О терпении скорбей

I

Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности надежда, а надежда не посрамит.

Рим.5:3-5.

Мы повторили слова, извлеченные из апостольского чтения, определенного Церковью на настоящий воскресный день. Апостол Павел благожелал, чтобы мы не были ни нетерпеливыми, ни малодушными при скорбях и утратах семейной и общественной жизни, которые не отнимают у нас внутреннего счастья. Мы их терпим в духе учения Иисуса Христа по примеру, данному Им и Его апостолами. Скорби не должны смущать нас, потому что они учат терпению. От терпения же происходит опытность. Опытность дарит нас надеждой.

Терпение — величайшее достоинство в человеке. Научившиеся терпеть имеют характер, владеют неоценимыми качествами осмотрительности, осторожности и великодушия. Терпение приобретается скорбями. Если нет скорбей, то нет случаев приобрести терпение. Может ли богач понять бедного нуждающегося человека, когда жизнь встретила его со всеми дарами наслаждений? Разумеется, он не может знать, как горек хлеб, принимаемый от чужих людей честным человеком, страдающим от голода, как неудобно высоко крыльцо, на которое входит человек, вынужденный бедностью и голодом просить помощи и подаяния!

Ночи, бессонные от болезни и от чрезмерной работы, от мысли о несчастье друзей; тяжкие мысли о своей будущности и будущности своей семьи, своих любимых, обесцененный труд, высокомерие начальника, унижающего подчиненного, бесприютность, неуспехи. Все это причиняет ужасные скорби! Скрывать нечего — многие погибают от них, не выдерживают их натиска, портят свое мировоззрение, делаются злыми, алчными, коварными, жестокими, порочными, бессовестными. По мере роста скорбей, их умственное и нравственное падение увеличивается. Привычка к попрошайству у знаемых и незнаемых, стремление к захвату чужого, допущение себя до бесстыдства опьянения и публичного разврата суть следствия неспособности выдержать напор жизненных неудач. Душа, созданная по подобию Божию, имеющая назначение быть бессмертной, растрачена: образ Божий в человеке стирается, стыд исчезает. В человеке умирает человек, и остается носитель лишь внешней формы человеческого существа, наполненной жаждой гнусных страстей.

Чтобы не охватила человека такая беда, чтобы не жали напасти, ап.Павел положительно указывает приятную сторону скорбей по воззрению нашей религии. Он ставит нам в пример образ Спасителя, Который претерпел за наши грехи бедность, осуждение, горе, бездомовность, тяжелые страдания, чтобы показать всем верующим, что душа больше тела, что терпение составляет истинную честь и славу для христианина, что всякому человеку необходим подвиг.

Когда Иисус Христос видел страдальцев неповинных, ненавидимых, гонимых, обманутых, покинутых, не имеющих крова, Он говорил им в утешение одно: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк.21:19). Те, которые вдумывались в Его слова, видели в них великую отраду, несли иго жизни благодушно. У них все брали, что имели они, неблагодарно брали. Их гнали, они подвергались презрению, нищете. Им грозили доносами, отнимали у них семейные радости, лишали их честного имени, — но они в своих страданиях радовались, потому что научились терпению при всякой неправде, опускавшейся на них гнетом лишений. Они вспоминали слова дорогого Небесного Учителя: И будете ненавидимы всеми за Имя Мое (Мф.10:22), — всеми, ибо будет скорбь вам и от детей, и от друзей, и от родных, и от соседей, и в городе, и в селе куда ни пойдете, — но претерпевший до конца спасется (Мф.10:22).

Венец спасения, в который пламенно веровали апостолы, умиротворял их. Их всегда и в храме на молитве, и на улицах, и в домах, и в темницах видели одинаково благодушными, строгими только по отношению к неправде, добрыми, жизнерадостными среди слушателей, хранящих слово Божие и поступающих согласно ему.

Говорили ап.Павлу римские христиане: «За что ты терпишь? Ты учен, ты имеешь все достоинства, ты мог бы быть в больших, иметь и славу, и деньги, и богатства, жить и веселиться». Апостол Павел отвечал: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим (2 Кор.1:6).

