Десять слов о крестоношении

Слово первое

Обыкновенно земные родители, когда хотят или утешить, или ободрить, или исправить и научить своих детей, употребляют то ласку, то обличение, то утешение, то угрозу. Святая Мать наша Церковь в своих материнских заботах о нашем душевном спасении предлагает для поклонения Животворящий Крест. Предлагая Крест, Церковь имеет целью одним из своих детей доставить утешение среди окружающих их скорбей, бедствий и напастей; другим — врачевство для язв совести, терзаемой сознанием грехов; третьим, не радеющим о спасении, позабывшим свое человеческое достоинство, — средство к возбуждению их в раскаяние и исправление своей жизни.

I

Итак, прежде всего подойдите и поклонитесь Животворящему Кресту, скорбящие и бедствующие, безутешные и отчаивающиеся! «Что за утешение, — спрашивают они, — в Кресте?» Утешение главное в том, что Крест Иисуса Христа показывает всем нам первоначальную причину всех постигающих нас скорбей; затем — намерение, с которым посылаются на нас беды и лишения, и, наконец, награду за терпение. Спросите, за что Сам Иисус Христос понес Крест? За грехи человеческие. За то же самое и мы необходимо должны нести свой крест.

В раю не было слез, не было смерти. И слезы, и печаль, и проклятие, и глубокотяжкие вздохи явились как достойная казнь за нарушение заповеди Божией. С тех пор еще не было счастливца, душа которого на земле не томилась бы скорбию. На свете много удовольствий, множество наслаждений, множество изобретено разнообразных утех и веселия — и дневных, и ночных, — но довольных и радостных на свете очень мало.

Через золото льются слезы так же, как и над коркой черствого хлеба. Плачут во дворцах и чертогах, плачут и в низших хижинах. Часто под бриллиантами украшенной одеждой лютая тоска гложет душу; так она же терзает сердце человека голодного и мерзнущего от холода. Уймем же свой ропот и свое отчаяние перед Крестом. Не другой кто, но мы сами сделали себе крест. Мы сами сладкий и зрелый плод жизни сделали горьким и отталкивающим.

II

Но прискорбное убеждение в неизбежности бедствий составляло бы для нас не утешение, но отчаяние, если бы Крест Господень не заключал в себе средств примирения совести человека с Божиим правосудием. Крест Свой оставил Иисус Христос нам, Своим ученикам, затем, чтобы мы не были рассеянными, не забывали закон Божий, не забывали о том, что мы — грешные люди. Благо мне, — говорит Давид, — что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим, Господи (Пс.118:71). Крест оставил нам Господь, чтобы мы не были горды, чтобы им охраняли свою душевную и телесную чистоту, чтобы обуздывали им свои страсти.

Крест Свой оставил нам Господь в доказательство, что Господь любит нас. Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч.3:12). Поэтому верующие люди не уклонялись от страданий. В безвинных страданиях они видели спасительное врачевство от застарелой греховной болезни. С Креста распятый Врач души и телес, Иисус Христос, ищущий нашего спасения, посылает нам горькое и болезненное врачевство. Но это не смертная отрава греха, но спасительное врачевство, дающее облегчение душе сознательным чувством выздоровленья.

III

Ко Кресту приходят не одни безвинные страдальцы, но и те несчастные, совесть которых твердит про соделанные грехи. Это люди с больной совестью, пораженной множеством преступлений. Когда мы делали дурное дело, мы не думали, что оно ляжет как гнет на нашу душу. Но дурное дело сделано, и весь ужас этого дела, весь срам его виден нам до малейшей черты. Эти страдания ужасны. Кто их не испытывал — дай, Господи, никогда не испытывать. Кто их испытал, тот знает все безжалостные муки разумной нашей души. Для таких страдальцев Крест есть истинное утешение. И самые муки проснувшейся от греховного усыпления души суть не муки отчаяния, но скорбь раскаянности и умиления.

Воззрите на Божественного Страдальца. Он изъязвлен был за грехи наши; ранами Его мы исцелились (Ис.53:5). Его Пречистая Кровь пролита в прощение и оставление грехов наших, а Его язвами сокрушены все неправды человеческие. Милосердием Божиим побеждается грех; освящающая Кровь Спасителя омывает всякую нравственную нечистоту.

IV

Теперь для нас видна цель, с которой Церковь поставила и воздвигла перед глазами нашими Животворящий Крест Спасителя. Он для нас — памятник не только бесконечного милосердия Божия, но и непреложного Божия суда. Будем помнить, что человек, вынесший тяжкую болезнь, никогда не забывает причин, ее вызвавших, и врачевства, ее исцелившего.

Грустно будет, если мы позабудем благодеяния, полученные от Креста Христова. Мы оскорбим нашу Св.Церковь. Она пред судом Божиим вынуждена будет сказать: «Я предлагала им врачевство покаяния, но не в пользу оно было им. Я уготовляла им трапезу Тела и Крови Иисуса Христа, но она не послужила им во спасение. Я выносила из алтаря Крест Иисуса Христа, обличала их совесть язвами Тела Божия, но и это не исцелило их».

Однажды после долгой, но безуспешной проповеди пророк Божий говорил о Вавилоне: Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его; приговор о нем достиг до небес (Иер.51:9). Тяжко будет, если мы пренебрежем средствами, указываемыми Церковью. Мы ее потеряем; у нас не будет Матери. Поражение ужасное! Да сохранит нас Бог от такой потери — от сиротства и одиночества! В заключение своего слова приведу молитву блаженного Августина ко Кресту Иисуса Христа.

О возлюбленный Господь, Спаситель! Запечатлей в моем сердце все Твои язвы, чтобы я мог всегда читать Твою скорбь и Твою любовь. Таким образом, я, имея перед глазами тяжкую скорбь, которую Ты за меня вынес, мог бы спокойно переносить все постигающие меня печали. И чтобы при виде любви, какую Ты свидетельствовал на Кресте, я ничего и никого не любил бы так крепко, как любил бы Тебя!

Слово второе

Для какой цели Св.Мать наша Церковь несколько веков, каждый год, несколько раз в год воспоминает события смерти Спасителя? Разве мало скорби для нашего сердца в мысли, что Сын Божий страдал и умер за грехи наши (1 Пет.3:18)? Разве мы не знаем истории страданий Господа? Но все мы можем следовать за Спасителем по пути Его страданий только слухом и мыслью. Церковь это знает. Знает, что такое следование за Христом Спасителем бесплодно. А потому она всеми мерами старается начертать в наших душах образ страждущего Спасителя, чтобы каждый из нас в чувстве любви к Спасителю, подобно ап.Фоме, мог сказать: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28). Но как сделать то, чтобы можно было следовать за евангельским повествованием о страданиях Спасителя не слухом только и мыслью, но и чувством, и всем сердцем?

