В конце 1935 возобновились массовые аресты духовенства и верующих РПЦ, и теперь чекистами не делалось различия, к какому течению мог примыкать подследственный — к "сергиевцам", "иосифлянам", "непоминающим" или "обновленцам". Характерной особенностью групповых дел церковников в период 1935-1937 является наличие в материалах дела "доказательств" вины арестованных, которые включались туда либо в виде "агентурных" сообщений, либо в форме солидных "Меморандумов", представляющих собой обзор доносов за определённый период времени. На основании этих агентурных данных производился арест и дальнейшее осуждение обвиняемого. Можно предположить, что такая предусмотрительность и осторожность чекистов вызывались групповыми процессами в отношении бывших сотрудников органов НКВД из команды Ягоды, обвиняемых, в числе прочего, и в фальсификации следственных дел.
Когда же началась вакханалия массовых арестов и расстрелов в период 1937-1938, то "доказательств" вины обвиняемых уже не требовалось.
Следствие велось ударными темпами, так как соответствовало указанию заместителя наркома НКВД Заковского: "Бить морды при первом допросе, брать короткие показания на пару страниц от «участника организации» о новых людях". Избиение заключённых в Таганской тюрьме самим Заковским, показавшем на личном примере, как надо допрашивать, "вызвало массовые, почти поголовное избиение арестованных и вынужденные, клеветнические показания арестованных не только на себя, но и на своих знакомых, близких сослуживцев и даже родственников, а также на лиц, которых они никогда не знали"[1].
Деятельность же Особой Тройки НКВД СССР, выносящей окончательный приговор обвиняемым, также основывалась на указании Заковского —"судить только по І-ой категории[2] и только в исключительных случаях небольшое количество дел осуждать по ІІ-ой категории. О скорости, с которой вершился приговор, показал позже на допросе М.И.Семёнов, с декабря 1937 по июль 1938 бывший Председателем Особой Тройки НКВД по Москве и области: "За один вечер мы пропускали по 500 дел и судили людей по несколько человек в минуту, приговаривая к расстрелу при рассмотрении дел «альбомным» порядком".
Ситуация изменилась к концу 1939, когда начались групповые процессы над следователями-"ежовцами". Смена руководства НКВД, пересмотр небольшой части групповых дел, последующие осуждения особо ретивых "виновников" фальсификаций — всё это вызвало, очевидно, новые установки для следователей. Вновь в делах 1939-1940 появляются "доказательства" вины арестованных в виде "агентурных сообщений" или в форме "Меморандумов".
В качестве примера фальсификации дел церковников рассмотрим материалы весьма показательного дела осведомов[3] в 1931. В агентурной разработке оно имело название "Бывшие" и ориентировано было на "вскрытие и ликвидацию контрреволюционной организации церковников" в г.Зарайске Московской области. Для подготовки компрометирующих материалов были задействованы два сексота[4]: один — диакон действующей церкви в г.Зарайске, имеющий жену и троих малолетних детей; и другой — молодой рабочий, жена и двое детей которого остались в деревне.
Интерес чекистов к диакону был понятен, поскольку тот имел большой круг знакомых среди духовенства, которое ему полностью доверяло. Сексот, получивший кличку "Калинин", дал в ГПУ подписку о том, что "добровольно изъявляет желание всесторонне помогать соввласти по силе возможности и ставить ГПУ в известность о всех антисоветских агитациях, с чьей бы стороны оно ни исходило[5]. (Обратим внимание на странную кличку — "Калинин", данную сексоту чекистами и вызывающую ассоциации с фамилией всесоюзного старосты).
Что могло заставить диакона стать "добровольным помощником" органов ГПУ и той самой власти, которая жестоко расправлялась с иерархами и мирянами РПЦ? Что вынудило его забыть свой сан и заповедь: "Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложного"? Страх за собственную жизнь? Страх за малолетних детей? Нам не известны руководимые им мотивы, но обращает на себя внимание тот факт, что сексот, с точки зрения ОГПУ, работал плохо — в деле имеется всего один листочек с его агентурным сообщением:
СОЛОВЬЕВ, священник (благочинный) села Останкино, в разговоре со мной критиковал колхозную работу, жаловался на близость колхоза. Когда я его спросил, чего ждать впереди, он мне сказал, что на заграницу надеяться нечего, так как там на нас махнули рукой и, как он выразился, предоставили вариться в собственном соку.
ВИНОГРАДОВ (бывший псаломщик) жаловался на власть, выражался неприличными словами и говорил, что хлеба не будет, советовал мне его покупать, так как у крестьян его мало останется за вывозом его государству. Он мне сказал, что надеяться не на что, рабочим — кое-что по губам мажут, а крестьяне ничего сделать не могут, так они запуганы, день и ночь работают.
Похоже, содержание этого листочка вызвало большой интерес у начальника местного ГПУ, о чём свидетельствует его резолюция на полях: "Поручено: Участить встречи, использовав для этой цели выезды к ним и приглашения к себе с таким расчётом, чтобы сблизиться с ними и получить у них доверие. Выявить их связи, в чём они выражаются. Установить причины их конспиративности".
Последняя фраза в резолюции была вызвана объяснением "Калинина", что он не знает адресов своих собеседников, так как они были недоверчивы и осторожны. О выполнении этого задания "Калинин" уже будет показывать на следствии, приводя услышанные, якобы, ранее от обвиняемых слова:
ОРЛОВ, бывший диакон, говорил, что большевики много наобещали крестьянам, а не дали ничего. Надо организоваться и свергнуть соввласть. <...> СВЕШНИКОВ, бывший диакон, мне заявил, что сейчас жизнь при соввласти стала невозможной, власть привела народ к гибели. Нужно добиться смены власти и улучшить положение народа. Я его спросил, каким путем это сделать. Он ответил: «Свергнуть соввласть можно только организованным путём через создание к/р организации и через неё поднимать народ на вооружённое восстание».
