Владислав Григорьевич Петренко
Публикуется только первый (вступительный) раздел книги «Ad Memoriam» — воспоминания друзей и сотрудников. Материалы по археологии Северного Причерноморья (МАСП) издаются одесским археологическим музеем. Выпуск МАСП №14 выпущен в 2019 г. издательством «Ирбис», и посвящен памяти известного одесского археолога и моего троюродного брата Владислава Григорьевича Петренко, скончавшегося 5 июня 2017 года.
Наше знакомство с Владиславом Григорьевичем Петренко, тогда еще просто Владиком, состоялось в 1972-1973 гг. в экспедиции Г.А.Дзис-Райко. Она вела тогда раскопки античного городища у с.Надлиманское (Дзис-Райко, Охотников, Редина 2012). В экспедиции Ганны Александровны он был еще совсем юным молодым человеком — почти мальчиком 14-15 лет. Но уже тогда проявился его интерес к археологии. Вместе со своим другом Сашей Чумаковым они проводили собственные разведки по окрестностям села и нашли на одном из мысов две абсолютно целые древнегреческие амфоры. Но дальнейшие раскопки на месте их находки ничего не дали, и как там оказались амфоры, до сих пор неясно. Хотя сам факт говорит о многом. Владик в дальнейшем, как и мечтал в юности, стал археологом, а Саша переключился на абсолютно духовную жизнь. Сейчас он священник униатской церкви отец Олесь Август. Посетители Facebook часто встречают его на ленте.
Владислав же, окончив школу, поступил, подчиняясь воле родителей, в Одесский технологический институт холодильной промышленности. Став и даже проработав некоторое время инженером криогенной техники, он, тем не менее, археологию не забывал. И при первой же возможности стал заочно учиться на историческом факультете ОГУ, а в 1983 году был зачислен на должность младшего научного сотрудника по хоздоговорной тематике того же университета. С августа 1985 г. и до конца своей жизни он проработал в ОАМ НАН Украины.
Рис.1. Статуя Ахилла. Реконструкция В.Г.Петренко |
О том, что значила для него археология, можно судить по нескольким эпизодам. Как я уже говорил, мы познакомились в с. Надлиманском. Волею судеб после службы в СА в 1975 г. я начал вести раскопки на уникальном архаическом памятнике — Надлиманское III. Туда же определился и В.Петренко со своими друзьями и молодой женой. Мы провели несколько сезонов вместе, раскапывая это поселение и другие памятники по берегам Днестровского лимана: Надлиманское VI (Охотников 1983: 167-177), Затока I (Носова, Петренко 2008: 210).
Окончание экспедиции мы по традиции отмечали на Бугазе, проводя одновременно разведку близлежащих поселений, а вечером собирались у костра на берегу моря. Во время таких разведок я всегда удивлялся особому «археологическому чутью» Влада. Так, на Бугазе во время шурфовки он нашел терракоту, чуть позже, когда мы по просьбе Управления охраны памятников вели исследования поселения Граденицы III, еще одну, лежащую прямо на открытой поверхности.
Его тщательность, скрупулезность, перфекционизм в лучшем смысле этого слова проявлялись буквально во всем. Он готов был совершенствовать свои статьи буквально до бесконечности, как мы иногда шутили, «вплоть до последнего вагона». Это касалось и сборников Одесского археологического общества, секретарем которого он стал в 2009 г., сменив старейшего одесского археолога И.Б.Клеймана (Добровольный узник Аккерманской крепости 2008: 3-4).
Полевые работы В.Г.Петренко, особенно его раскопки поселений Усатово и Маяки, стали широко известны не только в Украине, но и за рубежом — в Японии, Германии, Канаде. В Онтарио, например, он участвовал вместе с коллегами в выставке, посвященной Трипольской культуре, а из Токио приезжали специалисты для того, чтобы ознакомиться с керамикой из Маяк. Особенно тесные связи завязались с археологами из Свободного университета в Берлине, где планировались совместные работы. Буквально до последних своих дней он готовил материалы к энциклопедии о культуре Триполье-Кукутень в Румынии.
Да, много различных событий связывало нас с Владиком. Последний раз мы работали вместе в «полевых условиях» на острове Змеином. Конечно, скорее это были не полевые, а морские условия, но это не мешало исследовать уникальный памятник, на котором когда-то стояло святилище Ахилла.
Часть предметов из него хранится в экспозиции местного музея. На Змеином мы были с Владиком дважды — и каждый раз он был в чрезвычайном восторге от увиденного на острове. У него сразу же появлялись несколько идей-гипотез об исследовании храма. По моей просьбе он сам сделал реконструкцию памятника Ахиллу, подножие от которого хранится у нас в музее (рис.1).