Можно следовать за страждущим Спасителем с умилением, со скорбью, со вздохами, со слезами и молитвою. Так и поступают благочестивые души, нежные сердца. Так, без сомнения, поступают многие из нас — иные тайно, другие явно.

Без сомнения, и между нами есть такие, которые, услышав из Евангелия, что Спаситель повергался в молитве на землю и орошал ее Своим потом и слезами, не раз вздохнули из глубины души, пролили не одну горькую слезу. Без сомнения, найдутся и такие, которые, слушая о неправедном суде архиереев, книжников и о воплях безрассудной толпы: Распни, распни Его! (Лк.23:21), — сетуют и скорбят о невинном Страдальце и о всех безвинно, под гнетом людского гнева томимых. Есть, верно есть и такие, которые, слыша о поруганиях, заплевании, нанесенных Богочеловеку дерзкими руками воинов, сами внутренне мучаются, тоскуют, страдают. Уверен я, что есть между нами и такие, которые, умственно представляя Иисуса, шествующего на Голгофу и изнемогающего под бременем Креста, от души сожалеют, что они не Симон Киринейский, что не на них положен тяжелый Крест Иисусов. Уверен я, что между нами есть и такие, которые, представляя себя стоящими у подножия Креста Христова, и молятся, и взывают к Распятому с чувством благоразумного грешника: Помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое! (Лк.23:42). Может быть, находятся здесь и такие, которые, представляя себя живущими в минуту смерти Иисуса на Кресте, сопровождавшуюся страшными знамениями и чудесами, пришли в ужас и заставили умолкнуть в себе все земное.

Благословенны вы, добрые христианские души! Много вы сделали, но да позволено будет сказать вам от лица Церкви и Распятого, что это еще не все.

Вы уподобились только тем, кто провожает из этого мира умерших своих друзей, близких родных и знакомых: посетуют, поплачут, помолятся, оросят гроб и могилу слезами, проведут несколько времени в трауре, в печальном воспоминании о них, а там — мертвые в гробах, а живые изо дня в день в суетах и в плавании на житейском море.

И такое следование за Христом похвально, но само по себе ненадежно. Это одна чувствительность, это выражение дружества ко Христу, но как бы оно ни было велико — увы! — не соединит нас со Христом неразрывным союзом.

Казалось, не было и не могло быть лучших друзей у Иисуса, как те, которых Он называл Сам «дети мои», «друзья мои», когда говорил о Своих учениках. Однако и они оставили Его. Один оставил Его еще в горнице иерусалимской, ушел с Тайной Вечери, после Причащения. Другие едва могли дойти до Гефсимании. А последние — и это самые надежные — вошли во двор Каиафы и оттуда бежали вон. Видите, как ненадежно такое следование за Христом и как немного значат наши вздохи и слезы, если только при них остаемся. Нужно нечто большее.

Обратимся к евангельской истории. Первый, кто не мог не только следовать за Иисусом по пути Его страданий, но и вступить на этот путь, был Иуда. Что же удержало его? Сребролюбие.

Не то же ли бывает и теперь? Разве мало таких, чья мысль все время направлена на стяжание, на расширение имущества? Из-за земных интересов мы оставляем истинное наше Сокровище — Спасителя. Конечно, теперь мы не чувствуем от этого вреда; напротив, эта сытость сопровождается ощутительной пользой. Иные даже хвалятся устроением своего счастья и добродушно повествуют о своем большом умении собирать и копить. Но не забудем, что все это — до времени, все это рушится. Рано или поздно явимся на суд к Тому, пред Которым нам некогда было молиться, о Котором ради стяжаний и корысти некогда было помыслить. Что тогда? Стыд и ужас для христианина.

Взгляните на Крест. Иисус Христос на Кресте, с руками простертыми, готовыми принять в свои объятия каждого приходящего к Нему. Только теперь слышится Его голос: «Идите ко Мне, приидите ко Мне, верные Мои» (см.Мф.25:34). Но когда Он воссядет на престол славы, тогда корыстолюбцы и ненасытные стяжатели услышат другие слова: «Уйдите от Меня, отойдите от Меня» (Лк.13:27).

И всякий, в ком любовь к стяжанию преобладает над любовью к Богу и к ближнему, пойдет в место свое. Только не в то, которое уготовил Сын Божий, наш Спаситель, «в доме Отца Своего» (Ин.14:2).

Нельзя следовать за Господом людям, отягченным грехами сребролюбия, самолюбия и беспечности. Эти препятствия отделяют нас от нашего Спасителя. С чем же можно? Откроем евангелиста, и он скажет нам тайну достойного следования к истинному счастью. При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и Мария Магдалина и ученик, Им возлюбленный (Ин.19:25-26). Вот с чем можно достигнуть Креста Христова и стать у его подножия, пред Распятым на нем, т.е. с любовью чистою, какую питают один к другому истинные благородные друзья. Крепкая любовь никем и ничем не задерживается. Она следует за Христом, куда бы Он ни повел ее: будь это храм или одинокая безлюдная гора, будь это дом Лазаря или чердак иерусалимской горницы, будь это страшная Голгофа или беспросветный гроб. Когда говорите или думаете о любви, имейте о ней представление, исключающее любовь к миру, любовь к плоти, любовь к земной жизни. Жить, по учению Иисуса Христа, — любить, а любить — жить.

Слово третье

Многократные беседы о Кресте дают христианину утешение и радость. Святой апостол говорил и писал к своим друзьям и слушателям Церкви галатской: Не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6:14). Веровать в ту истину, что Сын Божий распят за грехи наши, углубляться в тайны Креста Христова, размышлять о крестной смерти Спасителя, лобызать Крест и поклоняться Распятому на нем — вот предмет нашей беседы.

Господь благоволил претерпеть распятие и смерть на Кресте и тем уничтожил проклятие, разрушил ад, отверз двери рая. Вот почему Крест, бывший прежде орудием казни и позора, сделался знамением спасения, радостью и украшением христиан.

Крестом венчаются православные храмы, крестом украшаются венцы Царей христианских, крестом совершаются все семь священных Таинств, крестом освящается вода и все требующее освящения, крестом укрепляются воины на брани, крестом отличается верный от неверующего.

Если вникнем внимательно, то в одном крестном знамении найдем как бы сокращенный Символ веры. Изображая крест, мы произносим слова: Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа (Мф.28:19). Итак, крестным знамением мы выражаем веру в Бога Отца, создавшего и хранящего нас; в Бога Сына, ради нашего спасения воплотившегося, страдавшего и погребенного; в Бога Духа Святого, освящающего и вразумляющего нас.

Крестным знамением мы свидетельствуем пред всеми, что исповедуем именно ту веру, которую преподал Иисус Христос, проповедовали апостолы, которую хранит и исповедует вселенская Православная Церковь.