Трудно поверить, что священнослужители могли говорить в переполненной народом чайной о свержении соввласти и вооружённом восстании, да и, судя по стилю изложения, эти показания явно написаны под диктовку следствия.
Второй сексот, получивший кличку "Ёжик", согласно агентурной разработке чекистов, стал работать "по освещению политических настроений рабочих". В добровольности работы этого помощника чекистов не приходится сомневаться. Позже он с гордостью заявит, что "не щадил даже дядю — раскрыл его кулацкое лицо, т.к. он пробрался членом в коммуну, всегда подавал точные сведения, вскрывал недостатки, передавал настроения отдельных лиц, а также сведения о кулаках, спасавшихся в г.Зарайске".
Относительно точности предоставляемых "Ёжиком" сведений можно легко усомниться, если учесть, что все свои донесения он писал после посещения чайной и обильных возлияний там со случайными сотрапезниками на деньги чекистов. Вот как описал на допросе его "работу" в чайной один из собутыльников:
Он был пьян и высказывался в антисоветском духе так: «Вот до чего дожили, нечем стало закусывать». Потом закричал: «Кто со мной хочет вместе выпить?» Я на его слова подошёл и сказал: «Давай!» И мы с ним стали пить вместе.
Именно об этом собутыльнике "Ёжик", зайдя после чайной к начальнику Зарайского ГПУ, расскажет, что неизвестный гражданин "Максим" предлагал ему "войти в контрреволюционную организацию". Начальник очень заинтересовался "свежей информацией" и велел "Ёжику" зайти завтра с утра, когда он проспится, чтобы подробно описать разговор с неизвестным "Максимом".
На следующий день состоялся подробный инструктаж "Ёжика", как сблизиться с "Максимом", выяснить его "связи" в Зарайске и узнать о его знакомых в Москве, о которых он говорил вчера. Пьяный бред "Ёжика" стал основанием для дальнейшей разработки дела "Бывшие". Деньги от органов НКВД поступали исправно, так что число "участников организации", собутыльников "Ёжика", становилось всё больше; в беседах в чайной принимает участие и "Калинин".
В донесениях "Ёжика" разговоры с "Калининым" подробно освещаются, он не подозревает о его роли. Каждый из них постоянно заводит в компании провокационные разговоры о советской власти, о положении рабочих и крестьян, о ходе коллективизации и голоде в деревнях. В донесениях "Ёжика" появляются известные чекистам фамилии священников и диаконов, старых знакомых "Калинина", ведь круг гонимых и отчаявшихся "бывших", посещающих чайную, постоянен.
Вскоре для чекистов определился окончательно состав "первичной ячейки организации в г.Зарайске", в ней — 12 человек, духовенство и верующие, раскулаченные из деревень. Важным этапом операции является поездка в Москву "Ёжика" и "Максима", где "Ёжик" шапочно знакомится с приятелем "Максима", бывшим то ли эсером, то ли меньшевиком, впрочем, для "Ёжика" разницы в том нет. Последнее донесение "Ёжика" об этой встрече, с яркими, с большой фантазией сочинёнными деталями, приводит агентурную разработку "Бывшие" к логическому завершению — появился серьёзный "руководитель" организации. Он, правда, не очень доступен местным чекистам, но это неважно, главное, соответственно расписать его роль в организации.
В Зарайске арестовываются все подозреваемые, и среди них — сами осведомители, подсаженные в камеры "для разложения обвиняемых". А в Москву летит убедительнейшая шифротелеграмма о выявленном руководителе "контрреволюционной террористической организации попов", проживающем в Москве.
На первых же допросах оба осведомителя единодушно показывают на совершенно потрясенного "Максима": это, оказывается, он по приказу "бывшего эсера" завербовал их в "организацию", имевшей своей целью "свержение советской власти через вооружённое восстание". Но буквально через день сам "Максим" уже подтверждает свою ведущую роль в "организации" и показывает, кого он успел "завербовать" в неё. Из 12 арестованных: священников, диаконов, церковных старост, рабочих, крестьян, — 10 человек сразу же "признались" во всех мыслимых и немыслимых, с точки зрения здравого смысла, преступлениях против советской власти. Как позже выяснится, в камерах их склоняли к этому угрозами и посулами сами осведомители.
После ареста "бывшего эсера" дело приняло неожиданный поворот, ведь он, на "счастье" арестованных, оказался "секретным осведомителем" московских чекистов, и, очевидно, очень ценным. Все материалы доносов и предварительного следствия были взяты под сомнение. После пристрастного допроса "Ёжик" признался, "что большинство даваемых им материалов он дал ложно". Все обвиняемые были передопрошены, и все сознались, что только страхом были вызваны их "признательные" показания, написанные под давлением осведомителей.
Следствие вынуждено было констатировать, что "организации, как таковой, не было, но её пыталось создать наше осведомление". Все арестованные были освобождены, кроме "Ёжика" и "Калинина", которые были приговорены "за дачу ложных сведений" к 3 годам концлагеря. В последних своих показаниях "Ёжик" очень просил "не отказать мне и дать возможность продолжать работу осведома". Можно не сомневаться, что эту возможность он получил в лагере, где, наверное, с большим рвением продемонстрировал свою "преданность" чекистам.
