Из летописи св. Александринской церкви

Что в Одесском институте благородных девиц, с кратким указанием замечательных событий в самом заведении

«Летопись» начинается 1852 г. и оканчивается 1870 г. 1 января, когда летописец, оставив настоятельство институтской церкви, был переведен кафедральным протоиереем в г.Херсон. На каждый год имеются по несколько кратких заметок с обозначением чисел, когда происходили обозначаемые события. Приводим из «Летописи» только то, что имеет более важное общественное значение. «Летопись» принадлежит Императорскому Одесскому Обществу Истории и Древностей. — Прим. ред.

Церковь мученицы Александры

Интерьер церкви св. мученицы царицы Александры при институте благородных девиц
Открытка конца XIX века

В православной церкви издревле существует обычай поминать в молитвах благодетелей храма, с возношением имен их. Для этой цели имелись в ней и имеются так называемые «поминальницы», или поминальные книжки, в которых записаны были дорогие имена. (Диптихи древних христиан). В этих помянниках мы видим зерно, или зародыш (начало) церковных летописей, которые суть те же почти помянники только в более пространном виде. Никто, конечно, не усомнится в пользе для истории такого рода записей. Безмолвное имя, с молитвенной благодарностью возглашаемое, естественно возбуждает вопрос: что же именно полезного и важного сделал почивший (или здравствующий) собрат наш? Ответ на это должна дать церковная летопись. В ней обстоятельно и точно должно быть обозначено, например: кто был основатель храма? А если храм при заведении, то — кто учредитель заведения? Кто и когда в нем священствовал? Чем благим ознаменовано его священство? Кто из прихожан особенно содействовал благолепию храма? Кто из высоких особ посещал храм? Какие и когда происходили в нем особенные религиозные торжества? Какие назидательные обычаи у прихожан, нравы и т.д.?... В прошлом столетии, именно в царствование Екатерины II, св.синод указом предписал причтам церквей заниматься ведением летописей. В недавнее время указ этот вновь повторен.

Следуя благому внушению высшей церковной власти и собственному чувству, я решился записать здесь все, что происходило замечательного в глазах моих в вверенной мне церкви при одесском институте благородных девиц в продолжении 17-ти-летнего моего служения.

Протоиерей С.Серафимов

Краткое сведение о церкви св.мученицы царицы Александры, что при Одесском институте благородных девиц

1) Построена первоначально в 1834 году внутри самого институтского здания; с возведением же в 1859 году нового здания построена вновь и церковь. Освящена того же года преосвященным Антонием, викарием Херсонской епархии.

2) Престол в ней один — во имя святой мученицы царицы Александры.

3) Причта при ней положено: священник один (он же и законоучитель) и дьячок.

4) Первым священнослужителем при ней был протоиерей Исидор Гербановский. Его заменил в 1835 году протоиерей Михаил Павловский, магистр богословия, из воспитанников Киевской духовной академии. Он назначен был законоучителем в 1833 году и исполнял эту должность, еще не имея священнического сана до 1835 года; в этом году рукоположен был во священника.

Преемником о.Михаила Павловского, переведенного в лицей, был протоиерей Николай Соколов, кандидат богословия, воспитанник Киев. дух. академии, назначен в 1838 году.

При нем преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, на первом священнослужении своем в институтской церкви 1-го июля 1848 года благословил воспитанниц и все заведение Елецкой иконой Божией Матери. По распоряжению настоятеля, протоиерея Серафима Серафимова, к ней сделана металлическая надпись: «Благословение преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского, воспитанницам Одесского института. 1-го июля 1848 года».

Протоиерей Н.Соколов уволился в 1851 году. Место его заступил протоиерей Серафим Серафимов, магистр богословия, из воспитанников Киевской духовной академии. Сюда переведен из одесской Покровской церкви.

1852 г. 21 декабря. Г.товарищ министра народного просвещения, Авраам Сергеевич Норов, по Высочайшему повелению, обозревал институт и произвел иснытание девиц по закону Божию. Ответами их остался очень доволен, за что неоднократно благодарил законоучителя.

22 декабря. Г.товарищ министра народного просвещения, Авраам Сергеевич Норов, слушал литургию в институтской церкви, а 24-го и 31-го числа — всенощное бдение.

