо проведен Великий пост, то светлым и святым будет наше празднование Святой Пасхи. Раз человек нашел царство небесное, он его не променяет ни на что земное. Пост же есть не иное что, как искание царства Божия. «Ищите, — говорил Иисус Христос, — царства Божия» (Мф.6:33). Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17).
Итак, не ропщите и не унывайте, постящиеся. Слава Богу, мы переплыли уже более половины пути; день-другой — и перед нами будет виден берег. В эту неделю услышим, как Церковь за нас будет молиться: «Господи, не погуби их до конца, но помилуй и спаси их». Будем слышать, как она будет молить и Невесту Неневестную, Воеводу Победительную, Пречистую Богородицу, руководить нас во спасение. А там — воспоминание славного входа Христова с вербами; а там — дни Страстей; а там — славное, Святое Воскресение. «Господи, не предаждь нас до конца!» Введи нас молитвенным постом и подвигом в славные дни Христовой Пасхи — Пасхи вечной. Аминь!
С терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр.12:1)
С Божией помощью мы перешли на другую половину великопостного пути. Чем ближе к цели, тем становится труднее нравственный подвиг. Для ревнителя благочестия каждый шаг к совершенству достигается трудом и усилием, скорбями и немощами.
Православная Церковь облегчает нам подвиг восхождения к Богу указанием средств, более или менее способствующих нравственной жизни. Эти средства изложены преподобным Иоанном Лествичником в его книге, называемой «Лествица, возводящая к небу». Церковь не нашла ничего благопотребнее дать в руководство добродетельного восхождения, как лествицу» этого мужа, которому ради сего и память положено совершать в настоящий день.
Лествица состоит из тридцати степеней. Первые три ступени называются «Отвержение мирского жития». Пока человек не поставит для себя религиозную и нравственную цель, до тех пор он связан мирской суетой. Она для него как невольные оковы, препятствующие свободно идти к Богу, куда хочет и куда порывисто устремляется наше сердце. Житейская дума поглощает у человека не только часы, но часто целые годы жизни. Целые десятилетия жизни проходят под гнетом внешних интересов и, в конце концов, подавляют образ Божий, дарованный душе человека.
Но раз человек ступил на вышеописанные ступени, отвергся мирского жития, ему уже легче сделать шаг на четвертую, которую преподобный Иоанн Лествичник называет «послушанием». Послушание — славная, но весьма нелегкая добродетель; она же и необходимая — как исключительное средство самоисправления. У каждого из нас гордый дух и своенравный характер — это страшная закваска зла для всей жизни человека. Ее нельзя уничтожить ничем иным, как послушанием. Отчего в нас самообольщение, отчего мы рассеянны и ленивы? Оттого, что не поднялись и не позаботились стать на степень послушания в лествице духовного усовершенствования.
Без послушания человек, что дикий конь без узды: он и красив, и силен, но страшен и бесполезен. Послушание есть та черта, которая сообщает прелесть человеческому характеру. Что может быть приятнее юноши, когда он идет туда, куда ведет его опытная рука отца? Что может быть отраднее, когда видим дочь, слушающую со всем вниманием дружеский совет своей матери, знающей свет и тень этого мира? Как счастлива та семья, где живут люди, усвоившие себе послушание: старшие навыкли повиноваться закону Божию, закону своего государства, а младшие идут по стопам старших! В такой семье нет возмущающих сцен — тех сцен, где каприз младших служит законом для старших, а старшие волей-неволей уступают, скрепя сердце подчиняются...
Оттого и самое высокое счастье человеческой жизни — семейное счастье — становится с течением жизни все более и более недостижимым, так как семья составляется из непослушных. Оттого-то и великое дело человеческого брака не возбуждает в наше время тех высоких упований, какие в нем указывает Слово Божие и какие ищет в нем человеческое сердце. Христианская семья есть вместилище любви. Любовь же требует беспрерывных и самых нежных, самых кротких, бесстрастных, восторженных отношений. Но они недостижимы, как небо, для тех, кто не поднялся на ступень послушания в лествице духовного восхождения.