Итак, ап.Павел видел в перенесении скорбей отраду быть полезным примером для других, окружающих и слушающих его. Что же произошло потом? Многотерпеливый подвижник ап.Павел умер мучеником. Меч палача снес его честную, многодумную голову. Но прошли годы, и вот ап.Павел стал нашим первоверховным учителем. Нет дня, когда бы не поминала его св.Церковь, когда бы не поучала своих богомольцев его учением и наставлением. Проповедник ищет у ап.Павла любимый текст для своих слушателей, трудящийся христианин утешает и развивает его словами свой ум, свое сердце, укрепляет свою волю.

Еще пример: современнику св.Павла, ап.Петру жаловались его ученики на людскую неправду. Они говорили, что ведут себя хорошо, а о них идет дурная молва; трудятся, а их называют тунеядцами; молятся, а их приравнивают к безбожникам; они любят, а их ненавидят; они помогают нуждающимся, а их помощь считают как бы подкупом. На все эти сетования св.ап.Петр в своем первом послании (любознательные могут прочесть в первом послании Петра во 2-ой главе) дал ответ в таких словах:

То угодно Богу, если кто помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Петр.2:19-20).

Далее вслушайтесь в слова первоверховного пастыря Церкви:

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр.2:21).

Советы благовестников не устарели, как не стареет и не умирает истина. Возьмем их себе в сердце. Сложим их бережно, как молитву, как завещание любимых родителей, и последуем им. В наше время скорби многих угнетают. От них нигде не упасешься, не убережешься. Они проникают в бедную хижину и врываются в чертоги, роскошью созидаемые. Слезы невольные льются, вопли сердечные слышатся со всех сторон. Но не будем ни роптать, ни злиться, ни впадать в пороки; не уступим ни одной пяди своих христианских убеждений, не падем при искушениях, но скажем словами апостола: «Мы, ученики и последователи Христа, хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение (Рим.5:3)». Что происходит от терпения? Если благоугодно Господу, в следующий раз будем беседовать об этом, руководствуясь постановлениями св.апостола. Аминь.

II

Внимая учению апостольскому, мы в прошедшее воскресенье старались уяснить себе мысль, что не следует смущаться скорбями, встречающимися в жизни на пути спасения, не должно малодушествовать, испытывая скорби и бедствия, потому что от скорбей, по выражению ап.Павла, происходит терпение, а от терпения опытность (Рим.5:3-4).

Поистине опытность можно назвать дочерью терпения. Тот человек, которого жизнь дарит достатком материальных благ и телесным здоровьем, обыкновенно не вникает глубоко в себя. И нынче, и завтра, как всегда, пред ним есть все, в чем чувственная его природа имеет потребность. Он идет куда хочет, у него свой дом, на улице — почет, в теле — крепость здоровья, в расположении людей, в развлечениях — нет отказа. Предаваясь чувству довольства, счастливец забывает о своем бессилии: ему кажется, что он все может, что невозможность существует для других, а не для него. Он забывает о своей зависимости от Господа Бога. Кому же неизвестно, что сытые, веселые и здоровые посещают храм Божий реже, нежели убогие и нуждой гнетомые? «Пока гром не грянет над головой, беспечный не осенит себя знамением креста» — верное присловье нашего народа, взятое из опыта и наблюдений.

Человек, жизнь которого идет без скорби, мало думает о краткости земного существования. Всем известно, какие чертоги себе строит богач прихотливый. Эти дворцы напоминают собой храмы. Кому не известно, что люди без скорби себя считают умней, нежели они на самом деле. Под влиянием самомнительности, они легко забывают о высших потребностях своей бессмертной души, о небесных благах. Их религия — очень часто сброд странных соображений, плод несообразных увлечений. Таковы все, не испытавшие скорби.

Терпение же скорбей не дает человеку возможности самозабвения. Он и вчера, и сегодня, и всегда на страже, недремлющий и чутко прислушивающийся к голосу своей совести. На каждом шагу и в каждый час он сознает себя бессильным. Самым опытом он приходит к убеждению в непостоянстве и суетности земных благ. Он видит, как меркнет величие, как надувается и распадается спесь, как безнадежна крепость богатства, как скоропроходящи молодость и красота. Терпение скорбей научает усерднее молиться Богу и у Него искать помощи и подкрепления, на Него надеяться среди всяких бедствий настоящей жизни.

