Недавно мы праздновали первое пришествие Христово, а ныне, возлюбленные слушатели, мы творим воспоминание Второго пришествия Христова. Недавно мы славили родившегося Христа, а ныне мы слышим о Нем же, обещающем прийти с силой и славой многой. Недавно мы радовались Его первому пришествию, а ныне трепещем Его Второго пришествия. Один и Тот же Пришедший в первый раз и Обещающий прийти во второй раз, однако же не одинаковы оба пришествия.
В первый раз Он пришел как кроткий и незлобивый агнец, во второй же раз придет как грозный и мстительный лев. В первый раз Он пришел для того, чтобы подъять грехи всего мира и даровать всем прощение, во второй же придет судить грехи всего мира и каждому воздать по делам его. В первый раз Он пришел спасти грешников, во второй же придет осудить и погубить их. В первый раз Он пришел не неожиданно, но, во исполнение пророчеств, в определенный день родился от Пречистой Девы, пришел же тихо, без шума и молвы, как говорит Премудрость: Когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов всемогущее слово Твое (Господа) (Прем.18:14-15). Во второй же раз Он придет неожиданно, со страшным шумом. Тогда земля поколеблется, горы сотрясутся, мертвые восстанут из гробов, все дела рук человеческих сгорят, моря необычно взволнуются, небеса изменятся, звезды спадут и все стихии смутятся. В первое Его пришествие очи человеческие видели Его Младенцем, повитым пеленами, лежащим в яслях, носимым на Матерних руках и питавшимся сосцами, а во втором пришествии мы увидим Его уже не младенцем, но Мужем, сидящим на Престоле со славой многой, разгневанным на беззаконных, потрясающим небо и землю и разоряющим всю вселенную.
О, сколь страшно будет Второе пришествие Господне!
Второе пришествие Господне обычно называется Страшным Судом, и по справедливости, ибо на нем будут судиться живые и мертвые. Страшен тот Суд, ибо он устрашит всякое создание: горнее и дольнее, невидимое и видимое. Страшен будет для горних, ибо Силы Небесные подвигнутся. Страшен и дольним, ибо земля поколеблется в основании своем. Страшен будет для Ангелов, ибо восклицает святой апостол Павел: Мы будем судить Ангелов (1 Кор.6:3). Страшен будет святым и праведным, ибо тогда и праведник едва спасется (1 Петр.4:18), а тем более страшен для грешников, ибо где тогда станет нечестивый и грешный?
Поскольку и я принадлежу к числу грешников и должен буду прийти к воскрешению суда, то, оставив страх святых и праведных, обращу все свое внимание на страх грешников и рассмотрю мыслию своею хотя бы самые большие причины, из-за которых особенно будет страшен Суд для грешников. Кто из вас считает себя грешником и ожидает Страшного Суда, пусть вместе со мной рассмотрит эти причины. Это важно для того, чтобы мы убоялись и вострепетали еще прежде Страшного Суда Божия, отстали от своих грехов и истинным покаянием избавились от вечного наказания.
Придет Сын Человеческий во славе Своей. Во время Второго пришествия на землю Христа Бога нашего, Который придет со славой, во-первых, будет слышен предшествующий Ему звук архангельской трубы, разносящийся во всей вселенной, всех призывающий на Суд и поднимающий мертвых из гробов: Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор.15:52).
Первый великий страх будет для грешника тогда, когда трубный глас повелит каждой душе войти в свое тело, то тело, которое было превращено в прах, в землю, и совершенно уничтожено, но которое по повелению Божию снова придет в свой первоначальный состав и снова обретет все члены свои. Как семя, брошенное на землю, хотя и истлевает, однако же в надлежащее время прорастает, производит сначала траву, потом колос и, наконец, приносит плод, согласно слову Господню: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин.12:24), — так и тело человеческое, умершее, истлевшее и превратившееся в прах, в одно мгновение от звука трубы воспримет силу своего роста, придет в свое прежнее состояние и будет оживлено своей душой.
В то время будет, говорю я, великий страх для души грешника, выпущенной из адских темниц и от мертвых уз к телу, чтобы соединиться с ним. Ибо когда приступит она к своему телу, то увидит его уже не таким, каким оно было при жизни, но измененным. В этой жизни оно было убрано, украшено, красиво и приятно, а тогда будет безобразно, нелепо, противно, гнусно, омерзительно и ужасно, подобно какому-то страшилищу. Лицо, раскрашивавшееся в этой жизни для прельщения, будет очернено смолой и горящим пеплом, а на тех местах, где на лице были некие малые пластыри, именуемые мушками, там сядут противные, страшные жабы, нестерпимо и непрестанно грызущие. Очи высокобровные, которые были исполнены любодеяния и прельщения, будут тогда как очи змеиные, испускающие огонь. Уста блудолобзательные будут кишеть червем неусыпающим. Язык блудословный будет тогда как жаровня или железо, раскаленное в огне, все члены — скверны, мерзки, все тело черно, как обожженная головня. Еще прежде ввержения в ад оно будет носить в себе зачатки адских мук и будет само, как настоящий ад. Увидев свое тело, душа начнет ужасаться ему, как огненному мучилищу, гнушаться его, как нестерпимой мерзости, и трепетать, не желая войти в него, однако же, и не желая, она войдет в него.