Похоже, что только опасение расшифровки ценного секретного агента стояло за благополучным исходом дела для остальных арестованных, которые, конечно же, вскоре будут осуждены по новым делам "Бывших". Попытка же диакона сотрудничать с органами ГПУ в надежде выжить самому и спасти семью, кончилась для него полным провалом. Жил он в вечном страхе на воле, продолжал в страхе лгать на допросах, наговаривая на себя и на других — и всё это опять "под испугом расстрела, сильного расстройства и недоверия к моей правде", когда убедился, что ни одному его слову чекисты не верят. Этим страхом пронизаны показания всех обвиняемых этого абсурдного дела. А страшный, кровавый 1937, когда будут разрешены избиения и пытки подсудимых, был ещё впереди...
При исследовании групповых дел церковников в период 1935-1940 обращает на себя внимание тот факт, что при составлении агентурных сообщений сексоты старались ориентироваться как на внутренние события в стране, так и на изменения во внешний политике. Порой дело доходило до абсурда. Например, по сообщениям малограмотных осведомителей из глухих деревень, местные церковники на тайных собраниях увлечённо обсуждают групповые процессы троцкистов или военачальников и называют множество широко известных и малознакомых фамилий оппозиционеров ВКП(б), представляя их своими руководителями. Очевидно, из Москвы передавались определённые инструкции местным органам НКВД, а те, в свою очередь, давали соответствующие указания своим "добровольным помощникам". Последние, похоже, составляли свои агентурные сообщения, просто переписывая соответствующие абзацы из центральных газет.
Приведём в качестве примеров выдержки из материалов следственных дел церковников в разные периоды времени.
15 января 1935 года[6]
<...> Балыбердин[7] рассмотрел АГ-разработку[8] «Базар» на группу 15 человек попов и часть кулачества района, заведенную в июле месяце 1933 года. По материалам исключительно одного с/осв[9] «Христианин», материал которого не перекрывался, все случайные разговоры с/осв фиксировались, люди, сгруппированные в одну разработку, не имеют между собой ничего общего, факты, помещённые в рапортах, с/осв не припоминает, а также большинство фигурантов, проходящих по делу, не знает, фактической групповой а/с деятельности не подтвердилось, а потому ПОСТАНОВИЛ:
Дело под кличкой «Базар» на ЮРЬЕВА Михаила Петровича, ЗНАМЕНСКОГО Фёдора Михайловича, МИЗОНОВА Вениамина Васильевича, ПЕСТОВА Александра Семеновича и других прекратить, завести на всех дела-формуляры и материалы разложить. Фигурантов взять в активную АГ-разработку, о чём сообщить. <...>
20 декабря 1935 года
Нач.горотд.НКВД
г.РязаньВ город Читу из Рязани прибыл епископ тихоновской ориентации Фотий ПУРЛЕВСКИЙ, поэтому вышлите имеющийся у Вас компром<етирующий> материал на ПУРЛЕВСКОГО. <...>
25 марта 1936 года
Возьмите в перлюстрацию входящих и исходящих документов следующих лиц и адресов: Чита, церковь декабристов, епископа Фотия ПУРЛЕВСКОГО; Краснодар <...> Грозный. <...>
20 января 1937 года
НАЧАЛЬНИКУ Б.БОЛДИНСКОГО
РО УНКВД по ГО,
СЕРЖАНТУ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ
т.БАЛЫБЕРДИНУ
с.Б.БолдиноПоступающие от Вас агентурные материалы свидетельствуют о наличии в селе Знаменка к/р группы церковников в лице[10], которые под руководством благочинного ЗНАМЕНСКОГО Феофана ведут к/р работу среди населения. Из последнего агентурного сообщения видно, что ЗНАМЕНСКИЙ, объединив вокруг себя церковников прихода, ведёт подготовительную работу за выставление церковниками, во время перевыборов Советов, своих кандидатов в органы Соввласти. В частности, подготавливается выставить кандидатуру ЗНАМЕНСКОГО в члены райсовета и несколько кандидатов из церковного актива в члены с/совета.
Агентурно-оперативная работа по церковной к/р работе в В<ашем> р<айо>не поставлена весьма плохо, церковники свою к/р деятельность активизируют, а Вы в 1936 году не дали ни одного след<ственного> дела.
Категорически требуем от Вас немедленно выполнить наш циркуляр от 22/VIII-36 г. за № 85 и развернуть серьёзную агентурно-оперативную работу по организованной к/р во всём районе. В частности, возьмите в активную АГ-разработку Знаменскую группу церковников. Выявить через агента «Воскресенского» окружение попа ЗНАМЕНСКОГО, количественный состав руководимой им группы и практическую к/р работу среди населения.
Учитывая, что Ваш агент «Воскресенский» не имеет возможности повседневно вращаться среди Знаменских церковников, а следовательно, и не в состоянии выявить полностью их к/р деятельность, Вам необходимо немедленно приобрести агента-внутренника из числа участников группы, кандидата подобрать местного, авторитетного церковника. Вышлите нам к 18/II-37 г. анкеты предварительной агентурной обработки и агентурные характеристики на кандидатов, намеченных Вами к вербовке и агенты по церковникам. Разработку Знаменской группы всемерно форсируйте с учётом ликвидации её в ближайшем времени. <...>
7 марта 1937 года
С.Секретно.
В 4-й Отдел УГБ УНКВД по Г/о.
гор.Горький.1-го апреля с.г. истекает срок действия регистрации Сергачского епископа Фотия ПУРЛЕВСКОГО. В связи с тем, что Фотий был зарегистрирован в облисполкоме, на днях он намерен выехать в Горький для продления срока службы в Сергачской епархии.
Дальнейшее пребывание Фотия в Сергаче крайне нежелательно, поэтому прошу принять соответствующие меры по воспрепятствовании регистрации Фотия. <...>
13 мая 1937 года
НАЧАЛЬНИКУ СЕРГАЧСКОГО
РО УНКВД по ГО,
ЛЕЙТЕНАНТУ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ
т.НОВОСИЛЬЦЕВУ<...> В связи с новой Конституцией, ПУРЛЕВСКИЙ даёт установку использовать легальные возможности для борьбы с Соввластью всеми средствами, вплоть до организации массовых к-р выступлений церковников.
