В неделю шестую по Пятидесятнице

В этот же день в том году, когда было произнесено настоящее поучение, праздновалось еще и сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Тогда Он (Иисус), войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф.9:1).

Пришел Он в одно селение (Лк.10:38).

Возлюбленные слушатели! В нынешнее воскресенье и нынешний праздник Пречистой Девы Богородицы мы слышали две евангельских истории, читаемые на Божественной Литургии, и в обеих мы услышали нечто неведомое для нас.

Воскресное Евангелие от Матфея имеет такое начало: Тогда Он (Иисус), войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город, праздничное же Евангелие от Луки имеет такое начало: Пришел Он в одно селение. Город и селение — оба имени, и неизвестно, какой именно город — город Господа нашего Иисуса Христа, в который Он пришел, и какое именно то селение, в которое Он вошел.

Спрашивать об этом святых евангелистов Матфея и Луку, описавших хождение и чудеса Христовы, нельзя. Нельзя гневаться на них за то, что они не упомянули имени города и селения, ибо они являются нашими ходатаями перед Богом. Кроме того, их надо почитать еще за то, что святой Матфей первый написал в Евангелии преблагословенное имя Пресвятой Девы Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом, а святой Лука первый написал пречистую и чудотворную икону Пречистой Девы Богородицы, называемую ныне Владимирской, сретение которой мы ныне и празднуем. Поблагодарим же за это святых евангелистов!

А что касается города и селения, которые вспоминаются в нынешних Евангелиях, но не указаны по имени, то позвольте, любовь ваша, мне проповедать о них. Позвольте мне сказать, как именно зовется город, в который пришел Иисус, и селение, в которую вошел Он. Позвольте испытать и некоторые их тайны, узнать, кто в них живет, и все это с Божией помощью предложить любви вашей ради чести нынешнего праздника и для общей нашей пользы. Сначала скажем о городе.

Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Лучше дома, чем в гостях.

Был Господь наш в гостях в стране Гергесинской, о чем мы слышали в Евангелии на прошлой неделе. Был там с гостинцем, с целебной благодатью, исцелил там двух бесноватых и еще хотел сделать там много добра, но тамошние негостеприимные жители не приняли Господа нашего, не были рады Ему: Увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф.8:34; 9:1). Лучше дома!

Какой же город был Своим для Господа? Быть может, кто-либо подумает, что Его городом был Иерусалим, в котором имел престол Его праотец Давид, и в котором для Него нарочно была создана церковь — Святая Святых: Соломон же построил Ему дом (Деян.7:47). А как заботился Христос Господь о жителях этого города, видно из Его слов в Евангелии: Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья (Лк.13:34). Можно было бы подумать, что Иерусалим — это город Христов. Однако Господь не считает его Своим градом и даже чуждается его, ибо Он говорит иерусалимлянам: Вот оставляется дом ваш пуст. Не увидите Меня отныне (Мф.23:38-39).

Быть может, кто-либо подумает, что Его городом является Назарет, в котором Он зачался в утробе Пречистой Девы, или Вифлеем, в котором Он родился. Действительно они были некогда Его городами, но Он уже давно оставил их. Из Вифлеема Его выгнал Ирод-детоубийца, а из Назарета Его вывел праведный Иосиф, мнимый отец Его.

Какой же город для Него Свой? Толкователь Евангелий, святой Феофилакт, считает городом Христовым Капернаум, который был столицей страны Галилейской. Он говорит так: «В Вифлееме родился, а в Назарете воспитался». Для меня же удивительно то, почему Христос Господь не изволил жить в Иерусалиме, где жили и царствовали Его праотцы, где обитали и действовали все благочестивые люди, знавшие Единого Бога, где совершались жертвы и приношения Богу, но в Капернауме, который был языческим городом, в котором было мало иудеев, мало благочестивых людей, но больше поганых идолопоклонников и язычников: Галилея языческая (Мф.4:15).

Из исторического сказания ясно видна причина того, почему Капернаум назывался Своим городом для Христа. Дело в следующем. Когда Иосиф возвратился из Египта, то он поселился сначала в Назарете, который находился в стране Галилейской и лежал недалеко от главного города страны — Капернаума. Назарет же был городком небольшим и неудобным для Иосифа, который жил плотнической работой и питался только трудами рук своих. В Назарете, как в деревне, нечего было плотничать, и поэтому он переселился в Капернаум. Ведь в большом городе, где и пожары чаще случаются, бывает большая нужда в плотниках. Купив же себе небольшой дом в Капернауме, он сам питался от древоделия и питал Пречистую Деву с Божественным Отроком.