Крестным знамением мы возобновляем и подтверждаем те обязательства, которые даны нами при святом Крещении. Сложением трех перстов руки при изображении крестного знамения означаются равенство и единосущие лиц Пресвятой Троицы, а сложением двух меньших — соединение двух естеств, Божеского и человеческого, в лице Иисуса Христа.

Мы полагаем персты правой руки на чело — это значит, что наши мысли должны быть посвящены Богу, что наш разум должен покоряться вере.

С чела переносим руку на грудь — этим мы выражаем обязанность и готовность нашу любить Бога всем сердцем.

Мы касаемся рукой правого и левого плеча — это значит, что наши дела и поступки должны быть чисты, святы, сообразны с законом Божиим.

Вот какая важность и какое значение заключаются в крестном знамении! Тяжкое чувство недоумения после этого возбуждают люди, которые священное знамение креста изображают на себе небрежно, бессмысленно, какими-то несообразными, странными, ничего не выражающими размахами руки, делая это по привычке. Можно подумать, что эти люди не знают той веры и Церкви, к которой принадлежат по рождению, или не уважают ее. Но как им не стыдно и не страшно выказывать свое невежество даже в храме Божием!

Древность крестного знамения и внешний вид креста есть вид Креста Христова. Каков был внешний вид Креста Господня? Очевидные свидетели смерти Богочеловека — например Иоанн Богослов — умалчивают об этом. Из евангельской истории видно, что Иисус Христос был казнен на обыкновенном кресте, на котором римляне распинали рабов и возмутителей общественного порядка. Из свидетельств Св.отцов Церкви, многократно видавших на крестах св.мучеников, можно заключить, что преимущественно крест был употребляем у римлян трех видов: трехконечный, четвероконечный и пятиконечный.

Между христианами возникли споры о форме и о внешнем виде Креста как истинного. Но, по воле Господа, от самого неба был разрешен этот вопрос, смущавший мысль верующих. Крест, виденный равноапостольным Царем Константином на небе и потом в руках Самого Иисуса Христа, был четвероконечный. Православным сынам Церкви остается благоговеть перед четвероконечным крестом, поклоняться ему и лобызать его, несомненно веруя, что именно этот вид имело Крестное Древо, на которое Спаситель, в Теле Своем, вознес людские грехи.

Впрочем, Крест Христов — скажем словами святителя Димитрия Ростовского — «не по числу концов честен нам, но по Самому Христу. Честен крест осьмиконечный, честен четвероконечный — оба равны, кождо есть Животворящий Крест Христов». Из-за этой разности несущественной не должно спорить и вступать в пререкания, как делают наши братья, именующие себя староверами, а нас — в незаслуженный упрек и обиду — называют «никонианами».

Взирая на Крест или изображая его на себе, мы должны помнить, что должны следовать Его Божественному учению. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24). О каком кресте говорит здесь Спаситель? Конечно, не о таком, на каком был распят Сам Он и многие из св.апостолов и св.мучеников и мучениц. Мы можем наложить на себя крест, когда распинаем плоть свою со страстями и похотями, когда для Бога отказываем себе в чувственных удовольствиях, подавляя в себе греховные страсти: гордость, корыстолюбие, плотоугодие, гнев, зависть и другие пороки. Могут на нас налагать крест и злые люди, когда безнаказанно отнимают у нас наше имущество, честь, доброе имя. Если мы сносим все терпеливо, то мы несем истинный Крест нашего Спасителя.

Иногда и Сам Бог посылает нам крест, лишая нас родителей, супругов, детей и всего близкого, драгоценного нашему сердцу, посылая болезни, измену друзей или другие бедствия. Если мы при всем этом не унываем, не ропщем на Господа, но молимся Ему, прославляем Его, то несем истинный крест, благоугодный Господу. Тогда мы можем называться истинными христианами.

Крест, которому мы поклоняемся и который изображаем на себе, тогда только спасителен для нас, когда в душе у нас есть крест, когда мы имеем любовь и живую веру в Распятого за нас.

Спаситель наш, пострадавший за нас на Кресте! Молим Тебя Крестом Твоим: начертай Крест Твой в умах, сердцах наших! Даруй нам веру непостыдную, любовь нелицемерную, надежду светлую. Благослови наши дела, труды, слова, чувства, желания и помышления.

Слово четвертое

Итак, у каждого из нас есть свой крест, свои печали, скорби и страдания. Кто жил и не испытал их? Кто живет, не зная какого-либо горя? Истина отвечает на эти вопросы: никто из разумных существ. «Жизнь человеческая, — учит наша любимая Мать Церковь, — походит на море, воздвигаемое бурею напастей».

Но страдания и скорби нужно различать. Тоскует и человек завистливый о том, что ближний богаче его; мучается честолюбец ненасытным желанием отличий; мучается суетная женщина или девица оттого, что у ее знакомой сверстницы будто бы красивее наружность и она умеет одеваться к лицу; терзается сластолюбец невозможностью удовлетворить своим нечистым вожделениям. Все эти люди страдают, и как! Свету Божию они не рады! Однако же всякий благоразумный человек их страдания назовет мучениями, тоской греха. Они заслуживают не уважение, но укоризну или им, или их родителям, или же общественному воспитанию, или же духу времени. Это не кресты, но следствия своей причины.

Но есть беды, напасти и утраты, от которых никакая невинность укрыться не может, от которых никакая мудрость защититься не может: например, болезни, утрата в этом мире друзей; бедствия, исходящие от злых подобных нам людей; расторжение брака, похищение нашей собственности, помрачение нашего посильного служения Церкви и обществу клеветой. Это кресты, и кресты вполне христианские. Они в своем происхождении не зависят от человеческой воли. Они причиняют тяжкую, глубокую, неизлечимую рану нашему сердцу. Никто в мире не заменит нам похищенного смертью друга, никто не исцелит страданий, когда любовь наша к прекрасному запятнана клеветой, когда доброе наше имя влечется из уст в уста позором, хохотом или обманом.

Что же делать тому, кому, по особенному усмотрению Божию, назначена такая доля несчастий? Он должен видеть в нем Крест Христа. С истинным самоотвержением он должен взять этот крест и последовать за ним, за Иисусом Христом. Ведаем, что только крестным путем Иисуса Христа можно достигнуть и Его славы. Тяжко бремя это для плоти и крови, знаем, что им подкошена, как трава косой, наша жизнь, но для духа это иго, это несчастие становится благом при одном взгляде на Божественного Крестоносца, призывающего: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24).

Господи, Спаситель! Все мы, здесь предстоящие во святом храме, хотим идти туда, куда Ты шествовал. Идем!