По мысли преосвященного Иннокентия и настоятеля институтской церкви, старшие воспитанницы стали читать в церкви шестопсалмие и некоторые другие молитвы. Это благочестивое усердие воспитанниц продолжалось несколько лет. Оно прекратилось по неизвестным мне причинам.

1853 г. 27 декабря. Преосвященный Иннокентий архиепископ херсонский посетил институтскую церковь и осмотрел икону Гефсиманское моление. Затем в квартире г-жи начальницы, вследствие тогдашних толков о стологадании, изволил по предложению г-жи начальницы выслушать суждение об этом загадочном явлении преосвященного Филарета, митрополита московского. Статья эта ходила тогда по рукам и читаема была с жадностью. Владыка, выслушав ее, сказал: «Это любопытно».

1854 год. 5 марта. Преосвященный Иннокентий посетил г-жу начальницу в 7 часов вечера, для пастырской беседы. Когда же ему доложено было, что воспитанницы, в половине 9-го часа читают молитвы на сон грядущий, то он изъявил желание присутствовать при их молении. По окончании его, архипастырь сказал: «Кто так прекрасно научил вас молиться?» — и видимо довольный благословил всех и простился.

13 марта. Вследствие открытия военных действий и неспокойного положения края, по определению совета, произведен был воспитанницам экзамен и затем выпуск 70 девиц.

10 апреля. В достопамятную для Одессы великую субботу, в которую англо-французский флот бомбардировал город, воспитанницы института, среди самого грома выстрелов, были вывезены в г.Вознесенск и помещены в тамошнем Царском дворце. Когда они разместились по экипажам, законоучитель заведений благословил их, напутствуя своими немощными молитвами. Сам же он остался в институте до дальнейших распоряжений начальства. По выезде воспитанниц, в корпусе институтском поместились ученики Ришельевской гимназии с директором и инспектором своим.

30 апреля. Назначен инспектором классов института профессор лицея стат. сов. Димитрий Александрович Байков. Предместник г-на Байкова Генрих Карлович Брун скоропостижно скончался 30 января сего года.*

* Известный профессор математики Ришельевскаго лицея.

7 мая. Законоучитель института, по распоряжению епархиального начальства, отправился в г.Вознесенск, для отправления священослужений в институте и, по мере возможности, чтения уроков Закона Божия оставшимся воспитанницам. Богослужение совершал он в церкви гусарского Ахтырского полка, временно уступленной институту. Расположенная в походной палатке и в саду, церковь наша напоминала ветхозаветную скинию.

4 Августа. Последовало Высочайшее повеление о размещении воспитанниц одесского института по другим заведениям, впредь до сооружения новых зданий института в Одессе, и вследствие военных обстоятельств. Законоучитель, совершив последнюю литургию, простился, сказав воспитанницам приличное наставление о покорности воле Провидения в скорби, постигшей институт.

11 августа. Последовал Высочайший указ об отмене предыдущего распоряжения с Всемилостивым Государыни Императрицы соизволением о сохранении одесского института хотя в малом составе (воспитанниц было 50). Настоятель церкви отправился в Одессу для распоряжений относительно перевозки ризницы заведенской в Вознесенск и других дел, возникших вследствие объявленной институту Высочайшей воли. Совету предложено учредить институт в Вознесенске.

7 сентября. Законноучитель возвратился из Одессы, взяв с собой потребную для Богослужения утварь. Пред отъездом испросил архипастырское благословение на путь. Владыка Иннокентий, милостиво приняв его, сказал: «Итак вы решились!?... Мне жаль вас. Но, с Богом! Поклонитесь г-же начальнице и вручите ей от меня изображение (недавно литографированное) Касперовской Богоматери».

Институт праздновал 25-летний юбилей со дня своего учреждения на новых началах в 1829 г., т.е. принятие его под Высочайшее покровительство... По этому случаю совершено было благодарственное молебствие с многолетием Царственным основателям.

Пред молебном законоучитель сказал приличное слово из текста: «Всем сердцем прославляй отца и не забуди болезней матери». К 2-м часам наставники были приглашены начальницей на обед.

1855 г. 19 мая. Совершена закладка новых зданий института преосвященным Иннокентием, архиепископом херсонским. При этом он сказал приличную торжеству речь.

Речь при заложении зданий для института благородных девиц

Что будет здесь, на этом месте? Будет дом для воспитания и образования благородных девиц нашего края. А что будет с сими девицами по окончании их воспитания и образования здесь? Они должны будут возвратиться в домы своих родителей или родственников, и составить их отраду и утешение, пока не найдут своего жребия и не соделаются сами супругами, матерями и начальницами семейств, от коих зависит нередко судьбы целых сотен и тысяч.

