Окончилась, брат., молитва св.Ефрема. Окончатся и наши собеседования о ней. Ужели кончится вместе с сим и дух молитвы и собеседований? — Да не будет! — ибо если так, то напрасно проведено здесь время; напрасно и мы выходили пред вас и расточали мысли и слова наши; напрасно и вы собирались в таком множестве, стояли не малое время в такой тесноте, следуя за нами взорами и мыслью вашей. Но, если виденное нами в вас во время св.поста может служить порукой за будущее, то мы вправе иметь не столь печальные надежды. Ибо что мы видели? Постоянное, усердное расположение к св.Церкви и слушанию поучений. Видели глубокое благоговение к предметам священным и внимание к делу своего спасения. Слышали частые вздохи при напоминании о грехах, были не раз свидетелями даже слёз ваших. Возможно ли, чтобы всё это рассеялось и исчезло, не оставив следа? Не наших каких-либо трудов жаль нам было бы при этом, брат. Много ли мы трудились и не вознаграждает ли подобный труд сам себя? Нет, нам жаль было бы в таком случае вас и душ ваших, ибо если бы хождение в Церковь и слушание поучений, продолжавшиеся столько времени, не оставили по себе никакого следа в наших нравах и жизни, то это значило бы, что сердца ваши подобны камням, на коих что ни сей, не дождёшься никакого плода, на коих, если что и всходит, то не имевши углубления в корне, скоро иссыхает потом — бесплодно. Это значило бы, что мы находимся в глубоком ослеплении и безжалостно обманываем самих себя: ибо когда наступит время поста, притихаем во зле, оставляем угождения плоти и рабство страстям, обращаемся, по-видимому, к Богу, а когда пройдёт пост и снова предстанет мир с его отравой, то бежим стремглав к сему врагу, пьём до дна подносимую нам отраву, отдаём ему в жертву то, что успели приобрести доброго.
Какого же плода, спросите, ты требуешь от нас, и что хочешь, чтобы произвели в нас беседы твои? Не наши беседы, возлюбленные. Если бы мы надеялись на своё слово и свой ум, то никогда не решились раскрыть пред вами уст своих. Но мы уверены, что с нами, на этом месте, всегда невидимо Тот, Кто избрал нас недостойных в дело служения и поручил нам слово спасения (2 Кор. 5:19). Кто даёт, когда нужно, уста и премудрость самым буиим мира, Кто словом своим может воздвигнуть от камени чада Аврааму, и из самого ожесточённого грешника соделать сосуд в честь. В нас есть уверенность, что когда мы совершаем священнодействие благовествования Христова, и оглашаем своими словами слух ваш, в то же время действует над сердцами вашими благодать Духа Святого, Того общего всех нас Наставника, который посредством рыбарей и мытарей обратил из тьмы в свет, из области сатаны к Богу целую вселенную, который может тронуть не только самое закоснелое во грехе сердце, но и переменить его на сердце новое, чистое и святое. При таких великих и всемогущих действователях почему не ожидать и действия могущественного и великого? Почему не ожидать самих чудес обращения? — В самом деле, разве рука Господня сократилась? Разве у Спасителя нашего не осталось для нас крови очистительной, а у Духа — огня просвещающего? — Не думайте же, что вы не обязаны ни к чему важному потому, что слушали человека, вам подобного. Пусть человек сей будет далёк от совершенства, пусть будет самим последним из грешников, но он вещал вам о имени Господнем, вещал не от себя, а от лица Спасителя вашего; вместе с Ним действовал на вас сам Дух истины и. Благодати. Пренебречь таким действием — значит забыть о спасении души своей.
Не забывайте же сего, возлюбленные! Не будьте подобны человеку, который посмотревшись в зеркало и увидев лицо своё и чёрные пятна на нём, вместо того, чтобы тотчас умыться, отошёл и забыл, что видел, и что надобно ему было сделать.
Изъяснимся прямее. Пред вами, по мере сил наших, изображены пороки, кои безобразят душу нашу, и коих потому всемерно надобно избегать Христианину. Изображены и добродетели, кои могут украсить всё существо наше, и кои потому самому надобно, во что бы то ни было, стяжать и хранить до конца жизни. Быть не может, чтобы не только наше слово, но и собственная совесть ваша, не говорила вам, что и в вас, как и в прочих людях, есть сии пороки, и немалый недостаток в сих добродетелях. Не должно ли после сего, если мы не почитаем за ничто и пороков и добродетелей, — принять все возможные меры к искоренению в нас первых, и к насаждению и укреплению последних?
Итак, кто любил доселе празднословить и кощунствовать, да научится отселе полагать словам своим вес и устам затвор. Кто любил предаваться праздности и губил драгоценное время в забавах, да изыщет полезное, сродное своему состоянию и способностям занятие. Кто увлекался слепо мечтами честолюбия, да возлюбит смирение и престанет гоняться за призраком хвалы мирской. Кто привык встречающиеся в жизни искушения, встречать ропотом и жалобами на свою судьбу, да встречает их отселе с преданностью в волю Божию, как врачевство полезное для души. Кто был в отношении к другим суров, жесток и не любовен, да приимет противный образ обхождений и действий. Кто забывал свои грехи, и любил смотреть на чужие недостатки, да престанет видеть сучец в очесе брата, и да научится извлекать бревно из собственного глаза.
Когда последует такая перемена с нами, тогда можно будет сказать, что настоящий св.пост прошёл для нас не без пользы, что мы не напрасно посещали храм, не напрасно слушали поучения. Тогда, и мы возблагодарим Господа, что Благодать Его удостоила нас послужить делу вашего спасения. А доколе не произойдёт сего, то, и окончив, по-видимому, дело, мы с вами стоим ещё на распутии между успехом и неудачей, между потерей и приобретением. Стоят без сомнения и светоносные духи добродетелей и мрачные духи пороков, и ожидают теперь, к кому из них мы обратим лицо своё, за кем пойдём вслед. Не заставим же, брат., их в недоумении долго взирать на нас. Что медлить? В чём сомневаться? Пойдём за Ангелами Божиими путём любезных им добродетелей в Царствие Божие, дабы, окружая нас и сопутствуя нам в продолжение жизни нашей, они явились к нам и при исходе из тела души нашей и сопроводили нас на лоно Авраамле. Отвратимся однажды и навсегда от тёмных ангелов греха и пороков, извергнем из души и сердца своего, чрез покаяние и исповедь, всё, что занято от них богопротивного и душевредного дабы в противном случае они не предстали у смертного одра нашего и не повлекли бедную душу нашу, как свою собственность, в глубины адовы.
Господь, давший силу немощи нашей возвестить вам путь истины и правды, да дарует и вам хотение и силу вступить на сей путь с бодростью и шествовать по нему без преткновения. О сём не престанем молить его Благость всегда, — доколе не оскудеет слово во устах наших.