Собирались мы посетить остров и третий раз, но нелепая случайность... и мне больше не с кем, да и не хочется идти на Змеиный. Прощай, Владислав.
|
Ольвия 1979 г. В.Г.Петренко — второй слева. Из архива С.Б.Охотникова
Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Н.А.Некрасов |
Слова этого эпиграфа, которые в совсем другую эпоху были посвящены Н.А.Добролюбову, в силу печальных обстоятельств подошли Владиславу Григорьевичу Петренко. Когда человек умирает, это всегда горе. Но когда достойнейшая личность, каковой является В.Г.Петренко, казалось бы, в полном здравии и в расцвете лет совершенно неожиданно уходит из жизни при не вполне понятных обстоятельствах, боль утраты кажется еще более сильной. Жил человек своими проблемами, многочисленными намерениями, и вдруг все оборвалось — его нет... И не будет... Нет в семье, нет в музее, для коллектива которого Владислав значил очень много. Коллектив есть, но без Влада уже не тот. Не просто кого-то не хватает, — ущербнее стало. До сих пор иногда кажется, что Владислав когда-то вернется из какой-нибудь длительной командировки или из Крыма.
Я познакомился с Владиком в 1978 г. в археологической экспедиции в Надлиманском. Тогда мы были разных возрастных и социальных категорий: я — 15-летний школьник, он — 20-летний студент Одесского института холодильной промышленности. Владик сразу показался мне очень серьезным и солидным человеком. Честно говоря, амбициозности у него хватало (не скажу, что безосновательной). Неудивительно, что довольно долгое время Влад смотрел на меня свысока.
Фото 1. В.Г.Петренко (в центре) на раскопках поселения Вороновка II. Август 1983 г. Из архива Ю.А.Черниенко
Затем (1983-1985 гг.) была хозтема на историческом факультете Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова, раскопки поселения сабатиновской культуры Вороновка II, которые определили мой интерес к эпохе поздней бронзы. Тогда не так уже играла роль разница в возрасте. Статусы, конечно, были разными: я — студент дневного отделения упомянутого факультета, Владик — студент-заочник того же факультета, но при этом — начальник отряда экспедиции «Южный», младший научный сотрудник (фото 1). Но особенно впечатлял полевой профессионализм и компетентность Владислава, в частности, на фоне моего тогда еще весьма смутного понимания в полевой археологии. К раскопкам Влад относился чрезвычайно серьезно, что характеризовало его всю трудовую жизнь, был очень инициативным. Начальник экспедиции «Южный» А.Г.Загинайло высоко ценил деловые качества В.Г.Петренко и во многом на него полагался. В один рабочий момент раскопок поселения Вороновка II я обратился к Анатолию Георгиевичу с каким-то методическим вопросом. Будучи опытным полевиком, он без комплексов ответил: «Не знаю, спроси у Владика». С той поры последний стал для меня большим авторитетом. Я долго «смотрел в рот» Владиславу.
В 1984 г. В.Г.Петренко фактически руководил раскопками кургана у с.Старые Беляры. Последний оказался весьма интересным (Петренко 1991). С того же года Владислав начал самостоятельные исследования курганов в с.Усатово. О характерном для него трепетном отношении к сохранению археологического наследия свидетельствует, в частности, восстановление насыпи одного из раскопанных курганов.
Еще со студенческих лет я периодически советовался с Владиком по различным вопросам археологии, а он по возможности советовал. Например, прочитать монографию В.М.Массона (1976), полюбившуюся мне. Но Влад не делал вид, что знает все. Как-то еще на истфаке я что-то спросил у него по поздней бронзе Поднепровья. Владик сказал: «Не знаю. Я этим не занимаюсь». Ведь его главным научным интересом, делом всей жизни была усатовская культура.
С 1985 г. до последних дней жизни (июня 2017 г.) В.Г.Петренко работал в Одесском археологическом музее: сначала недолго экскурсоводом, потом младшим и много лет научным сотрудником отдела экспонирования материалов. С 1987 г. в том же музее работаю я. Последние несколько лет жизни Влада мы работали с ним в одном отделе. С 1986 г. Владислав руководил (с перерывами) раскопками известного многослойного памятника у с.Маяки, где главное место занимают комплексы усатовской культуры. Ценя Владика как грамотного полевика, я все хотел попасть именно в его экспедицию. Она состоялась в 1990 г. в Маяках. Я просил у Влада для себя максимальных возможностей для освоения полевой методики. И он дал то, что мог, как правило, считаясь и с моими мнениями, что я, конечно же, вспоминаю с благодарностью. При скромных финансово-кадровых возможностях мы самоотверженно исследовали глубокие рвы, забитые культурными остатками. Было нелегко, и особенно Владику как начальнику экспедиции. Побывавший у нас проездом в конце раскопок Е.В.Яровой сказал ему: «Ты выложился». Полагаю, что в отличие от В.Г.Збеновича, прежде использовавшего при раскопках данного памятника экскаватор. Не стану скромничать: стремившись овладеть методикой раскопок и стараясь сделать все, от меня зависевшее, я несколько облегчил участь Владика (что вспоминал и он). Когда мы вернулись в музей и забросили на склад последний спальник, Влад с облегчением вздохнул и, протянув мне руку, сказал: «Спасибо, друг!» Ничего подобного ранее не было. Несомненно, то было начало нового уровня взаимоотношений. Что ж, дух ответственности за археологические исследования делал нас в значительной степени единомышленниками. От таких, как В.Г.Петренко, С.А.Дворянинов, которого первый высоко ценил, мне передалось трепетное отношение к археологическим памятникам. Запомнился приезд Владика на курган в Мологу (Садовое) осенью 1990 г., как мы с ним добирались в Одессу через Белгород-Днестровский с посещением Тиры. Различных мелких эпизодов можно вспомнить немало.
