Святитель Макарий (Невский)

Опубликованные письма

Письмо к игумении Анастасии[1]

Ваше Высокопреподобие, Всечестная матушка игумения Анастасия!

Усердно благодарю за Пасхальное приветствие и молитвы и взаимно поздравляю Вас и сестер со всерадостным светлым праздником Христова Воскресения, молитвенно желаю, да преисполнит Христос Жизнодавец Ваши сердца умилением и радостию от Воскресшего и да укрепит Он, Всеблагий, Своею благодатию Ваши духовные силы в иноческой жизни во славу Божию и на духовное украшение и дальнейшее процветание вашей святой обители.

Благожелательный о Господе

митрополит Макарий

21 апреля 1913 года

Письмо к И.Ананьевичу, заведующему канцелярией епископа Бийского[2]

Возлюбленный мой И.Ананьевич!

23 марта я возвратился в Бийск, хранимый молитвами молящихся, благополучно.

Томский Владыка[3], епископ Томский и Семипалатинский, бывший до назначения на Томскую кафедру начальником Алтайской духовной миссии, посылает Вам святительское благословение. Промыслу Божию угодно, по неисповедимым судьбам Своим все к лучшему устрояющему, передвинуть светильник сей в иное место, устрояя всячески спасение всех и каждого и воздвигая всякому времени, месту людей благопотребных.

В половине марта томский телеграф принес Преосвященному нашему от митрополита следующую телеграмму: «Предположено предоставить Вам Ставропольскую епархию». Вскоре после сего получено извещение и о состоявшемся определении Святейшего Синода о предположенном перемещении. Осталось только за утверждением государя, сердце коего в руце Божией. Воля Господня да будет! Но Миссия теряет в Преосвященнейшем Владимире своего нежного друга, отца, руководителя и попечителя. Все мы им облагодетельствованы, в сердце его носимы. Да будет память о нем в сердцах наших и в сердцах всех новокрещеных из рода в род — незабвенного, как память о.Макария[4]. Да будет 15 августа, день св.Владимира, днем молитвы во всех церквах Миссии!

В покорности воле Божией, готовясь оставить томскую паству, владыка прежде всего возымел печаль о Миссии, чтобы преемником по Томской епархии был человек, могущий полюбить Миссию, войти в дух ее и чрез начальника ее быть с нею. Он указал на Красноярского Преосвященнейшего Исаакия[5], близко известного ему товарища по академии и вообще как на человека, более всего подходящего. Но Святейший Синод, кажется, и сам думал об этом преемнике, ибо одновременно с известием о переводе Преосв[ященнейшего] Владимира (слово неразборчиво) и о Преосв[ященнейшем] Исаакии.

Итак, да будет воля Божия! Да будет милостив Господь к нашему доброму другу и владыке, и да хранит Он нас его молитвами!

Письмо к иеромонаху Иннокентию (Солодчину)[6]

В ответ на прошение чолышманских инородцев относительно уменьшения арендной платы, вносимой ими Благовещенскому монастырю за сенокосные и пахотные, и выгонные земли, поручаю Вашему Преподобию объявить просителям, что из содержания их прошения я с огорчением заключаю о том, что они поддались подстрекательству людей, ищущих не их пользы, а своей собственной, и жалею, что в отношении к Чолышманской обители они, просители, явили себя неблагодарными и несправедливыми.

Неблагодарными за те блага, духовные и материальные, какие они получили при посредствии этого монастыря и непосредственно от него; несправедливыми в том, что приписывают настоящему управлению монастыря такие намерения и действия, каких оно не имело. Последние в лице как настоятеля, так и заведующих обителью и теперь руководятся в своих отношениях к новокрещеным тем же духом благожелания, каким водились первоначально. Если прежний настоятель Преосвященный Владимир [начальник Алтайской духовной миссии епископ Бийский Владимир (Петров). — Прим. сост.] ничего не получал для себя от монастыря, то и настоящий [то есть автор письма — начальник Алтайской духовной миссии епископ Бийский Макарий (Невский).— Прим. сост.] не только ничего не берет оттуда, но сам жертвует монастырю собственными средствами и приглашает к таковым пожертвованиям посторонних лиц.

