В.Кобылянов во время очередной проводки
Фото автора
В этом кабинете, небольшом и солнечном, с видом на причальные пирсы, все говорит о том, что его хозяин имеет отношение к морю. Большой стенд, представляющий панораму всей акватории судоремонтного завода, лоцманская карта Сухого лимана, аппаратура связи: селекторы, телефоны, динамики. Здесь располагается служба капитана ИСРЗ.
У приборов склонился человек: невысокий, худощавый, в форменном морском костюме. Это и был хозяин кабинета, руководитель лоцманской службы завода капитан Валентин Григорьевич Кобылянов. Его служба напоминает сразу три учреждения: скорую помощь, милицию и пожарную команду. Но только весь смысл работы капитана Кыбылянова и его помощников заключается как раз в том, чтобы никакие неожиданности и неприятности не происходили.
— Служба безопасности? — улыбнулся Валентин Григорьевич. — Что ж, можно сказать и так. А точнее — в нашем ведении все движение по акватории завода, стоянка судов у причалов, в доках. Случись пожар, несчастный случай, правонарушение — мы включаемся в их устранение. Наша служба — ровесница предприятия. И хотя для такого завода она может показаться и маленькой, но все люди, члены экипажей буксира «Комсомолец Губарев», катеров «Ильичевец», «Судоремонтник» обязанности свои выполняют согласно Уставу. Скажем, на боцмана Р.Фогельмана, матросов В.Кузнецова, П.Попова, М.Хомика надеюсь как на самого себя. Или лоцманы... Валентин Анатольевич Шаронов, к примеру, — умная голова, твердая рука, со стажем более полутора десятков лет, имеет диплом капитана малого плавания, в прошлом прошел немало морских дорог. Анатолий Леонтьевич Артемов, секретарь партийной организации. Занимался проводкой судов торгового и рыбного портов. Им навыков не занимать. А самый молодой заводской лоцман Владимир Сало был штурманом на научно-исследовательском судне «Космонавт Владимир Комаров».
— А что вы скажете о себе?
Валентин Григорьевич вдруг сразу стал поглядывать на часы, а затем встал и решительно сказал:
— Ждут на «Королеве»...
На мои настойчивые просьбы рассказать о себе согласился сделать это в двух словах.
Еще юношей поступил в школу юнг на Балтике, стал матросом. Штурманом плавал после окончания Одесского среднего мореходного училища, а первым судном, которому прокладывал курс, был буксир «Никита Бегичев», приписанный к арктическому порту Тикси. Случилось плавать и на легендарном «Георгии Седове», отмеченном за знаменитый дрейф в арктических льдах орденом Ленина.
Затем учеба в Клайпедском мореходном училище Министерства рыбного хозяйства и полтора десятка лет работы на траловом флоте. Довелось ходить и на крупнейшей рыбопромысловой базе «Восток». Так что, если следовать расхожей поговорке, утверждающей: «Рыбак — дважды моряк», то опыта В.Кобылянову не занимать.
Припомнилось, как в феврале 1985 года, невзирая на то, что весь северо-западный район Черноморья был скован ледяным панцирем, Кобылянов отважился возглавить сложнейшую операцию — завел в створы и поставил на стапель-палубу плавдока гигант-лихтеровоз «Юлиус Фучик». Длина корпуса судна (267 метров) превышала протяженность стапель-палубы на 20 метров. Только специалист может понять риск капитана Кобылянова.
— Нам приходится ежемесячно вводить и выводить в среднем до 30 крупнотоннажных судов. Это — не говоря о всевозможных перемещениях в акватории. Работаем круглосуточно, в любое время дня и ночи. Помеха — только штормовая обстановка. Вот и сейчас довольно свежо, но до непогоды, похоже, далеко.
Он подходит к микрофону и командует:
— Внимание, буксирам «Комсомолец Губарев» и «Ильичёвец»! Прошу по местам. Начинаем операцию по заводке «Академика Королева»...
А.ЛЕВИТ
Черноморский маяк № 98 (1991), 19 августа 1989 г., с.2.
Публикуется в качестве приложения к статье Жизнь капитана Кобылянова