В 1913 году 3 февраля скончался архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Ковальницкий).
В Одессе архиепископ Димитрий пробыл почти восемь лет и, несмотря на свой почтенный возраст и физическое недомогание, развил такую энергичную деятельность, что изумлял всех его знавших и общавшихся.
В Одессе архиепископ Димитрий, как ни в одном городе, сблизился с духовенством и светскими кругами, всем цветом тогдашнего просвещенного одесского общества.
По случаю 50-летнего юбилея церковно-общественной и ученой деятельности Димитрия, исполнившегося 1 октября 1909 года, Одесская городская Дума приветствовала «глубокочтимого и горячолюбимого архипастыря в день полувекового его многополезного служения, беззаветно посвященного охранению веры и укреплению начал православия среди обширной паствы в разноплеменной и разноверующей южной стороне». В ответ на приветствие Думы архиепископ отвечал городскому голове:
В горячей любви, какую засвидетельствовало мне представительство Одессы, я вижу естественный отклик на мою искреннюю любовь к нашему славному городу, на мою безраздельную заботу о духовном благе Одессы и всей, врученной мне Богом, южной паствы. Ваши пожелания дают мне крепкую поддержку ввиду многих затруднений, которые приходится преодолевать. Моя жизнь отдана Одессе. Я думаю одно с городской Думой: да цветет наша Одесса, да укрепится в ней оживляющий ее дух православия.
Одесский период архиепископа Димитрия проникнут широкой просветительской деятельностью. Это и определенно пастырская и церковно-общественная деятельность. Письменно воззвания и обращения Владыки к пастве замечательны. Особенно интересны в них так называемые «предложения», где архиепископ хотел бы вызвать чувство инициативы, причастности всех его пасомых к добрым начинаниям. Когда Димитрий окончательно вник в религиозно-нравственное состояние Херсоно-Одесской паствы, познакомился с местными деятелями, он твердо решил открыть в Одессе единый общеепархиальный центр. По мысли Владыки в нем должны были сосредоточиться все епархиальные благотворительно-просветительные учреждения. Епархиальный дом должен был иметь храм с конференц-залом для публичных лекций и докладов, епархиальную библиотеку, читальню, училищный совет с книжным складом, образцовую церковно-приходскую школу, Св.Андреевское братство с его миссионерскими задачами, редакцию епархиальных ведомостей, кассу взаимопомощи для духовенства, склады свечного завода, благотворительное общество дам духовного ведомства и гостиницу для приезжего духовенства.
Одесская духовная семинария |
Для скорейшего открытия Епархиального дома были использованы старые здания Одесской духовной семинарии. После строительства новых зданий старые здания не использовались, продолжая оставаться в ведении Святейшего Синода. Одесское духовенство выкупило их, и после капитального ремонта 8 апреля 1909 года сам инициатор — архиепископ Димитрий возглавил освящение водруженного святого креста на главном куполе храма в Епархиальном доме.
Особым «предложением» архиепископ Димитрий назначил и день освящения капитально отреставрированного Дома. В «предложении» Димитрий, как обычно, изложил историю замысла: «Епархиальный съезд 22 января 1908 года, — писал Владыка, — решивший приятие от Святейшего Синода старого здания Одесской духовной семинарии (угол Александровского проспекта и улицы Жуковского <по-советски> или Почтовой — И.И.) в собственность епархии для устройства в нем Епархиального дома, постановил: на будущее время день 22 января считать епархиальным праздником, совершать в этот день торжественное праздничное богослужение и молебен». Освящение храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского при Епархиальном доме и самого дома состоялось 22 января 1910 года.
Улица Почтовая на пересечении с Преображенской (слева виднеются купола Епархиального дома, а справа колокольня Покровской церкви) |
Много сделал архиепископ Димитрий и для действующего при Одесской семинарии Свято-Андреевского братства. Носившая частный характер, эта замечательная просветительная и миссионерская организация была преобразована в общеепархиальную христианско-просветительную и благотворительную. Братство в своей теперешней деятельности должно было учитывать религиозную и нравственную жизнь православных в Херсоно-Одесской епархии, сблизиться с нею, приобрести большую основательность в своем положении и стать жизненным и плодотворным. Андреевское братство также должно было иметь свой центр в Епархиальном доме. Новый устав братства был выработан и утвержден Синодом в октябре 1909 года. Кроме того, по благословению архипастыря и при самом живом его участии в учебный курс семинарии был введен новый предмет: «дикция, декламация и ораторское искусство (духовное и светское)».
Вернемся к трудам Владыки по благоустройству Херсонской епархии. Архиепископ Димитрий вошел бы в историю Одессы, если бы совершил только одно свое деяние — устройство Епархиального дома. Это начинание было достойно подражанию. О нем много писалось не только в духовной, но и в «скупой на благожелательное внимание к духовному миру светской печати». Все свои личные средства, громадную для того времени сумму — 100000 рублей — Владыка пожертвовал на устройство Епархиального дома.
Димитриевский Херсоно-Одесский Епархиальный дом |
Скромное епархиальное учреждение было преобразовано в крупнейший просветительный центр, объединявший в дружной работе все местные одесские силы. Епархиальный съезд духовенства Херсоно-Одесской епархии в заседании 22 января 1908 года заслушал указ Св.Синода, которым архиепископу Димитрию было сообщено, что Синод находит возможным уступить Херсоно-Одесской епархии старые здания Одесской духовной семинарии для устройства в них Епархиального дома за 300000 рублей с рассрочкой уплаты этой суммы из 4% на 30 лет.
Епархиальный съезд духовенства и постановил после этого «приобрести весьма дорогие по воспоминаниям для всего епархиального духовенства старые здания семинарии и особенно церковь, в которой получили воспитание многие поколения духовенства, в собственность Херсонской епархии для устройства в них Епархиального дома».
Мысль о необходимости устройства такого рода «епархиальных домов» была обоснована в обстоятельном докладе, представленном в Святейший Синод Высокопреосвященным Димитрием, когда он был еще на Казанской кафедре.
Одесса, при ее пестром составе жителей разных национальностей, различных вер и при «крайне беспокойном настроении населения», несомненно, нуждалась в таком церковно-просвятительном учреждении более чем какой-либо другой город. Главным в этом церковно-просветительном делании являлся храм. Церковной уставной службой направлялась и была проникнута вся деятельность дома. К храму примыкало крестильное помещение — баптистерий, зал для богословских и общедоступных бесед. При Доме — епархиальная библиотека и читальный зал, церковно-приходская школа, редакция епархиальных ведомостей. епархиальная типография, гостиница для духовенства, столовая для бедных, приют, приемный покой для больных.
Детище архиепископа Димитрия — классический комплекс Епархиального дома, дало «плод мног» за те немногие года, что были отведены ему до 1917 года.
По материалам одесской прессы
Раньше над этим зданием были купола — здесь располагалась херсонская духовная семинария
В начале XIX в. весь квартал Почтовой улицы от Александровского проспекта до Преображенской принадлежал купцу Ф.Л.Лучичу, который был знакомым Александра Пушкина и даже как-то передавал ему деньги.
А с 1 октября 1838 г. здесь разместилась Херсонская духовная семинария (увы, тогда Одесский уезд был всего лишь частью Херсонской губернии). Первым ректором был назначен профессор-законоучитель Ришельевского лицея архимандрит Порфирий (Успенский).
Семинария была настоящим оплотом просвещения. Например, из объявления конца ХIХ в.: «12 июня 1892 г. оканчиваются экзамены в семинарии, в этот день будут проходить экзамены по истории и обличению раскола, по древнееврейскому, французскому и немецкому языкам».
В духовной семинарии преподавал дядя Валентина Катаева — Николай Васильевич. Писатель вспоминал: «Он был статский советник... У него было несколько орденов, которые он любил надевать». Да, преподавателей в те времена больше жаловали, чем сейчас.
Время шло, семинарию переселили в отдельно построенное здание на Канатной улице, а на старом месте остался архиерейский дом с храмом Святого Дмитрия.
А после прихода в город большевиков, здесь в феврале 1920 г. устроили спортзал, а потом Гигиенический музей. В июле 1923 г. открылся Центральный клуб имени Воровского. Газета того времени пишет: «Там, где попы ковали долгие годы цепи религиозных предрассудков, теперь создается пролетарское искусство».
А сейчас по факту в этом здании располагается Дворец культуры строителей имени Леси Украинки (которая, кстати, жила на этой улице в доме № 27), а на самом деле помещения сдаются кому угодно — и мебельным салонам, и банку, и морским компаниям.
Современный вид Димитриевского Епархиального дома (2003 г.)
Архиепископ Димитрий, несмотря на свой внешне «мощный вид», на самом деле имел слабое здоровье. Дух его побеждал немощи плоти.
Еще в Киеве Димитрий страдал астмой и ишиасом, поражая всех своим терпением. Близкие Владыке люди свидетельствовали: «поразительно было видеть, как он, не имея сил по болезни ни ходить, ни сидеть, ни даже спокойно лежать, продолжал работать, согнувшись на диване и выбрав наиболее удобное наложение для страдающего тела».
В последние годы одесской жизни Преосвященный Димитрий часто вспоминал Киевскую академию и жаловался, что он забыт прежними сослуживцами этого рассадника духовного просвещения. С Киевской академии во время его ректорства «в значительной степени свалился прежний бурсацкий налет». Димитрий встряхнул академию сильно, от верху до низу. От этого встряхивания много пыли и сухих листьев свалилось с академического дерева... «Только любящее сердце могло так заботиться о родной своей академии, хотя эта любовь и не выражалась в сентиментальных порывах и как бы растворялась в гипертрофически развитом рассудочном мышлении и заботливости об общественном быте». Понятна становится и «забывчивость» прежних сослуживцев по академии. Мало оставалось к 1913 году ее ветеранов, а те, кто остался, жили «воспоминаниями о прошлом и надеждами на загробную будущность, а не живыми интересами современной жизни». В Одессе блестящий профессор, служивший академической кафедре более тридцати лет, каким был Ковальницкий, стал выдающимся церковным администратором. Здесь развернулись богатые сокровища его духа. В вопросах ответственных, имеющих первостепенную важность для социальных нужд Одессы и края, часто местная администрация обращалась к архипастырю. Его слово было наиболее авторитетным. Он ничего не делал непродуманно. Архиепископ любил повторять, что в кабинете над чисто научными вопросами легче работать, чем в области конкретной действительности, т.к. теоретические погрешности не так ощутимы, как просчеты, допущенные в жизни.
Киевская пресса писала о Владыке, как о человеке дела и долга:
Спокойно работаешь под руководством таких деятелей. Чувствуешь, что есть всегда сила, направляющая тебя и охраняющая. Чувствуешь себя так, как бывает в бурю и непогоду, когда укрываешься под могучим деревом-великаном. Ветер рвет и мечет, ветви раскачиваются во все стороны, листья срываются, а нам под могучим деревом спокойно.
Как вспоминали близкие Владыки, он ожидал смерти 2 января 1913 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, которого всю жизнь благоговейно почитал, как своего небесного покровителя. Утром 2 января архиепископ исповедывался и причащался Святых Тайн. Но Господь продлил жизнь архипастыря на месяц. В день праздника Сретения Господня Владыка Димитрий почувствовал приближение часа разлучения души с телом. Из Кафедрального собора привезли в архиерейский дом чудотворный Касперовский образ, отслужили молебен. Владыка исповедался и причастился. Очевидец так описывает последние часы жизни архиепископа Димитрия:
Облегченный от предсмертных страданий принятием Св.Тайн, архиепископ впал в забытье. Через два часа открыл глаза и отчетливо сказал: «Тяжело, но да будет воля Божия». Начали читать отходную. Во время чтения заметили движение руки, ищущей чего-то на груди. Преосвященный Иоанн взял крест — благословение матери архиепископа и вложил в правую руку. Умирающий сделал усилие приложить крест к лицу. После этого приложили к устам умирающего другую его святыню — крест со святыми мощами. Архиепископ облобызал и эту святыню. Дыхание Владыки становилось все слабее и в 3 часа 40 минут прекратилось.
По уставном приготовлении, одеянии и облачении в архиерейские одежды тело почившего архипастыря положили в металлический гроб. 3-го февраля почти непрерывно совершались панихиды. В 4 час вечера 5 февраля тело почившего перенесли из Крестовой церкви архиерейского дома в Кафедральный Преображенский собор, после чего, как и во всех одесских храмах, было совершено заупокойное всенощное бдение (парастас). После заупокойной литургии 6 февраля тело почившего архипастыря погребли в соборе, в правом приделе во имя святителя Николая на месте, примыкавшем к киоту чудотворного образа Касперовской Божией Матери. Погребение почившего совершал, но поручению Св.Синода, архиепископ Полтавский Назарий (Покровский), ученик Димитрия по Киевской академии, в сослужении трех епископов, всего одесского духовенства и массы верующих одесситов.
Прибавления к Церковным Ведомостям» сообщали в 1913 году: «С теплотой и сердечностью отнеслось православное население далекой нашей южной окраины — города Одессы — к памяти почившего своего архипастыря, скончавшегося в ночь на 3 февраля. Глубоко тронутый Мудрой заботливостью своего духовного вождя о вверенной ему пастве и щедрой его благотворительностью, православный народ разноплеменной и разноверной нашей Одессы, лишившись своего архипастыря, не переставал в течение сорока дней по его кончине возносить о нем теплые молитвы... и непрерывной волной посещая его могилу в Кафедральном соборе.
Далее те же «Прибавления» пишут, что в 40-й день по кончине архиепископа Димитрия — 14 марта — Одесса почтила его память особенно торжественным собранием «в основанном и учрежденном трудами и материальными средствами почившего» Херсоно-Одесском Епархиальном доме.
Из программы «ученого чествования» почившего архиепископа видна широта деятельности Димитрия, архиерея и гражданина.
Всех желающих присутствовать на собрании не смог вместить Херсоно-Одесский Епархиальный дом, несмотря на то, что его помещения были рассчитаны на несколько тысяч человек. В программе приняли участие лучшие «ораторские и певческие силы духовного мира Одессы». Их дала преимущественно Одесская духовная семинария.
После лихолетья, в которое не стало Преображенского Кафедрального собора, прах архиепископа Димитрия был дважды перезахороняем, и в настоящее время, наряду с другими выдающимися одесскими архипастырями, покоится на кладбище Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, что на Большом Фонтане.
Прииди, желающий ему поклониться и виждь.
Захоронение одесских архиепископов на кладбище Свято-Успенского мужского монастыря
Четвёртая могила - Архиепископа Димитрия (Ковальницкого)
Одесский Вестник № 64 (618) 30 апреля 1994 г. с.5 (с дополнениями)