Войдет душа, принужденная Божиим повелением, в свое мерзкое и страшное тело, с которым некогда не хотела расставаться, соединится с ним не как прежде — с совместно рожденным другом своим, но как с ненавидимым врагом, как с псом, изъеденным смердящими червями, как с трупом, полным змеиного яда. Тогда начнут они друг другу досаждать, друг друга проклинать и называть окаянными.
Скажет душа телу: «Будь ты проклято, окаянное тело, за то, что своим греховным любострастием ты прельстило меня и ввело меня в лютые беззакония». Скажет же тело душе: «Будь проклята ты, окаянная моя душа, ибо ты скверно управляла мной; твоим разумом, данным тебе от Бога, как вожжами и уздой, ты не удержала меня от злых дел, но во всем соизволяла мне; когда бы ни пожелало я какого-либо греха, ты соизволяла и содействовала ему, и вместе мы прогневали Господа, Создателя нашего».
Тогда снова скажет душа своему телу: «Будь ты проклято, окаянное тело, ибо каждый день ты отягощалось объедением и пьянством, и этим погрузило меня в адскую бездну». И снова ответит тело: «Будь проклята и ты, окаянная моя душа, ибо ты ела со мной из одного и того же блюда и пила со мной из той же чаши, но не научила воздержанию ни меня, ни себя».
Еще скажет душа: «Горе тебе, окаянное тело мое, ибо ты озлобляло ближнего, грабило, похищало чужое, крало и убивало». Тело же в ответ скажет: «Горе тебе, окаянная моя душа, ибо ты содействовала мне во всем, ты подвигала меня на гнев и ярость, чтобы озлоблять, бить и убивать ближнего; ты возбуждала меня к лакомству и любостяжанию, чтобы грабить и похищать чужое; ты во всем содействовала мне, во всем была моим наставником и другом, и ничего без тебя я не делало из всего того, что мной сделано».
Так препираясь друг с другом, гневаясь, укоряя, проклиная друг друга и грызясь, как свирепые и сцепившиеся псы, войдут они или, лучше сказать, извлечены будут немилостивыми ангелами из гробов на суд, чтобы получить должное осуждение по делам их.
Потом настанет особый страх от обличения всех бесстыдных, гнусных и греховных дел и от великого стыда, ибо как только станет грешник из гроба, тотчас обличатся все грехи его, и явно станут пред всей вселенной все его гнусные дела, которые он творил втайне, в сокровенном месте, во тьме ночной и никому неведомо. Так сказал Бог согрешившему тайным прелюбодеянием Давиду: Ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем (2 Цар.12:12).
Вы знаете, как человеческая природа не любит обличения своих злых дел, как боится и стыдится его. Вор боится, чтобы не открылось его воровство и не принял бы он казнь за свое дело, поэтому он всячески старается утаить свои воровские дела, а когда выпытывают у него, таится и даже мучимый не скоро говорит правду. Стыдится блудник, чтобы людям не стало известно его блудное дело, и поэтому для своего беззакония ищет тайного и темного места, чтобы человеческое око не увидело его согрешающим. Он даже на святой исповеди перед своим духовным отцом не хочет сказать правды и утаивает из-за стыда. Не любит злодей, когда кто-либо обличает его злодеяние, поэтому Писание и говорит: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя (Притч.9:8). Если кто действительно вор, и ты перед людьми назовешь его вором, — полюбится ли ему это? Если кто действительно убийца, назови его убийцей перед людьми, — будет ли ему это приятно? Если кто действительно грабитель, хищник и насильник, назови его таким перед людьми, — будет ли он любить тебя за это? Если кто действительно в скверных, блудных делах валяется, как свинья в кале, и творит многие прелюбодейства, назови его перед людьми блудником, прелюбодеем, — не исполнится ли он стыдом и не возненавидит ли тебя?