Учитывая эту активность, предлагаем Вам обеспечить немедленно глубокую агентурную разработку ПУРЛЕВСКОГО в свете вскрытия его организованной к-р работы. Используйте для этого агентов «Капустина» и «Чеснокова». Проведите новые вербовки агентов из числа церковных авторитетов и близко связанных с ПУРЛЕВСКИМ в городе. Обеспечьте его Вашим агентом-квартирником. <...>
7 июля 1937 года
Гор.Чита — Начальнику РО НКВД
Восточ.Сибирской области
Гор.Сергач — Начальнику РО НКВД
Горьковского края
Гор.Семипалатинск — Нач. 4 отдела
УНКВД Вост.Казахст.обл.Для управления Омской епархией прибыл епископ тихоновской ориентации Фотий, ПУРЛЕВСКИЙ Ал-др Александрович. Несмотря на короткое пребывание его в г.Омске, он влился в существующую к/р организацию духовенства и проводит активную к/р работу по сколачиванию вокруг себя реакционнонастроенного духовенства своей епархии.
Нами в ближайшее время участники к-р организации, в том числе и епископ Фотий, намечены в аресты, а потому просим незамедлительно выслать весь имеющийся компрометирующий материал на него за время его работы в городах — Чита, Сергач, Семипалатинск. <...>
27 июля 1937 года
Гор. Омск,
Нач. 4 Отдела УГБ УНКВД,
Капитану Госуд.Безопасности
тов.НЕЛИППА<...> ПУРЛЕВСКИЙ известен нам как организатор контрреволюционных групп тайных монахов — особенно на Украине, где эту работу ведёт по его заданию монах МАКОВ, скрывшийся от ареста и проживающий на нелегальном положении возле г.Чернигова.
С целью избежать ареста, ПУРЛЕВСКИЙ обычно долго не задерживается на одном месте и за последний год побывал в четырёх областях. В последнее время он был епископом в г.Сергаче, откуда уехал потому, что «почувствовал приближение ареста» за вербовку тайных монахов.
Необходимо ПУРЛЕВСКОГО в самый кратчайший срок разработать и арестовать как одного из организаторов а/с института тайного монашества. В связи с этим не препятствуйте регистрации ПУРЛЕВСКОГО в облисполкоме. <...>
В следственном деле еп.Фотия (ПУРЛЕВСКОГО) есть материалы, которые указывают на подготовку органами НКВД масштабной операции по обвинению сторонников и самого митр.Сергия (СТРАГОРОДСКОГО) в создании "к/р церковно-фашистской террористической организации". Похоже, чекисты готовили материалы для открытого судебного процесса, подобно процессу митр.Вениамина Ленинградского, с обвинениями архиереев в шпионской работе в пользу Ватикана и привлечением западных корреспондентов. "Уличающие" материалы были получены от рядовых участников в процессе предварительного следствия. Приведём выдержки из показаний "руководителя Горьковской периферийной к/р организации":
В конце 1934 года мы участвовали на одном из первых организационных совещаний, созванных по инициативе Сергия СТРАГОРОДСКОГО, на котором обсуждались вопросы развертывания к/р деятельности и объединения к/р церковных сил для борьбы с Советской властью <...> На совещании митрополит Сергий СТРАГОРОДСКИЙ подчеркнул, что «необходимо возродить активную деятельность против Советской власти, начатую в своё время бывшим Патриархом Тихоном и неудачно продолженную Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром Крутицким»<...> Со слов митрополита Сергия СТРАГОРОДСКОГО мне известно, что создание церковно-фашистского центра и развертывание к-р деятельности в Советском Союзе в 1934 г. начато по прямой директиве заграничного церковно-фашистского центра, указания от которого было получено митрополитом Сергием СТРАГОРОДСКИМ <...> Директивы о развёртывании к/р разрушительной работы в СССР поступили от митрополита Сергия ТИХОМИРОВА, эмигрировавшего в числе 19-ти епископов за границу и находящегося в настоящее время в Японии <...> Знал я и о том, что Сергий СТРАГОРОДСКИЙ находился в конспиративной связи с сотрудниками английского посольства, находящегося в Москве<...> Значительным толчком к усилению а/советской деятельности церковно-фашистских организаций послужила активизация к/р деятельности со стороны троцкистов, совершивших убийство одного из крупных руководителей партии — Кирова. Мы, руководители церковно-фашистского центра, считали, выражаясь фигурально, что в общем а/советском хоре, в общей деятельности с троцкистами против советской власти можно рассчитывать на большой успех в к/р деятельности. В беседе с митрополитом Сергием в 1935 году он обратил моё внимание на это обстоятельство и высказал пожелание на возможность установления блока с троцкистами для общей борьбы с советской властью <...> По директивам заграничного церковно-фашистского центра необходимо было всеми путями подготавливать восстание против советской власти, и в этих целях готовить повстанческие и террористические кадры, сеять возмущение и озлобление среди населения против советской власти и заниматься непосредственной подготовкой восстания, начало которого прямо связывалось с интервенцией против Советского Союза со стороны Германии и Японии".