Через некоторое время Иосиф умер, а в его доме осталась Пречистая Дева со Своим Сыном, Господом нашим, и Она там жила до тридцатилетнего возраста Христа, и даже больше, ибо Христос иногда посещал Свое отечество Назарет, ходя к Своим родственникам. Когда же исполнилось Христу тридцать лет и Он восхотел явить Себя миру, тогда Он вышел из Капернаума в окрестные города, селения и страны, благовествуя, чудодействуя и исцеляя болезни в людях. Бывал Он и в Иерусалиме, и в прочих окрестных городах, однако же Он снова возвращался в Капернаум, в свой дом, к Своей Пречистой Матери, и вообще пребывал в Капернауме больше, чем в других городах. Потому-то Капернаум и называется градом Христовым, как это слышали мы в Евангелии: Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город, то есть в Капернаум.

Так обстоит дело с исторической стороны. Рассуждая же духовно, мы увидим дивный Промысл и таинство Господа нашего в том, что Он изволил жить в Капернауме, и назвать его Своим городом. Слово «Капернаум» толкуется как «покаяние». Капернаум в своем имени заключает и покаяние, и утешение, ибо, где есть покаяние, там есть и утешение, утешение же духовное. Ведь и Ангелы, бесплотные духи, радуются о покаянии грешника: Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк.15:10).

Посмотрим теперь, почему Господь наш изволил до тридцатилетнего возраста пребывать в Капернауме, а не в Иерусалиме, и Своим городом назвать не Иерусалим, а Капернаум? Причина в том, что в Иерусалиме все были гордыми и лицемерными праведниками, все только сами себя считали праведными и святыми. Архиереи Анна и Каиафа — вот святые в нем; книжники и фарисеи — это праведники. Не говори им ни слова, а то они тотчас ответят: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? (Ин.9:34). И Пилата не зови неправедным, ибо он умывает руки. Невиновен я в крови Праведника, — говорит он (Мф.27:24). А в Капернауме кто? Все жили в нем грешники, язычники, неправедники, мытари, а среди них и Матфей, сидевший в Капернауме у сбора пошлин.

Посмотрел Господь наш на Иерусалим Своими всевидящими очами и, увидев тех лицемерных мнимых святых и праведников, сказал Себе: «Не пойду Я жить к ним, ибо все это пустосвяты, окрашенные гробы, которые внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27), только извне святые, внутри же беззаконники, и при том гордые: Перед Богом же мерзок всякий высокосердный (Притч.16:5). Не стану Я жить с ними, пойду лучше в Капернаум к грешникам, начну там жить, ожидая их обращения: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк.2:17).

Итак, Капернаум — это село покаяния, Христов город, покаяние. Не суди же ты, святой Иерусалим, грешного Капернаума, не суди, говорю, пустосвят человека, которого видишь согрешающим, ибо в Капернауме Христос, в Иерусалиме же — Пилат. Скорее с грешником будет Бог, как «праведныя любяй и грешныя милуяй», ожидая обращения грешников. Скорее с грешником будет милость Божия, нежели с пустосвятом, горделивым и высокоумным. Хорошо говорит святой Иоанн Лествичник: «Пред Богом смиренный грешник лучше, чем творящий добро, но гордящийся». Бог всегда пребывает с грешником, ожидая возможности спасти его.

Пилат же адский ищет случая погубить тех, которые мнят себя праведными.

Изволил Господь жить в Капернауме, стольном граде Галилейском, чтобы сбылось Исаиино пророчество: Галилея языческая, народ, ходящий во тьме, увидит свет великий (Ис.9:2), — что являлось прообразом Церкви из язычников. Израиль желал быть отвергнутым, а язычники призванными: Призову, — сказано, — Мои народы, и они Меня прославят.

В том именно, что Господь наш, пришедший спасти Израиль, поселился не в Иерусалиме, стольном граде Израильского царства, но в Капернауме, и заключалось предзнаменование сказанного. Поселяясь в Капернауме, Он как бы уже начинал создавать Себе Церковь из язычников. Галилея была во тьме, в языческом заблуждении, в неведении Истинного Бога. Когда же она сподобилась иметь живущего у себя Света нашего Христа Бога и Пречистую Его Матерь и видеть чудеса Его, сиявшие славою, светлейшей солнца, тогда увидела она свет великий (Ис.9:2).

