Наш СРТ-834 «Александр Матросов» в Норвежском море (1961 г.)
Как-то в последних известиях, сообщили, что по Украине прошёл ураган, который, повредил линии электропередач, деревья, крыши домов и предприятий. Это сообщение напомнило мне об одном событии происшедшем много лет назад в уютном Клайпедском ресторане. После очередного шестимесячного рейса к Африканским берегам, мы с другом зашли пообедать. Рядом за столиком, сидели двое мужчин и мирно, о чём-то беседовали.
На флоте бытовало такое поверье. Когда собираются механики, то они говорят о двигателях, поршнях и шатунах, а когда собрались штурмана или точнее судоводители, то они говорят о женщинах! По моим наблюдениям часто это суждение оправдывалось...
Рыбалка у берегов Исландии на СРТ-834 в 1960 г. |
После нескольких тостов за благополучное прибытие в Клайпедский рыбный порт, мы заговорили громче и стали вести себя свободней. Сидевший у соседнего стола парень, услышав наш разговор об урагане прошедшем у берегов Исландии, задиристо спросил:
— Если Вы там были, то скажите, какого это было числа?
Я не задумываясь, ответил, что это было 17 февраля 1962 года. Этот парень сразу оживился и чуть ли не полез обниматься, как с родным человеком. За двумя столами стали одновременно вспоминать о тех страшных событиях!
Прошло более двенадцати лет, но мы с этим парнем, и большинство других участников тех событий, запомнили это число на всю оставшуюся жизнь! А было это в зимний период в Северной Атлантике. Наши СРТ (Средний рыболовный траулер) ловили сельдь у берегов Исландии. Наше судно уже более трёх суток штормовало носом на волну.
Высунув руку с анемометром из дверей рубки, чтобы замерить силу ветра, у меня сорвало с головы «мичманку», а из анемометра вырвало вертушку и на этом измерения прекратили. Чтобы уменьшить изматывающую качку, капитан решил подойти ближе к восточным берегам холодной Исландии, но против ветра нам выгребать было очень трудно. Чтобы матросы безопасно прошли из носового кубрика в столовую команды, боцман натянул страховочный трос от носового кубрика, до кормовой двери в помещения и только выбрав относительно спокойное состояние моря, вахтенный помощник капитана давал команду проскочить «пулей» на обед.
Выбрав момент, между несколькими спокойными гребнями волн, разбушевавшегося океана, матросы прибежали на обед, но обеда фактически не осталось. Штормом всё жидкое из котла вылилось, осталось только гуща. Старпом дал команду повару выдать команде сухой паёк. Из-за усилившегося ветра и темного времени суток, матросы уже пройти в носовой кубрик не могли. Выходить на палубу было очень опасно. Волны уже гуляли по палубе от носа до кормы. Они получили от повара большой окорок и пытались при сильной качке точно разделить окорок на всех.
СРТ-834 «Александр Матросов» был построен в Германии и по репарации передан в Управление «Мурмансельдь». Этот «Логгер» мог ловить рыбу дрифтерными сетями и бортовым тралением. В те годы ловили сельдь дрифтерными сетями, для этого на палубе были аккуратно уложены сто хлопчатобумажных сетей, капроновые сети только недавно стали поступать к нам и их выдавали очень мало. Мастер-лова (дрифтмейстер) берёг их на «Чёрный день». Перед ходовой рубкой сооружали из толстых труб, кухтыльник в который, складывали кухтыли (резиновые, надувные поплавки). Для облегчения работы рыбаков, на палубе были установлены сетевыборочная и сететрясная машины
Волна-убийца |
На этом типе судов, жилые помещения были примитивные. Отдельные каюты были только у капитана и старшего механика. Три штурмана имели одну каюту, и большой кубрик для механиков, радиста и повара находились ниже главной палубы.