Слово пятое

По учению отцов и св.учителей Церкви, можно усматривать на пути, ведущем к вечной жизни, две группы людей всякого возраста, пола и звания. Одни идут за Крестом Иисуса Христа и несут тяжелое иго своего креста, а другие, выпрямленные, по-видимому, бодрые, веселые, самоуверенные, направляются в противоположную сторону от крестной дороги и идут без креста.

Те, которые с крестом, — очень жалки. Их вид походит — на Самого Главного из них, Которого описал св.пророк Исайя в 53 главе своей чудной книги. Он — как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Он истязуем был и не открывал уст Своих, как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стригущими его, безгласен. Он как бы отторгнут от земли живых (Ис.53:2-8). Кто это Он? Не для чего было бы говорить вам известное, если бы имя Его нам не было драгоценнее жизни нашей, всех нас, всего мира; это — Иисус Христос, Сын Божий, взявший на Себя грехи мои, моего отца и матери, ваши грехи, вашего отца и матери, всех присных нам, всех любимых нами во Христе, всех верующих в Него, уповающих и благоугождающих Ему.

Вот больные. Бедные страдальцы! Тело их изнуренное утрачивает силу и крепость и естественную красоту. Со дня на день ослабевают в них токи жизни, а, между тем жажда жизни велика. Им жить хочется, им нужно здоровье, им жаль утраты своей красоты. Жаль всем, кто их видит.

Вот испытание. За что же такое наказание незаслуженное, неожиданное? У людей без креста, малодушных является ропот, неистовство, озлобление. У людей при кресте — иные чувства. Они озаряют их надеждой на Того, Кто поднял на Себя все недуги, Кто понес все болезни, Кто ради нас подвергся всевозможным страданиям. И все это потерпел для того, чтобы страждущему моему телу возвратить не только здравие и естественную красоту, но и даровать славное бессмертие.

Подле одра болящих, носящих Крест Христов, нет греха, нет заразы, но назидание для укрепления своей воли, урок для ознакомления с немощами нашей природы. Ныне болен брат или страждет сестра наша, а завтра можем мы сменить их. Это сердечное представление возбуждает сочувствие, сострадание. Вид болезней облагораживает душу, дает ей познание о хрупкости, непрочности того, что болит, и старится, и умирает.

Другая группа: одни идут без Креста. Это промотавшие свое состояние, издержавшиеся на распутство, убившие в себе доверие на честность слова, смелые до дерзости и ужасные до уничижения, попрошаи. Они достойны сожаления. Сами они не хотят молиться: они без Креста. За них, во имя любви к ближним, следует молиться.

Но среди этих отщепенцев — несчастные с Крестом: голодающие семьи, отец, обворованный мотовством детей, человек, обманутый чрезмерным доверием своим ближним, полураздетая женщина, несчастная старуха, увечный мастеровой, хозяин, лишенный пожаром всего имущества, труженик, обворованный злодеями, бедный земледелец, по случаю неурожая страдающий от нужды, холода и голода... Вглядитесь в них. Они влекут к себе участие своей покорностью Промыслу Божию. Они борются за существование и побеждают, потому что помнят Иисуса Христа, что и Он не имел угла, где склонить Свою пречистую голову; знают, что на Голгофе нечестивцы сняли с Него последнюю одежду, знают, что когда Он жаждал, то ему не дали воды, но дали кислый уксус, смешанный с горькой желчью. Он, наш Спаситель, был бездомным, бесприютным, всякую нужду претерпел, чтобы тем, которые претерпевают бедность на земле, доставить в будущей жизни блестящие неизносимые ризы бессмертия и славы. Этим утешением обрадованные нищие духом и телом несут свой крест в терпении до могилы.

Еще группа: и здесь одни движутся к вечности со Крестом, а другие — без него. Вот они — обманывающие доверие сердца, нарушители и нарушительницы супружеской верности; люди, пишущие доносы безымянными письмами, клеймящие позором благородное и чистое, продающие за деньги суд, правду, молитву, милость; клеветники, лжецы. Они — без Креста. И за этих нужно молиться, потому что больше, выше, чище и отраднее нет молитвы и любви, как та, когда кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

Но среди них находятся обманутые, покинутые, оболганные, преданные поношению, у которых отнимают доброе имя, о которых пишут анонимные послания. О, как жалки они, потому что потеря имущества менее тяжела, нежели утрата доброго имени! Однако христианин и в этом случае находит себе отраду и утешение, если воззрит на распятого на Кресте Иисуса Христа. Он был лишен доброго имени на земле, а между тем при одном Его имени самые бесы трепещут. Часто при потере имущества и благоволения начальства и отнятия чести, случается испытывать измену и неблагодарность людей, которых во дни счастья мы считали своими друзьями. Может быть, случалось кому-либо из вас испытывать, как сторонятся люди от тех, на кого упал гнев судьбы. Нам случалось видеть и знать: это удаление от нас наших товарищей и сослужителей наносило глубокую рану нашему сердцу. Что же? Если бы и все люди оставили нас, и тогда не должны отчаиваться, потому что во Иисусе Христе мы видим неизменного друга, брата и отца, Который в знак Своей непоколебимой верности пострадал и умер за нас.

Еще группа. Несут на кладбище умершего. Среди провожатых можно заметить много праздных людей. Своим присутствием они делают парад смерти, а не умершему. После похорон — еда, питье, веселый разговор. Эти участники внешней скорби, — да не осудит их Господь Бог, — не по-христиански поступают в отношении умерших.

Но среди них есть люди сильно сокрушенные сердцем; они неутешно, скорбят о смерти своих кровных, о смерти друзей и благодетелей. Их лишение — горестно для сердца. Ничто в мире нам не заменит близких сердцу. На что мне нужно здоровье, когда тех, кого я люблю, более не увижу? На что мне богатство, для чего мне нужны почести, если мне не с кем их разделить? Никто из людей не может залечить ран одиночества, вдовства, сиротства, потому что никто из смертных не может воскресить моих незабвенных сердцу мертвецов.

Однако посмотрите на Крест Иисуса Христа. Он — источник воскресения всех. Он обещает на веки веков соединить нас с теми, с кем смерть разлучила нас. Смерть расторгла наше свидание только на время. Настанет день, когда мы будем неразлучны, когда ни недруг, ни смерть нас друг от друга не отнимут, потому что будем во Христе живы вечно.

Еще группа совсем безутешных. О чем их душа страдает? Бедные, они вспоминают и живо представляют себе прежние грехи!.. Да, братие и сестры, мучительнее ничего нет, как угрызения совести, когда она, пробудившись от сна греховного, начинает клясть свое гадкое прошедшее и вспоминать о страшном Божием суде. Но страдания и ужасы совести ослабевают, успокаиваются и совершенно уничтожаются, если мы с верой и благоговением обращаем взоры на Крест Христа, если очищаем себя молитвою, исповедью и достойным принятием Св.Причащения.