Таким образом, здесь и теперь полагается основной камень не здания токмо вещественного, но и здания духовного, храма воспитания, не токмо блага частного, но и благоденствия общественного.

Можно ли было положить такой камень без святого креста и всеосвящающей молитвы? И вот, всемогущее имя Божие призвано на место сие; все стихии будущего здания освящены молитвой и кроплением святой воды; самые делатели осенены животворящим крестом и благословлены на дело и труды свои.

Теперь от самых делателей и распорядителей дела — великих и малых — зависит уже, чтобы начатый свято и по-христиански труд был продолжен до конца так же свято и по-христиански; чтобы чистый дух молитвы не встречался здесь с темным духом ропота и буесловия, чтобы благословение Божие, низведенное на место сие, не возпящалось (не запрещалось — ред.) и не изгонялось отсюда действием клятв и нареканий.

Да, мы, к сожалению, думаем, что все равно, как бы что ни делалось, только бы делалось верно и исправно. Между тем большая разница, когда дело делается по-христиански, в духе веры и с молитвой, и когда делается хотя верно и исправно, но по-язычески, то есть с духом ропота, нечистоты, срамословия и пьянства. В первом случае присутствует при труде благодать Христова и вселяется в здания дух веры; во втором случае является и основывает жилище себе дух тьмы, и не без труда можно изгнать его.

Да не забывают же сего и трудящиеся над делом и распоряжающиеся трудами; да продолжают действовать, как начали; и благословение Господне пребудет с ними и делом их во веки веков.

Что касается нас, мы заранее радуемся духом, воображая здание сие уже оконченным благополучно, как паки место сие, на время опустевшее, оживет и процветет, как будут стекаться сюда из всех краев нашей страны юные воспитанницы, и как они же будут возвращаться и разносить с собой залоги благоденствия семейного, как все будет радовать собой сердце Августейшей Покровительницы сего заведения, составлять честь для воспитанниц и наставников; как сама Святая Церковь по-прежнему будет спешить под кров сих зданий, дабы быть свидетельницей госпоствующего здесь духа Христова.

Господи! Сотвори, да все сие воображаемое скорее приидет на самом деле! Аминь.

Октябрь. Его Величество Государь Император Александр Николаевич изволил посетить в Одессе старый институтский корпус, обращенный тогда в лазарет для больных и раненых воинов.

1856 г. 15 сентября. Посетил институт Новороссийский генерал-губернатор граф Строганов. Осмотрев довольно удобные помещения институток, он заметил: «Хорошо бы институту навсегда остаться в Вознесенске!..» (Sic).

15 ноября. Обозревал институт, по Высочайшему повелению, член опекунского совета князь Николай Иванович Трубецкой. Между прочим, слушал урок по Закону Божию. По-видимому, остался доволен, ибо благодарил законоучителя в самых лестных выражениях. В духе и направлении воспитанниц и их отношении к начальнице посетитель нашел некую патриархальность в самом добром смысле этого слова.

1857 г. 10 марта. Приехал в институт навестить болящую начальницу доктор медицины Николай Иванович Пирогов (он же и попечитель учебн.округа). Посетитель был в классах и слушал уроки Закона Божия, гражданской истории и некоторых других наук. По классу Закона Божия, выслушав изъяснение законоучителем беседы Христа с самарянкой, Николай Иванович сам предложил несколько выводов из неё, и в заключение просил законоучителя делать в толковании Евангелия применения к жизни...

27 августа. Институт переведен обратно в Одессу, после трехлетнего странничества, и помещен на время в зданиях бывшего лицея. На другой день законоучитель совершал молебствие с водосвятием и окропил все комнаты. При молебне присутствовал градоначальник, граф Алопеус. Накануне возвращения института граф А.Г.Строганов, пригласив к себе настоятеля институтской церкви протоиерея С.Серафимова, поручил ему отслужить молебен по приезде воспитанниц и окропить покои их святой водой.

22 сентября. Исправлявшая должность начальницы Софья Антоновна Паульсон удостоилась получить Высочайшую награду — драгоценную брошку за бывший выпуск. Чрез несколько дней (27 окт.) получено Высочайшее соизволение об утверждении ее настоящей начальницей. По этому случаю, согласно желанию ее, отслужено было благодарственное молебствие, после которого законоучитель сказал новой начальнице пастырское приветствие и слово назидания.

