И.И.Осипова (Москва)

В ответ на статью «Миф об "Истинной Церкви"»

Главной мыслью статьи уважаемого бывшего политзаключенного П.Г.Проценко, посвященной подробному разбору книги "Сквозь огнь мучений и воду слез", является утверждение, что "церковные люди той эпохи даже во сне вели себя в отношении советской власти чрезвычайно осторожно", причем, для доказательства своего тезиса он ссылается на знаменитое письмо соловецких епископов, в котором они "глубоко искренне заявляют о своей политической лояльности". Было бы странно, чтобы люди, находящиеся в то время в Соловецком лагере особого назначения, в своем открытом письме, имевшем единственной целью хоть как-то смягчить политику правительства в отношении Церкви, стали бы ругать советскую власть.

Для доказательства того же своего тезиса уважаемый П.Г.Проценко утверждает, что архивные работники нынешнего ФСБ специально подбирают людей, которых и допускают знакомиться со следственными делами духовенства, чтобы версия чекистов о действительном существовании "церковно-монархической организации ИПЦ" была убедительнее.

При этом П.Г.Проценко представляет автора книги как "избранного" и допущенного в архивы КГБ в качестве "проводника" этой версии. Если следовать его логике, то тем более странно, что нынешние функционеры ФСБ, утверждающие, по словам П.Г.Проценко, что "мы помогаем тогда, когда это в интересах КГБ и державы", знакомили со следственными делами духовенства намного раньше и в гораздо большем объеме уважаемого о.Дамаскина Орловского и др.историков Московской Патриархии. Это что, работники ФСБ с другой идеей?

На самом деле все объясняется проще, и "допуск" большой группы сотрудников общества "Мемориал" и "Объединения бывших репрессированных" к работе со следственными делами был связан с периодом массовой реабилитации 1991-1995 годов, причем результаты этой работы по делам духовенства были использованы с благодарностью Свято-Тихоновским Богословским Институтом при издании их книги "За Христа пострадавшие".

Странно.. не "замечая" постоянного утверждения автора книги, причем в противовес чекистской терминологии, что ИПЦ была широким движением духовенства и верующих, не согласных с политикой богоборческой власти в отношении к провозглашенной ею же свободе совести, — П.Г.Проценко приводит только цитаты из материалов следственных дел, приписывая их авторской концепции, но в своей обширной статье почему-то не нашел места хотя бы для одной цитаты из открыто распространяемых в тот период по церквям и приходам обращений, писем и воззваний идеологов ИПЦ, в большом количестве приведенных в книге. Благодаря наличию в делах этих рукописных и машинописных материалов, изъятых во время обысков и не уничтоженных чекистами только по причине использования их в качестве "компромата" в "обвинительных заключениях", мы можем услышать живые голоса расстрелянных священнослужителей и верующих. Именно эти материалы из многотомного дела "Всесоюзного Центра ИПЦ", в который вошли следственные дела духовенства и верующих огромного региона европейской части СССР, стали для автора книги решающими.

Конечно, автор книги не может доказать наличие "катакомб" до Декларации митр.Сергия, хотя сейчас публикуются удивительные воспоминания и о существовании тайных молелен в Москве, Владимире, Суздале, начиная с 1918 года, и о тайном крестном ходе "непоминающих" осенью 1941 года, и т.д.* Уже после выхода книги автор получил материалы следственного дела по Киевскому подпольному монастырю ИПЦ с филиалами во многих районах Украины, начавшего активную подпольную деятельность с 1924 года и разгромленного только в 1943 году.**

Тоже самое касается и материалов по тайным Соборам ИПЦ — Катакомбной Церкви, о которых у автора, действительно, нет документов, но не упомянуть об этом с определенными оговорками автор не мог и надеется, что Новоселовский архив, на который есть ссылки в книге, несомненно будет фотокопирован. Но вопрос в том, станет ли это для уважаемого П.Г.Проценко "доказательством"?.. Однако, уже сейчас автору стало известно о дословно цитированных текстах некоторых канонов "Кочующего" Собора в одном из региональных следственных дел, так что с нетерпением будем ожидать публикаций новых материалов в ближайшее время.

Независимо от тона и пафоса статьи П.Г.Проценко, опубликованной сначала в сентябре 1998 года в газете "Экспресс-Хроника", а затем повторенной в "Независимой газете" дважды в течение недели, автор благодарен ему за рекламу книги, хотя и резко отрицательную. Любое обсуждение истории РПЦ полезно. К сожалению, в ответ на участившиеся в последнее время звонки желающих ознакомиться с данной книгой, автор сообщает, что тираж ее давно распродан.

С уважением,
Осипова

* См.: Смирнов А. Угасшие непоминающие в беге времени. // "Символ". Дек.1998. № 40.

** См.: Киевский подпольный Ставропигиальный монастырь. // Там же. — По недоразумению эта публикация в журнале "Символ" вошла как одна из глав упомянутой работы А.Смирнова, однако автором этой главы является И.И.Осипова.

Вестник “Русское Православие”, № 3(17), 1999, с.18-19.
Содержание
Hosted by uCoz