На протяжении всей истории Советской лжецеркви, неправедно именующей себя "Московская Патриархия", ее представители утверждали, что существование Катакомбной Церкви, осуществляющей свое служение в суровых условиях нелегального от властей бытия — не более как миф, продукт антисоветской идеологии западных церковно-политических кругов и лживой пропаганды религиозного фанатизма в подъяремной России. К сожалению, в последнее время, к этому безбожному хору присоединилась и Русская Зарубежная Церковь, давно поддавшаяся влиянию различных темных сил. Если РПЦЗ и упоминала о существовании Катакомбной Церкви в СССР, как вполне конкретной иерархической организации, то ее основная деятельность приходилась лишь на 30-е годы, а в послевоенные — сводилась к существованию мелких сектантских групп, лишенных какого бы то ни было священства и вполне одичавших. Кое-где за границей все же появлялись отдельные сведения о деятельности катакомбных епископов и в послевоенный период (проф. И.Андреев, В.Алексеев). Число их, согласно этим сведениям, колебалось от 10 до 100. Правдоподобна ли последняя цифра? Даже беглый взгляд на приводимые ниже материалы дает полное основание утверждать, что по крайней мере их могло быть более 30-ти. Современные официальные историки считают эту цифру невероятной. Также и идеологи РПЦЗ, конечно, отрицают возможность существования в СССР такого количества тайных епископов, ибо это нанесло бы существенный урон ее собственному самоутверждению. Посмотрим, однако, о чем же говорят подлинные факты и цифры.
Основная часть нижеследующих данных взята из 2-го и 3-го Новоселовского Архивов (названного по имени тайного епископа проф. М.А.Новоселова), xранящегося в Катакомбной Церкви. При этом использована, как вспомогательная, общедоступная церковно-историческая литература: М.Польский, Л.Регельсон, М.Лемешевский, И.Снычев, М.Губонин (Акты Патр.Тихона) и др. И кое-что дополнено из новейших госархивных открытий.
Элементарные подсчеты показывают, что в период с 1927 по 1937 существовало и было дополнительно поставлено более 220 епископов — противников сергианства. Это, конечно, превышает число сергианских архиереев и опровергает ходячее мнение о якобы подавляющем количественном превосходстве последних. Так многие изследователи обычно называют 30, максимум 40 епископов, отошедших от митр.Сергия в первые годы после издания Декларации. На деле же их оказывается около 100 (и это до середины 1928!), причем в это число не входят те, кои впоследствии вернулись к митр.Сергию. Почему возникла такая разница, — понятно. Обычно в расчет брались те иерархи, которые более активно засвидетельствовали свой протест. В основном, это были "иосифляне", пытавшиеся первое время удержаться на легальном положении, и несколько иерархов из других антисергианских групп, которых удалось выявить более, нежели других.
Но при этом существовало большое количество епископов, действовавших скрыто. Многие из них вообще официально не считали своим долгом заявлять перед кем бы то ни было о своем отходе от Сергия и молча уходили в подполье. Именно по сей причине, например, в фундаментальном изследовании о церковных расколах 30-х митр.Иоанна (Снычева) отсутствуют всякие сведения об "андреевцах", частично "данилоцах" и "украинцах", начавших организовывать Катакомбную Церковь уже с 1922, и вступивших в конфликт еще с Патр.Тихоном из-за его опасных уступок перед советской властью и обновленцами. Те же иерархи, после смерти Патр.Тихона, не признали и Местоблюстителя митр.Петра, полномочия которого были основаны на неких неканонических Завещаниях. В конце концов Петра поминали лишь считанные единицы (преимущественно из "иосифлян"), а митр.Сергий многими был отвергнут еще до появления его зловредной Декларации.
Церковная организация оппозиции сергианству будет непонятной, если не уделить особого внимания созыву т.н. Кочующего Собора, на котором были выработаны основные экклезиологические и практические принципы Катакомбной Церкви. "Кочующий" Собор проходил с марта по август 1928 в разныx местах, отчего происходит и его название. Руководила Собором собственно рабочая группа, состоящая из нескольких архиереев (они выделены в списках жирным шрифтом) — представителей от разных групп и уполномоченных священников. Остальные прибывали на Собор попеременно в ходе его работы, по мере возможности, оставляя подписи сами или через своих полномочных представителей. Под определениями Собора значатся 72 подписи архиереев (в списках они обозначены звездочкой). Первые шесть канонов являются выражением твердой экклезиологической позиции ИПЦ и звучат так:
Во всех наших таблицах помещены только те иерархи, которые не просто протестовали против Декларации, но и до конца придерживались строгой экклезиологии "Кочующего" Собора (хотя бы по временам кто-либо из них и колебался). Исключение составляет только митр.Кирилл Казанский (не подписавший каноны "Кочующего" Собора), экклезиологическая позиция которого до конца остается невыясненной. Если данные о полном принятии им в 1937 канонов "Кочующего" Собора не подтвердятся, то и его необходимо будет вычеркнуть из общих списков православных архиереев. Об остальных иерархах известно вполне достоверно, что они, первоначально не подписав первые шесть канонов, позднее согласились с ними.
Итак, единую истинно-православную экклезиологию мы положили в общий принцип, на основании которого приведены нижеследующие списки. Как уже говорилось, в них не включены те иерархи, которые отделившись от Сергия, потом отпали в сергианство. Перечислим основных из "иосифлян" — митр.Мануил (Лемешевский), еп.Серафим (Протопопов), еп.Платон (Руднев); из "даниловцев" — еп.Афанасий (Сахаров), еп.Григорий (Козырев), еп.Гавриил (Абалымов); из "андреевцев" — еп.Павел (Волков), еп.Лука (Войно-Ясенецкий), еп.Серафим (Трофимов) и еп.Иоанн (Поярков); отдельный "непоминающий" — еп.Стефан (Знамировский). Другие архиереи, не одобрявшие в целом Декларации, никогда не присоединялись к ИПЦ и иногда даже являлись ее противниками: это — архиеп.Иларион (Троицкий), митр.Арсений (Стадницкий), архиеп.Александр (Петровский), еп.Петр (Зверев), еп.Вассиан (Пятницкий), архиеп.Ювеналий (Масловский), митр.Петр (Полянский) и др. В отношении последнего следует заметить, что он, видимо, до конца продолжал признавать митр.Сергия своим законным Заместителем, отчего и произошел конфликт между митр.Петром и основной частью оппозиции. Почти все "иосифляне" (кроме самого Иосифа), "даниловцы" и наипаче "андреевцы" не признавали митр.Петра своим главою и проводили линию децентрализации церковной власти в условиях гонений. По всем этим причинам митр.Петра также невозможно (впрочем, если не будет открыто новых данных) включить в состав исповедников Катакомбной Церкви.