Мы же будем рассуждать так: пока грешный человек пребывает в грехах без покаяния, до тех пор находится во тьме и не имеет света Божией благодати; когда же, придя в чувство, начнет каяться, тотчас в сердце его начинает сиять Божия благодать: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5:20). Был во тьме разбойник, покаянием же он увидел рай, — покаяние разбойника отверзло рай. Во тьме был гонитель Савл, названный потом Павлом, а когда он покаялся, то сподобился светлостей небесных, будучи восхищен до третьего неба (2 Кор.12:2). Во тьме был блудный сын, а через покаяние он получил от отца лучшую одежду и наследие. Во тьме была и блудница, которая потом очистилась покаянием: Отпускаются грехи ее многие (Лк.7:47). Народ, ходящий во тьме, покаянием увидит свет великий (Ис.9:2).

Но возвратимся снова к толкованию слова «Капернаум». Капернаум — село покаяния, — вот что дивно. Почему так? Не знаю, кто как понимает это, я же, грешный, думаю, потому, что в нем было больше согрешающих, чем кающихся. Посмотрев на него, было что назвать городом, ибо он был многолюден. А если бы вывести из него всех согрешающих и оставить только кающихся, то тотчас город стал бы селом, ибо немного нашлось бы таких, которые приносили бы Богу покаяние. Капернаум — и город, и село: по грехам — город многолюдный, по покаянию же — село малолюдное: Мало избранных (Мф.22:14).

Но не будем судить Капернаум, ибо мы и сами не лучше. Велик и сей царствующий город, Москва, и людей в нем без числа, а если бы кто поискал в нем людей уже покаявшихся в своих грехах и в покаянии угождающих Богу, то не думаю, чтобы таких он много отыскал бы, разве только нашлось бы небольшое число, из которого едва могла бы получиться малая деревушка. Велик был и греческий Царьград, но не всегда в нем было много добрых людей, ибо после изгнания святого Иоанна Златоуста, некоему епископу, именем Сисинию, было такое видение.

Видел он, будто находится в церкви святого первомученика Стефана. Здесь он увидел какого-то достойного мужа с ангелоподобным лицом, сияющего небесным светом, стоящего перед Божественным алтарем и как бы удивляющегося и плачущего. И вот он слышит, как тот муж говорит: весь город я нарочно обошел, ища добродетельных людей, и посреди такого множества людей я не мог найти ни одного доброго мужа, кроме блаженного Евтропия. Евтропий же был чтецом у святого Златоуста, ненавистники Иоанновы его неповинно держали в темнице и мучили. Вот видите, в таком знаменитом и многолюдном городе едва нашелся один добрый человек.

Древняя Ниневия тоже была большим городом, но праведным перед Богом был в нем только дом святого Товии, жившего там в плену. И Содом, говорят, был немалый город, а в нем нашелся только один праведный муж — Лот. Всюду больше злых, нежели добрых, больше грешных, нежели праведных.

Капернаум был городом по грехам, но селом по покаянию. Не за это ли и разгневался на Капернаум Господь наш, когда начал его поносить: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11:23)? Как же Капернаум был вознесен до небес? Неужели он стоял на такой высокой горе, которая достигала неба? Нет. Хотя он и на горе был, но не на высокой, а на умеренной. Он стоял при Галилейском море, у самого устья, где река Иордан впадала в море.

Чем же Капернаум вознесся до небес? Гордыней, напыщенностью! Очень возможно, что жители Капернаума, как жители большого, славного и стольного города всей Галилеи, хвастались, как это обычно делают жители больших городов. Даже апостол Павел однажды хвалился: Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян.22:25-26). Блаженный Феофилакт же Болгарский говорит, будто тем превозносился до небес Капернаум, что он был городом Иисуса, отечеством Иисуса, и прославился чудесами Иисуса, совершавшимися в нем. Наконец, и потому еще Капернаум был вознесен до небес, что был известен и небу, и Ангелам. Известен небу, ибо всегда Бог Отец смотрел с неба на Сына Своего, жившего в Капернауме, посылал на Него Бога Духа Святого, как, например, ниспослал в то время, когда Он крестился в реке Иордане, находившейся тоже в Галилее, и вместе с тем призирал и на любезную Дочь Свою, Пречистую Деву Марию, Которую Он избрал Матерью для Сына Своего. Ангелам же был известен Капернаум потому, что при жизни в нем Господа над Ним отверзалось небо и Ангелы Божии сходили и восходили над Ним, как пишется об этом в Евангелии: Небо отверстое, и Ангелы Божии восходящие и нисходящие к Сыну Человеческому (Ин.1:51). Поистине, в то время высок был Капернаум, до небес вознесшийся славой и честью жившего в нем Господа!

