2 (15) февраля
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа и по исполнении дней законного очищения Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь, вместе со св.Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, и во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленной ценой (Лев.12:7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее (Лев.12:2-4). По окончании дней очищения своего она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лев.12:6). Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев.12:7-8). А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна.[1]И в другой раз: Отдавай Мне первенца из сынов твоих (Исх.22:29). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая египетских первенцев, пощадил израильских (Исх.11:5-7). Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленной ценой, которая называлась выкупным серебром и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как об этом написано в четвертой книге Моисея (Чис.3:49-51). Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей.[2]
Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо по рождении своего плода не повреждается и не оскверняется, так и Дева по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденной и неоскверненной. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды — Христос. И дверь естественного рождения, чистотой запечатленной и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но, дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с этим исполненная смирения, Она не гордилась Своей нетленной чистотой, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц или двух птенцов голубиных, во всем проявляя смирение и любовь к нищете и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами (Мф.2:11), Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их по закону для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, — говорит евангелист Лука, — принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа (Лк.2:22); т.е. возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем написано, что всяк младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу (Исх.13:2). Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колени пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря: «Се Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (Евр.1:2) и с Которым вместе свету воссиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотью и кровью, принятою от Меня».
Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленной ценой, — пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражьей.[3]
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного законом обычая, в храм пришел руководимый Духом Святым старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с пришествием Мессии. Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешел от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не придет ожидание народов, Христос Господь (Быт.49:10). Точно так же окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня (Лк.2:26). Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошел и, приняв Его с неизреченною радостью и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своей кончиной, воспел пророческую песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром.
Не имел я, — как бы так говорил он, — мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил мир, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостной вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе — Избавителе своем. Отпусти меня, раба Твоего, после многолетних трудов успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Тайн, — Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал через пророка Исаию, сказав: Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу мою (Ис.46:13).
Иосиф и Пречистая Дева, слыша все сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к младенцу, не как к младенцу, но как к Ветхому денми [4] и, молясь, обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу — ибо он прозревал в Ней очами своими безмужнюю Матерь, Симеон произнес: Сей послужит на падение и восстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на восстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его, на падение — книжникам и фарисеям, ослепленным злобой, на восстание — простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего посрамит, — на падение ветхозаветного иудейского сборища и на восстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий,[5] ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, по слову пророка Иеремии, как бы целью для стрел (Иер.3:12), повесив на крестном дереве, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В то время безмужняя Матерь, — продолжал старец, — душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великой болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.
Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состарившаяся, — ей было восемьдесят четыре года; она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме.[6]
Слыша и видя все это, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не умолчали, но обо всем случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя.[7] Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного младенца Христа — Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой Иосиф с Пречистой Богородицей, исполнив в храме все требуемое законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет, а оттуда быстро скрылись в Египет (Мф.2:13-14). Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем (Лк.2:40).
Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана;[8] ранее же, хотя Сретение Господне и вспоминалось в Церкви,[9] но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник, как Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ее, в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пять тысяч человек в день, а потом по десять тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и некому было погребать самих господ. А в Антиохии[10] к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия — страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокие здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий, епископ Антиохийский,[11] задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование «ипапан—ти»,[12] т.е. Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со всенощным бдением и исхождением с крестами,[13] смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию и по молитвам Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от Нее Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.
Радуйся благодатная Богородице Дево, из тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты старче праведный, приемый во объятия свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Утробу девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи императора, егоже возлюбил еси, едине человеколюбче.
[1] Исх.13:2. По силе этого закона в память того, что в ночь пред исходом евреев из Египта Ангел Погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т.е. для служения при святилище. Когда же впоследствии для сего избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра.
[2] Священный сикль составляет на наши деньги около 50 копеек.
[3] По сказанию свт.Дмитрия Ростовского, святые отцы добавляют, что пророк Захария, родитель Предтечи, пришедшую в храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи при виде этого начали выражать негодование, Захария, став пред ними, возвестил, что эта Матерь и по рождестве есть Дева чистая. Когда же они не поверили этому, Захария сказал, что человеческое естество, как и всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках находится устроение Своей твари, как угодно Его изволению, а равно и устроение того, чтобы Дева родила, и по рождестве пребыла Девою: по сему и я сию Матерь не устранил, — сказал он, — с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев.
[4] Под образом ветхого денми, т.е глубокого старца, видел Бога пророк Даниил (Дан.7:9-13) В Священном Писании старость иногда служит символом вечности Божией.
[5] В предмет пререкания, в спорное знамя, — образ взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь стал знаменем пререкания в том же смысле, что одни — неверующие — силились уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия), другие же — верующие — стояли и стоят под этим знаменем и за него ратуют.
[6] Из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждой на скорое явление Обетованного Мессии, истинных израильтян, которые, без сомнения, возрадовались радостью великой, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.
[7] Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавии Августе, в 40 г. до Р.Х., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
[8] Император Юстиниан Великий царствовал с 527 до 565 года. Указ о торжественном праздновании Сретения Господня по всей империи издан был им в 542 году.
[9] На этот праздник есть указания в сочинениях отцов Церкви III, IV и V веков.
[10] Здесь разумеется Антиохия Сирийская — один из древнейших и богатых городов Сирии, столичный ее город; лежит при р.Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное море. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства и как мать христианских церквей из язычников. В настоящее время Антиохия представляет собой небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10-ти тысяч жителей.
[11] Евфрасий был епископом Антиохийским от 523 до 527 г.
[12] Ύπαπαντη — с греч. и значит сретение, встреча.
[13] В память прекращения язвы, бывшей в Константинополе, и страшного землетрясения в Антиохии в некоторых местах принято Церковью исходить с литиею перед литургией вне обителей и во время этого крестного хода воспевать стихиры праздника и канон, по обычаю; а по возвращении в храм совершать литургию.