Пятая ступень нравственного восхождения — покаяние. Покаяние есть чувство и сознание человека, предстоящего суду Божию. Нравственный закон для человека должен являться драгоценным даром, сокровищем, святыней, до которой касаются благоговейно. Каждое непочтительное прикосновение к этой святыне производит в человеке скорбь, вопль совести.
В детстве наглядно проявляется это чувство: дитя сделало дурно; ему об этом заметят, и оно плачет. Чуткое чувство не успокаивается, пока не утешат. Дитя разбило мертвую игрушку и плачет о ней искренними, живыми слезами. В ребенке вызывается чувство сознания своей небрежности, своей неосторожности. Но проходят годы, вырастает из этого ребенка человек — он уже не плачет, если разобьет сердце другого человека; не плачет, если оскорбит закон Божий, нарушит отеческий и материнский совет... Отчего это? Оттого, что жизнь низвела его со ступени покаяния — с той ступени, на которой всего виднее наше личное бессилие и всемогущая сила благодати Божией.
Кажется, мы указали лишь пять ступеней духовного восхождения, а их тридцать... Да поможет нам Господь наш Иисус Христос проходить эти ступени! Будем послушны: С терпением будем проходить предстоящее нам поприще (Евр.12:1). Аминь!
В нынешнюю неделю Церковью воспоминается чудное житие преподобной Марии Египетской. В ее память Церковь постановила на сегодняшнем богослужении читать Великий канон. Как в жизни преподобной, так и в каноне Великом находится много уроков, весьма назидательных для всех нас; много наставлений, полезных и благотворных на всех ступенях нравственной жизни.
1. Из жития преподобной Марии должны мы научиться тому, что строгое послушание родителям, начальникам, наставникам и руководителям составляет для человека самые верные средства для сохранения чистоты и невинности сердца и для исполнения заповедей Божиих. Напротив, своеволие и непослушание — вот первый шаг, неизбежно влекущий к греху. Преподобная Мария Египетская, по ее признанию, свою греховную жизнь начала с того, что в самой нежной юности, в пятнадцатилетнем возрасте, вышла из послушания родителям. Ей стал тесен и скучен родительский дом; скучны и тяжелы наставления отца, матери и старших. Грех не замедлил сделать остальное: она потеряла то, что для женщины и мужчины ценнее всего, — стыдливость; сделалась грубой и порочной.
2. Потеряв в первой поре юности благодать Божию, Мария растратила свои природные силы. Ей казалось, что пока она молода, пока кровь бьет в жилах ключом родника, то все возможно дозволить себе, все можно изведать. Так и теперь иные думают. Ошибка ужасная, влекущая за собой страшные последствия. Ни в каком ином возрасте жизни, как в молодости, не бывает столь ценно то, что мы называем нравственностью и невинностью. Кто говорит, что в молодых летах все дурное позволено, возможно, тот говорит безумно. Это все равно, как если о каком-нибудь прекрасном и драгоценном сосуде сказать, что его надобно сперва разбить, чтобы он стал еще драгоценнее; или об одежде чистой и новой — что ее нужно прежде запятнать, и тогда она, вымытая, сделается лучше. В молодых летах надо особенно беречь себя и свою невинность. Если сорвут с растения цвет или же помнут его, то это растение, очевидно, плодов желанных и естественных не принесет никогда; на нем не будет ни цветов, ни плода.