Обратим внимание, что обвинения против участников этой "Церковно-фашистской организации" практически повторяют обвинения против участников "Всесоюзного Центра ИПЦ" и её "филиалов". Органы НКВД, разгромив движение ИПЦ, теперь приступили к уничтожению "сергиевского" духовенства. Агентурой чекистов стали активно выявляться "повстанческие и террористические ячейки под видом тайных монастырей". Обратим внимание на руководителей Центра этой организации:
1) Митрополит Сергий СТРАГОРОДСКИЙ, заместитель Петра Крутицкого, т.н. Местоблюстителя Патриаршего Престола, руководитель тихоновского церковного течения в СССР, окончил духовную академию, в 1922 году был осуждён за к/р деятельность;
2) Ленинградский митрополит Алексий СИМАНСКИЙ, сын помещика, ярый монархист, в 1924 году был осуждён за активную к/р деятельность;
3) Украинский митрополит Константин, человек с резко выраженными фашистскими взглядами, происходит из духовной семьи;
4) Северо-Кавказский архиепископ Мефодий;
5) Ивановский митрополит Павел, происходит из духовной семьи, в 1933 году подвергался репрессии со стороны Советской власти;
6) ЛЕБЕДЕВ Александр, управляющий делами при митрополите Сергии;
7) Нижегородский архиепископ Венедикт;
8) ТУМАНОВ Василий (Феофан, митрополит Горьковский).
С середины 1937 начались массовые аресты священнослужителей-"сергиевцев " из "периферийных организаций" по обвинению в активной к/р агитации, организации массовых выступлений верующих, молебнов, поджогах имущества колхозов, подготовке диверсионно-террористических актов.
Руководителем Горьковской "периферийной организации" был назван еп.Фотий (ПУРЛЕВСКИЙ), арестованный 1 августа 1937 года. На ноябрьском допросе он подтвердит, что все его действия были "направлены к насильственному свержению советской власти и изменению существующего строя в СССР". В деле есть его подробные показания о тайных богослужениях, о создании на Украине многочисленных нелегальных монашеских общин. 17 декабря 1937 года еп.Фотий (ПУРЛЕВСКИЙ) и священник Феодор ЗНАМЕНСКИЙ будут приговорены к высшей мере наказания и расстреляны.
Практически все дела церковников "периферийных организаций" закончились расстрельными приговорами. На вопрос — почему же так и не были арестованы московские руководители, хотя обличающий их материал был подготовлен в полном объёме, ответа нет. Известно, что к 1939 году из "сергиевских" руководителей остались на свободе только митр.Сергий (СТРАГОРОДСКИЙ), митр.Алексий (СИМАНСКИЙ), архиеп.Николай (ЯРУШЕВИЧ) и архиеп.Сергий (ВОСКРЕСЕНСКИЙ).
АГ-донесение сексота "Заказной" от 23 июля 1933 года
19 июля местный житель Х., в прошлом кулак-лишенец, ходил к Федосьинскому попу советоваться, как ему быть с налогами. Поп ОСТРОУМОВ дал ему совет: «Никаких налогов соввласти не плати и в колхоз не ходи»[11].
На этом агентурном сообщении наложена резолюция начальника местного ГПУ: "Попа в проработку".
АГ-донесение сексота "Заказной" от 25 января 1934 года
Поп ОСТРОУМОВ сказал: «Христос тоже вёл борьбу, по Писанию даже разрешается соврать или убить, если это делается с пользой для человечества. Есть притча — человек, убивший одного бандита, спасает десятки жизней христиан». В данном случае подразумевается убийство тов.Кирова.
Обратим внимание, что второе агентурное сообщение "Заказного" было передано в начале 1934 года, но потом дата доноса будет исправлена на 25 января 1936 года. А последняя фраза, похоже, была приписана самим следователем, кто-то, очевидно, из руководства, поставил рядом знак вопроса. Возможно, у следователя возникла идея — обвинить арестованного в 1937 году священника Димитрия ОСТРОУМОВА в причастности к убийству Кирова.
АГ-донесение сексота "Заказной" от 29 мая 1937 года
К федосьинскому попу ОСТРОУМОВУ Д.И. часто приезжает его старая знакомая КЕРГОФ Мария. Она преподавательница иностранных языков в Кремлёвской школе ВЦИК. Всё это узнал в беседе с Х. У меня просто напала такая мысль, что это знакомство связано со шпионством. У этой гр-ки КЕРГОФ Марии был раньше брат, который имел свою дачу около дер.Сухово.
АГ-донесение сексота "Зорького"[12]от 3 августа 1937 года
Личность попа ЛАВРОВА из с.Саларево я знаю только от случайных встреч, когда несколько лет тому назад он бывал у попа ОСТРОУМОВА, посему детально его характеризовать не могу. Личность попа ОСТРОУМОВА из с.Федосьина: в этом человеке чувствуется антисоветское настроение, но скрывает его, и при удобном случае может этим жалом язвить власть Советов. Одним словом, человек непролетарский и не колхозно настроенный. Вот вкратце полит.сторона попа с.Федосьина.
"Запавшая" у осведомителя мысль о "шпионстве" была позже использована следствием в "Обвинительном заключении" по групповому делу священнослужителей и мирян в Москве и Подмосковье, арестованных в августе 1937 года как членов "к/р террористической шпионской организации". О.Димитрий был арестован 7 августа, на допросах ему были предъявлены выдержки из показаний "свидетелей" о его словах, сказанных в разные годы[13]:
Вот Сталин каких людей уничтожает, но это только ему же хуже, он тоже дождётся такой доли, отшибут и ему голову.
Надо, чтобы все писались верующими, а то, если нас будет мало, соввласть всех нас, верующих, сошлёт и будет издеваться. А когда запишемся всей деревней, то она побоится нас тронуть[14].
Соввласть и коммунисты только хвалятся, что вот при них жить, мол, стало хорошо. А в действительности, крестьян так прижали колхозной барщиной, что свободно дышать не могут, сдирают с них последнюю шкуру.