Христианин, ревностно подвизающийся на пути спасения, чем более испытывает печалей, тем более совершенствуется в духовной жизни. Страсть над ним бессильна. На горне терпеливого перенесения скорбей, под молотом горестной доли перековываются люди в тех сильных духом личностей, которые дорожат честным словом, пренебрегают щедрыми подачками лиц, ими не уважаемых, стоят за правду до потери всего своего состояния, даже жизни, плачут с плачущими и веселятся радостями других, которые сочувствуют горячо и всем сердцем благополучию других. На скорбном пути спасения человек-христианин усматривает и на себе самом испытывает, как Божия сила совершается в его немощах (2 Кор.12:9). Любящие ученики ап.Павла, добрые его знакомые сетовали и болели за него, зная о том, как много он терпит от лукавых людей. Апостол Павел, как подвижник Христов, слыша об этом сочувствии к нему, писал:

Отец Милосердия и Бог всяческого утешения утешает нас во всякой скорби. Мы утешаемся, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2 Кор.1:3-4,7).

Вот, братия и сестры, что необходимо страдальцу: дружеское сочувствие.

Всегда бывает грустно, когда видим, как от человека, впадшего в несчастье, отворачиваются приятели, до той поры окружавшие его похвалами. Но подвижник Христов радуется, сознавая, что они отошли от него не потому, что он изменил добру, но по собственному малодушию и самолюбию. Мишура отпала от золота: золото становится еще светлее и драгоценнее.

Достигший опытности в христианских подвигах, св.ап.Павел писал своим друзьям:

Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп.4:11-13).

Так приобретается, братия и сестры, опытность в терпении.

Опытность окрыляет благочестивого христианина надеждой. Благодушно переносящий скорби скоро из собственного опыта узнает справедливость слов пророка Давида в 117 псалме: «Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник; буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей и сильных мира» (Пс.117:6-10).

В высшей степени утешительно для честного человека это назидание великого, боговдохновенного певца. Честный человек пробивает себе путь жизни трудом, скорбями, лишениями. Ему не нужны покровители земные: они — смертные люди, они любят своих присных, они являются пред облагодетельствованным подобно языческим идолам.

Человек, привыкший путем покровительства сильных получать отличия, чины и титулы, возносится над своей средой, забывает Господа Бога и впадает в идолопоклонство, хотя в этом и не сознается. Такой человек не поймет слов апостола Павла:

Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыдит (Рим.5:3-5).

Истинный подвижник ободряется надеждой даже и в такое время, когда, по-видимому, все против него: и люди, и земля, и воздух, и вода. Почему же ободряется? Потому что внемлет он приятнейшему голосу:

Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (т.е. за правду, за любовь, за добро). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:11-12).

Но справедливо ли чувство надежды у христианина, не обман ли она, не мечта ли, навеянная недомыслием, гордостью и отчаянием? Надежда не постыдит, — уверенно говорит св.ап.Павел.

В следующей беседе еще раз вникнем благочестивым вниманием в эти слова ап.Павла:

Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыдит!

Аминь.

III

Этими словами св.ап.Павла в два минувшие воскресные дня, с этого священного места, по милости Божией, на основании святоотеческого толкования, мы укрепляли свой христианский дух. И ныне, призвав Спасителя нашего в помощь, в простоте сердца последуем наставлению св.ап.Павла; откроем сердца наши к слушанию и уразумению утешительных его слов. Надежда христианина не постыдит. Надежда на Господа составляет для нас радость, свет и силу, она не обманывает. Люди нередко обещают и не исполняют; Господь же верен в своих словах! — восклицал в боговдохновенном псалме св.Давид.

Грустно, что многие люди не знают слов Божиих или не узнают в них голоса самого дорогого, родного, близкого их душе. У многих чувство надежды на других людей, или на земные блага, или же лично на себя кажется более вожделенным нежели счастье, обетованное словом Божиим.

Надеющийся на Господа, по словам святого пророка Давида, уподобляется горе Сиону (Пс.124:1). Он живет исключительно под покровительством не сильных людей, которые смертны, не богатства, которое скоропреходяще, не почестей, которые исчезают, как дым, — но под охраной Божией.