3. Однако жизнь преподобной Марии нам показывает, что павшие в юности не должны все-таки отчаиваться во спасении. Мария семнадцать лет провела в непрестанном грехе и в таком нераскаянном настроении духа, о котором ужасалась сама вспоминать. Ей в эти безумно прожитые годы и на мысль не приходило обращение и покаяние. Но взыскала ее благодать Божия, и она спаслась. Ее спасла решимость быть иной, чем она была. Постом, молитвой, покаянием, борьбой с собой и искушениями мира, чтением Священного Писания, беседой с духовным отцом своим, преподобным Зосимой, Мария победила грех и достигла того, что была принята в объятия Отца Небесного, радующегося о каждом грешнике кающемся паче, нежели о многих праведниках, не требующих покаяния.
4. В обращении преподобной Марии и ее спасении видим мы еще одну приятную назидательную черту. Помогает обращению грешника предстательство святых о нас и в особенности — Пречистой Девы Богоматери. Вот, по выражению церковной песни, «небесная звезда в ночи», озаряющая непрестанно своим светом мрак нашей жизни и указывающая нам путь ко спасению. Богоматерь через святую Свою икону озарила темную душу Марии мыслями и желаниями покаяния. Пред этой же иконой сознавшая свои ошибки Мария излила в горячей молитве и чистых слезах решимость покинуть греховные пути. Ей она дала свое сердце как Споручнице на новую, многотрудную, покаянную жизнь.
И в своих дивных подвигах, в долгом борении со страстями Мария постоянно получала от Божией Матери утешение, облегчение и озарение. Этот опыт в жизни Марии Египетской указывает, что и нам в нашей жизни Богоматерь есть Заступница надежная и неизменная. Мария Ей молилась немногими словами; она часто говорила: «Пресвятая Богородица, спаси меня!»
Этой краткой молитвой будем и мы обращаться к Владычице небес. Веруйте, что Она помилует и спасет. Она Сама знает, какими путями спасти тех, кто искренне и истинно кается, подобно Марии Египетской. Желательно, чтобы урок от воспоминаемого ныне жития преподобной Марии запал глубже в наши грехом омраченные души. Аминь!
Приближалось время Страстей Христовых. Печально была настроена дружная семья Спасителя, то есть Его избранные ученики, потому что был печален их Божественный Учитель. В Его взоре отражались скорбь и ужас. Внутренняя грусть была так велика, что даже Сам Он не удержался и признался им. Он говорил: Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:38). Почему же так скорбно горевал Спаситель? Кто был причиной Его мучительного сокрушения?
Причина ясна. Спасителю во всей наготе были видны и ясны все наши многообразные и тяжкие прегрешения. Его светлый человеколюбивый взор омрачался этим безобразным зрелищем. Восставали перед Ним люди, позабывшие про свое высокое назначение и подпавшие влиянию низких страстей. Там, где ближе и более всего можно было ожидать святости, там оказывался упорный разврат. Там, где нужно было увидеть радостных и признательных детей, стояли люди дикой души — неблагодарные, лицемерные, хищные и завистливые. Там, где все должно было напоминать людям о благоговении, о святых обязанностях, где душа должна бы чувствовать утешение, мир, радость и восторг, Спаситель увидел полное оскудение страха Божия, жестокость, бессердечие и дерзость — отчаянное бесстрашие и равнодушие. Взору Спасителя вся растленность человеческих немощей была очевидна.
Всеобъемлющим Своим взором Он видел постыдные деяния человеческие, видел бесконечные ссоры и несогласия, семейные и общественные. Видел людскую озлобленность и завистливую неблагожелательность.
Все, чем пренебрегает наша совесть, все дурное и греховное, что позабывает легкомысленно наша память, было открыто Спасителю. Он, милосердный и правосудный, узнал, что люди — Божии создания — совсем потонули в грехах, что их ждет адская бездна. Ад побеждал и наполнялся несчастными грешниками, а рай мало восполнялся новыми обитателями.
И видя все это, Спаситель скорбел и тужил. Любя людей, Он скорбел и сокрушался за них той великодушной тяжкой скорбью, как будто во всем, что наделали люди, Сам был виновен. По Своей благости Он с целью спасения мира взял на Себя грех всего мира, грехи отцов и детей, дедов и внуков — и выстрадал их муками душевными и муками телесными, крестными.