Следствие прошло стремительными темпами, так как доказывать и добиваться признаний не требовалось. Один допрос о.Димитрия, на котором он категорически отказался признать обвинение, что он "распускал к/р клевету по отношению к соввласти, выступал в защиту известных контрреволюционеров-террористов и высказывал террористические настроения к руководителям соввласти", ничего не изменил в его судьбе. 28 августа 1937 года о.Димитрий ОСТРОУМОВ был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.
АГ-сообщение сексота "Доброклонского"[15]от 1 декабря 1933 года
Осенью 1933 года в церкви, у свечного ящика, собрав группу[16] верующих перед службой, поп ВОРОБЬЁВ говорил: «Слышали, как здорово свиней поморили в колхозе?! И всё так прахом пойдёт у соввласти».
АГ-сообщение сексота "Доброклонского" от 5 мая 1935 года
Весной 1935 года в соборе, после прочтения заметки о фашизации Германии, ВОРОБЬЁВ по этому поводу сказал: «Хорошо было бы, если Гитлер захватит Россию. Мы бы его встречали, как второго Минина — избавителя от большевиков».
Поражает, как подобное агентурное сообщение секретного сотрудника могло пройти мимо внимания органов НКВД в 1935 году, тем более что оно относилось к священнику, уже отбывшему срок наказания в Соловецком лагере особого назначения. Объяснение может быть только одно — это агентурное сообщение появилось в "Меморандуме " гораздо позже, в 1937 году, и могло быть придумано и дописано самим секретным сотрудником.
АГ-сообщение сексота "Доброклонского" от 27 мая 1935 года
Воскресную соборную церковь обслуживают прежние служители религиозного культа, староцерковники, так называемые, «тихоновцы». Таковых в последнее время 5 священников и 4 псаломщика. Насколько известно, все они по своим полит. воззрениям и наклонностям могут быть отнесены к реакционно настроенному классу, не сочувствуют новому соц.строю в нашей стране и её соввласти. Мне, во время присутствия при богослужениях, неоднократно приходилось быть при таких случаях, когда протоиерей ЗНАМЕНСКИЙ при совершении литургии при общем поминовении, как положено, демонстративно не поминал ни страны Российской, ни властей её, не считаясь даже с распоряжением своего митрополита об обязат<ельном> поминовении в молитвах властей. Ему подражали другие диаконы, стараясь пропустить слова о поминовении или намеренно произнести их так тихо, чтобы никто из прихожан не расслышал.
АГ-сообщение сексота "Доброклонского" от 20 июля 1936 года
После опубликования в газетах материалов на шпионов ВОРОБЬЁВ сказал: «Вот доказательство, они всё среди священно-служителей ищут контрреволюцию. Но вот архиерей-то ни один не попал, а вон какие люди: коммунисты, начальники, комиссары — продают страну».
Поп ВОРОБЬЁВ старается вести среди молодёжи, школьников и студентов, пропаганду в пользу усиленного посещения церкви, при которой он служит, предлагал некоторым из них образовать лучший певческий хор, чтобы при помощи их привлечь как можно больше верующих. Ссылаясь на Конституцию, что свобода отправления религ<иозных> культов признаётся за всеми гражданами, ВОРОБЬЁВ говорит, что теперь можно свободно и безбоязненно вести пропаганду за распространение религ<иозных> воззрений, дабы привлекать в среду верующих всех, главным образом молодёжь; надо все права, данные Конституцией, использовать целиком. Преступно будет, если будем спать.
АГ-сообщение сексота "Доброклонского" от 3 августа 1937 года
По поводу помощи Испании ВОРОБЬЁВ сказал: «Вот потому-то у нас нет риса и других продуктов, что наши правители шлют в Испанию. Самим жрать нечего, а Испанию поддерживаем».
9 августа 1937 года настоятель храма в г.Павлово-Посаде о.Алексий ВОРОБЬЁВ был арестован. В качестве "свидетеля" по делу проходил секретный сотрудник "Доброклонский", на допросах прибавивший ещё, что о.Алексий — "приверженец фашизма, о чём открыто заявлял в среде верующих, посещающих церковь, открыто пропагандировал идеи фашизма".
Агентурные сообщения "Доброклонского" за период 1935-1937 годов были объединены в "Меморандуме", ставшем основой "Обвинительного заключения". О.Алексий был допрошен только один раз, его возражения не изменили установок следствия. 19 августа 1937 года он был приговорён к высшей мере наказания и 20 августа расстрелян.
Летом 1937 года в районный отдел НКВД пришла колхозница, незадолго до этого проигравшая в народном суде спорное дело о выселении из дома семьи глубоковерующих ЧИЛИКИНЫХ. Она сообщила о контрреволюционной деятельности семьи ЧИЛИКИНЫХ, и это было оформлено в виде протокола показаний "свидетельницы", который заканчивался, вместо подписи, отпечатком большого пальца доносительницы, Приведём выдержки из этого "документа ":
<...> В 1933 году ЧИЛИКИН говорил: «Колхозники голодают, работают из-под палки <...> народ бежит из колхозов. Скоро этим большевистским гнёздам придёт конец, и опять всё пойдёт по-старому <...> Это не власть, а банда грабителей, жуликов, эти жулики отбирают последние гроши у народа на свой социализм».
Эта семья всегда принимает у себя в доме и кормит возвращающихся из ссылки за к/р дела. Она всегда им говорит: «Подождите, потерпите немного, скоро конец придёт этой проклятой власти, и тогда всех коммунистов уничтожат, и в первую очередь, ихнего вожака Сталина».
В 1935 году жена его, придя ко мне домой и увидев портрет Ленина, заявила: «Что вы этого ... (обозвал его самыми к/р словами) чуть ли не вместе с иконами повесили, уберите его с глаз долой». Характерно, что и их 12-летняя дочь всегда поёт к/р песни.