1858 год. 5 февраля. Для обсуждения проекта инструкции классным дамам происходил педагогический совет, в котором участвовали: член по учебной части попечитель Н.И.Пирогов, инспектор классов, начальница, законоучитель, врач заведения и все классные дамы. Пирогов, между прочим, высказал следующие мысли:

  1. Полезно бы было, если бы классные дамы вели ежедневные биографическия заметки о поступках и характере каждой воспитанницы.
  2. Каждодневное спрашивание уроков должно быть предоставлено учителям, а классная дама должна преимущественно заниматься слабенькими воспитанницами, помогая им в понимании уроков.

Сверх сего говорил, что цель изучения языков должна заключаться в возможности читать полезные книги; так же надобно достигнуть того, чтобы в женских заведениях все предметы были преподаваемы женщинами и проч. и проч.

Боссоли К. Первое здание института благородных девиц

Карло Боссоли. Первое здание института. Литография 1837 г

Новое здание Института (1859)

Новое здание Института в 1859 г. Открытка начала XX в.

Новое здание Института (1870)

Новое здание Института в нач. 1870-х гг. Худ. В.Вахренов

1859 г. 20 июня. Институт переведен в новые здания. Пред тем, окроплен был св.водой весь дом, а по переселении воспитанниц, вновь совершено было молебствие с водосвятием.

27 июля. Посетил институт министр народного просвещения Е.П.Ковалевский, в сопровождении графа Строганова.

28 сентября. Его Величество Государь Император Александр Николаевич соизволил удостоить своим посещением одесский институт благородных девиц. В час пополудни Монарх прибыл в заведение и был встречен в зале пением «Боже Царя Храни». Затем он изволил осмотреть классные комнаты, церковь, столовую, больницу и проч. В церкви настоятель церкви встретилъ помазанника Божия с крестом. Приложившись, Государь изволил спросить священника: «Сколько лет вы служите?» Потом он постоял с минуту и сказал: «Церковь мала!» Между тем наступил час обеда воспитанниц. Государь благоизволил присутствовать при обеде и отведать кушанья. Чтобы сохранить навсегда благодарную память о столь милостивом внимании Августейшего Покровителя институтов, воспитанницы упросили начальство сделать из ложки, которой Государь отведал кушанье, колечки, с надписью: «28 сентября», что и было исполнено. За найденную в институте исправность, Государь Император изволил пожаловать начальнице фермуар, а экономическому члену Александру Ивановичу Орлаю св.Владимира 3-й степени.

1861 г. Июнь. Высочайше разрешено отпускать воспитанниц к родителям на вакационное время. Говорят, что главный совет спрашивал предварительно мнение г-ж начальниц институтов и большинство голосов было против отпусков.

20 августа. Воскресенье. Их Императорские Величества Государь и Государыня, Великая Княжна Мария Александровна и Великий Князь Константин Николаевич изволили слушать Божественную литургию в институтской церкви. Священнодействие совершал настоятель церкви протоиерей Серафим Серафимов с соборным диаконом Иващенковым. После литургии священник имел счастье поднести Августейшим Посетителям просфоры с целованием рук их; Монарх взаимно поцеловалъ руку священника. При выходе из храма, Государь отдал святой хлеб одной из малолетних воспитанниц. По выходе из храма, Ее Величество милостиво расспрашивала воспитанниц, кто в каком классе, давно ли в институте и т.под. А Император осчастливил своей беседой священника, именно: изволил спросить его: «Давно ли вы служите? — Вы учите воспитанниц и Закону Божию? — Были ли вы в Вознесенске с институтом? — Где вы там служили? — Довольны ли вы пением детей?». Августейшие посетители пробыли в институте около часа, обещав на другой день еще раз посетить заведение. Из института Высокие Гости отправились в Собор.

21 августа. Государыня Императрица в 12-ть часов утра вновь изволила посетить институт. Так как это было время обеда воспитанниц, то Ее Величество изъявила желание присутствовать во время обеда. По занятии воспитанницами своих местъ, Государыня изволила сесть на первом месте, как мать среди детей, и ласково разговаривала с начальницей. По окончании обеда начальница имела счастье представить Императрице классных дам и учителей. При виде законоучителя, Государыня спросила его: «Сколько лет служите?» За сим посетила церковь и взглянула на величественный образ моления о чаше; наконец, осмотревъ больницу и ласково поговорив с болящей воспитанницей, простилась. За найденную в институте исправность г-же начальнице пожалована драгоценная брошка.