Но, о несчастье, о лютая перемена! До ада осужден был Капернаум! За что же? За то, что не веровал в Господа, видя столь многие чудеса Его. Во ад сойдешь ты, Капернаум, ибо если бы даже в Содоме были знамения, бывшие в тебе, то он пребыл бы до настоящего дня: сидя в лохмотьях и пепле, он покаялся бы, ты же не покаялся; за это ты до ада низвергнешься. Мы же вникнем в то, что Капернаум погиб за непокаяние, хотя именем своим и означает покаяние. Капернаум — по имени село покаяния, но не на деле, на деле же в нем грехи и беззакония.

Что же думать нам о себе самих? Не вознеслись ли и мы до небес честью христианства? Не имеем ли и мы обитающего у нас Господа? В Капернауме был только один дом Христов, да и тот был мал и убог. А у нас разве нет многих великолепных, приукрашенных домов Господних, святых церквей, разве не обитает среди нас Господь и Его Пречистая Матерь?

Если же не будет в нас покаяния, то, как в Капернауме, будем низведены до ада, ибо мы подобны Капернауму. Как в Капернауме только имя говорило о покаянии, дела же были беззаконные, так и в нас едва только находится имя покаяния, а истинного покаяния и не спрашивай; беззаконных же дел даже и не сочтешь: умножились более числа песка морского, более волос на голове. На что же нам надеяться? Неужели ждать того же осуждения, которое постигло и Капернаум? Неужели и мы будем низведены до ада? Сохрани нас Бог от этого!

Но оставим это. Пора уже посмотреть, что Господь наш делает в Капернауме.

Когда Господь наш пришел в Капернаум, к Нему принесли расслабленного, лежащего на одре, и Он исцелил Его (Мф.9:2). Я же смотрю, на каком месте было совершено это чудо? Святой Марк говорит, что в доме: Слышно стало, что Он в доме (Мк.2:1), то есть в собственном Христовом доме, который был куплен Иосифом и в котором жила Пречистая Дева. Когда Иисус сидел в этом доме, к Нему принесли расслабленного, лежащего на одре, которому Он сначала отпустил грехи, потом обличил и посрамил хульные мысли злых людей и, наконец, повелел расслабленному встать и ходить. Произошло все это в доме Христовом, при Пречистой Деве Богородице или, лучше сказать, ходатайством и молением Пречистой Девы Богородицы, ибо ради Нее были отпущены грехи расслабленному, ради Нее было дано и здоровье больному: Народ же, видев это, удивился и прославил Бога (Мф.9:8). Если бы я жил в то время, то я сказал бы: «Счастливы вы, капернаумляне, что имеете у себя дом Христов и живущую в нем Пречистую Богородицу Деву! Счастлив и ты, расслабленный, что был принесен в тот дом, в котором обитает Пречистая Богоматерь! Если бы Христос и не захотел исцелить тебя, то Она, как Милосердная Мать, умолит Его и исходатайствует тебе исцеление от Него».

О люди! Расслаблены и мы душами нашими! Будем же притекать в дом Христов и Богородичный, — не в тот, который был в Капернауме, но в сей святой храм и прочие. Обратимся мы, грешные, ко Христу и Богородице и смиренно припадем к Ним с покаянием.

Теперь, пожалуй, пора из города Капернаума пойти в селение, в которое вошел Господь наш: Пришел Он в одно селение. Это селение, вспоминаемое в Евангелии во все Богородичные праздники, по словам толкователей Евангелия, было Вифанией, в котором жил друг Христов, Лазарь, и сестры Лазаря — Марфа и Мария. Название «Вифания» толкуется, как дом послушания и дом благодати Господней, — и справедливо, ибо там слушала Мария учение Христово: Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его (Лк.10:39). Также и благодать Божия проявилась там немалая, ибо воскрешен был из мертвых четверодневный Лазарь.

