"Климентовская" иерархия И.П.Ц.

Существование особой катакомбной иерархии старообрядцев, так наз. "климентовцев", долгое время имело под собой довольно мало данных, к тому же запутанных и противоречивых. Собственно они и были отражены в изданном в 1996 в Москве прекрасном словаре "Старообрядчество". Однако, вышеуказанные данные были почерпнуты из 3-х разных, мало согласующихся между собой, источников самих "климентовцев". Предпринимаемые нами попытки проверить и уточнить их ни к чему не приводили. Стоит заметить, что о "климентовцах" в среде"андреевцев"[1] знали хорошо, практиковались совместные служения, но из-за смертей в 1980-х почти всех "андреевских" архиереев[2], лично знавших "климентовских" епископов, связи почти утратились. Все же сии утраты оказались не невосполнимыми, так как тотчас после возстановления летом 1994 "андреевской" иерархии[3] "климентовцы" вошли в конфиденцию с ними уже осенью того же года.

В то время в Москве происходила вспышка активности "климентовских" архиереев Пансофия и Виктора (Зенина), державшихся особняком и посему вызывавших нарекания, о чем речь пойдет ниже. Одновременно в Сибири, где "климентовский" епископ Тайшетский Иоанн вел переговоры с "андреевцами", ситуация сложилась иная. Сей вышеозначенный еп.Иоанн, действовавший по заданию других "климентовских" архиереев, предложил "андреевцам" возстановить полное общение, что и произошло в августе 1995. На Соборе 1996 он не присутствовал, но право подписи передал "андреевскому" хор-епископу Вавиле (Амосову), на коего ранее от лица "андреевцев" были возложены все прямые контакты с "климентовцами". Уже тогда по моей просьбе было составлено прошение к "климентовцам", чтобы они постарались ясно изложить историю своей иерархии и т.п. На Соборе 1997 еп.Иоанн также не присутствовал, причем Владыка Вавила отмечал, что никаких известий о нем не имел уже полтора месяца. 15/28 авг.1997 у меня в Москве побывал "климентовский" представитель 75-летний инок Варлаам, наконец, детально изложивший всё, связанное с "климентовцами". Его приезд был вызван также тем, что еп.Иоанн скончался 8/21 июля 1997 в Иркутской области.

Какие же мы имеем источники о деле основателя разсматриваемой нами иерархии еп.Климента (Логгинова), помимо "устного предания"? — Фактически только обрывки в писаниях архиеп.Андрея Уфимского ("История моего старообрядчества"), в "Постановленияx Со6ора Св.Древлеправославной Церкви" от 1926 и 1927 гг. и в 'Трудах Всероссийских Соборов старообрядцев..." за 1925.

Итак, какова же преамбула истории возникновения особой "климентовской" катакомбной иерархии? — Всё начинается в 1923, когда старообрядцы-"6еглопоповцы"[4] приняли в общение обновленца еп.Николу (Позднева)[5] и сделали его своим первым архиереем не только вопреки желанию многих своих общин, но и не взирая на уже начавшиеся переговоры "беглопоповских" священноиноков Климента (Логгинова) и Пансофия (Ивлева) с архиеп.Андреем Уфимским на предмет епископской хиротонии.[6] Категорически не приняли Николу (Позднева) старообрядческие общины Забайкалья, Алтая, в Семипалатинске, Томске и многие в Поволжье и Подмосковье. Сие обстоятельство и послужило к тому, что 3 сент.1925 в Ашхабаде архиеп.Андреем и его викарием епископом Саткинским Руфином (Бреховым) архим.Климент был поставлен для недовольных в епископа Томского[7]. Однако, из-за сопротивления Николы (Позднева), поддерживаемого большевицкими властями у "6еглопоповцев" тогда же произошел раздор и еп.Климент вместе со своими общинами перешел к "белокриницким"[8], — 31 окт.1925 он был принят архиеп.Мелетием (Картушиным)[9]. С сего момента и до самой смерти еп.Климент числился состоящим в "белокриницкой" иерархии, хотя, очевидно, своей самостоятельной деятельности он не оставлял.