О Спаситель мой! Твой Крест — наша сила. Ты — истинная любовь, и любовь к Тебе составляет суть жизни человеческой. Кто не любит Тебя, тот бесчувствен и не начинал жить истинной жизнью. А мы, братие и сестры? Пусть ответит на этот вопрос ваша совесть, ваше сердце.

Слово шестое

Поклоняясь благоговейно Животворящему Кресту Господню, лобызая правильное изображение распятого на нем Иисуса Христа, если внимательно всмотримся в пречистые черты Его лица, то видим, что Оно в высшей степени печально, прискорбно. Невольно вспоминаются при взгляде на распятого Спасителя слова Его, произнесенные в молитве к Богу Отцу: Душа Моя скорбит смертельно (Мк.14:34).

Когда перед Спасителем открылись Голгофа со всеми ужасами, крест с невыразимыми страданиями, терновый болезненно колючий венец, то Божественная душа Его возмутилась: Душа Моя скорбит смертельно.

Кто же был виновником такой беспримерной скорби нашего Господа? Кто уготовил Ему тяжкий крест? Люди! Люди, которых Он просвещал, утешал, исцелял, воскрешал!

У боговдохновенных пророков изображена глубокая скорбь вселюбящего Христа.

Людие Мои, что сотворил вам, что ожесточили на Меня сердца ваши?

Или Я принес вам беды, напасти, или Я соблазнил или погубил ваши души? Люди Мои! Для вас Я оставил небо и престол Мой, для вас Я, Царь царей, Царь всей вселенной, принял образ раба; Я был ради вас томим голодом и жаждой и не имел приюта, ни угла, где преклонить голову.

Люди, люди! Не Я ли врачевал ваши болезни и немощи, не Я ли давал слепым зрение, глухим слух, немым слова, хромым хождение, расслабленным здоровье, мертвым жизнь?

Люди, люди! Вы вкусили сладость греха — Я вкушаю горькие плоды его; вы утратили и любовь Божию, и рай небесный — Я вам возвращаю и то, и другое, и вечное блаженство. Люди Мои, что же Я вам сделал, что так ожесточили на Меня сердце ваше?

И что же в ответ услышал Господь наш Иисус Христос? Люди отвечали: Да будет распят! (Мф.27:22).

В этих глумлениях злобы высказалась во всем бесстыдстве изумляющая душу неблагодарность облагодетельствованных к своему Благодетелю, ужасное, беспримерное жестокосердие развращенных сыновей и дочерей к своему любящему труженику Отцу, к своей нежной, заботливой и чистосердечной Матери!

Мы желаем не иудеев осуждать, а ищем назидания себе, взирая на Крест Господень.

Мы ученики Иисуса Христа. Он и нас приблизил к Себе, как приблизил некогда Иуду. Не было ни одной истины, любви и мудрости, которых бы Иуда не знал. Что вкушал Иисус, тем питался и Иуда. Господь на Тайной Вечери сделал его участником Своей прощальной беседы. А Иуда? — Пошел к врагам Господа и предал Его. Он забыл любовь Его, — да, забыл!

Не бывает ли, что и мы, возлюбив Христа, приняв Его в себя, идем и предаем на позор свою дружбу, свою любовь, свои чувства, глумимся над тем, что составляет святыню другого?! Не бывает ли, что некоторые из именующих себя христианами, под влиянием завистливой гордости и преступного самолюбия, готовы на все, готовы, вопреки совести и разума, назвать рай адом и силу небесную — силой Вельзевула.

Часто в добром человеке многие видят только одну мирскую несообразительность, и в жизни чистых, трудолюбивых людей усматривают безмолвное, красноречивое обвинение их лености и других пороков. И вот они говорят: «Что он? Откуда он? Кто его отец? Где он учился? Как он окончил курс учения?» И, вооружаясь насмешкой и озлоблением, вопят: «Да будет распят!»

Добрый слух всегда идет узкой стопой, бессовестная молва разбрасывается по всем большим дорогам. Она смела и дерзка, как озлобленный разбойник. Она заражает общественное мнение, которое возмущено и, уже не рассуждая, свирепствует осудительным кликом: «Да будет распят!

Да, в подобных случаях, как некогда к иудеям, Спаситель со скорбью нам говорит:

Люди, люди, что Я сделал, что так ужасно ожесточились на Меня сердца ваши? Я отдал вам все — и плоть, и кровь Мою, отдал всю жизнь, а вы не прекращаете своих пороков, злобы, вражды, неблагодарности?! За вас Я скорблю, о ваших беззакониях сетую я в славе Моей. Люди Мои! Возрадуйте Меня исправлением своей жизни, делайте добрые дела, будьте друг ко другу справедливыми!

Отзовемся же, братия и сестры, на зов Господа, взирая на Его Животворящий Крест, не словом только, но делом и всей нашей жизнью!

Слово седьмое

Братия! Прислушаемся к словам, к проповеди самого Креста Господня.

Но разве у Креста были слово и беседа? Да, у св.Креста была чудная, неподражаемая, незабвенная проповедь. Нашелся в страшный час истязаний Господа на Кресте один человек, который сказал там краткую, но весьма трогательную и назидательную проповедь. Кто — думайте!

Это один из преступников, который сам висел на кресте. И в какое время он вздумал проповедовать! В те ужасные минуты, когда в нем жизнь боролась со смертью, когда смерть брала верх над жизнью, когда железными гвоздями были пронзены руки и ноги, голова, именно в минуты последних мучительных страданий.

Вот на этой проповеди остановим ныне свое благочестивое, простодушное внимание. Сам Господь обратил Свой Божественный взор на этого проповедника. Проповедь была так искренна, так правдива, чистосердечна, что Иисус Христос наградил за нее проповедника так много, как ни одного из бывших до него учителей, — Он наградил его раем прежде и ранее, нежели Своих апостолов и любимых учеников!

В тот ужасный час, когда иудеи издевались над распинаемым Иисусом, пристал к большинству голосов один из повешенных разбойников. Он озлобленно говорил, обратившись ко Христу: Если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк.23:39).

Говоря так, он, может быть, надеялся от своих судей получить прощение; он хотел польстить общему мнению, он хотел обмануть еще раз и Бога, и людей. Или же, говоря так дерзко к распинаемому Христу, он думал показать Ему, хотя и собрату по несчастью, свое к Нему презрение, показать пред другими, что он не желает равнять себя с Ним, показать себя извергом, дьявольски гордым своими разбоями, бесчеловечностью и ненавистью.

