В неделю пятую по Пятидесятнице

Поучение второе

(Можно читать его и в неделю 23 по Пятидесятнице)

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите (Мф.8:31-32).

О бесах и свиньях я не только не хотел говорить, возлюбленные мои слушатели, но даже и думать. Говорить о бесах страшно, а о свиньях стыдно. Страшно даже одно воспоминание о темнообразных бесах, вид которых ужаснее всякой муки. О свиньях же вести беседу с достойными людьми стыдно, ибо ими, как скверными животными, гнушался даже и Ветхий Завет. Поскольку же нынешнее святое Евангелие, читаемое на Божественной Литургии, предложило это повествование о бесах и свиньях, то нельзя миновать его и нам, слушавшим святое Евангелие. Побеседуем же вкратце с Божией помощью.

Почему бесы просят войти в свиней, и для чего Господь не только не возбраняет быть по их прошению, но даже и повелевает? В беседе этой Ты Сам, Господи, действуй в устах моих и в слухе слушателей моих, чтобы Твоим действием явилась польза для нас грешных, Тебе же да совершится слава через нас!

Бесы просили Иисуса и прочее. Возлюбленные слушатели! Здесь дивны две вещи: во-первых, то, что бесы испрашивают у Христа Господа нашего повеления войти в свиней, во-вторых, то, что Христос Господь не возбраняет им.

Дивно то, что бесы, будучи прегордыми, не просят войти в каких-либо великих и славных зверей: во львов, слонов, оленей и прочих, но в бесчестных свиней. Дивно и то, что Господь не только не отказал им, но даже попустил, в то время как прежде Он не хотел послушать ни одного их прошения. Просили они, чтобы камни стали хлебами, чтобы Он Сам бросился вниз с церковной крыши, чтобы попустил им истребить Его последователей, как об этом свидетельствует Сам Спаситель: Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, — но никогда не послушал их Христос Господь. В свиней же войти Он попускает без возражений и повелевает, говоря им: Идите.

Но сначала скажем о первом: просят бесы войти в свиней, ибо любят себе подобных, как и всякая вещь любит подобную себе вещь. Бесы нечисты, как говорит одному из них Господь у святого евангелиста Марка: Выйди, дух нечистый, из сего человека (Мк.5:8); нечисты также и свиньи: они валяются в грязи, и в Ветхом Завете было запрещено есть их нечистое мясо. Потому и просят бесы войти в свиней, нечистые в нечистых, скверные в скверных, что подобные любят себе подобных, как говорит об этом и один из толкователей: «Видишь, — говорит, — где сатана хочет жить? В нечистых и мерзких животных, ибо он любит нечистоту».

Святые учителя, толкующие Евангелие, под свиньей понимают человека, валяющегося в греховных, плотских нечистотах, как свинья в грязи. Вот, например, слышим святого Златоуста, который говорит: «Какого только зла не делает плотское греховное сладострастие! Из человека оно делает свинью, и даже нечто худшее свиньи, ибо свинья валяется в грязи и питается навозом, блудник же питается еще более мерзостной пищей, помышляя о скверных смешениях и нечистых любодеяниях».

Плотской грешник подобен свинье, ибо как та в грязи, так и он погружается в нечистоте, что познал на себе тот, кто сказал: Я погряз в глубокой тине (Пс.68:3). Свинья смотрит вниз и не может даже поднять голову свою вверх. Подобно тому и грешник смотрит вниз и не хочет возвести своих внутренних очей к небу, как пишет святой Даниил о блудных старцах, покушавшихся на целомудренную и прекрасную Сусанну: Извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо (Дан.13:9). Стонет свинья, ходя, — стонет и грешник, не имея никакого утешения. Эти стоны делают жизнь грешника окаянной, ибо как только посмотрит он в свою совесть, то тотчас застонет, видя себя погибающим и каждый день увлекаемым своими злыми привычками в глубочайшую пропасть погибели.