Монастырь, не имея других источников содержания для себя, кроме земли, хотя и вынужден бывает отдавать свои угодья арендаторам, но он не допускал к себе арендаторов со стороны, например, русских переселенцев, что было бы для него выгоднее в материальном отношении, а отдавал свои земли в пользование туземным инородцам: беднейшим — бесплатно, зажиточным — за умеренную цену, и ни в каком случае никого из них не доводил до обеднения, имея постоянно в виду свою главную задачу в отношении к ним — просвещение учением веры и приучение их к доброй и оседлой жизни, снисканию ими для себя пропитания трудом, а не выпрашиванием подаяния и тем паче воровством.

Пусть просители вспомнят, что с монастырем к ним явился и свет веры христианской, которую они возлюбили нелицемерно и которая избавила их от рабского и разорительного служения демонам. Пусть припомнят, как монастырь кормил, одевал и защищал их в первые дни их по обращении к вере христианской. Не следовало бы им забывать и того, насколько многие из них были бедны сперва и каким довольствием пользуются теперь. Пусть они укажут, кого из них монастырь привел в разорение, и сами же пусть сосчитают также тех бедняков, которые не имели до крещения ни хлеба, ни одежды, а теперь приобрели то и другое и обзавелись скотом. Пусть вспомнят то время, когда им грозила от неурожая голодная смерть, а монастырь озаботился запастись хлебом для осеменения их полей. А в другой раз, когда дети некрещеных чолышманцев гибли от оспы, дети крещеных были спасены от такой смерти предохранительною мерою[7]. Теперь чолышманцы умеют землю пахать не одними обылами (мотыгами), а и сохами, и жать серпами, а не руками выдергивать хлеб, косить траву, а не резать ее ножами, как было прежде. Не при монастыре ли они научились всему этому?

Пусть вспомнят просители, что теперь все они живут в довольстве, многие в избытке, а монастырь доселе терпит скудость. Они сами приобретают себе пропитание на монастырской земле, а монастырь доселе нуждается в посторонней помощи. Составитель прошения от имени просителей выражает недовольство на то, что с них берется плата за пользование дровами из валежника до 1 руб. 50 коп. с юрты в год. Но пусть просители вспомнят, что в течение года сжигают они дров более, чем на таковую сумму. Притом не сами ли арендаторы наготовили валежник, которым теперь должны пользоваться, вырубив без спроса у начальства монастырского строевой лес, о чем было однажды и дело возбуждено. Арендаторы притом оказались однажды настолько неразумными и неблагодарными, что отказались тушить лесной пожар, произведенный мстительной рукой одной соёнской женщиной.

Монастырь терпит разного рода убытки от арендаторов. Так, некоторые из них похищали монастырский скот. Например, в минувшем году убита конокрадами лучшая монастырская лошадь, употреблявшаяся для пахотной работы. Арендаторы недовольны тем, что платят монастырю по 10 рублей за десятину пахотной земли, но затем умалчивают они о том, что такая плата взимается только в урожайные годы, а в другое время они платят только половину и даже менее того. В урожайный же год десятирублевая плата за десятину отнюдь не разорительна, ибо тогда арендаторы приобретают себе от продажи хлеба с той же десятины до пятидесяти и более рублей. Здесь монастырь не только не обидит их, но сам терпит ущерб, лишая себя плодородной земли, которую мог бы возделывать с полей для себя чрез наем русских рабочих, если бы не имел сил возделывать руками наличных братий.

Неправду сказали просители и о плате, взимаемой за сено. Монастырь, нуждаясь в рабочих руках и желая приучить в то же время инородцев к труду, не отдает работ своих русским людям, но требует от инородцев, чтобы они поставляли для монастыря столько сена, сколько желают поставить для самих себя. Это условие может казаться несколько тяжелым только для богатых людей, но нисколько не обременительно для бедняков, которые исполняли его доселе безропотно, личным трудом. Богатые же могут приобретать для себя сено в других местах за дачами монастырскими, если не желают личным трудом или наймом поставить для монастыря условное количество сена.

Если бы один из богатых скотовладельцев захотел оставить монастырскую землю, то на место его одного могут поселиться десять бедняков, а это — в интересах последних и желательно для монастыря. Просители якобы тяготятся платой за подножный корм для скота. Плата за крупного скота — по тридцать копеек с головы в течение зимы — невелика и для бедного инородца, если принять во внимание недостаток выгонной земли в дачах монастырских. Нежелающий платить назначенную сумму имеет возможность держать свой скот вне монастырских дач. Выгон скота на летнее время в тайгу — чем также обременяются просители — вызывается необходимостью в интересах самих скотовладельцев. Ибо если оставлять на монастырских дачах весь наличный скот в продолжение всего лета, то на зиму для него недостаточно бы подножного корма, а это привело бы к гибели всего скота.

Просители выражают сожаление о том, что с монастырских дач скочевало до двенадцати семейств якобы в ущелья гор, далеко от церкви, и что остальные также должны будут скочевать, если не будет уменьшена арендная плата. Просители, очевидно, хотят напугать кого-то этой детской угрозой, на которую можно спокойно ответить: кто хочет, пусть идет туда, где ему более нравится, но на место его несомненно явятся другие и с благодарностью подчинятся условиям аренды. Ибо на монастырских дачах могут поместиться не более половины всего местного народонаселения, остальные же по необходимости должны жить и живут вне дач монастырских, и это последнее обстоятельство для усерднейших из них отнюдь не служит препятствием к посещению храма Божия по праздникам и ежегодному исполнению христианского долга говения. С устройством в соседнем Чолышманском Улагане молитвенного дома и водворением там особого миссионера нежелающие жить на монастырских дачах могут без вреда душе своей селиться и по Улагану.

Впрочем, управление монастыря желает предоставить возможность большему количеству бедняков селиться на монастырских дачах, признает возможным для себя облегчить для них арендную плату. Но чтобы иметь возможность поддерживать и существование монастыря пользованием Высочайше дарованными ему угодьями в широких размерах и в то же время дать возможность жить на своих дачах и крупным скотоводам, управление признает необходимым для сих последних назначить арендную плату хотя и в больших размерах сравнительно с бедными, но не столько великую, чтобы они не могли извлекать для себя значительной пользы от арендуемых ими угодий.

На основании существующих законов монастырь не может отдавать своих угодий в аренду на продолжительное время. Поэтому инородцы, желающие арендовать для себя монастырские земли, обязуются предварительно заключить с монастырским управлением контракт на три года, скрепленный установленным порядком с прописанием в нем условий, особо при сем прилагаемых.

Начальник Алтайской и Киргизской миссий

епископ Макарий

Бийск, октября 31-го дня 1890 года

Письмо к композитору С.В.Смоленскому[8]

Глубокоуважаемый и незабвенный Стефан Васильевич!

Христос Воскресе!

Сердечно благодарю Вас за любезнейшее письмо Ваше, которым Вы доставили мне великое удовольствие, сообщив много интересного и полезного для меня об Алтайских Лептах[9]. Простите мою косность в ответе: при всем желании моем я не мог исполнить скоро долг благодарности.

Приношу Вам глубочайшую благодарность за распространение сведений о Лептах и лестные отзывы о них. Для публики, привыкшей слушать театральную музыку, напевы Лепты едва ли могут особенно нравиться. Лепта наша — для школы, внебогослужебных собеседований и простого народа. Там она прививается, распространяется и приносит пользу. О, если бы напевы Лепты получили право гражданственности в наших семинариях и епархиальных училищах! Оттуда они разнеслись бы по церковно-приходским школам, а оттуда — в народ. Какая здоровая и приятная пища для последнего! Не подобными ли песнопениями, только не в православном учении, распространяют свое учение наши сектанты и привлекают к себе массы простого народа? Я рад, что публика более и более ознакамливается с Лептами. Заключаю об этом из того, что московские и киевские книгопродавцы стали помногу брать на комиссию Лепты, особенно в последнее время.

Да воздаст Господь Своею великою милостию Константину Петровичу [Победоносцеву. — Прим. ред.] за его ревностное попечение и о благе Церкви, и за мощное покровительство Миссиям!

С большим интересом ожидаю появления переложений избранных кант из Лепты на круглые ноты, о чем любезно Вы сообщили мне. И знаменные напевы я весьма люблю. Широким употреблением их в нашем училище и церкви мы едва ли кому уступаем.

Вашим трудом в этом деле весьма интересуюсь. Если что появится в печати из приготовляемых Вами знаменных напевов, благоволите прислать мне или распорядитесь о присылке с наложенным платежом.

Посылаю Вам, дорогой мой Стефан Васильевич, записку о Лептах, напечатанную в Томских епархиальных ведомостях. Может быть, Вам для чего-либо и пригодится.