За 1925 значится хиротония некоего еп.Виктора, совершенная в Москве архиеп.Мелетием и еп.Климентом. Сие действие нигде в официальных документах у "белокриницкиx" не отражено и посему вызывало недоумение, хотя и отрицать его было довольно сложно, если вспомнить обстановку того времени. Интересно, что смутные данные о сем еп.Викторе предоставлены были в 1994 теми "климентовскими" архиереями, что действовали в Москве, — однако, в привезенном мне в августе 1997 иноком Варлаамом официальном списке "климентовскиx" архиереев он не значился! Такое несоответствие удивляло и только после продолжительной беседы с иноком Варлаамом наши недоумения были несколько разсеяны. Инок Варлаам подтвердил совместную хиротонию архиеп.Мелетием и еп.Климентом сего Виктора и дал о том некоторые данные.

Фамилия еп.Виктора была Прокошин, родился он в 1883 и с детства принадлежал к "неокружникам"[10]. Пострижен в иночество и рукоположен в священнодиакона "неокружническим" епископом Московским Иовом (Борисовым), а в сан священноинока — "неокружническим" еп.Филаретом (впрочем, о последней хиротонии инок Варлаам точно не утверждал, ссылаясь на то, что "так слышал"). В начале 1920-х вместе с единомысленными обществами отошел к "беглопоповцам" и подружился с будущим еп.Климентом. После перехода последнего к "окружннкам", через своего друга также решил присоединиться к "Рогожке", причем для "белокриницких" сие было довольно важно ввиду сильной полемики между "окружниками" и "неокружниками".

Почему имя еп.Виктора не отражено в официальных списках "климентовцев", остается загадкой. Судя по некоторым указаниям, он, после своей хиротонии, так и остался сам-по-себе, почему и к "климентовцам" его можно отнести лишь условно — по общности происхождения. Его бытие разительно отличалось от них, хотя его несомненное знакомство с другими "климентовцами" общеизвестно.

История же собственно "климентовцев" начинается иначе. Поставление архиеп.Андреем архим.Климента в епископа Томского вызвало большую огласку среди старообрядчества, в том числе в среде так наз. "беловодской" иерархии[11]. Так, осенью 1925 в ссылку к архиеп.Андрею приеxал "беловодский" еп.Михаил и еще три представителя других архиереев с просьбой принять их и возглавить иерархию. Однако, хорошо зная авантюрный характер "беловодцев", архиеп.Андрей сам отказался что-либо предпринимать и отослал их к еп.Клименту. В конце ноября 1925 в Искитиме произошла их встреча, но еп.Климент поставил жесткое условие: принятие должно осуществляться через полное перерукоположение. Все "беловодские" архиереи, кроме еп.Михаила, отказались так поступить. Впрочем, еп.Михаила тогда поддержал кандидат во епископа от некоторых восточно-сибирских общин священноинок Феодор. Именно их двоих еп.Климент (Логгинов) и еп.Руфин (Брехов) в конце ноября 1925 хиротонисали во все священные степени, вплоть до епископской. Еп.Михаилу была определена его прежняя кафедра — Нерченская, а еп.Феодору — Урянхойская.

Их биографические сведения весьма скудны. По схожим данным еп.Михаил род. ок.1875 в Забайкалье в семье "часовенных"[12] и принадлежал к сему согласию до 20-летнего возраста. Фамилия и мирское имя его неизвестны, так как, по всеобщему мнению, Любомудров — его псевдоним. В нач.ХХ века он ушел к "беловодцам" и долго был странником. В 1914 его поставили в епископа. При установлении "климентовской" иерархии он играл важную роль в Забайкалье до начала 1930-х. Последние упоминания о нем в 1937, после чего, видимо, умер или репрессирован.

О еп.Урянхойском Феодоре данных больше. В миру Феодорит Иванович Паленов (иначе Паленый), род. в 1881 в семье "беловодского" согласия в нынешней Туве. Сродными братьями странничал и даже посетил Иеросалим в 1907. Иночество принял в 1905, священство — в 1921. В 1927 утонул в реке.

В декабре того же 1925 где-то под Новониколаевском (в Искитиме?) еп.Михаил Нерченский и еп.ФеодорУрянхойский поставили еще 2-х архиереев: Филиппа и Иоанна.

Филипп был рукоположен на Усольско-Ангарскую кафедру. Его мирское имя Филарет Зайцев, род. в 1888 в Хакассии в семье "беловодских". С 1904 жил в одном из скитов под Бадайбо. В 1912 принял иночество.