1862 г. 24 июня. Посетил институт Его Императорское Высочество принц Ольденбургский. 25 и 26 числа посвятил на обозрение его по всем частям. Краткие испытания произвел по всем предметам; по Закону Божию спрошены были воспитанницы 1-го и 7-го классов; ответами высокий посетитель остался доволен. 26 числа, в 12-ть часов, он изволил обозревать городское дввичье училище, а за сим изъявил настоятелю институтской церкви желание, чтобы отслужено было молебствие о здравии великой княгини Александры Иосифовны, так как в этот день празднуется день рождения ее высочества. Тотчас собраны были воспитанницы в церковь и в присутствии его высочества пропели стройно молебен, с многолетием всему Царствующему Дому. Вечером того же дня, в 8 час. посетитель дал детям бал; приглашены к участию в нем и учителя. В заключение праздника, раздав детям лакомства, простился.

1864 г. 8 февраля. По несчастию обрушился новопостроенный свод над лестницей, ведущей в классы и спальни. Господь сохранил детей, которые за минуту пред этим прошли по лестнице. По этому случаю отправлено было благодарственное молебствие и затем законоучитель сказал слово об Ангеле-хранителе детей. Воспитанница Надежда Серафимова (дочь законоучителя) пожертвовала в храм заведения икону св.великомученика Феодора Стратилата, память которого совершается 8 февраля — стоит на жертвеннике. Она была в числе детей, поднимавшихся по лестнице за минуту пред страшным событием.

1867 г. 12 марта. Исполнилось 50 лет со дня основания Одесского городского девичьего училища, состоящего в ведомстве учреждений Императрицы Марии. По этому случаю законоучитель в зале училища совершил, накануне, панихиду об упокоении душ основателей и благодетелей заведения в присутствии членов совета института. А на другой день, после Божественной литургии в соборе, преосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский, прибыл в училище и совершил благодарственное молебствие с многолетием Августейшим Покровителям скромного рассадника образования, в присутствии г.генерал-губернатора П.Е.Коцебу, градоначальника Одессы, г-жи начальницы института, инспектора классов, исправляющего должность городского головы Палаузова и других почетных лиц. Пред окончанием молебствия законоучитель заведения, протоиерей Серафим Серафимов, произнес соответственную торжеству речь. Генерал-губернатор, выслушав речь протоиерея С.Серафимова, сказал: «Вы хорошо сказали; дай Бог, чтобы дети руководились вашими мыслями». В заключение учитель Николай Петрович Воронич прочел краткую историческую записку о начале и судьбе училища. Затем розданы были детям лакомства, а в комнатах смотрительницы предложена была посетителям скромная закуска.

15 июня. Ее Величество Императрица Мария Александровна осчастливила институт своим посещением. Августейшая Покровительница Мариинских учреждений прибыла в заведение в час пополудни в сопровождении Великой Княжны Марии Александровны. Все дети были собраны в зале. Государыня преимущественно обратила внимание на девиц, окончивших в этом году курс учения, ласково с ними разговаривала и удостоила некоторых материнским поцелуем в голову. Затем, г.начальница имела счастие представить ей инспектора классов, законоучителя и классных дам. Законоучителя Государыня спросила: «Сколько лет вы служите в институте?» Наконец Ее Величество изволила войти в больницу; выходя отсюда, испросила благословение преосвященного Димитрия, который в этот день совершал литургию и молебен в институтской церкви, по случаю выпуска воспитанниц.

25 августа. В пять часов пополудни изволил прибыть в институт Его Высочество главноуправляющий учреждениями Императрицы Марии, принц Ольденбургский. Дети все собраны были в зале. После нескольких вопросов о состоянии заведения, Высокий Посетитель осмотрел некоторые классы. Между тем, по случаю наступающего праздника коронации, началось в церкви всенощное служение; пели воспитанницы; пением их принц остался доволен. Пред самым началом Божественной службы настоятель церкви имел счастие представиться Его Высочеству, который сказал ему: «Я с вами знаком с 1862 г.»