Владислав был одним из тех, кто давал мне характеристику для получения Открытого листа. Судя по ней, Владик оценил мою скрупулезность и пр. Я нередко ощущал его товарищескую поддержку. Побывал Влад и на раскопе на поселении Грибовка II, помог мне разобраться в довольно сложной стратиграфии. Обращался я к первому и с немногочисленными трипольскими материалами с поселения Бугское 2 — он помог мне и как специалист-энеолитчик, определив соответствующий горизонт как Триполье ВII/СI и даже узрев неолитический черепок, и как художник.
Большое внимание В.Г.Петренко уделял проблемам охраны памятников археологии. Неслучайно в 1991 г. он был избран председателем научно-методической секции памятников археологии при совете Одесской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Так, осенью 2005 г. под руководством Владислава мы осуществляли экспертные работы под согласование выделения земельного участка в с.Усатово. Поработали дружно и с удовольствием.
Фото 2. На раскопках кургана у пгт.Беляевка. Июль 2006 г. В.Г.Петренко — второй справа. Из архива Ю.А.Черниенко
В мае — июле 2006 г. под руководством В.Г.Петренко я работал на раскопках кургана 2 у г.Беляевка. Как правило, мы трудились там лишь втроем, не считая бульдозериста (фото 2). А погребений оказалось куда больше, чем предполагалось. Были и существенные трудности с бровками, которые иногда по небрежности портил бульдозерист. Рано наступило жаркое лето. Но мы справились довольно успешно, хоть и с задержкой. Инженерное образование, умение чертить помогли Владику в поле, да и не только. Он говорил, что ему везло на интересные курганы. Не был исключением и второй беляевский (Петренко 2014).
Владислав смолоду казался мне (и не только!) мэтром в области энеолита и ранней бронзы. Наиболее весомый вклад исследователь внес в изучение усатовской культуры, продвинув вперед многие проблемы на основе исследований интереснейших памятников европейского значения. Уже приходилось писать (Владислав Григорович Петренко (7.04.1958 — 5.06.2017). 2017: 140-141), что, вопреки многолетнему пониманию усатовской культуры как позднетрипольской, В.Г.Петренко доказал другое происхождение первой — на базе Хаджидерской энеолитической группы и археологической культуры Чернавода I, элементы которой, кстати, выявил среди материалов Усатовского поселения, при тесных связях с Трипольем. «Я дарю ее (культуру Чернавода I. — Ю.Ч.) Украине!» — небезосновательно воскликнул он на одной из научных конференций. Городища Усатово и Маяки исследователь считал обрядовыми. Интересна его идея о том, что ранние ямники Северо-Западного Причерноморья — это была элита усатовского общества. По убеждению В.Г.Петренко, трипольские «площадки представляют собой масштабные плоскостные символические модели, образы где-то реально существовавших жилых и, не исключено, специализированных культовых сооружений. Это целостные сакрально-обрядовые объекты, а не полы или обрушенные перекрытия построек» (Петренко 2009: 28). Впрочем, об этом и другом лучше подробнее написать специалистам по энеолиту и ранней бронзе. Я же немного остановлюсь на занятиях Владислава концом среднего и поздним бронзовым веком. Прежде всего, это, конечно, активное участие в исследовании поселения Вороновка II (Загинайло и др. 1984; 1989а,б; Петренко 1984; Ванчугов и др. 1991). Насколько мне известно, основным вкладом В.Г.Петренко в коллективную монографию явился раздел «Жилые, культовые и хозяйственные сооружения» (Ванчугов и др. 1991: 12-33). Помещения и другие объекты охарактеризованы весьма обстоятельно. В свое время я не обошел вниманием упомянутый раздел (Черниенко 2000: 485-490, 492, 496). Точно не помню, но кажется, что развивавшаяся мною версия о том, что в архитектурных блоках поселения Вороновка II жили патронимии (Черниенко 2000: 499-500; Черниенко, Елисеев 2009: 74, 76), когда-то давно каким-то образом исходила от Владика. Но после публикации упомянутой монографии он неоднократно озвучивал мне мысль, отличную от мнений других авторов этой книги: Вороновка II — сугубо культовый памятник. Владислав думал написать об этом отдельно. Кстати, что-то подобное написала М.Пьенежек (Pieniazek 2011, - PDF-файл с этой статьей мне любезно предоставил В.Г.Петренко). Исследования в этом направлении только начинаются. Впрочем, уже приходилось упоминать (Черниенко 2016: 214) о неоправданной глобальной сакрализации археологических реалий в ряде работ исследователей, подмеченной, в частности, В.А.Ромашко (2013: 148). Владик говорил мне, что выделил архитектурный комплекс эпохи поздней бронзы (вроде бы сабатиновской культуры), похожий на вороновский, по документации раскопок Усатовского поселения. В.Г.Петренко одним из первых ввел в оборот данные палеоботаники по культуре многоваликовой керамики — отпечатки проса, пшеницы-однозернянки и ячменя на некоторых сосудах (Кузьминова, Петренко 1989: 120).