Иоанн же был рукоположен на Ойротскую кафедру (т.е. на Алтай). Его мирское имя — Трофим Григорьевич Кашин, род. в 1889 под Минусинском в семье "часовенных", но в 1906 перешел к "беловодским" и много странничал с еп.Михаилом. В 1911-20 жил в скиту в Забайкалье, а с 1921 — в скиту на Алтае. В 1912 принял иночество, а в 1918 еп.Михаилом рукоположен в священноинока (в 1925 его перерукополагали). Последнее упоминание о нем имелось ок.1936, когда он, по-видимому, был арестован и репрессирован.

После поставления все новохиротонисанные архиереи разъехались, но через несколько дней после их отбытия туда же приехал сам еп.Климент со своим кандидатом в архиереи. Его звали также Феодор, и его тотчас рукоположили еп.Климент, еп.Михаил и еп.Феодор на Хвалынскую кафедру. О нем имеются следующие данные.

Еп.Феодор Хвалынский, в миру Федот Рогов, род. ок.1885 в Саратовской губ. в семье "беглопоповцев". В 1910 принял иночество, а с 1917 подвизался при "беглопоповском" храме г.Хвалынска (можно предположить, в качестве чтеца). Николу (Позднева) не принял.

Новый пик активности сей иерархии приходится на конец 1927 — тогда на ст.Еманжелинка (под Челябинском) еп.Климент вместе с "андреевцами" — еп.Староуфимским Аввакумом (Боровковым) и еп.Саткинским Руфином (Бреховым) — поставляет еще 4-х архиереев: Андрея, Леонтия, Давыда и Аввакума. О них более-менее уточненные данные имеются.

Еп.Андрей, в миру Алексей Андреевич Веригин, род. в 1897 в центральной России в интеллигентной семье, принадлежавшей к господствующей Церкви. В 1918-20 служил в Белой Армии в Сибири. В январе 1920 в Омске пострижен в иночество архиеп.Андреем Уфимским. В дек.1922 в Уфе рукоположен в священнодиакона еп.Аввакумом, и в священноинока — архиеп.Андреем. В 1923-25 — ссылка в Ср.Азию, где познакомился с еп.Климентом. Декларацию митр.Сергия отверг. Проживал на ст.Еманжелинка. В 1937 арестован и разстрелян.

Еп.Леонтий, в миру Денис Алексеевич Митрофанов, род. в 1890 в Томской губ. в семье "беглопоповцев". В 1923 принял иночество от о.Пансофия (Ивлева). В дек.1925 рукоположен еп.Климентом в священнодиакона, и еп.Феодором Хвалынским — в священноинока.

Еп.Давыд, в миру Демьян Иванович Паленов (иначе Паленый), род. в 1888. Брат еп.Феодора Урянхойского. В 1908 принял иночество. В 1925 рукоположен еп.Климентом в священнодиакона, и братом — в священноинока.

Еп.Аввакум, в миру Авдей Ефремович Кольцов, род. в 1889 в Поволжье в семье "беглопоповцев". Иночество принял в 1921. С 1923 проживал в Иркутской обл. (в ссылке?). В 1925 рукоположен еп.Климентом в священнодиакона, в 1926 — в священноинока.

Вышеуказанные архиереи были поставлены: Андрей — на Еманжелинскую кафедру, Леонтий — на Искитимскую кафедру, Давыд — на Урянхойскую кафедру (вместо погибшего брата) и Аввакум — на Тайшетскую кафедру.

То, что в этих хиротониях не участвовал никто из других "климентовских" архиереев, кроме самого еп.Климента, указывает, что они то ли уже жили анархически, то ли прятались, то ли были репрессированы, то ли с ними просто прервалась временно связь.

Хотя уже с 1925 еп.Климент считался, как уже говорилось, в составе "белокриницкой" иерархии, все его действия указывают на его полную автономность. Возможно, сие связано с тем, что "белокриницкая" паства на Амуре и в Иркутске его не приняла. И все же маловероятно, что он вовсе не информировал о тайных поставлениях архиеп.Мелетия (Картушина), иначе в памяти "климентовцев" не сохранилось бы твердое мнение, что их архиереи признаны архиеп. Мелетием[13].