Когда книжники и фарисеи представили Господу нашему Христу женщину, застигнутую в прелюбодеянии, Он, склонившись долу, писал на земле перстом. Что же Он писал? Писал, как говорят толкователи Евангелия, обличение книжников и фарисеев в таких же прелюбодействах и блудничествах, которые они совершали втайне. Они же, увидев это, устыдились, обличаемые совестью, и испугались, как бы не быть поносимыми Им словесно, стали уходить один за другим и потом крайне возненавидели Господа нашего и покушались на Его смерть. Вот как человеческая природа боится обличения своих злых дел. Вот как стыдится и не любит его.
Подумаем, какой страх, какой стыд будет в тот день, когда обличатся перед всей вселенной все наши злые и гнусные дела: воровство, убийства, прелюбодеяния, блудодеяния, коварство, лукавство и все проступки, совершенные не только делом, но и словом сказанные, и в мыслях являвшиеся. Пред вселенной, сказал я, ибо смотреть на это будут не только братья наши грешники, но и лики всех святых: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные, — все увидят наши злые дела, все удивятся нашему бесстыдству, все ужаснутся, что мы дерзнули совершить такие дела.
Подумаем еще вот о чем. Если кто исполняется великим стыдом, когда обличается в одном каком-либо грехе перед равными и немногими, то не больший ли стыд будет тогда, когда обличение совершится перед высшими, достойнейшими и перед очень многими, и притом не в одном грехе, а во многих? Что же нам думать? Какой стыд будет в тот день и час, когда обличатся и станут явными не один какой-либо наш грех, но все наши грехи, сделанные словом, делом и помышлением, обличатся не только перед равными нам грешниками, но перед всеми святыми и перед чинами ангельскими? Тогда, поистине, исполнятся слова Евангелия: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы: что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях (Лк.8:17; 12:3). Говорил на ухо вор вору, блудник блуднику, совещаясь о грехе, а тогда та скверная речь возвестится, как громогласная труба, перед всей вселенной.
О какой стыд будет тогда нам, грешным! Особенно устыдят нас те, которые в этой жизни были подобно нам, грешными, но которые исправились истинным покаянием и сподобились части святых, тогда как мы остались без покаяния.
Не будет ли стыдно прелюбодеям и скверным любодейцам, когда они тех лиц, с которыми они творили скверный грех, увидят среди святых ради их покаяния, а сами будут прогоняемы, поругаемы и предаваемы осуждению? Не стыдно ли будет вору, грабителю, когда он увидит своего друга, грабителя и вора, среди праведных, а себя среди осужденных грешников? Не стыдно ли будет разбойнику когда он увидит друга своего разбойника ведомого в рай, а себя посылаемого в ад? Не стыдно ли будет блуднику, когда он увидит очищенной и прощенной блудницу, с которой сквернил себя, а себя увидит осужденным и предаваемым вечному огню? О, поистине великим стыдом исполнимся мы в то время!
Но что же думать о тех, которые в настоящей жизни считают себя добрыми, праведными и святыми, а других осуждают? Не исполнятся ли и они стыдом, когда увидят прославленными Богом подобно праведникам тех, которых осуждали, над которыми смеялись и которых считали грешниками, а сами будут постыжены как беззаконники и низвергнуты в бездну как антихристы? Ибо всякий, осуждающий брата своего, антихрист (Рим.2:3).
О какой великий и нестерпимый стыд!
Многие люди готовы скорее умереть, чем, будучи обличенными, понести стыд и позор перед народом. О египетской царице Клеопатре мы читаем в истории, что она любодействовала с Антонием, зятем цезаря Августа. Когда Антоний был послан цезарем Августом в Египет, он возлюбил Клеопатру, бросив свою жену, дочь Августа, соединился с ней прелюбодейственно и отложился от власти своего тестя Августа.
Сделавшись же царем в Египте и на всем востоке, он начал воевать против цезаря Августа. Тогда Август, выступив против него с войском, победил его, убил, а Клеопатру взял живой в плен. Клеопатра же, зная, что Август хочет вести ее в Рим для триумфа связанной, как пленницу, и, чувствуя, какой великий стыд ей придется вынести перед лицом всего римского народа, когда ее, такую славную царицу, позорно будут вести, как пленницу, решила скорее убить себя, чем терпеть такой позор. Сначала она ударила себя ножом в грудь, а когда не закололась до смерти, то закрыла рану не врачебным пластырем, но смоченном в яде, чтобы отечь кровавым гноем. Когда же все-таки жизнь не покидала ее, она повелела принести себе гадину, называемую аспидом. Ее, принесенную в небольшой корзинке, она приложила к своему телу и умерла. Видите, как эта царица скорее готова была умереть, как изобретала всякие способы смерти, лишь бы только не терпеть всенародный стыд.
