От редакции: Публикуемое ниже малоизвестное письмо Первоиерарха РПЦЗ блаженной памяти Митрополита Филарета (Вознесенского) отцу Н. отчетливо показывает, насколько нынешняя высшая иерархия Зарубежной Церкви отступила (если не сказать — вовсе отреклась) от прежних своих устоев и основных принципов, еще недавно этими же иерархами провозглашаемых, как основа всего существования и исповеднического стояния РПЦЗ против сергианской Московской Патриархии и ереси экуменизма.
Митрополит Филарет Восточно-Американский и Нью-Йоркский 6 июня / 9 июля 1980 г. | Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей |
Давно уже собирался я написать тебе несколько слов, но как-то "руки не доходили". Но наконец собрался и — пишу.
Еще в бытность мою в Австралии, когда я стал получать — уже "post factum" сведения из Америки о том, что здесь были протесты, демонстрации и даже молебны перед советским консульством, я сильно встревожился и жалел, что меня не было здесь, т.к. я решительно воспротивился бы многому из того, что произошло. В особенности — молебну в таком месте. Не пели ли песнь Господню на земли чуждей? Зачем было выносить святыню церковной молитвы — на глаза оголтелым слугам антихриста? Неужели нельзя было помолиться в храме?
Должен откровенно сказать, что меня всегда берет досада, когда я слышу о "протестах", "демонстрациях" и т.д. В СССР жизнью правит тот (с рожками), который боится только Христа и Креста, и ничего другого в мире не боится. А над протестами и демонстрациями только хохочет. "Общественное мнение"? На него антихристовой власти плевать с самой высокой полки! Захотели забрать Чехословакию — и забрали, не обращая внимания на протесты и угрозы разных картеров и комп. Все попытки создать в т.наз. свободном мире общественное мнение в пользу тех, кто страдает от коммунизма — безсильны и безплодны, т.к. свободный мир упорно закрывает глаза и уподобляется страусу, который прячет голову под крыло и думает, что его не видно...
С недоумением прочел я в газете, как один журналист одобрительно приводит твои слова: "Прав священник Н., когда пишет: Россия воскрешается из мертвых! Мы должны в это верить, ибо мы веруем во Христа Спасителя, воскресшего из мертвых".
Не могу понять, какая связь между тем и другим?.. Лично я в Воскресение Христово верую — для меня это самое драгоценное, что есть в мире. Но я совсем не вижу, почему я должен веровать в то, что Россия "воскрешается"? Я надеюсь, что она действительно воскреснет тогда, когда на это будет всемогущее мановение Божие. Но в настоящее время я не только не разделяю твоего энтузиазма, но очень тревожусь за русский народ. Ложь и пустота атеизма ему понятна. Но увы, не истинное православие распространяется там. Там русскому народу под видом православия преподносится булгаковщина, бердяевщина и проч. белиберда евлогианского раскола; там процветают пышно секты — баптизм и проч. Официальная Церковь проповедует сотрудничество с богоборческой властью, всячески ее восхваляя. Истинная православная Церковь ушла в катакомбы — скрыта от народных масс... Это ли "возрождение Православия"? И не слишком ли много ты берешь на себя, возглашая на весь свет, что в России возрождается Православие? Дай Бог, чтобы Истина преодолела все заблуждения и восторжествовала бы над ними. Но пока еще рано об этом говорить, т.к. слишком еще сильно там влияние противо-православных начал. Не говорю уже о том, что антихристова советская власть, пока она правит Россией, торжества православия никогда не допустит — недаром истинное православие там скрылось в катакомбы и жестоко преследуется.
Несколько слов о трагедии бедного о.Дудко.*
* Священник Моск.Патриархии о.Димитрий Дудко в 70-е годы открыто выступил против насаждения в России безбожия, уродливых явлений советской действительности и в церковной жизни Моск.Патриархии. Неоднократно отбывал сроки заключения в советских лагерях. Автор статей и книг духовно-нравственного содержания, ставших широко известными за границей. В 1980 власти заставили его публично объявить по телевидению об отказе от "политической деятельности", каковая была приписана о.Димитрию за его обличительные проповеди. После этого отречения от о.Димитрия отвернулось множество его духовных чад. В настоящее время о.Димитрий — второй священник одного из подмосковных храмов. — прим.редакции
Еще в самом начале его деятельности, когда все чаще и чаше стало называться его имя, как столпа православия, к этому в Синоде присоединились его члены, архиереи; но я, пишущий эти строки, сразу стал в стороне, и предупредил своих собратий, что тут может произойти катастрофа. Почему? Потому что в СССР, по точному определению о.архим.Константина, теперь — сатанократия. Там правит тот, кого Спаситель назвал лжецом и отцом лжи. Эта ложь там царствует. Поэтому ничему там происходящему верить нельзя. Любой, казалось бы отрадный в духовном отношении факт может обернуться фальшивкой, подделкой, обманом и провокацией...