Репрессии 1930-х, конечно, коснулись и "климентовцев", на что они ответили поставлениями в 1936-37 еще нескольких архиереев.

Так в 1936 еп.Виктор (Прокошин) поставил неких 2-х архиереев неизвестно с кем.

Тогда же еп.Ойротский Иоанн (перед своим арестом) у себя в скиту вместе с еп.Урянхойским Давыдом поставил некоего еп.Варсонофия, о коем никаких данных нет. Известно лишь, что в начале 1960-х он был еще жив, но действовал самостоятельно, отчего его имени в официальном списке "климентовцев" нет.

Вскоре еп.Усольско-Ангарский Филипп и еп.Урянхойский Давыд поставили на освободившуюся Ойротскую кафедру еп.Василия, о коем данные имеются. В миру Варнава Берсенев, род. в 1901, в семье "поморского" согласия[14] в центральной России. В 1925 присоединился к еп.Клименту и уехал в скит на Алтай к еп.Иоанну, где в 1928 принял иночество. В 1931 рукоположен в священноинока.

Неизвестно когда — в 1936, а по некоторым версиям в 1935, — еп.Климент, скрываясь в Иркутской обл., вместе с еп.Тайшетским Аввакумом поставил в деревне под Нижнеудинском 3-х архиереев: Климента, Луку и Фалалея. О них мы располагаем данными.

Еп.Климент, в миру Конон Кононович Сдобин, род. в 1894 в Приамурье в семье "часовенных". В 1923 присоединился к "беглопоповцам", но Николу (Позднева) не принял. В 1925 в Ср.Азии(?) принял иночество от архиеп.Андрея. В том же 1925 рукоположен еп.Климентом (Логтиновым) в священноинока. В 1925-35 жил в Забайкалье в скиту под Читой. С 1935 скрывался. Хиротонисан в епископа Нижнеудинского.

Еп.Лука, в миру Лаврентий Онисимович Чуднов, род. в 1911 в Архангельской губ. в семье, принадлежавшей к господствующей Церкви. С 1927 послушник у еп.Климента (Логгинова). В 1931 пострижен в иночество. В 1935(?) поставлен в священноинока. Хиротонисан на Илимскую кафедру.

Еп.Фалалей, в миру Валентин Минин, род. ок.1900 в семье безпоповцев в Забайкалье. В 1921 присоединился к "беловодцам" и был духовным сыном еп.Михаила (Любомудрова). В 1925-30 жил в Забайкалье в скиту под Читой, где подружился с Климентом (Сдобиным). В иночестве, видимо, с 1923. Рукоположен в священноинока в 1925 еп.Михаилом. На какую кафедру поставлен, неизвестно, — предположительно на Нерченскую, так как в то время еп.Михаил уже был репрессирован. При возвращении в Забайкалье в Чите был арестован. Более данных нет.

Примерно в то же время еп.Климент (Логгинов) и еп.Руфин (Брехов) поставили еп.Кяхтинского Леонтия (†1980?), коий, правда, всегда значился по списку ставленников "андреевцев".

По данным поставлениям видно, что еп.Климент (Логгинов) вполне осознавал себя Иркутским архиереем, отчего установил здесь несколько епископий, расположенных фактически на одной магистрали Иркутск-Тайшет.

Под 1937 значится только одно поставление — на место разстрелянного еп.Еманжелинского Андрея (Веригина) — нового еп.Спиридона. Его полное имя неизвестно, известно лишь, что его звали в миру Сергием, род. в 1903 на Урале в "беглопоповской" семье. Хиротония совершена неизвестно где еп.Хвалынским Феодором, еп.Климентом (Логгиновым) и еще каким-то "андреевским" архиереем. Не исключено, что сам еп.Климент (Логгинов) личного участия в рукоположении не принимал, а упоминается здесь лишь для "солидарности" поставления.

Весьма серьезное возрождение "климентовцы" пережили в 1963, когда где-то в Иркутской обл. им удалось провести свой Собор. До того они полностью сливались с "андреевцами", но в 1963 у "климентовцев" умерло сразу три архиерея — один за другим: Леонтий Искитимский, Аввакум Тайшетский и Феодор Хвалынский (последний — возможно в 1961-62, так как связи с ним не было уже тогда). Решения сего Собора нам пока неизвестны, хотя очень маловероятно, что там принимались какие-то серьезные догматические или канонические правила. Однако, Собор "климентовцы" провели и поставили 3-х новых архиереев: Иова Искитимского, Иоанна Тайшетского и Пафнутия Хвалынского. О них мы располагаем немногими данными.