Исследователь отличался добросовестностью, целеустремленностью, любовью и бескорыстной преданностью своей работе. Влад был также добросовестным, порядочным, благородным, отзывчивым, культурным, словом, интеллигентным и светлым человеком, с которым было приятно и работать, в частности, в поле, и отдыхать, а общаться — чрезвычайно интересно. Нередко бывал веселым, любил юмор. Владислав пользовался заслуженным авторитетом среди коллег (в т.ч. зарубежных, с рядом которых он сотрудничал), да и не только среди них. Талантливости, профессионализму, эрудиции В.Г.Петренко как ученого, хоть он так и не защитил диссертации, над которой работал под руководством известного археолога Е.К.Черныш, могут позавидовать некоторые доктора исторических наук.
Влад отлично овладел компьютером, оказывал мне (в частности) соответствующую помощь. Одним из последних результатов воздействия Владислава на меня стал мой интерес к интернет-аукциону коллекционеров «Violity». Как это ни печально, все же лучше владеть какой-то информацией о находках «черных» копателей, чем ничего об этом не знать.
Сложные семейно-бытовые обстоятельства (жена с детьми жили в Крыму в связи с неудовлетворительными жилищными условиями в Одессе) усугубились после создания «границы» между полуостровом и материковой Украиной в 2014 г. Это всерьез сказалось на состоянии и судьбе Владика (он даже возобновил курение, все больше стал выпивать...). Страшно подумать, сколько по этим искусственным геополитическим причинам сломлено судеб жителей Украины! Сейчас так много «глобально» говорят о судьбах Украины, Европы, зачастую забывая о том, что за этим главным образом должны стоять судьбы большинства, т.е. простых смертных. Открытым Владик не был. Лишь в последние годы немного больше разговорился о личном. Говорил, что ему не работалось — депрессия. Впрочем, Владислав и тогда, конечно, работал. Например, над энциклопедией культуры Кукутень-Триполье, которая должна выйти в Румынии. Благодаря связям В.Г.Петренко с краеведами экспозиция Одесского археологического музея не так давно пополнилась уникальной киммерийской стелой.
В последние годы, бывало, после рабочего дня я не садился на ближайший к музею троллейбус, а часть пути был попутчиком Владика — прохаживались в сторону его дома, общались. Иногда подолгу задерживались, говорили об археологии, о том — о сем... Незадолго до смерти Влада вдруг стали вспоминать об очень старых знакомых, о которых давным-давно не вспоминали и трудно сказать, на каком они сейчас свете. Увы, всего этого никогда больше не будет. Останется лишь светлая память о Владиславе — Археологе и Человеке. И, конечно, результаты научной работы. Жаль, что многое осталось неосуществленным. Например, монография по Усатовскому комплексу, которой В.Г.Петренко посвятил много лет творческой жизни. Хочется надеяться, что это как-то будет доработано и введено в научный оборот.
|
В.Г.Петренко в зале первобытной культуры Одесского археологического музея. 2009 г. Фото Е.В.Ярового |
Весть о внезапном уходе из жизни Владислава Петренко, которого я всегда знал как Влада, оглушила и показалась неправдоподобной. Слишком нелепой и преждевременной показалась смерть этого активного и еще достаточно молодого человека. Кроме того, сравнительно недавно мы встречались, и он прекрасно выглядел и был полон самых различных идей и планов. Но, увы, эта информация подтвердилась: талантливый одесский археолог, мой давний друг и товарищ, ушел их жизни не дожив до 60 лет.
Кажется, Влада я знал всегда. Сейчас даже не могу вспомнить, где мы познакомились: то ли в Кишиневе, то ли в Одессе, то ли в одной из экспедиций. Но свои научные исследования начинали вместе и с давних, еще студенческих дней, знали друг друга и испытывали взаимную симпатию. Сегодня понимаю, что нас объединяла не только общность научных интересов и взлядов на жизнь, но и отсутствие конкуренции в научной тематике. Я занимался ямной культурой, а Влад изучал позднее Триполье, в первую очередь, усатовские памятники, а затем стал разрабатывать сложнейшие проблемы степного энеолита. Поэтому у нас всегда находились общие темы для обсуждения при отсутствии какого-либо научного соперничества. А для Влада это было немаловажно, так как он ревностно относился к своим научным разработкам и болезненно воспринимал любой плагиат.
Почти всю свою научную жизнь В.Г.Петренко посвятил Одесскому археологическому музею. Он не стремился делать карьеру, хотя и прошел все ее первые ступени: работал рабочим в экспедициях, затем лаборантом и научным сотрудником. Запомнился эпизод, когда в 1985 году я приехал в Одессу, чтобы получить внешнюю рецензию на свою первую монографию. Тогда один из ее рецензентов Иван Тихонович Черняков договорился с Петром Осиповичем Карышковском, что тот подпишет уже готовый отзыв. Встреча произошла в стенах Одесского университета в перерывах между лекциями. Когда мы выходили из здания истфака, к нему подъехала экспедиционная машина, из которой с ящиками в руках выскочили Влад Петренко и Слава Кушнир. Времени на общение у нас не было, и после взаимных приветствий мы разошлись в разные стороны: я — пить коньяк и обсуждать издательские вопросы со старшими коллегами, а ребята — заносить ящики с керамикой. После окончания университета я тоже таскал ящики с находками, но этот период в моей биографии продлился недолго. Поэтому в тот день, стоя за столиком в ближайшем кафе, пришел к выводу, что карьерный рост в Кишиневе проходит гораздо быстрее, чем в Одессе. Забегая вперед отмечу, что подобная практика была все же плодотворной: и Влад, и Слава в итоге стали знаковыми фигурами в археологии Украины. При этом сегодня В.Г.Кушнир не только доктор исторических наук и профессор, но и декан факультета истории и философии ОГУ, где когда-то носил ящики с археологическими находками.