Евангелие говорит: «Он безмолвно молился; душа Его была объята неисцелимой кручиной; тело гнулось и страдало от чрезмерного горя. Из членов тела Его выступил кровавый пот...» (Мф.26: 37-38; Мк.14:33-34; Лк.22: 44).
Таково всегда истинное горе. Бывает ужасно человеческое страдание, но Божественное человеколюбивое страдание — оно ни с чем не сравнимо. Случается видеть, как падает иногда под изнурительной тяжестью напастей бедный человек. Бывает человеческое горе также кроваво, похоже на то, как под тяжестью гнета источается из виноградной грозди сок. Но для страданий безгрешного Богочеловека нет подобия, нет образов, нет сравнений!
Ужасное состояние скорби Спасителя должно вызывать в каждом из нас умиление и сочувствие к этим страданиям. Не за Свои, а за наши грехи Он страдал. Каждый из нас должен помнить, что в чаше мучений Спасителя немало было горьких и ядовитых капель, которые влили мы своей постыдной жизнью и недостойным для христианина образом мыслей. По крайней мере, мы должны принять участие в страданиях Спасителя. Каким образом? Просто так, как повелевает Церковь. Например, почтим день страданий Христовых, пятницу, сугубым постом.
Он, Господь наш, молился и любил молиться — и мы будем молиться. И как молиться? Бодрственно, чтобы живо ощущать в себе самих значение и силу молитвенного подвига. Спаситель плакал за наши грехи кровавыми слезами. Пусть же наши глаза плачут. Если уже мы плакать не можем, если источник слез иссяк в нас до того, что даже не умеем плакать, то повергнемся перед Животворящим Крестом Христовым и будем умолять Его, чтобы Он дал нашему сердцу чувство раскаяния, чувство сознания своих грехов, чтобы мы могли тужить и скорбеть с Ним вместе о наших собственных грехах. Аминь!
Освятитесь, ибо сотворит Господь среди вас чудеса (И.Нав.3:5)
Эти слова принадлежат Иисусу Навину, произнесшему их перед народом израильским накануне чудного прехождения чрез Иордан и вступления в обетованную землю, кипящую медом и молоком (Иов.20:17). Слова боговдохновенного мужа в св.Четыредесятницу многократно воспоминала Св.православная Церковь руководительница христиан, имея в виду ввести нас в обетования искупления, дарованного Иисусом Христом Своим последователям, учением, страданием, смертью и Воскресением. Очиститесь, «вот, Жених идет в полночь!» (Мф.25:6). Очиститесь! Чертоги Царские отверсты и вечеря Пасхи приуготовляется. Нечистый не будет допущен на вечерю и не вкусит с верующими св.Пасхи!
Нечистоту телесную каждый может видеть своими глазами при помощи зеркала и очистить ее водою, омывающей грязь и пятна. Но чтобы удалить нечистоту души, нам необходимо стать перед зеркалом закона Божия и очами совести своей увидеть ее, а слезами истинного покаяния очистить, омыть ее. Начнем с мыслей и желаний.
Все ли они чисты так, как требует закон Божий? Он требует, чтобы в нашем уме не ходили, подобно пугающим, страшным теням, мысли сомнения в премудрости всеблагого промысла Божия и во всем, чему верует и нас учит веровать Св.Церковь. Неверующее недомыслие, своевольные кощунственные чувствования, неблагоговейная дума о святыне — грех большой и отвратительная нечистота.
Очиститесь, братие, ибо сотворит Господь среди вас чудеса!
Закон Божий требует, чтобы достопоклоняемое имя Божие не произносилось без благоговения и внимания в неприличном разговоре. «Не произноси имени Господа твоего всуе!» (Исх.20:7). Напрасная божба, суесловие, всякие присловия, клятвопреступления, нарушение обетов — большой грех и отвратительная нечистота.