Еп.Иов, в миру Илья Дементьев, род. в 1909 в Казанской губ. в семье "беглопоповцев". При раскулачивании в 1931 бежал, скрылся на Алтае в скиту еп.Иоанна Ойротского, там же принял иночество. В 1936 рукоположен еп.Иоанном Ойротским в священнодиакона, в 1951 еп.Леонтием Искитимским — в священноинока.

Еп.Иоанн, в миру Иосиф Савельевич Курицин, род. в 1901 в Нижегородской губ. в "беловодской" семье. В 1925 принял иночество от еп. Михаила (Любомудрова). В том же году рукоположен еп.Усольско-Ангарским Филиппом в священнодиакона и отъехал на жительство в один из скитов под Бодайбо. В 1936 бежал оттуда из-за разгрома скита и скрывался у еп.Климента (Сдобина) под Нижнеудинском. В 1938 им же рукоположен в священноинока.

Еп.Пафнутий. Достоверных данных нет, мирское имя неизвестно, род. ок. 1918 в Поволжье (по др.источникам на Урале) в старообрядческой семье. Кем пострижен в иночество — неизвестно. В диакона поставлен еп.Виктором (Прокошиным) ок.1936(?), в священника — еп.Феодором (Роговым) в 1950-х. Умер в конце 1995 на Урале.

Епископы Иов Искитимский и Иоанн Тайшетский были хиротонисаны в деревне под Нижнеудинском еп.Усольско-Ангарским Филиппом (Зайцевым), еп.Нижнеудинским Климентом (Сдобиным) и еп.Илимским Лукой (Чудновым). Еп.Пафнутия хиротонисали еп.Климент (Сдобин) и еп.Лука (Чуднов), так как еп.Филипп (Зайцев) признал того неспособным к архиерейству и рукополагать отказался наотрез.

По официальному списку "климентовцев" ныне здравствуют всего 7 их архиереев. Дать полные данные о своих живущих епископах они отказались. Лишь указали сведения о своем старшем — по хиротонии и возрасту — архиерее: еп.Урянхойском Савве. Он самый младший брат епископов Урянхойских Феодора и Давыда (ум. 8/21 фев.1964). В миру Селивестр Иванович Паленов (иначе Паленый), род. в 1893 (!! — сейчас ему 104 года). Биография идентична биографиям его братьев. В 1964 в еп.Урянхойского его поставили еп.Ойротский Василий (Берсенев) и еп.Илимский Лука (Чуднов).

В 1967 скончался еп.Филипп (Зайцев) и на его Усольско-Ангарскую кафедру в деревне под Нижнеудинском еп.Нижнеудинским Климентом (Сдобиным), еп.Илимским Лукой (Чудновым) и еп.Тайшетским Иоанном (Курициным) был поставлен новый еп.Климент (1919 года рожд.).

В 1972 скончался еп.Спиридон и на его Еманжелинскую кафедру в Свято-Никольском скиту в Башкирии еп.Нижнеудинским Климентом (Сдобиным), при участии "андреевского" еп.Меркурия (Котлова) Саткинского (†1984), был поставлен еп.Кирилл (1928 года рожд.).

Тогда же еп.Хвалынский Пафнутий устроил сильный раскол и уехал со своей кафедры на Урал, где поставил по меньшей мере 5-х архиереев. Известный в Москве еп.Пансофий (род. ок.1923) — его ставленник. Из-за таких событий на Хвалынскую кафедру еп.Кириллом и еп.Нижнеудинским Климентом был поставлен в 1973 некий еп.Евсевий, коий в 1978 также устроил еще более сильный раскол, уехав в Приамурье и уведя за собой часть общин по всей стране.

В 1974 при пожаре в скиту задохнулся и умер еп.Лука (Чуднов) и на его Илимскую кафедру в деревне под Нижнеудинском еп.Нижнеудинским Климентом (Сдобиным), еп.Тайшетским Иоанном (Курициным) и еп.Усольско-Ангарским Климентом был поставлен новый еп.Софроний (1915 г. рожд.).