В отличие от него, Влад так и не защитил диссертации. Думаю, что произошло это после того, как его тема практически полностью совпала с разработками одного из его коллег и ровесников. На одной из конференций в Киеве он даже снял свой доклад, когда выступивший несколько ранее визави озвучил аналогичные выводы. Впоследствии мы нередко обсуждали с ним эту тему. И всегда Влад утверждал, что не хочет тратить время и деньги на чисто бюрократические процессы, связанные с оформлением и защитой диссертации. Полагаю, что он был искренен в этом достаточно щепетильном вопросе.
Однако истинное наследие ученого оценивается не в званиях, должностях и наградах, а в научных публикациях и выдвинутых идеях. И в этом отношении В.Г.Петренко был одним из наиболее достойных представителей одесской археологической школы. Мне всегда импонировало не только его скрупулезное отношение к источникам, но и активное участие в полевых исследованиях. Значительную часть своей жизни он провел в палатках на раскопках и в музейных фондах, изучая коллекции из различных экспедиций. Успешно копал поселения, грунтовые могильники и курганы. Его издания усатовского могильника Маяки, Велико-Зименовского, Саратского, Старо-Белярского и других курганов, стоянки Гиржево и иных памятников отличаются не только качеством публикации, но и высоким уровнем анализа. А подобный симбиоз в отчественной историографии встречается не так часто. Думаю, что не ошибусь, если назову В.Г.Петренко наиболее крупным специалистом по степному энеолиту и позднетрипольским памятникам Северо-Западного Причерноморья за последние два десятилетия.
Работая над докторской диссертацией, я неоднократно консультировался с ним и неизменно получал ответы на поставленные вопросы или возможные пути их решения. Еще в 2012 году мы договорились, что он будет рецензировать и править мою монографию по раскопкам в Поднестровье. Ее издание затянулось, но в течение ряда лет я посылал ему главы и получал развернутые замечания. Объективный взгляд со стороны всегда необходим автору, поэтому я был благодарен другу за ответственное отношение к данной рутинной работе. О том, насколько серьезно он относился к ней, свидетельствует следующий пассаж из его письма: «Надеюсь, ты просмотрел текст по первой главе. Там главные правки — запятые, пунктуация вообще. Казалось бы пустяк, но они влияют на смысл. Кое-что подправлено в описании керамики. Я ее изучал у тебя в Кишиневе. Тут основной момент касается шнурового орнамента — это не треугольники, а углы, шевроны». Полагаю, что такие скрупулезные и точные замечания дорогого стоят!
Многие идеи В.Г.Петренко были подхвачены и развиты его коллегами, в то время как сам автор считал, что для их развернутой публикации необходимо еще немало времени. Столь профессиональное, и я бы сказал иногда чрезмерно требовательное отношение к своей работе привело к тому, что многие из своих разработок он так и не успел ввести в научный оборот. На его столь ранний уход, возможно, повлияли и политические процессы на постсоветском пространстве, которые он всегда принимал близко к сердцу.
Село Маяки. Лето 2008 г. В.Г.Петренко и Д.Энтони на мосту через Днестр. Фото из архива Д.Энтони
Для друзей и коллег В.Г.Петренко не было тайной, что он являлся патриотом ушедшей эпохи и неоднозначно оценивал новую главу в современной истории родной Одессы и Украины. При этом никому не навязывал и не афишировал свою точку зрения. «Думаю, происходящее — только "начало болезней", и нас ждут очень серьезные испытания. Но что делать — предвоенное время», — провидчески написал он в феврале 2015 года. Последнее время он жил между Одессой и Крымом, где находилась его семья. Подобная ситуация не могла не сказаться на работе. Выражая соболезновние по поводу ухода из жизни моего отца, Влад написал в апреле 2015 года: «Моему отцу пошел 91-й. Он, моя любимая работа, какое-никакое имущество — это то, что удерживает меня в родном городе... Ситуация такая, что планировать что-то долгосрочное нет смысла. Работаю по дому. Пишу понемногу. Вот и все пока. Настроение клонится в сторону уныния; гоню это от себя, как могу».
О том, что ситуация практически не изменилась, он сообщил через год, в январе 2016-го: «Моя жизнь движется своим чередом, всё по линии Одесса — Крым, и обратно. Ездить очень тяжело, и дорого тоже, но вариантов пока нет. Участвую в румынском проекте "Кукутень — Триполье". Вот, пожалуй, и всё». Но Влад явно скромничал: в его планах был дальнейший анализ усатовских материалов, периодизация степного энеолита СЗП и публикация полученных результатов. С этой целью он начал совместную работу по палеоботанике усатовской культуры с Г.А.Пашкевич и аспиранткой из Кембриджа и просил меня установить контакт с аналогичными российскими специалистами.