Поистине в день Судный, когда Господь будет торжествовать над Своими врагами, лучше грешникам умереть, чем быть живыми связанными по рукам и ногам огненными веригами и вестись с поруганием на триумф и суд Христов, вестись перед всеми народами с великим стыдом и позором. Они и захотят тогда умереть, но не в состоянии будут сделать этого. Они будут искать смерти, но не найдут ее и останутся в своем вечном стыде.
К такому великому страху от стыда и обличения немалый присоединится страх и оттого, что грешники увидят тех, которых в этой жизни они ненавидели, опечаливали, озлобляли, ранили, мучили и убили. Каин увидит Авеля, убитого им неповинно. Ирод увидит святого Иоанна Предтечу, которого несправедливо обезглавил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников имени Христова, которых они замучили. Господа увидят своих рабов, бояре — своих крестьян, которым немилосердно причиняли зло. Увидят судьи неправедные тех, которых неповинно осуждали, которых несправедливо подвергли смерти. Увидят мучители всех, которых немилосердно мучили. Тех, которых они умертвили, увидят прославляемыми славой Христовой и венчаемыми, как мучеников.
Увидят их и услышат, как они вопиют к Богу: «Суди, Господи, обидевших нас, отомсти, Господи, озлобившим нас (см. Пс.34:1)! Судия Праведный, воздай им за зло, которое они сделали нам!» Какой страх в то время будет причинявшим зло, обидчикам, господам и неправедным судьям?! Ибо станет тогда праведник с великим дерзновением перед лицом обидевших и сделавшим ему зло. Всякий праведник скажет тому, кто делал ему зло: «За что ты делал мне зло? За что обидел меня? За что гнал? За что мучил и убил меня без милосердия?» А что те им ответят? Ничего. Не найдут они, что сказать в ответ. Они только смутятся великим страхом и скажут про себя, каясь и стеня: «Вот те, которых некогда мы поносили и над которыми смеялись. Они сделались сынами Божиими и жребий их — среди святых».
Сделали зло некогда сыновья Иакова своего брата Иосифа: совлекли с него ризу, бросили в ров, продали в рабство египтянам. Когда же Иосиф возвысился в Египте, пришли к нему братья его, не зная, что он властвует. Они предстали пред ним, не узнавая его, и Иосиф сказал им: «Я брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет». Не могли ничего тогда ответить Иосифу его братья, ибо очень испугались (см. Быт. гл.50). Так будет и в тот день Судный. Каждый властелин, судья, хищник, грабитель, обидчик, причиняющий зло, увидев наследующим царство небесное того, кому он делал зло, крайне устрашится и ничего не в состоянии будет ответить ему.
Кроме всего этого, самый большой страх будет от лица Христа, Господа нашего, Праведного Судии и Страшного Мстителя, от лица прогневанного Бога, о Котором пророк Наум говорит: Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? (Наум.1:6). То самое лицо Христово, которое в этой жизни было кротко, смиренно, любезно, а для кающихся и ныне милосердно, в тот час это лицо будет столь грозно, гневно и яростно, что небо и земля начнут бежать от лица Его. Недаром ведь пророк предсказал: Если отверзешь небо, вострепещут горы; и если горы вострепешут, то что делать человеку грешному? (Ис.64:1).
Страх, который будет от лица прогневанного Бога, святой Иоанн Богослов описывает в Апокалипсисе так: Небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр.6:14-17).
Невелика отрада в том, чтобы быть убитым камнем и задавленным упавшей стеной. Однако же грешнику в то время приятнее будет терпеть и камни, и горы, упавшие на него, нежели видеть лицо прогневанного Бога. От такого прогневанного и ужасного лица, что ожидаем услышать мы, грешные? Ни что иное, как только глас, который ужаснее всех громов и молний: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41).
О как устрашит сей глас всех грешных! О как затрепещут все неправедные, беззаконные, прелюбодеи, любодеи, воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, прогневляющие ныне Бога. Поистине они пожелали бы быть задавленными камнями и горами, нежели услышать сей яростный Божий глас.
После всего этого приступят и похитят грешников немилостивые руки темнообразных бесов, один вид которых страшнее всех мук. Они приступят и повлекут грешников в адскую бездну, в огонь вечный, в тартар, где червь неусыпающий вечной и бесконечной муки, ужаса чего никакой язык передать не сможет и никакой ум постигнуть не сумеет.
Вот те причины, по которым Второе пришествие Христово, называемое Страшным Судом, будет так ужасно для грешников.
О грешные люди! Будем всегда иметь в уме нашем тот страх и ужас, который ожидает нас в день Судный, и убоимся Бога. Убоимся Его Страшного Суда! Убоимся и отстанем от грехов наших! Умилостивим Страшного Судью слезами, покаянием и милостынями прежде исхода нашего, да избавимся участи осужденных и будем причтены к числу оправданных. Аминь.