Как показывают таблицы, количество тайных ставленников ИПЦ возрастало в геометрической прогрессии. Этому в частности способствовало право, данное Собором 1928, поставлять епископов даже единолично. Число катакомбных архиереев в 30-х достигло таких размеров, что полностью вышло из-под контроля большевиков, значительно осложнив их борьбу с ИПЦ. Сия прогрессия очень хорошо видна, например, по "андреевцам" (см. Таблицы 3, 4 и 5). При этом надо учитывать, что наши данные весьма далеки от полноты, и даже самой Катакомбной Церкви известны не все архиереи. Следовательно сейчас мы можем говорить как минимум о 250 антисергианских иерархах, поставленных до 1940. Дата кончины и судьба многих пока так и остаются неизвестными. Тайный Собор 1948, проходивший в г.Чирчик (под Ташкентом) с участием 13 епископов (5 — через представителей), не случайно не претендовал на значение Поместного, каковым был Собор "Кочующий": множество канонических катакомбных архиереев продолжало тогда оставаться в полной безвестности.
В Таблице 5 собраны данные о военном и послевоенном епископате ИПЦ. И хотя они показывают о сохранении до сего дня епископской преемственности только в двух ее ветвях — "андреевской" и "климентовской" — не исключено, что в настоящее время могут быть живы кто-то из "украинцев", "даниловцев" и "иосифлян", но находиться все еще в глубоком подполье и не давать о себе знать по объективным причинам.
Необходимо упомянуть еще об одном примечательном событии: о поставлении катакомбных епископов совместно со старообрядцами. Дело в том, что "Кочующий" Собор 1928 снял неправедные клятвы на старообрядцев и тем самым как бы проложил путь к возсоединению с умеренными их представителями. В 1932 архиеп.Андрей Уфимский в единоличном порядке, без всяких предварительных условий, вступил в общение с т.н. "белокриницкой" старообрядческой иерархией, положив тем самым начало преодоления раскола. Еще ранее, в 1925, то же самое предпринял еп.Климент (Логгинов). И никто никогда из катакомбного епископата не возражал против сих действий. Все иерархи всех ветвей ИПЦ всегда поддерживали между собой полное общение, чему ярким доказательством служат Соборы 1948 и 1961. Также в 1932 архиеп.Андрей и митр.Иосиф Петроградский засвидетельствовали свое единомыслие совместным поставлением епископа (см. Таблицу 5, №25). Нынешняя же "белокриницкая" иерархия воспринимается в ИПЦ как отступническая и ничем по существу не отличающаяся от сергиан.
Подводя итог вышесказанному, зададимся вопросом: насколько точны наши данные? На это следует ответить, что подобный опыт классификации предпринимается впервые и аналогов ей в прошлом невозможно найти в известной нам церковно-исторической литературе. Мы знаем, однако, только одно: все опыты по сбору информации о епископате ИПЦ, осуществлявшиеся ранее, страдают слишком большой неточностью, что закономерно по одной простой причине — опыты сии до сих пор исходили из внецерковной среды (это касается и РПЦЗ, так как она многое заимствовала от сергиан, а все реальные факты, исходящие из "катакомб" всегда подвергала сомнению и злостно хоронила, как несоответствующие своей системе ценностей). Теперь же информация о гонимом епископстве исходит от самого этого епископства и, следовательно, на ее точность можно положиться в гораздо большей степени, чем на фикцию сергиан и им сочувствующих.
Даты кончины приведены (кроме Таблицы 5) по новому стилю. Сокращения: г.п. — год поставления во епископа; + — мученическая кончина.
№ | Сан | Имя | Фамилия | Кафедра | г.п. | Дата кончины |
---|---|---|---|---|---|---|
ИОСИФЛЯНСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц. "И о с и ф л я н е" | ||||||
1 | Еп. | Иерофей * | Афонин(к) | Никольский | 1923 | +6.05.1928 |
2 | Еп. | Николай * | Голубев | Кинешемский | 1926 | 5.12.1929 |
3 | Еп. | Варлаам * | Лазаренко | Богучарский | 1919 | +1930 |
4 | Еп. | Павел * | Кратиров | Старобельский | 1921 | 5.01.1932 |
5 | Еп. | Стефан * | Бех | Ижевский | 1921 | +26.03.1933 |
6 | Архиеп. | Димитрий * | Любимов | Гдовский | 1925 | 17.05.1935 |
7 | Еп. | Иоасаф * | Попов | Бахмутский | 1924 | +1937 |
8 | Еп. | Авраамий * | Чурилин | Сызранский | 1926 | +12.01.1938 |
9 | Еп. | Сергий * | Дружинин | Нарвский | 1924 | +17.09.1937 |
10 | Архиеп. | Григорий * | Лебедев | Шлиссельбургский | 1923 | +17.09.1937 |
11 | Еп. | Алексий * | Буй | Воронежский | 1923 | +3.11.1937 |
12 | Митр. | Кирилл | Смирнов | Казанский | 1904 | +20.11.1937 |
13 | Митр. | Иосиф * | Петровых | Петроградский | 1909 | +20.11.1937 |
14 | Еп. | Августин | Беляев | Иваново-Вознесенский | 1923 | +23.11.1937 |
15 | Еп. | Стефан * | Расторгуев | Бугурусланский | 1920? | +1937 |
16 | Еп. | Василий * | Дохторов | Каргопольский | 1924 | +1938 |
17 | Архиеп. | Гавриил | Воеводин | Ямбургский | 1910 | +1938 |
"Викториане" | ||||||
18 | Архиеп. | Виктор * | Островидов | Вятский | 1919 | 19.04/2.05.34 или +19.07.34? |
19 | Архиеп. | Нектарий * | Трезвинский | Яранский | 1924 | +2.08.1937 |
20 | Еп. | Иларион * | Бельский | Котельнический | 1924 | +31.08.1937 |
21 | Еп. | Синезий * | Зарубин | Ижевский | 1926 | +27.09.1937 |
22 | Еп. | Лев * | Черепанов | Алма-Атинский | 1923 | +8.12.1937 |
Ярославская группа | ||||||
23 | Митр. | Агафангел * | Преображенский | Ярославский | 1889 | 16.10.1928 |
24 | Еп. | Герман | Ряшенцев | Вязниковский | 1919 | +15.09.1937 |
25 | Архиеп. | Серафим | Самойлович | Угличский | 1920 | +9(4).11.1937 |
26 | Еп. | Евгений * | Кобранов | Ростовский | 1926 | +22.11.1937 |
ДАНИЛОВСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц. "Д а н и л о в ц ы" | ||||||
1 | Еп. | Николай | Никольский | Вязниковский | 1921 | 4.05.1928 |
2 | Архиеп. | Феодор * | Поздеевский | Волоколамский | 1909 | +23.10.1937 |
3 | Еп. | Иоасаф * | Удалов | Чистопольский | 1920 | +2.12.1937 |
4 | Архиеп. | Николай * | Добронравов | Владимирский | 1921 | +10.12.1937 |
"М е ч е в ц ы" | ||||||
5 | Архиеп. | Зиновий * | Дроздов | Тамбовский | 1911 | после 1928 |
6 | Еп. | Серафим * | Звездинский | Дмитровский | 1920 | +26.03.1937 |
7 | Еп. | Арсений * | Жадановский | Серпуховский | 1914 | +27.09.1937 |
АНДРЕЕВСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц. | ||||||
1 | Еп. | Михей * | Алексеев | Козельский | 1905 | 1929 |
2 | Еп. | Амвросий * | Сосновцев | Мстерский | 1918? | 1933 |
3 | Еп. | Иов * | Рогожин | Мстерский | 1920 | 20.04.1933 |
4 | Архиеп. | Андрей * | кн.Ухтомский | Уфимский | 1907 | +4.09.1937 |
УКРАИНСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц. | ||||||
1 | Еп. | Макарий * | Кармазин | Уманский | 1922 | +1934? |
2 | Еп. | Дамаскин | Цедрик | Глуховский | 1923 | +10.09.1937 |
3 | Еп. | Пахомий | Кедров | Черниговский | 1911 | 11.11.1937 |
4 | Архиеп. | Аверкий | Кедров | Житомирский | 1915 | +27.11.1937 |
5 | Еп. | Парфений * | Брянских | Ананьевский | 1921 | ?.06.1938 |
О митр.Кирилле уже говорилось. Кроме него, некоторые сомнения, пожалуй, возникают относительно архиеп.Гавриила (№17) и еп.Авраамия (№8), т.к. есть данные о принятии ими назначений на кафедры от сергиан. Сведения об этих иерархах требуют уточнений.
Митр.Агафангел Ярославский, примирившись с м.Сергием в мае 1928, уже летом того же года вновь отошел от него.
Еп.Стефан (№15) в 1929 перешел в "беглопоповское" старообрядческое согласие, принявшее в общение б.обновленца еп.Николу (Позднева), и с 1934 стал там первоиерархом и фактическим основателем "новозыбковской" старообрядческой архиепископии.
Еп.Августин (Беляев) был принят "иосифлянами" из сергианства и устоял в правоверии до конца. Таким же образом из сергианства был принят кто-то еще, а также были и другие иерархи, отошедшие от Сергия после 1928.
Так имеются сведения о "непоминающем" еп.Иосифе (Невском) Валдайском (1921 г.пост., расстр., видимо, в кон.20-x — нач.30-х), но к какой группе он принадлежал, нам не известно.
Также среди "непоминающих" упоминается некий архиеп.Иринарх*. Его подпись стоит под определениями "Кочующего Собора". Скорее всего, он принадлежал к "иосифлянам".
Вероятно, к "даниловцам" в 30-х примыкал поставленный в 1914 арх.Димитрий (Добросердов) Пятигорский (†1937?), однако, это требует уточнения.
№ | Имя | Фамилия | Кафедра | г.п. | Кем | Кончина |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Максим * | Жижиленко | Серпуховский | 1928 | Димитрием Гд. и Сергием (Друж.) | +4.06.1931 |
2 | Феопемпт * | Иванов | Макарьевский | 1928 | ? | 1930-е |
3 | Георгий * | Терехов | Нолинский | 1928 | Виктором | 1938 |
4 | Сергий | ? | ? | 1928 | Агафангелом Ярославским и Варлаамом (Ряшенцевым) | ? |
5 | Евмений | ? | ? | 1928 | ? | |
6 | Мисаил * | ? | Лабинский | 1928 | ? | 1933 или 1938 |
7 | Иннокентий | Шишкин | Ейский | 1928 | Алексием (Буй), Варлаамом (Лаз.) и Иоасафом (Поповым) | +21.3.1938 |
8 | Никон | Катанский | Красносельский | 1929 | ? | 1933 |
9 | Алексий | Терещихин | Кронштадтский | 1929 | ? | 1933 |
10 | Феодор | 1929 | ? | ? | ||
11 | Макарий | Реутов | в Псковскую. еп. | 1929 | ? | ? |
12 | Митрофан | Делекторский | Витебский | 1929 | ? | ? |
13 | Епифаний | ? | 1929 | ? | ? | |
14 | Агапит | ? | 1929 | ? | ? | |
15 | Георгий | Букин | 1929 | ? | +2.01.1938 | |
16 | Варнава | 1929 | ? | ? | ||
17 | Серафим | 1929 | ? | ? | ||
18 | Петр | Беляков | 1929 | ? | ? | |
19 | Сергий | ? | Хутынский | 1929 | ? | ? |
20 | Григорий | ? | в Вологодск. еп. | 1929 | ? | ? |
21 | Василий | ? | вик. СПб. еп. | 1930 | ? | после 1943 |
22 | Иоанн | ? | 1930 | ? | ? | |
23 | Арсений | ? | Ряжский | 1932 | ? | ? |
24 | Феофил | ? | 1932 | ? | ? | |
25 | Лазарь | Любимов | Бромницкий | 1932 | ? | +22.12.1937 |
26 | Геронтий | ? | ? | 1933 | ? | ? |
27 | Герасим | ? | ? | 1933 | ? | ? |
28 | Алексий | ? | ? | 1933 | ? | ? |
29 | Лев | ? | ? | 1936 | ? | ? |
№ | Имя | Фамилия | Кафедра | Род. | г.п. | С кем | Где | Кончина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Трофим | Яковчук | Сызранский | 1869 | 17.11.1922 | с Николаем (Ипатовым) | Уфа | +1932 |
2 | Марк | Боголюбов | Стерлитамакский | 1879 | 18.11.1922 | с Николаем (Ипатовым) | Уфа | +1935 |
3 | Аввакум * | Боровков | Старо-Уфимский | ? | 28.11.1922 | с Николаем (Ипатовым) | Уфа | +15.10.1937 |
4 | Вениамин * | Троицкий | Байкинский | 1896 | 29.11.1922 | с Николаем (Ипатовым) | Уфа | +1937 |
5 | Петр * | Гасилов | Осинский | 1869 | 21.12.1922 | с Николаем (Ипатовым) | Уфа | +1937? |
6 | Николай | Парфенов | Аткарский | ? | 5.03.1923 | ? | ? | +1930-е |
7 | Досифей | ? | Бирский | ? | 1924 | с Иовом (Гречишкиным) | ? | +1937 |
9 | Иов * | Веселов | ? | ? | 29.04.1925 | ? | ? | +после 1928 |
10 | Антоний * | Миловидов | Усть-Катавский | 1877 | 6.05.1925 | с Львом (Черепановым) | Теджент | +1937 |
11 | Руфин * | Брехов | Саткинский | ? | 7.05.1925 | с Львом (Черепановым) | Теджент | +1937 |
12 | Никон | ? | ? | ? | 9.05.1925 | с Львом (Черепановым) | Теджент | +1937? |
13 | Прокл | ? | ? | ? | 10.05.1925 | с Львом (Черепановым) | Теджент | ? |
14 | Иринарх * | Павлов | Златоустовский | ? | 1925 | ? | ? | +1937? |
15 | Савватий * | ? | ? | ? | 1925 | ? | ? | ? |
16 | Вассиан | Веретенников | Соликамский | ? | 20.09.1926 | ? | ? | +1938 |
17 | Севастиан * | Крашенинников | Игринский | ? | 4.12.1926 | ? | ? | +1937? |
18 | Варсонофий * | ? | ? | ? | 1926 | ? | ? | ? |
19 | Захария * | Козлов | ? | 1885 | 19.12.1927 | ? | Кзыл-Орда | +1938? |
20 | Афанасий | ? | ? | ? | 1933 | ? | Алма-Ата? | +1937? |
21 | Герман | ? | ? | 1891 | 1933 | ? | Алма-Ата? | +1936? |
22 | Маврикий | Грязнов | ? | 1895 | 1933 | ? | Алма-Ата? | +1934? |
23 | Ферапонт | барон Унгерн | ? | 1899 | 1933 | ? | Алма-Ата? | +1937? |
Эти данные взяты из письма архиеп.Андрея некоему о.Аркадию от 31 дек? 1933, в котором он назвал 37 имен своих ставленников и год хиротонии каждого (остальные данные внесены еп.Евагрием и кое-какие нами). В другом своем письме Вл.Андрей называет уже 42 имени своих ставленников (до 1932!). №8 и №16 внесены сюда нами. Один указан в Таблице 5 под №40 (еп.Димитрий, в схиме Доментиан); а также — еп.Иерофей (Афонин) и еп.Стефан (Расторгуев) в списке "иосифлян". Это из недостающих. Еп.Евагрий замечает: "Вероятно, Вл.Андрей перечислял не хронологически, а кого вспомнил, причем кого-то не вспомнил или не захотел вписать в перечень. Очевидно, здесь не указаны, кроме 2-3, его совместные ставленники со старообрядцами". Остальные наxодятся: еп.Климент — в Таблице 4 (.№1, "климентовец"), 12 архиереев — в Таблице 5 (№№ 4, 6, 9, 10, 13, 16, 22, 23, 25, 27, 31 и 57) и трое, как отпавшие в сергианство, — нами вычеркнуты. Итого — 42! (но до 1933).
Есть сведения, что еп.Иринарх (№14) уклонился в григорианство, а еп.Петр (№5) — сначала в обновленчество, и затем — в сергианство.
По некоторым сообщениям, еп.Иоанн (Поярков) Давлекановский, поставленный 30.11.1922 и отпавший в сергианство, покаялся перед самой кончиной (умер 30.01.1933), но в ИПЦ сие не подтверждается.
Кто-то из последних 4-x ставленников рукоположены скорее всего совместно со старообрядческим архиепископом Мелетием (Картушиным).
Епископы Трофим (№1), Марк (№ 2) и Антоний (.№10) получали назначения от сергиан, но отказывались от них.
5 епископов, ставленников архиеп.Андрея, остаются нам неизвестными.
№ | Имя | Фамилия | Кафедра | г.п. | Кем | Кончина |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Афанасий | ? | ? | 1927 | Аввакумом и Иовом (Гречишкиным) | ? |
2 | Вениамин | ? | ? | 1927 | Петром (Ладыгиным) и Иовом (Гречишкиным) | ? |
3 | Серапион | ? | ? | 1928 | Аввакумом, Иовом (Греч.) и Руфином | ? |
4 | Иосиф | Кусков | ? | 1928 | Иовом (Гр.) и Руфином | ? |
5 | Иов | Мельников | ? | 1928 | Аввакумом и Руфином | +1937? |
6 | Геннадий | ? | ? | 1928 | Иовом и Владимиром | ? |
7 | Власий | Уткин | ? | 1928 | Иовом (Гречишкиным), Владимиром и Руфином | ? |
8 | Андроник | Невегласов | ? | 1929 | Аввакумом, Иовом (Греч.) и Владимиром | ? |
9 | Агафангел | Рожнов | ? | 1929 | Владимиром и Руфином | ? |
10 | Иоанн | ? | ? | 1929 | ? | ? |
11 | Рафаил | Задонский | ? | 1930 | Руфином и Симоном | +1937? |
12 | Вонифатий | Валуев | ? | 1930 | Руфином, Симоном и Иосифом (Кусковым) | ? |
13 | Смарагд | ? | ? | 1931 | Руфином и Меркурием | ? |
14 | Гурий | ? | хор-епископ | 1932 | Руфином и Владимиром | ? |
15 | Варфоломей | ? | хор-епископ | 1933 | Руфином | ? |
16 | Феофан | ? | ? | 1933 | Руфином, Владимиром и Иосифом (Кусковым) | +1937? |
17 | Варсонофий | ? | хор-епископ | 1933 | Руфином и Меркурием | ? |
18 | Феодорит | Ермилов | ? | 1934 | Владимиром и Меркурием | ? |
19 | Конон | ? | ? | 1935 | Руфином | ? |
20 | Иоанн | ? | ? | 1935 | ? | ? |
21 | Епифаний | Коровин | ? | 1936 | Руфином, Владимиром и Кононом | ? |
22 | Антоний | Денисов | ? | 1937 | Владимиром и Меркурием | +1937? |
В этом перечне приведены точные данные о количестве "андреевских" ставленников к Рождеству Христову 1938 с 1927. Видимо, все они прияли мученическую кончину до 1940, хотя вполне вероятно, что кто-то мог быть расстрелян (или умереть) гораздо позднее, учитывая, что год кончины их в большинстве своем неизвестен. Очевидно, это касается, прежде всего, ставленников второй половины 1930-x. Сведения взяты из письма еп.Владимира (Штромберг), в котором также указаны ставленники под №№ 2, 56, 60, 64 в таблице 5.
№ | Имя | Фамилия | Кафедра | г.п. | Кем | Кончина |
---|---|---|---|---|---|---|
"Д а н и л о в ц ы" | ||||||
1 | Марк * | Новоселов | Сергиев-Посадский | 1923 | Феодором (Поздеев.), Арсением и Серафимом (Звезд.) | +1938 |
2 | Уар * | Ш(а)марин | Липецкий | 1926 | Зиновием и ? | 23.09.1938 |
3-20 ? | ||||||
"У к р а и н ц ы" | ||||||
1 | Афанасий * | Молчановский | Сквирский | 1924 | Макарием Уманским и Парфением (Брянских) | ок.1934 |
2 | Феодор | Вышгородский | ? | 1924 | Макарием Уманским и Парфением (Брянских) | ? |
3 | Александр * | Ярещенко | Харьковский | 1927 | Антонием (Абашидзе) и Дамаскиным | +1936 |
4 | Василий | ? | ? | ? | ? | ? |
5 | Варсонофий * | ? | ? | ? | ? | +пос.1930 |
6 | ? | 1928 | Макарием Уманским | ? | ||
7 | ? | 1928 | Макарием Уманским | ? | ||
"Климентовцы" | ||||||
1 | Климент | Логгинов | Иркутский | 1925 | Андреем Уф. и Руфином | +1938 |
2 | Виктор | Прокошин | под Москву? | 1925 | Климентом и Мелетием (Картушиным) | +1930-е |
3 | Михаил | Любомудров? | Нерченский | 1925 | Климентом и Руфином | +пос.1937 |
4 | Феодор | Паленов | Урянхойский | 1925 | Климентом и Руфином | 1927 |
5 | Иоанн | Кашин | Ойротский | 1925 | Михаилом и Феодором | +ок.1936 |
6 | Андрей | Веригин | Еманжелинский | 1936 | Климентом, Аввакумом (Боровк.) и Руфином | +1937 |
7 | ? | 1936 | Виктором и ? | ? | ||
8 | ||||||
9 | Фалалей | Минин | Нерченский? | 1936 | Аввакумом (Кольцовым) и Климентом (Лог.) | +1937? |
Известно, что "даниловцы" поставили ок.25 тайных епископов, но имена их кроме 7-и, неизвестны. Пятеро из них указаны в Таблице 5 под №№ 19, 20, 24, 36 и 39.
Украинская ИПЦ, возглавлявшаяся схиарх.Антонием (Абашидзе) (табл.5, №11) произвела очень большое количество тайных епископов, но сколько именно — составляет тему отдельного изследования. Предположительно поставленный ''украинцами" схиеп.Михаил указан в табл.5 (№15).
"Климентовцы", или иначе Истинно-Православные Христиане Странствующие (ИПХС), происходят от еп.Климента, ставленника арх.Андрея Уфимского. Их иерархия, как ни странно, оказалась чуть ли не самой твердой. Существует она и поныне, но внутреннего единства, к сожалению, не сохраняет. Остальные "климентовцы" указаны в табл.5 (№№ 26, 29, 31-34, 37, 38, 43, 45, 53, 54, 58, 66 и 72).
№ | Сан | Имя | Фамилия | Кафедра | Род. | г.п. | Кем и где | Кончина | Принадлежность Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Еп. | Аркадий (в схиме Антоний) | Остальский | Лубенский | 1888 | 1926 | ? | +29.12.1937 1941? | "мечевец" |
2 | Еп. | Иезекииль | Классен | ? | ? | 1935 | еп.Владимиром (Штромберг), Меркурием (Котловым) и Кононом | +1941? | "андреевец" |
3 | Еп. | Гавриил | Красновский | Клинский | 1885 | 1923 | Патр.Тихоном ? | +18.08.1941 | "иосифлянин" |
4 | Еп. | Антоний | Романов | ? | 1903 | 1933 | Андреем Уф. и ? | +1941 | "андреевец" |
5 | Еп. | Алипий | князь Алексей А. Ухтомский | Охтинский | 1875 | 1929? 1931 | "иосифлянами" | 18.7.1942 | "иосифлянин" |
6 | Еп. | Симон * | Рахманов | ? | 1894 | 1926 | Андреем Уф. и Аввакумом (Боровковым) | +1942 | "андреевец" |
7 | Архиеп. | Варлаам | Ряшенцев | Пермский | 1878 | 1913 | — | 7.02.1942 | "иосифлянин" |
8 | Еп. | Клавдий | Савинский | на Украину? | 1882 | 1929 | "иосифлянами" | +12.08.1942 | "иосифлянин" |
9 | Еп. | Иов * | Гречишкин | Уфимский | 1895 | 1924 | Андреем Уф. и ? в Ср.Азии | +1935? +1940-е | "андреевец" |
10 | Еп. | Игнатий * | ? | ? | 1878 | 1926 | Андреем Уф. и ? | +1943 | "андреевец" |
11 | Схиарх. | Антоний * | князь Абашидзе | Таврический | 1867 | 1902 | — | дек.1943 | Укр.Кат.Цер., вошел в общение с Укр.Автом.Церк. |
12 | Еп. | Илия | ? | ? | ? | ? | ? | после 1943 | Грузинская Кат. Церковь |
13 | Схиеп. | Макарий * | Васильев | Маловишерский | 1871 | 1923 | Андреем Уф., Михеем (Алексеевым) и Стефаном (Бех) | +1.04.1944 | "андреевец" |
14 | Еп. | Иоанн * | Лошков | Псковский | 1869 | 1927 | Сергием (Дружининым) и Василием (Дохторовым) | 21.11.1945 | "иосифлянин" |
15 | Схиеп. | Михаил | ? | Киевский? | ? | ? | ? | +1946 | Укр. Кат. Церковь |
16 | Еп. | Амфилохий | Скворцов | Красноярский | 1885 | 1922 | Андреем Уф. и патр.Тихоном? в Москве? | +1938 1946? | "даниловец" |
17 | Еп. | Василий * | Преображенский | Вязниковский | 1873 | 1921 | — | 31.07.1945? 1.08.1947 | отдельный непоминающий |
18 | Еп. | Даниил | Шерстенников? | Читинский? | ? | 1920? | ? | 1.02.1932? после 1953? | не выяснена |
19 | Еп. | Михаил | ? | ? | ? | ? | ? | 1954 | "даниловец"? |
20 | Еп. | Сергий * | Кудрявцев | Краснохолмский | 1891 | 1923 | "даниловцами" | 1952? 3.04.1955 | "даниловец" |
21 | Еп. | Тихон | Тихомиров | Кирилловский | 1882 | 1920 | — | 1955 | "сергианин"? |
22 | Схиарх. | Петр * | Ладыгин | Нижний город (Уфа) | 1860 | 1925 | Андреем Уф. и Львом (Черепановым) в Тедженте | 1.10.1951? 2.06.1957 | андреевец, участвовал в Соборе 1948 |
23 | Еп. | Вениамин * | Фролов | Аскинский | 1897 | 1923 | Андреем Уф. и ? | 1959 | андреевец, участвовал в Соборе 1948 |
24 | Еп. | Герман | князь Тенешев | Мамадышский | 1899 | 1937 | Иоасафом (Удаловым) и Руфином (Бреховым) | +лето 1959 | даниловец, участвовал в Соборе 1948 |
25 | Еп. | Никита | ? | Кзыл-Ординский? | 1888 | 1932 | Андреем Уф. и митр.Иосифом Петр. в Алма-Ате | 1960 | иосифлянин, участ. в Соборе 1948 |
26 | Еп. | Варсонофий | ? | ? | ? | 1936 | Иоанном (Кашиным) и Давыдом в Скиту на Алтае | после 1960 | "климентовец" |
27 | Еп. | Доментиан * | ? | ? | ? | 1927 | Андреем Уф. и ? в Уфе | после 1961 | андреевец, участ. в Соборе 1961 |
28 | Еп. | Варсонофий | ? | ? | ? | 1925? 1933? | Андреем Уф.? "андреевцами"? | после 1961 | андреевец, участ. в Соборах 1948 и 1961 |
29 | Еп. | Феодор | Рогов | Хвалынский | 1885? | 1925 | Климентом, Михаилом и Феодором под Новониколаевском | 1962? | "климентовец" |
30 | Еп. | Варнава * | Беляев | Васильсурский | 1887 | 1920 | — | 23.04.1963 | отдельный "непоминающий" |
31 | Еп. | Василий | ? | Гуслицкий | 1881? | 1932? | Андреем Уф. и арх.Мелетием (Картушиным) | 1963 | "климентовец"? |
32 | Еп. | Леонтий | Митрофанов | Искитимский | 1890 | 1927 | Климентом. Аввакумом (Боровковым) и Руфином (Бреховым) под Челябинском | 1963 | "климентовец" |
33 | Еп. | Аввакум | Кольцов | Тайшетский | 1889 | 1927 | 1963 | "климентовец" | |
34 | Еп. | Давыд | Паленов | Урянхойский | 1888 | 1927 | 8.02.1964 | "климентовец" | |
35 | Еп. | Роман * | Руперт | Ингерманнландский | 1895? | 1928 | Григорием (Лебедевым), Стефаном (Бех) и Макарием (Васильевым) | сент.1964 | иосифлянин, участ. в Соборах 1948 и 1961 |
36 | Еп. | Иона | ? | ? | ? | ? | ? | сер.1960-x | даниловец? участ. в Соборах 1948 и 1961 |
37 | Еп. | Леонтий | Керженцов | Кяхтинский | ? | 1936 | Руфином (Бреховым) и Климентом (Логгиновым) | 1967 | климентовец, уч. в Соборе 1961 |
38 | Еп. | Филипп | Зайцев | Усольско-Ангарский | 1888 | 1925 | Михаилом и Феодором под Новониколаевском | 1967 | климентовец, уч. в Соборе 1963 |
39 | Еп. | Иоанн | ? | Зарайский | 1899? | 1929 | Арсением (Жадановским), Марком (Новоселовым) и ? в Подмосковье | 1970? | даниловец, участ. в Соборах 1948 и 1961 |
40 | Схиеп. | Доментиан | Локотков | Тюменский | 1918? | 1924? | Андреем Уф.? | 1970-е | андреевец, уч. в Соборе 1948 |
41 | Еп. | Модест (в схиме Макарий) | Васильков | Маловишерский | 1895? | 1928 | Василием (Дохторовым), Стефаном (Бех) и Макарием (Васильевым) | 5.07.1971 | иосифлянин, уч. в Соборах 1948 и 1961 |
42 | Архиеп. | Серафим (в схиме Антоний) | Поздеев | Смоленский | 1887 | 1925 | Патр.Тихоном и ? в Москве | 3.05.1971 | сергианин |
43 | Еп. | Спиридон | ? | Еманжелинский | 1903 | 1937 | Феодором (Роговым), Климентом (Логгиновым) и "андреевским" епископом | 1972 | "климентовец" |
44 | Еп. | Михаил | Ершов | Чистопольский | 1911 | 1950-е | ? в концлагере | 1974 | не выяснена, уч. в Соб. 61 г. |
45 | Еп. | Лука | Чуднов | Илимский | 1911 | 1936 | Аввакумом (Кольцовым) и Климентом (Логгиновым) под Нижнеудинском | 1974 | климентовец, уч. в Соборе 1963 |
46 | Еп. | Александр | ? | Пружанский | ? | 1940-е | иерархами Белорусской Авт.Церкви | сер.1970-x | признавал благодать МП |
47 | Еп. | Гавриил | ? | Чимкентский | ? | 1932 | митр.Иосифом? в Чимкенте? | сер.1970-x | иосифлянин, уч. в Соб. 61 г. |
48 | Еп. | Борис | Чернов | ? | ? | ? | ? | сер.1970-x | не выяснена |
49 | Еп. | Меладиос | ? | ? | ? | ? | иерархами Грузин.Кат. Церкви? | сер.1970-x | Груз.Кат.Церк., признавал благодать в МП |
50 | Еп. | Антоний | Лобов | в Поволжье? | ? | 1930-е | "григорианами"? | сер.1970-x | "григорианин"? |
51 | Архиеп. | Алфей | ? | ? | ? | 1965 | Серафимом (Поздеевым) и Александром Пружанским? | 1975 | признавал благодать МП |
52 | Архиеп. | Антоний | Галынский-Михайловский | Брянский | 1890? | 1923? | Вассианом (Пятн.), Агафангелом (Садк.) и Ювеналием (Масл.) в Орле | 31.03.1976 | Собором 1948 в общение не принят |
53 | Еп. | Василий | Берсенев | Ойротский | 1901 | 1936 | Филиппом и Давыдом | 1977 | "климентовец" |
54 | Еп. | Климент | Сдобин | Нижнеудинский | 1894 | 1936 | Аввакумом (Кольцовым) и Климентом (Логгиновым) под Нижнеудинском | 1978 | климентовец, участ. в Соборе 1963 |
55 | Еп. | Авдий | ? | под СПб? | ? | 1930 | "иосифлянами" | 1978 | "иосифлянин" |
56 | Еп. | Афанасий | Вырыпаев | ? | ? | 1937 | Руфином (Бреховым), Владимиром (Штромберг) и Кононом | 1980? | андреевец, участ. в Соборе 1961 |
57 | Еп. | Владимир * | барон фон Штромберг | Уфимский | 1896 | 1927 | Андреем Уф., Иовом (Гречишкиным) и Симоном (Рахмановым) в Кзыл-Орде | 23.10.1981 | андреевец, участ. в Соборах 1948 и 1961 |
58 | Еп. | Иов | Дементьев | Искитимский | 1909 | 1963 | Филиппом (Зайцевым), Климентом (Сдобиным) и Лукой (Чудновым) под Нижнеуд. | 1983 | климентовец, участ. в Соборе 1963 |
59 | Еп. | Меркурий | Котлов | Саткинский | 1897 | 1930 | Вассианом (Веретенниковым), Руфином, Владимиром и Иовом (Греч.) в Сатке | 1984 | андреевец, участ. в Соборах 1948 и 1961 |
60 | Еп. | Феодор (в схиме Феодосий) | ? | Абаканский | ? | 1930 | Владимиром, Руфином и Симоном (Рахмановым) | 1984 | андреевец, участ. в Соборе 1961 |
61 | Еп. | Феодосий | Бахметьев | Пинский | 1901 | 1943 1944? | Антонием (Абаш.), Пантелеймоном (Рудык), Илией и Макарием (?) в пещер. КПЛ | +28.03.1986 | Украинская Автономная Церковь |
62 | Схи-митр. | Геннадий | Секач | — | 1897 | 1971 1977 | якобы Серафимом (Поздеевым) иерархами Груз.Кат.Церк. в заключении | 19.04.1987 | "сергианин" |
63 | Митр. | Григорий | ? | ? | ? | 1973 | Геннадием (Секачем) и еп.Феодосием (Гуменниковым) | 1987 | "геннадианин" |
64 | Еп. | Амфилохий | Шибанов | Тюменский | 1897 | 1928 | Аввакумом (Боровковым), Руфином и Иовом (Гречишкиным) под Уфой | 3.07.1994 | андреевец, участ. в Соборах 1948 и 1961 |
65 | Еп. | Никодим | Мажков | Томский | 1903 | 1994 | Амфилохием (Шибановым), Евагрием (Дрент.) и Паисием (Рогожиным) в Москве | 15.09.1994 | "андреевец" |
66 | Еп. | Пафнутий | ? | Хвалынский | 1918? | 1963 | Климентом (Сдобиным) и Лукой (Чудновым) под Нижнеудинском | 1995 | климентовец, участ. в Соборе 1963; в 1972 организовал раскол |
67 | Еп. | Гурий | Павлов | Казанский | 1905 | 1991 | Ефремом Бостонским, Макарием Торонт. и Максимом Кефалонийским в Бостоне | 1996 | подлежал суду архиереев с 1981 за анархизм |
68 | Еп. | Евагрий | барон фон Дрентельн | Ингерманнландский | 1961 | 1994 | Амфилохием (Шибановым) и Амвросием (Сиверс) в Москве | +1997 | "андреевец" |
69 | Еп. | Геронтий | барон фон Дрентельн | Маловишерский | 1961 | 1996 | Собором ИПЦ 1996 под Москвой | +1997 | "андреевец" |
70 | Еп. | Панкратий | Агафонов | Тюмемский | 1909 | 1995 | Собором ИПЦ 1995 под Москвой | 27.02.1997 | "андреевец" |
71 | Еп. | Маркиан | Фирсов | Серпуховской | 1960 | 1996 | Собором ИПЦ 1996 под Москвой | +1997 | "андреевец" |
72 | Еп. | Иоанн | Курицин | Тайшетский | 1901 | 1963 | Филиппом (Зайцевым), Климентом (Сдобиным) и Лукой (Чудновым) под Нижнеуд. | 15.08.1997 | "климентовец" |
Сведения о катакомбном епископате периода с 1941 и до наших дней представляет, конечно, особый интерес. Поэтому здесь приведены более подробные данные. Сюда включены не только иерархи, в каноническом и экклезиологическом отношении безупречные, но и сомнительные и ложные. Это сделано с той целью, чтобы выявить по возможности общую картину положения в "катакомбах" этого времени, и чтобы не возникало вопросов, если бы кто-либо не был назван. Даты кончины приведены по старому стилю.
Дополнительно о некоторых епископах необходимо заметить следующее. Схиархиеп.Антоний (Абашидзе) (№11), возглавлявший Катакомбную Церковь на Украине и в Грузии, вошел в общение с т.н. "Украинской Автономной Церковью". Такое общение — более, чем странное, ибо сия "церковь" официально признавала МП своей "Матерью-Церковью"(?!), а в каноническом происхождении имела сергианские и др. смутные корни.
О Грузинской Катакомбной Церкви сведений практически нет. Упоминаются лишь два ее ставленника (№12 и №49).
О еп.Сергие (Кудрявцеве) (№20) митр.Мануил сообщает, что он раскаялся "во враждебных взглядах на МП", но это сомнительно и бездоказательно, т.к. еп.Сергий умер в ссылке, так и не увидев свободы.
Еп.Варсонофий (№28) внесен нами дважды (см. Табл.2, №18 и Табл.3, №17), поскольку нам точно неизвестно, кто из сих двух "андреевцев" участвовал в Соборе 1948.
О еп.Серафиме (Поздееве) (№42) известно, что он был принят в общение с МП митр.Мануилом (Лемешевским) (о чем, кстати, говорят и сами "поздеевцы-геннадиевцы"), оставаясь, однако, на нелегальном положении. Естественно, все происходящие от него не имеют никакой каноничности. Подобными нелегальными сергианами, по всей видимости, были и другие: еп.Тихон (№21) и еп.Меладиос (№49). Сотрудник последнего, еп.Малхас, здравствующий и поныне, является одновременно клириком сергианской Грузинской Церкви-Католикосата.
Еп.Антоний (Галынский) (№52) — личность темная, и ничего существенного добавить к тому, что он не принят в общение Тайным Собором 1948, мы не можем. Существуют и другие версии о его хиротонии.
Происхождение еп.Феодосия (Бахметьева) (№61) — не менее странно, чем положение самого Антония (Абашидзе). Поэтому его нельзя в строгом смысле считать каноническим архиереем.
Еп.Пафнутий (№66) в 1972 в "климентовской" иерархии устроил раскол и самочинно поставил пятерых епископов.
Еп.Гурий (Павлов) (№67) подлежал с 1981 суду своей канонической "андреевской" иерархии за анархизм, а в 1991 вошел в общение с неканоническим Синодом греков-старостильников, возглавляемым архиеп.Афинским Авксентием. Т.о. неканоничность Гурия не вызывает сомнений, тем более, что известно о его отмежевании от сего Синода с 1993.
В Соборе 1961, кроме указанных, участвовали еп.Илия (№12), неизв. еп.Маркелл и еще один ныне здравствующий архиерей "андреевского" поставления. Тем же Собором принят в общение неизв. еп.Евлогий и поставлены несколько епископов.
Известно, что в 1963 свой Собор провели "климентовцы", на коем также были совершены хиротонии нескольких иерархов.
№ | Имя | Фамилия | Кафедра | Кем поставлен | Где | Кончина |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Феодор | Иртель | ? | Макарием (Васильевым) и Иоанном (Лошковым) | Псково-Печорск. мон-рь | ок.1985 |
2 | ? | ? | ? | Стефаном (Севбо) и ? | Брянск | ? |
3 | ? | ? | ? | Схиеп.Михаилом и ? | Киев | ? |
Первым катакомбным зарубежным епископом необходимо считать архиеп.Феофана (Быстрова) Полтавского (1913 пост.; ум. 6.02.1940), ушедшего в катакомбы в прямом смысле.
Приведенные же в таблице иерархи поставлены ок.1943-44. Все они попали за границу вместе с катакомбным клиром и народом при отступлении немецких войск. За границей они не легализовались, но продолжали служить тайно, образовав таким образом Катакомбную Церковь Заграницей. Видимо, с одним из этих епископов вступил в переписку проф.Иван Андреев, о чем он свидетельствовал в книге Russia's Catacomb Saints (с.50). Надо полагать, и до сего дня Катакомбная Церковь Заграницей продолжает свое существование, но имеет ли она ныне свой клир и епископат, — ничего не известно.
Сама РПЦЗ в 1982 специально для Российских катакомб поставила еп.Лазаря (Журбенко) (рукоположение совершил тайный еп.Варнава Каннский). Однако, в ИПЦ Лазаря отвергли еще в 50-х — 60-х все катакомбные архиереи за содомию, уклонение в МП и предательства.
Итак, мы, на основании вышеприведенных материалов, имеем наглядную возможность удостовериться в непрерывности апостольского преемства Российской Катакомбной Церкви, сохранившегося, по крайней мере, в двух ее канонических ветвях — "андреевской" и "климентовской", которые состоят во взаимном общении. Эти ветви ИПЦ, конечно, не являются какими-то обособленными от иных ветвей, — например, "иосифлянской" и "даниловской". История Катакомбной Церкви показывает, что последние "иосифляне" и "даниловцы", скорее всего, не оставили по себе преемников, слившись, в конечном итоге, с "андреевской" ветвью. Посему последняя является теперь преемницей и других ветвей ИПЦ, — т.е. несет в себе соборную полноту всей Российской Катакомбной Церкви.
Естественно, ни в каких "проверках", "подтверждениях" и "доказательствах" совне наша Катакомбная Церковь не нуждается, так как имеет свидетельство сама в себе от Духа Святого, в ней живущего и ею управляющего. И скорее не ее, а она сама будет судить о всех тех, кои дерзают именовать себя разновидностями Русской Православной Церкви, на самом деле отпав от нее.
Таким образом, только наша каноническая Катакомбная Церковь, в отличие от многообразных лжекатакомб, сегодня сохраняет в чистоте экклезиологию Новомучеников и Исповедников Российских и апостольское преемство от них. Напоминаем также, что Катакомбная Церковь для РПЦЗ является Матерью-Церковью, и зарубежная иерархия обязана подчиниться ей, как это оговорено в "Положении о РПЦЗ" и Указе №362 Патр.Тиxона. В противном случае, РПЦЗ теряет всякое каноническое основание своего существования, не говоря уже о том, что она давно подверглась разлагающему духу апостасии.