Для другого же разбойника как ни было мучительно страдание на кресте, но хула на Иисуса Христа была больнее. Он не вытерпел и сказал:

Или ты не боишься Бога? (Лк.23:40) Неужели у тебя нет страха Божия, что издеваешься над тем, что сам терпишь? Неужели ты хочешь перейти в другой мир разбойником, бессовестным человеком? Боишься ли ты Бога? Устыдись, пробуди свою совесть!

Какая чистосердечность и высокое благородство в словах проповедника! В его немногих словах слышится презрительное обличение о том, что злословие неприлично, неуместно, безрассудно. В его словах слышится еще более сильная, потрясающая мысль, — именно напоминание о страхе Божием и призыв к суду Божию. В этих словах благоразумного страдальца выражается высокая черта любви к ближнему.

Он не скорбит за Иисуса, над Которым злобно смеется товарищ, он не заботится о том, как спастись самому, но думает о том, как спасти другого. «Побойся Бога, — говорит он ему, — разбуди свою беспечную совесть».

И нам, может быть, неоднократно приходилось повторять эти слова, желая удержать некоторых людей от дурных наклонностей и привычек. Так мы убеждаем распутного отца, оставляющего детей своих без доброго примера, являющегося к ним в пьяном виде с безобразными словами; мы ему говорим: «Стыдно тебе! Боишься ли ты Бога?»

Распутной дочери, сварливой жене, неисправному слуге, заблудшему сыну, человеку, привыкшему ко лжи, говорим: «Боитесь ли вы Бога?»

Доколе есть малая Божия искра в человеке, — искра совести, — дотоле напоминовение ему о Боге может быть спасительным. Он смущается, стыдится и исправляется. Но если в ком совесть утрачена, если ему и Бог не страшен, то — как это ни жалко — нужно считать такого человека в числе погибших.

Чудная эта проповедь благоразумного разбойника против злословий. В ней что ни слово, — то светлая мысль. Эту проповедь часто приходится иметь на памяти, когда злословят бедных людей, когда начальник или хозяин кричит с бранью на подчиненных, когда увольняют из-за клеветы и доносов невинных людей, потому что они не имеют причин оправдываться, — увольняют, выгоняют, судят, наказывают.

О, братие и сестры, не осуждайте и не издевайтесь над несчастными! Воззрите на Крест Иисуса Христа, и вы увидите, как человеческий суд бывает иногда несправедлив и жесток, увидите и узнаете также, что Божий Суд всегда справедлив. Не страшна человеку невинному ни нищенская сума, ни тюрьма, но страшен Суд Божий.

Безвинные страдания, знайте, случаются чаще, нежели мы думаем. Таков мир. Иисус Христос объявил Себя Учителем. В Нем все было назидательно, а между тем Его причислили к людям, растлевающим умы других. Иисус Христос явился Божественным врачом, всякий совет Его целителен, всякое слово имело силу воскресения, но все облагодетельствованные им притаились, скрылись или ушли, или отошли. Ни одного голоса никто не подал за Него. За что же иудеи распяли Спасителя? Ни за что. Они не знали, что делали.

Итак, вот назидание при взоре на Животворящий Крест: не обижай, не издевайся над бессильными, но старайся помнить и знать, что делаешь, что говоришь.

Кающийся разбойник кончил проповедь свою молитвой, которую произнес, обратив свое лицо к Иисусу Христу, распятому на Кресте: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк.23:42).

«Я верую, — как бы так говорил он Иисусу.— Когда отверзешь двери царствия верующим в истину, не забудь обо мне несчастном, дай мне место с кающимися подобно мне, грешниками».

Припомните, что отвечал Иисус Христос проповеднику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк.23:43).

Вот награда за проповедь и за покаяние. Видно, что проповедник истинно чувствовал то, что говорил.

И вот чудо: краткой проповеди благоразумного разбойника достает на целые тысячелетия верующим проповедникам проповедывать о Кресте и самим обращаться и слушателей своих обращать с молитвою ко Христу. Вот и я, в качестве проповедника, а вы в качестве внимательных слушателей и читателей помолимся молитвой кающегося разбойника:

Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

Слово восьмое

Божественный Искупитель, сказав незабвенные слова: Отче! (Лк.23:46) и, преклонив главу, предал дух... (Ин.19:30). Чтобы войти в дух событий, вообразим трогательное зрелище смерти отца или матери, оставляющих своих детей, или дорогого сердцу человека, которого смерть разлучила с друзьями. Что чувствуют и что делают оставшиеся в живых близкие люди при воспоминании об этой горькой разлуке? Они вспоминают заветы дорогих умерших, их любимые привычки, их милые, неумирающие в памяти дружественные, речи.

Вспомним и мы, взирая на Животворящий Крест, не оставил ли Спаситель наш, отходя на крестную смерть, нам какого-либо завещания. О, братья и сестры! Он завещал каждому из нас то, что никто никому, кроме Него, Всемогущего и Премилосердого, завещать не может. Раскроем Евангелие и послушаем слова Господа: Завещеваю вам, — говорит Он, — как завещал Мне Отец, Мой, Царство.

Что за царство? Не назвал ли Он так какого-либо доходного имения, во много верст длиной и шириной, домов, садов, рудников, фабрик, заводов? Следовательно, Он умер, но я буду знатен, богат, роскошь сменит мою нужду, почет сменит мое смирение?

Нет, не радуйтесь легкомысленно и напрасно! Спаситель говорит: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36).

Братья и сестры! Он завещал каждому из нас, в Него верующих, царство небесное, вечное блаженство, неумирающую радость, славное ликование, ангельскую жизнь. Неужели мы не рады? Неужели для нас лучше, если бы Он завещевал нам деньги и земные имущества? Но деньги и потерять можно, их вор украдет, поля и нивы могут быть поражены неурожаем, сады — увянуть, фабрики и заводы остаться без работ, но всего ужаснее, что в какой-либо час, когда и не ожидают, придет смерть и своей силой сразит жизнь быстрее, нежели коса в размахнувшейся руке снимает траву, одевающую луг. Нет, — царство небесное несравненно лучше, несравненно прекраснее всякого земного блага и наслаждений мира сего.

Вняв такому обетованию Спасителя, христианин, проникнутый чувством удивления, взирая на Крест, должен сказать:

О премилосердый Спаситель! Мне ли, упорному грешнику, царствовать с Тобой? Неужели мне можно стать у Креста Твоего, в рубище греха, с язвами совести моей, в узах страстей? Неужели мне, связанному неправдами, погрязшему в тине житейской, осмелиться на голове своей, в которой было столько мыслей и дерзких, и низких, держать венец, символ небесного царства? Неужели и в мою колеблющуюся руку, будет дан жезл, как право видеть Тебя, слышать Тебя? О, нет, не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу! Ты один достоин принять и славу, и честь, и силу с Отцом и Св.Духом, ныне и присно и во веки веков! Пусть с Тобою, мой Спаситель и мой Бог, царствуют Архангелы, Ангелы, апостолы, а меня, недостойного, только не отвергни стать последним слугой в Твоем небесном царствии!