Осмотрите, Господа ради, очами своей совести, и если виноваты, то очиститесь, братие, потому что Господь готов «сотворить в вас чудное».
Закон Божий говорит о наших ближних. Их любить мы обязаны, если мы Христовы, как себя самих. Не следует никогда посягать ни на чью жизнь, ни на чью честь, ни на чью собственность — ни делом, ни словом, ни мыслию. Пересуды людей, насмешки, язвительные остроты над ближними, ласкательство и низкопоклонство перед сильным, презрение и жестокость к слабым, насмешки и укоризны над бедностью, над умственной неразвитостью ближних — большие грехи, смрадная нечистота.
Клеветники и воры, сплетники, льстецы, низкопоклонники-лжецы, презиратели бедных и голодных, неблагодарные к своим благодетелям, забывающие благодеяния, платящие за добро злом, непочтительные сыновья и дочери — горе им. Дней Пасхи, разумеется, они дождутся, но Пасхи спасительной, чудотворной, радостной, Христовой не вкусят и св.Вечери не приобщатся.
Очиститесь же, братие, пока есть время, чтобы Господь над вами сотворил чудное.
«Чтобы уста мои не говорили о делах человеческих (Пс.16:4), ибо они суетны» (Пс.16:4; 93:11). Мы их коснулись для того, чтобы видеть свои мысли и дела, чтобы омыть от порока все преступные мысли, слова и дела в чистых водах слезного покаяния.
Желающим очиститься от грехов приготовлена Господом предваряющая благодать. Он, наш Спаситель, Сам ищет между нами, над кем из достойных избранников совершить чудное. Он Сам показывает то положение, в какое нам должно стать, чтобы взор Его мог нас заметить, чтобы искупление совершило в нас чудное. На кого воззрю, — говорит Он пророку Исаии, — из людей? И отвечает: на смиренного и сокрушенного духом, на сердцем любящего и на трепещущаго перед словом Моим (Ис.66:2). Если будем иметь кротость, терпение, страх Божий, то на нас так же, как на апостолах, исполнит Он Свое обещание. Пред страданиями Своими Он им говорил: Увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.16:22).
Если же не очистимся, то душа наша будет чувствовать вечный сердечный голод. Увы, она, не познавши небесной жизни, не познает небесной пищи. Она не вкусит Пасхи, вводящей в жизнь, и если вкусит Хлеб святой жизни, то в грех и осуждение.
Освятитесь, ибо сотворит Господь среди вас чудеса. Время не ждет. Аминь.
19 марта 1895 г.
День ото дня приближаясь к неделе страданий Христовых, душа христианина, склонная к благочестивым размышлениям, невольно задается некоторыми вопросами. Усвоение правильных, в духе Православной Церкви, решений по этим вопросам упорядочивает наши чувствования и выясняет пред нами великое значение искупления мира от грехов через крестное страдание и смерть Иисуса Христа.
Так, Евангелие повествует, что Спаситель, ведомый на распятие, неся Свой Крест, изнемогал на пути до такой степени, что имел нужду в помощнике. «Что это значит? — спрашивают многие. — Почему Божественная сила не укрепила Его Человеческие силы, а, напротив, показала Его немощность и слабость?» Ответ на эти вопросы дает святой апостол Петр в первом своем Послании. Спаситель на Своем страдальческом пути к Голгофе изнемогал не вследствие того, что был слишком тяжел Его Крест по весу. Тело и душу Спасителя угнетала не материальная, видимая ноша, но невидимая тяжесть наших грехов: грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (1 Пет.2:24).