В 1977 скончался еп.Василий (Берсенев) и на его Ойротскую кафедру в скиту на Алтае еп.Искитимским Иовом (Дементьевым) и еп.Урянхойским Саввой (Паленовым) был поставлен новый еп.Авраамий (1908 г. рожд.).

В 1978 скончался еп.Климент (Сдобин) и на его Нижнеудинскую кафедру в деревне под Нижнеудинском еп.Тайшетским Иоанном (Курициным), еп.Усольско-Ангарским Климентом и еп.Илимским Софронием был поставлен новый еп.Сергий (1931 г. рожд.). Евсевий сие поставление не признавал, так как сам хотел занять пустующую кафедру.

Наконец, в 1983 скончался еп.Иов (Дементьев) и на его Искитимскую кафедру в скиту на Алтае еп.Ойротским Авраамием и еп.Илимским Софронием был поставлен новый еп.Сергий (1936 г. рожд.).

 

Сделаем некоторые выводы. Во-первых, теперь довольно точно установлена история и все перипетии сего согласия и мы можем отмести смутные мифические данные о нем, прежде почерпнутые от "пафнутьевского" раскола. Ясно, что "климентовцы" составились из 3-х неравных частей: "беглопоповцев", недовольных Николой (Поздневым), "беловодцев" и части "неокружников". Слабая память об архиеп.Андрее Уфимском, по-видимому, объясняется тем, что его образ полностью вытеснен образом еп.Климента (Логгинова) и отчасти архиеп.Мелетия (Картушина), ставшего, так сказать, "высшим арбитром". Во-вторых, теперь понятно географическое расположение "климентовских" общин. Так "беловодцы" — общины Забайкалья, Приамурья, Тувы, Алтая и Иркутской обл. (понятно, отчего еп.Климента не приняли "белокриницкие" общины в Иркутске: он принимал вздорных и ненавистных им "беловодцев"). "Беглопоповцы" — общины Забайкалья, Семипалатинска, Томской обл. и Поволжья. "Неокружники" — общины центральной России. В-третьих, более-менее ясно теперь церковное положение "климентовцев". При всей принципиальной децентрализации, они все-таки периодически собирались вместе, о чем свидетельствуют их совместные хиротонии. Однако, можно выделить группу "викарных епископов Иркутской Епархии", державшихся более сплоченно, и группу бывших "беловодцев" — в Туве и на Алтае, державшихся также особо. К последним явно тяготеют общины Томской и Новосибирской областей. По всем данным общины "климентовцев" под Еманжелинской кафедрой крайне малочисленны и предоставлены сами себе. То есть твердо можно сказать, что настоящие "климентовцы" проживают исключительно в Восточной Сибири.

В то же время у "климентовцев" нам известны расколы и анархические отделения. Так "пафнутьевский" раскол (по-видимому, самый безумный) охватил Поволжье, Урал и подхватил анархические общины бывших "неокружников", прежде окормлявшихся еп.Виктором (Прокошиным). Низкий уровень архиереев "пафнутианского раскола" позволил всем называть их "БОМЖовой иерархией", так как, например, Пансофий в Москве славится как авторитетный нищий. "Евсевианский раскол", как нам кажется, более идеен, хотя инок Варлаам на сию тему старался не распространяться. Сей раскол охватил гораздо большее количество общин, чем "пафнутьевский": так в Поволжье, Семипалатинске, Приамурье, Новосибирской и Иркутской областях общины еп.Евсевия весьма твердые и многолюдные. Также, помимо вышеуказанных расколов, у "климентовцев" происходили и анархические отделения разных архиереев, поставленных в разное время. Интересно, что ни один "анархист" в официальном списке у "климентовцев" не указан. Возможно, сие связано с тем, что кое-кто из них присоединился к еп.Евсевию.

Итак, можно сказать, что прежние данные, известные нам из "пафнутьевских" источников, по меньшей мере не точны и количество 5000 чел. отражало состояние только "пафнутиан", не имеющих даже тайного монашества. У настоящих же "климентовцев" численность выше раз в пять и имеется 6 скитов: на Алтае, в Туве, Бурятии, Иркутской обл.