В мае 1937 года, когда я вывесила флаг в честь праздника 1-го Мая, ЧИЛИКИН мне сказал: «Это вы вывесили флаг для ... (допустил к/р ругань) праздника? Надо немедленно убрать»[17].
Очевидно, местным органам НКВД доноса показалось мало, важнее было расширить дело ЧИЛИКИНЫХ и подключить к нему новых участников. Со "свидетельницей" хорошо поработали, следователем были написаны новые показания о деятельности уже "К/р террористической группы церковников", которые подтвердили позже ряд других "свидетелей":
Своей конспиративной квартирой контрреволюционная террористическая группа церковников использует квартиру ЧИЛИКИНА А.В., на которой через два-три дня в ночное время собираются попы КОСМЕНКОВ, КЕССАРИЙСКИЙ, дьякон КРЕЧКОВ, церк<овный> староста САФРОНОВА, члены церковного Совета, бывшие крупные кулаки[18] <...> На нелегальных к/р собраниях всегда обсуждались вопросы о свержении соввласти и жестокой расправе над коммунистами и в первую очередь, над вождями ВКП(б), о действиях троцкистко-зиновьевской банды и целый ряд других вопросов. В вопросе уничтожения вождей ВКП(б) в первую очередь ставилось убийство тов.Сталина <...> ЧИЛИКИН говорил: «Эти болваны-большевики думают уничтожить всех умных людей[19], они глубоко ошибаются. Центр этих оставшихся людей неусыпно продолжает работу по подготовке к свержению соввласти, продолжают свою работу нужные нам люди и на низах. Хватит, пожили эти жулики двадцать лет, скоро настанет их час расплаты, и придёт конец этой власти жуликов. Надо будет стереть с лица земли всю эту большевистскую мразь, уничтожить всех вождей большевистской партии и в первую очередь уничтожить Сталина, тогда только мы сможем снова зажить по-старому и спокойно. Большевики держатся на волоске, против них готовит войну весь цивилизованный капиталистический мир, и достаточно одного молниеносного удара со стороны капиталистических армий, и большевиков уничтожат, и советской власти будет конец. Надо к этому быть готовыми».
1 ноября 1937 года священники, диакон и группа из пяти верующих села Быково Раменского района Московской области были арестованы как "участники к/р террористической группы церковников". 5 ноября 1937 года им было предъявлено "Обвинительное заключение" в котором, кроме обычных обвинений в агитации фигурировала и подготовка террористического акта против председателя колхоза.
15 ноября 1937 года священники Иван КЕССАРИЙСКИЙ к Пётр КОСМЕНКОВ, диакон Семён КРЕЧКОВ были приговорены к высшей мере наказания и с 16 по 28 ноября расстреляны. Остальные обвиняемые были приговорены к 8-10 годам лагеря.
Работа секретного сотрудника "Лебедева" благочинного Загорской епархии, на органы ОГПУ- НКВД началась задолго до его назначения сюда. В период 1927-1933 годов он активно "поработал" на ОГПУ в Москве, выявляя оппозиционных митр.Сергию клириков. Позже в своём рвении, уже работая на чекистов в Загорском районе, он предлагал свои услуги чекистам Москвы, объясняя своё рвение так:
В своё время мною были уличены (и арестованы) в контрреволюции Агафон и Варфоломей, но их продолжатели до сих пор существуют и в Москве, где они действовали, и об этом имею возможность представить отдельный доклад[20].
Свой московский опыт работы на чекистов "Лебедев" использовал в полной мере и в Загорске, завербовав в каждой церкви епархии помощников. Уже в первых своих агентурных сообщениях он утверждал, что "весь фанатизм, вся контрреволюция теперь находится здесь" отмечая особенно причты церквей Ильи Пророка, Вознесения и группы монахов и монахинь из ранее разгромленных монастырей.
В многостраничном "Меморандуме" вошедшем позже в материалы следственного дела настоятеля Николая БЕНЕВОЛЕНСКОГО, перемежаются агентурные сообщения "Лебедева" с доносами осведомителей, работавших на самого сексота. Отметим, что священники и верующие подозревали о контактах "Лебедева" с органами НКВД[21]. При появлении в клире храма новых священников прихожане даже предупреждали их об этом, никак не предполагая, что их слова появятся в агентурных сообщениях. Ведь присланный священник порой оказывался "работавшим" на благочинного. Например, в деле есть агентурное сообщение священника "Пахомова", завербованного "Лебедевым" в 1933 году:
Ко мне обратилась О. и сказала: «Вот вас с о.Николаем[22] народ уважает, а о.Фёдора[23] как-то побаивается, он очень любопытный батюшка, поэтому народ думает, что он в сношениях с НКВД. Надо с ним осторожно себя вести».
Большая часть "Меморандума" посвящена о.Николаю БЕНЕВОЛЕНСКОМУ. Именно в его причт был внедрён священник "Пахомов" поэтому из агентурных сообщений в "Меморандум" благочинного за период 1938-1940 годов перешли огромные списки фамилий верующих, в основном молодых женщин и девушек с фабрик и заводов, из больниц и других учреждений, посещавших богослужения и исповедующихся у о.Николая. Непререкаемый авторитет о.Николая среди прихожан и их любовь к нему, очевидно, не давали покоя благочинному, и это заметно по "Меморандуму". Вот выдержки из последнего:
АГ-сообщение сексота "Пахомова" за июль 1934 года
Священник БЕНЕВОЛЕНСКИЙ в разговорах скрытен. Помню, когда уже со мной хорошо познакомился, он разговорился со мной на политическую тему на поминках, стал критиковать действия соввласти. Его слова были: «18 лет большевики правят, а толку всё нет, то одного нет, то другого, налоги есть, а дело не цветёт. Хулиганство и воровство — на каждом шагу».