Однако иногда бывает смирение тяжелее гордости в людях. Посмотри, христианин, на св.Животворящий Крест, вразумись и умились. Спаситель для того и нисходил на землю, и страдал, и томился, и бедствовал, чтобы нас сделать причастниками Божественного царства. Он для того увенчан был венцом терновым, чтобы увенчать св.мучеников, за Него мощи свои нетленные положивших, — таких прекрасных людей, как св.Сергий Преподобный, как Варвара великомученица, как мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Они уже в венцах царских; множество их в должностях и именуются в св.книге Апокалипсиса Царским священием, иереями Божиими, многие из них в одеждах снега белее, в блестящих ризах солнца светлее (см.Апок.7:13). А они — подобострастные нам. Нет, царство небесное — это наше наследство, потому что Христос Спаситель как Отец, как Бог! Мы его не уступим никому, даже смерти самой! Мы не сменяем его ни на что в мире и даже на всю вселенную! Примем же, братие и сестры, это бесценное завещание Спасителя и с любовью облобызаем всещедрые Его руки, пригвожденные к Животворящему Кресту.

Однако в величественном завещании Спасителя указаны и условия, только при соблюдении которых мы можем получить обещанное наследство.

Кто хочет наследовать царство, — кто хочет идти за Мною (Мф.16:24), тот должен заранее приготовить себя к царственному званию, воспитать в себе благородство и величие духа. Лицемеры-фарисеи царства Божия не наследуют; распутники и пьяницы его не получат; ленивые и небрежные в него не войдут.

Кто хочет наследовать царство небесное, тот должен научиться управлять собою, уметь быть царем над своим телом, чувствами, сердцем и волей.

Кто не хотел сдержать своих страстей, кто не хотел молиться Богу, кто занимался одной внешностью, желал казаться здесь красивым, нарядным, ученым, величавым, тот не имеет прав на небесное наследство, на царство небесное. Если представление о царстве небесном было для иного человека скучным на земле, то за что же он получит награду в другом мире? Он что посеял, то и пожнет. Он «сеял ветер и пожнет бурю» (см.Ос.8:7).

Итак, приняв от руки Господа, последнее завещание, приготовимся его дочитать и выслушать до конца. В нем мы найдем и наставление, и утешение, опору своим надеждам, радость своей веры, награду своей любви. Но прежде вознесем в своих душах благоговейную благодарность Спасителю, даровавшему нам св.Крест в назидание, вознесем с убежденным знанием о том, что каждого из нас — и старца, и старицу, и мужа, и жену, и юношу, и девицу, и вдовицу, и отроковицу, и младенцев — Он внес в книгу жизни вечной, каждому из нас как на земле, в храме, открывают алтарь для принятия пречистых Христовых Тайн, так в будущей жизни Спаситель отверзет двери блаженной, беспредельной вечности.

Слово девятое

Итак, братия и сестры, послушаем в свое утешение и наставление предсмертный завет Господа нашего Иисуса Христа.

— Дети! недолго уже быть Мне с вами! — говорил Он ученикам (Ин.13:33).

— Господи! куда идешь; отчего не хочешь с нами оставаться навсегда? (см.Ин.14:12).

— Оставляю мир и иду к Отцу!

— Итак, Ты, благодетель и друг человечества, был у нас на земле Гостем, на время нас посетил, чтобы опять от нас сокрыться, осиротить нас?

— Чада Мои, друзья Мои, не оставлю вас сиротами; опять приду к вам! (см.Ин.14:18).

— Господи! Если Ты оставишь нас не только на несколько дней, но и часов, то без Тебя мы то же, что овцы без пастыря, немощные сироты без отца и матери, нищие без приюта, отверженные без слова дружеского, позабытые, без взора согревающего, оживляющего. Мы без Тебя, Господи, — несчастные существа.

И сказал Спаситель:

— Я пошлю вам Утешителя, да будет с вами Дух Истины (см.Ин.15:26).

Какая чудная, невыразимая радость! Святой Дух в принимающих Христово учение производит чудеса: люди развращенные, жестокосердые, нечестивые превращаются в благонравных, кротких, богобоязненных христиан.

Те, кто желают принять Св.Духа, люди мирские, смиренно подклоняют свои выи под иго Христово и делаются достойными царствия небесного, а те, которые живут, не призывая Духа Святого, из своей жизни делают драму или роман, искушение, и соблазн, и огорчение других, те — увы! — погибают.

«О, велик Крест Божий! Одним, — говорит ап.Павел, — слово крестное — юродство, другим — сила Божия» (см.1 Кор.1:18); одним распятый Христос — соблазн, иудеям и эллинам — соблазн, а нам Дух Святой внушает, что Он — Божия сила и Божия премудрость (см.1 Кор.1:23-24); одним Евангелие — благовоние, аромат, благоухание в жизнь и радость, а другим оно — в смерть.

«Когда же, — может быть, спросят, — говорит Св.Дух? Когда и где мы слышим Его голос?»

При голосе Св.Духа замолкают оракулы, немеют лжепророки, сокрушаются идолы, меркнут страсти, трепещут бесы.

Голос Духа Святого — это евангельская речь, это — молитва, это — дружба, это — милосердие, это — нравственная чистота, это — доброта и простота. Это — совесть. Это — Истина сама! — Если молимся, если раскаиваемся, если умиляемся до слез и как бы вдохновляемся, то все это происходит в нас по голосу Св.Духа. Он с нами беседует и умиляет; Он восторгает нас и прощает.

Можем ли мы видеть Утешителя Духа Святого? Равносильный вопрос: можем ли мы видеть солнце? Можно ли видеть солнце без солнца? И что прежде действует: солнце или глаз, видящий солнце? Так и духовное солнце — Бога Духа Святого — нельзя видеть без Бога. «В свете Твоем узрим свет; пробави милость Твою ведущим Тя!»

Приемлющие и ведущие Св.Духа вмещают в себе, по учению св.апостола, храм Живого Бога. Над ними часто хвалится человеческая неправда, над ними слуги дьявола блистают ложным светом, пред ними беспрерывно западня и оковы диавола, но они уподобляются тем простым душою ученикам Иисуса Христа, о которых Он в Своей молитве вещал:

Благодарю Тебя, Господи, скрыл Ты великие тайны от надменных, знатных и мудрых, а открыл их во всем блеске разума младенцам (см.Лк.10:21).

Если мало для утешения учеников Утешителя Св.Духа, то Спаситель изрек им, а в лице их и всем нам:

Вот Мое обетование: к любящему Меня и соблюдающему заповеди Мои Я приду и явлюсь ему Сам: прежде Второго Моего пришествия в мир приду и обитель у Него сотворю.