Еще до установления в 1995 альянса с "андреевцами", на основании прежних договоренностей, между ними и "климентовцами" установилось соглашение, по коему "андреевцы" к себе беглых от "климентовцев" не принимали и своих приходов в твердых "климентовских" епархиях не открывали. То же делают и "климентовцы" в "андреевских" епархиях. Так, например, "климентовская" Нерченская епархия уже давно слита с "андреевской".

Можно твердо заявить, что сомневаться в подлинности "климентовцев" не приходится, так как на сегодняшний день они выявлены достаточно точно.

 

28 августа/сентября 1997 г.

Москва

АМВРОСИЙ Архиепископ Готфский ИПХ

Примечания*

  1. "Андреевцы" — "андреевская" иерархия ИПЦ, установленная св.Новомуч. архиеп.Андреем (кн.Ухтомским) Уфимским (†1937), который лично рукоположил ок.45 архиереев для Катакомбной Церкви.
  2. Умерли: еп.Владимир (барон фон Штромберг) Уфимский — в 1981; схиеп.Феодосий Абаканский и еп.Меркурий (Котлов) Саткинский — в 1984; также с 1983, после пожара в единоверческом скиту в Томской обл., не было никаких известий о пребывавшем там еп.Амфилохие (Шибанове) Томском и долгое время он считался погибшим, пока сведения о нем, как о живом, не стали доходить с конца 1993.
  3. В июне-июле 1994 единственный, как полагалось, оставшийся в живых "андреевский" архиерей еп.Амфилохий (Шибанов) совершил в Москве несколько архиерейских хиротоний, которые затем были признаны и подтверждены "климентовцами".
  4. "Беглопоповцы" — православные старообрядцы, неприемлющие старообрядческую "белокриницкую" иерархию (см. здесь прим.8). Первоначально, сие название было усвоено всем старообрядцам, принимавшим в общение "беглых" клириков господствующей Церкви.
  5. Николай, б.еп.Саратовский. В миру Петр Алексеевич Позднев, род. в 1853 в с.Слободка Астраханской губ. в семье псаломщика, принадлежащей к госп.Церкви. В 1879 закончил Каз.ДА. С 1886 магистр богословия. 1887-1894 — смотритель Пензенского дух. училища, 1894-1907 — ректор Пензенской ДС. С марта 1907 — священник церкви Вознесения Господня в Саратове. С 1910 по 1921 — наст. кафедр.собора св.Александра Невского в том же городе. В 1921 овдовел и принял постриг. 11.7.1921 хиротонисан в вик.еп.Балашовского. В 1922 уклонился в обновленчество, 28.9.1922 возведен обновленцами в сан "архиепископа" и назначен на Саратовскую кафедру. В июне 1923 запрещен в служении Патр.Тихоном. 4.11.1923 принят в Саратове "беглопоповцами" через миропомазание в сущем сане. Умер 23.8.1934.
  6. Переговоры с представителями "беглопоповцев" еп.Андрей начал уже с 1917. Тогда еп.Андрей согласился быть их епископом, но с тем, чтобы вся его уфимская паства осталась в его ведении. Для возсоединения с этим старообрядческим согласием был разработан специальный "чиноприем", согласно которому еп.Андрей сам себя должен был помазывать св.Миром, сохранившимся у "беглопоповцев" от Патр.Иосифа. Обо всех этих переговорах знал духовник еп.Андрея архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), и обо всем был осведомлен Патр.Тихон, которые и одобрили намерения еп.Андрея. Однако, в силу внешних обстоятельств переговоры удалось возобновить только через 8 лет, когда 28 августа 1925 еп.Андрей совершил над собой чин св.Мира, привезенного "беглопоповским" архимандритом Климентом. Позднее, в 1932, этот акт послужил к тому, что архиеп.Андрей, без всяких предварительных условий, вступил в общение с "белокриницкой" старообрядческой иерархией и ее главой архиепископом Мелетием (Картушиным), продолжая оставаться Уфимским архиереем и сохранять "полную свободу церковного делания везде, где это можно". Сам архиеп.Андрей считал это событием крупной церковной важности и, по крайней мере, идейным концом раскола, в чем и был поддержан практически всеми истинно-православными иерархами. — См.: Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиеп.Андрея. М. 1991, с.166-167, 196-198, 226-236.