Я весьма рад, что наш образцовый церковный хор состоит теперь под Вашим управлением. Характер Вашего пения мне весьма нравится. Заключаю об этом по пению Николая Ташкинова, учившегося в Казанской учительской семинарии, состоявшего в Вашем хоре и теперь регентующего в улалинском хоре. Сибирь в регентах имеет большую нужду. Нам для Миссии нужен бы хоть один такой, который мог преподать пение в нашем Катихизаторском училище и был бы знаком сам с теорией музыки. Нельзя ли определить в одну из Ваших школ пения какого-либо из наших питомцев? Если Вам представится возможность дать на этот вопрос положительный ответ, то я был бы весьма благодарен.

Еще раз приношу Вам, глубокоуважаемый Стефан Васильевич, сердечную благодарность за участие в деле, меня весьма интересующем.

Призываю на Вас благословение Божие, с отличным уважением и признательностью имею честь быть Вашим покорнейшим слугою

Начальник Алтайской и Киргизской миссий

Макарий, епископ Бийский

Томск, 20 апреля 1891 года

Письмо к протоиерею Петру Бенедиктову[10]

Досточтимый о Господе отец Петр!

Чемал — Чопош — мой первенец, не могу забыть его[11]. Теперь же он сугубо для меня дорог — все в нем для меня свое, как бы родное: и церкви, и люди, и школы. Поэтому желательно, чтобы Вы не лишали меня утешения извещениями о всем, заслуживающем внимания. Для меня небезынтересно будет и то, если Вы будете писать о предметах, для Вас весьма обыкновенных. А более всего мне нужно знать, как идет у Вас школьное дело. Продолжает ли Ирина Макаровна свои учительские и миссионерские труды с прежнею ревностию? Ходит ли она по юртам с ученицами, как бывало прежде? Ездит ли по татарам или новокрещеным, как делалось прежде? Если все идет по-прежнему, то и ей, и Вам спасибо. Желательно, чтобы она записывала или учеников и учениц заставляла записывать свои беседы, чтения, пения по юртам и домам, а также все, что встретит здесь заслуживающее внимания. Если это хождение прекратилось, то желательно, чтобы оно восстановилось. Желательно, чтобы таковые же хождения по домам совершались бы и чопошской школой.

Известите меня, были ли ныне в Чемале кумысники[12] и как они держали себя? Не можете ли открыть ныне школы грамоты в Едигане? В Пешпельтире?

Известите меня о здоровье и пребывании Агафьи Николаевны с семейством, Кондратия Ивановича, Алексея Леонтьевича и всех сущих во Христе, Вам ведомых. Ирине Макаровне со школою Божие благословение.

О себе напишите подробнее. Призываю на Вас, семейство Ваше, паству Вашу, на Чемал, Чопош и Елекмонар и все селения и улусы Божие благословение — привет всем и каждому.

Благодать Господа со всеми Вами! Поклонитесь за меня пред иконою Скорбящей Божией Матери и св.Николая.

Макарий, епископ Томский

7 августа 1891 года, пароход «Фортуна» на р.Кети в Нарымском крае

Письмо к министру путей сообщения[13]

Ваше Высокопревосходительство, Милостивый государь!

В горах Алтая в течение свыше семидесяти лет среди полудиких аборигенов распространяет свет веры христианской Алтайская духовная миссия. Трудами членов этой Миссии христианство, а с ним вместе — начала русской культуры проникли до пределов монгольских, до границы Китайской империи. Во весь долгий период существования Миссии тружеников ее встречали нужда, беды и разного рода препятствия. В борьбе со всем этим многие из них совершенно потеряли здоровье, преждевременно состарились, а некоторые, не в силах будучи бороться с непосильными трудами и препятствиями, оставляли свое высокое служение и возвращались к более спокойному образу жизни на Руси. Громады Алтая с головокружительными подъемами и спусками, бурные реки, стремительные потоки, лесные трущобы, узкие на краю обрывистых скал тропинки («бомы») или едва заметные дорожки среди каменных россыпей или по косогорам — вот пути, по которым доводится миссионерам совершать свои поездки. Случается иногда, что миссионеру для достижения какого-либо пункта является необходимость применять разные способы передвижения: верхом на лошади, пешком по камням или на лодке. Но и таковые способы передвижения не всегда и не везде возможны. Есть местности, где миссионер и юная паства его бывают совершенно заперты, разобщены с остальным миром почти треть года.