Постоянная неудовлетворенность и высокая требовательность к себе имела для Влада и обратную сторону. Я неоднократно приглашал его на конференции в различные города России. Он всегда соглашался и обещал прислать статьи или тезисы докладов. Но в итоге сообщал, что не успевает к указанным срокам. Я до сих пор сожалею об этом.
Последний раз мы виделись весной 2016 года. Будучи проездом в Одессе, я позвонил, и мы встретились на съемной квартире. За бутылкой сухого вина время прошло незаметно. Мы поделились последними новостями, наметили планы на будущее и договорились о более тесном сотрудничестве. Влад был в хорошем настроении, полон различных идей и излучал оптимизм. В итоге решили чаще встречаться и написать статьи для общего сборника. Расстались уже поздней ночью, и я проводил его до остановки. Настроение у нас было приподнятое, но возвращаясь в одиночестве по темным одесским улицам, я и представить себе не мог, что видел своего друга в последний раз! А вскоре он сообщил мне о своих ближайших планах: «Долговременных проектов не строю. С Одессой, как бы ни было, рвать связь не намерен. Мне еще нужно издать накопанное и осмысленное, главное, — Усатово. Я отдал четверть века своей жизни, чтобы разобраться, что там к чему».
Я убежден, что с Усатово он разобрался, но вот опубликовать результаты своей многолетней и кропотливой работы не успел. Невольно приходишь к выводу, что у каждого человека, видимо, есть своя судьба и свой отпущенный срок, предвидеть которые никому не дано! Печально, когда ученый с таким научным потенциалом уходит на пике творческого расцвета. Но он все же немало успел и оставил ценное научное наследие. Поэтому имя Владислава Григорьевича Петренко уже вошло в историю одесской археологии!
Канада. Ниагара. Ноябрь 2008 г. Фото И.В.Бруяко
Петренко В.Г. О семантике усатовской антропоморфной пластики // Северо-Западное Причерноморье в эпоху первобытно-общинного строя. Киев.
Дворянинов С.А., Петренко В.Г., Рынков Н.А. К изучению ориентировки ямных погребений // Древности Северо-Западного Причерноморья. Киев.
Петренко В.Г. Об ориентировке позднетрипольских погребений Северного Причерноморья // Археологические памятники Северо-Западного Причерноморья. Киев.
Петренко В.Г. Архитектурные особенности некоторых курганов Усатово // Материалы по археологии Северного Причерноморья. К.
Петренко В.Г. Каменная плита с изображениями из Усатово // Северное Причерноморье. Киев.
Петренко В.Г. Новые находки памятников искусства в Усатово // Памятники древней истории Северо-Западного Причерноморья. Киев.
Субботин Л.В., Петренко В.Г. Об архитектуре усатовских курганных сооружений // Памятники древнего искусства Северо-Западного Причерноморья. Киев.
Загинайло А.Г., Черняков И.Т., Петренко В.Г. Каролино-Бугазский могильник // Новые исследования по археологии Северо-Западного Причерноморья. Киев.
Зиньковский К.В., Петренко В.Г. Погребения с охрой в усатовских могильниках // СА. № 4.
Петренко В.Г. Культово-мифологические представления степных позднетрипольских племён // Религиозные представления в первобытном обществе. Тез. докл. конф. Москва.
Петренко В.Г. О генезисе степных позднетрипольских памятников // Актуальные проблемы историко-археологических исследований. Киев.
Петренко В. Г. Раскопки поселения и могильника Маяки // АО 1986. М.
Петренко В.Г., Сапожников И.В. Кремнеобрабатывающее производство усатовской культуры // Древнее производство, ремесло и торговля по археологическим данным. Тез. докл. конф. М.
Бруяко И.В., Карпов В.А., Петренко В.Г. Изменения литорали Северо-Западного Причерноморья с XX тыс. до н.э. (палеогеографические карты) // Комплексные методы исследования археологических источников. Тез. докл. конф. М.
Бруяко И.В., Карпов В.А., Петренко В.Г. О ритме палеогеографических изменений и смене культурных групп в Северо-Западном Причерноморье // История и археология Нижнего Подунавья (чтения памяти проф. А.И.Доватура). Тез. докл. науч.-практ. сем. Рени.
Загинайло А.Г., Ванчугов В.П., Кушнир В.Г., Петренко В.Г. Итоги исследования поселения поздней бронзы Вороновка II // Проблеми історії та археології давнього населення Україської РСР. Тези доп. XX Респ. конф. Київ.
Загинайло А.Г., Ванчугов В.П., Кушнир В.Г., Петренко В.Г. Охранные археологические исследования Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова и Одесского археологического музея АН УССР на Григорьевском лимане в 1983-1984 гг. // Воспитание историей. Тез. первой обл. истор.-краев. науч.-практ. конф., посв. 200-летию г.Одессы. Одесса.
Кузьминова Н.Н., Петренко В.Г. Культурные растения на западе Степного Причерноморья в середине III-II тыс. до н.э. // Проблеми історії та археології давнього населення Української РСР. Тез. доп. XX Респ. конф. Київ.
Петренко В.Г. Михаил Фёдорович Болтенко // 150 лет Одесскому Обществу истории и древностей. Одесса.
Петренко В.Г. Памятники энеолита и поворот эпохи к бронзовому веку в Северо-Западном Причерноморье // История и археология Нижнего Подунавья (чтения памяти проф. А.И.Доватура). Тез. докл. науч.-практ. сем. Рени.
Петренко В.Г. Усатовская локальная группа // Патокова Э.Ф., Петренко В.Г., Бурдо Н.Б., Полищук Л.Ю. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье. Киев.
Петренко В.Г. Усатовская статуэтка, найденная в Нижнем Подунавье // Археологические памятники степей Поднестровья и Подунавья. Киев.
Петренко В.Г. Энеолит и ранний бронзовый век Северо-Западного Причерноморья (буклет выставки). Одесса.
Островерхов А.С., Петренко В.Г. Стеклянные бусы из могил Усатово // Проблемы истории и археологии Нижнего Поднестровья. Тез. докл. и сообщ. научн.-практ. ист.-краев, конф. Ч.II. Археология. Белгород-Днестровский.
Петренко В.Г., Сапожников И.В. Орнаментированная зернотерка из трипольского поселения Гандрабуры // Раннеземледельческие поселения-гиганты трипольской культуры на Украине. Тез. докл. I полевого сем. Тальянки. 1990. Киев.
Петренко В.Г., Тощев Г.Н. Великозиминовский курган бронзового века // Охранные историко-археблогические исследования на юго-западе Украины. Одесса-Запорожье
Субботин Л.В., Петренко В.Г. Редкие памятники древних культур Подунавья // СА. № 3.
Бруяко И.В., Карпов В.А., Петренко В.Г. Изменение уровня Черного моря от эпохи камня до средних веков (по результатам исследования северо-западного шельфа) // Изучение памятников истории и культуры в гидросфере. Вып. 2. М.
Бруяко И.В., Назарова Н.П., Петренко В.Г. Древние культурные ландшафты на юге Тилигуло-Днестровского междуречья по данным аэрофотосъемки // Северо-Западное Причерноморье — контактная зона древних культур. Киев.
Ванчугов В.П., Загинайло А.Г., Кушнир В.Г., Петренко В.Г. Вороновка П. Поселение позднего бронзового века в Северо-Западном Причерноморье. Киев.
Петренко В.Г. К относительной хронологии усатовской группы // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. — V в. н.э.). Мат-лы международ. конф. (Кишинев, 1990). Киев.
Петренко В.Г. Курган бронзового века у с.Старые Беляры // Ванчугов В.П., Загинайло А.Г., Кушнир В.Г., Петренко В.Г. Вороновка II. Поселение позднего бронзового века в Северо-Западном Причерноморье. Киев.
Петренко В.Г., Дворянинов С.А. Новые данные о неолитическом поселении Майнова Балка // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья. (V тыс. до н.э. — V в. н.э.). Мат-лы международ, конф. (Кишинев, 1990). Киев.
Петренко В.Г. Курганы // Историческое краеведение Одесщины. Вып. 4. — Одесса.
Петренко В.Г. Опыт корреляции климатических и культурных ритмов // Северо-Западное Причерноморье. Ритмы культурогенеза. Тез.докл.семинара. Одесса.
Петренко В.Г., Шилов Ю.А. Новый усатовский памятник в междуречье Днестра и Южного Буга // Археологический вестник. № 3. Запорожье.
Малюкевич А.Е., Петренко В.Г. Усатовский комплекс с фигурными пронизями из кургана в низовьях Днестра // Древнее Причерноморье. КС ОАО. Одесса.
Петренко В.Г. Относительно места в степном энеолите ряда памятников Днестровско-Дунайского региона // Древнее Причерноморье. КС ОАО. Одесса.
Петренко В.Г., Полищук Л.Ю., Сапожников И.В. Новые археологические памятники в северных районах Одесской обл. (эпоха камня и медный век) // Древности Причерноморских степей. Киев.
Петренко В.Г., Сапожников І.В. Дослідження поселення Майнова Балка // АДУ 1991. Луцьк.
Петренко В.Г. Относительно систематизации памятников позднего периода культуры Триполье-Кукутень // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. — V в.н.э.). — Тирасполь, 1994.
Петренко В.Г., Алексеева И.Л. Могильник усатовской культуры у с. Ясски в Нижнем Поднестровье // Древнее Причерноморье. КС ОАО. Одесса.
Петренко В. Г., Сапожников И.В., Сапожникова Г.В. Геометрические микролиты усатовской культуры // Древнее Причерноморье. КС ОАО. Одесса.
Суботін Л.В., Петренко В.Г. Курганний могильник усатівського типу Жовтий Яр // Археологія. № 1.
Петренко В.Г. Контактная конвергенция и культурогенез в энеолите Северо-Западного Причерноморья // Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита — бронзы Средней и Восточной Европы. Тез.докл.семинара. СПб.
Петренко В.Г. Раннекурганные памятники на западе Причерноморских степей // История и археология Нижнего Поднестровья II. Тез. докл. конф. Белгород-Днестровский.
Петренко В.Г. К иконографии антропоморфных стел ямной культуры // Древнее Причерноморье. III чтения памяти проф. П.О.Карышковского. Тез. докл. конф. Одесса.