Бесы просят войти в свиней, означающих собой грешников. Они проявляют здесь то свое желание, что им очень приятно жить в блудных людях, проводящих свинскую жизнь, как в существах, более всего подходящих к ним, ибо живущий блудно и невоздержно подобен не только свинье, но даже самому бесу, как говорит об этом святой Златоуст: «Такой человек ничем не отличается от бесноватого или даже от самого беса, ибо он так же бесстыден, так же яростен, так же злобен, как и бес». Как смрадна свинья, так смраден и бес, — так же смраден и грешник. Умные о дьяволе говорят, что всюду, куда бы он ни пошел, он носит в себе геенский огонь, и как сам от огня, так и огонь от него не отлучается: везде он сжигается и мучается наказанием. Подобно тому и невоздержный блудник всюду носит с собой огонь плоти и всюду разжигается огнем. Вечной казнью Божией для бесов являются тьма, смрад и огонь. Такая же казнь постигнет и скверных людей: им уготована тьма кромешная в преисподней, смрад, черви неусыпающие и неугасимый геенский огонь.

За прескверные беззакония Бог некогда казнил Содом и окрестные города. Как же казнил? Писание говорит: Послал Господь на Содом камни горящие. В другом переводе это читается так: Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь (Быт.19:24), — а толкователи объясняют, что камнями, ниспосланными на беззаконные города, была горящая сера. А что может быть смраднее горящей серы? Почему же Господь казнил тех грешников серой и огнем? Это объясняет святой Григорий, говоря: «Что означает сера, как не смрад блудной плоти? Что знаменует и казнит огонь, как не плотское разжжение? Поэтому, когда Господь захотел казнить содомлян и гоморрян за их прескверные плотские грехи, то в самом свойстве казни Он явил и свойство их грехов». Каковы были грехи, такова и казнь, поэтому ясно, что нечистый осквернитель своего тела подобен в своих делах дьяволу и любезен ему, как свинья волку.

Бесы любят жить в свиноподобных блудниках, ибо они — истинные дома их. Как странник желает достигнуть своего дома и жить в нем, так и бесы, переходящие с места на место, желают жить в блудниках, как в истинных своих домах. В повествованиях пишется, что в Карфагене произошел такой случай. В одном месте стоял идол языческой богини Венеры. Венера же — это блудная жена, которую нечестивые эллины изобразили крайне бесстыдно, в нагом виде, в соблазн всем проходящим мимо. Однажды кто-то из девствующих, идя мимо, увидел бесстыдную наготу этого женского идола, и тогда в сердце его появился скверный помысл: он начал услаждаться нечистыми мыслями и распаляться похотью. И вот, когда он долго удерживал в себе тот греховный помысл, услаждался им и желал самого дела, он тотчас сделался жилищем беса: нечистый дух вошел в него и стал мучить его. Видишь, как уже только замышленная нечистота делает человека вертепом разбойнику-дьяволу. Что же можно сказать о блудной нечистоте, исполняемой самим делом? Не поселится ли в ней дьявол, как в своем истинном жилище?

Слышишь ли это, прескверный блудник? Разве не знаешь, что в тебе живет бес? Не ощущаешь ли ты его в себе? Или, быть может, не веришь сказанному? Преподобный Иларион некогда изгонял из девицы беса, которого в нее послал волхвованием один блудный юноша. Изгоняя его, он спросил: «Почему ты не вошел в того юношу, который тебя здесь поселил?» Бес же ответил: «Тот юноша имеет в себе иного моего друга, любострастного блудника беса». Внемлем этому: в блуднике живет блудный бес, который мучает его блудным распалением.

Итак, теперь мы знаем, почему бесы просят войти в свиней, знаменующих собой грешников. Они изъявляют этим, что любят жить в блудных людях, подобных свиньям.

Далее мы исследуем и другое: почему Господь не только не возбраняет совершиться по их просьбе, но даже повелевает и говорит им: Идите? Это для того, чтобы с одной стороны, показать мучительское господство бесов над блудными, как об этом говорит Августин: «Христос попускает бесам войти в свиней, чтобы показать, что дьявол господствует над теми, которые ведут свинскую жизнь», — с другой же стороны, для того, чтобы явить над блудниками Свою силу, месть и праведный суд, который наказывает все блуднические начинания, согласно написанному: Блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4).