Почему произошла эта беда с о.Димитрием? Будем предполагать лучшее, не подозревая его в сотрудничестве с КГБ и в измене своим убеждениям, а принимая печальный факт — то что он не выдержал и "сломался" — капитулировал пред врагами Церкви. Почему? Казалось бы, он проявил и мужество и смелость, и вдруг — такой безславный конец. Почему?
Потому, что его деятельность проходила ВНЕ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ.
Что такое "советская церковь"? О.Архим.Константин много и настойчиво говорит том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть есть появление "советской церкви", которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав настоящую православную Церковь в катакомбы или в концлагеря.
Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор амафематствовали коммунистов и всех его сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, т.к. снять ее может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И вот произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший Церковь митр.Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил Русскую Церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: "под свою анафему падоша"! Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис.
Этого мало. Когда митр.Сергий обнародовал свою преступную декларацию — от сов.церкви сразу отделились верные чада церковные, и создалась катакомбная Церковь. А она в свою очередь анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу.
И вот в этой-то церкви лукавнующих протекала деятельность о.Димитрия Дудко, который в печати прямо заявил, что с советской церковью он не порывает и остается в ней. Если бы его духовные очи были открыты, и он видел истинную природу официальной церкви — то вероятно нашел бы в себе мужество сказать — "возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду" — порываю с компанией богопротивников и выхожу из советской церкви. Вот тогда — он стал бы для нас своим — его мужество уничтожило бы преграду, которая неотменно стоит между нами в силу того, что Собор принял к руководству завещание митр.Анастасия. А в этом завещании указывается, что нам не следует иметь никакого общения с советчиками, не только молитвенного, но и бытового. Но поскольку о.Д. отказался бы от пребывания в советской лже-церкви и вышел бы из ее состава — преграда к нему не относилась бы более.
Я помню один замечательный случай — прямая чудесная помощь Божия тем, кто верен до конца. В Соловки пригнали группу монахинь, принадлежавших к катакомбной Церкви. Им чекисты сказали: сейчас устраивайтесь, а завтра пойдете на такую-то работу. Но получили неожиданный ответ: не пойдем и работать не будем.
— Вы что, с ума сошли? Вы знаете, что с вами будет? Закричали чекисты. Спокойный ответ людей, в верности своей ничего не боящихся: что будет, то будет — а будет то, что Богу угодно, а не вам, палачам и преступникам. Вы можете с нами сделать что вам угодно — морить голодом, пытать, вешать, разстреливатъ, жечь на огне. Но мы раз и навсегда вас предупреждаем: мы вас, слуг антихриста, законною властью не признаем и никаких ваших приказаний исполнять не будем!..
Разъяренные чекисты утром погнали монахинь на "холм смерти". Так назывался высокий холм, на котором всегда дул ледяной ветер. На этом ветру человек за четверть часа замерзал на смерть. Монахинь, одетых в их ветхие ряски, повели на этот холм красногвардейцы в полушубках. Монахини идут веселые, радостные и поют псалмы и молитвы. Солдаты поставили их на вершину холма и спустились вниз. Слышат, что они продолжают свое пение. Полчаса, час, два, больше — сверху все слышится пение. Наступил вечер. Стража подходит к монахиням — те живы, невредимы и продолжают пение молитв. Удивленные солдаты повели их домой — в лагерь. По всему лагерю сразу разнеслась весть об этом. А когда на следующий день стража сменилась и повторилось то же самое — лагерные власти растерялись и оставили монахинь в покое...
Это ли не победа? Вот что значит верность до смерти — как говорят чудесные слова Апокалипсиса: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни". А в данном случае — явное чудо, как было с тремя отроками в пещи вавилонской, только там была смертоносная стихия огня, а здесь смертоносный губительный холод. Вот как Господь награждает за верность!
И вот мое глубокое убеждение: если бы вся многомиллионная масса русских людей проявила бы такую верность, как эти монахини, и отказалась бы повиноваться разбойникам, насевшим на русский народ — коммунизм рухнул бы моментально, ибо к народу пришла бы та же помощь Божия, которая спасла чудесным образом монахинь, шедших на верную смерть. А пока народ признает эту власть и повинуется ей, хотя бы и с проклятиями в душе — эта власть остается на месте.
Конечно: монахини, как и древние мученики, были укреплены силою Божиею; без ее помощи они не устояли бы. Но их подвиг совершился в истинной Церкви» исполненной благодати Истины. Ибо истинная Церковь, по учению апостольскому, есть Тело Христово — Господь пребывает в ней и возглавляет ее как ее Божественный Глава.
Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывают в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!
Святитель Феофан Затворник в свое время предупреждал о том, что приближается страшное время, когда пред людьми будет вся видимость благолепия церковного.— торжественные службы, церковные чины и т.д. — а внутри полная измена Христову Духу. Разве не это мы видим в советской, церкви? Патриархия, митрополиты, "весь священнический и монашеский чин" — а в то же время союз с богоборцами, т.е. явная измена Христу.
К этой компании принадлежал и о.Д.Дудко. Конечно, его искреннее религиозное чувство заставило его проповедовать о Боге и не соглашаться со многими безобразными явлениями в жизни русских людей. Но для него Пимен был, да вероятно, и теперь есть — духовный глава, глава советской иерархии, тогда как для нас это совсем не так. Ибо Собор 1971 года вынес постановление на основании таких то и таких то канонических правил считать избрание Пимена незаконным, недействительным; и все его распоряжения и указы считать не имеющими никакой силы и значения.
Как тяжело сейчас положение беднаго о.Димитрия! Что ему делать? Продолжать пастырскую работу? А что он будет говорить верующим? Говорить то же самое, что говорил до своего "покаяния"? Но ведь он от этого отрекся! Говорить обратное? Но ведь ему верили тогда, когда он проповедовал то, что завоевало ему доверие и уважение верующих, а теперь — как он посмотрит им в глаза?.. Одна девушка справедливо сказала, что для него есть выход — принести настоящее покаяние — в сделанном теперь. Но для этого ему нужно выйти из церкви лукавнующих в Церковь истинную, и там принести покаяние. Но за это с ним несомненно с сугубою злобой и жестокостью расправится красная власть. Конечно, перейдя в истинную Церковь, он перейдет в область благодати и силы божественной, которая может его укрепить так, как она укрепила катакомбных монахинь. Дай Бог, чтобы он нашел истинный и спасительный путь.
Хочу еще заметить вот что. Катакомбная Церковь в России относится с любовью и полным доверием к Церкви Зарубежной. Но одно катакомбникам непонятно — непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностью, что сов.иерархия изменила Христу, и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков сов.церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики и паства получают от иерархии — а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то, откуда же благодать у клириков? Так спрашивают катакомбники.
Ответ на это — прост. Церковь имеет власть в известных случаях применять принцип т.наз. икономии — снисхождения. Еще Святитель Василий Великий говорил, что нужно, для того, чтобы не оттолкнуть от Церкви многих, иногда допускать снисхождение и не применять церковные правила со всею строгостью. Когда наша Церковь принимала католических клириков "в сущем сане", не рукополагая их, она действовала по этому принципу. И Митр.Антоний, разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма — преемственное рукоположение от апостольских времен — у католиков имеется, а утерянную католической церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в самый момент своего присоединения. "Форма заполняется содержанием" — говорил Владыка Антоний.
Точно таким же образом, принимая сов.духовество, мы принимаем клириков из Москвы не как имущих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати.
В заключение длинного письма хочу кое-что поставить на вид, отче Н. Собор епископов принял к руководству и исполнению завещание Митрополита Анастасия, в котором покойный Первоиерарх завещал нам не иметь с сов.церковью никакого общения, не только молитвенного, но и бытового. На каком же основании ты и другие священнослужители имели непосредственное общение с о.Дудко, писали ему письма и т.д.? Каким бы искренним человеком вы его не считали, но разве личное ваше мнение может упразднить принятое Церковью правило? Вот если бы о.Дудко сказал: порываю с официальной церковью и выхожу из нее — тогда бы вы могли вступить с ним в общение. А без этого, ваши действия — нарушение церковной дисциплины. Дудко написал мне лично, но я ему не ответил — хотя мог бы ответить многое... Кстати, — на каком основании ты еще ранее вздумал поминать на вел.входе архиепископа сов.церкви? Кто дал тебе на это право, какой архиерей — кто, как, где, когда?.. Будь осторожен, мой добрый и усердный, но уж слишком стремительный сослужитель!
Мир тебе и милость Господня. И матушке "со чада".