После 16.00 сменился с вахты второй штурман и второй механик, пришли в каюту и мы начали играть в карты. Судно сильно кренило и швыряло, но нам это только добавляло азарта. Мы продолжали играть в преферанс. В 17.08 (это время и дату запомнил весь экипаж) на судно обрушилась громадная волна. Такие волны у южных берегов Африки, называют «Волны — убийцы».
Мы её не видели, мы находились в каюте, которая была ниже ватерлинии. Поэтому мы ощутили сильный удар по корпусу судна, резкий крен на правый борт, грохот и треск, а также крики ребят из кают-компании. Судно легло на правый борт и в нашу каюту полилась вода через вентиляционную головку. Когда я услышал команду капитана: «Третьему помощнику на мостик», то выбирался из каюты я не по ступенькам, а по перилам, поручням, — и так вскарабкался я на главную палубу.
В момент удара волны, на мостике находились старший помощник капитана, боцман и рулевой матрос. Надвигавшуюся на них стену воды они увидели в последний момент и успели пригнуться. Удар волны был такой силы, что выбило левую, дубовую дверь, вместе с рамой, все стёкла-иллюминаторы (на снимке видно пять передних окон). Залило водой все навигационные приборы и даже плафоны. Поэтому произошло короткое замыкание и все радионавигационные приборы вышли из строя, а самое главное перестала работать радиостанция. Подать SOS мы уже не могли. Судно несколько минут лежало на правом борту, но постепенно стало выравниваться, но крен оставался большой.
Заглянув в столовую, я увидел, что все матросы валяются в неописуемых позах и барахтаются в вперемежку с кусками неразделённого окорока. Я догнал капитана на трапе левого борта и пока судно не выровнялось мы не могли подняться на палубу мостика.
То, что мы увидели на мостике, нас потрясло! Двери в рубку лежали на палубе, вместе с дубовой рамой. Волна её выбила, стукнула об штурвал и хорошо, что рулевого от удара отбросило к правому борту и он не пострадал. Вся кормовая переборка в рубке была утыкана разбившимися осколками окон. Их необходимо было срочно вытащить т.к. во время качки все начали резаться об эти осколки. Освещения по судну не было. Магнитный компас направление не показывал, пришлось вглядываться в непроглядную темноту и стараться держать судно носом на волну. Смотреть вперёд было невозможно, с поверхности волн неслась сплошная пена, а снежная крупа больно била по лицу. К утру моё лицо было ободрано, как рашпилем, всё кровоточило.
В Северной Атлантике у берегов Исландии (1962 г.) «Нептун» на бреющем полете слушает нас, а мы его!
Капитан приказал боцману спуститься вниз, переодеться, взять аварийный брезент и закрыть им окна, прорезав только одну дырку для штурмана, чтобы смотреть вперёд и давать команды рулевому. Закрыть надо было срочно, потому что рубка наполнялась водой, снегом, летевшими брызгами и пеной с гребней волн. На мостик вызвали двух рулевых, потому что одному человеку крутить штурвал с борта на борт было очень тяжело. Главный двигатель работал с перебоями и только малым ходом. Старший механик сообщил, что двигатель перегрелся и может заглохнуть! Не удивительно! Когда мы рассмотрели, что делается на палубе, то ужаснулись! На всегда загроможденной сетями и другим промысловым вооружением палубе было чисто, как после хорошего аврала! Не осталось ни одной сети, ни одной бочки и ни одного кухтыля. Только очень портили вид скрученные в «бараний рог» трубы от разрушенного кухтыльника. Закрепленные за судно последние две сетки видно было, что идут к винту. Стало понятно почему греется двигатель. И ещё хорошо, что намотанные сети были не капроновые.
Капитан действовал грамотно и спокойно. Выбрав более спокойное состояние моря; дали машине несколько раз «полный назад» и при таком сильном волнении, винт освободился от намотки сетей и наша родная машина начала работать стабильно и ровно. Температура двигателя постепенно пришла в норму и это спасло нас от полного «Овер-киля». На наше счастье к утру ветер «убился», на океане осталось напоминание о пролетевшем урагане, гигантская зыбь, которую я сфотографировал.
На другой день после урагана в Сев.Атлантике у берегов Исландии. СРТ спешит к нам посмотреть на «дела» океана! |
Гигантская зыбь после шторма в Норвежском море в феврале 1962 года, когда у нас в рубке выбило все стёкла и дверь! |
Каждое утро по радио проходило совещание капитанов, так, как наше судно не выходило на связь, то к нам направили несколько судов, находившихся в нашем районе промысла.
Пришедшее к нам судно, увидело наше плачевное состояние, сообщило руководству промыслом и нам передали приказ следовать к Фарерским островам, к нашим рыболовным плавбазам, чтобы получить стёкла и потерянное промвооружение. Получив новые сети и десяток бухт различных тросов, снова пошли в океан, на промысел. Пока шли под прикрытием островов, матросы и дрифтмастер работали на палубе по креплению полученного имущества, и тут произошло ещё одно печальное происшествие.
Как только вышли из Фугле-Фиорда и легли курсом на Исландию, на судно зашла крупная волна и ребят работавших на палубе, волной занесло под траловую лебёдку, немного помяло и поцарапало их. По приказу капитана заведовал аптечкой и оказывал медицинскую помощь третий помощник капитана. Поэтому после случившегося я прибыл в матросский кубрик для оказания помощи пострадавшим. Серьёзно пострадал только дрифтмастер. Это был крепкий парень в тяжёлом весе. Он сразу попросил меня дёрнуть его за руку, потому-что у него (как он сказал) была вывихнута рука. Я один раз дёрнул, а он требует дёрнуть ещё раз и посильней. Я вижу, что это дёрганье не помогает и у него, видно, сильная боль. Я доложил капитану, и он решил сдать его на плавбазу, уходящую в Мурманск.
Через месяц от него пришло письмо, в котором он сообщил, что у него был перелом ключицы, но уже гипс сняли и он поправляется. Весь экипаж начал меня «подначивать», дескать, это я ему сломал ключицу. Вот так и закончился этот злополучный рейс!
Этот свирепый ураган с большой скоростью пронёсся на Норд-ост, повредив по дороге наше судно и ещё несколько судов Балтийцев. А одно судно пропало безвести!
Рыболовная плавбаза «Антарктика» в Кольском заливе (1962 г.)
Рейсовый план мы не выполнили и по приходу в порт, получив нищенскую зарплату, многие члены нашего экипажа остались на берегу. Меня перевели помощником капитана на плавучую рыболовную база «Антарктика». Во второй рейс меня назначили вторым помощником капитана, но в этой должности я продержался не долго!
Телеграмма с плавбазы «Антарктика» жене Элле с поздравлением после рождения сына
Летом у нас родился сын и с 1 января 1963 года я уходил в отпуск, назначенный вместо меня второй штурман попросил отстоять за него праздничную новогоднюю вахту и я согласился. Судно стояло у причала и выгружало бочки с сельдью. В Кольском заливе большие приливо-отливные явления и приходится останавливать выгрузку и заниматься швартовыми работами. В такой момент прибыл на борт какой-то «чудак в шляпе» и поднял шум, что мы не работаем и уже начали справлять новый год. Помощник капитана по производству послал его подальше и этот горлопан вместе с охранником убежал. Через несколько минут прибыл на борт ответственный дежурный по Управлению «Мурмансельдь» и поспешил нас обвинять в пьянстве и нежелании работать! В это время Никита Хрущёв придумал организовать Совнархозы и назначил Председателем Мурманского совнархоза члена ЦК КПСС А.П.Кириленко.
Наше начальство не стало долго разбираться, кто прав, а кто виноват, а разжаловало меня до четвёртого помощника капитана. Я обиделся и уехал к себе в Одессу!
Капитан дальнего плавания В.Г.Кобылянов
27 января 2005 г.
Публикуется в качестве приложения к статье Жизнь капитана Кобылянова