Дьявол господствует и даже царствует над блудниками, как над своими людьми и своими рабами, ибо, по апостолу: Кто делает грех, тот от диавола (1 Ин.3:8), — такой служит не Христу, но дьяволу. Мы знаем, что дьявол некогда царствовал над идолопоклонниками, они были его истинными рабами. Люди же, живущие в телесных нечистотах, являются вторыми идолопоклонниками; следовательно, и они его истинные рабы. А что блудники являются именно идолопоклонниками, это видно из слов святого апостола, который говорит так: Ибо вкрались некоторые люди, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд.1:4).

Кто же это обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству? Поистине, никто иные, как христиане, принявшие в Крещении благодать христианства. Они, впав в блудное сквернодействие, превращают принятую Божию благодать в скверну и отрекаются от Христа, если не словом перед мучителем, то делом перед своим господином — дьяволом. А тот, кто блудным делом отрекается от Христа, не является ли он идолопоклонником? Его идолом является страсть, и в ней, как в идоле, он имеет беса, господина своего, которому он предоставляет свое сердце, рождающее скверные помыслы, в качестве алтаря. На этом алтаре он кладет огонь греховного вожделения, приносит в жертву самое блудное дело, которым весь оскверняется, и становится подобным и угодным бесу. Над такими крещеными идолопоклонниками господствует дьявол, как над своими рабами, и господствует мучительски, ибо, где только ему удается, он разбивает, ввергает в огонь и в воду, и губит его. Разбивает, отнимая душевную силу к покаянию и лишая грешника Божией благодати; ввергает в огонь плотского распадения или невоздержности и в воду нечистого сладострастия; губит его, потопляя в адской бездне, как свинью в море, мучает и удручает его вовеки.

Вот какую мзду воздает дьявол своему рабу, который верно и усердно служит ему плотскими сквернодействиями! Вот каково мучительское господствование беса над грешником! Показывая это, Господь в нынешнем Евангелии и повелевает бесам идти в свиней, знаменующих собой блудных людей: И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф.8:32).

Наконец, еще и для того Господь повелел бесам пойти в свиней и потонуть, чтобы ясно показать Свою недремлющую и скорую казнь над грешниками. Христу Богу, рожденному от Пречистой и Пренепорочной Девы и являющемуся источником всякой чистоты, мерзостен всякий блудник, и потому Он вооружается на него, как на Своего врага. Плотские помышления, — по апостолу, — суть вражда против Бога (Рим.8:7). Это значит, что человек, погрузивший свой ум в плотские сквернодействия и уже ни о чем ином не думающий, то есть мечтающий и желающий только плотской, греховной сласти, является великим врагом Богу. Поэтому Господь и вооружается на него, как на Своего врага: Ему необходимо отомстить за вражду такового. Вот мы слышим в Писании премудрого Соломона, как Премудрость хочет приготовиться на брань: Он возьмет всеоружие — ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню — в правду, и возложит на Себя шлем — нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит — святость; строгий гнев Он изострит, как меч, то есть гнев Свой изострит, как меч (Прем.5:17-20).

Здесь прежде всего удивимся, как Премудрость Божия, будучи, по апостолу, мирной, кроткой, полной милости, внезапно, неожиданно превратившись в ярость, хочет воздвигнуть брань, изостряет меч Свой и гнев; потом рассмотрим, на кого Она изостряет Свой меч и с кем хочет вступить в брань.

Писание говорит, что Она хочет воздвигнуть брань на безумных и собирает Себе на эту брань великую силу со всего мира. Ополчится, — говорится, — с Ним против безумцев (Прем.5:20). По толкованиям это означает, что все четыре стихии, из которых состоит весь мир, поднимут брань на безумных вместе с Премудростью Божией.

Кто же это настолько безумен, что на брань против себя возбуждает и раздражает Божию Премудрость? Поистине, никто иной, как только человек, погрузившийся в скверные блудные дела, ибо его называет безумным Писание, которое говорит: Старик-прелюбодей, ослабевающий в рассудке (Сир.25:4). На такого-то, как на врага Своего, и восстанет для брани Христос, воплощенная Божия Премудрость.