На другой день, 26 числа, принц изволил слушать литургию и молебен в институтской церкви и затем отправился в собор. Возвратясь, начал экзамен, продолжавшийся до 5 час. На третий день, 27 числа, Его Высочество слушал литургию в институтской церкви, и по окончании обедни, опять производил экзамен до 5 час, а в 8 прибыл на детский бал, данный на счет Его Высочества. Пред прощанием, принц изволил собственноручно раздать детям лакомства. Все в институте найдено в удовлетворительном порядке; только о классных дамах польского происхождения Его Высочество заметил, что он не имеет к ним доверия... А потому оне были уволены вскоре. Сверх сего, приказал наглухо застроить решетку институтского сада, обращенную на бульварную улицу.

25 октября. Ее Величество Государыня Императрица, в обратный проезд свой из Крыма чрез Одессу, вновь удостоила Одесский институт своим посещением, причем благоволила осмотреть некоторые классы и войти в церковь, в которой настоятель имел счастье встретить Ее Величество с крестом и со св.водою. Затем, после нескольких слов о состоянии учебного дела, простилась с осчастливленными ею детьми.

1868 г. 15 июня. Обычный выпуск воспитанниц, по распоряжение совета, перенесен на 15-е число июня в память прсещения института Государынею Императрицею в прошлом 1867 году 15 июня.

1869 г. 23 марта. Получено из 4-го отделения предписание о производстве экзаменов по новым правилам, именно: велено производить формальные испытания только в 3-х высших классах, а в прочих ограничиваться репетициями. Также велено учредить ежемесячные педагогические конференции.

17 июня. Прибыл Его Высочество принц Ольденбургский. 18-го числа представлены были ему преподаватели, причем Его Высочество спросил законоучителя: «Вы из Киевской академии?» потом: «Вы служите в институте с основания его?» Вечером Его Высочество дал детям бал, на который были приглашены и преподаватели. Когда законоучитель явился, принц подал ему руку и изъявил свое удовольствие за участие в вечере, присовокупив: «Это невинное удовольствие».

19 июня. Его Высочество еще раз посетил институт; был в столовой... Вообще при обозревании заведения обращал преимущественно внимание на экономическую часть. Его Императорское Высочество простился, обещав быть еще с Государем Наследником.

23 июня. Происходил скромный акт в городском девичьем училище в присутствии его высокопреосвященства, городского головы Новосельского и проч... Городской голова высказал законоучителю заведения мысль, что «евреек полезно принимать в училище в том отношении, что христианки будут иметь на них благотворное влияние». Владыка роздал девицам, при благословении, изображения Божией Матери.

4 августа. Посетил институт князь румынский или молдо-влахийский Карл. С любопытством осмотрел церковь, столовую, больницу и проч... Затем воспитаннице Куш, знавшей по-молдавски, сказал несколько милостивых слов.

29 августа. В десять часов изволил прибыть в институт Его Высочество Принц Ольденбургский. Шла обедня. Высокий Гость, постояв в церкви до Херувимской песни, удалился и осмотрел заведение. Прощаясь, обещал еще посетит институт с Государем Наследником.

Примечание. Слушая заупокойную эктению о воинах, возносимую 29 августа, принц спросил: «Кажется сегодня православные поминают и родителей?»

4 сентября. Их Императорские Высочества Государь Наследник Александр Александрович и Супруга Его Великая Княгиня Мария Феодоровна осчастливили институт своим посещением. Прибыли они в 4 часа прямо с поля маневров. Его Высочество был в казачьем мундире, роста высокого, стройного; цвет лица белый, физиономия открытая, выражающая некую строгость, но с благостию и добродушием. Великая Княгиня роста среднего, черты лица весьма приятные, но казалась крайне истомленной. После нескольких слов в общей зале, Высокие Гости посетили и храм Божий, в котором были встречены с честным крестом. Великая Княгиня изволила спросить священника: «Сколько лет вы служите?» Затем сказала: «Какой здесь хороший город!» Посетили спальни детей, больницу и проч. Его Высочество Принц Ольденбургский встретил Великого Князя у подъезда в полной форме и велел начальнице подать Великой Княгине рапорт о благосостоянии заведения.