  7. С рождения и до поставления в сан иеромонаха еп.Климент (Логгинов) являлся членом господствующей Церкви. В 1920-х был тесно связан с единоверием. К "беглопоповцам" перешел в 1925. В 1938 разстрелян.
  8. "Белокриницкие" — православные старообрядцы, приемлющие т.н. "белокриницкую" иерархию, начало которой было положено греческим митр.Амвросием Босно-Сараевским, принятым 28 окт.1846 в старообрядческое общество в местечке Белая Криница в Буковине.
  9. Мелетий, архиепископ Московский и всех древлеправославных христиан. В миру Михаил Поликарпович Картушин, род. ок.1859 в ст.Островской Области Войска Донского. В священника рукоположен ок.1886. В 1895 овдовел. 7.12.1908 рукоположен в еп.Саратовского и Астраханского старообрядческого. 30.8.1915 — архиепископ. В 1934 казнен.
  10. "Неокружники" — старообрядцы, разорвавшие общение с "белокриницкой" иерархией по причине изданного ею в 1862 т.н. "Окружного Послания", в котором выражалось наиболее умеренное вероисповедание. Начало иерархии "неокружников" было положено перешедшим к ним от "белокриницких" митр.Кириллом (Тимофеевым), поставившим в 1864 первого "неокружнического"' еп.Антония. В нач.1930-х "неокружническая" иерархия пресеклась.
  11. "Беловодцы" — старообрядческое согласие, в котором было распространено верование в существование легендарной страны — "Беловодья", в коей сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде с благоверным Царем и Святейшим Патриархом во главе. Предполагалось, что "Беловодье" находится на Востоке, куда и направлялось в поисках этой страны множество старообрядцев. Начало "беловодской" иерархии было положено в сер. ХІХ в. неким Антоном Пикульским, выдававшим себя за "епископа". Где именно, кем и при каких обстоятельствах он был поставлен, неизвестно. Большинство историков склоняются к тому, что Антон Пикульский являлся обыкновенным авантюристом-самосвятом, но существует мнение, что его все же рукоположили в Индии несториане, сохранившие в употреблении двоеперстие и по ошибке принятые "беловодцами" за древлеправославных архиереев.
  12. "Часовенники" — старообрядческое согласие безпоповского толка, выделившееся из поповцев в нач. ХVІІІ в. Оставшись на длительное время по причине гонений без священства, они продолжали отправлять службы мирским чином, совершая их, в основном, в лишенных алтарей часовнях, что позже дало имя сему согласию. "Часовенники" впоследствии восприняли ряд заблуждений "безпоповцев", однако, отличаются от них тем, что, не принимая к себе священства, верят в теоретическое существование иерархии, сохранившей благодать апостольского преемства.
  13. Возможно, автономность еп.Климента (Логгинова) не являлась его собственным самочинием. Можно предполагать, что архиеп.Мелетий, предвидя скорый разгром "белокриницкой" иерархии большевиками, благословил еп.Климента совершать тайные рукоположения и основать особую старообрядческую (или единоверческую?) катакомбную иерархию.
  14. "Поморцы" — безпоповское согласие, стоявшее у истоков всего старообрядческого безпоповского толка, утверждающего, что преемственное от Апостолов священство в Церкви совершенно пресеклось и провозглашающего некоторые другие еретические заблуждения. "Поморцы" отличаются от ряда других безпоповских согласий тем, что приемлют брак.

* Составлены редакцией Вестника ИПХ "Русское Православие".

Использованные источники

  1. Беседа с иноком Варлаамом. Август 1997.
  2. Беседа с хор-епископом Вавилой (Амосовым). Июнь 1997.
  3. Труды Всероссийских Соборов старообрядцев, приемлющих священство от Греко-Российской Церкви. Хвалынск. 1925.
  4. Постановления Собора Св. Древлеправославной Церкви Христовой... № 1. 1927, 28.
  5. Андрей (кн.Ухтомский), архиеп. История моего старообрядчества. — Вариант текста у М.Зеленогорского. Жизнь и деятельность архиеп.Андрея. М. 1991.
  6. 60 лет возстановления Древлеправославной Архиепископии. Брошюра. Новозыбков. 1983.
  7. Старообрядчество. Словарь. М. 1996.
Вестник “Русское Православие”, № 5(9), 1997, с.2-11.
Содержание
Hosted by uCoz