Пречистую, Преблагословенную Деву Марию недавно в праздник Благовещения Архангел Гавриил приветствовал словом радуйся. Ныне же мы, подражая ему, многократно повторяем нашей Владычице это ангельское приветствие: «Радуйся, радуйся, радуйся, Невесто Неневестная».
В то время Бог сошел к людям на землю через Богородицу, как через лестницу. «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог!» (акафист Пресвятой Богородице). Ныне же Богородицей приходят люди к Богу, как мостом. «Радуйся, Мосте, приводящий сущих на земли на небо»!
В то время Слово стало плотью (Ин.1:14), ныне же плоть наша от духовной радости разливается в словах, говоря с Давидом: Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге Живом (Пс.83:3) и о Богородице, Которая есть Мать жизни.
В то время Дух Святой сошел на Богородицу и осенил Ее, ныне тот же Дух Святой, неотступно живущий в Божией Матери, нас, поклоняющихся, осеняет благоутробием Богородичным, как «древом благосеннолиственным» (см. акафист Пресвятой Богородице). Мы же, припадая к престолу благодати Пресвятой Девы и повторяя сладкозвучными голосами радостную песнь, воспеваем: «Радуйся, Невесто Неневестная». Будем же воспевать эту песнь не только гортанью и языком, но умом и духом. Хочу и я, худоумный, поразмыслить о значении слов этой песни и разъяснить в нынешней моей беседе к вашей любви, при Господнем содействии и подкреплении слова (Мк.16:20).
«Радуйся, Невесто Неневестная!»... Возлюбленные слушатели! Невеста Неневестная, говоря проще и яснее, Дева Неискусобрачная, не познавшая мужа. Как только произнес я это слово — «Дева», тотчас пришли мне на ум те пять мудрых дев, вспоминаемых в Евангелии, которые вышли навстречу жениху с горящими свечами, и я говорю про себя: есть ли в числе тех мудрых дев и Пресвятая Дева? Дух же мой говорит мне: и есть, и нет. Есть, ибо учителя церковные, как например, св.Андрей Критский, называют ее мудрой Девой; нет же потому, что Она несравненно превосходит тех, как об этом воспевает Церковь: «Радуйся, премудрых превосходящая разумом!»
Придите же сюда, пять мудрых евангельских дев, и поклонитесь Сей Премудрой из всех, в Которой сокрыты сокровища премудрости и разума Божия. Какая же премудрость Сей мудрой Девы? Мы считаем мудрость превосходнейшей и яснейшей тогда, когда она не только сама знает то, что знает, но и вразумляет других, то есть невежд, безумных и глупых, — вразумляет, просвещает и умудряет их. Такова и есть премудрость Пречистой Девы, умудряющая безумных, что видно и из Божественного Писания.
В паремиях, часто читаемых в похвалу Ей в Богородичные праздники, вспоминается некий дивный пир Премудрости Божией: Премудрость заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч.9:2). Посмотрим же сюда и вникнем: для кого уготовляет Премудрость Божия тот пир? Кого призывает? Кто будет гостем на том пиру? Кого станут потчевать? Я думал, что премудрость призовет на свой пир мудрых людей, философов, богословов доброгласных. Думал я, что Премудрость, царствующая и говорящая: Мною цари царствуют (Притч.8:15), — призовет на свой пир царей, князей, владык, а все они — головы разумные. Думал я, что хотя бы тех пять мудрых евангельских дев призовет, чтобы их почтить за девство их и мудрость.
Но что же я вижу? Намерения Премудрости Божией совсем иные: не призывает она ни любомудрых дев, ни царей, ни князей, управляющих странами и городами с мудростью и разумом, ни философов, ни богословов. Мудрые ведь сами знают, что добро, и сами успеют на тот пир, если захотят. Кого же она призывает на тот пир? Мы слышим: Послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» Кто глуп, кто безумен, кто несмышлен, идите на пир. И скудоумным она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч.9:3-5).
Поистине тот пир Премудрости Божией удивителен, необычен и даже противоположен обычаям человеческим. У людей если кто объестся до сытости или сверх насыщения, да к тому еще и вином упьется, то и последнего ума лишится, оглупеет; тогда и мудрый станет безумным. Один старец в Патерике рассказывает о себе, что он знал наизусть всю Библию с толкованием, когда же насытился хлебом до крайности, то все забыл. Вином же и святой апостол Павел не велит упиваться, говоря, что в нем есть нечто такое, что сводит с ума (см. Еф.5:20). Хлеб же и вино премудрости Божией не такого действия. Она если кого накормит, напоит, если даже упоит, согласно написанному: Упиются от тука дома Твоего (Пс.35:9), — то такой не обезумеет, но еще больше научится разуму и мудрости, как об этом говорится: Оставьте безумие, и живы будете, и воцаритесь вовеки (Притч.9:6).
Премудрость как бы говорит: только покушайте моего хлеба, только выпейте из моей чаши, вы тотчас оставите безумие, тотчас научитесь разуму, и будете царствовать над вашими страстями. Ибо сила пищи и питья премудрости Божией не такая, как у кушаний и чаш земных пиров, ибо последние в людях превращаются в страстную и похотливую кровь, тогда как та — в бесстрастное, чистое и девственное устроение, которое святой пророк Захария в переводе блаженного Иеронима вспоминает, говоря: Что добро ее и красота — только пшеница избранная и вино, рождающее дев(Зах.9:17).
Вникнем в это слово: Вино, рождающее дев. Где-то вино порождает нечистоту, а здесь происходит от вина сама чистота, девство. Какова мать, такова и дочь. Лоза премудрости приносит мудрый плод и вино, порождающее мудрость. Поэтому кто безумен, пусть направится к ней, ест ее хлеб и пьет ее вино: тот поистине умудрится и оставит безумие.
Все это, сказанное о том пире, приличествует мудрой Деве, Пречистой Божией Матери, ибо Она — Подруга премудрости Божией, Она — сокровище Его Промысла. Она-то и уготовила Церкви Трапезу, составила пир, на котором закаляется, раздробляется и дается в пищу рожденный от Нее Агнец, на котором почерпается Чаша спасения и из нее напояются верующие, и кто был глуп, тот избавляется от безумия, получает разум и мудрость.
Здесь мы спросим так: кто бы был на свете настолько безумным, чтобы его поистине безгрешно можно было назвать безумным? Я думаю, что книжные люди, проходящие только внешним образом философию, скажут о некнижном и неграмотном: «Это простак и невежда». Художники, искусные в своих делах и славные в своем художестве, о людях, не знающих такого же художества, скажут так: «Не умеет он ничего». Люди коварные, пронырливые, умеющие из неправды сделать правду и наоборот, видя незлобивого сердцем и простого человека, скажут: «Глупец он».
О люди! Не верю я вам. Посмотрите между собой: достаточно безумных вы найдете среди вас самих. О философах апостол говорит так: Называя себя мудрыми, обезумели(Рим.1:22). Художникам некто из Патерика говорит следующее: «Дело ваше для вас — настоящее дело, а дело Божие, как пустое дело». А ведь Сам Христос, заступаясь перед коварными за незлобивых и простосердечных людей, призывает их к Себе: Незлобивые, — сказано, — и праведные объединились со Мною (Пс.24:21). Отзовись же свыше и ты, святая правда, говоря: Лживы сыны человеческие в неправильных весах (Пс.61:10).
Но как же быть? Кто на свете поистине безумен? Некто из богомысленных так говорит другу своему: «Если ты все знаешь, а Бога не знаешь, то ты ничего не знаешь; если же ты ничего не знаешь, Бога же знаешь, то ты все знаешь». Или, проще говоря: если бы ты прошел всю внешнюю мудрость, всякую науку и всякое художество, но не знаешь Бога и ленишься угождать Ему, то ты ничего не знаешь, ты простак, ты глуп; если же ты не знаешь ни одной из земных мудростей, но Бога знаешь и угождаешь Ему неленостно, то ты премудр.
Посмотрим же теперь, как мудр тот, кто угождает Богу, и как прост и невежественен тот, кто не умеет угождать Богу.