Смотри же, на какую ярость и гнев возбуждает Бога блудный грех!

Поистине, все грехи неприятны для Бога, все они раздражают Его и подвигают на гневное отмщение, но не все одинаково. Однажды святой Иоанн Богослов видел Господа, ходящего между семью светильниками, а из уст Его исходил обоюдоострый меч. Не обычное место занимает меч в устах: ему подобает быть в руках человеческих. Но у Господа это имеет особенное значение, ибо Он говорит: Ангелу Пергамской Церкви напиши: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр.2:12), — и уже меч тот не в устах, но в руках, согласно написанному в другом месте: Меч извлеченный в руке Его. Вот, значит, два меча есть у Господа нашего, согласно слову Петрову: Вот, здесь два меча (Лк.22:38): меч во устах и меч в руке, — и оба острые.

Для кого же предназначены эти мечи? Для согрешающих: на малых грешников меч в устах, чтобы не убивать их, но только увещевать словом и научить их; меч же в руке — для больших грешников, чтобы отмстить им. Мечи, — сказано, — обоюдоострые в руках их, чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами (Пс.149:6-7). Поутру, — сказано еще, — избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех совершающих беззаконие (Пс.100:8). Но я, грешный, хочу точно узнать сказанное в Откровении св.Иоанна Богослова, хочу убедиться, что меч в устах предназначен именно для меньших грешников, а меч в руках — для больших.

Для кого же именно приготовлен обоюдоострый меч в руках? Поистине, не на кого иного, как только на блудных, что явствует из слов Самого Господа, говорящего Пергамскому Ангелу: Имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (Откр.2:14). Вот теперь ясно, для кого Господь имеет в Своей руке обоюдоострый и изощренный меч: на блудодейцев. Как там против Валаама явился Ангел ослице Валаамовой с мечом обнаженным, так и здесь, великого совета Ангел (Ис.9:6), Христос Господь, обнажает Свой меч против скверных блудников.

Но кто-либо, быть может, скажет: какая Христу Богу обида от того, что кто-либо оскверняет свое тело блудным грехом? Поистине, великая обида, ибо тело христианина — это не его тело, но Христово, согласно написанному: Вы — тело Христово, а порознь — члены. И еще: И вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Не тленным серебром или золотом искуплены вы, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Кор.12:27; 6:20; 1 Петр.1:18-19).

О христианин! Голова, которой ты помышляешь о плотском, не твоя, но Христова, и не подобает тебе Христовой головой помышлять о мерзком. Ноги, которыми ты спешишь к беззаконию, не твои, но Христовы, и не подобает тебе идти на беззаконие. Руки, которыми ты творишь скверное, не твои, но Христовы, и не подобает тебе делать скверное руками Христовыми. Все тело твое, которое ты через блудный грех делаешь скверным и смрадным, не твое, но Христово: Вы — тело Христово, — и не подобает тебе тело Христово осквернять и посрамлять плотскими сладострастными делами, помимо законного супружества, ибо ты — дом Христов, согласно слову апостола: Храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор.3:17).

Если бы кто захотел выгнать своего господина из его собственного дома, не причинил ли бы ему великой обиды? Конечно, причинил бы, и господин, изгоняемый из своего дома, непременно взял бы меч или что-либо другое и начал брань против изгоняющего. Подобно тому и Христос Господь, Которого мы сами скверными нашими плотскими делами изгоняем из Его собственного дома, выкупленного Его Кровью, возьмет меч в Свои руки, чтобы отмстить нам за Свою обиду.

Итак, мы знаем теперь, для чего Господь попустил бесам войти в свиней. Этим Он показывает Свое грозное отмщение грешникам. Как бы мечом острым, Он накажет грешников тем, что предаст их жестоким бесам на ужасное, вечное мучение.

Да даст же Господь нам, грешным, покаяние и обращение, и по Своему человеколюбию да отвратит весь Свой праведный гнев, обращенный на нас. Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz