Агония РПЦЗ
(по поводу раскола 2001/02 гг.)

В октябре 2001 в давно уже агонизирующей РПЦЗ произошло чрезвычайное по важности событие — очередной раскол. По сравнению с "евлогианским" и "автокефалистским" этот раскол принял несколько иные формы и основан на почве неслыханного в РПЦЗ радикализма. Никаких ни канонических, ни догматических оснований для тех действий и заявлений, которые предпринимает бывший первоиерарх РПЦЗ митр.Виталий и его единомышленники, невозможно найти в ее истории и идеологии. Митр.Виталий не является продолжателем курса своих предшественников на посту Первоиерарха, проводивших совсем иную политику, но стал основоположником ратификации тех, в общем-то позитивных, взглядов на сергианство и экуменизм, которые в РПЦЗ всегда официально подавлялись (в т.ч. и самим митр.Виталием, как это имело место напр. в 1986-87) и которым никогда не позволялось выйти из кулуаров частных мнений и закулисных бесед. Не митр.Виталий, а митр.Лавр сейчас является продолжателем исконных традиций РПЦЗ, ни в чем от них не отступающим, о чем последний собственно и трубит, не умолкая. Митр.Виталий же лжет, пытаясь выдать свои личные убеждения за якобы 80-летний курс РПЦЗ, чему никаких доказательств он не в силах привести ни из соборных деяний, ни из поступков прежних Первоиерархов РПЦЗ (исключая некоторые их частным образом высказанные суждения, не получившие соборного утверждения, да и к тому же зачастую входящие в противоречие с их делами).

Новый раскол еще находится в стадии оформления и поэтому пока рано делать окончательные выводы. Но все-таки хотелось бы обозначить основные тенденции в действиях группировки, возглавляемой митр.Виталием.

Итак, ложь первая и главная состоит в заявлениях раскольников о том, что они являются продолжателями 80-летнего "истинного" курса РПЦЗ. Но вся история РПЦЗ. как известно, опровергает это. Если виталиане объявляют себя последователями этого курса, то значит берут на себя всю ответственность за бывшие соборные и синодские деяния РПЦЗ, которые свидетельствуют далеко не в пользу раскольников. Достаточно вспомнить и унию с сергианскими иерархами, заключенную Собором 1946, и послания Соборов 1974 и 1976, провозгласившие полное духовное единство с сергианскими "исповедниками", и некрасивое поведение зарубежных иерархов с греческими старостильниками в период с 1960 по 1976 и постановление Синода 1974 о невозможности признать новостильников безблагодатными, и еще многое что другое. Все как-то резко "забыли" и о постоянных сослужениях на всех уровнях с новостильниками и экуменистами, продолжавшихся при всех четырех первоиерархах РПЦЗ и официально узаконенных в 1987 все тем же митр.Виталием, что тотчас вызвало сильную смуту и соблазн; "забыли" и о канонизированном в 1994 Максимовиче, который и делом и словом является полным антиподом виталиан.

Ложь вторая состоит в том, что митр.Виталий, фактически объявив себя исповедником и ревнителем правоверия (точнее, за него это делают его последователи), не желает каяться во всех прошлых своих беззаконных деяниях, которые он совершил, подписывая все без исключения документы, исходившие от Соборов и Синодов РПЦЗ, начиная с 1986. Здесь и объявление Синодом РПЦЗ в 1987 МП "Матерью-Церковью", и заявления Соборов 1990/91 о благодатности "таинств" МП, и объявление Собором 1994 РПЦЗ "единым целым" с МП и о начале переговоров с ней "без взаимных упреков и предразсудков", а также принятие в общение раскольничьего лжесинода и еретической экклезиологии старостильного митр.Киприана, и все самые последние деяния Синодов и Соборов РПЦЗ до осени 2000 включительно, подписанные тем же митр.Виталием, на почве чего и произошел нынешний раскол. А еще не мешало бы митр.Виталию покаяться в том, что он допустил рукоположение такого абсолютного дегенерата. функционера КГБ и полового извращенца как Валентин Русанцов, благодаря чему мы имеем очередную фальшивую "Российскую Церковь" (ибо рукоположение от педерастов недействительно). А ведь многие в РПЦЗ предупреждали Виталия не пригревать у себя на груди такую ядовитую гадюку!

Виталиане пытаются подменить необходимое покаяние в ересях неким "отказом" митр.Виталия (и еп.Варнавы) от подписей под отступническими соборными актами РПЦЗ 2000 (и то, кстати. не под всеми). Это все равно, если бы совершивший прелюбодейство заявил на исповеди, что он "отказывается" от греха. который сделал. В грехах, а тем более в ересях, нужно именно каяться, а не просто лукаво "отказываться" от них. Это тем более принципиально, когда речь идет о столь важных догматических вопросах, как экклезиология. Если же сам по себе отказ воспринимать как покаяние (с очень большой натяжкой), то в таком случае рушится весь идейный фундамент новой группировки, объявившей себя продолжательницей 80-летнего "исповеднического стояния в истине" РПЦЗ. Ибо какое же это, спрашивается, "стояние в истине", если все виталиане так или иначе участвовали во лжи и ереси? К тому же "отказываться" придется не только от деяний Собора 2000 или Собора 1994, но и от многих других, состоявшихся гораздо ранее, а это еще больше не укладывается в новую радикальную идеологическую базу раскольников и не может входить в их планы. Честное и недвусмысленное покаяние за исторический позор РПЦЗ — сейчас главный враг виталиан.

Ложь третья заключается в том, что митр.Виталий, своими подписями под еретическими документами (особенно в 1994 и 2000) вполне засвидетельствовавший свое малодушие и отступничество, объявляется теперь Первоиерархом РПЦЗ. Это также абсурдно, как если бы митр.Сергий (Страгородский), заявив о своем "отказе" от декларации 1927, вдруг сделался бы Первоиерархом Катакомбной Церкви. Как Сергий, так и Виталий являются предателями истины (степень предательства в данном случае с точки зрения канонической не так уж важна), а потому, в случае покаяния, должны уйти в отставку. Не этого ли требуют особо рьяные "ревнители" РПЦЗ от иерархов МП в случае покаяния последних? Итак, покаявшись. митр.Виталий должен покинуть пост Первоиерарха РПЦЗ, а не выставляться исповедником истины, как это делается теперь, и сразу передать права на возглавление РПЦЗ хотя бы еп.Варнаве. в гораздо меньшей степени скомпрометировавшему себя.

Нет никаких гарантий, что если митр.Виталий каким-то образом снова попадет в руки своих противников, возглавляемых "митрополитом" Лавром, он не поменяет своей политики и по трусости своей не откажется от всего им сделанного и сказанного, начиная с октября 2001. Скорее всего, в случае его депортации так и будет, чему некоторые правдоподобные подтверждения уже предоставляют лавриниты. рассказывая о их коротких разговорах с изолированным митр.Виталием во время неудачных попыток его похитить у раскольников. Основываясь на предыдущих его поступках, ему никак нельзя доверять. Именно поэтому (а не только по его немощности) окружение митр.Виталия так боится отпустить его от себя хоть на пол шага, чтобы. не дай Бог, он смог вступить в какой-либо прямой контакт со шкурловцами.

Вот на этих трех китах лжи построено все новое церковное здание виталиан. Что будет дальше, покажет время. И хотя существуют некоторые другие непривлекательные канонические детали происходящего (например, ярко выраженное отсутствие соборности и единомыслия в их рядах по вопросу общения с киприанитами, какая-то странная изоляция от дел российских приходов, непоследовательность и шатание в решениях), но они остаются лишь деталями, не меняющими существа дела.

К сожалению, мы вынуждены столкнуться с еще одной хорошо замаскированной под истину подделкой Церкви Христовой, отличить которую от подлинника не так уж просто верующим. Проходимцы в рясах вновь обманывают людей, многие из которых и так уже сильно путаются во множестве расплодившихся повсюду "православных" юрисдикций. В одном сии юрисдикции едины — в безумнейшей хуле, бездоказательных, совершенно безграмотных и невежественных обвинениях и клевете на каноническую Катакомбную Церковь ИПХ, постоянно разоблачающую самозванцев и еретиков. И ныне мы взываем к еще способным слышать и воспринимать истину: отстаньте от лукавых делателей, устранитесь от зла, не поддавайтесь на провокации. не слушайте клеветников, не прельщайтесь невеждами в законе, ведь самые дела и слова сих лжеучителей свидетельствуют против них. Если бы РПЦЗ действительно была истинной Церковью, то откуда же в ней набралось столько беззаконий и ересей, что теперь виталианам приходится за них краснеть и весьма неудачно оправдываться?

Информационная служба
истинно-православных христиан

12/25 января 2002 г.

Вестник “Русское Православие”, № 1(23), 2002, с.26-28.
Содержание
Hosted by uCoz