Вообразим крестный путь к Голгофе. Вели на казнь Иисуса Христа. Он весь был отягощен грехами не одного какого-либо человека, но грехами всего мира, прошедшего, настоящего и будущего. Оброки преступлений наших предков, дедов, отцов, детей и будущих из рода в род поколений легли на Нем. Бремя невыносимое! К Голгофе в те часы по иерусалимским улицам шествовал Искупитель мира. Понести Крест с видом бодрости, с желанием вызвать у зрителей похвалу, а у врагов — удивление своему геройству было бы несоответственно самому подвигу искупления: ведь в Его лице шли все грешники и преступники мира. Последствия же греха — муки временные, угрызения совести; муки вечные — смерть души. Крестный путь Спасителя и был изображением этих мучений.
В ужасные часы крестного шествия в Своем уничижении, утомлении и падении под Крестом Спаситель изобразил судьбу грешников, если бы правосудный Господь вознамерился определить каждому из нас самому искупать свои грехи. Чрез огромность Своих страданий при крестоношении Спаситель показал, что Он нес наши, то есть и мой, и ваш, кресты, которые Он принял но имя наше, во имя всего человечества. Скорбь Спасителя в предсмертные часы стала символом страданий всех бессильных, беспомощных людей.
В то же время воспоминание о слабости Спасителя при несении Креста укрепляло мучеников христианских во время пыток и казней. Так что, по выражению одного отца Церкви, «в Его слабости почерпнули свое одушевление сильные духом».
Итак, будем же знать, что Сам Сын Божий не постыдился нести Крест, который мы заслужили. «Да будет всем нам стыдно, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — если мы отказываемся принести самые легкие жертвы, неразлучные с жизнью благочестивого христианина». Апостол Павел прямо говорит: Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном (Флп.3:18-19).
Кто же донес Крест Спасителя на место распятия? Евангелие повествует так. Мимо того места, где изнемогал под крестною ношею Спаситель, проходил один рабочий человек по имени Симон. Он вовсе и не думал о высокой чести, предназначенной ему, — донести Крест Христов. Вначале он даже не понял этой чести: ему казалось низким и недостойным нести среди белого дня, при многочисленном стечении народа орудие казни и в глазах народа быть как бы помощником палача. Симон старался уклониться от этого, так что насилием заставили его принять на себя эту обязанность. Он покорился с ропотом и досадой, в полной уверенности, что несправедливое принуждение его унизило и обесчестило.
По Воскресении Иисуса Христа, обратившись со всем своим семейством в христианство, он познал Спасителя и понял, какой высокой чести сподобил его Бог, избрав его понести Крест Искупителя мира. Исполненный живейшей признательности, он возблагодарил Бога за то самое, что прежде казалось ему незаслуженным наказанием, несправедливым унижением, а на самом деле было делом особенной любви Божией.
Вот ясный урок, научающий нас, как несправедлив наш ропот и наше нетерпение, с какими переносим мы наши бедствия, которые не что иное, как кресты, возложенные на нас Богом. Они нам кажутся часто действием слепого случая, а на самом деле — определены Господом. Они нам представляются действием несправедливости и жестокости людей, которые напрасно нас преследуют, а на самом деле доказывают нам любовь и милосердие Божие.
Люди, унижающие, преследующие нас, заставляющие нас страдать, делают то же, что некогда иудеи — силой возлагают на нас Крест Христов и таким образом приобщают нас чести Симона Киринейского. Сам Бог посредством этих людей очищает наши души, умерщвляет наши страсти, возвышает заслуги, совершенствует в нас добродетели. Теперь мы не понимаем этой тайны зла; оттого-то с трудом мы переносим эти испытания. Но когда этими трудными средствами, этим жестоким путем мы достигнем спасения, тогда, при виде своих крестов, назначенных для отвлечения нас от соблазнов, мы познаем перст Божий во всех бедствиях, перенесенных нами, и возблагодарим милосердие Божие.
Преклонимся же с покорностью под тяжестью постигающих нас испытаний, с убеждением, что они возложены на нас Богом. Примем их с готовностью, подобно больному, принимающему горькие лекарства, дарующие ему, однако, восстановление здоровья. Перенесем со смирением все бедствия, какие угодно Богу послать нам для нашего спасения. Аминь!