8 октября. В час пополудни Его Величество Государь Император Александр Николаевич осчастливил Своим посешением одесский институт, в сопровождении Великого Князя Алексия Александровича. Августейший Гость нигде, кроме Собора и института, не был. Воспитанницы с детской любовию окружили Монарха-Отца и смело упрашивали Его оставить им что-либо на память. В церкви настоятель имел счастье встретить (уже 3-й раз) Помазанника с крестом и со св.водой. Приложившись, Государь сказал: «Здесь 8 лет тому мы слушали обедню!» Затем воспитанницы пропели «Спаси Господи люди твоя!..» Монарх выслушал священную песнь с умилением. Потом в зале, Его Величеству угодно было, чтобы воспитанницы пропели еще что либо. Они довольно стройно, без помощи регента, исполнили торжественно гимн свят.Амвросия Медиоламского: «Тебе Бога хвалим!» Государь милостиво похвалил их за усердие к пению. Осмотрел опыты рисования, вошел в больницу и за тем простился. Выходя из храма, Государь спросил настоятеля: «Во имя какого святого храм?...»

1870 г. 1 января. Резолюцией преосвященного архиепископа Димитрия протоиерей Серафим Серафимов перемещен в г.Херсон настоятелем Собора, с правами кафедрального протоиерея и утвержден в должности смотрителя тамошнего духовного училища, быв единогласно избран правлением одесской семинарии.

Дополнение

Институт благородных девиц

Институт благородных девиц

В 1804 г. в Одессе была открыта коммерческая гимназия. В этой гимназии, по замыслу герцога Ришелье, должны были преподаваться, помимо основных предметов, специальные дисциплины (коммерческое и морское право, бухгалтерский учет и т.п.). Гимназия должна была содержаться лишь за счет частных дотаций. В ней могли обучаться все желающие, независимо от конфессий и сословий. Дети купцов, солдат, чиновников, мещан и пр. изучали в ней философию, право, коммерцию и военные науки.

В такой коммерческой гимназии Ришелье видел зародыш четырехступенчатой системы образования — от начального, приходского училища до университета. Так оно, в конечном счете, и получилось. Сначала были открыты годичное приходское и двухгодичное уездное училища, в которых могли обучаться представители всех слоев населения, прежде всего «недостаточного состояния». Эти училища образовали специальное отделение коммерческой гимназии.

Другое отделение гимназии сначала, в 1804 г., состояло из Института знати, предназначенного для детей представителей высших классов, которые могли бы платить за обучение значительные суммы. Этот Институт вскоре, в 1805 г., выделился в самостоятельное учебное заведение и был разделен на два Благородных института — мужской и женский. В 1814 г. будущий директор мужского Благородного института и, затем, Ришельевского лицея аббат Николь написал «Начертание правил воспитания в обоих одесских Благородных институтах».

Из мужского Благородного института был в 1817 году образован Ришельевский лицей. Судьба женского Благородного института оказалась иной. Он, как и мужской, был задуман для обслуживания высших классов. Однако для того, чтобы он стал доступен и для обучения девушек разных сословий, изначально на его содержание бароном Штиглицем было пожертвовано 100 тыс. рублей. Эти девушки получали, по сути, педагогическое образование, поскольку по завершении обучения могли работать по соответствующим рекомендациям в семьях, а также учительницами в низших училищах. Полный курс обучения слагался из четырех классов с двухгодичным обучением в каждом.

Поэтому подлинным первым и прямым предшественником Южноукраинского педагогического университета можно считать именно женский Благородный институт, который был основан герцогом Ришелье в 1805 году как самостоятельное учебное заведение.

Во главе этого института — изначально женского аналога коммерческой гимназии — стал итальянец де Подзис со своей женой — русской по происхождению. Позднее, в 1817 г., уже после того, как Ришелье покинул Одессу, в правление графа Ланжерона богатый купец Яков Протасов преобразовал его в новую женскую школу для всех сословий — Городское девичье училище. Это училище находилось под опекой правительства и содержалось всем богатым купечеством Одессы. Тем самым открывался широкий доступ к обучению в этой школе для девушек всех сословий. Эти девушки получали полноценное по тем временам педагогическое образование — они здесь обучались десяти заповедям, языкам, географии, истории, искусству, музыке, танцам, вышиванию, рисованию и ведению домашнего хозяйства. Около 70% учениц были выходцами из семей дворян и духовенства, преимущественно небогатых, а остальные — из мещан и разночинцев.