Фрагмент карты Алтая

Фрагмент карты Алтая в районе Телецкого озера

(заимствовано из атласа от 1985 г.)

В юго-восточной части Алтая, среди отрогов Саянского хребта, находится озеро Телецкое (Алтын-Куль). В него впадают быстрые и многоводные реки: Чолышман, соединившийся с Башкаусом, Камга и множество других горных речек, часто падающих в озеро с огромной высоты; а из озера получает свое начало река Бия. Длина Телецкого озера — около 100; ширина — от 3 до 8 верст; глубина — до 70 сажень. Берега по большей части скалисты. Озеро это во всю длину свою лежит на пути в миссионерский Чолышманский мужской Благовещенский монастырь и миссионерский стан Усть-Башкаус. Берега озера для какого бы то ни было путешествия недоступны; один путь — озеро. Но оно бушует и осенью, и зимою; застывает не каждый год, иногда — через два, три года. Нужда служебная заставляет миссионера и в бурю плыть. Бывают случаи, что пловцы в позднюю осень, застигнутые бурею, кое-как добираются до скалистого берега, сидят там неделю, две и больше в ожидании, пока притихнет буря. Томимые голодом, они съедают все, что можно есть, даже старые кожи животных. Насельники чолышманские, инородцы двух Чуйских волостей, терпят крайнюю нужду в самом необходимом. Бурное озеро не пускает к ним русские товары: хлеб, соль, порох, свинец, табак и т.п. в течение 3-4 месяцев и более, так что местные цены на эти продукты поднимаются невероятно, например, хлеб (ячмень) — до 3 рублей пуд. Правда, есть иной путь в Чолышманский монастырь, по Чуйскому тракту, чрез Онгудай, но этот путь, большею частью вьючный, крайне неудобен от множества горных перевалов, опасных «бомов» через бурные реки Катунь и Башкаус; притом он длиннее первого пути (чрез Телецкое озеро) почти на 300 верст.

Почти все население двух чуйских волостей исповедует ныне православную веру христианскую. Можно надеяться, что свет этой веры в недалеком будущем проникнет и к соседнему народу — монгольскому. Много предстоит трудов в этой части Алтая миссионерам-проповедникам. Великую христианско-просветительскую службу совершает устроенный в этой местности за Телецким озером, в долине Чолышмана, Благовещенский монастырь и миссионерский стан с детским приютом и школой для инородческих детей. Неоценимую пользу они приносят здесь как единственные культурные пункты в этом глухом и далеком краю. Великим препятствием к развитию этого края, богатого всяческими дарами видимой природы, а еще более богатого душами истинно преданного вере христианской и государю православному русскому народа чуйского (то есть алтайцев, селившихся по р.Чуя), народа доброго, честного, детски простодушного, трудолюбивого и способнейшего, служит отсутствие путей сообщения, крайне неудобные, примитивные способы переезда чрез Телецкое озеро.

Немало послуживши делу христианского просвещения зателецких инородцев, я желал бы провести там и последние дни моей жизни, если это будет Богу угодно. И во всяком случае, хотелось бы улучшить, насколько возможно, сообщение Зателецкого края с культурной Русью для тех же новокрещеных инородцев. С этой целью предполагаем мы приобресть в столице паровую лодку небольшую, футов около 40, в 6-12 сил. Нас смущает только дороговизна доставки лодки железнодорожным путем от С.-Петербурга до г.Ново-Николаевска на Оби (ныне — г.Новосибирск). Недостаток средств личных, моих, и миссионерских не дозволяет нам привести в исполнение это давнее желание наше.

Представляя все вышеизложенное высокому вниманию Вашему, я приемлю решимость покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, не признаете ли Вы возможным разрешить бесплатную доставку паровой лодки от С.-Петербурга до г.Ново-Николаевска, во внимание к крайней нужде в ней для просветительно-культурных целей Алтайской миссии, на пользу аборигенов края, новопросвещенных инородцев, обитающих за Телецким озером, в долине Чолышмане, и для будущих, быть может, военно-политических целей нашего государства, ввиду возможности проникновения туда агентов китайского правительства, в случае возникновения неприязненных их к нам отношений.

С чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Высокопревосходительства, милостивого государя

архиепископ Макарий

25 января 1907 года

Остальные письма, опубликованные в этой главе см. в книге воспоминаний Свт.Арсения (Жадановского)

Примечания

[1] Опубликовано в книге: Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник./ Составление, вступительная статья и примечания магистра богословия протоиерея Бориса Пивоварова. Новосибирск, 1998. С.136.

[2] ГААК, ф.164, oп.1, д.11, л.16 об.-17 об. — Копия 1886 г. Данное извлечение из письма епископа Макария сохранилось в записи миссионера священника Иоанна Матвеевича Штыгашева и заимствовано из его дневника.

[3] Владимир (Петров; †1897), архиепископ Казанский и Свияжский. С 1865 по 1880 гг. — начальник Алтайской духовной миссии.

[4] Архимандрита Макария (Глухарева).

[5] Исаакий (Положенский; †1894), епископ Астраханский и Енотаевский. С 1886 по 1891 гг.— епископ Томский и Семипалатинский. Его преемником в 1891 году стал автор письма — епископ Бийский Макарий (Невский).

[6] ГААК, ф.164, oп.1, д.52, л.19-21 об. — Копия. Иннокентий (Солодчин; †1919), в схиме Иоанн, епископ Приамурский и Благовещенский. С 1866 по 1874 гг. — преподаватель Центрального миссионерского училища в Улале. С 19 сентября 1890 года по 1894 год — помощник начальника Алтайской духовной миссии и наместник Благовещенского монастыря на Чулышмане в сане игумена.

[7] Миссионеры всегда бесплатно прививали оспу детям и новокрещеным алтайцам и язычникам, но многие язычники сами долго отказывались от медицинской помощи.

[8] С.В.Смоленский (1848-1909) — композитор, историк русского церковного пения (см. о нем статью: Парийский Л. Памяти С.В.Смоленского.// Журнал Московской Патриархии, 1950, №1, с.53-59). Владыка Макарий познакомился с С.В.Смоленским в 1868 году в Казани. Публикуемое письмо хранится в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии, в книге С.В.Смоленского «Лепта первая».

[9] «Лепта» — сборник стихов и кантов, получивший свое название ввиду того, что средства, вырученные от его продажи, поступали на нужды Миссии и ее подчиненных. Стихи из «Лепт» были положены на музыку и распевались по всем станам Миссии.

[10] ГААК, ф.164, oп.1, д.52, л.13-14.— Автограф. Протоиерей Петр Иванович Бенедиктов (1862-1918). Обучался в Томской духовной семинарии. Рукоположен во диакона в 1888 году, во священника — в 1889 году. В 1890 году поступил в Алтайскую духовную миссию. С 1 августа 1902 года — благочинный миссионерских церквей 1-го миссионерского благочиния Алтайской духовной миссии, с 1909 года — протоиерей. Помощником начальника Алтайской миссии был с 1900 по 1902 годы, затем с 1905 по 1910 годы и с 1915 года до самой кончины.

[11] В Чемале и Чопоше начиналась миссионерская деятельность владыки Макария, где он трудился сначала преподавателем миссионерских школ и катихизатором, а затем миссионером в сане иеромонаха.

[12] Кумысниками миссионеры обычно называли приезжающих в Чемал из далеких краев на отдых (на кумыс) людей. Некоторые из них своим поведением оказывали отрицательное влияние на алтайцев. В Чемал (население около 400 жителей) ежегодно съезжалось до 300-400 дачников (см. в книге: Сапожников В.В. Пути по Русскому Алтаю. Томск, 1912. С.35).

[13] ГААК, ф.164, oп.1, д.132, л.1-2. — Копия. В 1907 году министром Путей сообщения был генерал-лейтенант Николай Константинович Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус. — Прим. ред.

[14] Паровая лодка, точнее катер, получивший название «Шеф», в том же 1907 году по железной дороге был доставлен из Петербурга в Ново-Николаевск, а оттуда с большими техническими трудностями переправлен на Телецкое озеро. Миссионерский катер ходил по Телецкому озеру до 1944 года (сведения об этом катере см. также в книге: Дулькейт Т. Телецкое озеро в легендах и былях. Барнаул, 1979. С.13-14).

Неопубликованные письмаСодержаниеК сестре милосердия Матроне
Hosted by uCoz