Petrenko W. 1996. Über die Entstehung der Usatovo-Kuitur // The Thracian World at the Grossroads of Civilisations. The 7-th International Congress of Thracology. Мау 20-26, 1996. Constanta — Mangalia — Tulcea. Romania. — Bucharest, 1996.
Петренко В.Г. Энеолитический курган у села Сарата // Субботин Л.В., Дзиговский А.Н., Островерхов А.С. Археологические древности Буджака. Курганы у сел Вишневое и Белолесье. Одесса.
Ostroverchov А., Petrenko V., Sapozhnikov I. 1998. Novaya Dolina // Bulletin de Thracologie recherches paleobalkaniques et carpato-pontiques. Vol. IV.
Ларина О.В., Петренко В.Г., Сапожников И.В. Культура линейно-ленточной керамики в Днестро-Бугском междуречье (по материалам поселения Майнова Балка) // ССПіК. VII.
Мовша Т.Г., Петренко В.Г. О Новоданиловских памятниках Нижнего Поднестровья и Подунавья // КС ОАО. Одесса.
Larina О., Petrenko V., Sapozhnikov I. Materialul ceramic al culturil ceramicii bandslinisre // Studia in honorem Ion Niculitâ. Chrisinâu.
Petrenko V., Bejlekchy V. Alexandrovka barrow. The burial site of the Usatovo culture elite // Funeral practices as forms of cultural identity (bronze and iron ages). 4-fh International Colloquium of Funeral Archaeology. Tulcea.
Петренко В.Г. Усатово, которое мы потеряли. // Историческая память. Историко-краеведческий ежегодник. Одесса.
Петренко В.Г., Островерхов А.С, Сапожников И.В. Новый курган эпохи энеолита-бронзы в Нижнем Поднестровье // ССПіК. X.
Петренко В.Г., Ковалюх Н.Н. Новые данные по радиоуглеродной хронологии энеолита Северо-Западного Причерноморья // Тришльські поселення-гіганти в Україні. Мат-ли міжнарод. конф. до 110-річчя відкриття трип. к-ри в Україні. Тальянки.
Петренко В.Г., Носова Л.В., Кожухарь В.К., Денисюк В.Л. Археологические исследования в Южном Поднестровье // АВУ 2001-2002 рр.
Петренко В.Г. Епонімне Усатове та проблема генезису усатівської культури // Трипільська цивілізація у спадщині України. Київ.
Сапожников І.В. Петренко В.Г. Карти для пошуків скарбів у Степовій Україні: Місця схованок запорожських козаків під Одесою // Національне картографування: стан, проблеми та перспективи розвитку. Київ.
Бондарь Р.Д., Петренко В.Г. О позднем энеолите в культурно-хронологической колонке городища Орловка // Carpatica. Вип. 31. Давня історія Карпато-Дунайського ареалу та суміжних регіонів. Ужгород.
Иванова С.И., Островерхов А.С., Петренко В.Г. Археология и история западного берега Тилигульского лимана// Причорноморський Екологічний бюлетень. № 2 (12). Одесса.
Бондарь Р.Д., Петренко В.Г. Городище Орловка: енеолітичні знахідки // Древнее Причерноморье. VI-е чтения памяти проф. П.О.Карышковского. Мат-лы международ, конф. Одесса.
Иванова С.В., Петренко В.Г., Ветчинникова Н.Е. Курганы древних скотоводов междуречья Южного Буга и Днестра. Одесса.
Носова Л.В., Петренко В.Г. Рекогносцировка правобережья Будакского лимана // КС ОАО. Одесса.
Петренко В.Г. Что такое энеолитические скипетры? // КС ОАО. Одесса.
Petrenko V. Ancient Trypilians in the Steppe Zone: Usatovo Sites // Mysteries of Ancient Ukraine. The Remarkable Trypilian Culture 5400-2700 ВС. Toronto.
Петренко В.Г. Проблема «Триполье и степь» и памятники энеолита — ранней бронзы Северо-Западного Причерноморья // МАСП. Вып. 9.
Петренко В.Г. Социальная модель и генезис «усатовской» культуры // Прадавні землероби Південно-Східної Європи. Київ — Тальянки.
Петренко В.Г., Кайзер Э. Комплексный памятник Маяки: новые изотопные даты и некоторые вопросы хронологии наличных культур // МАСП. Вып. 12.
Петренко В.Г. О погребальных памятниках усатовского типа на Тилигуле // Земледельцы и скотоводы Древней Европы. Проблемы, новые открытия, гипотезы. Киев — СПб.
Петренко В.Г. Стоянка Гиржево: некоторые новые и малоизвестные данные // Человек в истории и культуре. Сб. статей памяти проф. В.Н.Станко. Вып. 2. Одесса.
Петренко В.Г. Усатовская культура // Древние культуры Северо-Западного Причерноморья. Одесса.
Петренко В.Г. Второй беляевский курган // ССПіК. XVII.
Редина Е., Петренко В., Манзура П., Говедарица Б. Исследование Кошарского археологического комплекса // АДУ 2013.
Petrenko V., Gerling C., Kaiser E. Majaki — ein komplexes Denkmal der Usatovo-Kultur. Isotopendaten werfen neue Fragen auf // ЕА. Bd. 21.