Спальные помещения (дортуары) и учебные классы девушек городского училища в 1820-е гг. располагались в одном дворе с учебными помещениями Ришельевского лицея (ныне дом Вагнера). Это двухэтажное строение начала XIX в. сохранилось и сегодня.*

* В 2003 г. экспедиция ЮГПУ провела здесь археологические раскопки. Найдены детали предметов туалета и украшений воспитанниц Городского женского училища. Хранятся в Музее археологии Одессы ЮГПУ.

Известно, что его посещали выдающиеся исторические персонажи — Пушкин, который неоднократно «заходил в старшие классы», Мицкевич, Батюшков и Жуковский, Вяземский и Волконская, а также Ланжерон, Кобле, Воронцов и др.

В первые годы правления князя М.С.Воронцова для девушек из более богатых или аристократических семей в 1828 г. был создан Одесский институт благородных девиц, также на базе бывшего женского Благородного института. По сути, он являлся женским аналогом Ришельевского лицея, где девушки продолжали обучаться согласно «начертаниям правил» аббата Николя. Эти правила предусматривали иезуитскую систему воспитания, которая основывалась на строжайшем надзоре за «институтками». Покидать институт можно было лишь в праздничные дни. Все свободное время должно было быть посвящено обучению. Первоначально институт располагался в частном доме полковницы Аграфены Акацатовой, а потом в доме коммерческого советника Фундуклея.

За этими окнами находилась церковь

Внешняя, 34. Корпус быв.ин-та благородных девиц. За этими окнами находилась домовая церковь.Фото 1998 г.

С 1831 г. Институту благородных девиц, как не имеющему своего здания, были отведены «места вдоль дороги, ведущей к плантациям» на Молдаванке. Тем самым его топографическая история оказывается прямо связанной с размещением будущих учебных корпусов ЮГПУ — (корпус ППД, главный корпус и пр.). Институтская территория стала занимать огромный участок между улицами барона Штиглица (Ворошилова, ныне композитора Нищинского), Институтской (Дидрихсона) и Внешним бульваром (Мечникова). На деньги, пожертвованные тем же Штиглицем, было начало строительство и благоустройство «высшей школы для девиц благородного звания». Тогда же был заложен институтский сад — один из лучших и богатейших в городе. Первый корпус девичьего института был спроектирован архитектором Боффо. Это здание простояло до конца 1850-х гг. А в 1859 г. на его месте было построено новое здание, сооруженное по проекту архитектора А.Шашина. В его аудиториях до сих пор занимаются студенты. Сохранились старинная чугунная ограда перед фасадом главного корпуса и фрагменты каменного забора, обрамляющие институт со стороны улицы Штиглица (ул.Нищинского).

Здание арх.Дмитренко

Вид со стороны ул.Институтской. На переднем плане — здание, выстроенное по проекту архитектора Дмитренко. Открытка нач.XX в.

В продолжение истории здания добавим, что в 1890-х гг. к его южному крылу были пристроены актовый зал с музыкальными классами, а также столовая и кухня, вошедшие в комплекс расположенного сейчас здесь Морского университета или Водного института (автор построек — архитектор Ю.М.Дмитренко). А участь богатейшего институтского сада оказалась печальной — на его площади ныне разместились корпуса Морского университета, а также Морской и Строительной академий.

Церковь во имя святой мученицы царицы Александры основана при институте благородных девиц в 1834 году. Сначала институтская церковь, естественно, размещалась в старом, спроектированном Францем Боффо здании. Первый камень в его фундамент положен императрицей Александрой Федоровной, гостившей в Одессе с мая по сентябрь 1828 года. Очевидно, отсюда редко встречающееся название, выбранное для церкви. С 1859 года Свято-Александровская церковь была переведена в новый корпус, выросший рядом с прежним по тому же адресу — Старопортофранковская, 28 (с 1902 года — ул.Внешняя, 34). Храм занимал второй и третий этажи правого крыла института, выгодно отличаясь большими венецианскими окнами, смотрящими на север, в сторону улицы Штиглица (Ворошилова, Нищинского). Сейчас в перестроенном девичьем институте — Водная академия, а в нижней части, перекрытой потолком домовой церкви была библиотека.

См.также: Записки Анастасии Дмитриевны Ризо
Использованные материалы
  1. Андрей Добролюбский. Из истории педагогического университета.
  2. Татьяна Донцова. Молдаванка. Записки краеведа. Одесса. 1999 г.
  3. Открытки Одессы из личной коллекции.
Содержание