Что мы скажем Господу в ответ на это благостное обетование? Готовы, Господи, готовы соблюдать Твои заповеди, но Сам нас научи оправданиям Твоим, Сам научи честно творить волю Твою, чтобы удостоиться нам вожделенного посещения.

Это посещение внесет восторг и радость в наши сердца; душа найдет подкрепление, Дух Святой сойдет в сердца наши и воспламенит их Своим святым огнем. Сомнения рассыплются при свете Божественного Откровения, как утренние пары пред восходящим солнцем; мы все познаем свои места в бесчисленности существ. И когда посетит обитель и души наши Спаситель, то скажет Он Свои заветные слова, столь часто слышанные Всеми нами и повторяемые как благожелание единодушия от священников при совершении ими богослужений: «Мир всем».

Слово десятое

Из уст евангелистов и пророков мы удостоились узнать ход и подробности событий, соединенных с поучительной историей Животворящего Креста Господня, воздвигнутого на Голгофе, на котором Он пострадал «нас ради человек и нашего ради спасения». Мы остановились на предсмертных советах Господа Своим ученикам, а в их лице — всем нам.

Ученики знали и ведали предстоявший замысел богоубийства и богоотступничества Израиля. Они ведали, что если так дерзко поступали с Учителем, то еще ужаснее будет поступлено с Его учениками, — если хотят убить Отца, то помилует ли ненависть человеческая детей?! — И, подобно послушным детям, они спрашивали у Иисуса:

— Что нам делать, когда против нас восстанет мир, когда нас постигнут бедствия, бедность, одиночество, гонение, страдание?

Иисус говорил им:

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин.14:1). В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33).

Первое оружие, самое верное и надежное, против злости людской, это — исполнение заповедей и учения Иисус Христа: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15).

Заповеди широки по смыслу, но не многочисленны. Они в исполнении требуют только внимания к себе и вокруг себя, внимания к настоящему, прошедшему и будущему. Они должны быть написаны на скрижалях сердца нашего, на всей глубине и широте существа нашего. «Будьте деятельны и устойчивы в добре; носите доброе и прекрасное везде с собою, как носите свои глаза и уши. Пусть доброе и благородное будет в устах, во взоре вашем. Будьте честными всегда и во всем». Если же не будете как дети, то и не отворят пред вами дверей царствия небесного. Будьте целомудренными и нераздражительными, — и «огонь соблазна не опалит вас». Целость внутреннего святого огня, который носите вы, сожжет, испепелит всякую пыль страстей, всякую скверну вожделений, рожденную похотью и животною кровью. Еще совет Иисуса Христа: «Будьте во Мне, и Я буду в вас!» (см.Ин.14:20).

Это заповедь великая, отеческая, любящая! Спаситель, умирая, не захотел перейти в загробный мир в забвении о нем; Он не захотел порвать сношений и общения с теми, кто Его любит, кто Его признает своим Спасителем, отцом и благодетелем. Спаситель заповедует пребывать нам в единении нашего ума с Его Божественным Умом, нашего бедного сжимаемого горем и страстями сердца с Его Сердцем. Без Него — мы ничто, а с Ним — все. Без Него мы — гробы раскрашенные, в которых лежит смрадный или готовый к разложение труп, с Ним — малым чем Ты умалил его пред Ангелами (Пс.8:6): светоносные Павлы, девственные Иоанны, благообразные Иосифы, венценосные Екатерины, мудрые Варвары, смиренные Параскевы, царственные Елены. Без единения с нашим Спасителем общество людей — декорированные маски, у которых подкрашены волосы, подрумянено лицо, вставлены для прелести других искусственные зубы: все это напоказ, на обман, на прельщение и угождение миру. В единении со Спасителем мы — тот ряд портретов, которые видите на св.иконостасе: пророки, апостолы, богословы, страстотерпцы и девственники и преподобные и подвижницы.

Но как же пребывать в Господе? Очень просто: посредством живой и пламенной веры и любви к Нему, пламенной молитвы, доброй мысли, прекрасных желаний, безупречных действий и в особенности чрез причащение св.Тела и Крови Его.

И еще совет Иисуса Христа, данный пред Его кончиной нам, Его детям. Этот совет Он произнес троекратно:

Заповедь новую даю вам, — да любите друг друга (Ин.13:34). Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин.15:12). Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин.15:17).

Видите, как Ему, любвеобильному, угодно, чтобы между нами была братская любовь! Если мы подлинно ученики Христовы, если мы не фальшиво называемся Его духовными чадами, то должны любить друг друга такой любовью, какой Он нас возлюбил. Ученикам Христовым неприлично ссориться и враждовать друг на друга. Неужели нужно проповеднику объяснять, как следует любить друг друга людям? Прочтем изъяснение человеколюбия одного праведника, который жил только верою в Иисуса Христа, жил во времена патриархальные, раньше Моисея, жил не в просвещенной стране, а в Аравии. Он исповедывал в тяжкой болезни и скорби дела прожитой жизни и говорил:

Я плакал о всяком печальном, я воздыхал, видя человека в бедствии, я не отказал нищим в просьбе, не томил я глаз вдовы. Я не ел мой хлеб один, а ели со мной бедняки и сироты. Немощные согревались шерстью овец моих, я помогал убогому, был оком слепому и ногой хромому, нищим был отцом или другом. Вникал в дела человека незнакомого, беззаконных презирал, хотя бы они были богаты и славны; отвращался воров и желал исторгнуть из зубов их похищенное, утаенное взяткой. Я не презирал дел ни слуги моего, ни служанки моей, потому что Бог образовал во чреве и слугу и служанку, как и меня. Золота я не поставлял себе подпорой, на камни драгоценные не надеялся. Не радовался я, что рука моя получила, или могла принять большой дар. Сердце мое не прельщалось чужой женой, я очами моими не обманывал ни девицы, ни вдовы. Я ходил со страхом Божиим и говорил, что Божий страх есть Премудрость. Я ничтожен, себя я сравниваю с землей и пеплом! (См.Иов.30:31).

Любвеобильный мудрец окончил исповедь своего человеколюбия словами, которые да будут последними и в настоящей моей беседе: «Благоговейно полагаю руку мою на уста мои!» Аминь.

Сентябрь-ноябрь 1897 г.

***

Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди. Тот не воин, кто идет на сражение с робостью и страхом; мужество и храбрость должны одушевлять доблестного воина, и тот не последователь Христа, кто идет за Ним с грустью и скорбью. Чем более мужества в духе, тем менее тяжести в скорби. Чем слабее терпение, тем чувствительнее страдание.

Из проповедей прот.Валентина Амфитеатрова

О проклятой смоковницеСодержаниеО терпении скорбей
Hosted by uCoz