Сравним теперь чудеса Христовы, бывшие в Капернауме и в Вифании. В Капернауме Господь исцелил расслабленного, носимого четырьмя человеками, в Вифании же Он воскресил из мертвых четверодневного Лазаря. В Капернауме Он обличил Своих хулителей: Некоторые из книжников сказали сами в себе: «Он богохульствует». Иисус же, видя помышления их, сказал: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» В Вифании же Он самим делом чудесным постыдил тех, которые сомневались в возможности чуда, ибо и там были говорившие: Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот (Лазарь) не умер? (Мф.9:3-4; Ин.11:37). В Капернауме Он отпустил больному грехи: Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. В Вифании же Лазаря, вышедшего из гроба и повязанного по рукам и ногам погребальными пеленами, он повелел развязать, что было прообразом разрешения человеческих грехов. Прославив за все это Всесильного Бога, я обращаюсь к Вифании.

Вифания, как мы сказали, означает дом послушания и дом благодати Господней, и когда я размышлял, почему Евангелие о Вифанском селении и сестрах Лазаревых читается во все Богородичные праздники, то понял это так: потому читается это Евангелие в Богородичные праздники, что Пречистая Дева имела добродетель послушания, была исполнена благодати Божией и приняла у Себя, и угостила Христа лучше, нежели сестры Лазаревы.

Послушание Она проявила тогда, когда Бог Отец воззвал Ее тайным вещанием сердцу, говоря словами Святого Духа: Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой, и дом отца Твоего (Пс.44:11). И ответила Она на это словами Своего праотца Давида: Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое (Пс.56:8). Когда Архангел Гавриил благовестил Ей зачатие Сына Божия, то Она со смирением ответила: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38).

А кто может выразить словами, какой благодати Божией Она была исполнена? Она имела в Себе благодати более чем все пророки, все апостолы, все святители, все мученики, все святые, и не только более чем все святые, но более чем все Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, почему святой Герман, Патриарх Цареградский, называет Ее морем благодати, ибо как никто не может измерить глубину моря или океана, так никто не в силах выразить и величие благодати Божией, бывшей в Пречистой Богоматери. Прекрасно воспевает Ее Церковь: «Радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима!»

Итак, Она есть мысленная Вифания, дом послушания и дом благодати Божией. В Вифании Христос был принят и угощен сестрами Лазаревыми, но кто мог так принять и угостить Его, как Пречистая Дева, носившая Христа девять месяцев в Своей Пречистой Девической утробе, родившая Его, носившая на материнских руках во все Его младенчество, питавшая и растящая Его Своим пречистым молоком из девических сосцов!

Вифанская Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его, и это произошло, быть может, однажды, дважды или трижды, а Преблагословенная Дева Мария всегда слушала Его до тридцатилетнего возраста и далее, всегда с ненасытной любовью и сладостью сердечной слушала пресладкие слова Сына Своего и слагала их в сердце Своем, как говорит о Ней Евангелие: А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк.2:19). И кому так много открывал Господь Свои Божественные тайны, неведомые и для Ангелов, как не Пречистой Своей Матери, в Которую весь Сам вселился Он — сокровище премудрости и разума Божия. В Вифании Господь воскресил четверодневного Лазаря из мертвых, в Пречистой же Деве Он воскресил от вечной греховной смерти весь род человеческий, ибо Ею мы избавились от вечной смерти и Ею мы ожидаем получить вечную жизнь.

Разобрав таким образом вопрос о городе Иисусовом, в который Он пришел, и о селении, в которое вошел, узнав их имена и жителей, уразумев через толкование отчасти и таинственный смысл их, будем молить Господа нашего, чтобы и к нам пришел Он с Пречистой Своей Матерью, как в Свой истинный город и к Своему истинному селению, чтобы неисходно обитал в нас, исцелял наше душевное расслабление и оставлял нам грехи наши по молитвам Матери Своей. Совершим истинное покаяние, чтобы не по-капернаумски — именем только, но и самим делом мы были кающимися. Примем Христа, как Вифания, поместим Его в нас любовью и слушанием слова Божия, обратимся к Пренепорочной Матери Его, чтобы Она была нашей Ходатаицей перед Ним, будем усердно прибегать к Ней, и Ее заступлению вручать себя ныне и всегда, и во все дни жизни нашей. Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz