При слушании и чтении священной истории земной жизни Господа нашего Иисуса Христа невольно является недоумевающий вопрос: «Как могло статься, что иудеи не уверовали в Спасителя после всех неисчетных и безмерных чудес, совершенных посреди их и над ними?» При чтении жизнеописаний страстотерпцев и истинных подвижников веры и благочестия, учителей, благодетелей, называемых великими людьми, не надивишься, почему их современники могли оставаться холодными, бесчувственными и часто жестокими к ним, которым, когда уже смерть порвет труженически страдальческую жизнь, начинал воздавать и честь, и поклонение весь мир.
Краткий, но назидательный ответ на все сие представляет евангельское повествование о расслабленном, которому Господь восстановил и телесные, и духовные силы. В этой простой, как всегда должна быть истина, евангельской истории слышится объяснение того, как страсти порабощают людей, влекут умы к нелепостям, волю к упорству, совесть к бесстыдству.
По сказанию Евангелия, Иисус Христос проповедовал в Капернауме Свое учение с такой увлекательной приятностью, что к Нему собрались многие, так что уже и у дверей не было места (Мк.2:2). В это же время исцелил Он расслабленного, принесенного к Нему четырьмя сострадательными людьми. Но тогда как весь народ удивлялся и славил Бога, говоря: никогда такого мы не видали (Мк.2:12), — некоторые из книжников (Мк.2:6), назирая за всеми делами Господа Иисуса Христа и прислушиваясь к каждому слову Его, хотели привязаться к выражениям Его, сказанным расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк.2:5). Они помышляли в сердцах своих: что Он (Иисус Христос) так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога (Мк.2:6-7).
Господь, знающий все тайные помышления человеческие, немедленно заметил им, говоря: Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли разслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми постель твою и ходи? (Мк.2:8-9). Очевидно, на этот вопрос книжники не могли дать ответа, потому что не могли ни грехов отпускать, ни восстановлять силы расслабленным, а потому и не могли судить о большей или меньшей удобности того и другого дела.
Заметим кстати: книжники у иудеев были официально признанными проповедниками и наставниками Божественной истины. Однако, как большей частью бывает между людьми, вместо того, чтобы смотреть за собою, за своим сердцем и языком, эти законники смотрели только друг за другом, подозревали в другом то, чего не думали видеть в себе, то есть ложь. И по мере того как другой обличал в свою очередь первого, сей платил ему раздражением, враждой, доносами. И вот среди таких страстных учителей явился единый Истинный Учитель человеков — Христос (Мф.23:10).
Никто столько не обличал лжеучений, как Сей Учитель, и никто с такой непреодолимой силой и властью не представил Божественного учения, как Он. Все множество оных учителей восстало на Сего Единого и, несмотря на свою разрозненность, сумело согласиться на одном и том же заключении: что Иисус из Назарета обольщает народ (Ин.7:12), развращает народ (Лк.23:2), богохульствует (Мк.2:7, Лк.5:21) и — конец всего — за Свое служение Богу повинен смерти (Мф.26:66). Сверх Его учительства Он был еще и чудотворец. Что оставалось делать Его поносителям? Для примера посмотрим, как они вели себя при обстоятельствах, о которых рассказывает упомянутая евангельская повесть.
Поелику для Иисуса Христа как Всемогущего Бога в человечестве равно удобно как грехи отпустить, так и расслабленного исцелить, то Он, совершив первое, совершил и второе: отпустивши грехи, восставил расслабленного, сказав ему: Встань, возьми постель твою и ходи (Мк.2:11). Дело не в словах, но в силе их. Книжники, постоянные противники Иисуса Христа, что ни говорили бы, от их слов ничего бы не совершилось, а Иисус Христос сказал немного и совершил явное чудо, так что все изумлялись и прославляли Бога (Мк.2:12).
«Кто может оставлять грехи?» есть вопрос важный и стоящий общего внимания. Решение его зависит от определения мысли, заключающейся в выражении «оставлять грехи». Оставлять грехи значит отменять следуемые за них наказания, временные и вечные. Чтобы отменить эти наказания, необходимо отделить действия от их необходимых последствий: соделать, например, чтобы болезнь не расслабляла, огонь не жег, вода не топила, правосудие не наказывало, а грешник, стоящий ада, поступил в рай наряду со святыми. Кто же это может сделать, кроме единого Бога?! Таким образом, мысль книжников, что оставлять грехи, т.е. отменять наказания за них, временные и вечные, может только один Бог, есть мысль верная.
Но Бог, Который обитает в неприступном свете (1 Тим.6:16), всю Свою деятельность в мире проявлял и проявляет чрез Единородного Своего Сына. Им творил Он мир, как уверяет св.евангелист, говоря: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3). Им Он содержит все, как уверяет апостол, говоря, что все в Иисусе Христе стоит (Кол.1:17). Им искупил мир, как уверяет Сам Иисус Христос, говоря: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Ему предоставил и весь суд над миром, как уверяет Сам Спаситель, говоря, что Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (Ин.5:22-23).
Облеченный правом суда над целым миром, Богочеловек Иисус Христос неоднократно говорил: знайте, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Лк.5:24), — и, сказав наперед расслабленному: прощаются тебе грехи твои (Лк.5:20), присовокупил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Лк.5:24). Пребывая с верующими, по непреложному Своему обетованию, во вся дни до скончания века (Мф.28:20), Иисус Христос поставил Своей Церкви одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова (Еф.4:11-12).
Когда Христос жил на земле, Его окружали мытари и блудницы, исповедуя грехи свои и приемля от Него отпущения беззаконий. Потекли прекрасными ногами (Рим.10:15) апостолы на евангельскую проповедь во все концы вселенной, и везде, где только с верою принято имя Христово, слышалось исповедание грехов пред ними.
В них, как служителях алтаря Господня, Христос, по выражению ап.Павла, положил слово примирения (2 Кор.5:19), соделал их посредниками между Богом оскорбляемым и человеком, прогневляющим Бога. Им даны от Бога ключи царства небесного (Мф.16:19), власть разрешать и вязать — прощать грехи искренне кающимся и не прощать грехов за беспечность о покаянии или холодность сердца. Сам Господь по воскресении из мертвых облек их правами священной власти, говоря: Примите Духа Святаго. Кому отпустите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).
Вонмите, как важно служение строителя Тайн: уста священника, а суд Божий; иерейская рука видимо разрешает или связывает, а десница Господня невидимо действует; что определяется для кающегося на земле, то утверждается в небесах. Что свяжешь на земле, — сказано в лице св.Петра каждому священнослужителю, правильно рукоположенному, — то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:19).
Где Бог вступает в завет, там открывается деятельность Посредника. Бог входит в вечный завет с человечеством — здесь являет Свое неизреченное величие Ходатая Сын Божий. Господу вступает в завет с израильским народом — призывается боговдохновенный Моисей. Когда входит Господь и Спаситель наш в завет с сынами и дщерями Церкви христианской, то здесь посредниками назначаются избранные священнослужители Его алтаря. Так как Таинство покаяния есть не иное что, как завет, в силу которого искренне, с верой и упованием исповедующийся снова принимается в благодатный союз с Богом, то представителем власти Царя Небесного, Господа нашего Иисуса Христа является строитель Тайн, раб Господень, благодатию Святого Духа призванный к священнослужению. И кто дерзнет самочинно восхитить священную власть сию? Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр.5:4).
Посредником между Господом и исповедующимся грешником становится человек. Этим облегчается состояние кающегося. Если бы снисходил с неба внимать нашему исповеданию чистейший Ангел, бесплотный дух, то исповедь могла сделаться обрядом, наводящим неодолимый трепет. Но нашим духовником является ближний наш, нам подобострастный, одинаковою плотью облеченный, склонный к таким же падениям, как и мы. Он же является и нашим братом по благодати возрождения. Не охотнее ли он окажет снисхождение к немощам нашим? Не удобнее ли может оказать помощь искушаемому тот, кто по личному опыту знает силу искушений и покаяния?
Вот ты унываешь — благосердый строитель Тайн Христовых возлиет вино и бальзам на раны твоего сердца. Ты холоден к людскому горю, рассеян в исполнении обязанностей — тогда он обличит твой эгоизм, устыдит за легкомыслие. Ты с духом гордости, или злопамятства, или лицемерия дерзаешь приступить к алтарю — он уничтожит твою надменность, сорвет с тебя личину лицемерия. Ты борешься сам с собой, со своими страстями, со своей совестью — он внесет мир Божий в твое сердце.
Ты не ведаешь, как вести брань с соблазнами, каким оружием, но опытный духовник преподаст спасительный совет и в этом случае. Ты по малодушию опасаешься открыть всю правду о своих грехах, но духовник — во имя присяги и под страхом анафемы — обязан сохранить вверенную ему тайну. Ты стыдишься его присутствия, но он словами Церкви приветствует тебя умилительным увещанием: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое; не устыдись, ниже убойся — не обинуяся рцы вся, елико соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа» и т.д.
Какое утешение для смущенного, огорченного грешника, когда священник данной ему от Бога властью его прощает и согрешения его разрешает! Какое мирное, незабвенное назидание для кающегося, когда священник — духовник его — отпускает его, говоря: ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5:14)! В душу раскаявшегося христианина возвращается снова мир, изгнанный грехами; совесть полна благодати и свободы духа, уста полны благохваления.
Не нам судить о достоинстве или недостоинстве духовников. Оно уже обсуждено Всевидящим их Избирателем, Иисусом Христом. Преступники, раскаивающиеся, и просящие себе помилования от царя земного, и получающие себе прощение или не получающие, не рассматривают достоинство или недостоинство представителей власти земного царя, объявляющих им его волю. Подобным образом и все кающиеся грешники и просящие себе помилования от Господа отнюдь не должны судить о достоинстве или недостоинстве духовников, возвещающих им волю Христа Спасителя. Объявляемое духовником есть действительная воля Самого Иисуса Христа, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18).
Всем и каждому доступна духовная врачебница. Во всех христианских храмах поставлены благопопечительные врачи для уврачевания душевных недугов. Каждый день есть день, благоприятный для исповедания согрешений, особенно дни постов. Притекайте к алтарю Господню с дерзновением. Поведайте тайны сердец ваших хранителям и строителям Тайн Господних. Исповедуйте пред ними как свидетелями исповедания вашего согрешения свои, явные и тайные, великие и малые, с детской искренностью, простодушной откровенностью, с сердечным сокрушением, с искренним намерением впредь удерживаться грехов. И Господь, Который «имеет власть на земле отпущати грехи», отпустит их вам чрез избранных Своих служителей.
Что же расположило лжесвященников, по званию — книжников, к злословию на Иисуса Христа при исцелении Им расслабленного? Почему они Его святейшие слова об отпущении грехов искренне кающимся обозвали «богохульством»? Само собою разумеется, что знали они событие в жизни Царя Давида, когда пророк Нафан обличил его, а смиренный сын Иессея исповедал пред ним как служителем Господа свой грех, говоря: согрешил я пред Господом (2 Цар.12:13). Известны были капернаумским книжникам песнопения Давида, в которых он оплакивал пред всей иудейской Церковью нравственные падения человеческие, наименованные в 31-ом псалме (ст.4-5) нечестием сердца.
Святитель Божий Иоанн Златоуст с константинопольской кафедры назвал образ действий книжников «завистью и злословием». Его словами как будто сама Св.Церковь всех слышавших евангельскую повесть о завистливых книжниках благословляет в назидание наше говорить, читать и размышлять о зависти и злословии. Несомненно, и теперь повсюду находятся люди, претерпевающие от злоречия и зависти, и, к сожалению, здесь же находятся люди, омраченные недугом этих гнусных пороков. Первым пусть наше слово послужит в утешение, а вторым, завистливым, подглядывающим доносчикам, соплетающим порицание и хулы на ближних, — в наставление.
Утешьтесь, страдальцы от зависти! Сам Господь Спаситель терпел от нее. Он, безгрешный, был опорочиваем языком нечестивцев во всех грехах. Он, Сын Божий, был называем устами лжесвященников «богохульником». Да, великое утешение нравственное мы, раненные доносами и меткими стрелами злословия, имеем в примере Иисуса Христа.
А вот пример, взятый хотя из Библии, но из жизни подобострастных нам людей. Завистник Каин убийственно наложил свою дерзкую руку на Авеля. И что же? Каин остается чудовищем ужаса и проклятия от начала мира и доселе. Маловозрастная девочка и юнейший отрок знают историю первого братоубийства, с испугом в первый раз слушают ее и помнят ее, пока вырастут, пока поседеют, пока умрут. Назвать человека каином — обида; назвать человека авелем — почесть его похвалой.
Если перевернете несколько листов в книге Бытия, то найдете грозного Исава, завистливого по отношению к своему брату Иакову. Он грозит ему смертью. За что же? За то, что последний кроток, а в его понятиях кротость — лицемерие. Иаков благоразумен, а в понятиях Исава благоразумие есть коварство. И вот Исав достигает того, что Иаков уходит из отеческого дома, лишен ночлега, проводит ночь в пустыне, вместо изголовья имеет полевой камень. Но на этом холодном, нечистом, омытом слезами сироты Иакова ложе является ему дивное видение лествицы, по которой нисходили и восходили Ангелы Божий, а вверху был Сам Господь, Иегова, Вечный!
Не бойтесь за судьбу несчастного Иакова: он стал Израилем. У Израиля — елей, ароматы иерихонских роз, виноград и смоквы. У него — пение и кимвалы, торжество и органы. У Израиля — история, пророки... А у Исава? Он лишился даже и отеческого дома; он кочующий араб доселе. За пять тысяч лет существования нет у него достойной, назидательной истории; нет даже точного имени и пред человечеством нет заслуг.
А история Иосифа Целомудренного? Он претерпел столько, что сказание о его скорбях, слезах, темничном заточении и теперь душу добрую наполняет печалью. Утешьтесь же, жертвы зависти! Ров, в который бросили Иосифа братья, — это наша жизнь. Кровавое платье, принесенное отцу его братьями, — это доносы и клеветы, которыми негодные люди, пятнающие нашу честь — лучшее наше наследие, — стремятся обманывать наше начальство и восстановлять на нас общественное мнение. Но Иосиф — прообраз Христа, а братья его остаются примером людей малодушных, недостойных, порочных, отвергнутых Богом.
Завистью дьявола вошла смерть в мир, — сказал премудрый Соломон (прочтите 23 главу книги Премудрости). Все пророки и многие праведники Ветхого Завета были жертвой зависти и злословия. Прочтите из Послания к евреям 11 главу святого ап.Павла, в которой он описывает их бедственное состояние: иные же замучены были, другие испытали поругания и побои, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.11:35-38).
Не достало бы ни времени, ни сил, ни места на этих страницах излагать ужасные жестокости, которыми полна история христианской Церкви. Но обратите умственно благоговейные взоры к нетленным мощам св.мученика Царевича Димитрия, почивающим в Московском Архангельском соборе.
Он — жертва зависти и злословия. Про него распускали слухи по Москве и даже по Русской земле, будто Царевич имеет наклонность к жестокости, подобно его отцу: любит кровь, смотрит с удовольствием на избиение животных и сам для забавы их мучит. Простой народ слухам не верил, но колебался смутой. Тогда те, кому Царевич был помехой, нашли извергов: мамка Царевича взялась отравить его. Но Господь устроил так, что отрава ему не вредила ни в пище, ни в питии. Злодей Битяговский, смотритель хозяйства в царском дворце (вдовствующей Царицы), достиг гнусной цели: 15 мая 1591 г. юный сын Грозного пал бездыханным в городе Угличе.
Но Господь прославил и прославляет мученика чудотворениями, исходящими от его открыто почивающих останков. Через двенадцать лет после его смерти народ молился убитому Димитрию как святому мученику, а память Бориса Годунова покрыта анафемой. Фальшивый же следователь страшного события Шуйский царствовал еще менее Годунова. История Годунова и Шуйского — ужаснейшая трагедия, вызывающая доселе чувство страха. Никто не носит их фамилий в целой России, а пред мощами неповинного страдальца, мученика, преклоняют молитвенно колени Цари, Царицы, иерархи, вельможи и весь народ Царства Русского, православного, правоверующего.
У Годуновых, Битяговских, Шуйских нет даже потомков: их память погибла с позорным шумом. Никого нет, кто бы благодарно вспомнил о них на всем белом свете из живущих. А Царевича Димитрия народ православный называет «райским цветочком». Так он его назвал, когда видел его, царского сына, малюткой, младенцем. Соименный Царевичу святитель Ростовский Димитрий написал о нем поучительную книгу, назвав ее «Райским цветком».
От злословия, зависти и сплетников, дьявольских помощников, никто, никогда и нигде укрыться не может. Прячься от них куда угодно, закройся как хочешь, удаляйся всеми возможными средствами, затвори туго-туго дверь своей квартиры, пускай в свой дом с молитвой и страхом Божиим гостя, безмолвствуй в своей келье, удаляйся в пустыню, стой даже у престола и жертвенника Божиего, но глаза завистливых людей везде тебя увидят, везде подсмотрят, везде заметят за тобою что-либо худое. Не за тобою только, но за дочерью твоею, за сыном твоим, за другом твоим, за книгою, которую читаешь, за блюдом трапезы твоей, за ночью, которую ты проводишь... И везде заметят что-либо худое — доброго никогда не заметят.
Какие же страшные у них глаза! Какое адское всезнание! Не только действительное, но и небывалое видят! Если часто посещаешь храм и благочинно молишься — лицемер. Если убегаешь, не желая встречи с ними даже в святом храме, — ленивец! В твоих устах улыбка — им соблазн. В твоих руках монета — твое корыстолюбие. Твоя помощь людям — житейский расчет. Твоя искренность — коварный умысел.
Что же нам делать в отношении завистников? Уйдем под гору — они скатываются туда быстрее ручьев с горы. Велят взойти на гору — всходим, но враги достигают нас ближе и всемерно желают схватить, чтобы бросить в преисподнюю. На последователей Христовых выдумывают клеветы утонченные, злоречия облагороженные, лжи благовидные.
Сколько изобретено ненавистных прозвищ, которыми клеймят Христовых праведников. У современных книжников они чествуются именами фарисеев — лицемеров, фанатиков, святош. Что же нам делать? Есть верное средство: терпение. Пока не пригвоздила нас смерть, ускоренная завистью, будем терпеть, а зависть презирать; за одержимых же ею творить посильные молитвы.
Теперь обратимся к людям, одержимым завистью. Священная история для них не назидательна: у них достанет бессовестности обратить на нас примеры, нами сейчас приведенные. Они нас очернят хуже Каина и продадут дешевле Иосифа — продадут не за двадцать сребреников, а бескорыстно, потому что завистники, убивая ближнего, всегда мнят, что они своим убийством служат Богу (Ин.16:2), — говорит святейшее Евангелие.
Что же такое зависть? Зависть есть печаль о благополучии ближнего, соединенная с желанием сделать его злополучным. Таково определение зависти. Другие грехи имеют, по крайней мере, какую-нибудь цель для самого грешника. Например, гордец стремится к приобретению славы, сребролюбец домогается богатства, ленивый — покоя, памятозлобный — мщения, плотоугодник — удовлетворения своим страстного воображения созданиям, низким порывам. А зависть домогается только зла ближнему. Завистник хочет видеть честного человека бесчестным, богатого — нищим.
Другие грехи дают их содетелям хотя недолгую радость. Видали мы честолюбцев, восхищающихся славою, которой они добились низкопоклонством; смеющихся сребролюбцев, увеличивающих свое богатство неправедною мздою (Деян.1:18); ленивых, похваляющихся сном, аппетитом и здоровьем животного; плотоядцев, удовлетворившихся сладострастьем, точно воронов, насыщенных гнилостным трупом. Но завистника удовлетворенного ни мы, ни вы не видали: завистник всегда печалится о благополучии ближнего.
Зависть есть мука для грешника. Зависть есть то, что называется на простом языке негодяйством. Горе обществу, если этот порок привьется корнем на его почве! «Аще против друг друга вооружаемся завистью, не диавол убо нужден» (слова св.Златоуста в старинном русском переводе XVII века). Если же друг друга угрызаете, — говорит святой ап.Павел в Послании к галатам (5 глава), — берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал.5:15).
Не надо завистнику желать ни в настоящей, ни в будущей жизни иного мучения, кроме самой зависти. В настоящей жизни его мучение — глядеть на честное, благородное, открытое лицо подвижника, труженика, исполняющего свое дело, ему данное, — на внутреннее счастье ближнего. А в будущей завистнику вместе с дьяволом довольно будет и того мучения, чтобы видеть славу ближних.
Братья мои! Мы ради того молимся и страдаем, чтобы иметь жизнь вечную. Пусть с нами делают завистливые люди что хотят или что могут по данной им от диавола силе. Мы утешимся не здесь, а там, где Авель, где целомудренный Иосиф, где все праведники, подвергавшиеся здесь уколам меча, отравленного завистью.
Братья и сестры возлюбленные! Ради Евангелия, нами содержимого; ради Церкви, Святой Матери нашей, которая есть единение всех верующих, умоляю вас не предаваться зависти, не увлекаться ее внушениями, не мучить ни других, ни себя. Неужели мы оставим без внимания слова Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35)?
Это те, кто, несмотря на различие состояния, достоинств и даже нравственности, при всех обстоятельствах во всяком человеке видят собрата, достойного любви и, если нужно, попечений и благотворении. Любя ближнего, они не превозносятся, не гордятся, не завидуют, не ищут своего (Флп.2:21). Имея непорочную совесть, они ко всем ласковы, искренни, дружелюбны. Это утешение неба, украшение для земли. Такая любовь слагается из многих пожертвований своими выгодами, из всегдашней внимательности к своему сердцу и часто из сильной борьбы с самим собою.
Так трудно, так тяжело обуздывать, обессиливать личное самолюбие, выносить напраслину, быть отталкиваемым по подозрению, без гласного обвинения! В этом состоянии плоть часто то рыкает как лев, то сетует, как полевая горлица! Но потворствовать плоти не станем: перелом страстей необходим. Устоявший в этой брани может утешаться именем ученика Спасителя, любящего крепкой любовью всех — и самых врагов, и Своих убийц.
Итак, любовь, бескорыстную любовь, от Христа заповеданную, будем иметь между собою. От искреннего чувства любви зависть тает, как воск от огня. Лжеучителю и завистнику нет места среди любящих. Против же любочестивых завистников будем носить оружие, которое, по учению святого ап.Павла (Еф.6:11), называется всеоружием Божиим, именно: истину, правду, веру, упование, слово Божие.
«На что истина?» — спросите. Чтобы осветить ею ум для обличения слуг диавола во лжи. «На что правда?» Чтобы ею прикрыть сердца как броней для отражения клеветы и неправды. «На что вера?» «Она, — говорит святитель Тихон Задонский, — служит щитом». «А упование?» Оно спасает от уныния. «А слово Божие для чего?» В борьбе со злыми книжниками оно меч духовный, рассекающий всякое их лжемудрствование.
И святой ап.Павел в 13 главе Послания к евреям простирает к нам убедительное благожелание: Братие, братолюбие между вами да пребывает (Евр.13:1). Где же и быть братолюбию, как не в Святой чадолюбивой Христовой Церкви, между чадами ее, между братьями и сестрами во Христе, между нами? Мы соединены узами естества, собраны узами благодати. Как же нам не любить друг друга любовью чистою, святою, благожелательною? Мы имеем одного Спасителя — Отца, одну Матерь Церковь, чаем одного наследства вечной радостной жизни, управляемы одним законом Православия. Как же нам не любить друг друга?
Братие и сестры о Господе! Братолюбие да пребывает между нами ныне и присно. Взаимная братская любовь делает сладчайшими радости, посылаемые нам от Господа. Взаимное сочувствие любящих сердец придает утешениям новую силу, благородное торжество и жизнерадостность.
Взаимная братская любовь облегчает скорби, которым подвержена наша жизнь. Кому не известно, как добрый дружеский совет, поданный ближним, облегчает удрученное печалью и безнадежностью сердце! Сердца, испытавшие какие-либо горести или утраты в жизни, опытно знают, как дорого соболезнование, приносимое вовремя. Дорога милостыня во время скудости, дорого утешение во время скорби. А так как скорби и тела, и души почти беспрерывны, то братское общение является истинным целебным елеем братской любви.
Взаимная братская любовь подкрепляет наш дух в борьбе с врагами. Брат, от брата получающий помощь, как город неприступен, — учил ветхозаветный боговдохновенный мудрец (Прит.18:19). Если и враги соединяются в брани против избранников Божиих, как соединились в синедрионе фарисеи с саддукеями, иудейские священники с римскими придворными чинами против Истинного Мессии — Иисуса Христа, то как же Божиим избранникам как одной семье во Христе, одной народности, людям одного языка, одного и того же воспитания чуждаться общения и взаимного подкрепления в духовной брани против врагов?
Оружие любви есть непреодолимое оружие. Им владеет лишь тот, кто носит в сердце любовь Христа. «Сила братственной соединенной любви, — свидетельствует ап.Павел, — сокрушает стрелы, неправдой и злобою разжженные» (см.Еф.6:16). Где братолюбие пребывает, там венчается желанным успехом всякое доброе намерение на пользу Церкви и общества. Мирным согласием граждан процветают царства, благоденствуют народы. От бескорыстного общения любви чад Святой Церкви успешно созидаются святые храмы, человеколюбивые братства трезвости, богадельни, приюты для старых, малых, немощных, училища общего и специального просвещения, школы всенародного обучения.
Вот и эта воскресная духовная беседа предложена вам мною от веры и любви, призывающих вас, как повелел святой ап.Петр, приходить к Камню Живому — Иисусу Христу, — да и сами вы устрояйте из себя дом духовный (1 Пет.2:4-5).
Братие и сестры во Христе! Будем умножать и в себе, и в ближних, по учению святого ап.Петра, «богатство духа» нетленное, неувядаемое (1 Пет.1:4). И бедные, и богатые, и знатные, и незнатные, и жены, и мужи в благожелательном общении будем сподвижниками добродетели на всех ступенях нашей деятельности. Будем искать мира, избегать соблазна, хулы, осуждения, злословия и окаянной зависти. Бог мира (Рим.16:20) да утвердит нас во всяком деле благом (2 Сол.2:17).
Господу нашему Иисусу Христу подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцем и Св.Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
18 февраля 1896 г.