АГ-сообщение сексота "Пахомова" за февраль 1936 года
Сейчас заметно, что к БЕНЕВОЛЕНСКОМУ на исповедь идут монашки более, чем к кому-либо. Из Москвы интеллигенты тоже обращаются только к нему.
АГ-сообщение сексота "Лебедева" за декабрь 1937 года
В октябре к источнику[24] приходили на квартиру три представителя религиозной общины с.Гривы Загорского района[25] после окончания службы. Они рассказывали: «Мы были на исповеди у о.Николая, племянника схимонаха Алексия, жаловались на колхозы, почему они ничего не дают людям, а только вредят, не дают молиться, не позволяют ходить по праздникам в церковь, а заставляют в наши праздники работать». О.Николаи сказал, что это вражеская сила, что нужно молиться, чтобы Господь избавил от этого зла.
АГ-сообщение сексота "Лебедева" за сентябрь 1938 года
В настоящее время в г.Загорске продолжается, и даже увеличивается, паломничество. Основной причиной этого явления — укоренившаяся в Загорске «Алексеевщина». Алексий — старец, схимонах, прозорливец, известный духовник всех паломников б<ывшей> Троице-Сергиевой Лавры. «Алексеевщина» заключается в том же духовно-нравственном извращённом направлении, которое осуществлялось «иосифовской» группой духовенства. К этой группе в настоящее время принадлежит племянник схимонаха Алексия — священник о.Николай. <...>
О.Николай теперь особенно реакционно действует в религиозном мире. Он почему-то старался сохранить для себя район Комсомольской улицы, стараясь посещать его сам, во все праздники ходил именно туда, и один. Зная это, в праздник Вознесения, 2-го июня 1938 года, я обошёл этот район, все дома. Мне пришлось увидеть и убедиться, что здесь — центр ныне существующей к/р церковной организации, во главе которой стоит ныне, после арестованного ранее о.Николая СОКОЛОВА, БЕНЕВОЛЕНСКИЙ. Эта группа старается вести за собой в религиозном отношении Загорск.
АГ-сообщение сексота "Лебедева" за февраль 1939 года
БЕНЕВОЛЕНСКИЙ распространяет вместе со своими активистами своё а-с влияние не только на окружающих на фабриках и заводах, но и на окружающие колхозы <...> Он внушает своим почитателям, а особенно почитательницам из колхозниц, чтобы они, несмотря на запрещения соввласти, соблюдали церковные праздники. И действительно, все преданные ему колхозницы соблюдают все религиозные праздники, принося этим весьма существенный вред государству и своевременному собиранию урожая <...> Кроме того, он внушает исповедующимся, чтобы они заботились о спасении своей души, об открытии храмов и приискании священников в эти храмы. Таким образом, эти чада духовные превращаются по его совету в ходоков, они ездят в Москву в Патриархию, ищут священников. Список духовных чад о.Николая прилагаю[26].
АГ-сообщение сексота "Пахомова" за апрель 1939 года
Бывшая монахиня АСТРАХАНЦЕВА, после ареста игумена Никодима и монахини Агнии, уцелела и создала в своём доме к-р гнездо. Главными лицами этого гнезда являются в настоящее время БЕНЕВОЛЕНСКИЙ и она сама.
АГ-сообщение сексота "Лебедева" за октябрь 1938 года
Во всех группировках имеются главные действующие лица, — активисты, которые распространяют своё влияние на фабриках и заводах, в том числе и оборонного значения. В частности, БЕНЕВОЛЕНСКИЙ стоит во главе группировки, называемой «Алексеевщина и Ипполитовщина», и распространяет своё влияние на военный завод № 11, завод № 6, скобяной завод, Красный Крест и больницы. Его актив из лиц, работающих на предприятии, в первом списке[27]. Все названные выше лица особенно опасны в настоящее время, с объявлением мобилизации и международной обстановки. Все они распускают слухи, что «началась война, о которой предсказывал Иоанн Богослов в Апокалипсисе и после которой должно быть преставление (конец) света. В этой войне антихрист, царствующий ныне в России, будет побеждён, и его царство прекратится, а воцарится Христос и возвратится его царство. Соввласть падёт, и придёт прежняя, царская власть».
10 января 1940 года о.Николай БЕНЕВОЛЕНСКИЙ вместе с группой клириков и мирян был арестован. С первых же дней пребывания в тюрьме к нему был подсажен работающий на чекистов заключённый "с целью АГ-разработки по заданию следственной части УНКВД МО", который ежедневно сообщал обо всех разговорах с о.Николаем:
За время пребывания в камере БЕНЕВОЛЕНСКИЙ рассказывал о себе и своём аресте. Жаловался, что священников арестовывают ни за что, что политика в СССР такая, чтобы в 1940 году арестовать всех священников, что НКВД всех священников посылает в такие лагеря и местности, где они умирают. Он считает, что в СССР проводится жестокая политика арестов, что раньше, в дореволюционное время, этого не было, было свободнее, что он помнит прошлую жизнь в этом отношении, т.к. ему самому приходилось быть судебным заседателем. Он не хвалил соввласть за то, что она, якобы, преследует церковников. Он считает, что старший священник в Загорске, благочинный, является «секретным сотрудником» НКВД и «выдаёт священников", что это, по его словам, "низкий и подлый человек", "предатель".
Именно с этим заключённым о.Николай стал советоваться, не притвориться ли ему психически больным, о чём было сразу же сообщено следствию. 3 июня 1940 года о.Николай БЕНЕВОЛЕНСКИЙ был приговорён к 5 годам ИТЛ и отправлен в Карлаг, откуда ему не суждено было вернуться.