Святой Каллист со слов святого Иоанна Златоуста в одном из воскресных слов говорит так: «Всякий грех — это безумие, и всякий грешник — безумец». Этот святой еще яснее показывает, кто безумен. Грешник, притом грешник нераскаянный, не желающий обратиться к Богу, но впадающий во все большие и тяжкие грехи, согласно написанному у Соломона, когда впадет нечестивый в глубину зол то вознерадеет,такой грешник поистине безумен. Почему же он безумен? Потому что знать о смерти, знать о Страшном Суде и геенском наказании и всего этого не бояться — это крайнее безумие. Кроме того, слышать о небесном царствии, о вечном воздаянии, уготованном для любящих Бога, и не желать всего этого, — вот крайняя степень глупости, и поэтому такой грешник поистине безумный. Теперь я обращу мою беседу к Пресвятой Богородице.
О Пресвятая Богородице Дево! Кого Ты призываешь на пир Свой? Неужели безумных? Неужели грешников? Ведь Ты мудра и даже премудра, — что Тебе до безумных? Ты Чиста и даже Пречиста, — что Тебе до оскверненных? Ты Праведна и Преподобна, — что Тебе до грешников? Твое общество — с Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, ибо Ты «честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов». Твое содружество со святыми патриархами, с пророками и апостолами и прочими святыми, ибо «Ты поистине выше всех святых, Дево Чистая». Какое же у Тебя может быть общение с грешниками? Что за дело Тебе до них?
Поистине же есть дело. Какое же? Посмотрим! Христос Господь разделил Свое словесное стадо на два стада: овцы особо, козлы особо, то есть иное праведники и иное грешники. Если же теперь овцы с козлами живут вместе, и если теперь, при жизни на земле, нельзя распознать, кто овцы и кто козлы, зато в Божьем предустановлении одно — овцы, а другое — козлы. Все составляют одно стадо Божие, как грешники, так и праведники, согласно написанному: «Праведныя любяй и грешныя милуяй».
Он любит Своих праведных угодников, но и грешников щадит, ожидая их исправления. Для них обоих Господь ищет пастыря. Кто же будет пасти овец? Святой Петр, ты паси овец Моих, паси агнцев Моих (Ин.15:16). А кто будет пасти козлов? Но не слышим мы в Евангелии о пастыре для козлов. Неужели поэтому будем думать, что козлы пойдут без пастыря самостоятельно и погибнут? Нет, и козлы имеют своего пастыря. Кого же? Пречистую и Преблагословенную Деву Марию. Послушаем, что вещает Ей Святой Дух в Песни песней: Прекраснейшая из женщин, иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн.1:7),— то есть: о благословенная в женах, иди вслед за стадом, взирай свыше на христианские народы, паси козлов Твоих — грешников — у кущей пастырских, то есть во святых Церквах вселенной, управляемых благочестивыми пастырями. Козлы же эти — Твои, а не кого иного, Тебе одной они вручаются для призрения. Ты их снабжай всем, защищай, отгоняй от них адских волков, чтобы их дерзко не похитили. Руководи ими к спасению, принимай их молитвы, слушай молитвы грешников.
Вот мы видим, что и козлы имеют своего пастыря, имеют Агницу Непорочную, Пречистую Деву.
Что же Она делает? Как пасет Своих козлов? Она старается сделать их из козлов овцами. Зная же, что невозможно им стать овцами до тех пор, пока не оставят своего безумия, приготовила им такое пастбище, которое обладает дивной силой: если кто из безумных вкусит от него, тотчас делается мудрым и из козла становится овцой. Она приготовила им Свою Трапезу и призывает их с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» Дело Матери Божией в отношении грешников, Чистой Девы в отношении беззаконных, состоит в том, чтобы сделать их целомудренными, чтобы образумить их и наставить ко спасению.
Будем же, грешники, иметь добрую надежду, ибо имеем доброго пастыря, Пречистую Деву Послушаемся Ее голоса, пойдем на Ее призыв, на Ее пир. Вкусим от сладостей Ее пастбища и, воздавая Ей благодарение, будем усердно повторять эту радостную песнь: «Радуйся, Невесто Неневестная!»
Невеста Неневестная, то есть Дева Нетленная и, кроме того, мудрая, имеет через это не меньшую славу, ибо Ей уподобляется само небесное царство. Подобно будет, — сказано, — царство небесное девам (Мф.25:1). Неужели мы, слушатели мои, погрешим, если в похвалу девическую скажем: «Уподобилась Дева небесному царствию»? Поистине не согрешим, но даже воздадим Ей особенную хвалу, по примеру Давида, который говорит: Я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе (Пс.70:14).
Царство небесное подобно деве, и дева подобна царству небесному. Как же это? Посмотрим. В царствии небесном ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф.22:30). Потому-то и подобно царство небесное Деве Неискусобрачной, Невесте Неневестной. Дева и, по словам апостола, дева Господня незамужняя, заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом (1 Кор.7:34). И поэтому дева подобна царствию небесному. Если в небесном царстве есть Ангелы, то и дева, по свидетельству святого Киприана, — часть ангельская: несомненно, можно поставить деву в ряду Ангелов. Между Ангелом и девой не найдешь различия, только одни крылья отличают их: Ангелы с крыльями, дева же без крыльев. Отними же у Ангела крылья, он будет девой, и придай деве крылья, она станет Ангелом.
Сказав, что царство небесное подобно деве, а дева — царству, рассмотрим теперь чин царства, чин Ангелов и чин девы. Чин небесного царства, управляемый Единым Богом в Троице, разделяется на три ангельские иерархии, на три дивных лика святых угодников Божиих, на три полка, по числу трех славнейших небесных венцов, названных золотыми: на полк девственников, полк учителей и полк мучеников, как об этом согласно говорят все богословы. Дух же внутри говорит: если царство небесное имеет свои полки, свое воинство, то необходимо и деве, как некоему храброму мужу, облачиться в свою броню, вооружиться на брань, чтобы не было в небесном царстве чего-либо отменно различного.
Я скажу, что вполне прилично и не странно будет деве вооружиться на брань. Вспомним ветхозаветное. Когда одна красивая девушка Суламита была приведена в палатку Соломона на смотр, то когда она входила, некто, присматриваясь к ней со стороны, сказал другому: Что вам смотреть на Суламиту? (Песн.7:1). Это значит: что ты видишь красивое и особенное у этой девицы, ведомой к царю? Другой же ответил: лики, полки; вижу воинство, устроенное на брань, вижу дивную вещь в девице, уготованной на царский брак, утварями же драгоценнейшими украшенной. Он видит воинство, полки, видит полки, устроенные в лики, а лики в полки. Дивная вещь! Две противоположные вещи усматриваются в одной деве: лик и полк. Лику подобает ликовать, веселиться, полкам же надлежит творить брань с врагами. Лик и полк вместе! Такой же подобает быть и деве, чтобы Она не только ликовала своим девством, но чтобы и крепко ратовала о неповрежденности своего девства.
Не тратя времени на подробное и буквальное толкование той истории, в которой говорится, что на браке Соломоновом были лики и полки (лики веселились с царем, полки же оберегали здравие царя), я перехожу к духовному толкованию.
Суламитская дева была в то время образом небесного царствия, ибо слово «Суламитянка» толкуется как мирная, совершенная или воздающая. Где же лучший мир, где высшее совершенство, где большее воздаяние, как не в небесном царствии? Если бы кто меня спросил, что я вижу моими духовными очами в той мысленной девице, в том девоподобном царстве небесном, то я ответил бы: лики и полки. Вижу Ангелов в трех иерархиях, и каждую разделенною на три чина. Вижу под тремя золотыми венцами три дивных лика девственников, учителей и мучеников. Все они ликуют о Господе, и все они ополчаются на супостатов за честь Господню — совершить мщение над народами (Пс.149:7). Помнит небесное царствие бывший в нем давно случай, когда поднялась в нем внезапная борьба: Произошла на небе война (Откр.12:7). Поэтому оно не только ликами ликовствует, но и полками вооружается. Лики и полки — вот чины небесного царствия.
Каков же теперь чин Невесты Неневестной, непорочной Девы? Она по подобию небесного царствия имеет Свои полки и лики. Когда Она в покое, в мире, тогда ликует, если же нападает супостат, Она вооружается на брань. В особенности о Пречистой Деве я скажу, что Она имеет Свои особые ликования и ополчения. Она ликует славнее всех святых и вместе со всеми святыми: вот каково Ее ликование. Ополчается же Она видимо и невидимо, защищая на земле воинствующую Церковь: вот в чем Ее ополчения.
Вот и в нынешний праздник слышатся акафистные похвалы, приносимые Ей верующими во всей вселенной: «Радуйся, радуйся!» Вот Ее ликование. Вспомним и бывшую благодаря Ей победу под Царьградом над каганом, вспомним, как Она тогда поразила бесчисленное воинство в кораблях огненным градом и потопила его, — вот Ее ополчение, ибо Ею создается победа, Ею поражаются враги. Потому и называется Она Церковью «Взбранной Воеводой», то есть облаченной в броню, вооруженной оружием. Она — Дева и Воевода, ибо имеет и девические лики, и воинственные полки. Она имеет вместе и три золотых венца: девства, мученичества и учительства. Девства, ибо, по свидетельству о Пресвятой Богородице святого Епифания, Дева не только телом, но и духом, и чистотой много превосходит Ангелов; учительства, ибо, как уже выяснилось, Она и безумных научает разуму; мученичества, ибо, стоя под Крестом Христовым, Она так сильно сострадала со страждущим Сыном Своим и Богом, что праведный Симеон даже предсказал так: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк.2:35). Кроме того, обо всех девствующих (за исключением Богородицы) можно сказать, не погрешая, что строгое хранение девства — это мученичество, хотя и без крови.
Теперь стал ясен нам чин девы, подобный небесному царствию.
Да славится же небесное царство, как подобное деве!
Да будет прославлена и дева всякая, ибо она подобна царствию небесному.
До сих пор мы беседовали о Невесте Неневестной и по силам нашим уразумели силу и значение акафистных слов: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Теперь же я закончу слово мое. Мне кажется, что не всякий будет помнить сказанное мной, разве только человек книжный, а простые и некнижные люди, вероятно, уйдут, не получив пользы. Поэтому и им скажу я нечто, достойное памяти. Слушайте, все грешники (среди которых я — первый; см. 1 Тим.1:15), и к вам, как и к самому себе, обращаюсь с такими словами: будем повторять ангельское приветствие Деве: «Радуйся», будем читать акафист, припадем к Владычице нашей и помолимся Ей. Мы ведь не воздерживаемся от грехов наших и не приходим к истинному покаянию. Что же нам думать: будут ли угодны Пресвятой Деве Богородице наши молитвы, пение и поклонение? Рассудим об этом.
Если бы кто, видя мать, держащую на руках единственного своего сына, похитил его из ее рук, бросил на землю и стал попирать ногами; если бы перед материнскими очами он проколол ребенка в сердце, а потом приступил бы к ней и, кланяясь, сказал: «Радуйся, здравствуй и будь милостива ко мне!» — будет ли угодно матери такое поклонение убийцы? Рассудите сами. Конечно, не будет.
Мы же, нераскаянные грешники, какие тяжкие грехи совершаем и как часто Сына Девы, Христа Господа нашего, похитив из рук Пренепорочной Матери, повергаем и попираем?! Как часто мы Его пронзаем, снова распиная Сына Божия (Евр.6:6). Видит все это Матерь Божия! Мы же, вторично распяв Ее Сына, припадем к Ней и говорим: «Радуйся, будь милостива к нам!» Не больше ли этим прогневляем Ее и обновляем сердечную рану, бывшую у Нее некогда под Крестом? Будем это хорошо помнить и, прежде всего, примиримся с Богом; тогда мы умилостивим и Богородицу. Тогда только Ей будет приятно наше пение, благодарение, поклонение и хваление! Тогда угодно будет Ей наше приветствие «Радуйся!». Теперь же мы возопием к Ней: «От всех нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Аминь.