Надежда христианина не постыдит! Святой апостол указывает несомненное достоинство этой истины, потому что, по его словам, любовь Божия — верующих любит Бог, — излилась в сердца наши Духом Святым (Рим.5:5). Есть ли признаки того, что любовь Божия к нам раскрылась чрез излияние даров Святого Духа в наши сердца? Такое излияние в сердца верующих сперва торжественно совершилось в день Пятидесятницы, когда Дух Святый сошел на апостолов, и с того времени продолжается доныне. Благодать Его изливается в сердца верующих чрез слово Божие и спасительные Таинства и всегда пребывает с ними, возрождая, укрепляя и совершенствуя их в духовной жизни. Дух Святый усыновляет верующих Богу. Пред Ним нет различия между знатными и незнатными, богатыми и бедными, многоучеными и неучеными, между полом женским и мужским, между старцем и юношей. Иисус Христос для всех равно доступен. Все могут уповать на Него и любить Его всем сердцем и всею душою, Он никого не отвергает и всем раздает Свои благодатные, спасительные дары по нужде и по достоинству каждого.

Надежда не постыдит, потому что она у всех общая. Иисус Христос соделал спасение для всех и призывает ко спасению всех. Он со Своими спасительными дарами доступен и близок всем.

Внимая апостольскому учению о скорбях, терпении и надежде, возьмем из него для себя руководительные правила. Апостол Павел желал, чтобы последователи Иисуса Христа хвалились скорбями. Но мы, если не имеем столько великодушия и мужества, чтобы терпение скорбей почитать за счастье, то, по крайней мере, свои скорби, неизбежные на пути спасения, будем встречать без смущения, с благодушием, с искренней готовностью переносить их, ради Христа, нашего Спасителя.

Находясь под бременем болезней, убожества или тяжких обстоятельств, будем убеждены, что настоящие временные страдания ничего не стоят в сравнении со славою, которая откроется в нас, если, по благодати Христа Спасителя, удостоимся быть участниками Его царства. Будем смиренно просить помощи у Господа, чтобы не изнемочь под бременем печали и со спокойствием духа преодолевать всякие несчастия, непоколебимо уповая на благость и человеколюбие Господа Спасителя. Он — Помощник несчастным, Он — Утешитель скорбящим, Он — Врач больным, Он — Покровитель вдовиц, девственников и девственниц, Он — Отец сирот, Он — надежда безнадежных.

Перенося скорби, будем, братья и сестры, заботиться о том, чтобы не быть виновными перед Господом за тяжелую участь наших ближних. Кому не известно, что о перенесении скорбей легче рассуждать и проповедовать, нежели их переносить? Святой апостол Петр в первом послании, в четвертой главе, упрашивал о сочувствии ближним, чтобы, как он говорит, кто из нас не пострадал (1 Петр.4:15), утратив христианское и человеческое достоинство, не сделался вором или злодеем, или завистником, или посягающим на чужое, или распутным, или ленивым, или пошлым, или грубым. Вот скорби поистине ужасные, вот клейма трудно смываемые, вот позор семьи, вот неутешные скорби мужа, жены, детей, отца, матери и всех, нежно любящих и любимых. «А если, — говорит ап.Петр, — страдает каждый из нас, как христианин, то не стыдись, брат мой, или сестра моя, или дочь моя, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр.4:16).

Как бы тяжела ни была наша скорбь, не будем колебаться в уповании на Господа. Будем помнить апостольское слово: «надежда не постыдит, потому что любовь Божия излилась в сердца наши».

С какого времени наши сердца восприняли ее? С самого св.Крещения. Она продолжает изливаться в спасительных Таинствах исповеди и св.приобщения Тела и Крови Христовой, дающих нам права, подобно ап.Павлу, взывать к Спасителю:

Авва Отче! Господи, Иисусе Христе! Пошли Ангела Хранителя нам, рабам, Тебе верным до конца жизни, да поможет он нам идти без ропота, страха и пороков, среди соблазнов и среди всех скорбей, всегда соблюдая заповеди Божии и прославляя всесвятое имя Твое, Спасителя нашего, со Отцем и Святым Духом, ныне и во веки. Аминь.

О крестоношенииСодержание
Hosted by uCoz